Full text

Введение

 

Педагогические условия и сам процесс оптимизации качества формирования культуры самостоятельной работы личности в модели дополнительного профессионального образования представляют интерес как область научно-педагогического поиска, определяющая возможности повышения качества деятельности личности в системном выборе наилучших показателей и возможностей продуктивного решения задач развития личности и системы образования, профессионально-трудовых и социально-досуговых отношений.

Современная система непрерывного образования в иерархии детерминируемых и детализируемых функций и механизмов, форм и средств, методов и моделей, технологий и конструктов педагогической деятельности определяет различные системы самоорганизации качества развития личности обучающегося и педагога, включенных в совместную деятельность и общение.

К одному из такого рода направлений относят модель и технологии персонификации развития личности в системе непрерывного образования.

Персонификация как способ оптимизации качества учета условий развития и саморазвития личности обучающегося (конструкт «хочу, могу, надо, есть») определяет наиболее удобные для обучающегося и максимально приемлемые условия для образовательного учреждения, оказывающего образовательные услуги. Качество продуктивного поиска в модели оптимизации возможностей развития личности обучающегося в образовательном пространстве является одной из актуальных задач современного образования и профессионально-трудовых отношений в образовательном поле предлагаемых досуговых и образовательных услуг. Многомерность оптимизации и акмеверификации качества выделения и решения задач образовательно- и профессионально-трудового генеза гарантирует своевременное обновление и дополнение различными конструктами и конструкторами технологии педагогической деятельности, определяющей на протяжении всего периода развития обучающегося возможность повышения качества решения задач развития, социализации, самореализации, самоактуализации и пр.

 

Обзор отечественной и зарубежной литературы

 

В структуре детерминации и визуализации возможностей оптимизации качества формирования культуры самостоятельной работы личности в модели дополнительного профессионального образования определим общие, частные и специфические особенности принятия научно-педагогического знания в следующей совокупности теоретико-эмпирических положений:

– условия и формы получения среднего профессионального образования определяют нюансы формирования и развития личности обучающегося, включенного в систему непрерывного образования, где процесс и технологии формирования культуры самостоятельной работы личности предопределяют успешность продуктивного становления и самоутверждения личности (И. В. Бойкова [1], И. А. Горбунова [2] и др.);

– продуктивность как ресурс и механизм оптимизации качества постановки и решения задач развития личности выделяет две составные единого процесса: адаптивную и акмепедагогическую, располагающие в единстве к социальному включению личности в различные образовательные и профессионально-трудовые, досуговые и оздоровительно-восстановительные отношения, в модели, возможностях и продуктах которых культура самостоятельной работы личности определяется в соответствии с реализуемыми нюансами нормального распределения способностей и здоровья обучающихся (С. М. Редлих [3], Н. А. Козырев [4–6], С. В. Коновалов [7, 8], О. А. Козырева [9, 10] и др.);

– процесс управления качеством формирования культуры самостоятельной работы личности [11, 12] определяется в системе ценностей и приоритетов постановки и решения задач оптимизации, т. е. конструкт педагогических условий гарантирует успешное проектирование оптимальных форм, методов, приемов, технологий, средств, моделей, концепций, программно-педагогического сопровождения деятельности педагога в системе непрерывного образования (В. Г. Свинаренко, М. Е. Гайко, Н. А. Козырев, И. А. Горбунова, К. С. Седова, О. А. Козырева и др.);

– конструктор принципов педагогического взаимодействия [13] является условием и продуктом фасилитации включения личности педагога в систему научного поиска и научного исследования, гарантирует уточнение основ и специфики постановки и решения педагогических задач в модели непрерывного образования (С. М. Редлих, Н. А. Козырев [14], Е. В. Митькина [15], В. Г. Свинаренко [16] и др.);

– саморазвитие личности в системе непрерывного образования [17] является продуктом и ресурсом качественного персонифицированного формирования культуры самостоятельной работы личности (Н. А. Козырев [18], С. В. Коновалов, А. С. Лукьянцева [19], Л. В. Стройкина [20] и др.);

