№ 02 (февраль)
Статей: 17
Читателей: 9190
Педагогика
Габдуллина А. Ш., Рубцова А. В. Геймификация как средство развития гибких навыков и креативного мышления при обучении иностранному языку // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 2 (февраль). – С. 1–12. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241013.htm
ART 241013
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11013
Просмотров: 766
Одним из инновационных подходов является геймификация, которая представляет собой применение игровых элементов в учебном процессе с целью повышения мотивации и результативности обучения. Важно отметить, что помимо освоения иностранного языка современная методика обучения также акцентирует внимание на развитии креативного мышления и гибких навыков, способных укрепить умение студентов адаптироваться к разнообразным языковым ситуациям. Данная статья посвящена анализу понятия геймификации в образовании и влияния геймификации как средства развития гибких навыков и креативного мышления при обучении иностранному языку. В рамках исследования были определены методология и подходы к проведению исследования. Актуальность работы заключается в необходимости применения геймификации в современном образовании, которое ставит перед собой задачу подготовки студентов к решению сложных, нестандартных задач и требует развития гибких навыков и креативного мышления. Цель нашего исследования – проанализировать задания на способность развития гибких навыков у студентов. На этапе анализа результатов был проведен комплексный анализ прогресса участников, включая как количественные, так и качественные аспекты их языковых навыков. В результате этого анализа было выявлено, что использование геймификации позитивно влияет на развитие гибких навыков и способности к креативному мышлению. Участники экспериментальной группы, занимавшиеся с применением геймификации, продемонстрировали более высокий уровень креативности и гибкости мышления в сравнении с традиционными методами обучения. Геймификация была рассмотрена как подход к обучению иностранному языку для улучшения качества и уровня владения иностранным языком и мотивации студентов. Результаты исследования указывают на потенциал геймификации как эффективного инструмента для стимулирования интереса и активности студентов в образовательном процессе. Анализ также подчеркивает важность гибких навыков и креативного мышления при изучении иностранного языка, что делает геймификацию ценным инструментом для их развития. Статья имеет теоретическую и практическую значимость, установлено, что геймификация в обучении иностранному языку расширяет теоретические рамки психологических аспектов обучения. Геймификация способствует развитию креативного мышления и гибких навыков путем применения игровых заданий и решения нестандартных задач, что позволяет развить профессиональные качества и создать эффективные коммуникации. Внедрение геймификации в учебный процесс является эффективным образовательным элементом для образовательных учреждений и педагогов. Таким образом, использование геймификации не только обогащает образовательный опыт, но и обеспечивает плодотворное воздействие на формирование ключевых компетенций, необходимых для успешного овладения иностранным языком.
Матвеев В. В., Грибков Д. Н. Формирование иноязычной компетенции будущих педагогов-хореографов при работе с цифровыми дидактическими флэш-картами // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 2 (февраль). – С. 13–30. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241014.htm
ART 241014
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11014
Просмотров: 550
Модернизация высшего образования открывает новые перспективы для использования электронных ресурсов в обеспечении качества иноязычного обучения. Применение интерактивных средств (тренажеров, флеш-карт, виртуальных досок) удовлетворяет требованиям к программам подготовки специалистов, занимающихся постановкой танцев, и вызовам международного спортивного движения. Авторами исследуется проблема обоснования эффективности применения цифровых флеш-карт дидактического назначения в иноязычном взаимодействии специалистов в области танца и физической культуры для повышения качества их профессиональной подготовки. Цель исследования – изучить возможности применения цифровых флеш-карт в обучении педагогов-хореографов для развития их иноязычной коммуникативной компетенции. Научная новизна заключается в том, что обосновывается дидактический потенциал использования цифровых флеш-карт в иноязычном взаимодействии специалистов по хореографии для повышения качества их профессиональной подготовки. Теоретическая значимость: выявленные дидактические возможности поддерживаются иноязычной коммуникацией при организации работы танцевальных групп, при обучении пластике движений, при постановке театральных или эстрадных номеров. Для работы с цифровыми флеш-картами использована онлайн-платформа Quizlet. Контрольная работа содержит вопросы, сгруппированные по блокам «Компьютерные технологии в танцевальном искусстве» и «Иностранный язык в общении (область танца и физической культуры)». В исследовании задействовано 54 студента третьего курса Орловского государственного института культуры. Направление подготовки: 52.03.01 – Хореографическое искусство (уровень – бакалавриат). При статистической обработке данных использован критерий χ2-Пирсона.Описана система работы с флеш-картами в иноязычной профессиональной коммуникации педагогов-хореографов: изучение функционала, работа с готовыми наборами карт, автоматизация и совершенствование лексических единиц, разработка собственных тематических сетов. Особенность программы – адаптация ее содержания к специфике направления подготовки. В самостоятельной работе и сетевой коллаборации студентами экспериментальной группы использованы режимы Flashcards, Speller, Scatter, Quizlet Live. В заключении делаются выводы о возможностях включения флеш карт в обучение педагогов-хореографов: соревновательность и получение позитивных эмоций; ресурсы для саморазвития. Выделены и трудности: низкий исходный уровень языковой подготовленности и цифровых навыков; разная мотивация; специализация по танцевальному направлению. Полученные результаты могут быть использованы для модернизации программ подготовки хореографов, программ повышения квалификации, онлайн-курсов в танцевальном искусстве.
