№ 03 (март)

Педагогика
Одинокая М. А., Рубцова А. В., Ерëмин Ю. В. Модель креативно-ориентированного обучения устному профессиональному общению на иностранном языке // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 3 (март). – С. 1–14. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241028.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследуемой проблемы определяется тем фактом, что в свете наблюдаемых тенденций за последние десятилетия в подготовке инженерных кадров особенно отчетливо прослеживаются претенциозные разрывы между необходимостью соответствовать современным требованиям работодателей, социума и необходимостью профессиональной самореализации инженера, которая определяется его способностью работать в тяжелых условиях с недостаточным ресурсом, а также креативными идеями, умением принимать нестандартные и эффективные решения, используя средства не только родного языка, но и иностранного. Целью исследования является представление дидактического аспекта имплементации модели креативно-ориентированного обучения устному профессиональному общению студентов инженерных профилей подготовки на практических занятиях по дисциплине «Иностранный язык». Методом теоретического анализа определены блоки модели креативно-ориентированного обучения устному профессиональному общению студентов инженерных профилей на практических занятиях по дисциплине «Иностранный язык». Особое внимание уделяется представлению ключевой информации о наиболее универсальных и эффективных методах, техниках креативности и инструментах искусственного интеллекта сквозь призму обучения устному профессиональному общению студентов инженерных профилей на практических занятиях по дисциплине «Иностранный язык». Научная новизна состоит в том, что предложена и внедрена модель креативно-ориентированного обучения устному профессиональному общению студентов инженерных профилей на практических занятиях по иностранному языку с использованием технологии развития креативного потенциала студентов-инженеров инструментами искусственного интеллекта в условиях университетского образования. Рассмотрен комплекс педагогических условий, который может способствовать развитию креативного потенциала студентов инженерных профилей подготовки инструментами искусственного интеллекта (ориентир на овладение спектром ранжированных по уровню сложности специальных методик, техник развития критического, радиантного, креативного мышления для решения профессиональных задач; умение студента привести себя в ресурсное состояние; умение перевести проблему в задачи; умение доносить информацию до кверента и др.). Представлена модель креативно-ориентированного обучения устному профессиональному общению студентов инженерных профилей на практических занятиях по дисциплине «Иностранный язык».
Ванягина М. Р. Развитие иноязычной коммуникативной военно-профессиональной компетенции курсантов как цель обучения иностранным языкам в высшей военной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 3 (март). – С. 15–28. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241029.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования нового поколения по основным военным специальностям предписывают необходимость развития у обучающихся универсальной компетенции «коммуникация» (УК-4) – способности применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия, поскольку общепризнана значимость владения иностранными языками в современном информационном обществе. Большинство исследователей в сфере обучения иностранным языкам выделяют иноязычную профессионально-коммуникативную компетенцию как основной ориентир языковой подготовки специалистов разных направлений в высшей школе, где профессиональный компонент компетенции рассматривается с точки зрения применения иностранного языка в профессиональной деятельности. Военная сфера в контексте фундаментализации языковой подготовки специалистов нелингвистического профиля является слабо изученной. Цель работы – рассмотреть иноязычную коммуникативную военно-профессиональную компетенцию как основную цель обучения иностранным языкам в высшей военной школе, определить ее структуру, проанализировать ее компоненты, выделить способы оценки уровня развития компонентов компетенции. Методы исследования: теоретический анализ литературы и нормативных источников, экстраполяция педагогического опыта, обобщение и систематизация данных. Выделены субкомпетенции и их компоненты, входящие в состав иноязычной коммуникативной военно-профессиональной компетенции: лингвистическая (языковой и речевой компоненты), социокультурная (фоновый и межкультурный компоненты), прагматическая (стратегический и компенсаторный компоненты), информационная (информационно-рецептивный и информационно-продуктивный компоненты), самообразовательная (организационный и развивающий компоненты), военно-профессиональная (терминологический, дискурсивный и операционный компоненты). Приводятся примеры видов заданий для контроля уровня сформированности компонентов компетенции: лексико-грамматические и страноведческие тесты, экспертная оценка, коммуникативные задания, информационный поиск, самоанализ, проекты и др. Значимость исследования заключается в том, что заложен теоретический базис изучения основной компетенции в рамках дисциплины «иностранный язык» в высшей военной школе, что позволяет совершенствовать методическую систему мониторинга динамики развития иноязычной коммуникативной военно-профессиональной компетенции у обучающихся высшей военной школы. Перспективы исследования подразумевают шкалирование критериев и описание дескрипторов оценки компонентов компетенции для создания актуального фонда оценочных средств.
