Full text

Введение

 

В области дошкольного образования на современном этапе отмечается расширение инновационного пространства и увеличение количества инновационных дошкольных образовательных организаций (далее – ДОО), осуществляющих создание, освоение, использование или распространение новшеств. По уровню инновационного развития достаточно отчетливо выделяются следующие виды детских садов: 1) детские сады – экспериментальные площадки, апробирующие новые средства и способы образовательной работы; 2) детские сады, использующие комбинаторные инновации, практикующие совершенствование или видоизменение того, что уже имеет аналог в педагогической и управленческой деятельности; 3) детские сады, реализующие инновационную деятельность в рамках сетевого взаимодействия с организациями общего, среднего или высшего образования, в которых ведется поиск нового содержания профессионального труда педагога и пр. [1–6] Как правило, используются различные типы нововведений: новшества на микроуровне или макроуровне; теоретические или практические, заменяющие или отменяющие нововведения, усовершенствование, рационализация или ретровведение, продуктовые, управленческие или процессные инновации и пр. Однако механизм управления инновационными процессами в ДОО недостаточно исследован и научно обоснован. Актуальность данного направления научно-педагогического поиска обусловлена следующими противоречиями:

−     между нарастающим объемом внедрения инноваций в образовательные системы и процессы развития дошкольных образовательных организаций и недостаточным опытом их систематизации или слабой научно-теоретической разработанностью подходов и технологий инновационного менеджмента, маркетинга или методической работы в этом направлении;

−     потребностью педагогов ДОО в научно-теоретическом и методическом сопровождении новаций и недостаточной разработанностью механизмов эффективного управления инновациями;

− важностью совершенствования системы управления нововведениями и необходимостью повышения готовности к внедрению новаций со стороны управляющей и управляемой сторон и недостаточной разработанностью этого вопроса в рамках теоретических и прикладных исследований, связанных с экспертизой и оценкой качества инновационной деятельности, определением специфических объективных индикаторов успеха дошкольной образовательной организации и пр.

Итак, решение задач, стоящих перед модернизируемым дошкольным образованием, зависит, с одной стороны, от необходимости научного осмысления процесса управления инновациями дошкольной образовательной организации, а с другой – от внедрения в практику новых механизмов управления инновациями, в том числе квалиметрического оценивания деятельности на разных этапах реализации новаций. Поэтому проблема исследования заключается в обосновании научно-теоретических и организационно-педагогических основ эффективного управления инновационной деятельностью в дошкольной образовательной организации, в обогащении теории управления знаниями об особенностях регулирования, координирования и оценки инновационных процессов дошкольной образовательной организации. Необходимо признать, что этот аспект управленческой деятельности исследован наименее всего.

 

 

 

Обзор отечественной и зарубежной литературы

 

Для педагогической теории и практики актуальна проблема поиска научно-теоретических основ и эффективных механизмов управления инновационной деятельностью образовательных организаций с целью обеспечения качества современного дошкольного образования. Проблематика управления инновационной деятельностью дошкольных образовательных организаций находится на пересечении нескольких научных областей (педагогической инноватики, теории управления, квалитологии, квалиметрии и пр.).

Отдельные аспекты педагогической инноватики и управления инновационными процессами в дошкольном образовании раскрыты рядом ученых. В частности, К. Ю. Белой систематизированы по различным основаниям типы инноваций в детских садах, обоснованы организационные основы и механизмы оценивания и стимулирования инноваций в педагогическом коллективе, представлен порядок действия руководителя ДОО по введению инноваций [7].

В диссертационном исследовании Г. А. Гореликова акцентировано внимание на процессном подходе к управлению инновациями в детском саду и апробировано разноуровневое организационно-методическое сопровождение инновационной деятельности Центра развития ребенка [8].

В публикациях В. Н. Казаковой представлены основные модели возникновения новаций и концептуальная модель управления инновациями в детском саду, адаптированная к реальной практике инновационного развития образования посредством внедрения технологий развивающего управления, основанного на механизме проектирования как способа инновационной деятельности, на стандартизации качества деятельности детских садов, на построении непрерывного саморазвития и становления профессионализма педагогов и пр. [9]

На примере учреждений Алтайского края А. А. Майер описаны теоретические основы новаций и прикладные аспекты организации экспериментальной работы, обоснованы критериально-целевые и ценностно-целевые основы перехода от управления функционированием дошкольной образовательной организации к управлению его развитием [10].