Веретенникова В. Б. Классификация видов социального партнерства в университетской подготовке будущих педагогов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 2 (февраль). – С. 31–44. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241015.htm
ART 241015
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11015
Просмотров: 572
Высокие темпы социально-экономических изменений в обществе и новые вызовы привели к трансформации содержания подготовки молодых специалистов в педагогическом образовании университета. В этих условиях перед современным университетом ставятся задачи активизации социального партнерства в подготовке обучающихся, способных оперативно включаться в содержание и характер профессиональной деятельности, вызванной трансформациями на рынке труда. Цель исследования – представить классификацию видов социального партнерства в педагогическом образовании университета и ее содержание. При этом разработанная классификация будет способствовать взаимодействию с другими представителями общества, а именно с рынком труда, для того чтобы осуществлять обучение, воспитание, социализацию молодых людей и их профессиональную подготовку как молодых специалистов. Методологической базой являлись системно-деятельностный и квалиметрический подходы. В работе использовался общенаучный метод анализа нормативно-правовых документов и научно-педагогической литературы в высшем образовании, а также метод «Куб Цвики», позволяющий в университетском педагогическом образовании определить стратегию управления в условиях реализации «Трех миссий университета», чтобы вузы видели свои сильные стороны, на которые они могут возлагать надежду, и выбирали намеченное стратегическое направление, которое для них станет высококонкурентным преимуществом. Для проведения педагогической экспертизы составляющих социального партнерства в подготовке обучающихся использовался метод групповых экспертных оценок, позволяющий детализировать их содержание в виде классификации подготовки обучающихся как будущих квалифицированных специалистов. Научная новизна исследования заключается в определении содержания предпринимательского, инновационного и классического партнерства при подготовке будущих педагогов. В результате представленная классификация видов социального партнерства в подготовке обучающихся позволяет определить стратегические направления деятельности при организации взаимодействия академического сообщества и рынка труда в условиях реализации «Трех миссий университета». Результаты данного исследования могут быть использованы администрацией, преподавателями вузов при организации социального партнерства с рынком труда для эффективного взаимодействия в условиях современной рыночной экономики и подготовки будущих квалифицированных специалистов.
Фесенко О. П., Кушнарёва Н. В. Генератор текста в обучении языковедческим дисциплинам в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 2 (февраль). – С. 45–58. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241016.htm
ART 241016
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11016
Просмотров: 527
Актуальность исследования вызвана активным обращением студентов к ресурсам нейросети в направлении создания текстов. Педагогу крайне проблематично в рамках языковедческих курсов давать задания, связанные с творческой работой по написанию текстов, поскольку в наши дни нейросеть в данном виде деятельности начинает заменять человека. Поэтому возникла необходимость использовать сгенерированный текст в учебном процессе так, чтобы это приносило пользу, а не вред и способствовало развитию навыков текстового анализа и написанию авторских продуктов. Цель статьи – предложить систему упражнений, позволяющих продуктивно использовать сгенерированные тексты в рамках языковедческих курсов. В условиях, когда педагог не может контролировать обращение студентов к программам, создающим текст, возникает необходимость обратиться к продуктивному использованию возможностей нейросети в учебном процессе. Как показал обзор литературы, методисты и ученые по-разному оценивают этот потенциал. С одной стороны, использование нейросети вызывает отрицательные отзывы, связанные с нарушением этических норм, авторского права и снижением у студентов мотивации к созданию собственных текстов. С другой стороны, прогресс не стоит на месте и запретить обучающимся обращаться к текстовым генераторам уже не представляется возможным, а значит, педагоги должны, идя в ногу со временем, использовать новые образовательные ресурсы. В статье представлены результаты приведенного педагогического эксперимента, направленного на выявление лингводидактического потенциала тех монологических текстовых продуктов, которые создает нейросеть. Авторами было собрано 96 таких текстов, проанализирована их языковая сторона, жанровое и стилистическое разнообразие, содержание. Тщательный анализ позволил предложить пять типов упражнений, позволяющих продуктивно организовать работу с текстами, созданными искусственным интеллектом: 1) упражнения, направленные на анализ соответствия текстов выбранной теме и полноты ее отражения; 2) упражнения, связанные с формулировкой собственной позиции и ее аргументацией; 3) упражнения, направленные на исправление языковых и речевых ошибок в сгенерированных текстах; 4) анализ жанрового соответствия текстов сформулированной в запросе теме; 5) творческие упражнения, направленные на создание собственных авторских текстов. Авторы пришли к выводу, что генераторы текстов могут быть полезны в учебном процессе при условии дозированного и методически грамотного использования. Именно это определяет практическую значимость работы.
