№ 11 (ноябрь)
Статей: 26
Читателей: 3417
Педагогика
Смыковская Т. К., Дружинина Л. В. Потенциал задач в формировании критического мышления у старшеклассников при подготовке к компьютерному единому государственному экзамену по информатике и ИКТ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 11 (ноябрь). – С. 1–16. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241174.htm
ART 241174
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11174
Просмотров: 228
Формирование критического мышления у старшеклассников в педагогике остается слабо изученной областью и не выделяется в самостоятельное направление. В ходе подготовки к итоговым испытаниям многие учащиеся сталкиваются с трудностями в формулировании мыслей, поиске информации и применении полученных знаний. Таким образом, исследование проблемы формирования критического мышления у старшеклассников при подготовке к итоговым испытаниям по информатике и информационно-коммуникационным технологиям является актуальным и требует систематизированного подхода к ее решению. Цель исследования заключается в разработке методики формирования критического мышления у старшеклассников при подготовке к итоговой аттестации по информатике в компьютерной форме, с использованием потенциала учебно-познавательных, комплексных проблемно-ситуационных, «эталонных» задач с демонстрацией мыслительных процессов. В статье рассматривается проблемно ориентированный подход, направленный на решение учащимися проблемных задач, которые требуют от школьников не только воспроизведения знаний, но и их применения в нестандартных контекстах. Контекстно-деятельностный подход предполагает использование контекстных задач, которые связаны с профессиональной деятельностью. Исследовательский подход способствует развитию умений критически оценивать источники информации, формулировать выводы на основе данных и аргументировать свои решения. Интерактивный подход опирается на использование современных технологий и программных средств, которые позволяют учащимся активно взаимодействовать с учебным материалом. В статье выполнен обзор и анализ отечественной и зарубежной литературы по теме статьи, методическая база исследования представлена разработанной авторами методикой формирования критического мышления у старшеклассников, результаты исследования реализуются задачами, в которых происходит трансформация контекста условий и формулировок вопросов на каждом этапе модели. Разработанные блоки авторской методики вносят вклад в теорию и методику обучения информатике (уровень общего образования) и открывают перспективы для проведения дальнейших научно-методических исследований в данной области. Экспериментально определены условия эффективной реализации формирования критического мышления у старшеклассников на этапе подготовки к компьютерному единому государственному экзамену, ведущими средствами являются учебно-познавательные, комплексные проблемно-ситуационные или контекстные задачи по информатике, сопутствующими – кластеры и интеллект-карты, командные и индивидуальные проекты, «эталонные» задачи, кейсы. Практическая значимость заключается в методическом обеспечении процесса формирования критического мышления у старшеклассников при изучении информатики на этапе подготовки к итоговому испытанию.
Закирова А. Ф., Напольских Н. Б. Реализация идей воспитывающего обучения школьников в условиях кадетского училища: герменевтический подход // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 11 (ноябрь). – С. 17–33. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241175.htm
ART 241175
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11175
Просмотров: 142
Важной задачей современного образования является воспитание социально ориентированной инициативной личности, осознающей и активно отстаивающей национальные интересы и духовно-нравственные ценности общества и государства. Для обучения в условиях кадетского училища эта задача приобретает первостепенное значение, так как речь идет о воспитании истинных патриотов, будущих защитников Отечества. Авторами статьи исследуется проблема актуализации воспитательного потенциала обучения школьников в личностной парадигме образования, разрабатываются условия и средства реализации воспитывающего обучения школьников в условиях кадетского училища. Цель исследования – обоснование содержания, методов и организационных форм эффективной реализации воспитывающего обучения школьников в условиях кадетского училища. В статье рассматриваются особенности организации процесса воспитывающего обучения с позиций герменевтического подхода на примере дисциплин «Иностранный (немецкий) язык» и «Военное страноведение на иностранном языке» для обучающихся 5–11-х классов. Теоретико-методологической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых, в которых показана ключевая роль смыслопоисковой деятельности и смыслообразования в практике воспитывающего обучения школьников. В ходе исследования доказывается, что выстраивание системы ценностных и нравственных фильтров при овладении знаниями, коммуникативными умениями и навыками обеспечивает интегративное развитие интеллектуальных и личностных социально значимых качеств обучающегося. Теоретическая значимость статьи состоит в том, что она вносит вклад в изучение проблемы дидактической обработки учебного материала, отбора методов, приемов, организационных форм взаимодействия, способствующих актуализации воспитательного потенциала процесса обучения школьников. Предложенные авторами способы моделирования процесса обучения языковым дисциплинам с позиций герменевтического подхода имеют теоретическую и практическую значимость, так как они расширяют представления педагога-практика о педагогических условиях актуализации воспитывающего обучения школьников в условиях кадетского училища. Приведенные примеры заданий могут быть использованы педагогами на учебных занятиях по иностранному языку.
Шукшина Т. И., Каско Ж. А. Использование адаптивного обучения в условиях цифровизации высшего педагогического образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 11 (ноябрь). – С. 34–48. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241176.htm
ART 241176
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11176
Просмотров: 146
Актуальность исследования отвечает условиям реализации Указа Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года», в том числе с целью решения задачи по обеспечению ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере. Учитывая общие положения этого нормативного документа для развития образования, необходимо признать, что для современной образовательной организации требуются компетентные кадры. Для подготовки современных учителей необходима модернизация образования, в том числе и профессионального, куда должны быть широко внедрены цифровые инструменты учебной деятельности, включенные в информационную среду высших учебных заведений для обеспечения образовательных возможностей и повышения качества образования, в том числе и педагогического. Основной целью исследования является описание возможностей использования адаптивного обучения в условиях цифровизации высшего педагогического образования. Исследование базируется на следующих подходах, составляющих его методологическую основу: системный, личностно ориентированный и деятельностно-компетентностный. К методам исследования относятся: анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы (монографий, статей и др.), синтез имеющихся идей, сравнение, сопоставление и обобщение, аналогия, а также изучение нормативных документов, обобщение педагогического опыта преподавателей высшей школы и продуктов самостоятельной деятельности студентов, беседа, наблюдение. Новизна исследования состоит, во-первых, в представлении авторских идей о преимуществах адаптивного обучения в условиях цифровизации образования, заключающихся в том, что эта технология носит персонализированный характер, целью которого является обеспечение эффективных, действенных и индивидуальных траекторий обучения для вовлечения каждого обучающегося в цифровое образовательное пространство. Во вторых, в описании способов построения принципиально нового содержания обучения с использованием адаптивных технологий по дисциплине «Педагогика» в цифровой образовательной среде “Moodle” предпринята попытка обобщить эффективность таких решений. Полученные в ходе исследования результаты в качестве своего фундамента имеют накопленный теоретический материал и многолетний практический опыт авторов. Теоретическая значимость результатов исследования состоит в возможности использования основ адаптивного обучения в организации процесса обучения в условиях цифровизации педагогического образования. Практическая значимость итогов исследовательской работы заключается в возможности их использования в ходе разработок учебно-методических комплектов по дисциплинам педагогического направления подготовки.