– основы инновационной педагогики [21] иллюстрируют перспективность использования технологий, методов, форм, средств, ресурсов качественного определения возможностей становления личности в структуре детализации основ и специфики ведущей деятельности и хобби (С. М. Редлих, Н. А. Козырев [22], Е. В. Митькина [23], В. Г. Свинаренко [24] и др.);

– педагогическое моделирование и продуктивность решений поставленных задач в системе непрерывного образования [25, 26] гарантируют успешное уточнение и оптимизацию всех звеньев реализуемого педагогического процесса (В. Г. Свинаренко, Н. А. Козырев [27, 28], С. В. Коновалов и др.);

- здоровьесбережение как конструкт оптимизации персонифицированного решения задач развития и саморазвития [29] гарантирует качественное формирование культуры самостоятельной работы личности (В. И. Ревякина [30], С. М. Редлих, В. Г. Свинаренко, В. В. Обухов [31], М. П. Войтеховская [32], Е. Е. Сартакова [33], А. С. Лукьянцева, Л. В. Стройкина и др.);

– персонифицированное и индивидуализированное развитие личности в структуре повышения квалификации работников образования [34] определяет перспективность продуктивной самоорганизации качества образовательных ресурсов и образовательных услуг в системе дополнительного профессионального образования (Г. Н. Прозументова [35], И. Ю. Малкова [36], В. В. Обухов, М. П. Войтеховская, Е. Е. Сартакова, С. М. Редлих, В. Г. Свинаренко, Н. А. Козырев [37, 38], С. В. Коновалов и др.);

– проектирование как метод и ресурс самоорганизации качества педагогической деятельности [39] раскрывает перспективность продуктивных форм, методов и технологий педагогической деятельности (В. И. Ревякина [40], Н. А. Козырев [41], С. В. Коновалов, Г. Н. Прозументова, И. Ю. Малкова и др.);

– культура деятельности педагога определяет аксиологические [42, 43] и научно-педагогические основы постановки и решения задач педагогической деятельности и сотрудничества [44–46], гарантирует успешное становление личности в системе контролируемых обществом механизмов гуманистического выбора – социализации и самореализации личности обучающегося (С. М. Редлих, В. В. Обухов, В. Г. Свинаренко, Н. А. Козырев [47] и др.);

– патентная культура личности [48–51] и продуктивность деятельности личности в системе непрерывного и дополнительного профессионального образования мирового образовательного пространства определяют перспективность реализации основ дополнительного образования и разработки программ дополнительного образования для инженеров, педагогов и мастеров профессионального обучения (Н. А. Козырев [52], В. Г. Свинаренко, С. В. Коновалов [53] и др.).

