Full text

Современной Украине нужны специалисты дошкольного профиля новой формации с конкурентно пригодным европейским или мировым уровнем квалификации для достижения единой цели – формирование гармонично развитой личности. Новые реалии, ориентация украинского общества на демократические принципы, реорганизация системы дошкольного образования (изменение соотношения семейного и общественного дошкольного воспитания, разнообразие его форм, многовариантность образовательно-воспитательных программ) обусловливают необходимость изменений и в системе подготовки специалистов дошкольного образования. Актуальность проблемы обусловлена усилением внимания к профессиональной подготовке будущих воспитателей, в том числе к работе с детьми в процессе их эмоционального развития. Современный этап формирования профессиональной компетенции будущих воспитателей характеризуется недостаточной базовой подготовкой в сфере эмоционального развития детей дошкольного возраста, ограниченным уровнем теоретических знаний возрастных особенностей дошкольников.

Поиски нового содержания дошкольного образования, учет индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста обусловливают острую необходимость подготовки студентов факультетов дошкольного образования к работе с детьми в процессе их эмоционального развития. Такая готовность воспитателей к педагогической деятельности в дошкольных учебных заведениях позволит создавать благоприятные условия для воспитания дошкольников с учетом особенностей их эмоционального развития.

Ключевой фигурой педагогической деятельности, несомненно, является воспитатель, чей уровень профессиональной и личностной подготовки должен обеспечивать эффективность образовательных трансформаций.

Поэтому возникает острая необходимость профессиональной готовности воспитателей к педагогической деятельности, в частности к эмоциональному развитию дошкольников, на что мы и обратим наше внимание, ведь только учитывая критерии и показатели готовности студентов возможен эффективный и качественный процесс учебно-методической работы высшего учебного заведения.

Современные исследования, раскрывающие отдельные стороны подготовки специалистов дошкольного профиля, освещены в работах Г. Беленькой (формирование профессиональной компетентности), Н. Лысенко, С. Плохий (подготовка воспитателей к организации эколого-исследовательской деятельности детей в природе), Н. Грама (теоретико-методичес­кие основы профессиональной подготовки педагога-воспитателя дошкольного учреждения к экономическому воспитанию детей) и др. В диссертационных исследованиях Т. Жаровцевой, Т. Танько, Г. Троцко и других ученых определено содержание, этапы, компонентный состав профессионально-педагогической подготовки и предложены различные модели ее реализации. Ряд публикаций отечественных исследователей ярко иллюстрирует, что подготовка педагога дошкольного образования в первую очередь должна отвечать требованиям современности, ведь это первое образовательное звено, от которого зависит уровень образованности и воспитанности будущего поколения. Она имеет свою специфику, основывается на дидактических закономерностях построения процесса профессиональной подготовки в высшем учебном заведении.

Цель статьи – определение критериев, показателей готовности будущих воспитателей к эмоциональному развитию детей дошкольного возраста.

Эффективность профессиональной деятельности воспитателя зависит от многих факторов, одним из которых является профессиональная готовность педагога – первое и обязательное условие успешного выполнения им педагогической деятельности.

Поскольку готовность является результатом профессиональной подготовки будущих воспитателей в том числе и к работе с детьми дошкольного возраста в процессе их эмоционального развития, следует охарактеризовать и представить свое видение сущности понятия «готовность будущих воспитателей к эмоциональному развитию детей дошкольного возраста», а потому считаем необходимым обратиться к авторским определениям этого феномена.

Согласно А. Линенко, готовность к педагогической деятельности – это целост­ное интегрированное качество личности, характеризующее ее эмоционально-когни­тивную и волевую мобилизацию в момент включения в деятельность определенной направленности. Иными словами, готовность не является врожденной, а формируется в результате определенного опыта человека, основанного на ее позитивном отношении к профессиональной деятельности, осознании мотивов и потребностей в ней [1].

По мнению Л. Зданевич, профессиональную готовность будущего воспитателя к работе с дезадаптированными дошкольниками следует определять как «многоаспектный системный феномен, который характеризуется: должным уровнем профессиональной компетентности, наличием сложившейся и интегрированной системы специальных знаний, умений и навыков (профессионально-ориентирован­ных дисциплин), в том числе психолого-педагогических действий и социальных отношений, личностных и профессиональных качеств, что обеспечивает уровень результативности и эффективности учебного процесса в вузе и обеспечивает саморазвитие, самовоспитание, самосовершенствование, самореализацию в будущей профессиональной деятельности, а также детерминирует определенное психическое состояние будущего специалиста, в котором отображается сформированность педагогического менталитета» [2].

