№ 05 (май)
Статей: 15
Читателей: 12979
Педагогика
Некрасова Г. Н., Быкова Е. Л. Дидактические возможности использования образовательного видеоконтента на уроках технологии для изучения тематического блока «Технология обработки текстильных материалов» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 5 (май). – С. 1–17. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231030.htm
ART 231030
DOI 10.24412/2304-120X-2023-11030
Просмотров: 1069
В современных образовательных условиях эффективность обучения непосредственно связана с качеством образовательного контента, с подбором эффективных методов и средств. Просмотр образовательного видео на уроках технологии оживляет учебный процесс, позволяет увидеть конечный результат выполняемых действий на практических занятиях, дает возможность повторного просмотра трудных для понимания и воспроизведения учебных действий. Проблема подбора учебного видеоконтента, соответствующего новым стандартам образования, понятного и доступного определенной категории учащихся, приобрела особую значимость в последнее время, в том числе и с введением дистанционной формы обучения. Актуальность этой проблемы подтверждают данные опроса, проведенного среди педагогов, по выявлению трудностей при подборе образовательного видеоконтента для уроков технологии, а также получение информации о цифровых образовательных ресурсах, используемых учителями в работе. Целью данной статьи является анализ дидактических возможностей использования образовательного видеоконтента на уроках технологии для изучения тематического блока «Технология обработки текстильных материалов». Ведущие методы для исследования проблемы – опрос и педагогический эксперимент. Суть экспериментальной работы заключалась во введении новых приемов и средств в виде образовательного видеоконтента для формирования умений и навыков учащихся в освоении технологии обработки текстильных материалов. Теоретическую значимость работы составил анализ литературы по проблеме, кроме того, теоретически обоснована и разработана система требований к образовательному видеоконтенту, используемому на этапе организации практической деятельности учащихся. Практическая значимость статьи заключается в предложенном методическом материале по использованию образовательного видеоконтента на уроках технологии для изучения тематического блока «Технология обработки текстильных материалов».
Черкасова М. Н., Сироткин В. В., Костюков А. В. Потенциал e-learning в модернизации аспирантского образования транспортного вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 5 (май). – С. 18–32. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231031.htm
ART 231031
DOI 10.24412/2304-120X-2023-11031
Просмотров: 783
Актуальность изучения потенциала e-learning в модернизации аспирантского образования осложняется продолжающимся процессом реформирования российской аспирантуры, конфликтом между образовательной, исследовательской и практической составляющими, изменяющимися образовательными стратегиями и тактиками, эпидемиологической обстановкой. В настоящее время отмечается отсутствие работ, в которых освещается потенциал e-learning в формировании новой образовательной модели аспирантского образования, которое нуждается в реформировании и диверсификации. Рабочая гипотеза заключалась в предположении, что в период экстремального (март – июль 2020 г.) и постэкстремального дистанционного обучения (ДО) (октябрь 2020 г. – январь 2021 г.) у аспирантов I и IV курсов транспортного вуза сформировались устойчивые информационно-коммуникационные компетенции и желание продолжить обучение в дистанционном формате для реализации самостоятельной исследовательской деятельности в рамках современных трендов. Для проверки гипотезы были сформированы задачи, позволяющие проанализировать реакции аспирантов на реализацию образовательной программы в период постэкстремального обучения, выявить потенциальные риски e learning и представить модель обучения с использованием дистанционных технологий. В исследовании-опросе принимали участие 59 аспирантов транспортного вуза: аспиранты I курса (33 человека) и IV курса (26 человек). Цель – проанализировать уровень сформированности информационно-коммуникационных компетенций за период ДО и степень адаптации к такому виду обучения в зависимости от направления подготовки (технические направления подготовки (“T”); информационные направления подготовки (“IT”); социально-гуманитарное направление подготовки (“SH”)), курса, возраста. 48,48% аспирантов I курса, в отличие от обучающихся IV курса, демонстрируют позитивно-одобрительную реакцию на внедрение e-learning и ДО в аспирантуре. При этом за традиционное обучение выступили лишь 30,3% аспирантов I курса (27,27 “T” + 3,03 “IT”), в отличие от 50% респондентов IV курса (46,15 “T” + 3,85 “IT”). Расшифровка реакций выпускников аспирантуры на длительное ДО трактуется нами как резко отрицательная: 100% респондентов (IV курс) ответили НЕТ длительному дистанционному обучению. В соответствии с реакциями респондентов и невозможностью универсализации e-learning предложена модель аспирантского образования с использованием дистанционных технологий. Практическая значимость работы заключается в возможности использовать количественный и качественный анализ реакций на потенциальную образовательную модель с использованием e learning для дальнейшего формирования траектории аспирантского образования. Исследование может представлять ценность в рамках теории организации высшего образования, в частности для изучения процесса формирования научных, практических и профессиональных компетенций научно-педагогических кадров высшей квалификации с точки зрения диверсификационного обучения.