Основы формирования культуры деятельности личности в модели непрерывного и дополнительного образования определяют возможность разработки и уточнения основ и теорий развития личности в культуре, науке, искусстве, деятельности, согласованно детализирующих успешность постановки и решения той или иной педагогической, частнопредметной, частноспециальной задачи. Одним из актуальных направлений поиска в профессиональной педагогике является определение и уточнение связи научно-педагогической деятельности и профессионально-трудового становления личности; в таком ракурсе может быть интересной система по разработке и уточнению основ патентной культуры личности, которая раскрывает через продукты деятельности личности основы проективного и персонифицированного уточнения моделей развития и саморазвития личности (хочу, могу, надо, есть), успешность которых согласуется с учетом нормального распределения способностей и качеством создаваемых продуктов, специфика которых может быть визуализирована через анализ продуцирования научного и научно-технического проектирования патентов и прочих непосредственно связанных с патентованием продуктов деятельности педагогов и ученых, таких как Е. В. Протопопов, Д. В. Бойков, Н. А. Козырев и др. [54], Н. А. Козырев, Г. В. Галевский, Н. Ф. Якушевич, Р. Е. Крюков и др. [55], Е. В. Протопопов, Н. А. Козырев, Г. В. Галевский и др. [56], Е. В. Протопопов, Г. В. Галевский, Н. А. Козырев и др. [57] Профессиональное образование гарантирует создание и использование надлежащего качества и уровня конструктов развития и саморазвития личности, определяющих через продуктивный опыт деятельности и креативные способы оптимизации основ развития и самореализации личности возможность акмеперсонификации профессиональной деятельности личности и конкурентоспособности оказываемых личностью услуг и продуктов деятельности. Решение задач пополнения моделей самореализации личности и продуктивного выбора основ самоорганизации качества деятельности может быть выделено в конструктах педагогического моделирования и успешности использования научных разработок в профессиональном образовании и профессионально-трудовых отношениях. Для инженеров и педагогов в инженерной педагогике патенты и научно-технические публикации являются основой для анализа качества деятельности личности и успешности продуцируемых ресурсов и возможностей деятельности личности и коллектива, что визуально в анализе данных (Н. А. Козырев, Г. В. Галевский, Р. Е. Крюков и др. [58], Н. Е. Крюков, Е. Н. Крюков, Н. А. Козырев, Р. Е. Крюков и др. [59], Н. А. Козырев, Р. А. Гизатулин, Р. Е. Крюков и др. [60]) определяет совокупность научных и научно-педагогических условий оптимизации качества инновационной педагогики [61] и культуры самостоятельной работы личности (С. В. Коновалов и др.). В данной практике патентная культура личности дополняется детализацией качества продуктивности деятельности личности в структуре дополнительного образования, что согласуется с перечнем и тематикой реализации основ дополнительного образования, разработкой программ дополнительного образования для инженеров, педагогов и мастеров профессионального обучения. В модели продуктивного решения задач современного образования в мировом образовательном пространстве возможностям обучающей педагогики в системе сценариев и технологий (Р. Бредфилд и др. [62], К. Хэпп и др. [63]) уделяется внимание на общетехническом, профессионально-педагогическом и частнопредметном уровнях деятельности (С. А. Китс [64], С. П. Кэмп [65], Т. Зейферт [66], Н. Валанидис [67]). Например, в таком ракурсе использование приложений смартфонов может быть определено на всех выделенных уровнях научного поиска: общетехнический гарантирует успешное создание такого рода приложений, профессионально-педагогический – возможность включения обучающихся в модель образовательного пространства и персонифицировано-педагогического выбора, частнопредметный – детализацию особенностей решения определяемых задач в системе доминирующих факторов возрастосообразности, учета нормального распределения способностей и здоровья, конкурентоспособности и креативности, устойчивости и гибкости и пр. [68] Технологические инструменты [69] аналогичным образом могут быть определены и уточены в модели формирования личности, в которой нами будет рассмотрена оптимизация качества формирования культуры самостоятельной работы личности в модели дополнительного профессионального образования.

В такой системе моделей и конструктов самоорганизации качества постановки и решения задач педагогической деятельности выделим понятия, необходимые для детализации возможностей продуктивного поиска в определении и уточнении педагогических условий оптимизации качества формирования культуры самостоятельной работы личности в модели дополнительного профессионального образования.

 

Методологическая база исследования

 

Разработка и апробация концепции формирования культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования одним из уровней определяют систему дополнительного профессионального образования. В структуре детерминации и визуализации качества формирования культуры самостоятельной работы личности будут использованы персонифицированный, адаптивно-акмепедагогический, функционально-трудовой подходы.

Персонифицированный подход – методологический подход, визуализирующий и определяющий в педагогической науке событие или явление с позиции учета всех составных развития личности обучающегося, включенного в систему дополнительного профессионального образования, детализация качества которого представляет собой оптимизируемую модель единства гуманизации и конкурентоспособности, продуктивности и согласованности с общими, частными и частноспециальными возможностями современного профессионального образования.

Персонифицированный подход позволяет качественнее подойти к решению проблем учета потребностей личности и возможностей дополнительного профессионального образования, в нем возможна разработка программ повышения квалификации на минимальное количество обучающихся, запросы которых определяются с учетом определенной сферы профессиональных и поликультурных интересов.

