№ 10 (октябрь)

Педагогика
Утёмов В. В., Башлачёва Т. П. Виды учебных заданий для познавательного развития дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 10 (октябрь). – С. 1–11. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231091.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Особое место в жизни человека занимает познавательная деятельность, которая открывает для него широкие возможности. Поэтому важное значение имеет развитие познания у детей начиная с дошкольного возраста. Дошкольный возраст является самоценным периодом, закладывающим основу для дальнейшего успешного обучения ребенка в школе. Поэтому важная задача этого возрастного периода – предоставить ребенку необходимые условия для раскрытия его потенциала в разных сферах жизни. Познавательное развитие дошкольника предполагает развитие у него познавательных психических процессов, которые влияют на его успех в ведущем виде деятельности. Развитие познания осуществляется в детском саду с применением целостной системы взаимосвязанных методов, приемов и средств обучения. Одним из них выступают учебные задания, способствующие освоению дошкольниками сведений об окружающем мире и их всестороннему развитию, в том числе формированию у них познавательных действий, умений и навыков, необходимых в школе. Цель статьи заключается в формулировке характеристики разных видов учебных заданий в зависимости от уровня познания, которые предлагаются детям дошкольного возраста. Авторы статьи определяют требования к содержанию этих заданий, предполагаемой деятельности детей, продукту их решения и образовательным результатам, достигаемым в ходе внедрения данного средства обучения. Ведущим подходом к применению образовательных заданий для познавательного развития дошкольников является когнитивная парадигма образования, цель которой выражается в формировании необходимых знаний, умений и навыков. В результате проведенного исследования авторами рассмотрены разные виды учебных заданий во взаимосвязи с когнитивными процессами. Теоретическую значимость статьи составляет вклад авторов в разработку научных представлений о характеристике разных видов учебных задач и их влиянии на познавательное развитие старших дошкольников. Практическое применение учебных заданий в дошкольном образовании позволит достичь наиболее эффективных результатов в развитии познавательной деятельности детей на этапе их подготовки к школьному обучению. Полноценное и качественное познавательное развитие ребенка дошкольного возраста станет основой для формирования у него учебных умений и навыков, необходимых в школе.
Декина Е. В., Шалагинова К. С. Развитие социальной ответственности у сельских подростков средствами поисковой деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 10 (октябрь). – С. 12–24. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231092.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Воспитание социальной ответственности в подростковом возрасте является первостепенным в образовании. На селе традиции воспитания детей часто базируются на ценностных приоритетах народных обычаев: взаимопомощи, формирования уважительного отношения к старшим, включения в трудовую деятельность. Поисковая деятельность является одной из форм воспитания патриотизма, гражданственности и ответственности. Актуально определение содержания и форм развития социальной ответственности у сельских подростков. Цель исследования – изучить особенности развития социальной ответственности сельских подростков, разработать и апробировать программу развития социальной ответственности у сельских подростков – участников поискового отряда. Теоретико-методологическую основу работы составили труды ученых в области социальной ответственности и технологий ее развития у подростков. Методы исследования: теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической литературы; анализ, обобщение и систематизация информации из научных источников); эмпирические (тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент); методы количественного и качественного анализа. Исследование проведено на базе МБОУ «Центр образования № 28» п. Плеханово Тульской области. В исследовании приняли участие 24 подростка, являющихся членами поискового отряда. Диагностическая программа включала следующие методики: «Шкала совестливости» (В. В. Мельников, Л. Т. Ямпольский), методика диагностики локуса контроля (Э. Ф. Зеер, Г. А. Карпов), «Исследование самооценки подростка» (Г. Н. Казанцева), «Экспресс-диагностика ответственности» (ЭДО), анкетирование подростков – членов поискового отряда. Развитие социальной ответственности у сельских подростков – участников поискового отряда будет проходить более эффективно при учете возрастных и индивидуальных особенностей сельских подростков, обогащении опыта развития ценности социальной ответственности, трансляции патриотических ценностей и гражданственности. Результаты исследования могут быть использованы в работе с разными категориями подростков на базе образовательных учреждений, детских и молодежных организаций, учреждений дополнительного образования; при подготовке педагогов, организаторов работы с молодежью, социальных педагогов, вожатых и т. д.