Шалагинова К. С., Декина Е. В., Коханова Н. В. Формирование уверенного поведения у студентов направления подготовки «Психолого-педагогическое образование» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 11 (ноябрь). – С. 49–64. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241177.htm
ART 241177
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11177
Просмотров: 167
Актуальность исследуемой проблемы связана с изучением условий формирования уверенного поведения у студентов психолого-педагогических специальностей. Анализ литературы позволяет говорить об уверенности как многомерной характеристике, которая определяется взаимностью и взаимообусловленностью всех компонентов. Цели исследования: определить факторы формирования уверенного поведения у студентов – будущих педагогов, психологов, провести оценку эффективности формирования уверенного поведения в группе студентов. Теоретико методологическую основу работы составили ключевые принципы и положения, сформулированные ведущими отечественными и зарубежными учеными в системном, деятельностном подходах. Методы исследования: теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; анализ, обобщение и систематизация информации); эмпирические (тестирование); методы количественного и качественного анализа. В общей сложности в исследовании приняли участие 128 студентов ТГПУ им Л. Н. Толстого, обучающиеся по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование. Для диагностики компонентов уверенного поведения студентов использовались следующие методики: «Тест уверенности в себе» (В. Г. Ромек), «Шкала личностной и ситуативной тревожности» (Ч. Д. Спилберг – Ю. Л. Ханин), «Опросник социальной тревоги и социофобии» (О. А. Сагалакова, Д. В. Труевцев), «Метод определения самооценки» (Дембо – Рубинштейн), «Стандартный многофакторный личностный опросник Кеттелла 16PF» форма А/В Раймонд Кеттелл (адаптация: В. И. Похилько, А. С. Соловейчик, А. Г. Шмелев). В основу модели формирования уверенного поведения студентов – будущих педагогов, психологов положены идеи когнитивно-поведенческой психотерапии как подхода, наиболее эффективно работающего с поведением. После реализации формирующего этапа отмечена положительная динамика в выборке по каждому компоненту, что позволяет сделать вывод об эффективности проделанной работы. Теоретическая значимость: уточнены, дополнены и систематизированы научные представления о формировании уверенного поведения у студентов; выявлены и описаны особенности формирования уверенного поведения будущих педагогов, психологов. Практическая значимость: предложенная программа формирования уверенного поведения у студентов – будущих педагогов, психологов может быть использована кураторами академических групп, ответственными за стажерскую практику и трудоустройство выпускников вузов.
Сафонов В. И., Фирсова С. А., Биушкина Е. И. Организация контроля качества освоения учебного материала студентами вуза посредством системы автоматизации проверки знаний и практических навыков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 11 (ноябрь). – С. 65–81. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241178.htm
ART 241178
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11178
Просмотров: 136
В настоящее время цифровая трансформация образования является необходимым процессом изменения содержания, методов и организационных форм учебной работы в вузах. Реализация этого процесса невозможна без развития цифровой инфраструктуры, создания систем оценивания и появления общедоступных наборов электронных учебно-методических материалов, систем и сервисов. Кроме того, необходимо формирование и развитие цифровых компетенций у профессорско-преподавательского состава и студентов. В этом контексте исследование, представленное в данной статье, является актуальным. В нем рассматривается разработка и создание системы автоматической проверки сформированности требуемых компетенций у обучаемых в рамках конкретных учебных дисциплин с возможностью встраивания таких систем в электронные информационно-образовательные среды (ЭИОС), которые функционируют в большинстве вузов России. Целью статьи является описание опыта организации контроля качества освоения учебного материала с использованием разработанной авторами тестирующей системы. Система предназначена для контроля качества выполнения студентами медицинских специальностей вузов лабораторных работ модуля «Статистический анализ данных в медицине», входящего с состав дисциплины «Программное обеспечение профессиональной деятельности». При разработке системы был выполнен анализ трудов российских и зарубежных ученых, относящихся к проблематике подготовки медицинских кадров и формирования у них цифровых компетенций в условиях информатизации здравоохранения. Также материалы исследования опираются на имеющиеся научно-методические материалы и многолетний опыт преподавания авторами дисциплин, связанных с медицинской информатикой и ИКТ, в медицинском институте Мордовского государственного университета. Ведущим методом исследования выступает статистический анализ результатов, полученных после применения разработанной тестирующей системы. К основным результатам статьи можно отнести: определение функционала созданной тестирующей системы и описание ее архитектуры; обоснование выбора инструментов разработки для практической реализации данного программного решения; представление интерфейсных частей системы для преподавателей и студентов с примерами работы; указание особенностей применения системы в учебном процессе медицинского вуза. Статья может представлять практический интерес для специалистов, занимающихся вопросами построения информационных систем поддержки образовательного процесса, и преподавателей, ведущих дисциплины ИКТ-цикла для студентов медицинских специальностей вузов.
Тарасова О. В., Сажина О. П. Практико-ориентированное обучение на специальных курсах по химии как основа профессиональной ориентации школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 11 (ноябрь). – С. 82–96. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241179.htm
ART 241179
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11179
Просмотров: 140
Актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска практически результативных средств подготовки кадров для быстро развивающейся в Республике Мордовия фармацевтической промышленности. Цель статьи – показать эффективность практико-ориентированного обучения в решении образовательной и профориентационной задач посредством реализации специального курса по химии в рамках трехстороннего сотрудничества предприятия, вуза и школы. Новизна работы заключается в исследовании комплексного подхода к решению поставленных задач с использованием специфических особенностей предмета химии. Применяемые методы: анализ психолого-педагогической литературы и собственного опыта авторов, педагогическое наблюдение, опрос и анкетирование учащихся, статистическая обработка результатов. В ходе исследования установлено, что преподавание спецкурса по химии должно быть основано на общедидактических принципах научности, сознательности и творческой активности учащихся, наглядности, связи обучения с жизнью, положительного эмоционального фона обучения. Углубленное изучение теоретических основ химии в их тесной взаимосвязи с практическим применением посредством решения задач и выполнения практико-ориентированного лабораторного практикума позволяет одновременно решать образовательную и профориентационную задачи. В результате у учащихся возникает устойчивый интерес к изучению химии, формируются практические умения и навыки работы в химической лаборатории, необходимые для осуществления дальнейшей трудовой деятельности на химическом предприятии. Эффективность предлагаемого подхода подтверждена успешной сдачей Единого государственного экзамена, выбором химических специальностей и направлений подготовки, заключением прямых договоров с предприятием. Практическая значимость работы заключается в том, что предлагаемый подход имеет важное значение в стратегии профессиональной ориентации школьников и позволяет осуществлять подготовку будущих специалистов как для конкретного предприятия, так и для химической отрасли в целом.