Адаптивно-акмепедагогический подход – методологический подход, рассматривающий событие или явление, процесс или процедуру с позиции двух диаметрально противоположных и взаимодополняющих конструктов: адаптивного и акмепедагогического знания, определяющих через адаптированность и акмеперсонификацию получение оптимально высоких результатов деятельности педагога и уровня развития обучающегося.

Адаптивно-акмепедагогический подход гарантирует разработку программно-педагогического сопровождения курсов повышения квалификации с учетом возрастосообразности, продуктивности, уровня акмеперсонификации, направленности развития, уровня и качества полученного профессионального образования.

Функционально-трудовой подход – методологический подход, рассматривающий событие или явление, процесс или процедуру с позиции формирования и соответствия трудовых функций обучающегося и профессионала, определяющих перспективность реализации идей непрерывного образования.

Функционально-трудовой подход позволяет повысить качество и конкурентоспособность программ дополнительного профессионального образования в модели учета всех составных развития в конструкте «хочу, могу, надо, есть».

Выделенные методологические подходы детализируют успешные способы и технологии решения поставленных в структуре формирования культуры самостоятельной работы личности задач.

 

Результаты исследования

 

Теоретические особенности определения и визуализации основ формирования культуры самостоятельной работы личности определяются в структуре продуктивного анализа составных успешного выбора личностью акмеперсонифицированной модели развития и продуктивного самоутверждения через социально и профессионально востребованные продукты деятельности – продукты самореализации и сотрудничества.

Определим модели понятий, необходимых для детализации особенностей детерминации и реализации педагогических условий оптимизации качества формирования культуры самостоятельной работы личности в модели дополнительного профессионального образования.

Культура самостоятельной работы личности – продукт и механизм персонифицированно-продуктивного становления личности в модели непрерывного образования и профессионально-трудовых отношений, гарантирующий личности своевременное формирование и реализацию потребности в самосовершенствовании, самореализации, социализации, сотрудничестве, общении, самовыражении и прочих жизненно важных ценностях и ресурсах самосохранения личности и общества.

Формирование культуры самостоятельной работы личности – процесс поэтапного, уровневого персонифицированного выбора траектории акместановления личности в выделенной плоскости ведущей деятельности и хобби, сотрудничества и общения, гарантирующий освоение и продуцирование новых, креативных и конкурентоспособных продуктов деятельности, предопределяющих повышение качества и устойчивости жизнедеятельности и жизнеспособности личности и общества.

Формирование культуры самостоятельной работы личности может быть определено в адаптивной, игровой, суггестивной, акмепедагогической и научно-педагогической формах постановки и решения задач развития личности.

Адаптивная форма формирования культуры самостоятельной работы личности определяется в конструктах фасилитации, педагогической поддержки, адаптации, коррекции, психокоррекции качества персонифицированного выбора личности, раскрывающего возможность продуктивного поиска и нахождения задач развития и саморазвития в иерархии моделей и конструктов акмедостижений личности и коллектива. Адаптивная форма формирования культуры самостоятельной работы личности – это комфортная среда для развития и саморазвития личности, имеющей определенные сложности в решении задач «хочу, могу, надо, есть», качество педагогической деятельности повышает продуктивность достижений личности обучающегося, определяет перспективность использования методов моделирования, проектирования, продуцирования и самоорганизации. Адаптивная форма формирования культуры самостоятельной работы личности является первой ступенью и этапом в разработке концепции и технологий формирования культуры самостоятельной работы личности.