Исаева Т. Е., Черкасова М. Н. Формирование аксиологического поля учебного материала в процессе преподавания иностранного языка (лингвометодическая подготовка англоязычных текстов) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 10 (октябрь). – С. 25–41. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231093.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования обусловлена поиском новых технологий, которые способны обеспечить комплексное воспитание и развитие личности обучающихся, а также таких методов обучения иностранным языкам, которые могли бы создавать высокую мотивацию, раскрывать перед подрастающим поколением сложную картину мира и человеческих взаимоотношений, способствуя при этом формированию аксиологических ценностей, характерных для того или иного лингвокультурного пространства, особенно в периоды трансформации аксиосферы, когда многие политические, социальные, национальные, культурные, географические и другие аспекты приобретают новые значения. Вместе с тем на сегодняшний день отсутствует признанная методика работы с текстом, затрагивающим аксиологические вопросы. Поэтому, поставив перед собой цель исследования – разработать методику формирования аксиологического поля учебного материала на основе лингводидактической подготовки англоязычных текстов в процессе преподавания иностранного языка, авторы рассматривают роль педагога в организации обучения на основе аксиологического подхода и дают авторское определение междисциплинарному понятию «аксиологическое поле» в методике обучения иностранным языкам. Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в разработке методики формирования аксиологического поля учебного материала на основе лингводидактической подготовки англоязычных текстов, представленной в виде технологического процесса, состоящего из четырех этапов (предварительного/предтекстового, коммуникативного, креативно-развивающего и аналитического), определении сущности аксиологического поля учебного материала на основе анализа и сопоставления ряда синонимических лексических единиц, выделенных из современных медиатекстов на иностранном языке, а также в демонстрации возможностей педагога в формировании аксиологических ценностей обучающихся в процессе обучения иностранным языкам. Предлагаемые рекомендации могут быть полезны учителям и преподавателям иностранных языков, так как демонстрируют возможные формы интеграции учебной деятельности с воспитательной работой по формированию гражданско-патриотических качеств обучающихся, их устойчивой жизненной позиции в постоянно меняющемся мире.
Дарьенкова Н. Н. Воспитание обучающихся в государственных высших учебных заведениях Санкт-Петербурга XIX века // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 10 (октябрь). – С. 42–57. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231094.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность статьи обусловлена острой необходимостью в настоящее время пересмотреть и использовать богатое отечественное научно-педагогическое наследие вместо слепого копирования западных образцов, уделяя больше внимания духовно-нравственному воспитанию студентов вузов. Статья посвящена образовательному процессу в высших учебных заведениях Российской империи XIX века, одной из составляющих которого является воспитание, неразрывно связанное с обучением учащихся (на примере столичных вузов). Основой статьи послужили исторические официальные документы государственных вузов Санкт-Петербурга, датированные XIX веком (по материалам Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга). Автор представляет исследование, цель которого – выявить систему ценностей, формируемых у студентов вузов XIX века, и установить ее соответствие требованиям к современной воспитательной системе; подчеркнуть преемственность принципов воспитания студенческой молодежи того периода и нашего времени. В документах XIX века просматривается приверженность традициям русского воспитания молодежи: любовь к Родине, порядочность, благородство в мыслях и делах, взаимопомощь, трудолюбие. Задачи по воспитанию обучающихся, стоявшие перед руководством вузов Российской империи, актуальны и в настоящее время. Подготовить высококлассных, высокообразованных специалистов с развитыми прочными моральными устоями также является целью учебных заведений и в наше время. В качестве методологической основы исследования использовались следующие подходы: социокультурный, антропологический и культурологический. На основе обзора отечественных исследований, посвященных воспитательному процессу в высших учебных заведениях Российской империи, анализируется возможность применения в условиях современного вуза достижений педагогов и воспитателей минувших веков в этом вопросе. Они справедливо считали, что надежные духовно-нравственные ориентиры, такие как любовь к Богу и своему Отечеству, родителям и полезный труд на благо общества, незримо связывают поколения друг с другом. Они полагали, что духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в первую очередь является задачей семьи, а в вузе продолжается формирование нравственных ценностей. Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в переосмыслении старых идей, форм и методов воспитания и использовании их в разработке новых подходов к воспитанию студентов современных вузов. С практической точки зрения опыт предыдущих поколений педагогов может помочь преподавателям, особенно кураторам, в организации и проведении воспитательной работы со студентами. Автор полагает, что данное исследование заинтересует преподавателей и сподвигнет к изучению не только современных научно-педагогических источников, но и источников педагогической мысли прошлых веков, чтобы понять и правильно применить информацию в воспитательном процессе современного вуза.