Ефремова Н. Ф. Персонализация образовательной деятельности и оценки достижений обучающихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 3 (март). – С. 29–42. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241030.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность содержания статьи связана с потребностью расширить представление о достоинствах и проблемах персонализированного обучения. Целью является стремление показать взаимосвязь персонализированного обучения с соответствующей ему оценкой результатов, чтобы обеспечить обучающимся пошаговый контроль достижений, в том числе с помощью метода адаптивного оценивания. Существующая практика контактного обучения при всех ее достоинствах не всегда и не всем обучающимся может обеспечить высокое качество подготовки и учет личностных предпочтений. Поэтому все большее внимание в образовательной практике обращается на персонализированное обучение, которое активно развивается в эпоху цифровизации и оказывает влияние на изменение подходов к обучению, усиливая личностно ориентированный характер и обусловливая поиск новых методов оценки результатов. В статье рассмотрены исторические истоки персонализированного обучения, описаны факторы, обусловливающие в настоящее время персонализацию образовательной деятельности. Одним из достоинств этого метода является свобода выбора тем и содержания изучаемого материала, темпа и условий обучения. С учетом большой самостоятельности обучающихся при таком обучении актуализируется необходимость предоставления оперативной информации об уровне и качестве образовательных достижений для оперативного реагирования на результаты повышения учебной мотивации и развития навыков самооценки. Научная новизна исследования обусловлена комплексным рассмотрением персонализированного подхода как к обучению, так и к оцениванию его результатов. Решение этой проблемы может быть в использовании теории и практики педагогических измерений и методов адаптивного оценивания на базе специальных программно-инструментальных средств, обеспечивающих подбор заданий в соответствии с уровнем подготовленности испытуемых и способных оперативно выдавать результаты оценки. Показана сложность проектирования таких систем, обусловленная не только техническими и технологическими причинами, но и спецификой конструирования контрольно-оценочных материалов, предусматривающих комплексную оценку знаний и компетенций. Теоретическая значимость содержания статьи обусловлена обоснованием сочетания процессов обучения и адаптивного оценивания при персонализированном подходе. В практическом плане для повышения эффективности этого подхода разработчиками может быть использован алгоритм совместного конструирования материалов обучения и оценки.
Капустина Л. В., Досковская М. С., Ненашева О. В. Портфолио студента в вузе как залог успешной профессиональной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 3 (март). – С. 43–58. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241031.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Как всем нам хорошо известно, обучение в вузе является первой вехой в развитии профессиональной идентичности. Но на сегодняшний день далеко не все студенты, поступившие в высшие учебные заведения, были ведомы собственными убеждениями, желаниями и надеждами. Часто в выборе вуза и, соответственно, будущей профессии они руководствовались советами или желаниями родителей. В результате мы видим потом, как обучающиеся начинают испытывать трудности с профессиональной самоориентацией. Студенты не могут самостоятельно разработать карьерный план и не видят перспектив успешного развития своей профессиональной деятельности. Особенно печалит тот факт, что зачастую это может привести к добровольному отчислению студента из высшего учебного заведения. Авторы данного исследования задались вопросом: как помочь студентам уже с первых дней обучения в высшем учебном заведении создать профессиональную траекторию их будущей деятельности и дать им в этом проекте активную роль? Целью исследования стала разработка сценария профессионального портфолио для повышения шансов будущих выпускников на успешную профессиональную деятельность. Портфолио рассматривается нами как процесс, продукт и инструмент, который способствует рефлексивности, личной оценке и подлинной самопрезентации. Оно обладает свойствами самооценки, самонаправленности и самоподготовки, которые очень полезны в рамках учебной программы. Портфолио способствует формированию этой профессиональной идентичности в годы обучения и позволяет внедрить механизмы, которые будут действовать впоследствии, когда выпускник выйдет на рынок труда. Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении студенческого портфолио как рефлексивного анализа самого себя и своей будущей профессиональной деятельности. На практике данное исследование подходит для цели построения профессиональной идентичности будущих специалистов. Экспериментальная апробация разработанного сценария профессионального портфолио была проведена в федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего образования «Самарский государственный экономический университет» в 2022–2023 годах.
