Full text

Рассматривая ситуацию развития социальной политики в большинстве регионов, можно закономерно отметить, что при всех имеющихся усилиях в данной области всегда остаются вопросы, требующие решения, и зачастую региональные власти и отдельные коммерческие и некоммерческие организации не в силу с ними справиться. Проведя анализ решения ряда социальных и экономических проблем в России и за рубежом, мы выделили два направления: современные инициативы коммерческих предприятий в ряде решения социальных вопросов, и инициативы граждан.

Принимая во внимание, что дефиниция «социального партнерства» по- прежнему вызывает массу споров в научных кругах [1, 2], а в обществе быстро происходят структурные изменения и меняется общественное сознание, считаем необходимым уточнить свое осмысление данного понятия. Мы предлагаем рассматривать под социальным партнерством взаимодействие партнеров, основанное на чувстве человеческой солидарности и разделяемой ответственности за проблему, с учетом интересов каждой из сторон данного партнерства и общества в целом.

Можно выделить следующие принципы социального партнерства:

-          четкое понимание интересов каждой из сторон;

-          направленность интересов на решение определенных проблем;

-          самостоятельность и ответственность в принятии решений;

-          готовность сторон нести риски при реализации партнерских интересов;

-          формирование условий выгодного взаимодействия между партнерами;

-          поиск инновационных подходов к решению социальных проблем;

-          принятие интересов общества в целом, а не отдельных субъектов.

Основной задачей авторов данной статьи было выявить современные формы социального партнерства, позволяющие с другой стороны посмотреть на формирование социально-экономической политики развития регионов, к дополнению классических подходов, предложенных ранее [3].

-          Партнерство граждане – бизнес

Сельское хозяйство один из секторов экономики, который всегда неразрывно связан с решением большого количества социальных проблем. Трудности экономического развития фермерских хозяйств, ведут порой к гибели сельских поселений и разрушению сельской инфраструктуры. С другой стороны, проблемы питания для повышения качества жизни населения, также усилили свою актуальность.

Неформальные формы сотрудничества между населением и агробизнесом, для решения этих двух проблем на наш взгляд, наиболее полно представлены в зарубежной практике в виде обществ поддержки сельского хозяйства – CommunitySupportedAgriculture (CSA), которые за последние двадцать лет стали популярным способом сотрудничества между потребителями и производителями продовольственной продукции в развитых странах. Механизм такого взаимодействия основывается на определении фермерами производства установленного количества продукции для конкретных потребителей, которые еще до начала сбора урожая заплатили назначенную стоимость за поставку продукции в будущем и определили продуктовый набор, который фермер обязуется поставлять в течение всего сезона один раз в неделю или чаще [4].

Существует важное понятие, которое вплетено в модели CSA и выходит за рамки обычных коммерческих операций – это понятие разделения рисков между производителем и потребителем. Идея разделения рисков является частью того, что создает чувство общности между членами, а также между членами и фермерами.

В целом маркетинг взаимоотношений в данном случае обеспечивает следующие преимущества для фермеров:

-          производители получают по своей сути «потребительский кредит», что позволяет им приобрести определенную финансовую сумму до начала производственного процесса;

-          товаропроизводителям легче спланировать необходимый товарный ассортимент;

-          производители имеют гарантированный рынок сбыта, что очень важно с учетом специфики органической продукции, которая характеризуется минимальными сроками хранения;

-          достигается снижение издержек, особенно связанных с привлечением новых потребителей;

-          у компании увеличивается число и сумма покупок, поскольку постоянные потребители увеличивают расходы по возрастающей ставке;

-          обеспечивается наличие ключевой группы потребителей, которая предоставляет фирме рынок для тестирования и выведения новых продуктов или предложений с меньшим риском, благодаря чему уменьшается неопределенность для фирмы в целом;

-          выстраивается барьер для входа конкурентов на рынок за счет удержания стабильной базы потребителей, кроме того, стабильная база удовлетворенных потребителей является залогом привлечения новых клиентов и удержания персонала фирмы.

Преимущества такой формы партнерства для потребителя можно обозначить следующими положениями:

-          гарантированная поставка свежей продукции, безопасной для здоровья в течение всего сезона;

-          возможности индивидуального выбора ассортиментного набора еще до начала производства, что позволяет заказать неспецифичную для рынка продукцию;

-          контроль производства продукции за счет посещения фермы два-три раза в сезон;

-          развитие взаимоотношений с фермером, которые помогают обеспечить доверие со стороны потребителя;

-          приспособление под индивидуальные потребности потребителя за счет долгого сотрудничества.

На наш взгляд, именно потребительские общества по поддержке агропроизводства смогли бы обеспечить еще одно направление в развитии фермерских хозяйств и решения проблемы качественного питания.

– Партнерство коммерческие организации – общественные организации

Общество, осознающее свою способность влиять на социальные проблемы и проблемы окружающей среды, следит более пристально за коллективным влиянием корпораций. И исходя из этого, коммерческие организации осознано начинают рассматривать свою роль в решении социальных вопросов, так как это делают и их потребители.

По результатам глобального исследования CONE communications/ECHO сложились следующие мнения о роли бизнеса в обществе [5]:

6% – единственная цель бизнеса в том, чтобы делать деньги для стейкхолдеров

13% – бизнес может играть ограниченную роль в обществе, на котором он основан, но нет необходимости быть ответственным за социальные и экологические проблемы.