Ван Ю. Лингводидактическая модель тестирования качества подготовки китайских студентов по русскому языку как иностранному с учетом этнопсихологических особенностей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 10 (октябрь). – С. 58–71. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231095.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Язык является важным инструментом для общения с людьми. С непрерывным развитием китайско-российских отношений русский язык становится очень значимым в обменах и общении между двумя странами. В Китае все больше и больше вузов предлагают специальность «Русский язык». Как необходимый инструмент общения, он, самое главное, позволяет учащимся применять полученные знания в реальных разговорах и направлен на развитие у учащихся всесторонних умений аудирования, говорения, чтения и письма, поэтому лингводидактическое тестирование играет неотъемлемую роль. С помощью теста выявление недостатков студентов и их своевременное исправление имеет большое значение для обучения учащихся, контроля и улучшения их уровня владения русским языком. Актуальность исследуемой проблемы заключается в том, что с учетом этнопсихологических особенностей китайских студентов разработана комплексная и эффективная модель тестирования для контроля полученных знаний студентов в рамках показателей качеств лингводидактического тестирования. Цель статьи – разработка лингводидактической модели тестирования качества подготовки китайских студентов по русскому языку как иностранному с учетом этнопсихологических особенностей. Методы исследования проблемы: аналитический, синтетический, сравнительный, описательный и математический. Основные результаты статьи состоят в том, что надежность, валидность и практичность с учетом этнопсихологических особенностей тесно связаны между собой, в том числе надежность и валидность дополняют друг друга, но есть и противоречия. Место теста и модель тестирования определяются путем изучения взаимосвязей, которые могут быть выражены на основе треугольников. Теоретическая значимость статьи состоит в определении надежности, валидности и практичности по отношению к психологическим особенностям, важным при составлении тестов по русскому языку как иностранному (далее – РКИ), и в разработке модели тестирования по РКИ для китайских студентов. Практическая значимость заключается в планировании и разработке модели тестов по РКИ для китайских студентов, в возможности использования данной работы преподавателей русского языка как иностранного.
Кошелева И. Н. Формирование интеракциональной компетенции при обучении английскому языку студентов неязыкового вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 10 (октябрь). – С. 72–88. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231096.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследуемой проблемы определяется тем фактом, что обучение иностранному языку, в частности английскому, неразрывно связано с развитием умений социального взаимодействия (интеракции), что, в свою очередь, способствует более успешной интеграции в глобальное сообщество. Цель данного исследования заключается в комплексном рассмотрении понятия интеракциональной компетенции, ее соотношения с коммуникативной и прагматической компетенциями, а также способов ее формирования у студентов неязыкового вуза. Работа выполнена в рамках коммуникативного подхода, в котором ведущую роль играет развитие межличностного межкультурного взаимодействия, а также социальных навыков. Помимо этого актуализируется целесообразность индуктивного подхода к овладению интеракциональными ресурсами (коммуникативными стратегиями), подразумевающего, что процесс познания идет от частных фактов, то есть наблюдаемых явлений в живой спонтанной речи, к общим умозаключениям, то есть закономерностям использования этих явлений. В исследовании также реализуются положения теории социокультурного взаимодействия, предполагающей, что обучение и мыслительные процессы строятся на принципах сотрудничества и коммуникации между людьми. Результаты проведенного исследования поддерживаются положениями конверсационного (речевого) анализа, позволяющего наблюдать структуру разговорного языка и организацию социального взаимодействия. Анализ научной литературы по теме позволил определить составляющие интеракциональной компетенции, как то: управление темой, управление очередностью высказываний, интерактивное слушание, невербальное поведение, способы восстановления коммуникационного сбоя. Представлен пример работы с некоторыми коммуникативными стратегиями в рамках индуктивного подхода. Теоретическая значимость исследования заключается в описании интеракциональной компетенции, расширяющем представление о природе языка и раскрывающем новые грани и возможности в обучении английскому языку. Практическая значимость работы определяется возможностью использовать полученные результаты при составлении программ в различных образовательных контекстах – в языковых и неязыковых вузах – с учетом потребностей обучающихся и целей обучения. Освещение интеракциональных аспектов языка в учебных программах предоставляет возможность повышения осведомленности обучающихся о структуре и особенностях разговорного языка и закладывает основы успешной коммуникации.