В книге Н. В. Микляевой представлен практический материал для диагностики инновационного потенциала педагогов, алгоритм создания авторских программ, методик, технологий и разработки документов для участия в конкурсе с целью получения грантов и пр. Особое внимание автором уделено вопросам развития и диагностики инновационного потенциала и пространства детского сада [11].

В совместной работе Е. В. Гончаровой и И. С. Телегиной представлены методологические основы инновационной деятельности и современные инновационные технологии в ДОО (технологии портфолио, проектной деятельности и пр.), охарактеризованы параметры оценки эффективности образовательной деятельности в инновационном саду и пр. [12]

В публикациях О. В. Пастюк представлен опыт детских садов г. Магадана по осуществлению инновационной деятельности, описан алгоритм ее организации, структура составления инновационного проекта. Автором показана важная роль методической службы и кадрового менеджмента (процесс управления персоналом, использование тьюторской службы, управление кадровым резервом, система коучинга и пр.) в повышении эффективности управления инновационной ДОО [13].

И. А. Урминой и Т. А. Данилиной впервые представлены практические и научные рекомендации по разработке программно-методического обеспечения инновационной деятельности в детских садах, а также подробно описаны особенности работы дошкольных учреждений в режиме функционирования, инновационного развития и экспериментальной деятельности, охарактеризованы типы индивидуального и группового реагирования на инновации [14].

Значительную научно-теоретическую и практическую значимость для теории управления инновационными учреждениями имеют работы В. В. Лихолетова, в которых приведены ключевые понятия инноватики, рассмотрены цели, основные подходы и приемы управления инновациями в современных организациях на основе использования собственных разработок и результатов исследований в области теории решения изобретательских задач, функционально-стоимостного анализа систем и пр. [15]

Актуальные вопросы управления инновациями в области дошкольного образования отражены в работах Г. В. Яковлевой, Л. М. Денякиной, К. В. Елисеевой, Е. А. Тихоновой. Так, Г. В. Яковлевой [16] экспериментальным путем доказано, что процесс обновления дошкольного образования требует реконструкции и совершенствования методической работы в детских садах. Автором представлена инновационная методическая работа в дошкольном образовательном учреждении как система управленческих мер, ориентированных на разработку и освоение инновационных способов профессионально-педагогической деятельности. Другие новые механизмы управления инновационной деятельностью и управленческие инновации образовательных организаций описаны Л. М. Денякиной, К. В. Елисеевой, Е. А. Тихоновой (технология диагностирования, технологический аудит и пр.) [17–19].

Особый научный интерес в рамках изучаемого вопроса представляет и исследование Т. Г. Новиковой, в котором систематизированы концептуальные подходы, разработаны теоретико-методологические основы экспертизы инновационной деятельности с учетом инвариантной и вариативных составляющих (принципы, объект, предмет; средства и формы; критерии, продукты экспертизы), научные основания экспертной оценки, типология экспертиз, требования к организации и процедуре экспертизы, а также технологии ее осуществления и пр. [20]

Большой вклад в теорию квалиметрии и практику ее использования внесли Г. Г. Азгальдов, А. В. Субето и многие другие ученые. В частности, Г. Г. Азгальдов представил основные сведения по истории, теории и практике квалиметрии применительно к разным отраслям народного хозяйства. Отдельные аспекты прикладной квалиметрии касались промышленности, строительства и архитектуры, сферы обслуживания, обучения и подготовки кадров, научно-исследовательских разработок и процессов управления и пр. [21] А. И. Суббето – автор первой малой энциклопедии о квалиметрии как науки об измерении и оценке качества любых объектов и процессов в сфере деятельности человека и общества. Им раскрывается понятийный аппарат, структура, философско-методологические и мировоззренческие основания становления синтетической парадигмы квалиметрии, отличительными особенностями которой являются: установка на обобщение всех видов измерений и оценки качества, включая ассимиляцию достижений в наукометрии, социометрии, экономометрии, биометрии, психометрии и т. п.; осознанное выделение принципа политеоретичности квалиметрии как науки; триадное построение квалиметрических теорий (общая, специальные и предметные квалиметрии); ориентация на количественную и качественную семантико-ценностную оценку с включением в систему квалиметрических шкал классификационных шкал и пр. [22]

Значительный вклад в обогащение теории управления качеством внесли зарубежные ученые. Подход У. Э. Деминга к управлению качеством включает в себя четыре основные составляющие (статистическое управление процессами; научные основы управления; психологию управления; системный подход). По его мнению, любая деятельность по управлению качеством должна состоять из четырех последовательных и взаимосвязанных этапов (разработка плана или стандарта; реализация плана или выполнение стандарта; измерение и анализ результатов; проведение необходимых изменений, если результаты не отвечают первоначально запланированным, или стандартизация действий в случае успеха) [23].

