Full text

Актуальность проблемы психолого – педагогической коррекции эмоционального выгорания обусловлена необходимостью сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении и дальнейшим развитием его внутренних ресурсов. В противном случае отсутствие решения проблемы способствует снижению эффективности образовательного процесса в целом. Антропологические исследования не оставляют без внимания и культурную специфику эмоционального выгорания.

К. Лац рассматривает предложенную им концепцию формирования эмоции как ситуативно конституируемую в условиях социального окружения человека. Роберт Леви рассматривает формирование эмоции в тесной связи с познанием как необходимого элемента культурного структурирования профессионального знания. С точки зрения Р. Леви чувствование (элементом которого и является эмоция) незаменимо в том процессе, в результате которого культура проникает в мышление и действия человека. Именно чувства пробуждают в человеке потребность выполнения тех или иных культурных сценариев. Г.М. Клочева связывает отношение человека с когнитивным компонентом психологической безопасности личности [1] и самоменеджментом [2].

В этой связи большое значение приобретает изучение феномена эмоционального выгорания как психологического явления, оказывающего негативное воздействие не только на психофизическое здоровье, но и на эффективность профессиональной деятельности.

Школьный психолог активно участвует в реализации воспитательных и обучающих целей школы, взаимодействует и сотрудничает с педагогами, анализирует педагогическую, воспитательную, профилактическую практику, психологически их объясняет и совместно проводит коррекционные, профилактические мероприятия.

Профилактика – это совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении [3].

Психолого-педагогическая коррекция - одно из главных направлений деятельности психолога в школе. Она становится действительно значимой и эффективной, если опосредуется соответствующей педагогической практикой. Мы предполагаем, что специально разработанное психологическое сопровождение профилактики эмоционального выгорания позволяет объединить усилия педагога и психолога в решении названной проблемы. При этом необходимо подчеркнуть, что эффективно организованная профилактика окажет огромное влияние на результативность всей образовательной системы школы, мотивирует изменения отношения к жизни, поступательного движения в профессионализации педагога.

Термин `'эмоциональное выгорание'' введен американским психиатром Х.Дж. Фрейденбергером в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Первоначально этот термин определялся как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности [4].

Построение модели называется моделированием, другими словами, моделирование — это процесс изучения строения и свойств оригинала с помощью модели. В разработке модели мы опирались на определении модели как материального или мысленно представляемого объекта, который в процессе изучения замещает объект оригинал, сохраняя некоторые важные для данного исследования типичные его черты. Говоря другими словами, модель — это упрощенное представление о реальном объекте, процессе или явлении. В нашем случае модель позволила адекватно и эффективно представить объект и процесс управления коррекцией эмоционального выгорания педагогов, апробируя различные варианты. Таким образом модель необходима для того чтобы:

- понять, как устроен конкретный объект — каковы его структура, основные свойства, законы развития и взаимодействия с окружающим миром;

- научиться управлять объектом или процессом и определять наилучшие способы управления при заданных целях и критериях (оптимизация);

- прогнозировать прямые и косвенные последствия реализации заданных способов и форм воздействия на объект.

Вместе с тем, мы понимаем, что модель не может заменить само явление, но при решении проблемы, когда нас интересуют определенное свойство изучаемого процесса, модель оказывается полезным и единственным инструментом процессуального исследования.

Известно, что человек как уникальный представитель живого мира характеризуется особым сочетанием внешней и внутренней активности, проявляя которую, он осуществляет свою жизнедеятельность, следовательно, его личный ресурс обусловливает внутренний источник жизнедеятельности, в том числе отношения к окружающему миру.

В 1981 году С. Maslach и S. Jackson предложили определение понятие «выгорание» как синдром эмоционального истощения и цинизма, который часто появляется у персонала, работающего с людьми, и приводит к развитию негативного отношения к своим клиентам. А. Широм конкретизировал понятие «выгорание», добавив комбинацию физического, эмоционального и когнитивного истощения или утомления, при этом главным фактором оставил эмоциональное истощение.

В настоящее время феномен профессионального выгорания понимается как состояние физического, эмоционального и умственного истощения, которое затрагивает личность в целом, разрушая ее и оказывая негативное влияние на эффективность профессиональной деятельности.

В отечественной психологии активное изучение проблемы выгорания связано с преобразованиями в экономике и обществе начала 90-х годов (Т.В. Форманюк, Н.В. Гришина, В.В. Бойко, В.Е. Орел и др.). До этого времени, впервые термин «эмоциональное сгорание» прозвучал в работах Б.Г. Ананьева и был обозначен как отрицательное явление, возникающее у людей профессий типа «человек-человек», которые связаны с межличностными отношениями.
В.Е. Орёл рассматривает «выгорание» как дезадаптационный феномен и указывает на возможность развития синдрома «выгорания» как своеобразной интегративной реакции на дезадаптацию субъекта к профессиональной среде.(3) Предлагаемый подход, по нашему мнению, как раз и позволяет проанализировать процесс протекания «выгорания», определить его специфику на разных этапах профессиональной адаптации, помогает теоретически объяснить противоречивые результаты некоторых эмпирических исследований.