Ключевые слова:
химия, профессиональная ориентация, школьники, практико-ориентированное обучение, специальный курс
Шеманаева М. А. Реализация социокультурной компетенции для обучения английскому языку как языку международного общения в школьных учебниках // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 11 (ноябрь). – С. 97–109. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241180.htm
ART 241180
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11180
Просмотров: 121
Английский язык на сегодняшний день перестал быть только языком культуры Великобритании и США и стал языком международного общения. Целью исследования было выявить, как реализована социокультурная компетенция с точки зрения обучения английскому языку как языку международного общения в материалах школьного учебно-методического комплекса «Английский в фокусе» для 9-го класса. Обзор баз данных научных статей показывает, что обучение английскому как языку международного общения является актуальной тематикой научных исследований. Анализ литературы выявил, что в контексте исследования наиболее значимым компонентом иноязычной коммуникативной компетенции становится социокультурная компетенция, которая знакомит обучающихся с особенностями коммуникации в определенном культурном контексте. Определены подходы к обучению английскому как иностранному и как языку международного общения, требования к УМК для обучения английскому как языку международного общения: наличие материалов о локальной/родной культуре, культуре изучаемого языка и мировой/глобальной культуре в примерно одинаковой пропорции. По рассмотрению литературы выявлено, что современные УМК в разных странах не удовлетворяют данным требованиям. В ходе исследования был проведен анализ УМК «Английский в фокусе» для 9-го класса общеобразовательной школы. Результаты показали, что в УМК доминируют материалы в Великобритании и США (66–77%), при этом материалы о родной культуре практически отсутствуют (3–4%), а материалы о мировой культуре представлены недостаточно (4–20%). Научная новизна состоит в том, что в исследовании выявлено и обосновано содержание отличительного элемента иноязычной коммуникативной компетенции в преподавании английского языка как языка международного общения – социокультурной компетенции. В ходе исследования практически выявлено, что при использовании школьного УМК для успешного формирования иноязычной коммуникативной компетенции и межкультурной компетенции необходимо использование на занятиях в дополнение к учебнику большего разнообразия дополнительных материалов как о родной/локальной/региональной культуре, так и о мировой культуре без превалирующего влияния какой-либо конкретной культуры.
Боденова О. В. Организация учреждений общественного дошкольного воспитания в Карелии (1917-1928 гг.) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 11 (ноябрь). – С. 110–129. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241181.htm
ART 241181
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11181
Просмотров: 120
В статье представлены результаты изучения процесса развития системы общественного дошкольного воспитания в Карелии в период военного коммунизма и новой экономической политики. Актуальность исследования определяется тем, что данная тема не стала предметом специального изучения, что препятствует созданию целостной картины развития института дошкольного воспитания в Республике Карелия, изучению региональных особенностей содержания и методики воспитания. Цель исследования – определение особенностей организации учреждений дошкольного воспитания в Карелии в период с 1917 по 1928 год. Методологической основой исследования стали принципы историзма и научной объективности. В работе применялись методы, обеспечивающие всесторонний анализ исследуемой проблемы: историко-сравнительный, фронтальное изучение архивных фондов, выявление, анализ, сравнение, обобщение, систематизация архивных и опубликованных источников. Выделены и описаны особенности работы органов управления дошкольным воспитанием в Карелии, порядок открытия и функционирования первых постоянных и временных дошкольных учреждений, их материально-техническая база, типичные для учреждений дошкольного воспитания трудности. В границах изучаемого периода представлены статистические данные о количестве дошкольных учреждений в Карелии в сравнении с общероссийскими показателями, описаны элементы быта дошкольных учреждений. Установлено, что развитие сети дошкольных учреждений в Карелии находилось под влиянием мер государственной политики и подчинялось общероссийским тенденциям: в первые годы советской власти отмечался рост дошкольных учреждений, который прекратился в период новой экономической политики; увеличение охвата детского населения дошкольными учреждениями в период завершения новой экономической политики достигалось путем открытия временных учреждений – детских площадок, но в Карелии эта задача решалась с большим трудом. Востребованность дошкольных учреждений в городе была значительно выше, чем в деревне, а их привлекательность для населения определялась мерами материального и продовольственного обеспечения, а не содержанием воспитания. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты углубляют и расширяют научные знания по истории развития системы народного образования в Карелии в целом и общественного дошкольного воспитания в частности. Введены в научный оборот дела из фондов архива Республики Карелия. Практическая значимость заключается в возможности использования полученных данных в научных исследованиях соответствующей тематики, в содержании учебных дисциплин по истории дошкольной педагогики, истории образования в Карелии, в экспозициях музея дошкольного воспитания Института педагогики и психологии Петрозаводского государственного университета.
Моисеева Н. А., Полякова Т. А. Технологии смешанного обучения в преподавании дисциплин информационно-математического цикла в техническом вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 11 (ноябрь). – С. 130–149. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241182.htm
ART 241182
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11182
Просмотров: 144
Цифровизация, оказывающая существенное влияние на все сферы жизни современного экономического общества, диктует системе высшего образования новые требования к уровню подготовки специалистов инженерно-промышленной отрасли. Назревшая необходимость модернизации существующих моделей обучения приводит к поиску эффективных образовательных технологий для развития у будущих выпускников технических вузов цифровых компетенций, отвечающих современным реалиям. Одной из таких технологий выступает смешанное обучение, подразумевающее совместное применение форматов онлайн- и офлайн-обучения. В статье анализируется понятие «смешанное обучение», обозначена значимость данной образовательной технологии с точки зрения междисциплинарного подхода к осуществлению современной информационно-математической подготовки будущих специалистов инженерно-технического профиля. Важность взаимной интеграции знаний на уровне фундаментальных технических наук и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) обоснована на примере интеграции дисциплин информационно-математического цикла. При этом подчеркнута особая роль информационно-математического моделирования как системообразующего фактора интеграции знаний по рассматриваемым дисциплинам. Цель работы – выявить методические возможности применения технологий смешанного обучения в инженерном образовании при осуществлении междисциплинарной интеграции в преподавании дисциплин информационно-математического цикла. В исследовании применялись общенаучный диалектический метод, теоретико-методологический анализ и обобщение содержания математической, информационной, педагогической, методической, научно-технической литературы в области зарубежного и национального инженерного образования. На примере построения модели машинного обучения проиллюстрирован один из важных этапов исследовательского анализа данных – выявление выбросов и их обработка посредством современного стека цифровых технологий (языка программирования Python, библиотеки Pandas и Seaborn). Новизна настоящего исследования состоит в расширении научно-методического аппарата активизации деятельности студентов с целью развития соответствующих цифровых компетенций за счет реализации в учебном процессе технологий смешанного обучения при осуществлении междисциплинарной интеграции в преподавании дисциплин информационно-математического цикла. Теоретическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций к применению инструментария смешанного обучения при реализации информационно-математической подготовки студентов инженерных специальностей вузов, выявлении и обосновании основных преимуществ внедрения технологий смешанного обучения в образовательный процесс технического вуза, а также обозначении их роли в повышении качества образования и подготовки инженерных кадров для цифровой экономики. Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенные методические приемы внедрения технологий смешанного обучения могут быть использованы профессорско-преподавательским составом информационных и математических кафедр технических вузов в своей научно-методической и практической работе в условиях цифровой трансформации образования.