Американский ученыйи основоположник теории управления качеством А. Фейгенбаум разработал принципы тотального управления качеством и десять признаков качества, систематизировал методы и виды работ по контролю качества, обосновал особенности реализации системы комплексного контроля качества и пр. [24]

Выдающийся японский специалист в области качества К. Исикава разработал концепцию управления качеством, в которой участвует весь коллектив предприятия, описал кружки качества (небольшие группы работников одного и того же подразделения организации) ипропагандировал семь методов контроля качества (диаграммы для выделения приоритетов действий, выявления причин возникновения проблем; стратификация; контрольные листки для сбора данных и регулирования вариаций процесса; гистограммы для представления вариаций и пр.) [25].

Дж. Джуран – автор концепции Annual Quality Improvement (концепции ежегодного улучшения качества). Он первым обосновал переход от контроля качества к управлению качеством, разработал «спираль качества», определившую основные стадии непрерывно развивающихся работ по управлению качеством и послужившую прообразом многих появившихся позже моделей, представил дорожную карту (подробное описание этапа планирования качества) и пр. [26]

У. Э. Шухарт впервые предложил циклическую модель, которая легла в основу PDCA (Plan-Do-Check-Act, или Планируй – Делай – Проверяй – Воздействуй). Он исходит из идеи, что любые процессы и их результаты подвержены вариабельности и изменчивости, поэтому разработанные им контрольные карты позволяют разделить все причины вариабельности на случайные и специальные причины, то есть обусловленные наличием большого количества различных случайных факторов или отдельных особых причин. Ученый убежден, что, понимая характер причины, ее можно устранить и поэтому повысить качество [27].

Актуальные вопросы изучения и обеспечения качества образования представлены в работах ряда отечественных ученых. Концепция управления качеством образования представлена в трудах М. М. Поташника. Он автор первой в истории российского образования практико-ориентированной монографии и первого пособия по вопросам управления качеством образования, в которых с принципиально новых позиций показана идея ценностного взгляда на качество. Им впервые представлены обоснование, методика и опыт управления качеством образования на основе новых информационных технологий [28].

Концептуальные основы внутренней системы оценки качества дошкольного образования представлены в концепции Б. А. Артеменко, И. Б. Едаковой, И. В. Колосовой, И. А. Селиверстовой, О. Г. Мишановой и М. Л. Семеновой [29]. Данное оценивание авторский коллектив рассматривает как систему сбора, обработки, анализа, хранения и распространения информации об образовательной системе и ее отдельных элементах, ориентированную на информационное обеспечение управления качеством дошкольного образования. В концепции подробно описаны принципы, подходы, основные объекты, методы, этапы и инструментальное обеспечение процедуры оценивания качества дошкольного образования (параметры, критерии, уровни и методики).

О. А. Сафоновой описаны особенности и технологии управления качеством дошкольного образования, апробирована оригинальная программа комплексной стандартизированной оценки деятельности дошкольного учреждения, описана квалитологическая компетентность современного руководителя детского сада, а само учреждение рассмотрено как среда формирования качества [30–32].

А. Н. Старков охарактеризовал технологию комплексной оценки качества дошкольного учреждения на основе образовательной квалиметрии, которая включала в себя ряд последовательных действий: определение целей оценки, номенклатуры взаимосвязанных показателей качества; раскрытие структурности качества; свертка оценок показателей качества в единую комплексную оценку; анализ полученных результатов. Автор исходит из положений: качество детского сада следует расценивать как сложную иерархическую структуру, вершиной которой считается интегральный показатель качества; при разработке структуры и номенклатуры показателей качества важно основываться на положение о целесообразности оценки качества целей через качество функций; необходима детализация групповых показателей, входящих в комплексный показатель качества, производимая до единичных элементарных показателей, которые количественно измеряются [33].

