Full text

Развитие современного образовательного пространства обусловило модернизацию технологической и методической составляющих процесса обучения. В нормативно-правовых документах подчеркивается необходимость и целесообразность совершенствования методов обучения и воспитания, в том числе и посредством внедрения дистанционных образовательных технологий. Широкое распространение последних определило развитие и становление онлайн-дидактики, предметом изучения которой является электронное обучение. Электронное обучение представляет собой организацию образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников [4]. Понятие «электронное обучение» синонимично термину “е-Learning”. В настоящее время активно развивается смешанное обучение (blended-learning), предполагающее оптимальное сочетание очной и дистанционной формы взаимодействия между преподавателем и студентами [3]. Сегодня наибольшее распространение смешанное обучение находит в среде высшего профессионального образования.

Вlended-learning реализуется посредством веб-технологий, обеспечивающих новые способы и возможности коммуникации между всеми участниками образовательного процесса (wiki-системы, веб-сайты, вебинары) и др. Следовательно изменяется и форма организации учебной деятельности студентов. Учебная деятельность представляет собой совместную деятельность, в которой один из ее участников приобретает опыт (основной компонент), а другие создают благоприятные условия для этого, т. е. осуществляют всю сумму подготовительных компонентов усвоения [1]. Структура учебной деятельности включает в себя два основных компонента: деятельность учения и деятельность обучения. Для организации учебной деятельности необходимы определенные методы и технологии. Внедрение и активное использование в образовательной практике веб-технологий обусловило изменение форм организации учебной деятельности студентов (см. рисунок).

Формы организации учебной деятельности студентов

 

Традиционный подход

 

лекция

 

семинар (практикум)

 

лабораторная работа

 

 

 

При использовании ТЭО

 

 

видеолекция мультимедиалекция

 

 

веб-семинар

(веб-практикум),

веб-конференция

чат-занятие,

ситуационно-аналитический форум

 

виртуальные мастерские, экскурсии, лаборатории и др.

 

В настоящее время вебинар (онлайн-семинар) является одной из самых распространённых форм организации учебной деятельности в электронном обучении. Вебинар – это интерактивное учебное занятие, организованное посредством сети Интернет и специального программного обеспечения. При этом, не смотря на удаленность всех участников образовательного процесса, они имеют возможность видеть, слышать другу друга, взаимодействовать.

Принято выделять несколько видов вебинаров: информационный (вводное занятие, обзорная лекция, виртуальная экскурсия и др.); обучающий (проблемная лекция, практикум, лекция-демонстрация и др.); вебинар-тренинг [5].

Укажем основные дидактические возможности, реализуемые посредством вебинаров в обучении студентов.

Обеспечение обратной связи (интерактивность).При этом различают следующие типы интерактивности: один ко многим (преподаватель – студенты); один к одному (студент – студент, студент – контент); многие ко многим (взаимодействие студентов). Следует отметить, что организованная виртуальная аудитория изменяет роль, как преподавателя, так и студентов. В созданных условиях преподаватель не является транслятором знаний, его деятельность выходит на новый уровень и включает в себя такие компоненты, как организация самостоятельной активной познавательной позиции студента, консультирование, помощь в проектировании, управлении и реализации индивидуальной образовательной траектории.

Активизация учебно-познавательной деятельности студентов. По мнению И. Г. Захаровой именно новые образовательные технологии обеспечивают решение следующих задач:

-          выявление и использование стимулов активизации учебно-познавательной деятельности;

-          углубление межпредметных связей при решении задач из различных предметных областей;

-          активное участие обучающегося в проектировании и дальнейшей актуализации его образовательной траектории.

Визуализация и мультимедийная поддержка учебного материала. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в образование, как справедливо отмечает А. И. Яковлев, «существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека к другому».

Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает процесс визуализации учебного материала. С увеличением информационных потоков особую актуальность приобрел принцип когнитивной визуализации, согласно которому эффективность усвоения повышается, если наглядность выполняет не только иллюстративную, но и когнитивную функцию.

Процесс визуализации представляет собой свертывание информационной единицы в наглядный образ, который может быть развернут. Наглядный образ служит опорой для мыслительных и практических действий. Выше было отмечено, что пассивное восприятие информации не обеспечивает полноценное усвоение содержания учебного материала. В такой ситуации представленные образы должны осуществлять не только информационную (иллюстративную), но и познавательную (когнитивную) функцию. Как отмечает П. Нортон, практически любая форма визуальной информации содержит элементы проблемности, разрешение которой осуществляется на основе анализа, синтеза, обобщения данных. При этом чем выше проблемность визуального сообщения, тем выше интенсивность мыслительной деятельности студентов. Для реализации принципа когнитивной визуализации разрабатываются специальные методы сжатия учебного материала (логико-смысловые модели сгущения учебной информации: одномерные (линейные) модели, двумерные модели, многомерные модели, диаграммы Исикавы, фреймовые модели и др.). Это позволяет в значительной степени концентрировать материал в виде комплексного образа и кодировать часть информации в виде знаков алфавита. Отметим, что визуализация и кодирование учебной информации способствуют более интенсивному усвоению материала, ориентирует обучающегося на поиск системных связей и закономерностей.