Бермус А. Г., Сизова Е. В. Педагогические, лингводидактические и психологические условия использования ChatGPT в системе высшего образования: систематический обзор // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 11 (ноябрь). – С. 150–166. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241183.htm
ART 241183
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11183
Просмотров: 134
Использование технологий искусственного интеллекта и нейронных сетей в образовательных целях – актуальная тенденция сегодняшнего дня. С того момента, когда в ноябре 2022 года компанией OpenAI был запущен чат бот Chat-GPT, представляющий собой большую языковую модель как тип генеративного искусственного интеллекта, педагоги-исследователи, психологи и представители других областей гуманитарного и естественно научного знания из разных стран обратились к анализу технологических функций, дидактического потенциала, преимуществ, недостатков и рисков его практического применения. Число исследований по этой тематике с каждым годом неуклонно возрастает. Цель публикации – выявить педагогические, лингводидактические и психологические условия эффективного и безопасного применения Chat-GPT в системе высшего образования. Ведущими методологическими подходами, на которые опирались авторы, являются системный подход, экспресс-обзор и критический анализ научных источников, а также элементы библиометрического анализа. Материалом для обзора послужили 150 публикаций российских и зарубежных авторов, освещающих разнообразную проблематику и масштабы использования данного чат-бота в области образования. В результате были выявлены сильные и слабые стороны, возможности и угрозы применения Chat-GPT как образовательной технологии. Новизна исследования состоит в том, что впервые на основе анализа большого объема научных источников за последние два года (2023–2024 годы) систематизированы мнения зарубежных и российских педагогов, касающиеся рисков использования нейронных сетей в образовании, и предложены рекомендации по оптимизации образовательной деятельности посредством применения чат-ботов с генеративным искусственным интеллектом в вузовской практике. Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и классификации ключевых проблем, связанных с внедрением и апробацией Chat-GPT в образовательном процессе, а также в описании ряда значимых педагогических, лингводидактических и психологических факторов, позволяющих предотвратить либо устранить отрицательные последствия применения чат-ботов и других нейронных сетей в высшей школе. С практической точки зрения статья представляет интерес для педагогов-исследователей и представителей управленческого звена сферы образования, а также для широкой педагогической и академической аудитории, заинтересованной в реализации новейших информационно коммуникационных технологий и продвижении цифровой трансформации образования и науки.
Одинокая М. А., Жеребкина О. С., Смольская Н. Б. Технология иммерсивной песочной анимации с использованием прикладного искусственного интеллекта как инструмента развития иноязычной эмотивной компетентности студентов-магистрантов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 11 (ноябрь). – С. 167–185. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241184.htm
ART 241184
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11184
Просмотров: 136
Актуальность научного исследования обусловлена необходимостью использования и внедрения цифровых технологий в образовательную среду университета. Целью исследования является представление дидактического аспекта внедрения авторской технологии иммерсивной песочной анимации с использованием прикладного искусственного интеллекта как инструмента развития иноязычной эмотивной компетентности студентов-магистров в образовательной среде университета. Для достижения описанной цели были использованы разнообразные методы, включая анализ отечественных и зарубежных научных источников по теме, опрос среди студентов-магистрантов, а также анализ результатов опроса. Результаты исследования позволили выявить, что технология иммерсивной песочной анимации позволяет более детально ознакомиться с учебным контентом при изучении иностранного языка, а также является одним из современных инструментов действенной методической поддержки. Использование технологии иммерсивной песочной анимации с использованием прикладного искусственного интеллекта способствует развитию иноязычной эмотивной компетентности студентов-магистров. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что предпринята попытка уточнить термины «иммерсивная песочная анимация», «прикладной искусственный интеллект», «иноязычная эмотивная компетенция». Сформулировано содержание иноязычной эмотивной компетенции. Выявлен дидактический потенциал использования технологии иммерсивной песочной анимации с использованием прикладного искусственного интеллекта. Описаны дидактические преимущества использования технологии иммерсивной песочной анимации с использованием прикладного искусственного интеллекта; обоснована необходимость ее использования в образовательной среде университета. Практическая значимость состоит в том, что предложена и внедрена технология иммерсивной песочной анимации с использованием прикладного искусственного интеллекта как инструмента, способствующего развитию иноязычной эмотивной компетентности студентов-магистров в образовательной среде университета. Разработан и интегрирован комплекс проблемно ориентированных кейсов в целях развития иноязычной эмотивной компетентности. Проанализированы структурно-содержательные характеристики иноязычной эмотивной компетенции студента-магистранта. Предложен алгоритм организации работы по развитию иноязычной эмотивной компетентности студентов-магистров с применением комплекса специализированных стимулирующих кейсов.
Вагаева О. А., Саратовцева Н. В. Традиционные духовно-нравственные ценности в преподавании дисциплины «Основы российской государственности» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 11 (ноябрь). – С. 186–203. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241185.htm
ART 241185
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11185
Просмотров: 134
Испытания последних лет, которые проходит Россия и весь мир, заставляют человека принимать решения и делать ценностный выбор. В связи с этим очень важно, какой набор ценностей будет определяющим для личности, особенно для находящейся на стадии своего становления. Одной из мер, которые могут предпринять вузы по решению проблемы формирования ценностных ориентаций современной молодежи, является внедрение в учебные планы дисциплины «Основы российской государственности». Цель публикации заключается в возможности обмена первым опытом преподавания и одновременно новым взглядом на комплексную проблему российской государственности. Исследование проводилось методом теоретического анализа имеющегося методико-педагогического и мировоззренческого опыта духовно-нравственного воспитания. Также авторами был использован метод анкетирования. В настоящей статье осуществлено толкование категорий «ценности», «традиционные российские духовно-нравственные ценности», поскольку для любых общественных знаний крайне важна точность определения смысловой нагрузки основных понятий. На основе проведенного анализа выделены признаки понятия «ценности». Сделан акцент на том, что содержательное наполнение традиционными ценностями новой дисциплины подразумевает их тщательное и глубокое изучение вне зависимости от направления вуза и его географической расположенности. Отмечено, что во время преподавания дисциплины необходимо постоянно проводить связи между пятью тематическими блоками. Одним из объединяющих элементов между тематическими блоками курса стоит использовать традиционные ценности. Авторы показали возможности содержательного наполнения традиционными ценностями структуры курса и его эффективной реализации на примере такой системообразующей ценности, как крепкая семья. Представили ряд упражнений и заданий, направленных на понимание важнейшей роли семьи в современном обществе и государстве. Теоретическая значимость исследования заключается в представлении и особой роли традиционных духовно-нравственных ценностей в преподавании дисциплины «Основы российской государственности» и особом взгляде на семью и семейные ценности в контексте укрепления государственных основ. Практическая значимость исследования состоит в возможности применения в практике преподавания расширенных знаний о ключевых понятиях курса, использовании методических приемов, упражнений при изучении отдельных тем, которые были наработаны его авторами в процессе преподавания и представлены в этой статье.