Авчинникова С. О. Креативные форматы психолого-педагогического взаимодействия педагога с семьей обучающегося // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 10 (октябрь). – С. 89–101. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231097.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность статьи обусловлена необходимостью построения эффективного взаимодействия с семьями обучающихся в соответствии с требованиями основополагающих документов в области образования и реальными потребностями и возможностями современных родителей. Цель статьи – выявление резервов продуктивного психолого-педагогического взаимодействия. Методологическую основу исследования составили положения личностно ориентированного и аксиологического подходов. Эмпирической базой исследования выступили три общеобразовательные организации г. Смоленска, в которых методом анкетирования было опрошено 85 педагогов. В ходе исследования проанализирован отечественный и зарубежный опыт по проблеме сотрудничества образовательной организации и родителей. Установлено, что субъект-субъектный характер взаимодействия предполагает высокую степень вовлеченности родителей в образование ребенка и сотрудничество со школой по разным направлениям. Инициатива и тон взаимодействия определяются контекстом общения и деятельности, создаваемым классным руководителем как посредником. Выявлены наиболее продуктивные формы взаимодействия в передовой педагогической практике, а также типичные проблемы, снижающие качество взаимодействия. Эмпирически подтвержден достаточно высокий уровень профессионального интереса педагогов к проблеме взаимодействия образовательной организации с семьями воспитанников. Констатируется, что взаимодействие осуществляется в разных направлениях с преимуществом совместного решения вопросов личностного развития. Большинство опрошенных отдают предпочтение традиционным формам взаимодействия и при этом активно используют средства мобильной коммуникации. С целью профессионального совершенствования классным руководителям рекомендуется осваивать креативные форматы и техники (основанные на совместной творческой деятельности), которые позволят педагогу выйти за рамки существующих стандартных процедур и операций, а родителям помогут углубить познание себя как субъекта социально-педагогического взаимодействия. Теоретическая значимость исследования состоит в расширении видения возможного применения ключевых идей креативной педагогики. Практическая значимость заключается в обогащении психолого-педагогического инструментария взаимодействия классных руководителей с семьями обучающихся методическими приемами креативной педагогики.