Ключевые слова:
нейросеть, генератор текста, сгенерированный текст, лингводидактический потенциал нейросети
Миренкова Е. В. Тестовые задания в связанной и матричной формах как средства обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 2 (февраль). – С. 59–77. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241017.htm
ART 241017
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11017
Просмотров: 541
В современном образовательном процессе задания в тестовой форме применяются необычайно широко и преимущественно с контролирующей целью. Спектр обучающих заданий гораздо шире. Ставится закономерный вопрос: способны ли задания в тестовой форме полноценно выявлять образовательные достижения испытуемых? С другой стороны, тестовые задания обладают определенным обучающим потенциалом, который пока исследован недостаточно. В связи с неравномерностью на разных исторических этапах внедрения метода тестов в образовательную практику отечественной школы и периодом запрета теоретического развития этого направления гораздо больший опыт в этой области накоплен зарубежными исследователями. И российские, и зарубежные ученые подчеркивают не только достоинства метода тестов, но и опасность увлечения им как доминирующей формой контроля. Обучающий функционал тестовых заданий, согласно литературным источникам, обусловлен главным образом лучшим запоминанием информации, а также активным использованием возможностей современных цифровых технологий предоставлять оперативную обратную связь, в том числе комплексную, с наличием подсказок и показом эталонных решений при прохождении тестирования. Поскольку популярность применения метода тестов обусловлена его многочисленными достоинствами, цель настоящего исследования состояла в попытке обратить эти достоинства на текущий учебный процесс. Мы предположили, что не все формы тестовых заданий можно успешно переориентировать на выполнение образовательных функций. Результаты исследования привели к выводу, что наибольший дидактический потенциал имеют связанные задания и задания в матричной форме. В статье дана их развернутая характеристика. Подчеркивается, что в основе конструирования и применения любого задания лежит дидактическая цель. В работе определены и конкретизированы доминирующие образовательные цели применения заданий в тестовой форме. Подчеркнуты ранее выделенные нами особенности обучающих тестовых заданий. Показано, какой педагогический эффект имеет применение простых связанных, цепных связанных заданий и заданий в матричной форме. Приведены многочисленные примеры заданий. Теоретическая значимость статьи заключается в постановке ключевых вопросов о применении метода тестов, в определении форм тестовых заданий, обладающих наибольшим дидактическим потенциалом, в его выявлении, в методической характеристике связанных заданий и заданий в матричной форме. Практическое применение обозначенных форм тестовых заданий в текущем учебном процессе позволит повысить его эффективность в таких направлениях, как увеличение доли активности и самостоятельности школьников, разнообразие профиля их познавательной деятельности, достижение предметных и метапредметных результатов.
Щедрина Е. В., Ивашова О. Н., Палиивец М. С. Развитие вычислительного мышления будущих инженеров при работе с сетевым профессионально-ориентированным курсом // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 2 (февраль). – С. 78–97. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241018.htm
ART 241018
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11018
Просмотров: 507
Потребность изучать и применять возможности сетевых технологий для повышения общекультурного и профессионального уровня становится важным условием подготовки инженеров нового поколения. Для реализации соответствующего потенциала компьютерных устройств, цифровых инструментов высококвалифицированным специалистам необходимы навыки разбиения задачи на компоненты, определения похожих элементов, выделения наиболее важной информации и отбрасывания несущественной, записи алгоритма. Авторами исследуется проблема обоснования эффективности сетевого обучения для развития навыков, составляющих основу вычислительного мышления технических специалистов. Цель исследования – изучить возможности применения профессионально ориентированного сетевого курса для развития вычислительного мышления инженеров нового поколения. Научная новизна заключается в том, что обосновывается потенциал учебного дистанционного курса для формирования вычислительных умений и навыков профессионалов будущего. Теоретическая значимость: выявлены дидактические возможности сетевых курсов, учитывающие особенности подготовки специалистов инженерно-технического профиля. Исследование проводилось с использованием авторского курса по дисциплине «Вычислительная техника и сети в отрасли» (свидетельство о регистрации № 24877 от 28.08.2021 г.). Курс реализован инструментами платформы Moodle. К исследованию привлечено 68 бакалавров по направлению подготовки 23.03.01 – «Технология транспортных процессов», направленность «Цифровые транспортно-логистические системы автомобильного транспорта». Для диагностики и оценки сформированности вычислительного мышления применяются материалы авторского тестирования: 40 вопросов в соответствии с рабочей программой дисциплины. При статистической обработке данных использован критерий χ2 Пирсона. При работе с материалами сетевого курса инженер нового поколения выполняет последовательность действий, характерных для вычислительного мышления: анализирует текст профессионально ориентированной задачи; осуществляет декомпозицию проблемы; составляет и реализует алгоритм, выполняет его анализ и оценку. Выделены положительные аспекты применения профессионально ориентированного сетевого курса для развития вычислительного мышления инженеров (например, для получения опыта формулирования проблемы с учетом неопределенности будущего студенты выполняют анализ корпоративной сети, определяют маску подсети для разных условий и т. п.). Предложены варианты практического применения результатов исследования: в работе Всероссийского сетевого проекта по сортоиспытанию «Малая Тимирязевка», в деятельности Центра довузовской подготовки и цифровой кафедры академии.