Ключевые слова:
e-learning, аспирантура, модель образования, covid-19, потенциальные риски e-learning
Директорова Д. Д., Директоров В. Д. Возможности цифровой обработки лингвометодической инфографики для обучения русскому языку в старших классах // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 5 (май). – С. 33–50. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231032.htm
ART 231032
DOI 10.24412/2304-120X-2023-11032
Просмотров: 939
Актуальность исследования обусловлена тем, что в условиях высокой информационной нагрузки у современного поколения школьников начала появляться тенденция к клиповизации мышления. Особую значимость это явление приобретает в процессе обучения учащихся старших классов, которые испытывают наибольшую когнитивную нагрузку, связанную в том числе и с подготовкой к предстоящим экзаменам. Эта тенденция должна быть учтена при конструировании эффективного процесса обучения и подкреплена новыми технологическими возможностями, которые обеспечивают современные цифровые инструменты. Цель данного исследования состоит в определении способов цифровой обработки лингвометодической инфографики, которая содержится в учебниках и учебных пособиях по русскому языку, для преобразования их в вариативные задания, которые возможно применять в процессе обучения, в частности, в старшей школе. Предлагаемый подход состоит в создании вариативных заданий по русскому языку на основе существующей лингвометодической инфографики посредством ее цифровой обработки предложенными в статье цифровыми инструментами. В статье применяется ряд аналитических методов исследования: анализ научной литературы по теме исследования, анализ нормативно-правовой документации, дефиниционный анализ, а также методический анализ современных учебников. В качестве результатов исследования приводится несколько вариантов цифровой обработки методических средств графической наглядности по русскому языку, которые могут применяться в процессе обучения старшеклассников. Кроме того, в рамках проведенного исследования описывается перспектива создания цифрового образовательного ресурса «Цифровой банк лингвометодической инфографики» для аккумуляции в нем цифровых копий указанных средств графической наглядности. Теоретическая значимость статьи состоит в определении цифровых инструментов и способов их применения для цифровой обработки лингвометодической инфографики, которая может быть использована в процессе обучения русскому языку в старших классах. Практическая значимость предпринятого исследования состоит в возможности применения представленных способов цифровой обработки лингвометодической инфографики для создания индивидуализированных заданий разного уровня сложности. Данный ресурс будет методическим подспорьем для учителей-практиков, будущих учителей и учащихся школы.
Пустовойтова О. В., Ведешкина Н. А. Профессиональная готовность педагогических кадров к цифровой трансформации образовательного процесса в ДОО: тактика использования технологии геймификация // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 5 (май). – С. 51–65. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231033.htm
ART 231033
DOI 10.24412/2304-120X-2023-11033
Просмотров: 941
Уже несколько лет особенно остро в научных и педагогических кругах обсуждается проблема цифровизации образования. Исследователи выдвигают свои концепции и технологии по внедрению в образовательный процесс инновационных инструментов. Анализ зарубежных и отечественных источников по проблеме внедрения цифровых образовательных технологий в сферу образования показывает, что большая часть исследований посвящена включению цифрового компонента в школьную и университетскую практику с целью повышения успеваемости обучающихся, а уровень дошкольного образования остается на периферии. Исходя из интерпретации данных работ, следует, что вопрос об онлайн-образовании и использовании цифровых технологий по-прежнему актуален и открыт на всех уровнях образования. В работе обоснована необходимость перестраивания образовательного процесса дошкольников под воздействием правовых, социально-экономических и культурных факторов. Однако, учитывая возрастные и психофизиологические особенности детей дошкольного возраста, для которых ведущим видом деятельности является игра, наиболее оптимально с позиции здоровьесбережения применять технологию геймификация – использование компьютерных техник в неигровой образовательной ситуации. Целью исследования стала проверка готовности педагогов применять технологию геймификация при работе с детьми дошкольного возраста, так как она позволяет активизировать познавательный интерес, сделать процесс увлекательным и интересным, где ребенок является субъектом действия и выражает посредством цифровой игры круг своих интересов. Методами исследования послужил гугл-опрос педагогических кадров МДОУ «Детский сад № 73» города Магнитогорска на предмет трансформации образовательного процесса ДОО путем включения в него инновационных сквозных образовательных технологий, а также беседа и входной ассесмент практико-ориентированного характера. Представлены экспериментальные данные по внедрению в образовательный процесс дошкольной образовательной организации цифровых технологий, в том числе и геймификации. Результаты диагностики продемонстрировали готовность педагогов к использованию цифрового образовательного контента, но данный процесс протекает неоднородно, сложно и с определенными трудностями, выражающимися в отсутствии понимания у некоторых кадров того, что такое цифровизация, цифровые технологии, а следовательно, и их использовании при организации образовательного процесса. Цифровая трансформация дошкольной образовательной организации возможна, если педагогические работники повысят свой уровень квалификации в сфере использования цифровых технологий в процессе обучения и воспитания дошкольников, если будет создана цифровая образовательная среда и будут учтены возрастные и интеллектуальные потребности детей. Теоретическая и практическая части исследования будут полезны как исследователям в сфере цифровизации образования, так и практикам, ищущим алгоритм перестраивания образовательной деятельности дошкольной образовательной организации (ДОО) посредством включения цифрового компонента.