Кокшарова С. Л. Исследование уровня профессиональных компетенций по работе с семьями, имеющими детей раннего возраста, у педагогов дошкольного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 10 (октябрь). – С. 102–118. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231098.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Вопросы психолого-педагогической поддержки семей с детьми раннего возраста находятся под пристальным вниманием государства: необходимость психолого-педагогической поддержки семьи со стороны образовательной организации приобретает особую важность в раннем возрасте ребенка – в этот период его развитие протекает с огромной скоростью, компенсаторные возможности детского организма очень высоки. Чем раньше будут обнаружены возможные нарушения в здоровье ребенка, тем выше вероятность их скорректировать как в физическом, так и психическом аспектах. Педагогическая поддержка семьи должна начинаться задолго до того, как ребенок поступит в образовательную организацию, это ставит перед педагогами дошкольного образования ряд задач, таких как способы оказания педагогической помощи семье, формы поддержки, содержание работы по направлениям, этика сотрудничества в триаде «родитель – педагог – ребенок». Целью данной статьи является ознакомление заинтересованной общественности с результатами исследования уровня сформированности профессиональных компетенций у педагогов дошкольного образования, позволяющих осуществлять на практике психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей раннего возраста. При проведении исследования использовались теоретические и эмпирические методы. Среди теоретических методов автор использовал анализ психолого-педагогической, философской литературы по проблеме исследования; системно-структурный и сравнительный анализ педагогических процессов и явлений; изучение, обобщение и научный анализ педагогического опыта; моделирование. В числе эмпирических были задействованы наблюдение, беседа, изучение результатов деятельности, экспертная оценка; методы статистической обработки полученных данных, их графическая интерпретация. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о нарастающих противоречиях между необходимостью психолого-педагогического сопровождения семей, с одной стороны, и недостаточным уровнем сформированности необходимых для этого профессиональных компетенций у педагогов, осуществляющих это сопровождение, – с другой. Содержащиеся в статье положения, критерии, выводы могут быть применены в системе дополнительного профессионального образования при проектировании курсов повышения квалификации для педагогов, работающих с семьями, имеющими детей раннего возраста.
Капустина Л. В., Ермакова Ю. Д., Калюжная Т. В. ChatGPT и образование: вечное противостояние или возможное сотрудничество? // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 10 (октябрь). – С. 119–132. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231099.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
ChatGPT (Generative Pre-trained Transformer, или трансформер, обученный для генерации текста) – это искусственный интеллект, способный отвечать на любой вопрос пользователя в виде сконструированного и аргументированного текста. Он уже широко распространен и пользуется популярностью у большинства студентов. ChatGPT способен писать тексты вплоть до диссертаций, проходить медицинские тесты или даже принимать судебные решения. Однако стоит отметить, что появление этого чат-бота потрясло академический и университетский мир: в феврале 2023 года в одном из российских вузов разгорелся скандал из-за защиты диплома, написанного нейросетью. Актуальность данного исследования обусловлена тем фактом, что этот чат-бот одновременно привлекает и волнует мировое педагогическое сообщество, задавая этические вопросы. Поможет ли ChatGPT прояснить сложные концепции и структурировать идеи в дополнение к созданию умных наставников и помощников преподавателей? Есть ли риск создания неоригинального, неточного или вводящего в заблуждение контента, подрыва творчества и развития определенных навыков? Будет ли этот инструмент способен поддерживать педагогическую практику и успешную учебу или он поставит под угрозу сами основы образования? Каковы способы снизить риски, связанные с использованием ChatGPT в образовании? Цель данного исследования авторы видят в ответе на поставленные вопросы. Теоретическая значимость работы заключается в рассмотрении тенденций развития технологий искусственного интеллекта в образовании, а также возможных сценариев применения и влияния ChatGPT. На сегодняшний день, в частности, в учебных заведениях отсутствуют четкие правила относительно использования искусственного интеллекта в учебных целях. Научная новизна исследования заключается в том, что авторы выявили и описали негативные и позитивные стороны использования ChatGPT в образовании, а также сформулировали определенные условия, при которых текстовый генератор может безболезненно использоваться в обучении. Методологическую базу исследования составил анализ российской и зарубежной научной литературы по теме развития искусственного интеллекта в целом и применения ChatGPT в частности, а также синтез и обобщение полученных результатов.