Наибольший интерес по результатам исследования феномена выгорания представляет процессуальная модель В.В. Бойко, в которой данное явление рассматривается с позиций протекания основных фаз стресса с указанием симптоматики, характерной для каждой фазы. Это позволило нам характеризовать выгорание как деструкцию, приобретенную в процессе жизнедеятельности человека, чем она и отличается от различных форм эмоциональной ригидности, которая определяется органическими причинами (свойствами нервной системы, психосоматическими нарушениями). В. В. Бойко связывает эмоциональное выгорание как выработанный механизм психологической защиты личности в форме полного или частичного исключения эмоций или понижения их энергетики в ответ на избранные психотравмирующие воздействия [4].

На сегодняшний день в науке выделены основные причины эмоционального выгорания в характеристиках моделей исследователей:

- представители однофакторной модели (А. Пинес) описывают выгорание как «состояние физического, психического и эмоционального истощения, вызванное длительным включением в ситуацию, которая предъявляет высокие требования к эмоциональной сфере» (под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой. Основная составляющая «профессионального выгорания», проявляется в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии или эмоциональном перенасыщении);

- в трехкомпонентной модели (С. Маслач) причиной является синдром истощения физических и духовных сил, в соответствии с которой «выгорание» понимается как синдром эмоционального истощения, деперсонализации и редукции профессиональный достижений. Причинами в них являются выделеные три структурных компонента выгорания: 1) эмоциональное истощение, 2) деперсонализация (тенденция развивать негативное отношение к клиентам), 3) редукция профессиональных достижений, и три группы переменных: личностные, организационные и ролевые.

С большинством исследователей эмоциональной сферы личности мы разделяем точку зрения о том, что это многогранное образование, в которое, кроме эмоций, входят многие эмоциональные явления (эмоциональный тон, эмоциональные состояния, эмоциональные свойства личности, акцентуированная выраженность которых позволяет говорить об эмоциональных типах личности, эмоциональные устойчивые отношения или чувства) имеют достаточно дифференцированные признаки. К примеру, об аффективной характеристике эмоциональной сферы говорят в случаях сильных, устойчивых эмоциональных всплесков, расстройств.

Наша модель представлена далее на рисунке 1.

Модель психолого – педагогической коррекции эмоционального выгорания педагогов

Таким образом:

- эмоциональная сфера личности составляет совокупность свойств человека, характеризующих содержание, качество и динамику его эмоций и чувств; - содержательные аспекты эмоциональной сферы отражают явления и ситуации:

- эмоции неразрывно связаны со стержневыми особенностями мотивационной сферы.

При этом, необходимо подчеркнуть, что большинство исследователей считают выгорание как негативное психологическое явление, включающее в себя:

  • психоэмоциональное истощение, проявляющееся в чувстве глубокой усталости и опустошенности;
  • деперсонализацию – отрицательное либо безразличное отношение к субъектам деятельности;
  • утрату профессиональной мотивации, связанную с чувством некомпетентности и не успешности в работе.

Опираясь на исследования проблемы эмоциональной устойчивости и эмоционального выгорания личности, причин их возникновения и технологий их преодоления можно сделать следующее заключение [5, 6, 7, 8]:

- выгорание может быть рассмотрено как один из синдромов нарушений психологического здоровья специалистов социономических профессий вообще и, в частности, педагогов:

- выгорание - это негативное психологическое явление, которое снижает эффективность профессионального труда и отрицательно сказывается на психологическом здоровье специалистов, занятых в социальной сфере;

- выгорание относится к основным группам симптомов «психического выгорания» характеризуется изменениями в:

  • чувствах (аффективные симптомы),
  • системе отношений (с людьми, к себе, труду),
  • познавательной сфере (когнитивные симптомы), соматическом здоровье (физические симптомы);

- появление симптомов в картине синдрома выгорания носит стадиальный характер: период подъема энтузиазма - нехватка энергии - трудности в преодолении психотравмирующих обстоятельств - кризис - разочарование;

- синдром выгорания возникает в результате совокупного влияния множества индивидуальных или внутренних факторов и причин:

  • социально-демографических и личностных особенностей;
  • организационных или внешних (условия, содержание труда и социально-психологические характеристики).

В нашем теоретико-экспериментальном исследовании акцент будет сделан на изменениях в чувствах и системе значимых отношений педагогов специальных (коррекционных) образовательных учреждений;

На основании теоретического исследования проблемы нами была разработана и теоретически обоснована модель психолого-педагогической коррекции эмоционального выгорания педагогов, которая позволит решить проблемы эмоционального выгорания.

Результаты нашего исследования имеют как теоретическую значимость, так и практическую значимость для системы образования с точки зрения сохранения психического здоровья и уровня профессионализма педагогов.