Суховская Д. Н. Место креативного пространства как образовательного локуса в классификации ключевых точек городского пространства // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 3 (март). – С. 59–70. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241032.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность нашего исследования заключается в необходимости концептуализации креативного пространства города как особого места возникновения новых образовательных практик в теле города. Цель исследования заключалась в философской концептуализации креативного городского пространства как структурного элемента образовательного пространства города. Исследование основывается на качественных методах. Как основные методы были использованы тезаурусный подход и герменевтический анализ. Методологическими основаниями работы выступили: положения философского направления инвайронментализма и средовый подход, социальная парадигма пространства и парадигма информационно-коммуникационного пространства, положения социально-топологической теории. В статье представлены результаты социально-философского анализа проблемы креативного пространства как образовательного локуса города через понятие «ризома» и введение термина «ризоматическое образовательное пространство». Автор рассматривает ризому как радикальную альтернативу статичным и замкнутым системам образовательных практик с жесткой осевой ориентацией, существующих в городском пространстве. В статье выделены и описаны основные принципы проявления ризомности в образовательных практиках города, выделенные на основе анализа креативных пространств: принцип гетерогенности и связности; принцип множественности; принцип разрыва; картографический принцип. В статье рассмотрены концепции детерриториализации и ретерриториализации, раскрывающие способность ризомы к постоянным изменениям с позиции описания образовательного пространства. В статье представлены результаты сравнительного анализа генеалогического и ризоматического подходов к организации образовательного процесса, выделены и описаны преимущества последнего. Научная новизна работы заключается в следующем: детально рассмотрен термин «ризоматическое образовательное пространство» с точки зрения социокультурного феномена; идентифицированы причины возникновения и компоненты ризоматического образовательного пространства, на основании которых функционирует представленное явление; обозначены закономерности воздействия культурно-образовательного потенциала города на социализацию и обогащение культурного уровня личности.
Никифорова Т. И. Создание виртуальных педагогических классов при педагогических колледжах на примере Республики Саха (Якутия) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 3 (март). – С. 71–82. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241033.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Указом Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации» обозначена задача обеспечения конкурентной способности российского образования в мировом масштабе и вхождения Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Кроме того, требуется добиться повышения его доступности гражданам с использованием достижений инновационного развития экономики. Реалии сегодняшнего дня диктуют необходимость поиска новых технологий и способов для реализации поставленных целей. Процессы модернизации в любой области человеческой жизнедеятельности направлены на улучшение сложившейся ситуации посредством отказа от старых стереотипов и перехода к новым формам работы. Современные геополитические обстоятельства предполагают необходимость модернизации современной системы образования в сторону ее тотальной цифровизации. Цифровизацию образования нужно рассматривать как инструмент для расширения учебного пространства, выбора индивидуальной траектории образования, выстраивания собственного сценария обучения. Целью данного исследования было изучение возможности использования форм распределенного образования в профориентационной работе со школьниками в рамках проекта «Учитель Арктики в Республике Саха (Якутия)». Описывается опыт работы Якутского педагогического колледжа в использовании цифровых образовательных ресурсов как возможности работы со школьниками из труднодоступных арктических и северных населенных пунктов республики. Рассказывается о создании в рамках содействия развитию проекта «Учитель Арктики» и поднятия престижа педагогической профессии среди молодежи педагогических классов при колледжах (Якутский, Намский, Вилюйский). Освещается деятельность Малой педагогической академии для школьников, где проводятся различные мероприятия, конкурсы. Приведены промежуточные итоги: так, выпускники Малой педагогической академии проявляют профессиональную ориентированность, успешно проходят адаптационный период обучения в колледже, владеют образовательными платформами, проявляют лидерские черты.