Старцева Н. Н., Брюхова О. Ю. Анализ особенностей работы педагогов дошкольных образовательных учреждений с нормотипичными детьми и детьми с ОВЗ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 2 (февраль). – С. 98–113. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241019.htm
ART 241019
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11019
Просмотров: 590
Значительный рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья и в целом ориентация на инклюзию, с одной стороны, и сокращение специализированных образовательных учреждений – с другой, ставят не столько перед системой, сколько перед реальными педагогами на местах новые задачи. Сегодня воспитателям, учителям, педагогам наряду с базовыми компетенциями необходимо формировать профессиональные и личностные качества, овладевать новыми методами, методиками и приемами работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Специфика работы с данной категорией детей, несомненно, не только сказывается на содержании труда педагога, характере профессиональных трудностей, с которыми он сталкивается в процессе работы с разными субъектами, но и в целом изменяет его траекторию профессионального развития. Целью настоящего исследования выступает определение специфики профессиональных и личностных качеств, особенностей работы педагогов дошкольных образовательных учреждений, взаимодействующих с детьми, не имеющими/имеющими психофизические особенности здоровья. Теоретико-методологическую базу исследования составляют работы отечественных и зарубежных педагогов, психологов и социологов, раскрывающих вопросы сущности и содержания педагогической деятельности, специфики работы педагогов на уровне дошкольных образовательных учреждений. В качестве методов теоретического исследования используются общенаучные методы (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), в целях сбора эмпирической информации – глубинное интервью и анкетирование. Теоретическая значимость статьи заключается в том, что в ней выявлена специфика профессиональных и личностных качеств, необходимых педагогам ДОУ для работы с детьми, не имеющими/имеющими психофизические особенности здоровья; актуализированы особенности взаимодействия и определен характер профессиональных трудностей в работе педагогов ДОУ комбинированного вида с основными субъектами педагогической деятельности (нормотипичный ребенок/ребенок с ограниченными возможностями здоровья – родитель – педагог-коллега – руководитель). Проведенное исследование также позволило определить уровень готовности педагогов к профессиональному развитию и их мнение о перспективных направлениях личного профессионального роста. Авторы приходят к выводу о том, что педагоги детских садов, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья, испытывают потребность в профессиональном развитии. Однако низкая информированность о программах обучения, курсах повышения квалификации, реализуемых с целью освоения новых методик работы с детьми с особыми образовательными потребностями, ограничивает их образовательный маршрут. Решению данных проблем будут способствовать мероприятия по повышению осведомленности педагогов о возможностях своего профессионального развития, практика обмена педагогическим опытом с коллегами и получения консультаций у психологов.
Кулаченко М. П. Готовность студенческой молодежи к вожатской деятельности: современный взгляд // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 2 (февраль). – С. 114–125. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241020.htm
ART 241020
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11020
Просмотров: 516
В статье рассматривается понятие профессиональной готовности к деятельности в системе современного психолого-педагогического знания как сложное, многомерное, интегративное понятие. Актуальность исследования объясняется введением в декабре 2018 года профессионального стандарта «Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый)» и внесением поправок в закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ), изменивших представление о вожатской деятельности от развлекательной к образовательной, содержание профессиональной подготовки, место и функции вожатого в педагогическом сообществе детского лагеря. Изменение характера профессиональной деятельности влечет изменения в понимании и содержании профессиональной готовности вожатого. Методологической основой исследования являются положения философского и аксиологического подходов о человеке как субъекте, личности и индивидуальности; о природе и сущности человеческой деятельности; о человеке как высшей ценности. Цель статьи состоит в рассмотрении сущности профессиональной готовности, выявлении уровня готовности и причин неготовности студенческой молодежи к вожатской деятельности. Ведущими методами исследования проблемы выступают теоретический анализ и эмпирические данные, полученные методом анкетирования. Теоретическая и практическая значимость статьи заключается в том, что в ней представлены различные мнения о сущности профессиональной готовности в психолого-педагогической литературе, показаны виды готовности (общая, временная, ситуационная); дано определение понятия «профессиональная готовность» с позиций различных подходов (функциональный, процессуальный, результативный). Представлено авторское понимание сущности и структуры готовности к вожатской деятельности как совокупности компонентов: мотивационного, физического и специального (профессионального), эмоционально-волевого. Раскрывается содержание каждого из компонентов, обращается внимание на недостатки. Автор приходит к выводу, что в процессе подготовки вожатого детского лагеря необходимо выявить наиболее слабые и недостаточно развитые структурные компоненты готовности, чтобы целенаправленно воздействовать на них.