Игровая форма формирования культуры самостоятельной работы личности определяет в возрастосообразной практике детализации качества развития и становления личности возможность персонифицированного построения моделей продуктивного становления личности через игру. Избираемая личностью и обществом игра в таком понимании определяется мерой и уровнем развития личности и общества в системе образовательных и профессионально-трудовых отношений. Игра и ее средства (игрушки) предопределяют качественное продуктивное становление личности в иерархии детализируемых возможностей персонификации, гуманизации, здоровьесбережения и прочих самоорганизуемых факторов и конструктов педагогической и профессионально-трудовой деятельности. Одним из современных игровых недоразумений может быть асоциальная работа по уничтожению адаптивной и игровой практики развития личности в модели непрерывного образования, где обучающийся пытается заявить о себе как о молодом ученом; такая деятельность проверяется соответствием порогового уровня авторского научного текста, а также согласуется в использовании с условно платными научными публикациями, позволяющими закрепить за конкретным автором им уточненный или продуцируемый научный материал. Специфика распределения возможностей самоорганизации акмедостижений в продуцировании научно-педагогического материала отличается от неподдельного научного исследования в технических, экономических, правовых и прочих науках, так как педагогике как науке не может быть предоставлен полный спектр социальных и асоциальных конструктов деятельности. Любая деятельность в педагогической и научно-педагогической практике должна быть согласована с критериями функционирования личности в педагогической науке, т. е. существует так называемое «нельзя», данное «нельзя» не может быть устранено, т. е. фундаментальные общечеловеческие ценности «не убей, не укради, не лги» и прочие в любой игре, в том числе научно-педагогической (например, [70]), не должны быть нарушены, а значит, асоциальных способов решения задач развития и коррекции деятельности не должно быть в практике игры и деятельности педагогов и системы образования в целом. С учетом этого недоразумения работы студентов и молодых педагогов в процессе фальсифицированной игры и неадекватного игрового поведения признаны «мусором» или «мусорной наукой» (авторский текст опубликованных работ более 80%); в данном выбросе определены продукты студентов, аспирантов, молодых педагогов, опыт деятельности научного поиска которых ограничен размером материального мира (им надо заплатить денежные средства, чтобы их работа была опубликована, чтобы никто не украл данный теоретико-эмпирический материал) и состоятельностью идей гуманизма, здоровьесбережения, толерантности. Вся исполняемая игра разжигается непрофессионалами научно-педагогического поиска, которые не знают ни основ педагогического моделирования, ни основ содержания и персонификации современного образования, ни возможности изучения педагогических дисциплин и профессионально-педагогических циклов, предметов, курсов, модулей и прочего, таких, например, как «Теоретическая педагогика», «Практическая педагогика», «Социальная педагогика», «Основы профориентологии», «Основы педагогического моделирования и педагогического проектирования» и т. д. Основы игровой практики в формировании культуры самостоятельной работы личности позволяют определить и решить задачи визуализации авторских систем принципов педагогического взаимодействия, воспитания, обучения, социализации, самореализации личности в спорте, при использовании различных средств и технологий современного образования. Непрофессионалам-педагогам и гениальным ученым в области невостребованной физики в широких кругах современного образования нет разницы, убьют ли они ребёнка, человека, личность или обеспечат себе неподдельное господство по всех плоскостях науки и искусства, спорта и культуры, сотрудничества или монополии. Непрофессионализм личности в игровой и научной педагогике определяется дефективными моделями деятельности, где искажается нравственность, культура, основы развития и самосохранения личности и общества, продуктивность, диалектичность развития личности, в диалектическом выборе и уточнении качество продуктивности относится в статистической интерпретации к «выбросам». Заиграться в такой системе недолго, существует в любой мировой практике право, защищающее личность и продукты ее деятельности от разного рода посягательств; в нашей стране пока ведется «охота на ведьм». Личность с авторскими разработками высмеивается, молодая поросль деятельности уничтожается, а различного рода воровство (плагиат как один из актуальных видов воровства) прославляется или игнорируется в надлежащего качества наказании.

Игровая форма формирования культуры самостоятельной работы личности позволяет выжить личности в необъективном давлении – в мировой практике жизнеописания различных событий появляются ситуации игровой армии, игровой эмиграции, игровой системы обучения и пр.