Ключевые слова:
образование, ценности, молодежь, студенты, университет, традиционные ценности, российская государственность
Барахсанова Е. А., Прокопьев М. С., Спиридонова М. Е. Формирование коммуникативной компетенции обучающихся с учётом специфики регионального образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 11 (ноябрь). – С. 204–219. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241186.htm
ART 241186
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11186
Просмотров: 133
Актуальность работы заключается в исследовании формирования коммуникативной компетенции обучающихся вуза при изучении английского языка, ориентированной на освоение культуры, языка и истории народа саха, способствующей ведению успешного диалога с представителями других национальностей, учитывающей специфику регионального образования. Цель исследования заключается в формировании коммуникативной компетенции обучающихся вуза в процессе изучения английского языка на основе использования этнокультурных традиций народа саха. Для достижения цели исследования перед нами стоит задача уточнения и определения сущностных характеристик коммуникативной компетенции, выявления ее компонентной структуры с учетом специфики регионального образования, определения уровня ее сформированности при изучении английского языка на основе использования лингвострановедческого материала. В исследовании был использован метод анализа психолого-педагогической литературы, направленный на уточнение сущности понятия «коммуникативная компетенция» с учетом специфики регионального образования. Научная новизна полученных результатов определяется следующим: разработана идея структурирования компонентов формирования коммуникационной компетенции обучающихся вуза при изучении английского языка на основе использования в образовательном процессе этнокультурного потенциала традиций народа саха, представлен анализ понятия «коммуникативная компетенция» в исследованиях отечественных и зарубежных авторов, определен уровень и компоненты коммуникационной компетенции с учетом специфики регионального образования. Теоретическая значимость исследования заключается в расширении научных знаний в области регионализации образования посредством теоретического обоснования значимой научной проблемы формирования этнокультурной компетенции обучающихся в современных условиях и ее реализации с учетом использования потенциала этнокультурных традиций народа саха при изучении английского языка. Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что разработан и применен диагностический инструментарий, включающий совокупность методик, которые позволяют оценить уровень сформированной коммуникативной компетенции обучающихся, а также содержательно обогащен учебный материал дисциплины «Иностранный язык», способствующий поэтапному формированию всех компонентов исследуемой компетенции. Представленные данные экспериментальной работы демонстрируют положительную динамику сформированности коммуникативной компетенции обучающихся при изучении английского языка с учетом специфики регионального образования. Разработанный лингвострановедческий материал может быть использован при формировании коммуникативной компетенции обучающихся в вузе.
Парц О. С. Родительская поддержка развития одаренных детей: содержание понятия // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 11 (ноябрь). – С. 220–233. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241187.htm
ART 241187
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11187
Просмотров: 115
Тема исследования является актуальной по следующим причинам. Во-первых, родительская поддержка является значимым условием социального развития одаренных детей, поэтому современная школа заинтересована в расширении взаимодействия с родителями. Во-вторых, родители одаренных детей нуждаются в психолого-педагогической помощи образовательного сообщества, потому что для продуктивной поддержки развития одаренных детей нужны специальные знания и понимание специфики детской одаренности. В-третьих, появилась потребность в разработке теоретических аспектов понятия «родительская поддержка развития одаренных детей». Целью данной статьи является уточнение теоретических аспектов понятия «родительская поддержка развития одаренных детей» и содержания родительской поддержки развития одаренных детей. Исследование опирается на положения феноменологического и социокультурного подходов, что позволяет рассмотреть взаимосвязь развития детской одаренности и родительской поддержки одаренных детей в контексте гармонизации их социального развития. Для реализации данного исследования использовались следующие теоретические методы: анализ, сравнение и обобщение данных научных трудов и литературы по рассматриваемой проблеме. В результатах исследования формулируется понятие «родительская поддержка развития одаренных детей», предлагаются принципы родительской поддержки, уточняется содержание и ценность деятельности родителей по поддержке развития данной категории детей. Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении сущности понятия и содержания родительской поддержки развития одаренных детей. В исследовании подчеркивается, что на качество поддержки влияет знание родителями психолого-педагогических особенностей развития детской одаренности, понимание потребностей своих детей, готовность и способность поддержать их. В практическом аспекте результаты исследования могут быть использованы учителями для совершенствования взаимодействия с родителями, а также разработчиками учебных программ для создания эффективных курсов, ориентированных на подготовку к сопровождению развития одаренных детей в образовании.
Борщенко Г. М. Определение индикаторов развития умений иноязычной деловой коммуникации студентов направлений подготовки в сфере информационных технологий на основании требований образовательных и профессиональных стандартов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 11 (ноябрь). – С. 234–246. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241188.htm
ART 241188
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11188
Просмотров: 113
Деловая коммуникация является неотъемлемой частью профессиональной деятельности специалистов в различных областях, однако продолжает ошибочно ассоциироваться в основном с социальными и гуманитарными сферами и недостаточно представлена в учебных программах направлений подготовки в сфере информационных технологий. Согласно образовательным стандартам, способность к деловому общению относится к группе универсальных компетенций, и часто ее развитие соотнесено с дисциплиной «Иностранный язык»; тем не менее, на практике в условиях многопрофильных вузов в рамках данной дисциплины приоритет отдается профессионально ориентированным курсам. Требования профессиональных стандартов в ИТ-сфере содержат обобщенные формулировки к владению иностранным языком, затрудняющие постановку образовательных задач. Эти противоречия указывают на актуальность представленного исследования, цель которого – определение индикаторов развития умений иноязычной деловой коммуникации студентов направлений подготовки в сфере информационных технологий на основании требований образовательных и профессиональных стандартов. Для достижения поставленной цели используются теоретические и эмпирические методы исследования: анализ релевантных публикаций и мировых тенденций в области развития коммуникативных умений; сопоставительный анализ требований образовательных и профессиональных стандартов к умениям выпускников образовательных программ по направлениям подготовки в сфере ИТ, а также их соответствие концепту (иноязычной) коммуникативной компетенции. На основании проведенного анализа публикаций выявлена трансформация номенклатуры, используемой для описания результатов обучения. На основании сопоставительного анализа стандартов уточнены целевые умения, необходимые для осуществления деловой коммуникации в контексте деятельности ИТ-специалистов, впоследствии разделенные на укрупненные группы, сопряженные с компонентами (иноязычной) коммуникативной компетенции по модели Яна ван Эка; определены индикаторы развития целевых умений осуществления иноязычной деловой коммуникации ИТ специалистами, имеющие деятельностный характер, проявляемый в процессе выполнения профессиональных функций. Теоретическая значимость полученных результатов заключается в конкретизации метаобразовательных конструктов (КК/ИКК) применительно к деловому общению в контексте технических профессий. Практическая значимость полученных результатов заключается в возможности оптимизировать образовательные программы и разработать новые дидактические ресурсы в областях, где деловая коммуникация не является профилирующим аспектом. Перспективы дальнейшего исследования – поиск методических решений для активизации аспекта делового общения в целеполагании изучения дисциплины «Иностранный язык» в рамках ИТ-направлений подготовки согласно требованиям отрасли.