Однако, отмечая большую значимость проведенных исследований, следует признать, что недостаточно рассмотрены те аспекты управления инновационной деятельностью, которые определяют способы регулирования и оценивания качества внедряемых новаций на уровне дошкольной организации. Применение в современных условиях традиционных управленческих мер не дает ожидаемого результата, поэтому все более значимым становится определение способов управленческого воздействия на инновационные процессы с учетом достижений квалитологии и квалиметрии.

 

Методологическая база исследования

 

Последние десятилетия развития педагогической теории и практики ознаменованы возникновением и осмыслением новой терминологии («инновационный менеджмент», «инновационный маркетинг», «инновационные технологии в управлении», «инновационный климат», «продуктовые и процессные образовательные инновации» и пр.), применением в теоретических и прикладных исследованиях системного и процессного подходов при изучении управления инновационной деятельностью дошкольной образовательной организации.

Процессный подход обеспечивает эффективность реализации новаций благодаря тому, что различными видами деятельности и соответствующими ресурсами в образовательной организации управляют как процессом. Процессная структура управления инновационной деятельностью дошкольной образовательной организации включает три основных компонента: процесс поэтапной организации, координации и регулирования новаций; процесс мотивации и стимулирования участников инновационного процесса; процесс контроля качества инновационной работы и корректировки управленческих мер для его обеспечения.

Системный подход к управлению инновационной деятельностью означает выработку и реализацию управленческих мероприятий во всех подсистемах дошкольной образовательной организации. При этом дошкольная образовательная организация как инновационная и сложноорганизованная система должна оставаться: динамично развивающейся и способной изменяться в современных социокультурных условиях, реализовывать защиту дошкольного детства и качества образования; открытой и развивающейся за счет продуктивного обмена с участниками сетевого взаимодействия или инновационной деятельности и т. д.; обеспечивающей качество и ориентированной на достижение высокого уровня самоорганизации и эффективную реализацию инновационной деятельности с учетом социально задаваемых целей и утвержденных локальных нормативно-правовых документов; управляемой и стабилизирующей системой с механизмами управления, придающими ей устойчивость при воздействии внешних и внутренних факторов.

В современных условиях реформирования дошкольного образования с целью повышения его качества актуализируется значение квалитологии, которую ученые рассматривают как науку о качестве, включающую теорию качества, квалиметрию (теорию измерения качества) и управление качеством. В связи с этим квалиметрический подход как инновационный подход к контролю как инструменту управления определяет возможность оценки качества новаций и задает требования к процессуальной и содержательной составляющим для ее проведения на разных этапах ее жизненного цикла в детском саду. Определяя качество инновационной деятельности современных дошкольных организаций, следует учитывать несколько аспектов: социокультурный (степень соответствия государственным нормативам, социальным, культурным и другим условиям), ресурсный (соответствие инновационной инфраструктуры, кадровой и программно-методической обеспеченности и иных ресурсов реализуемым инновациям), управленческий (рациональность расстановки педагогических кадров, эффективность и гибкость структуры управления и самоуправления, продуктивность контроля и координации в инновационной среде дошкольной организации и пр.) и критериально-оценочный (полифункциональность квалиметрического оценивания всех инновационных подразделений, продуктов и аспектов инновационной деятельности детского сада).

 

Результаты исследования

 

Система дошкольного образования в настоящее время представляет собой одну из наиболее инновационных отраслей. Определено несколько основных моделей возникновения и развития инновационных процессов в дошкольной образовательной организации: педагог, одержимый новой идеей, объединяет вокруг себя единомышленников, чтобы совместно разрабатывать эту идею до ее практического применения; руководитель организации находит под свои стратегические и тактические цели соответствующую концепцию или идею, объединяет вокруг нее свой коллектив и воплощает ее на практике; потенциальный педагог-инноватор или руководитель-инноватор «выращиваются» вышестоящим новатором, а затем сам организуют условия для инноваций в своем педагогическом коллективе; педагог, присоединившись к инновационному движению в рамках сетевого взаимодействия, начинает творить новое в собственной педагогической практике и пр. Следует подчеркнуть, что вариантов моделей возникновения инноваций намного больше, но главным условием их возникновения является наличие лидера-идеолога или группы единомышленников либо новой педагогической идеи, концепции и пр. [34, 35]