Черноштан О. Н. Теория Стивена Крашена о понятном вводе при проектировании краткосрочных профессионально-ориентированных курсов по иностранному языку в неязыковом вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 3 (март). – С. 83–99. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241034.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Использование теории Стивена Крашена о понятном вводе при дизайне краткосрочных курсов по иностранному языку для специальных целей приобрело особую актуальность в связи с недостаточным количеством контактных часов по иностранному языку во многих неязыковых вузах. Целью исследования является разработка модели организации процесса обучения по иностранному языку для специальных целей в неязыковом вузе, основанной на естественном методе изучения на доступном для понимания материале. Подобная модель могла бы служить эффективной альтернативой в значительной степени сохранившейся и не соответствующей современным условиям традиционной советской, ориентированной прежде всего на отработку конкретных умений. Автор предлагает лонгитюдное и дискретное усвоение иностранного языка в рамках серии специализированных курсов, следующих за прохождением соответствующего материала на родном языке при изучении профильных дисциплин. Утверждается, что изучение языка профессионального общения дискретно на старших курсах имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционным подходом, потому что педагог может опираться на фоновые представления студентов о будущей профессиональной деятельности, знание большого количества интернациональных терминов на родном языке и более высокую профессиональную мотивацию. Тексты, соответствующие по своему содержанию темам, уже пройденным на родном языке, отличаются всеми необходимыми характеристиками понятного ввода, потому что их логика и многие концепты априори известны обучающимся и представляют сугубо профессиональный интерес. Подход Стивена Крашена с акцентом именно на восприятии информации на языке, а не на активной речевой деятельности или теоретическом освоении языковых норм позволяет максимально эффективно ознакомить студентов с профессиональной терминологией в узких временных рамках. Результаты исследования, которые требуют дальнейшей апробации, могут впоследствии быть использованы для реформирования процесса изучения иностранного языка для специальных целей в неязыковом вузе с целью адаптации к вызовам современной высшей школы, когда цели и задачи изучения иностранного языка остаются неизменными, а учебная нагрузка нередко сокращается. Однако реализация данной модели невозможна без информационной поддержки преподавателя по иностранному языку специалистами-предметниками и целостным профессиональным сообществом вуза.