Лашина Г. В. Анализ внедрения симуляционных технологий в образовательный процесс при формировании коммуникативной компетентности медицинских сестер // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 5 (май). – С. 66–79. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231034.htm
ART 231034
DOI 10.24412/2304-120X-2023-11034
Просмотров: 852
На сегодняшний день, в условиях стремительного развития инновационных медицинских технологий, остро ощутима потребность в высокопрофессиональных медицинских специалистах, в том числе обладающих коммуникативными компетенциями. Закономерным является то, что медицинским сестрам, для поддержания и повышения своей статусности, на протяжении всей трудовой деятельности следует заниматься развитием своих профессиональных компетенций. Требуется уделять особое внимание не только освоению практических навыков и приобретению умений по специальности, но и формированию коммуникативных, лидерских качеств медицинской сестры. С учетом того что процессы с отработкой и закреплением коммуникативных компетенций с использованием симуляционных технологий на этапе последипломного образования среднего медицинского звена не прогрессируют, внедрение в дополнительные профессиональные программы симуляционных форм обучения предоставляет возможность решить обозначенную проблему. Это определяет актуальность темы исследования. Целью статьи является проведение анализа внедрения симуляционных технологий в программы последипломного образования специалистов со средним медицинским образованием. В качестве эмпирических методов исследования были использованы наблюдение, эксперимент, опрос, сравнение. Проведение тренингов с использованием симуляционных технологий позволяет расширить траекторию современного обучения и предоставить медицинским работникам право выбора развития своих компетенций в условиях симуляционной среды. Результатом проведенной работы является увеличение количества слушателей с продвинутым уровнем коммуникативной компетентности по окончании тренинга. На основании анализа анонимного анкетирования слушателей циклов повышения квалификации по специальности «Сестринское дело» были выделены преимущества и недостатки проведения тренингов с использованием симуляционных технологий; доказано, что в мобильной практической деятельности медицинской сестры коммуникативные навыки являются профессионально необходимыми наравне с другими востребованными компетенциями и процесс обучения должен обеспечивать непрерывное профессиональное развитие медицинского специалиста в преемственности с другими формами обучения. Данная статья будет полезна для исследователей, специалистов медицинского симуляционного обучения, педагогов дополнительного профессионального образования и может использоваться на симуляционных занятиях со слушателями циклов повышения квалификации, направленных на развитие коммуникативной компетентности.