Анализ теоретических и прикладных исследований позволяет выделить основные особенности инновационных дошкольных образовательных организаций: ведется поиск нового содержания профессионального труда педагога или апробируются новые формы, технологии, средства или методы управленческой, научно-методической или образовательной деятельности; реализуется иная, чем в массовом саду, модель устройства жизнедеятельности дошкольника; организуется инновационная среда и инфраструктура и пр. [36, 37]

Управление инновационной деятельностью ДОО – это совокупность принципов, методов и форм, которые позволяют направлять, регулировать, планировать и координировать инновационный процесс, организационные структуры и персонал, занятый этой деятельностью.

Для управления инновациями в ДОО необходимо создание трех функционирующих подсистем:

1) управляющей(субъекты управления – отдельный работник или группа педагогических работников, которые посредством приемов управленческого воздействия осуществляют целенаправленное функционирование объекта управления: заведующая и старший воспитатель ДОО, координатор сетевого взаимодействия, руководитель проекта и пр.);

2) управляемой (объекты управления – инновации, инновационный процесс и отношения между участниками инновационной деятельности, в их числе – творческие или исследовательские группы, матричные подразделения, клубы, проектные группы, инновационные методические объединения, межсадовские сетевые информационно-аналитические центры, специализированные ассоциации). Особое внимание для организации слаженной работы специальных инновационных подразделений следует уделять формированию у педагогов инновационной культуры (готовности поддержать предстоящие изменения, их способности к целенаправленному поиску и получению новых знаний и пр.) и инновационного климата, который является частью общей организационной культуры организации и понимается как комплекс условий, способствующих усилиям педагогов в выдвижении и реализации новых идей, характеризуется общей направленностью на инновационность, достигаемую общими усилиями и с помощью высокой степени взаимного доверия, децентрализации принятия решений и контроля и пр.;

3) информационного продуктакак результата инновационной работы (процесс сбора, хранения, переработки, оценивания и передачи потока документов и информации о ходе реализации инновационной деятельности посредством использования специальных инструментов (технологического аудита, квалиметрического оценивания, многоаспектного диагностирования, создания накопительного центра педагогических, творческих и научных идей и их обработки и применения на практике) [38].

Для успешного управления и оценивания качества реализуемой инновационной деятельности на уровне ДОО важны ценностно-целевые ориентиры как индикаторы успешности данной деятельности:

1)        ключевые, то есть инвариантные индикаторы, которые позволяют оценивать качество реализации и результаты инновации на разных стадиях ее жизненного цикла;

2)        специальные индикаторы, которые позволяют адресно изучать и отслеживать инновации с учетом реализуемого типа нововведений, поскольку в зависимости от направленности организуются теоретические и практические новшества как внешний заказ или собственный замысел, результат коллективного творчества или индивидуальный проект и пр.; по масштабам преобразований – на микроуровне (частные, единичные и пр.) или макроуровне (взаимодействие отдельных нововведений); по инновационному потенциалу – усовершенствование, рационализация, радикальные новации; по отношению к предшествующему – заменяющее новшество, отменяющая новация или ретровведение; в зависимости от инновационного продукта – продуктовые новации (например, обучающие программы, электронные энциклопедии, компьютерные программы и т. д.) или процессные новации, воплощенные в организационном, управленческом, маркетинговом и других компонентах образовательного процесса и пр.

Обобщая достижения педагогической теории и практики, представленные ранее, следует отметить, что процесс внедрения и управления инновациями в ДОО предполагает соблюдение стадий управления инновационной деятельностью, на каждой из которых свои ценностно-целевые ориентиры, выступающие как индикаторы качества.

На этапе зарождения новой идеи важны следующие ценностно-целевые ориентиры: новизна идеи; модель возникновения и непрерывного развития инновационного движения в ДОО; масштабность планируемых преобразований; актуальность и своевременность введения инновации, ее максимальное соответствие потребностям развития ДОО; предположительная результативность и т. д.