Осмысление вышесказанного обусловило рассмотрение и выделение особенностей протекания такого познавательного процесса как мышление. Этот вопрос является значимым, так как позволяет обосновать условия, обеспечивающие состояние интеллектуальной комфортности студентов в процессе применения веб-технологий.

Состояние интеллектуальной комфортности может быть достигнуто посредством создания ситуации успеха. Последняя представляет собой целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых реализуется возможность добиться существенных результатов в деятельности. В психолого-педагогических исследованиях подчеркивается, что ситуации успеха способствует развитию познавательного интереса, корректирует личностные особенности (тревожность, неуверенность, самооценку), поддерживает благоприятный психологический климат, существенно повышает мотивацию обучения. При этом отметим, что мотивация является ведущим фактором, регулирующим активность, поведение, деятельность личности. Это положение подтверждается законом Йеркса-Додсона, иллюстрирующим зависимость результата деятельности от силы мотивации [6]. «Никакая информация, предлагаемая ученику, не будет им усвоена, принята и перенесена внутрь его, если у него отсутствует соответствующая мотивация и личностная значимость учебно-познавательной деятельности» [6].

Наиболее близкой в этом аспекте для нас является позиция В. В. Серикова. Автор отмечает, что включение в содержание эмоционально ценностных, личностных элементов способствует развитию межсубъектного общения между всеми участниками образовательного процесса, создает благоприятный эмоциональный фон, повышению эффективности обучения.

Учебный материал воспринимается на личностном уровне, если он переживается как жизненная проблема. Это, в свою очередь, мобилизует и, соответственно, развивает структуры интеллекта.

Близкая позиция изложена И. Н. Фроловым [7]. Исследуя влияние технических средств обучения на процесс восприятия информации и ее осмысление, он приходят к выводу, что новые образовательные технологии не только способствуют интенсификации процесса обучения, но также оказывают значительное влияние на формирование и усвоение понятий и умозаключений, установление причинно-следственных связей и т. д.

Анализ вышесказанного подводит нас к пониманию того, что знание и учет перцептивной модальности студентов является одним из необходимых условий совершенствования процесса обучения в целом. В то же время, следует отметить, что на практике во избежание информационной перегрузки не рекомендуется задействовать все каналы восприятия одновременно.

Создание индивидуальных образовательных траекторий. А. В. Хуторской, А. Б. Воронцов подчеркивает, что индивидуальная образовательная траектория – это персональный путь реализации личностного потенциала; Ю. Г. Юдина характеризуют ее как процесс и результат индивидуального выбора студентом содержания, уровня и пути получения профессионального при осуществлении педагогической поддержки этого выбора [2].

Принцип индивидуализации позволяет не только учитывать особенности и возможности каждого обучающегося, но и предоставляет право выбора. Исследователи указанной проблемы подчеркивают, что реализации субъектной позиции возможна именно за счет предоставления вариативности-права выбора. В работах Т. В. Машковой выделяется два направления выбора – горизонтальное и вертикальное. Горизонтальное – обусловливает выбор содержания, форм организации образовательной деятельности. Вертикальное направление обеспечивает выбор оптимального уровня образования. С. И. Осипова, Т. В. Соловьева указывают на то, что выбор является действием, придающим всей деятельности целенаправленность [2]. В рассматриваемых понятиях акцент делается на самостоятельность субъекта, его личностную позицию.

Вышесказанное позволяет заключить, что использование веб-технологий позволяет реализовать следующие функции в процессе подготовки студентов: информативно-обучающую, организационно-стимулирующую, диагностико-корректирую­щую и коммуникативно-управленческую.

Информативно-обучающая функция выражается в оперативной «доставке» информации преподавателям и студентам, в возможности автоматизированной работы с массивами данных. Организационно-стимулирующая функция направлена на координирование всего процесса обучения, а также формирование индивидуальных образовательных траекторий. Это позволяет не только учитывать индивидуально-личностные особенности студентов, но также обеспечивает создание «ситуации успеха». Сопряженной с вышеописанной является функция коммуникативно-управленческая. Она способствует реализации различных форм взаимодействия субъектов, обеспечению обратной связи и управлению процессом обучения. Диагностико-корректирующая функция интегрирует ресурсы вышеописанных и предоставляет возможность автоматизированной диагностики знаний студентов, изменения индивидуальной образовательной траектории (темп, сложность заданий, уровень подготовки и др.).

Таким образом, веб-технологии позволяют реализовать на практике личностно-ориентированный подход к организации процесса обучения студентов. Применение информационно-коммуникационных технологий способствует активизации учебно-познавательной деятельности студентов посредством осуществления оперативной обратной связи, использования вариативных приемов и методов обучения, обеспечивая интенсификацию процесса подготовки в вузе.

Это происходит благодаря принципу адаптивности, интерактивности, индивидуализации, визуализации и мультимедийности.