Исупова Т. Н., Можарова Т. Н., Чаплыгина Е. В. Организация проектной деятельности студентов педагогических специальностей в цифровой образовательной среде как важное условие развития их творческого потенциала // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 5 (май). – С. 80–94. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231035.htm
ART 231035
DOI 10.24412/2304-120X-2023-11035
Просмотров: 881
Развитие творческого потенциала обучающихся – одна из важнейших задач, которые стоят перед наставниками цифровой школы. Значимость творчества для выпускника обусловлена динамикой современной жизни, характером востребованных профессий, потребностями самого человека, общества. Авторами исследуется проблема организации проектной деятельности студентов педагогических специальностей в условиях информационной среды вуза на основе цифровых сервисов. Цель статьи – оценить влияние вовлечения будущих педагогов в проектную деятельность на уровень развития их творческого потенциала. Методология основывается на анализе дидактических возможностей проектной деятельности, инициатив ЮНЕСКО, государственных программ для развития педагогического образования. Программные средства: интерактивные тренажеры (ProProfs); ленты времени (Timeline JS); ментальные карты (MindMap); презентации (Prezi). Научная новизна состоит в том, что выявлены особенности включения цифровых сервисов в проектную деятельность студентов педагогических специальностей, способствующие развитию таких качеств личности, как организованность, самостоятельность, самоанализ и саморефлексия, познавательная активность, креативность, умение работать с информацией. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что конкретизирована сущность проектной деятельности будущих педагогов по наполнению практико-ориентированного информационного ресурса. В заключении делаются выводы о возможностях применения цифровых технологий для развития творческого потенциала личности будущего педагога: вариативность представления учебного материала; опыт профессионально ориентированной коммуникации; обогащение спектра инструментов деятельности; использование разных форм работы (индивидуальной, групповой); повышение мотивации, самоконтроля, способности к рефлексии. Также сформулированы трудности предлагаемых нововведений: как отслеживать и координировать ход творческой работы над проектом; каким образом разграничить текущий, промежуточный, итоговый контроль; какие цифровые сервисы выбрать и т. п. Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы преподавателями и студентами вузов для совершенствования своей профессиональной, творческой, самостоятельной, проектной деятельности.
Ключевые слова:
информационно-образовательная среда, проект, качества личности, электронный ресурс, цифровая школа
Капустина Л. В., Баканова И. Г. Университетское образование как внешний детерминант предпринимательства // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 5 (май). – С. 95–107. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231036.htm
ART 231036
DOI 10.24412/2304-120X-2023-11036
Просмотров: 795
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что сегодня в Российской Федерации не существует стандартного формата и структуры для обучения предпринимательству, а ведь предпринимательство в настоящее время имеет неизмеримое значение для достижения экономического роста и экономического развития страны. Государство предпринимает усилия для облегчения создания предприятий, в то время как действия, осуществляемые университетами, по-прежнему остаются в стадии зарождения. Бизнес и управленческое образование фокусируются только на подготовке студентов к тому, чтобы стать хорошими сотрудниками в организациях в качестве их единственного варианта карьеры. Большинство студентов не обучаются многим навыкам, которые нужны предпринимателям, включая нестандартное мышление, знание того, как приобретать и использовать ресурсы, способность создавать организации и эффективно работать в команде. Преподаватели не всегда осознают важность вопроса трансформации в направлении модели предпринимательского обучения. Но именно обучение предпринимательству в университете должно способствовать созданию новых рабочих мест, а не только поставлять на рынок труда соискателей. Поэтому обучение в вузе должно включать в себя бизнес-практики, способные помочь почувствовать и преодолеть трудности, возникающие в период роста новой компании. Целью данной статьи является описание роли университета как детерминанта акта предпринимательства. Проблема исследования заключается в ответе на вопрос: какие факторы необходимо учитывать в обучении для того, чтобы университетское образование воспринималось студентами как предпосылка для создания бизнеса? Теоретическую базу исследования составил анализ российской и зарубежной научной литературы по теме развития предпринимательства в высших учебных заведениях. Теоретическая значимость исследования заключается в анализе подходов для популяризации концепции предпринимательства и ее внедрения среди студентов с целью сделать выпускников потенциальными предпринимателями. Авторы выделили и описали показатели, стимулирующие предпринимательство в целом. Практическая значимость исследования заключается в описании факторов, которые необходимо учитывать в обучении для того, чтобы университетское образование воспринималось студентами как предпосылка для создания бизнеса.