Пустовойтова О. В., Ведешкина Н. А. Модель технологии взаимодействия педагогов с родителями воспитанников дошкольной образовательной организации в условиях цифровой образовательной среды // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 2 (февраль). – С. 126–143. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241021.htm
ART 241021
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11021
Просмотров: 661
Актуальность проблемы эффективной организации взаимодействия участников образовательных отношений в современной дошкольной образовательной организации (ДОО) не вызывает сомнений. Подтверждением этого тезиса можно считать научные и методические публикации отечественных и зарубежных авторов, которые сходятся во мнении о необходимости активного включения родителей в образовательный процесс. Данный вопрос обостряется тем, что современные родители выбирают позицию пассивных наблюдателей, которые через призму цифрового окна социальной сети оценивают успехи своих детей лайком или оставляют гневные посты в адрес педагогов. В связи с этим перед педагогическим сообществом стоит задача: разработать модель технологии взаимодействия участников образовательных отношений в условиях цифровой образовательной среды для вовлечения родителей в активную деятельность. Именно эта проблема и стала целью нашего исследования, описанного в данной статье. Методом исследования стал гугл-опрос родителей детей в возрасте 5–7 лет, так как именно в этой возрастной категории уже реализуется проектная деятельность, воспитанники принимают участие в различных конкурсах, получают первые навыки цифровой грамотности, в связи чем и возникает высокая потребность во взаимодействии ДОО и семьи. В опросе приняли участие 208 респондентов, чьи дети посещают МДОУ «Детский сад № 73» и МДОУ «Детский сад № 183» города Магнитогорска. Экспериментальные данные подтвердили гипотезу о низкой социальной активности родителей в образовательном процессе, так как 84,1% опрошенных удовлетворены взаимодействием посредством социальной сети «ВКонтакте», а 57% готовы к активному сотрудничеству в удаленном контенте, в том числе по вопросу решения образовательных и педагогических задач, например создания и реализации детских проектов под наставничеством педагога. На основании анализа литературы, где освещена данная проблема, результатов гугл-опроса родителей детей, информационно-коммуникационных возможностей доступа к цифровым ресурсам и сервисам, в том числе предусмотренных законодательством Российской Федерации, была разработана модель технологии взаимодействия участников образовательных отношений в условиях цифровой образовательной среды, представленная в данном тексте. Теоретическая значимость исследования позволяет детализировать взаимодействие педагогов и родителей посредством инновационных технологий (социальная сеть «ВКонтакте», онлайн-общение в формате вебинара, прикладная деятельность на интерактивной доске МИРО, получение знаний по цифровой грамотности и их прикладное применение в продуктивной деятельности), практическая – реализовать теоретические положения на практике, адаптировав их к условиям детского сада, потребностям родителей и воспитанников.
Василина Д. С., Мусифуллин С. Р. Применение интегрированного метода формирования критического мышления на занятиях гуманитарного блока у студентов педагогического вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 2 (февраль). – С. 144–161. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241022.htm
ART 241022
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11022
Просмотров: 518
В контексте современного образования формирование навыков критического мышления у студентов педагогического вуза имеет особую важность, поскольку осуществляется в условиях информационного общества. Если студент может критически мыслить, то он способен выражать субъективное мнение, своевременно делать правильный выбор, решать жизненно важные и научные проблемы, аргументированно выстраивать спор, давать объективную оценку чужой точке зрения. Гуманитарный блок дисциплин в педагогическом вузе (речь о таких дисциплинах, как философия, социология, психология, литература и искусство) не только обеспечивает студентов фундаментальными знаниями о человеческом обществе, культуре, истории, но и формирует указанные качества личности. Поэтому цель исследования – выявить эффективность применения интегрированного метода формирования критического мышления у студентов педагогического вуза на занятиях гуманитарного блока. Для достижения цели были выделены задачи формирования критического мышления у студентов педагогического вуза: умение анализировать, сравнивать, синтезировать и обобщать. Кроме того, важное место в исследовании занимает проведение оценки текущего уровня критического мышления у студентов педагогического вуза, а также разработка и проверка эффективности новых стратегий и педагогических методик по развитию данного навыка. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что расширено представление об особенностях применения интегрированного метода формирования критического мышления на занятиях гуманитарного блока у студентов педагогического вуза, выявлены критерии и уровни сформированности критического мышления студентов педагогического вуза с позиций системно-деятельностного подхода; разработана и внедрена в практику мероприятия учебная программа по дисциплине «Технология развития критического мышления». Практическая значимость исследования обусловлена тем, что разработанные мероприятия и описанные методы работы со студентами педагогического вуза могут использоваться педагогами других образовательных организаций Российской Федерации. В частности, представленные материалы могут послужить основой для разработки методических рекомендаций для педагогов вузов страны. Результаты, полученные в исследовании, могут найти широкое применение в деятельности организаций высшего образования на занятиях гуманитарного блока. Статья содержит теоретический анализ различных подходов к оценке критического мышления, предлагая интегрированный метод формирования навыка критического мышления у студентов педагогического вуза. В работе приведены результаты анализа понятия «критическое мышление», определены критерии и показатели, а также дана характеристика уровней сформированности критического мышления. Авторами предлагаются методы и приемы формирования критического мышления в образовательной практике на занятиях гуманитарного блока, предлагаются алгоритмы работы с различными видами визуальных текстов. При этом в качестве визуальных текстов рассматриваются любые источники информации, представленные в виде текста, изображения, схемы и др.