Согласно исследуемой проблематике, касающейся подготовки будущих воспитателей к работе с детьми дошкольного возраста в процессе их эмоционального развития, и с учетом ряда авторских определений понятия готовности будущих воспитателей к профессиональной деятельности было сформулировано сущностное содержание понятия «готовность будущего воспитателя к эмоциональному развитию детей дошкольного возраста» – это целостное личностное образование, подразумевающее совокупность теоретических знаний по проблемам эмоционального развития дошкольников, а также применение необходимых практических умений и навыков, определяющих специфику педагогической деятельности, направленной на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Для объективного изучения современной ситуации готовности воспитателей к эмоциональному развитию детей дошкольного возраста необходимо определить и обосновать соответствующие критерии, показатели и охарактеризовать уровни такой готовности. В структуре готовности будущих воспитателей к эмоциональному развитию детей дошкольного возраста мы выделяем следующие критерии: когнитивный, мотивационный, деятельностный. Рассмотрим более подробно каждый из них.

Когнитивный критерий профессиональной готовности студентов обеспечивает надлежащий уровень знаний студентов об особенностях психического развития детей дошкольного возраста; знакомство с разновидностями эмоций и спецификой их проявлений у детей.

Профессиональная подготовка как один из компонентов содержания образования направлена на формирование умений осуществлять определенные виды профессиональной деятельности, постоянное развитие профессионального интереса, способностей и качеств личности. Основными компонентами содержания подготовки студентов дошкольных специальностей являются знания, умения и навыки [3].

Отметим, что эффективная подготовка будущих воспитателей к работе с детьми зависит от знаний студентов об эмоциях, возрастных особенностях детей дошкольного возраста, является теоретическим и методологическим основанием для работы с детьми в процессе их эмоционального развития.

Знание – это элементы информации, связанные между собой и с внешним миром. К основным свойствам знаний относятся структурированность, интерпретируемость, связность, активность.

-          Структурированность знаний – наличие связей, характеризующих степень осмысления и выявления основных закономерностей и принципов, действующих в данной области.

-          Интерпретируемость знаний (интерпретировать – толковать, объяснять) обусловливается содержанием, или семантикой, знаний о способах их использования.

-          Связность знаний – наличие ситуативных отношений между элементами знаний. Эти элементы могут быть связаны между собой в отдельные блоки, например, тематически, семантически, функционально.

-          Активность знаний – способность порождать новые знания, обусловливается побуждением человека быть познавательно активным [4].

Планируя процесс обучения, необходимо учитывать, что отдельные знания приобретают значимость только при включении в систему существующих знаний, и именно эта система обеспечивает установление новых связей. Знания должны особым образом упорядочиваться, приобретая все большую стройность и логическую соподчиненность, чтобы новое знание вытекало из ранее усвоенного и проложило бы путь к освоению следующего.

Следует помнить, что целью обучения являются профессиональные умения и навыки.

Умение как «способность детей применять знания» является одним из главных компонентов, из которых состоит процесс подготовки студентов дошкольных специальностей. Умение характеризуется способностью проводить отбор знаний, необходимых для решения задач; выделять ориентиры для построения плана решения, составлять программу действий, преобразований, ведущих к решению задач; успешно проводить сами преобразования; осуществлять контроль результатов в соответствии с поставленной целью и корректировать на этой основе весь учебный процесс [5].

Умения составляют основу выполнения конкретных профессионально значимых видов деятельности. Качество сформированности умений характеризует мастерство специалиста в области дошкольного образования.

В группу деятельностных умений относят дидактические, организационно-мето­дические, коммуникативные, прогностические и гностические умения. Группу операциональных умений составляют организационно-технологические, операционные, конструктивно-технические умения. Исходя из данной классификации умений будущего специалиста дошкольного образования можем сделать вывод, что в процессе обучения происходит формирование как деятельностных, так и операциональных умений.

Навыки – это автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения. Навык возникает как сознательно автоматизированное действие и затем функционирует как автоматизированный способ его выполнения. То, что данное действие стало навыком, означает, что индивид в результате упражнения приобрел возможность осуществлять данную операцию, не делая ее выполнение своей сознательной целью.

Исследования психологов показали, что приобретенные навыки остаются навсегда, умения – на годы, а теоретические знания быстро забываются. Тем не менее во многих случаях именно прочность усвоения знаний является целью промежуточных этапов обучения.