Заболотнева О. Л., Кожухова И. В. Приемы развития навыков креативного письма обучающихся языковых специальностей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 5 (май). – С. 108–125. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231037.htm
ART 231037
DOI 10.24412/2304-120X-2023-11037
Просмотров: 932
Развитие навыков креативного письма нередко имеет не только методическую, но и психологическую ценность. Работа над развитием навыков креативного письма косвенно закреплена как в общепрофессиональных, так и в универсальных компетенциях, отражая способность обучающихся к созданию текстов в рамках реализации мягких навыков будущих профессионалов. Креативное письмо (аналог – творческое письмо) – многогранный термин, включающий в себя большое разнообразие форм и форматов, объединенных художественностью, оригинальностью и индивидуализацией. Креативное письмо может практиковаться с обучающимися разного уровня, быть частью группового проекта или индивидуального задания, может осуществляться спонтанно (реактивно) или быть результатом длительной подготовки (экстенсивно). Цель статьи – описание приемов развития навыков креативного письма обучающихся языковых специальностей. Отметим, что обозначенные методы могут быть адаптированы под разные уровни владения иностранным языком. Приведенные в работе приемы базируются на опыте авторов, а также являются результатом анализа отечественной и зарубежной методической литературы. Научно-методические работы по изучению и анализу креативного письма выявляют широкий спектр его изучения: философские основы, психолого-методические аспекты, историю развития, креативное письмо как один из профессиональных навыков и др. Традиционные техники творческого письма (сочинения различных типов и жанров) редко когда находят эмоциональный отклик у обучающихся, в связи с чем авторами предлагаются альтернативные формы работы с использованием вспомогательных средств, интернет-технологий, искусственного интеллекта, практики по созданию коллажей, эмоционального коучинга и др. Теоретическая значимость работы заключается в относительно полном изображении многообразия точек зрения и подходов к осмыслению и исследованию креативного письма в целом. Описанные в статье приемы апробированы на обучающихся среднего/порогового (B1) и продвинутого/профессионального (С1) уровней на базе ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет». В выводах приводится обобщенная информация по рассмотренной теме.
Ключевые слова:
иностранный язык, обучающиеся, письменная речь, приёмы, креативное письмо, культура речевого общения
Закиева Р. Р. Анализ качества образования в техническом университете с помощью технологии интегративной оценки уровня сформированности компетентности выпускника // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 5 (май). – С. 126–139. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231038.htm
ART 231038
DOI 10.24412/2304-120X-2023-11038
Просмотров: 713
Актуальность исследования обусловлена противоречием между ориентацией высшей школы на компетентностную парадигму образования, в русле которой должно обеспечиваться комплексное, непрерывное, практико-ориентированное оценивание компетенций, формируемых у студентов в процессе освоения ОПОП, и недостаточной разработанностью научных представлений о сущности компетентностной системы оценочных средств, обеспечивающей возможность такого оценивания. Администрация высших учебных заведений, преподавательский состав и студенты столкнулись с целым рядом трудностей, связанных с потребностью в интегративном (непрерывном, поэтапном, междисциплинарном, комплексном) оценивании результатов образования студентов вуза на различных этапах освоения образовательной программы. Данная актуальность позволила определить проблему исследования, состоящую в недостаточной разработанности технологий и методик интегративной оценки профессионального развития студента с целью получения информации, значимой для корректировки содержательных и процессуальных компонентов обучения в техническом университете. Цель исследования заключалась в анализе качества образования в техническом университете с помощью технологии интегративной оценки уровня сформированности компетентности выпускника на примере Казанского государственного энергетического университета. В работе комплексно использовались методы теоретического (анализ, синтез, систематизация, сравнение и др.) и эмпирического (изучение литературы, беседа, анкетирование, наблюдение) исследования. Для получения информации и её дальнейшей обработки применялся аппаратно-программный комплекс с использованием элементов искусственного интеллекта, решающего задачи распознавания и категоризации образов. Полученные факты обрабатывались с помощью специальной компьютерной программы (свидетельство о государственной регистрации № 2022680850 от 2022 г.), хранение, поиск и обработка которой реализованы в информационной системе интегративной оценки профессионального развития студентов. Теоретическая значимость результатов исследования определяется тем, что полученные результаты вносят вклад в развитие теоретических основ профессиональной подготовки специалиста за счет расширения представлений о возможностях управления качеством образования на основе его информатизации, цифровизации педагогических измерений, применения аппаратно-программного комплекса и статистических методов анализа, в том числе численных методик. Практическая значимость исследования заключается в разработке технологии оценки уровня сформированности компетентности выпускника технического университета, основанной на понимании компетентности как высшей степени владения профессиональной деятельностью. Научная новизна исследования состоит в том, что разработаны и экспериментально обоснованы критерии сформированности профессиональной компетентности студентов технического вуза; детально раскрыто содержательное наполнение каждого индикатора, и установлена корреляция этих критериев и индикаторов между собой; раскрыто содержание уровней и средств оценки сформированности профессиональной компетентности. Сделан вывод о том, что компетентностно ориентированная система оценочных средств направлена на реализацию стратегий контрольно-оценочной деятельности, а разработанная и обоснованная технология оценки уровня сформированности компетентности выпускника технического университета позволяет добиться последовательной, поэтапной организации процесса выявления фактической и логической информации о профессиональном развитии студента в соответствии с определенными критериями и индикаторами.