Матвеев В. В., Грибков Д. Н., Фоменко И. М. Возможности включения мультимедийных историй в обучение педагогов-хореографов для развития их эмоционального интеллекта // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 3 (март). – С. 100–118. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241035.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Модернизация высшего образования открывает новые перспективы использования цифровых технологий для повышения качества обучения педагогов-хореографов. Применение мультимедийных сервисов (Power Point, Piktochart, AhaSlides, Google-презентаций и др.) удовлетворяет как требованиям к программам подготовки специалистов, занимающихся постановкой танцев, так и требованиям к уровню развития навыков, составляющих основу эмоционального интеллекта личности. Авторами исследуется проблема обоснования эффективности включения цифрового сторителлинга в хореографическое образование. Цель исследования – изучить возможности применения мультимедийных историй в обучении педагогов-хореографов для развития их эмоционального интеллекта. Научная новизна заключается в том, что обосновывается дидактический потенциал использования мультимедийного сторителлинга в подготовке специалистов по хореографии для развития эмоционального интеллекта. Теоретическая значимость: выявленные дидактические возможности поддерживаются коммуникацией в межкультурном образовательном пространстве для обеспечения благоприятного эмоционально комфортного климата в танцевальном коллективе. Мультимедийный сервис – MS Power Point. Задействовано 62 студента Орловского государственного института культуры. Направление подготовки: 52.03.01 – Хореографическое искусство (уровень – бакалавриат). При статистической обработке данных использован критерий χ2-Пирсона. Оценка уровня эмоционального интеллекта выполнена на основе материалов опросника К. Барчард. Мультимедийный сторителлинг рассматривается как инновационная повествовательная практика, в основе которой – создание эмоциональных историй средствами цифровой технологии. Описана система работы по созданию мультимедийных историй: изучение цифрового сервиса, его возможностей; разработка концепции; сбор и анализ информации; создание истории и реализация в цифровом формате; презентация и последующее применение на практике. Особенность программы – адаптация ее содержания под специфику направления подготовки. В заключении делаются выводы о том, что применение мультимедийных историй способствует развитию эмоционального интеллекта за счет социального характера деятельности, многослойности и нелинейности обращения, мультимодальности, поддержки эмоционально комфортной атмосферы. Выделены и трудности: низкий исходный уровень цифровых навыков; разная мотивация; специализация по танцевальному направлению. Полученные результаты могут быть использованы для модернизации программ подготовки хореографов, курсов повышения квалификации, содержания вебинаров по хореографическому образованию.
Нонь Н. А., Позднякова Е. В., Фомина А. В. Методические аспекты формирования информационно-математической компетентности студентов в системе бакалавриата // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 3 (март). – С. 119–136. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241036.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В соответствии с положениями федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования перед образовательными организациями встает задача внедрения эффективного инструментария для системного познания мира и критического анализа объективной реальности, решения комплексных проблемных задач будущих специалистов. Исследования в сфере становления процессов и развития информационно-математической компетентности могут помочь в решении поставленной задачи. Целью исследования является модельное представление информационно-математической компетентности студентов-бакалавров, а также иллюстрация некоторых элементов методики формирования и оценивания такой компетентности с привлечением регионального компонента. Методом теоретического анализа уточнены процессы формирования как математической, так и информационной компетентности в системе основного, среднего общего и высшего образования в условиях интеграции с другими компетентностями студентов вузов. Определена необходимость корректировки структуры, содержания и модели формирования информационно-математической компетентности в условиях цифровой трансформации общества в целом. Информационно-математическую компетентность бакалавра определяют через совокупность компетенций, ее структурные компоненты рассматриваются с точки зрения деятельностного подхода. Таким образом, полученные данные будут являться основой для проектирования модели. Выстраивая методику формирования информационно-математической компетентности на основе интеграции компетентностного, практико-ориентированного и личностного подходов, вводим в содержание компетентностно-ориентированных заданий региональный компонент, когда представленная в задании проблемная ситуация не только является характерной для повседневной учебной и внеучебной жизни обучающегося, но и отражает особенности его региона (культурно-исторические, социально-экономические, экологические, природные и т. д.). Средствами педагогического эксперимента проведена оценка эффективности групповой работы с авторским кейс-заданием, содержащим региональный компонент, для комплексного и дифференцированного оценивания уровня сформированности ИМК. Иллюстрируя элементы экспериментальной методики, делаем вывод о перспективности дальнейших исследований в области формирования информационно-математической компетентности.