Ключевые слова:
обучение, критическое мышление, студенты, педагогический вуз, работа с текстом, интегрированный метод
Борзова Е. В., Шеманаева М. А. Анализ материалов и педагогических инструментов, используемых учителями иностранного языка в дополнение к учебнику // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 2 (февраль). – С. 162–175. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241023.htm
ART 241023
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11023
Просмотров: 494
В школах Российской Федерации учителя выбирают учебники из предлагаемых перечней, рекомендо-ванных Министерством просвещения. Однако это не означает, что в своей деятельности учителя полно-стью используют все материалы выбранного УМК, не внося в него никаких изменений. В настоящее время они имеют доступ к широкому спектру педагогиче-ских инструментов, которые способствуют повыше-нию эффективности образовательного процесса. Воз-никает противоречие между административными требованиями, с одной стороны, ограничивающими деятельность учителя рамками учебника, а с другой – побуждающими учителей следовать положениям личностно ориентированного подхода, проявляя ин-дивидуализацию и дифференциацию в организации образовательного процесса. Большинство учителей иностранного языка используют дополнительные материалы и формы работы на уроке иностранного языка помимо предлагаемого УМК, который исполь-зуют, проявляя разную степень субъектности. В по-следние годы возможности учителей создавать соб-ственные материалы и упражнения значительно расширяются за счет использования искусственного интеллекта в образовании. Цель данной статьи – вы-явить и проанализировать на эмпирическом уровне причины, побуждающие учителей иностранного язы-ка дополнять используемые УМК по иностранным языкам материалами и формами работы, и характер этих изменений. Материалами исследования стали публикации российских и зарубежных авторов, в ко-торых рассматриваются вопросы теории учебника иностранного языка, и результаты анкетирования учителей иностранного языка средних школ, целью которого было выявить, какие материалы и формы работы учителя добавляют к предложенным им учебникам и по каким причинам. Проведенное ис-следование выявило, что подавляющее большинство учителей иностранного языка предпочитают комби-нированное использование учебников как стержня курса и дополнительных материалов и педагогиче-ских инструментов. Основными мотивами при этом выступают стремление обеспечить эффективное до-стижение целей иноязычного образования с ориен-тацией на конкретных обучающихся, их предпочтения и возможности; неудовлетворенность качеством предлагаемых в учебнике материалов и приемов; обеспечение вариативности педагогических инстру-ментов и соотнесенности содержания материалов с непосредственным окружением и актуальными со-бытиями. Результаты исследования показывают, что основные дополнения, которые учителя иностранно-го языка вносят в применяемый УМК, связаны с со-держанием материалов и технологическими реше-ниями на уроке. Опираясь на выводы исследования, можно определить, каким аспектам методической теории и практики следует уделять особое внимание при подготовке будущих учителей иностранного язы-ка в университете и при повышении их квалификации.
Калимуллина А. А. Дидактическая модель обратной связи как механизм развития универсальных учебных действий школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 2 (февраль). – С. 176–188. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241024.htm
ART 241024
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11024
Просмотров: 481
Актуальность исследования обусловлена противоречием между объективной потребностью педагогов основной школы в реализации потенциала обратной связи как средства развития универсальных учебных действий школьников, с одной стороны, и практическими трудностями, с которыми сталкиваются педагоги в процессе реализации возможностей обратной связи в развитии универсальных учебных действий школьников в силу неразработанности соответствующей дидактической модели, – с другой. Цель исследования – разработать и теоретически обосновать дидактическую модель обратной связи, способствующую эффективному развитию универсальных учебных действий учащихся основной школы. Исследование опирается на методологию системно-деятельностного, личностно ориентированного и проблемно ориентированного подходов. Основные результаты исследования: разработана модель конструктивной обратной связи, ориентированная на развитие универсальных учебных действий обучающихся: а) благодаря целенаправленному проектированию содержания учебного материала в форме задач, заданий, упражнений, направленных на преимущественное развитие конкретной группы универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных); б) системному и взаимосвязанному осуществлению обратной связи на уроках и в ходе выполнения самостоятельной домашней работы с применением совокупности традиционных и инновационных (цифровых) приемов, направленных на получение информации о целях обучения, о корректности учебных действий по ее достижению и полученных результатах. Выделены требования к обратной связи, делающие обучение «видимым», которые систематизированы в три группы: требования к педагогу; требования к учащемуся; требования к образовательной среде. Теоретическая значимость исследования состоит в дополнении современной школьной дидактики благодаря предложенной модели обратной связи, способствующей развитию универсальных учебных действий. Практическая значимость работы в том, что выявленные и систематизированные требования, приемы и способы осуществления развивающей обратной связи могут быть использованы учителями основной и средней школы в целях управляемого развития универсальных учебных действий обучающихся.