Коровин А. Ю., Заббарова М. Г. Сущность и структура социокультурной среды профессионального колледжа // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 5 (май). – С. 140–153. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231039.htm
ART 231039
DOI 10.24412/2304-120X-2023-11039
Просмотров: 891
В настоящее время система среднего профессионального образования как неотъемлемая часть российского образовательного пространства претерпевает значительные трансформации, благодаря которым улучшается качество учебно-воспитательного процесса. Одной из тенденций является использование средового подхода к организации внеурочной деятельности студентов профессионального колледжа. Среда учебного заведения обладает значительным потенциалом в формировании не только профессиональных, но и общих компетенций (ОК), которые указаны в качестве результата обучения по направлениям подготовки студентов профессионального образовательного учреждения. Одной из важнейших ОК для будущего специалиста является социокультурная, в основе которой − принятие многокультурного мира, что позволит работнику успешно взаимодействовать с представителями различных этнических групп (коллегами, руководством, потребителями) в процессе профессиональной деятельности. Целью настоящего исследования является теоретический анализ концепта «социокультурная среда» профессионального колледжа, определение структуры данной среды, характеристика её основных компонентов. С позиции средового, компетентностного и практико-ориентированного подходов авторами был проведён анализ отечественных и зарубежных научных трудов, посвящённых организации социокультурной среды в условиях профессионального колледжа, что позволило определить сущность исследуемого феномена, выявить и охарактеризовать компоненты данной среды. Пространственно-сематический компонент – материально-техническое обеспечение и оформление аудиторий − способствует формированию эстетического сознания, необходимого для восприятия культурных ценностей. Информационно-виртуальный компонент, совокупность программного обеспечения, позволяет реализовать учебно-воспитательный процесс в дистанционном режиме. Коммуникационно-организационный компонент − социальное партнёрство с культурно-досуговыми организациями – формирует и удовлетворяет социокультурные потребности студентов. Методический компонент, организационные формы и методы, направленные на формирование социокультурной компетентности обучающихся, позволяет качественно реализовать учебно-воспитательный процесс. Содержательная разработка данных компонентов среды позволит педагогическому составу при проведении внеурочных мероприятий акцентировать внимание студентов на нормах культурного общения и ценностях культуры. Теоретическая значимость данного исследования состоит в обосновании необходимости организации социокультурной среды в условиях профессионального колледжа. Практическая значимость заключается в возможности использования его результатов методистами и педагогами системы СПО при разработке структурных компонентов среды, способствующих формированию социокультурной компетентности у студентов.
Матвеев В. В., Анненкова А. А., Грибков Д. Н. Развитие коммуникативной компетенции специалистов социально-культурной сферы при проектировании образовательных квест-комнат // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 5 (май). – С. 154–173. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231040.htm
ART 231040
DOI 10.24412/2304-120X-2023-11040
Просмотров: 848
Геймификация познания в высшем учебном заведении способствует развитию коммуникативных навыков студентов, повышению их профессиональной мотивации, самореализации через игровую деятельность дидактического назначения. Включение квеста как технологии, сочетающей идеи проблемного и игрового обучения, соответствует рекомендациям ЮНЕСКО, сущности коммуникативного подхода в образовании. Авторами исследуется проблема оценки влияния деятельности магистрантов по проектированию образовательной квест-комнаты на формирование их коммуникативной компетенции. Цель исследования – изучить влияние деятельности магистрантов по проектированию социокультурного пространства квест-комнаты для развития их коммуникативной компетенции. Научная новизна состоит в том, что выявлены особенности поэтапной деятельности специалистов социально-культурной сферы при создании образовательных квест-комнат: информационно-аналитические; коммуникативные; профессионально ориентированные; коллаборативные. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что конкретизирована сущность понятия образовательная «квест-комната» для подготовки специалистов социально-культурной сферы. Методология основывается на анализе потенциала технологии «квест» как формы обучения в информационной среде. Выполнена конкретизация методов работы с программными ресурсами для направления подготовки «Социально-культурная деятельность» (уровень – магистратура). Для проектирования квест-комнат обучающиеся применяли Power Point, MS Word, AXMA Story Maker, Learnis, Quandary и др. При диагностике уровня коммуникативной компетенции студентов использована методика «Коммуникативные и организаторские склонности». В результатах описаны этапы работы магистрантов по проектированию квест-комнаты: анализ запросов цифрового общества, возможностей программных ресурсов; применение технологии; продумывание сюжетной составляющей; составление маршрутов движения участников, плана диалогов между персонажами и т. д. Базы практики: Музей коллекционных кукол, литературный музей И. С. Тургенева, дом «Арт-Орел», дом-музей В. А. Русанова и т. д. Сформулированы трудности нововведений: творческий характер деятельности при разработке социокультурного сюжета и содержания игрового пространства; зависимость от программного обеспечения в учреждениях культуры; проблемы командообразования. Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для геймификации в социокультурной деятельности.
