Full text

В связи с непрерывно повышающимися требованиями к уровню образования в контексте социального прогресса экономически развитых и развивающихся государств, открытое и дистанционное обучение рассматривается сегодня как новый подход к созданию системы доступного и высококачественного образования.

В странах Африки южнее Сахары основным способом осуществления процесса образования является система традиционного образования, отличительные черты которой сводятся к взаимодействию лицом к лицу между учителями и учениками, к структурированным курсам обучения, к наличию стационарных мест для обучения, фиксированному расписанию и системе сертификации. Многие страны данного региона осознали всю важность обязательного образования и предприняли весьма серьезные меры по снабжению данной сферы людскими и материальными ресурсами. Однако по многим причинам ни одна из стран рассматриваемого региона не выполнила обещание обеспечить «образование для всех» с помощью традиционной системы. Именно в этом контексте дистанционное образование рассматривается в качестве наиболее подходящего метода распространения образования среди населения. Дистанционное обучение может охватить тех людей, кто упустил возможность получить образование на том или ином уровне. Другими словами, дистанционное обучение может предоставить людям второй шанс получить образование.

Африка южнее Сахары является одной из таких географических зон, внутри которой «информационная пропасть» между Севером и Югом катастрофически велика. Все случаи внедрения здесь методов дистанционного образования представляли собой попытки существенно расширить доступ населения к базовому образованию и поднять его уровень, прежде всего, за счёт принципиально нового подхода к повышению квалификации преподавательских кадров [1].

Открытое и дистанционное обучение вносило в образовательное развитие региона относительно малый вклад, что было обусловлено рядом причин. В первую очередь, это отсутствие необходимой технологической инфраструктуры и острый дефицит финансовых средств. Во-вторых, неподготовленность профессиональных педагогических кадров и образовательных учреждений к работам по созданию, адаптации и распространению учебных материалов и организации централизованных информационных ресурсов также сыграло свою роль. В соответствии с местным уровнем технологического развития наибольшее распространение получили корреспондентские системы дистанционного обучения, но по мере расширения радиотрансляционной сети к решению образовательных задач стало привлекаться и радиовещание. Интерактивными средствами имели возможность пользоваться очень ограниченное количество граждан, поскольку уровень телефонизации был в пять раз ниже уровня, установленного даже для слаборазвитых стран, и телефонные линии и существовали лишь в самых привилегированных городских районах [2].

В настоящее время многие университеты Африки южнее Сахары сильно отстают в развертывании ИКТ по сравнению с университетами на других континентах. Большое число технически слабых сторон в базовой материально-технической инфраструктуре ИКТ можно наблюдать во многих университетах Африки южнее Сахары: недостаточная пропускная способность Интернета, повсеместная нехватка компьютеров и программного обеспечения, ненадежное энергоснабжение, слабая защита информации, и частое отсутствие технической поддержки пользователей. Это явное свидетельство того, что инфраструктура ИКТ нуждается в улучшении. 

Но c другой стороны нельзя не отметить, что африканские университеты сделали огромные усилия для сокращения этого цифрового разрыва путем строительства материальной инфраструктуры ИКТ и внедрения информационных систем. Компьютеры приобретались и университетские сети устанавливались зачастую благодаря поддержке проектов, финансируемых извне. Были установлены студенческие информационные системы и проведено подключение к Интернету [3].

Одной из тенденций являются усилия правительственных органов африканских государств в направлении совершенствования своей технологической базы и активизации использования ИКТ и дистанционного обучения в целях повышения образовательного уровня населения.

К числу наиболее значительных международных событий, содействующих этому процессу, следует отнести проведение в 1996 году в Южно-Африканской республике конференции «Информационное общество и развитие» (Information Society and Development Conference) и инициативу Экономической комиссии ООН для Африки (Economic Commission for Africa, ЕСА) в деле формирования Всеафриканского информационного сообщества (African Information Society Initiative, AISI). Среди других инициатив последнего времени можно упомянуть проект ЕСА разработки Всеафриканской программы дистанционного обучения (African Distance Learning Programme, ADLP), подготовленный к утверждению на первом Всеафриканском форуме развития. Организация Международного института ЮНЕСКО по развитию ресурсов Африки (UNESCO International Institute for Capacity Building in Africa, IICBA), учреждённого в 1999 году в Аддис-Абебе (Эфиопия), считает развитие дистанционного образования одним из приоритетных направлений своей деятельности. Международный институт ЮНЕСКО по планированию образования (UNESCO International Institute for Educational Planning, IIEP) трансформировал в формат дистанционного обучения свои основные учебные программы, включая курс «планирования и управления дистанционным образованием». Также Международным институтом коммуникаций и развития (International Institute for Communication and Development) были проведены серии круглых столов по вопросам развития ИКТ в нескольких африканских странах – Буркина Фасо, Гане, Танзании и Замбии [4].

В настоящее время дистанционное обучение постепенно превращается в центральный элемент в образовательной политике многих африканских государств. Например, в ЮАР шесть крупнейших в стране программ дистанционного образования объединяют 65000 студентов, проходящих обучение на различных курсах. Но большую часть из них составляют школьные учителя, стремящиеся к совершенствованию своей профессиональной подготовки и, как следствие, к повышению в должности и увеличению заработной платы. Южно-Африканская республика может считаться лидером открытого и дистанционного обучения на всём континенте, но примеры внедрения этих образовательных методов можно встретить и в других африканских странах.

