Full text

Современная методология управления оперирует множеством подходов – ситуационным, процессным, интеграционным, бюджетным, маркетинговым и др. Однако наиболее применяемым в управлении организацией остается традиционный системный подход. С позиции данного подхода организация рассматривается как система – некая целостность, состоящая из взаимосвязанных частей и взаимодействующая с внешней средой [1].

Рассмотрение дошкольной образовательной организации (ДОО) как организационной системы предполагает изучение особенностей ее строения, а также изучение внутренних связей между элементами и связей с внешней средой. Модель ДОО как организационной системы включает себя элементы внутренней и внешней среды, а также их взаимосвязь.

 В исследованиях А. Н. Троян внутренняя среда организации определяется как совокупность субъектов, объектов, процессов, придающая ей конкретное лицо. В составе элементов внутренней среды дошкольной организации автор рассматривает следующие:

-       цель – идеальное описание будущего желательного состояния дошкольной организации;

-       кадры и организационная структура – сотрудники ДОО как субъекты своей деятельности и их взаимодействие в процессе профессиональной деятельности;

-       средства – орудия деятельности, различные вспомогательные устройства, оборудования, материалы, которыми пользуются сотрудники дошкольной организации в профессии и которые составляют материально-техническую базу ДОО;

-       образовательный процесс дошкольной образовательной организации;

-       организационная культура ДОО [2].

В своих научных изысканиях мы обратились к изучению образовательного процесса как элемента внутренней среды ДОО. Предварительно остановимся кратко на самом понятии.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что употребление понятия «образовательный процесс» в теории и практике дошкольного образования эклектично. В ряде научных исследований, а также в практике дошкольной организации этот термин очень часто используется как синоним термина «педагогический процесс». На наш взгляд, более точное понятие, характеризующее образовательные отношения, в которые вступают воспитанники, педагоги и родители в дошкольной организации, – это понятие «образовательный процесс» [3]. Данный термин также на современном этапе является нормативно закрепленным (Федеральный закон «Об образовании в РФ», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования и др.).

Под образовательным процессом ДОО мы понимаем «целенаправленный процесс развития ребенка в результате его активной жизнедеятельности, в определенным образом организованных условиях и при взаимодействии с педагогическими работниками, родителями и со сверстниками» [4].

Характеризуя образовательный процесс как систему, стоит отметить, что нет единых подходов к выделению его компонентов.

Изучение целостности образовательного процесса дошкольной организации ученые проводили че­рез анализ таких проблем, как развитие игры (Е. И. Тихеева), обучение дошкольников (А. П. Усова, Р. С. Буре); взаимосвязь игры и обучения (Т. М. Бабунова); планирование воспитательно-обра­зовательной работы (Т. С. Кома­рова); развитие детской самостоятельности (И. А. Орлянская); организация и содержание трудовой деятельности дошкольников (Л. И. Сайгушева) и др. [5]

В своих исследованиях в качестве приоритетного мы выделяем подход Ю. К. Бабанского к структурированию образовательного процесса. Опираясь на его подход к выделению компонентов образовательного процесса, название которых является универсальным (т. е. применимо для характеристики образовательного процесса любого учреждения) и близким по своему содержанию современным характеристикам процесса образования, мы выделили такие компоненты, как «целевой, содержательный, организационно-деятельностный и аналитико-результатив­ный» [6].

Все компоненты образовательного процесса ДОО тесно взаимосвязаны между собой. Так, целевым компонентом определяется содержание образовательного процесса, формы, методы, средства реализации данного содержания, а также идеальный результат, сравнение с которым позволит установить качество реализуемых образовательных услуг. В свою очередь, полученные в ходе анализа образовательного процесса дошкольной организации результаты позволяют корректировать целевой компонент. Изменения в содержательном компоненте образовательного процесса приведут к изменениям в организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации, в условиях которой предстоит реализация данного содержания. В соответствии с изменившимся содержанием будет осуществляться подбор форм взаимодействия педагогов, родителей, воспитанников в ходе образовательного процесса. Также новое содержание образовательного процесса определит новые критерии его оценки в ходе диагностики и мониторинга, что приведет к изменениям в аналитико-результативном компоненте.

Выделенные компоненты позволяют отследить взаимосвязь образовательного процесса с другими элементами внутренней среды ДОО.

Реализация образовательного процесса напрямую зависит от комплексных целей дошкольной организации, которые определяются нормативными документами, комплектацией групп дошкольной организации, спецификой деятельности ДОО и др. условиями. В свою очередь, изменения, происходящие в образовательном процессе, могут привести к изменениям в целях ДОО. Так, при реализации образовательного процесса может выделиться какое-либо приоритетное направление развития ребенка, что повлияет на постановку образовательных целей ДОО. Образовательные цели дошкольной организации напрямую зависят от программного обеспечения образовательного процесса. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» образовательные программы определяют содержание образования [7]. Современные дошкольные организации самостоятельно разрабатывают и утверждают основные образовательные программы. Основные образовательные программы дошкольного образования разрабатываются в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом авторских образовательных программ дошкольного образования.

