Full text

Проблема самооценки, как элемента формирования самосознания, рассматривается многими психологами и является одним из важнейших вопросов исследования личности.

На сегодняшний день исследования самооценки подростков представляют огромный интерес для психологии, как в теоретическом, так и в практическом аспекте. Изучаются сдвиги в содержании уровня самооценки и ее компонентов, - какие качества осознаются лучше, как меняется с возрастом уровень и критерии самооценок, какое значение придается внешности, а какое умственным и моральным качествам.

Были изучены различные аспекты самооценки личности. С точки зрения роли самооценки в сохранении целостности структуры личности она изучалась в трудах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович. Многофункциональность самооценки (регуляторная, интерпретационная, защитная, проективная и другие функции) раскрыта в работах Р. Бернса, Е.И. Исаева. Связь самооценки с системой ценностей и мотивационной сферой субъекта показана в работах Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейна. Многочисленные исследования посвящены прикладным аспектам самооценки (И.С. Кон, А.И. Липкина, Р. Бернс и др.) [1].

Анализ психолого-педагогической литературы позволил отметить различные подходы к определению понятия самооценки среди ученых. Так, Р. Бернс, определяет это понятие как «составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя» [2].

Самооценка взрослых, как утверждает Ю.М. Кон, по большинству показателей более реалистичны и объективны, чем юношеские, а юношеские - чем подростковые, в чем сказываются большой жизненный опыт, умственное развитие и стабилизация уровня притязаний. В развитии самосознания ребенка Б.Г. Ананьев выделяет ориентирующую и стимулирующую функцию оценок и делает попытку определить источники формирования самооценки и охарактеризовать развитие самооценки на определенных возрастных этапах. Б.Г. Ананьев выделяет ориентирующую и стимулирующую функцию оценок и делает попытку определить источники формирования самооценки, охарактеризовать развитие самооценки на определенных возрастных этапах [3].

Учеными отмечается и тот факт, что самооценка является одной из характеристик эмоционально-оценочного компонента «Я-концепции». Степень адекватности «Я-концепции» выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов - самооценки личности.

В области изучения самооценки особое место занимают работы А.И. Липкиной. А.И. Липкина отмечает, что самооценка - это отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешнему облику [4].

Интерес к особенностям самооценки, свойственным подростковому возрасту, вызван тем, что в этот период жизни человека происходят одни из самых значительных по своим проявлениям и последствиям личностные изменения, связанные с переструктурированием самосознания.

В самооценке старшего школьника отражаются представления как об уже достигнутом, так и о том, к чему он стремится, проект его будущего - путь его несовершенный, но играющий огромную роль в саморегуляции его поведения в целом и учебной деятельности в частности

Следует отметить, что именно старшие школьники с адекватной самооценкой имеют большое поле интересов, активность их направлена на различные виды деятельности, а также на межличностные контакты, которые умеренны и целесообразны, направлены на познание других и себя в процессе общения. Старшие подростки с тенденцией к сильному завышению самооценки проявляют достаточную ограниченность в видах деятельности и большую направленность на общение, причем малосодержательное.

Учеными отмечается, что самооценка старшего школьника является познавательно - оценочной деятельностью, развернутой во внешнем словесном плане.

Самооценка подростка формируется в общении со сверстниками благодаря наблюдениям, подражаниям, разговорам о своих качествах, поступках, отношениях. У многих она завышена, и уровень их притязаний к родителям, учителям, сверстникам выше реальных возможностей. А.А. Реан, обобщая результаты многочисленных исследований самооценки, и её динамики пишет: «Юношеский возраст очень важен в развитии ребенка, в формировании у него самооценки как основного регулятора поведения и деятельности, оказывающей непосредственное влияние на процесс дальнейшего самопознания, самовоспитания и в целом развития личности [5]. В самооценке подростка отметим следующие преобразования: начиная от младшего подросткового возраста к старшему возрасту содержательный аспект самооценки подростков углубляется и переориентируется с учебной деятельности на взаимоотношения с товарищами и на свои физические качества; в связи с увеличением критичности подростка к себе его самооценка становится более адекватной; подросток способен констатировать как свои положительные, так и отрицательные качества; в самооценке становится более выражены моральные качества, способности и воля; происходит дальнейшая эмансипация самооценки от внешних оценок, но оценка значимых других оказывает огромное влияние на характер самооценки подростка; влияние родителей на самооценку снижается и повышается влияние сверстников как референтной группы; самооценка оказывает влияние на успешность деятельности и социально-психологический статус подростка в коллективе, регулирует процесс общения.