Гусева А. Х. Модификация образовательной среды как условие повышения эффективности обучения будущих переводчиков: дидактический и технологический аспекты // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 5 (май). – С. 174–189. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231041.htm
ART 231041
DOI 10.24412/2304-120X-2023-11041
Просмотров: 800
В работе рассмотрены дидактический и технологический аспекты модификации образовательной среды; представлена методика обучения будущих переводчиков обработке многокомпонентных гипертекстов как результат учебно-методической работы по созданию цифровых образовательных материалов; проведен анализ научных исследований, посвященных теоретическому обоснованию изменений в системе организации высшего образования и реализации образовательных программ. Актуальность проблемы модификации образовательной среды: применяемые в практике российского высшего образования информационно-коммуникационные технологии и электронные дидактические материалы достаточно новы и не стандартизированы; не все учебно-методические материалы корректно оформлены с точки зрения методики преподавания как педагогической науки. Предмет исследования: модификация образовательной среды как условие повышения эффективности обучения. Цели работы: анализ исследований российских и зарубежных специалистов; рассмотрение видов перевода и типологии многокомпонентных гипертекстов; формулировка основных положений методики обучения будущих переводчиков обработке многокомпонентных гипертекстов. Основные подходы: синергетический метод – модификация образовательной среды рассматривается как комплексный процесс систематизации дидактических материалов и педагогических технологий с целью повышения эффективности обучения; компаративный метод – методика обучения будущих переводчиков обработке многокомпонентных гипертекстов разработана посредством сопоставительного анализа результатов выполнения студентами заданий на перевод контента электронных источников в процессе обучения специализированному переводу; системный метод – процесс модификации образовательной среды – единая система, включающая теоретическое обоснование вносимых в учебный процесс изменений и практические результаты систематического последовательного применения инновационных методик в педагогической деятельности как элементов системы. Теоретическая значимость работы – результаты анализа трудов российских и зарубежных коллег; практическая – в возможности применения представленной методики с целью повышения эффективности образовательного процесса, совершенствования профессиональных IT-компетенций будущих переводчиков; методика позиционируется как один из дидактических инструментов решения проблемы модификации образовательной среды.
Зарипова Р. Р., Данилов А. В., Салехова Л. Л. Трансформация полилингвального педагогического образования посредством цифровых образовательных ресурсов: кейс Республики Татарстан // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 5 (май). – С. 190–208. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231042.htm
ART 231042
DOI 10.24412/2304-120X-2023-11042
Просмотров: 932
Стремительный рост числа цифровых образовательных ресурсов (далее – ЦОР) в системе высшего образования трансформирует инфраструктуру дистанционного обучения, стимулируя как преподавателей, так и студентов к эффективной работе в режиме онлайн. Разработка ЦОР – трудоёмкий процесс, направленный на решение многочисленных образовательных задач. При этом в контексте би- и полилингвального обучения процесс создания ЦОР и учебных материалов имеет ряд особенностей. Целью исследования является разработка, внедрение в практику обучения и апробация полилингвального цифрового образовательного ресурса, способствующего эффективному полилингвальному обучению средствами русского, национального (татарского) и английского языков студентов Казанского федерального университета, расположенного в Республике Татарстан. Татарстан является одним из многонациональных субъектов Российской Федерации, 53% населения которого составляют татары. Государственными языками РТ являются татарский и русский. В 2018 году Министерство образования Республики Татарстан запустило проект подготовки учителей-би- и полилингвов, который реализуется в Казанском федеральном университете и направлен на подготовку учителей неязыковых предметов для новых полилингвальных образовательных комплексов, способных и готовых успешно обучать на двух (татарском и русском) или трех (татарском, русском и английском) языках. С учетом сложившихся обстоятельств существует объективная необходимость в использовании современных образовательных технологий, подходов и учебных средств для реализации дидактического потенциала полилингвизма при подготовки будущих учителей неязыковых предметов. Был разработан пилотный полилингвальный ЦОР по дисциплине «Методы математической обработки данных» и предложен студентам для изучения. В качестве теоретического базиса к созданию ЦОР была использована модель ADDIE, состоящая из пяти этапов: Analysis/Анализ (оценка существующих условий и образовательных инструментов); Design/Проектирование (применяемые теории, методологии и цифровые решения); Development/Разработка (создание образовательного контента); Implementation/Внедрение (процесс прохождения курса); Evaluation/Оценка (сбор, интерпретация и анализ эмпирических данных с целью измерения мотивации и отношения к би- и полилингвальному ЦОР). Для оценки мотивации и отношения студентов – будущих учителей к разработанному ЦОР был проведен опрос. Результаты опроса позволяют утверждать, что студенты руководствовались не внешними мотивами при работе с образовательным ресурсом, такими как высокая оценка, устное одобрение, а внутренними: они считали работу важной, полезной и потенциально необходимой для будущей успешной профессиональной деятельности. Можно сделать вывод, что разработанный полилингвальный ЦОР является масштабируемым и может быть применён для других предметных дисциплин (например, информатика, физика и т. д.).
