Full text

Сегодня в качестве одного из перспективных направлений развития современного образования является его информатизация. В связи с этим, огромная роль в методике преподавания иностранного языка, в соответствии с ФГОС второго поколения, отводится разработке и внедрению в педагогическую практику современных образовательных технологий, которые позволят каждому обучающемуся повысить свой образовательный уровень по индивидуальной траектории.

Использование информационно-образовательных технологий в средней общеобразовательной школе становится основой для системы образования, так как они дают возможность не только совершенствовать методику усвоения возрастающего объема информации, но и ввести детальную оценку и самооценку процесса обучения, повысить самообразовательную активность ученика

В данной статье мы рассмотрим наиболее часто используемые информационно-образовательные технологии на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе с целью формирования у учащихся информационной культуры.

  1. Использование интернет-ресурсов. В настоящее время поиск информации все больше и больше осуществляется с помощью мировой сети Интернет. Возможности применения интернет-ресурсов огромны. При использовании глобальная сети Интернет учителям и обучающимся предоставляется возможность получить информацию, находящуюся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т. д. Интернет как информационная система обладает многообразием информационных ресурсов и услуг, таких как электронная почта (e-mail); телеконференции (usenet) и видеоконференции; возможность публикации собственной информации, создание собственной домашней странички (homepage) и размещение ее на Web-сервере; справочные каталоги (Yahoo!, InfoSeek/UltraSmart, LookSmart, Galaxy); поисковые системы (Google, Yandex, Open Text, WebCrawler, Excite); разговор в сети (Chat) [1, с. 9].

Одним из эффективных средств, помогающий учащимся найти нужную информацию и выполнить задание, является аннотированный каталог интернет-ресурсов. Данный каталог учителю необходимо составить перед началом изучения темы или непосредственно перед уроком.

Краткость и содержательность аннотаций, позволяющих быстро выбрать ссылку для поиска необходимой информации или выполнения задания, основное требование к его составлению. Аннотированный список удобно представить в виде таблицы, созданной в текстовом редакторе Word:

 

Название ресурса

Электронный адрес ресурса

Краткая аннотация

содержания ресурса

Оценка полезности ресурса

«Christmas in Great Britain»

http://www.alleng.ru/engl-top/126.htm

краткая характеристика рождественских традиций в Великобритании

поможет в заполнении таблицы (2 столбик)

 

Однако существует ряд требований, которые учитель должен учесть в ходе составления аннотированного каталога и при работе с ним:

-          все электронные адреса необходимо проверить на работоспособность за день до начала урока, так как срок доступа к данному ресурсу может истечь,

-          на выбранных сайтах не должно быть посторонней рекламы,

-          количество выбранных для урока ресурсов должно соответствовать возрасту обучающихся (в 5–6-х классах достаточно 3–5 ресурсов, в 9–11-х классах количество адресов может достигать 10 и более, также учащимся можно предложить самим дополнить список). Большое количество ресурсов рекомендуется классифицировать по типам или тематическому содержанию для удобства их выбора учениками [2, с. 467].

Использование ресурсов сети Интернет на уроке, как правило, является нестандартной, необычной и увлекательной формой работы для обучающихся. Поэтому подобный урок требует скрупулезного планирования и продумывания видов деятельности учащихся в ходе занятия.

  1. Электронные проекты – это самостоятельно планируемая и реализуемая обучающимися работа на основе мультимедиа-технологий, обладающая большим потенциалом для развития информационной культуры школьников.

Метод проектной деятельности дает возможность школьникам сосредоточиться не только на изучении языка, но и подразумевает осуществление исследовательской деятельности с целью создания готового продукта, подразумевающего решение проблемы на иностранном языке. Создание проекта представляет собой поиск информации в предложенных или самостоятельно найденных или отобранных источниках, ее анализ, обработку, создание проектного продукта и представление его другим участникам процесса обучения [3].

В ходе создания электронного проекта школьники работают с текстовым, графическим редактором, с программой Power Point, осуществляют поиск необходимой информации в интернете и в электронных энциклопедиях, что способствует формированию их информационной культуры.

Учителю следует всегда помнить, что в процессе выполнения обучающимися проектов, педагог должен консультировать, наблюдать за ходом работы учащихся, оказывать помощь отдельным ребятам, поддерживать рабочую обстановку в классе, оценивать творческую деятельность на каждом этапе.

Одним из важных этапов осуществления проекта является его презентация. Педагогу необходимо ознакомить детей с требованиями, предъявляемыми к презентации проекта. К ним относятся умения кратко, достаточно полно и лаконично (укладываясь в 10–12 минут) предоставить информацию, разработанную в проекте, а также ответить на вопросы. Очень важно, чтобы учащиеся продемонстрировали наглядный материал, изготовлению которого должна быть посвящена значительная часть времени.

  1. Презентации Microsoft Power Point. Сегодня уроки с использованием презентаций дополняют традиционное обучение иностранным языкам.