Цели и содержание образовательного процесса влияют на кадровый состав педагогических работников в дошкольном учреждении. Обновление содержания образовательного процесса предполагает повышение квалификации педагогических работников дошкольной организации. Например, реализация дополнительной образовательной услуги по изучению иностранного языка в ДОО предполагает наличие специалиста, владеющего методикой преподавания иностранного языка детям дошкольного возраста.

Нововведения в образовательном процессе приведут к изменениям в организационной структуре дошкольного учреждения. Например, реализация новой образовательной технологии может привести к созданию таких организационных структур, как творческая группа и т. п. В свою очередь, образование, квалификация, стаж работы, стабильность кадрового состава будут определять качество реализации образовательного процесса в ДОО.

Характеризуя взаимосвязь образовательного процесса с таким элементом внутренней среды ДОО, как средства, следует отметить, что предметно-средовое оснащение образовательного процесса является частью материально-технической базы дошкольной организации в целом. Соответственно, на изменения в развивающей предметно-пространственной среде образовательного процесса отреагируют и средства дошкольной образовательной организации.

Дошкольная образовательная организация как открытая система активно взаимодействует с внешней средой. Различают внешнюю среду прямого и косвенного воздействия.

Факторы косвенного влияния внешней среды не зависят от специфики деятельности учреждения. В обобщенном виде состав среды косвенного воздействия включает следующие факторы: политические, экономические, правовые, демографические, научно-технические, природные (экологические), социально-культурные.

К факторам микросреды организации в общем менеджменте относят потребителей, конкурентов, поставщиков, местные органы управления, акционеров. Указанный перечень объектов среды прямого воздействия изменяется в зависимости от специфики организации.

А. Н. Троян факторы прямого воздействия внешней среды дошкольного учреждения условно разделяет на две группы: субъекты социального заказа и ресурсное обеспечение [8]. Субъектами социального заказа, по мнению автора, выступают семья, школа, государство, которые активно взаимодействуют в процессе образования личности дошкольника. В ресурсном обеспечении дошкольной организации выделяются следующие составляющие: контингент детей дошкольного возраста, рынок педагогического труда, финансовое и материально-техническое обеспечение, информационное обеспечение.

Рассмотрим зависимость образовательного процесса от таких факторов прямого воздействия внешней среды дошкольного учреждения, как Федеральный государственный образовательный стандарт, семья, учредители, школа, конкуренты.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) является одним из основных документов, регламентирующих образовательную деятельность в дошкольной организации. Согласно Федеральному закону «Об образовании в РФ», в ФГОСе должны отражаться требования к структуре образовательных программ, к условиям их реализации, а также к результатам освоения образовательной программы в образовательном учреждении [9]. Введение ФГОС дошкольного образования привело к изменениям практически во всех элементах внутренней среды ДОО, в том числе и в образовательном процессе. Так, определены направления развития ребенка, вариативные формы, методы и средства реализации образовательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

Значительное влияние на специфику образовательной деятельности в дошкольном учреждении оказывает семья. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» родители имеют право «принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации» [10]. Именно семья выступает основным заказчиком и потребителем образовательных услуг, предоставляемых ДОО. Так, например, с запросом родителей может быть связано внедрение новой образовательной услуги (например, хореография, организация кружков и т. п.). В свою очередь, активное включение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения позволяет повысить их компетентность в вопросах воспитания, обучения и развития детей. Родители в качестве полноправных представителей могут принимать участие в инициировании и проведении независимой оценки качества образовательных услуг дошкольной организации.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» образовательная организация в зависимости от того, кем она создана, является государственной, муниципальной или частной. Так, «государственной образовательной организацией является образовательная организация, созданная Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации; муниципальной образовательной организацией является образовательная организация, созданная муниципальным образованием (муниципальным районом или городским округом); частной образовательной организацией является образовательная организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями, за исключением иностранных религиозных организаций» [11]. Собственник определяет уровень ресурсного обеспечения дошкольной образовательной организации – финансы, нормативы, материально-техническое обеспечение и программно-методическое обеспечение. Соответственно, от учредителей зависит качество тех условий, в которых будет протекать образовательный процесс дошкольной организации.

Определяя влияние школы как компонента внешней среды ДОО, следует отметить, что одной из задач образовательного процесса дошкольной организации является подготовка детей дошкольного возраста к школе. Начальное общее образование как следующая ступень в системе образования определяет требования к выпускникам дошкольных учреждений, отражающиеся в результативном компоненте образовательного процесса ДОО. Как было уже отмечено выше, любые изменения в результативном компоненте образовательного процесса приведут к изменениям в других его составляющих. В свою очередь, качество дошкольного образования оказывает влияние на образовательную деятельность начальной школы, что позволяет судить о взаимообратном влиянии образовательного процесса дошкольного учреждения и школы.

В качестве конкурентов дошкольной организации выступают другие ДОО и образовательные учреждения, предоставляющие услуги по обучению, воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. Наличие большого количества конкурентов приводит дошкольные организации к необходимости поддерживать высокое качество образовательного процесса, внедрять новые образовательные услуги, создавать эстетичную, современную развивающую предметно-пространственную среду.

Таким образом, образовательный процесс дошкольной образовательной организации, представляя собой единое целое, выступает компонентом внутренней среды организации, при этом активно взаимодействует с другими ее элементами и элементами внешней среды.