Соловьёв Г. Е., Аверин А. Н., Солодянкина О. В. Тренинг как метод педагогической профилактики буллинга в школе (зарубежный опыт) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 5 (май). – С. 209–224. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231043.htm
ART 231043
DOI 10.24412/2304-120X-2023-11043
Просмотров: 847
В статье раскрывается феномен буллинга как одного из видов агрессивного поведения. Подчеркивается, что буллинг довольно распространенное явление в школах многих стран мира. Такая ситуация ставит перед учеными и практиками ряд задач по противостоянию буллингу и его педагогической профилактике. Решение этих задач является залогом успешной борьбы с такой формой травли в образовательных учреждениях. Цель данной статьи – анализ существующих программ тренингов, которые способствуют снижению распространения такого негативного явления, как буллинг, в образовательных учреждениях. Представлен аналитический обзор основных программ тренинга, существующих в зарубежной педагогической теории и практике, направленных на профилактику буллинга в школе. Особое внимание уделяется педагогической профилактике буллинга в рамках деятельности социального педагога и классного руководителя. Подчеркивается, что эффективность тренинговой работы по профилактике буллинга в школе зависит от взаимодействия всех субъектов образовательного процесса (администрации, педагогов, родителей, школьников). В статье описываются три основные группы программ тренингов, направленных против буллинга в школе, которые ориентированы на когнитивные, социальные аспекты личности или учитывают их вместе (мультимодальные программы). В когнитивных программах подчеркивается важная роль процессов восприятия в жизни человека и его воздействия на поведение. Поэтому в рамках когнитивных программ тренинга большое внимание уделяется развитию способностей к адекватному восприятию других и самовосприятию, изучению невербального поведения человека, развитию навыков интерпретации языка тела и паралингвистических средств общения. В программах социального тренинга уделяется существенное внимание развитию социальных (коммуникативных) навыков личности (способностей к активному слушанию, пониманию невербальных сигналов, умению решать конфликтные ситуации). Для этого необходимо уметь вербализировать собственные потребности, ценности и цели и быть готовым к компромиссу с другими людьми. Кроме того, формируются навыки конструктивной совместной работы по достижению общих целей. Мультимодальные программы тренинга в профилактике буллинга в школе получили широкое распространение на основе возможности моделировать различные содержательные блоки и использовать соответствующие методы. Характерной особенностью мультимодальных программ является их эклектичность, сочетание различных техник, обеспечивающих успешное решение поставленных задач. Эти программы могут быть эффективно использованы в индивидуальной и групповой работе со школьниками.
Ключевые слова:
буллинг, педагогическая профилактика, программы тренинга, конфронтационная педагогика
Экономика
Козминых П. С. Совершенствование HR-процессов предприятия с помощью систем кадрового электронного документооборота // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 5 (май). – С. 225–231. – URL: http://e-koncept.ru/2023/233002.htm
ART 233002
DOI 10.24412/2304-120X-2023-13002
Просмотров: 756
В статье рассматриваются решения, позволяющие оптимизировать HR-процессы организации. Рассказывается про порядок и нюансы перехода на кадровый электронный документооборот. Рассмотрен процесс электронного подписания документов. Целью исследования является оценка необходимости применения кадрового ЭДО и его влияния на автоматизацию процессов. Автор делает вывод о том, что применение системы КЭДО позволяет существенно улучшить качество процессов, относящихся к работе с кадрами. Перед внедрением КЭДО сначала следует провести сравнительный анализ имеющихся на рынке сервисов и уже потом выбрать наиболее подходящий вариант.