Ключевые слова:
универсальные учебные действия, обратная связь, дидактическая модель, видимое обучение
Калмыкова С. В. Концепция обратного дизайна для проектирования трансформации образовательного процесса вуза в условиях цифровизации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 2 (февраль). – С. 189–203. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241025.htm
ART 241025
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11025
Просмотров: 524
Актуальность данной статьи обусловлена проблемой недостаточной скорости и эффективности развития системы образования в условиях цифровизации и создаваемых ею условий: стремительно растущих информационных потоков, которые создают проблему ориентации студентов, а также быстрого развития цифровых технологий. Цель данной статьи – аргументировать эффективность технологии обратного дизайна в проектировании образовательного процесса вуза в условиях цифровой трансформации общества. Отмечается, что изменения, вызванные цифровизацией, влияют не только на цели образовательного процесса, но и на его компоненты, однако динамичность изменений не должна нарушать системность образовательного процесса. В статье образовательный процесс в вузе рассматривается как динамическая система с изменяющимися параметрами и влиянием внешних условий, а концепцию обратного дизайна предлагается использовать для планирования и разработки образовательных программ и учебных материалов, поскольку она позволяет выстраивать изменения отдельных элементов в зависимости от изменений конечного результата. Автор отмечает, что обратный дизайн следует рассматривать как стратегический подход для разработки и реализации инновационных методов и моделей обучения, основанных на цифровых технологиях. В статье также анализируются основные принципы и этапы обратного дизайна, включая определение целей обучения, разработку эффективных методов оценки, создание контента и выбор соответствующих технологий. Рассматриваются преимущества и вызовы, связанные с внедрением концепции обратного дизайна в процесс образования. Отмечается необходимость развития компетенций участников образовательного процесса, в том числе преподавателей и студентов, для успешной реализации этой концепции. Особое внимание в статье уделяется проблеме нечеткой формулировки терминов в педагогике при переходе в цифровую среду. Автор отмечает, что цифровая среда требует четкого и структурированного описания объектов, особенно при использовании алгоритмов и машинного обучения. В заключении подчеркивается важность применения концепции обратного дизайна для эффективной трансформации образовательного процесса вуза в условиях цифровизации и предлагается ряд практических рекомендаций и ресурсов, которые могут быть использованы для поддержки процесса реализации обратного дизайна в образовательных учреждениях.
Батенова Ю. В., Филиппова О. Г., Сафонова А. К. Организация конструктивного эмоционального взаимодействия дошкольников в условиях цифровизации образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 2 (февраль). – С. 204–218. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241026.htm
ART 241026
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11026
Просмотров: 432
В современном мире в связи с быстрыми темпами развития информационных технологий и большим вниманием к данной проблеме в области образования социальные и эмоциональные сферы человеческого развития уходят на второй план. Отсюда вытекает важность развития социальных эмоций в условиях цифровизации общества. Однако данные процессы могут и сосуществовать, если грамотно выстраивать образовательный процесс, начиная с дошкольного возраста. Цель данного исследования – определить возможные пути конструктивного взаимодействия взрослых и детей, детей друг с другом в условиях цифрового пространства с учетом включения различных видов совместной деятельности для эмоционального взаимодействия. В ходе исследования были использованы методы: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы); эмпирические (тест «Диагностика способностей детей к партнерскому диалогу» А. М. Щетининой; опросник для родителей на определение компьютерной зависимости у старших дошкольников В. Г. Писарева); первичная статистическая обработка данных. В исследовании принимало участие 65 детей старшего дошкольного возраста. Для получения количественных результатов на первом этапе было выделено четыре уровня социализации детей: высокий, выше среднего, средний и низкий. В ходе диагностики установлено, что в целом общий уровень социализации у детей средний. На основе опросника В. Г. Писарева для определения компьютерной зависимости на платформе Google Формы была создана анкета из 10 вопросов для родителей. Пилотажное исследование показало, что уровень социальных эмоций у большинства детей средний, в то время как степень выраженности компьютерной зависимости по ответам родителей у большинства детей высокая. Это говорит о необходимости создания более качественных педагогических условий для взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми вне цифровой активности. Теоретическая значимость исследования заключается в разработке требований и рекомендаций по данной проблеме с возможностью их дальнейшего использования как в профессиональной деятельности педагогом, так и родителями. Практическая значимость исследования заключается в гибкости использования предложенных методических рекомендаций. Использование любой одной или нескольких рекомендаций уже будет положительно влиять на развитие социальных эмоций ребенка, а использование материала в совокупности приведет к еще более быстрому достижению взаимопонимания между взрослым и ребенком в рамках данной проблемы.