На проектировочном этапе важны следующие индикаторы: методическая разработанность и качество спроектированного инновационного продукта; наличие документации по инновационной деятельности; грамотное и достаточно детализированное построение программы и концепции инновационного развития ДОО с учетом современных принципов управленческой инноватики; разработанность плана реализации идеи или управления инновационным процессом в ДОО; степень интеграции нововведений в сложноорганизованной системе ДОО; грамотность оформления педагогических инноваций на уровне содержания, технологий, средств или форм организации; наличие нормативно-правовой обеспеченности инновационной деятельности ДОО, сформулированных и запланированных этапов работы ДОО по их реализации; разработанность мер внутреннего контроля и оценки поэтапной реализации инновационной деятельности; продуманность мер по устранению возможных негативных последствий или использованию компенсаторных механизмов; наличие прогнозов о возможных объективных и субъективных факторах, детерминирующих продвижение идеи и препятствующих ему и пр.

В период организационной подготовки инновационной деятельности важны следующие ценностно-целевые ориентиры: наличие кадрового потенциала и мотивационных условий; наличие материальных, научно-методических и организационных ресурсов (изменение управленческой структуры учреждения, расширение функциональных обязанностей участников инновационного процесса, создание новых органов управления (координационных советов, творческих групп и пр.) в соответствии с кругом решаемых инновационных задач; наличие инновационной среды и пр. При этом, оценивая и обновляя кадровые ресурсы инновационной дошкольной организации, важно учитывать: квалификационные характеристики педагогического состава; степень восприимчивости педагогов к новому; количество публикаций у педагогов о своей инновационной работе; степень новаторства педагогов и стремление к самообразованию посредством изучения и обобщения прогрессивного педагогического опыта, посещения занятий коллег и т. д.; участие членов педагогического коллектива в конференциях и семинарах разного уровня; результативность участия педагогов в конкурсах профессионального мастерства, методических разработок или научных работ; ориентация сотрудников на дости­жение высокого качества воспитания и обучения дошкольников; мотивационная готовность педагогов к работе в инновационном режиме; исследовательский характер деятельности педагогов; творческий поиск в решении организационно-практических, кадровых и иных проблем и пр.

Оценивая и обновляя организационно-педагогическую структуру в инновационной ДОО, важно ориентироваться на следующие индикаторы: сформированность органов управления инновационной деятельностью ДОО; наличие советов специалистов по вопросам организации работы в инновационном режиме и обеспечения ее качества; наличие консультативной группы, включающей опытных специалистов по инновационному направлению деятельности; рациональная расстановка педагогических кадров и использование кадровых ресурсов для реализации новаций; наличие в детском саду педагогов-исследователей, проблематизаторов, проектировщиков, экспериментаторов или методологов и пр.; направленность организационной культуры на задаваемые задачи и личность основных участников инновационного процесса; наличие системы отношений, правил, норм и установок, принимаемых всеми членами коллектива как ориентиры инновационного обновления деятельности дошкольной образовательной организации; сформированность у педагогов инновационной культуры; наличие единой программы управления инновационной деятельностью; паритет единоначалия и коллегиальности в дошкольной организации; наличие инновационных объединений педагогов (творческих, экспертных, исследовательских объединений педагогов, матричных подразделений, районных опорных площадок в рамках сетевого взаимодействия и пр.); широкое делегирование полномочий и расширение степени участия сотрудников в управлении развитием дошкольной образовательной организации; изменение алгоритма проведения внутреннего контроля за качеством образования в саду; наличие и результативность инновационного маркетинга, менеджмента и инновационных технологий в управлении дошкольной образовательной организацией (технология многоаспектного диагностирования, технологический аудит и пр.); использование активных методов обучения педагогов (мастер-класс, педагогический ринг, стажерская площадка и т. д.); индивидуализация форм и методов методической работы с учетом уровня профессионального мастерства педагогов; самореализационные формы повышения квалификации педагогов (творческие конкурсы и лаборатории, банк инновационных идей, клубы по профессиональным интересам и пр.); трансляция инновационных процессов в различные направления работы ДОО и пр.

При оценивании и обновлении программно-методических ресурсов инновационной дошкольной организации важны следующие ценностно-целевые ориентиры: наличие собственных парциальных программ или инновационных технологий, способствующих успешной реализации образовательного процесса и расширению инновационной деятельности; наличие программ дополнительного образования дошкольников, обеспечивающих непрерывное образование (семья – ДОО – начальная школа) и удовлетворение запросов участников инновационного процесса; обеспеченность системой мониторинга достижений и продвижений детей и пр.