Следовательно, обобщая сведения авторов, отметим следующее:

• старший подростковый возраст является важным периодом в формировании и развитии самооценки;

• адекватная самооценка в значительной степени определяет социальную адаптацию личности;

• особенностями развития самооценки у старших школьников являются увеличение адекватности самооценки, довольно высокий уровень самокритичности.

Изучения психолого-педагогических исследований позволили разработать модель психолого-педагогической коррекции самооценки старшеклассников, которая содержит пять блоков: целевой, теоретический, диагностический, коррекционно-развивающий и аналитический блоки. Результатом является изменение или не изменение уровня самооценки старшеклассников в результате реализации программы психолого-педагогической коррекции (Долгова В. И, Аркаева Н. И., Цветкова Н. И. [6]).

Моделирование педагогических систем является одной из важнейших задач современной педагогики и психологии, так как возрастает значимость проектирования и внедрения новых инновационных технологий, соответствующих передовым теоретическим идеям отечественной науки.

Моделирование, по мнению докторов педагогических наук Е.В. Яковлева и Н.О. Яковлевой, это «воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для его изучения, который называется при этом моделью». Именно моделирование позволяет описать основные характеристики исследуемого процесса и дает целостное представление о нем. Педагогическое моделирование (создание модели) – это разработка целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения. Как отмечает доктор психологических наук В.И. Долгова, «в процессе изучения модель выступает в качестве самостоятельного квазиобъекта, позволяющего при исследовании получить некоторые знания о самом объекте» [7]. Отметим, что под «моделью» учеными понимается такой материальный или мысленно представляемый объект, который в процессе исследования замещает объект-оригинал так, что его непосредственное изучение дает новые знания об объекте-оригинале.

Одним из основных этапов моделирования является целеполагание. Раскроем «дерево целей» психолого-педагогической коррекции самооценки у старшеклассников.

Генеральная цель: теоретическое обоснование и реализация модели психолого-педагогической коррекции самооценки у старшеклассников.

1. Теоретически обосновать проблему изучения психолого-педагогической коррекции самооценки у старшеклассников.

1.1. Раскрыть понятие «самооценка» у старшеклассников.

1.2. Рассмотреть возрастные особенности проявления самооценки у старшеклассников.

1.3. Разработать модель психолого-педагогической коррекции самооценки у старшеклассников.

2. Организовать и провести исследование по изучению самооценки у старшеклассников.

2.1. Определить этапы, методы и методики исследования.

2.2. Охарактеризовать выборку исследования.

2.3. Изучить уровень самооценки у старшеклассников.

2.4. Проанализировать полученные результаты.

3. Провести экспериментальную работу по проведению психолого-педагогической коррекции самооценки у старшеклассников.

3.1. Внедрить модель психолого-педагогической коррекции самооценки у старшеклассников.

3.2. Разработать и реализовать программу психолого-педагогической коррекции самооценки старшеклассников.

3.3. Проанализировать полученные результаты коррекционной работы.

3.4. Разработать практические рекомендации родителям и педагогам по коррекции самооценки старших школьников.

В научной литературе существуют различные модели. Отметим, что классификацию моделей можно проводить по различным основаниям. Анализ научной литературы по проблеме исследования позволил выделить следующие классификации моделей [8]:

• модели познавательные, прагматические, инструментальные (И.Б. Новик);

• модели воспитания и образования (Н.В. Бордовская, А.А. Реан);

• модели субстанциональные, структурные, функциональные, смешанные (Б.А. Глинский, Л.М. Фридман);

• модели педагогические, структурно-функциональные, функционально-структурные, образовательные, процессные, компетентностные, функциональные, математические, организационные (Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева).

Считаем, что большое разнообразие моделей обусловлено, прежде всего, существованием различных проблем в психолого-педагогических исследованиях, специфичностью разных наук и задачами, решаемыми на определенном этапе их развития. В качестве классификационных признаков могут служить цели моделирования, средства моделирования, объекты моделирования, уровни (глубина) моделирования и масштабы моделирования.

Моделирование относят к числу универсальных методов. Оно применяется как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования. По мнению ученых, модель строится поэтапно [9].

Первый этап построения модели предполагает наличие некоторых знаний об объекте-оригинале. Познавательные возможности модели обусловливаются тем, что модель отображает какие-либо существенные черты объекта-оригинала. Поэтому любая модель замещает оригинал лишь в строго ограниченном смысле. Из этого следует, что для одного объекта может быть построено несколько «специализированных» моделей, концентрирующих внимание на определенных сторонах исследуемого объекта или же характеризующих объект с разной степенью детализации.