21% – бизнес должен нести ответственность за крупные социальные и экологические проблемы путем пожертвования продуктов, услуг, денег или волонтерства.

29% – бизнес должен не только поддерживать, но и защищать крупные социальные и экологические проблемы, повышая осведомленность в этой сфере, жертвовать продукты, услуги, деньги или волонтерство.

31% – предприниматели должны поменять способы своей работы, чтобы соответствовать большим социальным и экологическим потребностям.

85% респондентов этого года считают, что нет ничего в том, что компания несовершенна, пока она честна о своих усилиях.

Окружающая среда (19%), права человека (11%), бедность и голод (11%) – важные проблемы, которыми потребители хотят, чтобы занялись компании, это оправдано логически, так как эти проблемы связаны с действиями компании. Потребители понимают, что компании имеют возможности оказать реальное влияние на эти проблемы – от поставок ресурсов до трудовых стандартов.

Другие критические социальные вопросы, такие как образование (9%), здоровье и болезни (8%), не стоит сбрасывать со счетов. Хотя потребители признают, что одни только компании не могут решить эти сложные вопросы, но их важность не может быть недооценена. Эти проблемы включены в сферу макро-проблем экономического развития, но потребители справедливо ожидают, что компании будут способствовать улучшению всех аспектов общества. Во всем мире граждане больше хотят видеть реальные действия компаний именно в местном масштабе (37%), потом на национальном уровне (35%), и только затем рассматриваются приоритеты качества жизни глобально (28%).

Рассматривая важность решения социальных вопросов наиболее эффективным является сотрудничество коммерческих и некоммерческих организаций. В данном случае хотелось выделить использование организациями технологии продвижения социально значимых проектов (Cause related marketing – CRM). Суть CRM – продвижение в обществе опреде­ленных подходов к социально значимым проблемам, а также создание и поддержание материальных и духовных ценностей [6]. Реализация такого подхода на­правлена на локальное решение социально значимой проблемы и изначально предопределяет отраженную нами целенаправленность при взаимодействии предприятий с некоммерческими общественными организациями.

В рамках маркетинга социальных проблем решаются следующие задачи [7]:

-          изучение и анализ общественного мнения по данной проблеме;

-          разработка стратегии решения социальной проблемы;

-          привлечение внимания к проблеме со стороны государства, коммер­ческих структур, широкой общественности;

-          комплексная информационная поддержка;

-          разработка эффективных каналов коммуникации с целевыми груп­пами.

Таким образом, маркетинг социально значимой проблемы выступа­ет как своеобразная технология, в рамках которой ис­пользуется социотехнологический подход, суть которого состоит в мобили­зации средств освоения и воздействия на социальное пространство с целью формирования новых общественных явлений, с помощью продуманного и специально организованного воздействия на общество, разрабатываемого в процессе социального проектирования [6].

Основными разнонаправленными инструментами CRM-технологий в данном случае могут являться:

-          использование экологической и социальной проблемы в маркетинговых коммуникациях;

-          дополнительная маркировка товара (создание социальной маркировки или лицензирование брендов общественных организаций);

-          использование технологии «процента от продаж» при реализации обозначенных социальных проектов;

-          участие организации в общественных акциях с целью привлечения внимания к социальным проблемам;

-          проведение просветительских компаний в различных областях и т. д.

Выбор партнера для CRM-кампании – важнейший фактор ее успешности. Как правило, партнером коммерческой организации выступает некоммерческая организация, имеющая устойчивую положительную репутацию и имеющая навыки привлечения финансовых ресурсов для осуществления проекта. Другими возможными партнерами или участниками CRM-компании могут быть органы власти, органы местного самоуправления, средства массовой информации или иные заинтересованные стороны. Для органов местной власти поддержка CRM-компании означает участие в решении социальных проблем территорий, повышение социальной стабильности и доверия населения к власти и бизнесу.

Ярким примером использования такой технологии и ее эффективности является активно развивающийся рынок товаров справедливой торговли (fair trade). Движение «справедливой торговли» отстаивает стандарты международного трудового, экологического и социального регулирования на продовольственные товары и ремесленные изделия. В частности, это движение обращает особое внимание на экспорт продуктов из развивающихся в развитые страны. Для достижения оптимальной структуры стоимости продуктов минимизируется количество посредников между производителем и покупателем [8].

Ключевыми принципами справедливой торговли являются: создание возможности участия в рынке для независимого и убыточного производителя; прозрачность бизнеса и доступность участия; независимость участников; справедливая цена покрывающая себестоимость, затраты на развитие общины и вклады в защиту окружающей среды; гендерное равенство; безопасные условия работы; участие детей в работе регулируется конвенцией ООН, местными условиями и нормами; экологичность производства.

Использованная технология – регламентирование товаров, и нанесение дополнительной этичной маркировки, как это делается на товарах справедливой торговли, позволяют существенным образом повысить конкурентоспособность товаров при умножении социальных ценностей в обществе, создать новый социально-экономический инструмент. А дополнительное привлечение общественности к социальным проблемам позволяет повысить и значимость в обществе некоммерческих организаций.

Рассмотрев только некоторые современные формы возможного социального партнерства, можно отметить, что они позволяют сформировать социально-экономические условия в развитии регионов направленные на повышение качества жизни общества в целом. При этом стороны в социальном партнерстве могут быть совершенно разные, но разделяющие желание решить ряд социальных проблем на основе равноправного и взаимовыгодного сотрудничества.