Сложно недооценить гуманистическую основу игры, тем более в модели формирования культуры самостоятельной работы личности, если заигравшаяся культура и наука позволят асоциальные формы отношений – педагогика получит летальные формы развития личности, в ней личность без продуктов деятельности будет богом-распределителем, а личность с авторскими и коллективными продуктами деятельности – «ничем» или «мусором». Гениальность достижений непрофессионалов в сложившейся ситуации – вымысел, недоразумение, так как в системе конструктов нормального распределения способностей нельзя обойтись без всех звеньев или ступеней репродуктивно-продуктивной деятельности, поскольку системная основа постановки и решения задач развития в возрастосообразной педагогике отмечает невозможность функционирования юности без детства, профессионально-трудовых отношений без воспитательно-образовательных решений современного непрерывного образования. Перефразируя известную модель нравственности, можно отметить в выделенной игре следующую синергетически инверсированную модель: «Прости нас, Отче, они (имеется в виду совокупность авторов [71]) не ведают, что творят».

Суггестивная форма формирования культуры самостоятельной работы личности используется крайне редко, когда опасность потерять личность и продукты ее дельности велики, особенности выделенной практики сопрягаются с дефектами психоэмоционального состояния, пережитыми трагедиями, в НЛП определяются решения установки блоков эмоций, блоков памяти. Для обыденного мышления и этнопедагогического понимания вспомним сказку Г. Х. Андерсена «Снежная королева» с эпизодом, когда Герде была выставлена женщиной, умеющей колдовать, блокировка памяти, успешность разрушения которой была осуществлена через напоминание о розах и цели путешествия Герды.

Акмепедагогическая форма формирования культуры самостоятельной работы личности определяется через высокие достижения личности в выделенном направлении поиска. Для инженеров это патенты, полезные модели, научно-техническое сопровождение тех или иных процессов и продуктов деятельности. Для педагогов это разработанные педагогические технологии, методы, формы, средства, механизмы, программно-педагогическое сопровождение и пр.

Научно-педагогическая форма формирования культуры самостоятельной работы личности определяется через истинно научные достижения в педагогике, возможность решения всех определяемых и уточняемых проблем деятельности, общения, сотрудничества и пр.

Технология формирования культуры самостоятельной работы личности – совокупность методов и средств формирования культуры самостоятельной работы личности, предопределяющих повышение качества деятельности личности в различных направлениях продуктивного поиска единоличного и коллективного решения задач развития и самоутверждения, самоорганизации и самоактуализации.

Концепция формирования культуры самостоятельной работы личности – системная выборка возможностей формирования культуры самостоятельной работы личности в модели деятельности и общения, определяющая общие, профессиональные, частнопредметные и частноспециальные способы оптимизации качества продуктивного становления личности в персонифицированной модели саморазвития и самоутверждения, социализации и сотрудничества, предопределяющих и пролонгирующих жизнеспособность личности и общества.

Модель (педагогика) – идеальное (мысленное) представление о том или ином процессе или продукте педагогической деятельности, предопределяющее качественное освещение и иллюстрацию исследуемых или изучаемых в педагогике явлений.

Модель формирования культуры самостоятельной работы личности – идеальное представление о теории и практике формирования культуры самостоятельной работы личности в системе социальных, образовательных, профессионально-трудовых и досуговых отношений.

Специфика моделирования и решения задач развития личности в структуре непрерывного образования представляет интерес в процессе активизации внимания на целостном понимании важности решения задач «хочу, могу, надо, есть», определяющих через учет нормального распределения способностей и здоровья обучающихся возможность оптимизации поставленной задачи и соблюдения ценностей и конструктов гуманизма, здоровьесбережения, продуктивности, конкурентоспособности.

В системе непрерывного образования качество образовательных услуг дополнительного образования определяется в конструктах учета всех составных требований государственной политики к профессиональному образованию, особенностей решения задач развития с учетом состояния здоровья, возраста и возможностей развития в модели образования и профессионально-трудовых отношений.

Педагогические условия – модель оптимальных и допустимых способов, методов, форм и конструктов решения педагогических задач на микро-, мезо-, макроуровнях определения и оптимизации качества педагогической деятельности.