Итак, все сказанное выше позволило нам определить такие показатели когнитивного критерия готовности студентов к развитию эмоциональной сферы ребенка:

-           знания об особенностях психического развития детей дошкольного возраста;

-          знакомство с разновидностями эмоций и спецификой их проявлений у детей;

-          работа с спецификой организации педагогического процесса с учетом эмоциональной сферы дошкольников.

Мотивационный критерий готовности студентов к эмоциональному развитию детей характеризуется наличием устойчивой установки на эмоциональное развитие детей. Обоснуем такое понимание подробнее.

В «Психологическом словаре-справочнике» мотивация трактуется как «совокупность причин психологического характера (система мотивов), которые обусловливают поведение и поступки человека, их начало, направленность и активность» [6].

Ученые подчеркивают, что мотивация – совокупность побудительных сил человеческой деятельности, как осознанных, так и не осознанных человеком, с попыткой удовлетворить определенные потребности. Понятие мотивации используется с различным содержанием и значением и далеко не всегда носит определенный характер.

Мотивация является поясняющим конструктом, который используется для объяснения психологических причин поведения людей (того, почему они ведут себя так, а не иначе), его направленности и механизмов осуществления.

Исследователь Е. Ильин все определения мотивации разделил на два направления:

-          первый рассматривает мотивацию со структурных позиций, как совокупность факторов или мотивов;

-           второе направление рассматривает мотивацию не как статическое, а как динамичное образование, как процесс, механизм.

Мотивационным фактором в интенсивной учебной работе в первую очередь является личность педагога как профессионала. Педагог может помочь студенту раскрыть свой творческий потенциал, определить перспективы своего внутреннего роста.

Профессиональная мотивация воспитателя является внутренним движущим фактором развития личности и ее профессионализма, поскольку только на основе ее высокого уровня сформированности возможно эффективное развитие профессиональной компетентности и профессиональной культуры личности педагога.

Показателями мотивационного критерия готовности студентов к эмоциональному развитию детей выступили:

-          положительная мотивация к взаимодействию с дошкольниками с учетом их эмоционального состояния;

-          желание работать и установить эмоциональный контакт с дошкольниками и родителями;

-          стремление использовать технологии с целью профилактики эмоционального неблагополучия у детей.

Еще один критерий структуры готовности будущих воспитателей к эмоциональному развитию детей дошкольного возраста – деятельностный. Рассмотрим его подробнее.

Вся жизнь человека сопровождается различными видами деятельности, в процессе которых он приобретает определенные знания, умения, осуществляется ее всестороннее развитие. В педагогическом словаре деятельность характеризуется как «форма психической активности субъекта, направленная на познание и преобразование мира и самого человека» [7].

Деятельность современного педагога дошкольного образования основывается на разносторонних теоретических знаниях о развитии ребенка; владении различными педагогическими технологиями обучения и воспитания.

Помимо профессиональной деятельности можно выделить педагогическую деятельность, которая выступает как многоуровневая система, имеющая множество характеристик, в частности целостность, структурность, иерархичность, осознанность, предметность, субъектность; определенные функции, цели, мотивы, средства и действия, результат.

В общепринятом понимании педагогическая деятельность – это воспитывающее и образовательное влияние воспитателя на воспитанников, направленное на его личностное развитие, что одновременно выступает основой саморазвития и самосовершенствования [8].

Показателями деятельностного критерия готовности к эмоциональному развитию детей выступили:

-          умение организовывать различные виды деятельности с детьми с учетом их эмоционального состояния;

-          умение планировать индивидуальную работу с дошкольниками с целью преодоления отклонений в эмоциональном развитии;

-          творческий подход к обучению дошкольников социально принятым способам выражения эмоций.

Итак, охарактеризовав критерии и показатели готовности будущего воспитателя, мы пришли к выводу, что будущий воспитатель должен обладать глубокими теоретическими знаниями, умениями и навыками, к характеристикам которых можно отнести психологические качества, педагогические способности и ряд личностных качеств, в частности гибкость, эмоциональность, самоконтроль, самосовершенствование, творчество, креативность и тому подобное.

Кроме этого воспитатель должен учитывать в своей работе возрастные особенности детей дошкольного возраста, в совершенстве знать социальную ситуацию развития детей, свободно владеть знаниями и руководствоваться ими в работе, учитывая индивидуальные особенности дошкольников.

Определив критерии готовности будущих воспитателей к эмоциональному развитию детей дошкольного возраста, следует определить и охарактеризовать уровни такой готовности, что и составляет перспективу дальнейших исследований в данном направлении.