На втором этапе модель выступает как самостоятельный объект исследования. Одной из форм такого исследования является проведение «модельных» экспериментов, при которых сознательно изменяются условия функционирования модели и систематизируются данные о ее «поведении». Конечным результатом этого этапа является множество знаний о модели.

На третьем этапе осуществляется перенос знаний с модели на оригинал, т.е. формирование множества знаний. Одновременно происходит переход с «языка» модели на «язык» оригинала. Процесс переноса знаний проводится по определенным правилам. Знания о модели должны быть скорректированы с учетом тех свойств объекта-оригинала, которые не нашли отражения или были изменены при построении модели.

Четвертый этап – практическая проверка получаемых с помощью моделей знаний и их использование для построения обобщающей теории объекта, его преобразования или управления им.

С учетом выше изложенного рассмотрим модель коррекции самооценки у старших школьников, которая представлена на рисунке 1.

Отметим более подробно блоки представленной выше модели психолого-педагогической коррекции самооценки у старших школьников.

Целевой блок направлен на реализацию генеральной цели: теоретическое обоснование и реализация модели психолого-педагогической коррекции самооценки у старших школьников.

Целевой блок

Цель: теоретическое обоснование и реализация модели психолого-педагогической коррекции самооценки у старшеклассников.

Теоретический блок

Цель: провести анализ литературных источников по проблеме, осуществить моделирование, подобрать методики изучения самооценки у старшеклассников

Диагностический блок: изучить уровень сформированности самооценки старшеклассников

Провести диагностику с помощью следующих методик: методика «Исследования самооценки личности С.А. Будасси», методика «Самооценка личности старшеклассника» Казанцева, методика Дембо-Рубинштейн

Коррекционно-развивающий блок: создание и реализация программы психолого-педагогической коррекции самооценки у старшеклассников

Цель: познакомить старших школьников с понятием «самооценка» и «адекватная самооценка», обучить способам адекватному восприятию самого себя

Аналитический блок или блок проверки эффективности коррекционных мероприятий

Цель: провести повторную диагностику, проанализировать и обработать полученные результаты с помощью Критерия Т–Вилкоксона

Теоретический блок предполагает изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования, осуществление моделирования, подбор методик изучения уровня сформированности самооценки у старших школьников.

Диагностический блок включает в себя систему мероприятий, позволяющих выявить уровень самооценки старших школьников. Целью его является проведение диагностики с помощью следующих методик: методика «Исследования самооценки личности С.А. Будасси», методика «Самооценка личности старшеклассника» (Г.Н. Казанцева), методика Дембо-Рубинштейн.

Коррекционный блок разрабатывается на основе результатов первичной психологической диагностики. Целью данного блока является ознакомление старших подростков с понятием «самооценка», повышение уровня самооценки старших школьников, развитие коммуникативной компетентности у старших школьников. Данный блок включает разработку и реализацию программы психолого-педагогической коррекции самооценки старших школьников, проведение психолого-педагогической коррекции самооценки с помощью упражнений, игр, релаксации. Аналитический блок или блок проверки эффективности коррекционных мероприятий направлен на проведение повторной диагностики, анализ и обработку полученных результатов с помощью Критерия Т–Вилкоксона [10].

Особенностью разработанной модели являются:

• открытость, поскольку содержательное наполнение модели зависит, прежде всего, от требований образовательной организации, от первоначального уровня сформированности самооценки у старших подростков;

• уровневость, поскольку коррекционно-развивающая программа предполагает сформированность различных уровней самооценки у старших подростков и предоставляет возможность перехода с одного уровня на другой; гибкость, поскольку предполагается вариативность содержания разработанной модели, вариативность в выборе форм и методов; динамичность, поскольку возможно внесение коррективов с учетом полученных результатов исследования.

Таким образом, самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Формирование самооценки происходит с раннего детства и под воздействием внешних факторов. Главной особенностью самооценки старших школьников является ее высокий уровень, так как старший школьный возраст является наиболее сензитивным для формирования адекватной самооценки. Анализ теоретического аспекта позволил разработать модель психолого-педагогической коррекции самооценки старшеклассников, которая содержит пять блоков: целевой, теоретический, диагностический, коррекционно-развивающий и аналитический блоки. Модель может быть основой для разработки частных методик, необходимых для решения задач по исследуемой проблеме.