Оценивая и обновляя образовательное пространство инновационной ДОО, важно учитывать комплекс критериев, позволяющих изучить пространство развития детей, пространство педагогов-инноваторов ДОО, инновационную среду ДОО в целом и инновации в образовательном пространстве ДОО в разных возрастных группах и пр.

При оценивании финансовых и нормативных ресурсов, регулирующих инновационную деятельность ДОО, необходимы следующие ориентиры: наличие локальных актов, регламентирующих вопросы организации образовательного процесса и инновационной деятельности ДОО (устав; образовательная программа ДОО; лицензия на образовательную деятельность; правила внутреннего распорядка сотрудников ДОО; программа инновационного развития ДОО; положение о мероприятиях, проводимых в ДОО; положение об инновационной деятельности и др.); наличие локальных актов, регламентирующих деятельность органов самоуправления в инновационной дошкольной организации; построение работы на принципах нового хозяйственного механизма и пр.

При осмыслении промежуточных и итоговых результатов реализации новаций важно учитывать: объективность оценки по основным показателям достижения намеченных целей инновационного развития дошкольной организации; использование комплексного подхода для изучения и анализа проведенной инновационной работы; участие педагогов в создании банка данных или внутренней картотеки инновационной деятельности; полноту отражения полученного инновационного опыта на страницах периодической печати или учебных пособий; объективность оценки эффективности деятельности инновационного детского сада на основе всех необходимых инвариантных и специальных индикаторов; наличие положительной динамики развития профессионально-педагогической компетентности педагогов и степень осмысленности ими направлений и индивидуальных траекторий дальнейшего профессионального совершенствования; перевод накопленных инноваций в режим институционализации; проведение независимого профессионального аудита эффективности внедряемых экспериментальных программ и инновационных технологий; наличие рекомендаций экспертного и научно-методических советов к распространению и применению положительного инновационного опыта педагогов и воспитателей и пр.

В качестве новых механизмов управления инновационными процессами в ДОО следует использовать:

−           инновационный менеджмент как систему управления инновационным процессом и отношениями в процессе продвижения и реализации инновации на рынке образовательных услуг, совокупность принципов и методов управления инновациями посредством разработки программ, планов, проведения наблюдения и создания инновационной инфраструктуры, диффузии инноваций и пр.;

−           инновационный маркетинг (комплекс работ по формированию портфеля новшеств, созданию, продвижению и предоставлению инновационного продукта или услуги потребителям);

−           инновационная методическая работа как часть профессионально-педагогической деятельности, ориентированной на освоение инновационных способов профессиональной деятельности и пр.;

−           инновационные управленческие технологии, управленческие нововведения, новые организаторские решения, системы процедур или новых методов управления, существенно отличающиеся от сложившейся практики и впервые использующиеся в конкретной образовательной организации.

На основе анализа инновационной деятельности отдельных образовательных организаций следует подчеркнуть, что в настоящее время накоплен опыт по внедрению современных механизмов в управлении инновациями ДОО. ДОО апробированы:

− трехуровневая технология управления инновационной деятельностью (управление муниципальной образовательной системой, внутрисадовское управление и уровень регулирования, направленный на обеспечение диалога между этими двумя системами), циклически реализующая последовательность шагов (изучение потребностей в новациях; проектирование инновации и её оснащение ресурсами; разработка программы развития по реализации инновации; мониторинг инновационной работы и образовательной политики детского сада; сбор и анализ информации об эффективности инновационной деятельности дошкольной организации; регулирование инновационных процессов на основе результатов анализа);

− программа управления инновационной деятельностью в ДОО с использованием инновационных форм работы с педагогическими кадрами (в их числе «банк идей» как накопительный центр творческих или научных идей) и их применения в педагогической практике; коучинг-сессии с использованием современных методов для быстрого решения определенных проблем (метод кейс-стади, мозгового штурма, интервьюирования, модерации и пр.); педагогические проекты, клубная деятельность (клуб молодого педагога «Ступеньки педагогического мастерства» и клуб младшего воспитателя «Палитра мастерства»), тренинговые встречи, мастер-классы, использование ИКТ-технологий и т. д.;