В арсенале программы Power Point для создания мультимедиа презентаций имеется необходимый набор инструментов для эффективного представления учебного материала. Среди них самыми значимыми являются инструменты, позволяющие:

– показать необходимые правила изложения темы (настройка действия, управляющие кнопки, смена слайдов);

– предъявить информацию отдельными фрагментами (анимация объектов);

– представить дополнительный учебный материал для продвинутых или слабо успевающих учащихся (гипертекст, звук, графика, видео);

– создать на уроке эмоциональную атмосферу (оформление презентации).

С помощью программы Microsoft Producer, которая встроена в Microsoft Power Point, учитель и обучающиеся могут создавать мультимедийные презентации с синхронизированными слайдами, изображениями, аудио и видео материалов с демонстрацией через сеть Интернет. Для работы с изображениями следует используются графические редакторы Adobe Photoshop и CorelDraw. Анимационные изображения создаются на основе Flash-технологии (Macromedia Flash). Текстовый материал традиционно оформляется в текстовом редакторе Microsoft Word.

Методически грамотно сделанная презентация привлекает внимание учеников. Однако не следует увлекаться и злоупотреблять внешней стороной презентации, связанной со спецэффектами. Чрезмерный акцент на внешней привлекательности наглядности может снизить эффективность презентации в целом. Необходимо найти такой баланс между подаваемым материалом и сопровождающими его эффектами, чтобы форма подачи материала способствовала активизации деятельности школьников по освоению содержания, заложенного в опоре.

4. Использование интерактивной доски. Функции интерактивных досок, основанных на разных технологиях, и их программное обеспечение отличаются и далеко не совершенны. Однако на сегодняшний день создана универсальная программа Smart Notebook, которая создана для любой интерактивной доски.

С помощью этой программы учитель без лишних усилий и качественно сможет предварительно подготовить материал, который будет в дальнейшем использован на интерактивной доске. Это одна из самых простых программ в управлении, имеющая простой и удобный русскоязычный интерфейс и является «сценой», на которой подготовленные материалы учитель презентует ученикам.

Интерактивные доски позволяют учащимся работать в более быстром режиме при восприятии, обработке и передачи информации, чем при использовании стандартных средств. Также учитель может вносить простые и быстрые поправки в имеющийся методический материал непосредственно в ходе урока, адаптируя его под конкретную аудиторию, под конкретные задачи, поставленные на уроке [4, с. 46].

Занятия, проводимые с использованием интерактивной доски, гораздо интереснее и увлекательнее, благодаря разнообразному и динамичному использованию ресурсов, а также учитель или сам учащийся имеет возможность прямо на уроке найти необходимую информацию во встроенных free-энциклопедиях или в сети Интернет, обработать ее и вывести на экран интерактивной доски.

Интерактивная доска имеет преимущества для учителя и обучающихся. Она сочетает разные стили обучения: визуальные, слуховые или кинестетические, позволяет сделать обучение более наглядным. Благодаря интерактивной доске, ученики могут видеть видеосюжеты, содержащие лексический или грамматический материал, также имеют возможность взаимодействовать с предметами физически, передвигая буквы, картинки, рисовать стрелочки, соединять части предметов друг с другом. Тем самым ученики отрабатывают изученный на уроке материал и усваивают информацию быстрее [4, с. 49].

Ученики становятся активными участниками процесса обучения, а не пассивными слушателями, они могут работать в интерактивном режиме: активно участвовать в работе на уроке, возрастает их заинтересованность и сосредоточенность. Дети получают уникальную свободу работы с изображениями, звуком и текстом. Ребенок чувствует себя скорее учителем, чем учеником. Дети увлечены бесчисленными интерактивными возможностями, они испытывают чувство достижения успеха и гордости за себя. Благодаря интерактивной доске повышается мотивация детей к обучению. Процесс погружения в языковую среду становится легче. Творческий характер заданий, созданных с помощью интерактивной доски, способствует лучшему запоминанию и усвоению различных грамматических структур, расширению лексического запаса, развитию монологической и диалогической речи. Дети могут учить английский язык, играя [4, с. 47].

Разнообразная цветовая палитра, доступная на интерактивной доске, позволяет учителю выделять и акцентировать внимание на важных объектах и привлекать внимание к ним, связывать общие идеи или показывать их отличие и демонстрировать ход размышления.

Таким образом, при комплексном использовании информационно-образовательных технологий реализуются все потенциалы личности обучающихся – познавательный, интеллектуальный, эмоциональный, моральный, нравственный, творческий, коммуникативный и эстетический. Как следствие, дети умеют и стремятся самостоятельно приобретать необходимые знания, применять их на практике для решения проблем различного уровня; критически мыслить, видеть проблемы и искать оптимальные пути их решения; понимать, где и каким образом их знания могут быть применены в окружающей их действительности; грамотно работать с информацией, то есть уметь собирать факты, анализировать их, делать обобщения, аргументированные выводы, сопоставлять информацию, устанавливать закономерности; быть коммуникабельными, контактными и делиться информацией друг с другом; уметь отстаивать свое мнение.