Одарюк И. В., Котляренко Ю. Ю., Николаева Е. А. Перспективы применения иммерсивных технологий в обучении иностранным языкам студентов технических вузов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 3 (март). – С. 137–151. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241037.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность темы исследования определяется возрастающей потребностью в цифровой трансформации современного образования, поскольку именно в таких условиях возможно эффективное развитие профессиональных умений и навыков у обучающихся, в том числе и в обучении иностранным языкам. Цифровые технологии являются бесспорным помощником в процессе развития коммуникативных способностей, обогащения межкультурного опыта и обеспечения легкой адаптации обучающихся к новым языковым средам. Целью исследования является анализ перспектив применения иммерсивных технологий в обучении иностранным языкам студентов технических вузов. Приведен сравнительный анализ существующих подходов к определению понятия «иммерсивные технологии», их классификации и выявлению дидактического потенциала на основе мирового и зарубежного опыта. Представлены основные составляющие иммерсивной образовательной среды и ее преимущества. Обосновано применение иммерсивных технологий в обучении иностранным языкам. Определен круг проблем, связанных с реализацией иммерсивных технологий в педагогической практике российских вузов. Сделан вывод о необходимости разработки методического сопровождения для успешной реализации иммерсивных технологий в учебном процессе. С помощью метода опроса преподавателей кафедры иностранных языков выявлено их отношение к иммерсивным технологиям. Теоретическая значимость статьи видится в детальной разработке основных положений иммерсивного подхода в образовании, что, без сомнения, способствует расширению знаний педагогического сообщества в области цифровой методологии. Практическая значимость связана с перспективностью применения данных технологий в учебном процессе вузов и возможностью приложения результатов исследования для создания методического обеспечения дисциплин, в том числе и иностранных языков. Именно в этом направлении планируется дальнейшая работа авторского коллектива. Результаты исследования могут быть интересны широкому кругу ученых, учителям и преподавателям иностранных языков и применимы при чтении курсов по актуальным проблемам прикладной лингвистики, а также методики преподавания иностранных языков.
Исаева Т. Е. Интерактивная дискретная лекция: методологические вопросы структурно-методической организации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 3 (март). – С. 152–170. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241038.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования обусловлена некоторым падением в последнее десятилетие престижа лекции как организационной формы обучения в высшем образовании и необходимостью поиска новых, более эффективных форм работы с сегодняшним поколением обучающихся. Несмотря на наличие в отечественной и зарубежной научной литературе достаточно большого слоя исследований, затрагивающих проблему лекции, большинство из них имеют практико-ориентированный характер и не содержат теоретического анализа предлагаемых решений. Поэтому, в соответствии с целью исследования – методологическим обоснованием лекции, имеющей модульно-дискретную структуру с использованием различных интерактивных и цифровых технологий, был проведен анализ педагогических исследований по рассматриваемой проблеме, выявлены основные недостатки традиционной лекции и намечены пути повышения эффективности данного вида занятий путем использования интерактивных методов обучения и цифровых технологий. Научная новизна исследования состоит в обосновании методологии использования интерактивной дискретной лекции в высшей школе, в основу которой заложены личностно ориентированный, компетентностный и системно-структурный подходы, а также в демонстрации ее возможностей в активизации познавательной деятельности слушателей, их интеллектуальном и профессиональном развитии. Теоретическая значимость заключается в разработке понятия «интерактивная дискретная лекция» и описании ее структурно-методических отличий от лекции традиционного типа. Кроме того, были определены основные теоретические направления изучения лекции в научно-педагогической литературе, в основу различия которых заложена специфика выбора предмета исследования. На основе принципов исторического и личностно ориентированного подходов удалось вычленить этапы развития лекции в образовательном процессе, сопровождающиеся использованием разных технических средств и цифровых технологий, а также изменением роли преподавателей в ее реализации и позиции обучающихся в восприятии материала. Проведенное эмпирическое исследование в ходе повышения квалификации преподавателей университета, в течение которого у них была возможность прослушать разные лекции ‒ как по тематике, так и по структурно-методической организации, убедительно доказало, что современные преподаватели остро ощущают необходимость изменения методики проведения лекций, однако у них пока отсутствуют теоретические знания и методические рекомендации.