В Танзании организацией открытого обучения ведает Ассоциация дистанционного образования (Distance Education Association of Tanzania, DEATA) – государственное учреждение, созданное в 1992 году. В настоящее время ассоциированными членами DEATA являются Министерство образования и культуры страны, Открытый университет Танзании (Open University of Tanzania), Университет Дар-эс-Салама (University of Dar es Salaam), Организация профессионального образования и подготовки (Vocational Education and Training Authority), медицинский колледж при Университете Мухимбили (Muhimbili University College for Health Sciences), Южноафриканский центр развития (Southern African Extension Unit), Институт образования взрослого населения (Institute of Adult Education) и Кооперативный колледж Моши (Cooperative College Moshi). Общая численность студентов, проходящих в этих вузах курсы дистанционного обучения, превышает 18000. Помимо предоставления учащимся образовательных услуг (включающих как высшее образование, так и обучение неграмотного взрослого населения), члены DEATA проводят широкую инновационную деятельность в области дистанционного обучения. К ней относится и ликвидация неграмотности среди беженцев из Бурунди, и подготовка местных консультантов, и общественно-просветительская работа.

В Ботсване крупнейшим провайдером услуг дистанционного образования является Колледж дистанционного и открытого обучения (Botswana College of Distance and Open Learning, BOCODOL). BOCODOL предоставляет своим учащимся возможность освоения десятилетнего курса базового образования с получением юниорского сертификата (Junior Certificate), завершения полного курса среднего образования, после которого выдается генеральный сертификат (General Certificate in Secondary Education, GCSE), или прохождения укороченного курса среднего образования с элементами профессиональной подготовки и специализированного неформализованного обучения, рассчитанного как на молодёжь, так и на людей более зрелого возраста. Используемые в программах этих курсов учебные материалы, как правило, направляются в виде печатных копий по почте в адрес провинциальных отделений BOCODOL, где и изучаются студентами под руководством местных педагогов. Информационно-методическую поддержку курсам оказывает и радио Ботсваны, еженедельно транслирующее 30-минутные передачи, предназначенные для учащихся BOCODOL.

Центр дистанционного образования в Зимбабве (Centre for Distance Education) был создан в 1993 году на базе Университета Зимбабве (University of Zimbabwe) и в 1996 году преобразован в Университет-колледж дистанционного образования (University College of Distance Education). Статус университета это образовательное учреждение получило в 1999 году, и с тех пор оно является полноправным высшим учебным заведением, широко известным как Открытый университет Зимбабве (Zimbabwe Open University). Кроме обучения студентов, университет выполняет функции разработки, адаптации и внедрения новых курсов и программ базового образования, профессиональной подготовки и переподготовки, содействия социально-экономическому и политическому развитию страны и её международному сотрудничеству. Студенты университета имеют возможность получить степень бакалавра в области образования, гуманитарных наук, коммуникационных систем и сельского хозяйства, а также диплом профессионального преподавателя.

В Малави есть два основных провайдера дистанционных образовательных услуг: один из них – частная школа, другой – департамент Министерства образования, спорта и культуры. Университет Малави (University of Malawi) занимается созданием программ дистанционного образования, а колледж Домаси (Domasi College of Education) проводит работу по адаптации дистанционных методов для профессиональной подготовки преподавателей, а также разрабатывает в кооперации по проекту Содружества наций "Commonwealth of Learning" специализированные модули для осуществления этой подготовки. Кроме того, в стране действует программа MIITEP, реализуемая под эгидой Центра подготовки учителей (Teacher Development Unit), предназначенная для повышения профессионального уровня неквалифицированных и низкоквалифицированных педагогических кадров и активно привлекающая для этой цели методы дистанционного обучения. И, наконец, недавно организованный Университет Мзузу (Mzuzu University) тоже планирует применение дистанционных программ при обучении будущих преподавателей.

Весьма характерно для современной Африки стремление её государств к расширению и углублению регионального сотрудничества, в том числе в сфере образовательной политики, развития систем обучения и распространения учебных материалов. Сейчас здесь реализуется множество инициатив, имеющих целью организацию сетевого взаимодействия между национальными и региональными ассоциациями для обеспечения прогресса дистанционного образования на континенте. Среди проектов подобного рода необходимо отметить Ассоциацию дистанционного образования в Южной Африке (the Distance Education Association of Southern Africa (DEASA), Ассоциацию дистанционного образования в Западной Африке (the West African Distance Education Association (WADEA) и Ассоциацию дистанционного образования в Восточной Африке (the East African Distance Education Association (EADEA).

Ассоциация дистанционного образования в Южной Африке (DEASA) существует больше чем 20 лет и включает в себя 20 институтов и организаций из Ботсваны, Лесото, Свазиленда, ЮАР, Намибии и Танзании. Эти учреждения участвуют в системе дистанционного или неформального образования на различных уровнях, от начального до высшего образования для взрослых.

Создание таких организаций является очень важной тенденцией как в развитии образования в целом, так и в системе дистанционного образования в Африке. Эти профессиональные органы сыграли решающую роль в объединении практикующих дистанционное обучение и учащихся ради единой цели.

На основании выше изложенных фактов можно сделать вывод о том, что дистанционное обучение постепенно превращается в центральный элемент образовательной политики многих африканских государств. В настоящее время спрос на дистанционное образование в странах Африки южнее Сахары возрастает. Причиной является понимание того, что дистанционное обучение сможет расширить ограниченное количество мест в образовательных учреждениях, позволит достичь более широкой аудитории студентов, обеспечит возможность непрерывного профессионального развития для выпускников, привлечет профессиональных преподавателей в те районы, где ощущается их нехватка, улучшит доступ к образованию для женщин и географически удаленных от университета людей. Программы открытого и дистанционного обучения для многих стран данного региона могут стать единственно возможным вариантом распространения образования среди населения и важным условием развития системы образования в целом.