Ключевые слова:
коммуникативная компетенция, иноязычное образование, soft skills, деловая коммуникация
Медведева О. Д. Применение принципа дифференциации процесса обучения иностранному языку в неязыковом институте многопрофильного вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 11 (ноябрь). – С. 247–265. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241189.htm
ART 241189
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11189
Просмотров: 113
Актуальность исследования обусловлена необходимостью повышения качества иноязычного образования, индивидуализации процесса обучения и оказания педагогической поддержки студентам-первокурсникам, владеющим иностранным языком на разных уровнях. Цель данной статьи – выявить эффективность применения принципа дифференциации процесса обучения иностранному языку в неязыковом институте многопрофильного вуза. Достижение цели включало использование теоретических и эмпирических методов исследования, таких как педагогический эксперимент, мониторинг, тестирование, опрос, статистические методы обработки данных (t-критерий Стьюдента для зависимых выборок). Экспериментальное исследование проходило в рамках дисциплины «Иностранный язык: базовый курс, английский» и состояло из нескольких этапов: 1) внешняя дифференциация студентов I курса в группы, соответствующие определенному уровню владения иностранным языком, на основе данных, полученных на диагностическом этапе эксперимента; 2) на практическом этапе – обучение студентов в уровневых группах в течение 1-го семестра с использованием вспомогательных средств и приемов обучения, мониторинг уровня владения иностранным языком; 3) контрольный этап включал проведение итогового тестирования, анкетирование участников эксперимента и студентов, не участвовавших в эксперименте; проведение опроса преподавателей, ведущих дисциплину у уровневых групп. Полученные результаты позволили выявить положительную динамику уровня владения иностранным языком у студентов уровневых групп, что привело к выравниванию уровня большинства респондентов до необходимого уровня B1. Соответственно, можно констатировать, что уровневая дифференциация является эффективным инструментом выравнивания и повышения уровня владения иностранным языком. Несмотря на свою доказанную результативность с точки зрения развития иноязычных коммуникативных умений студентов, дифференцированное обучение имеет ряд сложностей при организации, что в настоящее время изучается зарубежными учеными, представлено в данной статье и имеет теоретическую значимость для будущих исследований. Опрос преподавателей, участвовавших в обучении уровневых групп, показал, что применение данного принципа является эффективным только с точки зрения более комфортного взаимодействия преподавателя и студентов, большей вовлеченности студентов в процесс изучения иностранного языка, но не имеет особого влияния на академические успехи. Таким образом, полученные результаты имеют практическую значимость в плане репрезентативности исследования, проведенного на большой выборке, получения обратной связи от студентов и преподавателей и наличия статистических данных экспериментального обучения применительно к иноязычному образованию, что может быть использовано для проведения более масштабных исследований.
Мажаренко С. В., Кобышева А. С. Персонификация системы повышения квалификации педагогов как инструмент совершенствования дополнительного профессионального образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 11 (ноябрь). – С. 266–281. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241190.htm
ART 241190
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11190
Просмотров: 142
В условиях динамичных изменений и вызовов времени система дополнительного профессионального образования меняет свои базовые характеристики, которые связаны с безальтернативной ориентацией на субъектный характер процесса обучения, реализацией адресной научно-методической помощи педагогам с привлечением ресурсов региональных систем повышения квалификации. Социальный заказ на компетентного специалиста предписывает использование гибких персонифицированных моделей оказания системной поддержки учительскому корпусу в развитии профессиональной самоэффективности. Целью данного исследования является обоснование теоретико-методологических и технологических основ персонифицированной модели повышения квалификации педагогов. Для достижения цели исследования применялась методология понятийного анализа, общелогические методы познания (анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, индукция, моделирование, обобщение), контент-анализ научных исследований, касающихся затронутой проблематики. В исследовании авторы делают научно-теоретический анализ понятия «персонификация», определяют его специфику применительно к процессу повышения квалификации педагога. Авторами установлено, что персонификация является одним из видов личностно ориентированного образования, предполагающего новый формат процесса обучения педагогов в системе повышения квалификации, сформулированы основные методологические подходы персонификации процесса обучения взрослых, предложены технологические компоненты процесса персонифицированного повышения квалификации педагогов. Теоретическая значимость статьи определяется тем, что конкретизировано понятие персонификации повышения квалификации педагогов на основе анализа и сопоставления различных вариантов его интерпретации, разработаны основные методологические подходы к процессу персонифицированного повышения квалификации. Практическая значимость исследования определяется прикладным характером предлагаемой технологии персонификации системы повышения квалификации педагога (на примере курсов повышения квалификации) и положительным эффектом ее реализации в эмпирическом опыте авторов статьи.
Фомин Н. И., Миронова Л. И. Педагогическая технология формирования изобретательской компетентности для активизации цифровой трансформации строительной отрасли // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 11 (ноябрь). – С. 282–299. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241191.htm
ART 241191
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11191
Просмотров: 125
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью кадрового обеспечения процесса масштабной цифровой трансформации строительной отрасли за счет подготовки выпускников вузов архитектурно-строительного профиля, обладающих метакомпетенциями для решения комплексных профессиональных задач, которые требуют наличия умений применять цифровые технологии в сочетании с технологиями инженерного творчества. В статье представлены результаты анализа современных цифровых технологий для выявления трендов развития процесса цифровизации отечественной строительной отрасли. Определены перспективы их применения в строительстве. Для формирования метакомпетенций в статье предложена педагогическая технология, направленная на формирование у выпускников вузов изобретательской компетентности. Цель статьи – разработка педагогической технологии формирования изобретательской компетентности выпускников вузов архитектурно-строительного профиля для активизации цифровой трансформации строительной отрасли. Методологической базой исследования послужили теории: технологического подхода в образовании; компетентностного подхода; информационно-образовательной среды; изобретательской деятельности, а также совершенствования подготовки строителей и архитекторов в области инженерного творчества и отраслевого изобретательства. Для анализа результативности внедрения технологии в образовательный процесс предложен уровневый подход для оценки сформированности изобретательской компетентности у выпускников. На примере выпускников магистратуры раскрыто содержание каждого уровня. Реализация разработанной педагогической технологии основана на применении комплекса учебно-методических материалов, а ее ключевым элементом является авторский алгоритм дивергентного (эволюционного) формирования патентоспособного решения. Анализ опыта подготовки будущих строителей и архитекторов в Уральском федеральном университете показал, что изобретательские методики целесообразно применять при решении сложных и фронтирных отраслевых задач, значительная часть которых связана с цифровыми технологиями и объективной необходимостью их масштабного применения. Приведены примеры изобретений, содержащие элементы цифровизации, созданные студентами магистратуры, обучающимися в образовательном кластере инженерного творчества Института строительства и архитектуры Уральского федерального университета. Теоретическая значимость результатов исследования заключается в обосновании содержания уровней сформированности изобретательской компетентности выпускников в результате применения разработанной педагогической технологии. Практическая значимость результатов проведенного исследования состоит в определении структуры и практической реализации образовательного кластера инженерного творчества.
Пилюгина С. А., Сергеева М. Г. Особенности деятельности педагога системы дополнительного профессионального образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 11 (ноябрь). – С. 300–312. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241192.htm
ART 241192
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11192
Просмотров: 139
Современные профессиональные стандарты специалистов сферы образования, воспитания задают определенные требования к профессиональным трудовым функциям, действиям, операциям учителей общеобразовательных организаций. Такие требования носят инновационный характер, часть профессиональных компетенций не сформирована у современных учителей, поскольку профессиональные программы их подготовки не включали подобных компетенций. По этой причине перед системой дополнительного профессионального образования встает задача формирования требуемых компетенций. Для решения подобной задачи важной является деятельность педагога учреждения системы дополнительного профессионального образования, направленная на компенсирование недостающих профессиональных умений педагогических работников, на постоянное обновление их компетенций. Спецификой деятельности педагога системы дополнительного профессионального образования является такая организация обучения, в которой созданы условия для дальнейшего профессионального развития учителя. Цель данной статьи – представление кластеризированной системы умений педагога. Основными подходами в нашем исследовании стали оценка литературы по данной проблеме и кластеризирование умений педагога. Результатом статьи являются основные кластеры умений педагога учреждения системы дополнительного профессионального образования: 1 – аналитический кластер умений педагога включает умения, связанные с изучением современных аспектов обучения взрослых; 2 – прогностический кластер умений педагога включает умения, связанные с планированием обучения взрослых; 3 – проективный кластер умений педагога включает умения построения проекта процесса обучения взрослых; 4 – рефлексивный кластер умений педагога вбирает умения соотнесения итогов процесса обучения с его целями и задачами; 5 – организаторский кластер умений педагога имеет в своем составе умение организации обучения взрослых; 6 – коммуникативный кластер умений ‒ умения взаимодействия с учительской аудиторией. Теоретическая значимость статьи заключается в анализировании актуальных исследований российских, европейских, американских ученых по вопросам изучения специфики деятельности педагога, организующего образование взрослых. Практическая значимость ‒ в выявлении особенностей деятельности педагога системы дополнительного профессионального образования, в формулировании кластеров умений педагога и их характеристик.