Минцаев М. Ш., Алисултанова Э. Д., Усамов И. Р. Анализ критериев подготовки специалистов для Индустрии 4.0 // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 10 (октябрь). – С. 133–151. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231100.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье рассматриваются необходимые навыки и критерии, которыми должны обладать выпускники бакалавриата, чтобы эффективно работать в современных условиях промышленности 4.0, которая характеризуется автоматизацией и цифровизацией производственных процессов. Анализируя современные требования к Индустрии 4.0, в данной работе авторы определяют основные навыки и знания, которыми должны обладать бакалавры, в частности знание программирования и информационных технологий, навыки работы с автоматизированными системами, умение анализировать данные и принимать решения на основе полученной информации. С ростом технологического развития и внедрением таких концепций, как интернет вещей, искусственный интеллект, автоматизация процессов и другие, требования к сотрудникам в Индустрии 4.0 меняются. Традиционные навыки и знания становятся менее востребованными, а новые качества и умения, связанные с цифровыми технологиями, становятся ключевыми. Классификация необходимых критериев подготовки бакалавров для Индустрии 4.0 позволяет установить основные области знаний, навыки и качества, которые должны быть развиты у будущих специалистов, такие как знание программирования, аналитические и проблемно ориентированные навыки, умение работать с большими данными, понимание работы цифровых систем и технологий, адаптивность и гибкость для работы в быстро меняющейся среде и т. д. Важно отметить, что классификация критериев подготовки бакалавров для Индустрии 4.0 должна быть гибкой и учитывать индивидуальные потребности различных отраслей и компаний. Различные компании могут иметь разные потребности в специалистах с учетом своих конкретных цифровых технологий и инноваций. Таким образом, актуальность данной темы заключается в том, что она позволяет определить необходимые критерии для подготовки бакалавров, которые будут соответствовать требованиям Индустрии 4.0 и способны эффективно работать в цифровой среде. Это поможет образовательным учреждениям и студентам адаптироваться к изменяющимся требованиям рынка труда и гарантировать их конкурентоспособность. В конечном счете цель данного исследования – выявление ключевых критериев, которые необходимы для подготовки бакалавров, чтобы они могли эффективно работать в Индустрии 4.0. Это позволит преподавателям и учебным заведениям адаптировать свои программы обучения и обеспечить студентов нужными навыками для успешной карьеры в современной промышленности. В данном исследовании нами рассматривается четыре критерия, которые разделены на 41 подкритерий. К основным важным критериям относятся технические навыки, предприимчивость, готовность рабочей силы и мягкие критерии. В работе выявлено, что для Индустрии 4.0 важными критериями являются технические навыки, нужные для установления связи между машинами и человеческими ресурсами, которые управляют современными технологиями.
Берёзкина О. И. Оценка готовности старшеклассников к выбору педагогической профессии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 10 (октябрь). – С. 152–165. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231101.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Одним из элементов государственной политики в области образования является профессиональная ориентация школьников. С XVIII века и по настоящее время в России принимаются меры по ориентации школьников на педагогическую профессию. В 2021–2023 годах в данном направлении Министерством просвещения Российской Федерации задан новый вектор, связанный с открытием классов психолого-педагогической направленности, организацией образовательных событий и реализацией профориентационных проектов педагогической направленности. Цель данной статьи – обосновать способ оценки результатов ориентации школьников на педагогическую профессию. В работе определены понятия «профессиональная ориентация школьников» и «профессиональное самоопределение школьников», а также установлена их взаимосвязь, представлена структура и уровни готовности к профессиональному самоопределению учеников, предложена и обоснована модель выпускного экзамена для обучающихся одиннадцатого класса психолого-педагогической направленности как способа оценки результатов ориентации школьников на педагогическую профессию. При выполнении исследования применялись такие методы, как анализ нормативно-правовых документов и психолого-педагогической литературы по проблеме статьи, моделирование и апробация модели оценки результатов ориентации школьников на педагогическую профессию в форме выпускного экзамена, контент-анализ мотивационных писем участников выпускного экзамена и анализ результатов выпускного экзамена. Теоретическая значимость заключается в разработке модели оценки результатов ориентации школьников на педагогическую профессию. В исследовании представлен опыт Омского государственного педагогического университета по апробации одного из способов оценки результатов педагогической профориентационной работы со школьниками – модели выпускного экзамена. Выпускной экзамен для обучающихся одиннадцатого класса был организован Омским государственным педагогическим университетом в 2021/2022 и 2022/2023 учебных годах. Его участниками стали более 120 учеников. Качественные результаты проведенного исследования доказывают состоятельность предложенной модели. Данная модель выпускного экзамена может применяться на территории всех субъектов Российской Федерации, где функционируют профильные психолого-педагогические классы.