Суворова Н. Н. Тема патриотизма как основа развития лингвокреативности студентов в процессе преподавания речеведческих дисциплин в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 3 (март). – С. 171–184. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241039.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Сложившаяся в мире ситуация подвела преподавателей к мысли о том, что студенты должны понимать: их будущая профессиональная деятельность в родной стране есть залог ее процветания и, как следствие, их собственного жизненного успеха. Поэтому необходимо организовать процесс обучения таким образом, чтобы молодое поколение понимало назначение и смысл патриотизма. В этом и заключается актуальность данной работы. Цель исследования состояла в рассмотрении темы патриотизма как основы развития лингвокреативности студентов в процессе преподавания речеведческих дисциплин в вузе. Основным эмпирическим методом было наблюдение в ходе педагогического процесса, статистическим – регистрация. Первый этап исследовательской работы представлял собой поиск материала, интересного с точки зрения студентов, на основе которого в течение второго этапа создавалась система упражнений. Студенты в ходе поисковой деятельности собрали тексты, в которых речь идет о чувстве любви к Родине, гордости за нашу страну, то есть обо всем, что у них ассоциируется с понятием патриотизма. На основе этого была создана и апробирована на практических занятиях система упражнений, направленная на развитие языкового творчества студентов технического вуза. Были пересмотрены тексты, используемые в процессе обучения, заменены на патриотические, предложенные студентами. Анализ студенческих работ показал, что лингвокреативность можно и нужно формировать с помощью материала патриотического содержания. Лингвокреативность часто проявляется в умении по-новому взглянуть на известный языковой материал. Но в нашем случае после погружения в него студенты по-другому смотрят и на сложившуюся в мире ситуацию. В результате исследования был сделан вывод о том, что предложенные задания патриотического содержания способствовали развитию лингвокреативности у студентов. Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенные упражнения можно использовать не только при преподавании дисциплин «Русский язык и деловые коммуникации», «Русский язык и культура речи», но и при изучении «Стилистики русского языка», дополнив подобный материал для отработки разных тем.
Психология
Рябчиков В. В. Ценностные ориентации будущих юристов, обучающихся в высших учебных заведениях Санкт-Петербурга // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 3 (март). – С. 185–192. – URL: http://e-koncept.ru/2024/242006.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования обусловлена необходимостью анализа ценностных ориентаций различных групп студенческой молодежи, результаты которого в дальнейшем могут быть использованы для разработки научно-методических рекомендаций психолого-педагогического характера и совершенствования воспитательной работы в высших учебных заведениях. Цель данной работы – проанализировать ценностные ориентации студентов, обучающихся в высших учебных заведениях Санкт-Петербурга по направлению подготовки «Юриспруденция» различных профилей. В ходе исследования выявлено, что наиболее значимыми ценностями для респондентов являются «Самостоятельность», «Гедонизм», «Достижения» и «Доброта». Статистически значимые различия между группами юношей и девушек зафиксированы на уровне нормативных идеалов по ценности «Универсализм», на уровне индивидуальных приоритетов – по ценностям «Универсализм» и «Традиции».
Экономика
Таскин Ф. А. Реализация концепции экономики замкнутого цикла в Германии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 3 (март). – С. 193–200. – URL: http://e-koncept.ru/2024/243001.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Экологическая проблема обращения с отходами сегодня является актуальной задачей устойчивого развития всех стран мира. В свете этого ответственное производство и потребление становятся одной из основных целей устойчивого развития. Модель экономики замкнутого цикла (циркулярной экономики) все больше признается как единственное решение в критической ситуации с дефицитом природных ресурсов и загрязнением окружающей среды. Германия как развитая европейская страна играет значимую роль в международных отношениях. Ее успешный опыт в реализации принципов экономики замкнутого цикла на национальном и федеральном уровнях может оказаться полезным для стран Европейского союза и других государств. Целью исследования является оценка степени реализации экономики замкнутого цикла в Германии. В ходе работы проведен анализ действующего законодательства Германии по экономике замкнутого цикла; рассмотрены этапы формирования, принципы действия и результаты развития отрасли переработки и утилизации отходов; представлены основные показатели реализации экономики замкнутого цикла. Сформулированы рекомендации по совершенствованию российского законодательства с учетом немецкого опыта.