Педагогические условия оптимизации качества формирования культуры самостоятельной работы личности в модели дополнительного образования определяются через системное использование научных знаний об основах развития личности и функционирования непрерывного образования в иерархии выполняемых задач и оптимизируемых способов решения традиционных ресурсов и механизмов самоорганизации и самосохранения ноосферного мышления и инновационного обновления ресурсов антропопространства.

Педагогические условия оптимизации качества формирования культуры самостоятельной работы личности в модели дополнительного профессионального образования – совокупность теоретических положений, определяющих оптимальные и допустимые решения задачи оптимизации качества формирования культуры самостоятельной работы личности в модели дополнительного профессионального образования.

Педагогические условия оптимизации качества формирования культуры самостоятельной работы личности в модели дополнительного профессионального образования:

-          Доступность включения личности в систему дополнительного профессионального образования в структуре оптимизации качества непрерывного образования и профессионально-трудовых отношений.

-          Возрастосообразность программ дополнительного профессионального образования, гарантирующих личности и обществу современность оптимизации моделей социализации, самореализации, сотрудничества, поддержки, самовыражения и самоутверждения.

-          Учет условий и ограничений развития личности и общества в целом, определяющих нормальное распределение способностей обучающихся и условия пространственно-временных механизмов самоорганизации качества полисистемными способами повышения качества решения задач современного образования.

-          Практико-ориентированная модель акмеперсонификации развития обучающегося в системе дополнительного профессионального образования.

-          Учет планируемых, создаваемых и созданных рабочих мест в регионе, определяющих перспективность развития профессиональной отрасли и системы профессионального обучения и образования, позволяющих повысить уровень комфорта и благополучия личности и общества в целом.

Доступность включения личности в систему дополнительного профессионального образования в структуре оптимизации качества непрерывного образования и профессионально-трудовых отношений определяется в ее различных видах: персонифицированная доступность, социальная, материальная, дидактическая и возрастосообразная, организационная и здоровьесберегающая доступность и пр.

Персонифицированная доступность включения личности в систему дополнительного профессионального образования определяется в системе реализуемых возможностей определенного человека, включённого в процесс обучения и профессионально-трудовых отношений, отдыха и досуга, определяющих особенности уточнения и решения задач и проблем в конструкте «хочу, могу, надо, есть».

Социальная доступность включения личности в систему дополнительного профессионального образования определяется успешностью выбора ресурсов образовательных услуг для широкого круга социальных масс, включенных в поиск необходимого уровня и качества программ дополнительного профессионального образования.

Материальная доступность включения личности в систему дополнительного профессионального образования определяется низким или приемлемым по оплате уровнем стоимости услуг программ дополнительного профессионального образования.

Дидактическая доступность включения личности в систему дополнительного профессионального образования определяется соответствием уровня развития личности обучающегося уровню преподносимого в процессе обучения и самообучения дидактического материала.

Возрастосообразная доступность включения личности в систему дополнительного профессионального образования определяется как учет всех типов возрастов личности, гарантирует востребованность и формирование интереса к тому или иному направлению деятельности или общения, определяет перспективность развития личности в модели непрерывного образования.

Организационная доступность включения личности в систему дополнительного профессионального образования определяется удобством использования пространственно-временных условий проведения занятий в структуре организуемых курсов и программ дополнительного профессионального образования.

Здоровьесберегающая доступность включения личности в систему дополнительного профессионального образования может быть определена через системное использование основ здоровьесбережения в модели развития личности, включенной в систему непрерывного образования, где внутреннее самочувствие и поведение личности и коллектива определяют качество формирования и реализации идей здоровьесбережения.

Возрастосообразность программ дополнительного профессионального образования, гарантирующих личности и обществу современность оптимизации моделей социализации, самореализации, сотрудничества, поддержки, самовыражения и самоутверждения, определяет в модели учета интеллектуального, социального, профессионального, биологического возраста реализацию основ персонифицированно-деловых моделей самореализации и социализации личности в коллективе. Возрастосообразность определяет глубину и продуктивность изучения той или иной науки и практики.