Волкодав Т. В., Волкодав Е. В. Метод онлайн фотоголоса в кросс-культурном проекте: инновационный подход к обучению английскому языку студентов психолого-педагогического факультета // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 10 (октябрь). – С. 166–184. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231102.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследуемой проблемы определяется тем, что постоянный поиск инновационных технологий, подходов и методов обучения иностранному языку в вузе является ключевым условием для создания динамичного, ресурсного и эффективного образовательного процесса, в рамках которого и студенты, и преподаватели посредством совместного участия в проектно-исследовательской деятельности могут учиться прогнозировать новые вызовы, тенденции и требования общества в быстроменяющемся мире. Цель данной статьи заключается в том, чтобы представить опыт расширения методических возможностей преподавания дисциплины «Иностранный язык», а также ввести в русскоязычное научное и образовательное пространство такой качественный метод исследования, как онлайн-фотоголос, оценить его эффективность и описать алгоритм его использования в проектно-исследовательской деятельности. Метод онлайн-фотоголоса (Online Photovoice, OPV) является эффективным подходом к исследованию социальных проблем и может быть использован для изучения множества острых и эмоционально заряженных тем, включая образование, здравоохранение, культуру и спорт. Формат работы с методом фотоголоса позволяет участникам исследования выйти за рамки привычных способов коммуникации и методов интервьюирования и использовать язык фотографии, который может быть более доступным и выразительным. Теоретическая значимость статьи заключается в том, что впервые на русском языке была подробно описана не только методология онлайн-фотоголоса в контексте кросс-культурного исследования, но и отличие виртуального фотоголоса (virtual photovoice) и онлайн-фотоголоса (Online Photovoice) от традиционного фотоголоса (photovoice). Практическая значимость представленного опыта реализации кросс-культурного проекта характеризуется тем, что проектно-исследовательская деятельность, в основе которой лежит метод онлайн-фотоголоса, способствует улучшению психологического климата на занятиях, создает интерактивную и вовлекающую среду для студентов и может применяться на лабораторных занятиях не только по иностранному языку, но и по таким дисциплинам, как «Педагогика», «Методология и методы в психолого-педагогических исследованиях», «Основы проектной деятельности», «Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований» и т. д. Концепция данного метода позволяет студентам выражать свои мысли и эмоции, создает возможность для более глубокого эмоционального и интеллектуального вовлечения в процесс обучения. Проектная деятельность с применением метода онлайн-фотоголоса позволила всего лишь за 5 практических занятий и 10 часов самостоятельной работы студентов создать новую стимульную среду, в которой личные и профессиональные компетенции студентов были успешно интегрированы в качественно новый вектор развития.
Алферьева-Термсикос В. Б., Шубович В. Г., Арябкина И. В. Критерии оценки качества информационно-образовательной среды вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 10 (октябрь). – С. 185–207. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231103.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Использование дистанционных технологий в обучении – одно из приоритетных направлений в стратегии развития системы высшего образования. В соответствии с федеральными государственными стандартами ВО и Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», средством реализации дистанционного обучения является электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС), которая обеспечивает обучающимся доступ к научно-методическим материалам и позволяет взаимодействовать участникам образовательного процесса. Потенциал ЭИОС в контексте организации обучения в дистанционном режиме значителен, поскольку данная совокупность программного обеспечения и сервисов сети Интернет позволяет реализовать качественный учебно-воспитательный процесс для студентов и магистрантов, а также научную деятельность профессорско-преподавательского состава. Авторами были учтены существующие в современной науке подходы, аналитический и системный, к определению критериев ЭИОС, влияющих на качество дистанционного обучения. Цель настоящего исследования – определение критериев, позволяющих оптимизировать диагностические методики оценки качества электронной информационно-образовательной среды вуза. Одним из главных показателей качества организации ЭИОС как социотехнической системы является высокий уровень взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса посредством ЭИОС. Авторами был проведен