Директорова Д. Д. Возможности использования схем-моделей как зримого результата структурирования языкового материала в процессе изучения системы русского языка в старших классах // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 2 (февраль). – С. 219–235. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241027.htm
ART 241027
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11027
Просмотров: 499
Актуальность исследования в первую очередь определяется тем фактом, что в действующей редакции ФГОС СОО закреплена установка на обучение школьников разнообразным способам представления информации. Более того, необходимость достижения соответствующих результатов обучения зафиксирована и на метапредметном, и на предметном уровнях. Именно поэтому вопрос о подготовке школьников к применению способов визуализации информации, например, в виде схем-моделей приобретает все большую значимость в образовательном процессе. Целью исследования является определение возможностей применения учебных моделей в обучении, в частности в процессе обучения русскому языку в старших классах школы. Для этого в публикации приводятся взгляды различных ученых, педагогов и методистов по этому вопросу. В статье применяется ряд аналитических методов исследования: анализ научной литературы (отечественной и зарубежной) по теме исследования, анализ нормативно-правовой документации (например, ФГОС СОО), а также дефиниционный анализ. Результатом исследования стало определение возможностей применения схем-моделей языковых единиц для наглядного представления уровневой системы русского языка, которые могут быть применены в старших классах в процессе обобщающего повторения школьного курса русского языка. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в статье приведен ряд толкований взаимосвязанных понятий, таких как «моделирование», «учебная модель», «схема», «инфографика», «наглядность» и др. Кроме того, в статье представлены позиции современных исследователей, которые позволяют увидеть, какую роль может играть инфографика в учебном процессе. Практическая значимость исследования заключается в том, что была разработана таблица, представляющая примеры схем моделей языковых единиц разных уровней системы языка. Учебная работа с данной таблицей может послужить отправной точкой для системного повторения разделов науки о языке посредством актуализации знаний о языковых единицах и моделях, которые их отображают.
Психология
Леднева Т. С., Чернявская В. С. Связь локуса контроля с ранними дезадаптивными схемами у людей с высоким уровнем тревожности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 2 (февраль). – С. 236–241. – URL: http://e-koncept.ru/2024/242004.htm
ART 242004
DOI 10.24412/2304-120X-2024-12004
Просмотров: 542
Актуальность исследования определяется необходимостью поиска путей коррекции высокой личностной тревожности у людей с ранними дезадаптивными схемами (РДС). Цель работы – поиск связи между локусом контроля и выраженностью РДС. Приведено краткое описание некоторых ранних дезадаптивных схем. Рассмотрены основные теоретические аспекты понятия локуса контроля. Приводятся данные собственного эмпирического исследования на выборке взрослых людей с разными дезадаптивными схемами, в котором выявлена корреляционная связь между силой выраженности ранних дезадаптивных схем и локализацией локуса контроля. Представлен результат исследований, направленных на изучение связи локуса контроля и уровня выраженности таких ранних дезадаптивных схем, как «уязвимость», «неуспешность», «социальная отчужденность».
Ключевые слова:
локус контроля, уязвимость, схематерапия, неуспешность, социальная отчужденность, ран-ние дезадаптивные схемы
Садыков Р. М. Практика отказного материнского поведения: факторы, причины и стратегии переживания кризиса // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 2 (февраль). – С. 242–250. – URL: http://e-koncept.ru/2024/242005.htm
ART 242005
DOI 10.24412/2304-120X-2024-12005
Просмотров: 470
Отказ матерей от новорожденных детей – распространенное социально-психологическое явление в Российской Федерации. Различные жизненные практики отказного материнского поведения выступают источником сиротства и фактором деформации социально-психологического капитала. К отказу от новорожденных детей приводят различные социальные, психологические факторы и жизненные стратегии матерей. Целью исследования является изучение различных жизненных практик отказного материнского поведения. Выделены основные причины, по которым женщины отказываются от своих детей: социальное неблагополучие, десоциализированность женщин, материальные трудности и финансовые проблемы, отсутствие поддержки со стороны близких, нежеланная беременность. По результатам авторского социологического исследования выявлено, что самая популярная причина отказа, по мнению респондентов, социальное неблагополучие будущих родителей, на втором месте – инвалидность либо тяжелое заболевание ребенка, на третьем – ранний возраст родителей ребенка. Особыми группами отказниц являются иммигрантки и несовершеннолетние матери.