Учет условий и ограничений развития личности и общества в целом, определяющих нормальное распределение способностей обучающихся и условия пространственно-временных механизмов самоорганизации качества полисистемными способами повышения качества решения задач современного образования, гарантирует многомерность поиска оптимальных ресурсов и продуктов непрерывного образования, детализирует успешность научного и научно-педагогического поиска в модели развития, образования, культуры, деятельности и общения.

Практико-ориентированная модель акмеперсонификации развития обучающегося в системе дополнительного профессионального образования определяется через системное уточнение основ развития (конструкт «хочу, могу, надо, есть»), фасилитацию выбора и принятия обучающимся решения в различных микро-, мезо-, макросистемных задачах, своевременно детализирующих различные компоненты развития личности и системы образовательно-деятельностных и профессионально-трудовых отношений.

Учет планируемых, создаваемых и созданных рабочих мест в регионе, определяющих перспективность развития профессиональной отрасли и системы профессионального обучения и образования, позволяющих повысить уровень комфорта и благополучия личности и общества в целом, является функцией и механизмом самоорганизации и оптимизации качества совместной и единоличной деятельности.

Способность уточнения и детализации способов обновления ресурсов и продуктов педагогической деятельности в структуре дополнительного образования повышается по качеству через учет уровня и модели формирования культуры самостоятельной работы личности.

Для детализации успешности формирования и сформированности культуры самостоятельной работы личности можно ввести уровни-типы в следующей системе детерминант и моделей:

-          Минимальный, или базовый, уровень сформированности культуры самостоятельной работы личности.

-          Средний уровень сформированности культуры самостоятельной работы личности.

-          Продвинутый уровень сформированности культуры самостоятельной работы личности.

-          Высокий уровень сформированности культуры самостоятельной работы личности.

-          Абсолютный уровень сформированности культуры самостоятельной работы личности.

Минимальный, или базовый, уровень сформированности культуры самостоятельной работы личности определяется наличием диплома профессионального образования, владением всеми способами фиксации информации, обработки информации и ее визуализации (традиционные и новые информационные технологии визуализации данных).

Средний уровень сформированности культуры самостоятельной работы личности определяется появлением качественных продуктов моделирования и проектирования, обзор и раскрытие основ которых в системе профессионально-трудовых отношений является среднестатистическим продуктом деятельности личности. Например, средний балл или средний показатель по определенному направлению деятельности или способу решения профессиональных задач.

Продвинутый уровень сформированности культуры самостоятельной работы личности определяется в продуктах организуемой деятельности: качественно решенные задачи, нестандартно представленные проекты, системно детализированные способы оптимизации тех или иных показателей деятельности. Для педагогов это может быть научная публикация, участие в конкурсе или проекте совместной деятельности.

Высокий уровень сформированности культуры самостоятельной работы личности определяется самостоятельно поставленными и решаемыми задачами, например, в форме экстерната осваивается программа, пишется научная публикация, представляется проект определенной системы дидактических или научно-производственных способов решения задачи.

Абсолютный уровень сформированности культуры самостоятельной работы личности является показателем успешности и продуктивности постановки и решения различного класса/типа задач, обучающийся может визуализировать авторские решения, в том числе патенты, научные публикации, свидетельства о высоких показателях профессиональной и учебной деятельности.

 

Заключение

 

Выделенные уровни и теоретико-эмпирический материал определяют содержание и структуру будущих публикаций, визуализирующих статистическое распределение входящего и исходящего уровней сформированности культуры самостоятельной работы личности (учет будет вестись в структуре организуемых курсов повышения квалификации педагогов, инженеров, военных инженеров).

Детализация успешности деятельности профессиональных достижений личности и качества формования культуры самостоятельной работы личности будет определяться в трех составляющих поиска: общепедагогическом, профессионально-педагогическом и профессионально-предметном поиске.