контент-анализ отечественных и зарубежных научных трудов, посвященных разработке диагностических методик, позволяющих оценить качество организации ЭИОС в контексте дистанционного обучения в высшем учебном заведении. С позиции системного, личностно ориентированного, деятельностного и средового подходов был проведен анализ отечественных и зарубежных научных трудов, в которых освещены результаты апробации авторских диагностических методик, разработанных для выявления уровней качества организации ЭИОС вуза. В результате анализа были выделены критерии, определены соответствующие им методики (три из которых разработаны отечественными исследователями; одна − зарубежными), с помощью которых были получены эмпирические данные в рамках диагностики ЭИОС Ульяновского государственного педагогического университета имени И. Н. Ульянова. Каждая методика отражает определенные критерии качества ЭИОС вуза, которые могут быть исследованы с помощью соответствующих вопросов-индикаторов. В результате корреляционного, кластерного и факторного анализа эмпирических данных, полученных с помощью четырех методик, были выявлены вопросы, дублирующие друг друга по смысловой нагрузке, т. е. содержащие в себе ряд признаков нескольких критериев. В процессе анализа эмпирических данных статистическими методами было выполнено условие для исключения явления мультиколлинеарности. Таким образом, проведенное исследование позволило сократить количество вопросов и соответствующих им критериев оценки качества ЭИОС, оставив наиболее информативные для каждой методики. Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании критериев для оптимизации диагностического инструментария, с помощью которого можно оценить качество электронной информационно-образовательной среды вуза. Выводы и положения настоящего исследования вносят вклад в теорию организации дистанционного обучения в высшей школе. Практическая значимость настоящего исследования состоит в том, что полученные результаты позволят в дальнейшем разработать унифицированную (единую) методику оценки качества ЭИОС (УМОК ЭИОС) на основе учета оптимального количества наиболее информативных критериев.
Позднякова Е. В., Дробахина А. Н., Малышенко Г. А. Развитие математической грамотности школьников средствами учебного курса внеурочной деятельности в цифровой образовательной среде // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 10 (октябрь). – С. 208–224. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231104.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Современное школьное образование актуализирует проблему формирования функциональной грамотности, системным компонентом которой является математическая грамотность. Несмотря на многочисленные и разноплановые исследования указанной проблемы в отечественной и зарубежной литературе и образовательной практике, остается актуальным вопрос создания методики обучения школьников практическим приложениям математики с опорой на развитие метапредметных умений, реализуемой в единстве урочной и внеурочной деятельности обучающихся. Целью статьи является проектирование модели учебного курса внеурочной деятельности в цифровой образовательной среде, направленного на развитие метапредметных умений и математической грамотности, и ее иллюстрация на примере авторского цифрового ресурса учебного курса для девятого класса. Для достижения поставленной цели был использован комплекс научных методов. Теоретической базой исследования являются: анализ и обобщение научно-педагогической и методической литературы с целью определения ведущих положений изучаемой проблемы; систематизация полученной информации; моделирование. В качестве эмпирического метода был использован опрос (в форме беседы) учителей математики Кузбасса. В основу принципов проектирования учебного курса были положены практико-ориентированный, личностно ориентированный и проблемный подходы. Сформулированные принципы определили специфику модели проектирования учебного курса, которая включает целевой, содержательный, технологический и результативный компоненты. С опорой на данную модель был создан учебный курс для учащихся девятого класса «Формирование математической грамотности: математика в городе N». Ядром ресурсного компонента данного курса являются метапредметные задания практико-ориентированной направленности. Для реализации курса в онлайн-формате (модель «смешанного обучения») предлагается использовать цифровой ресурс, созданный и функционирующий с помощью онлайн-сервисов (Google Sites, УДОБА, CORE, GeoGebra, Learningapps, GoogleForms). Анализ опроса специалистов-практиков позволяет авторам сделать вывод о том, что использование спроектированного цифрового ресурса будет способствовать усилению дидактического потенциала учебного курса внеурочной деятельности по развитию метапредметных умений и математической грамотности.