Ключевые слова:
коммуникативный, система дополнительного профессионального образования, проективный, педагог системы дополнительного профессионального образования, кластеры умений педагога системы дополнительного профессионального образования: аналитический, прогностический, рефлексивный, организаторский
Вяткина И. В., Ханнанова-Фахрутдинова Л. Р. Интеграция образования, науки и производства: новый взгляд на подготовку кадров // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 11 (ноябрь). – С. 313–329. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241193.htm
ART 241193
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11193
Просмотров: 143
Актуальность исследуемой проблемы заключается в рассмотрении интеграции образования, науки и производства, которая способствует формированию универсальных навыков и имеет большое значение при подготовке востребованных специалистов в технических университетах. Быстрые технологические изменения в промышленности требуют от высших учебных заведений формирования не только теоретических знаний, но и практических навыков у студентов, которые могут быть получены в реальных условиях производства. Интеграция образования, науки и производства и ее трансформация позволяют подготовить конкурентоспособных специалистов, готовых к актуальным вызовам. Цель статьи – выявить принципы организации образовательного процесса в университетах, способствующие удовлетворению потребностей промышленных предприятий с учетом современных реалий. В рамках исследования осуществили анализ и синтез научно-методической литературы, что дает возможность выявить ключевые принципы интеграции образования, науки и производства: 1) взаимная зависимость образования, науки и производства; 2) сотрудничество; 3) функциональность; 4) совместимость. Для каждого принципа определено содержание, которое позволяет сократить разрыв между теоретическими знаниями, полученными во время обучения, и практическими, приобретенными не только во время практических и лабораторных занятий, но и при прохождении различных видов практик во время обучения студентов в университетах. В статье рассматривается, как интеграция образования, науки и производства может существенно улучшить качество обучения, сделав его более целенаправленным и эффективным. Результаты данного исследования подчеркивают важность применения современных педагогических технологий и методов для создания условий, в которых студенты могут интегрировать академические знания с практическим опытом, что является ключевым фактором успешного обучения и подготовки будущих специалистов. Сотрудничество образовательного заведения с промышленными партнерами позволяет студентам получить реальный опыт работы по выбранному направлению еще до окончания учебы, понять важность выбранной профессии и сократить сроки адаптации на производстве при трудоустройстве.
Ключевые слова:
образование, интеграция, наука, производство, востребованный специалист, ключевые принципы
Невзорова А. В. Специфика социальной активности человека в условиях цифровизации социума // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 11 (ноябрь). – С. 330–350. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241194.htm
ART 241194
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11194
Просмотров: 129
Актуальность проблемы социальной активности в условиях цифровизации обусловлена необходимостью систематизации и обобщения педагогического знания об этом явлении вообще и в условиях цифровизации в частности. Педагогика интегрирует достижения других гуманитарных наук с целью более объективного рассмотрения социальных явлений. Социальная активность изучается многими науками, и ее всестороннее рассмотрение с разных позиций может существенно обогатить собственно педагогические представления о ней. В условиях цифровизации аспекты рассмотрения социальной активности включают ее сущность и цели, процессуальную сторону. Формулирование ясных, обобщенных педагогических представлений о социальной активности в цифровой среде необходимо для решения собственно педагогических задач, а также для определения круга компетенций, необходимых для осуществления этой деятельности. Цель исследования – сопоставление и интеграция научных представлений о социальной активности как педагогическом явлении. Цель конкретизируется в следующих задачах: дать педагогическую характеристику социальной активности, разработать уровневый подход к пониманию феномена социальной активности в цифровой среде. В качестве ведущих подходов к исследованию проблемы социальной активности в условиях цифровизации приняты комплексный и компетентностный подходы, поскольку: 1) опора на комплексный подход обеспечивает интегративность, всеобщую связь, взаимодействие и целостность фактов, явлений в обществе, изученных в разных отраслях гуманитарного знания; непротиворечивость логики исследования и обоснованность научных выводов; 2) компетентностный подход позволяет провести анализ сущности социальной активности с точки зрения движущих сил и механизмов ее проявления, с одной стороны, и возможностей приобретения индивидом новых компетенций благодаря вовлеченности в социальную активность, исходя из своих ценностных установок и направленности личности, а также благодаря специфике цифровой среды – с другой. Основной результат статьи – представление нового подхода к характеристике уровней социальной активности, являющегося попыткой охватить всю совокупность проявлений социальной активности в современной цифровой среде. Теоретическая значимость статьи состоит в попытке совокупного применения результатов исследований социальной активности в гуманитарных науках. Практическая значимость статьи состоит в том, что полученный научный результат может стать основой последующего изучения специфических особенностей социальной активности людей в условиях цифровизации.
Толмачева В. В. Социально-экологическая готовность будущего педагога к решению профессиональных задач в контексте устойчивого развития образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 11 (ноябрь). – С. 351–375. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241195.htm
ART 241195
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11195
Просмотров: 82
Статья посвящена проблеме формирования социально-экологической готовности будущего педагога к решению профессиональных задач в контексте устойчивого развития образования. Цель проведенного исследования состояла в обосновании понятия, сущностного наполнения и компонентного состава социально-экологической готовности будущего педагога с опорой на положения системно-деятельностного, аксиологического, задачного и междисциплинарного подходов. В ходе проделанной работы был проведен анализ и обобщены результаты современных зарубежных и отечественных психолого-педагогических исследований по проблеме формирования готовности будущего педагога к различным видам деятельности, что позволило обосновать авторское видение заявленной профессионально значимой характеристики. С позиций системно-деятельностного подхода была определена специфика социально-экологической подготовки, ключевые положения и принципы аксиологического подхода легли в основу содержания, а задачный и междисциплинарный подходы определили технологическую сторону формирования социально-экологической готовности будущего педагога как результата изучаемого процесса. Результатом стало научно обоснованное авторское видение сущности понятия и компонентной структуры изучаемой профессионально значимой характеристики. Социально-экологическая готовность будущего педагога рассматривается как интегративное образование, включающее в себя устойчивую систему мотивов и ценностей, совокупность знаний, необходимых для решения соответствующих профессиональных задач, умений их ставить, планировать решение, выбирать и применять адекватные средства решения, оценивать результаты действий и вносить соответствующие коррективы. Структурно социально-экологическая готовность представлена совокупностью ценностно-мотивационного, когнитивного, ориентировочно-рефлексивного и деятельностного компонентов. Теоретическая значимость статьи заключается в обобщении актуальных психолого-педагогических исследований по изучаемой проблеме и определении понятия, компонентного состава и содержательного наполнения социально-экологической готовности будущего педагога, что позволяет использовать полученные автором результаты в дальнейших разработках, посвященных проблеме социально-экологической подготовки студентов в системе вуза. Практическая значимость исследования заключается в обосновании способов выстраивания процесса социально-экологической подготовки будущих педагогов в контексте устойчивого развития образования с опорой на разновидности решаемых профессиональных задач. Полученные автором результаты статьи могут быть использованы при проектировании процесса социально-экологической подготовки будущих педагогов в системе вуза, а также диагностике уровня сформированности социально-экологической готовности.
Дарьенкова Н. Н. Духовно-нравственное воспитание студенческой молодежи в Российской империи XIX века // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 11 (ноябрь). – С. 376–392. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241196.htm
ART 241196
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11196
Просмотров: 114
Актуальность статьи состоит в том, что в переломные моменты истории страны необходимы анализ и пути решения возникающих новых проблем в деле воспитания молодого поколения. От правильности выбора зависит, какое поколение будет жить в нашей стране завтра. Переосмысливая результаты и достижения в воспитании молодежи (в первую очередь студенческой) XIX века, опираясь на огромнейшее отечественное научно-педагогическое наследие, современные педагоги успешнее решают проблему духовно-нравственного воспитания студентов высших учебных заведений. Статья посвящена процессу воспитания, в частности духовно-нравственному воспитанию студенческой молодежи двадцать первого века. Основой исследования служат статьи педагогических журналов девятнадцатого века (фонды Российской Национальной библиотеки, г. Санкт-Петербург), педагогические работы знаменитых русских писателей и педагогов, исторические официальные документы. Цель исследования – выявить преемственность принципов духовно-нравственного воспитания студентов высших учебных заведений девятнадцатого и двадцать первого веков. Задачи: выявить систему ценностей, формируемых у гимназистов классической гимназии, а по ее окончании – студентов университетов девятнадцатого века; сравнить с требованиями современной воспитательной системы. Ведущие подходы к исследованию: социокультурный, системный, культурологический, антропологический. В официальных документах, в работах известных педагогов, писателей, философов, общественных деятелей обращается внимание на приверженность таким традициям русского воспитания молодежи, как патриотизм, благородство, честность, трудолюбие. В изученных научных источниках девятнадцатого века прослеживается мысль, что процесс духовно-нравственного воспитания не начинается и не заканчивается в стенах университета, а это актуально и для нашего времени. Как и в девятнадцатом веке, в веке двадцать первом педагоги высших учебных заведений решают трудные задачи подготовки не просто высококвалифицированных специалистов, а личностей с прочными высокоморальными устоями, верных своему Отечеству. Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в нахождении и переосмыслении творческих идей известных русских педагогов, ученых и общественных деятелей девятнадцатого века. Опыт практического применения разработанных форм и методов воспитания учащейся молодежи девятнадцатого века (с поправкой на современные требования), несомненно, поможет в поиске новых подходов к духовно-нравственному воспитанию современных студентов. Данное исследование будет полезно для преподавателей, заинтересованных в изучении источников педагогической мысли, для применения их в своей практике духово-нравственного воспитания студентов двадцать первого века.
Лесев В. Н. Межкультурная компетенция как основа успешного образовательного взаимодействия в мультикультурной среде // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 11 (ноябрь). – С. 393–410. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241197.htm
ART 241197
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11197
Просмотров: 106
С ростом числа иностранных обучающихся растет важность эффективного межкультурного взаимодействия в образовательной сфере, где студенты и преподаватели сталкиваются с культурными и языковыми различиями, которые могут стать серьезными препятствиями для обучения и сотрудничества. Настоящее исследование направлено на выявление и анализ основных коммуникативных барьеров, с которыми сталкиваются студенты в международных проектах, и разработку эффективных стратегий их преодоления для улучшения образовательной интеграции и взаимодействия. Применяется комплексный подход, включающий количественные и качественные методы: анкетирование, интервью и анализ случаев, что позволяет всесторонне оценить и проанализировать восприятие и стратегии студентов разных культур. Исследование показало, что наибольшие трудности вызывают языковые барьеры и сложившиеся предубеждения. В то же время студенты, которые активно участвуют в межкультурных взаимодействиях и используют предложенные адаптивные стратегии, демонстрируют значительно лучшую адаптацию и результаты обучения. В данной работе предложены методические подходы, которые обеспечивают создание и оценку содержательных и компетентностных областей в образовательном процессе. В рамках эксперимента, проведенного в Кабардино-Балкарском государственном университете имени Х. М. Бербекова, осуществлялось исследование структурирования межкультурных взаимодействий при формировании глобальных компетенций среди иностранных студентов. В результате анализа экспериментальных данных была проведена их систематизация и сформулированы выводы. Также в работе показано, что культурные различия могут как способствовать, так и препятствовать эффективному образовательному процессу, предоставляя подробный анализ воздействия культурных различий на учебную динамику и взаимопонимание между студентами и преподавателями. Анализ результатов способствует расширению понимания динамики межкультурных отношений и предоставляет теоретическую основу для разработки более эффективных методов преподавания и обучения в мультикультурной среде. Полученные результаты исследования могут найти практическое применение в деятельности высших учебных заведений для создания и внедрения образовательных программ и тренингов, направленных на развитие межкультурной компетентности и улучшение коммуникативных способностей студентов. Данные также могут стать основой для разработки инновационных методов обучения, способствующих укреплению взаимопонимания и эффективному сотрудничеству между студентами, являющимися носителями разных культурных традиций.
Психология
Герасимова Л. А. Ключевые проблемы и механизмы воздействия на процесс ресоциализации участников боевых действий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 11 (ноябрь). – С. 411–420. – URL: http://e-koncept.ru/2024/242020.htm
ART 242020
DOI 10.24412/2304-120X-2024-12020
Просмотров: 102
В связи с существенным увеличением числа ветеранов боевых действий на протяжении последних трех лет особую актуальность приобретает внедрение практик по оказанию помощи демобилизованным в процессе их возвращения в социум. Цель исследования – разработать меры повышения эффективности ресоциализации участников боевых действий. Результаты: выделены ключевые проблемы ресоциализации участников боевых действий, и обозначены приоритетные меры их нивелирования, проанализированы механизмы влияния социального капитала на эффективность ресоциализации демобилизованных.
Экономика
Боровских Н. В. Обеспечение кадровой безопасности промышленного предприятия // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 11 (ноябрь). – С. 421–427. – URL: http://e-koncept.ru/2024/243009.htm
ART 243009
DOI 10.24412/2304-120X-2024-13009
Просмотров: 113
Кадры предприятия, наряду с материальными, финансовыми и информационными ресурсами, являются одним из важнейших ресурсов организации. В условиях экономики знаний кадры играют ключевую роль в обеспечении экономической безопасности и конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, следовательно, тема научной статьи является актуальной. Цель исследования состояла в обосновании системы индикаторов для оценки кадровой безопасности предприятия и определении направлений нейтрализации кадровых угроз и снижения кадровых рисков. В работе проведен анализ содержания кадровых рисков, обосновано содержание основных индикаторов кадровой безопасности, предложены мероприятия по обеспечению кадровой безопасности.