− программно-целевой педагогический менеджмент и маркетинг, предполагающие разработку программы и планов инновационной деятельности; наблюдение за ходом разработки и реализации инновационного проекта; ресурсное и информационно-методическое обеспечение инновационного процесса; управление персоналом, осуществляющим инновации; создание целевых групп для комплексного решения проблем в процессе реализации инновации; формирование инфраструктуры управления дошкольной организацией; создание нормативно-правовой базы, регламентирующей инновационную деятельность и пр.;

− программа перехода ДОО на инновационный режим работы в рамках приоритетного направления деятельности, предполагающая несколько основных направления модернизации системы управления в ДОО: создание нормативно-правовой базы, предопределяющей организацию и осуществление инновационной деятельности; обоснование ценностно-целевых ориентиров для определения содержания и основных направлений инновационной деятельности; психологическое сопровождение диагностики и поддержания творческого и исследовательского развития педагогов и инновационного климата в коллективе, профилактики профессионального выгорания и пр.; информационная и техническая поддержка инновационного процесса, информационного обмена и отношений между участниками инновационной деятельности; использование современных механизмов мотивации и стимулирования педагогов к инновационной работе и пр. [39–46]

Итак, реализация основных функций управления должна соответствовать цикличности инновационной деятельности. К основным функциям управления инновациями ДОО следует отнести семь основных. В их числе:

1)        инструктивно-методическая функция, заключающаяся в создании ценностно-целевых ориентиров внедрения новации на всех стадиях, определения регламентов и банка критериев оценки деятельности различных типов и видов инновационных дошкольных образовательных организаций;

2)        информационно-аналитическая функция, включающая сбор и анализ данных по инновациям ДОО, позволяющих оценить качество инновационного развития организации и осуществлять информирование педагогического сообщества о качестве образования в дошкольной организации и т. д.;

3)        контрольно-диагностическая функция, включающая проведение оценочных процедур в дошкольных образовательных организациях, связанных со своевременным проведением экспертизы их инновационной деятельности, определением эффективности функционирования всех структурных компонентов системы, выявлением их соответствия разработанным параметрам и пр.;

4)        мотивационно-целевая функция, состоящая в побуждении участников инновационной деятельности к заинтересованности в результатах труда по созданию и реализации новшеств;

5)        организационная функция, заключающаяся в рациональной организации и координации деятельности по созданию, реализации и диффузии инновации в образовательной системе;

6)        прогностическая функция, ориентирующая на составление прогнозов, определение перспектив и направлений обновления основных подсистем инновационной дошкольной организации для ее перехода на более качественно высокий уровень;

7)        проектировочная функция, заключающаяся в создании моделей, проектов, технологий и подходов для эффективного управления инновационными процессами в конкретной дошкольной образовательной организации [47, 48].

Установлено, что управление инновационной деятельностью дошкольной образовательной организации реализуется в зоне двух тенденций (первая связана с модернизацией структуры системы управления, вторая определяется специфическим влиянием инновационной деятельности на работу ДОО – неизбежно возникновение дестабилизирующих элементов: отказ от прежних форм и методов работы, недостаточная отработанность новых технологий и пр.), поэтому необходимо соблюдение основных принципов управления инновационной деятельностью в ДОО [47–51]: 1) принципа директивной регламентации прав и параметров детского сада как инновационной системы во внутренних нормативных актах; 2) принципа интеграции взаимосвязи между субъектами и объектами управления; 3) принципа комплексного учета всех аспектов управления (организационных, социальных, психологических и др.); 4) принципа креативности и гибкости использования творческого подхода (несмотря на наличие схожести в концептуальных основах инноватики в каждой конкретной образовательной организации, инновация представляет собой неповторимое сочетание элементов с учетом инновационного потенциала самой организации); 5) принципа маркетинговой ориентации, предполагающего учет образовательных потребностей, состояния и динамики спроса при принятии управленческих решений исходя из долгосрочной перспективы; 6) принципа управляемости, ориентирующего на возможность целеполагания, планирования и проектирования инновационного процесса; 7) принципа системности, предполагающего принятие инновационной дошкольной организации как сложноорганизованной, динамичной, развивающейся, целеустремленной, открытой, процессной, управляемой и обеспечивающей качество системы; 8) принципа контекстности используемых методов управления инновациями с учетом множества факторов как в самой дошкольной образовательной организации, так и во внешней среде, поскольку не существует шаблонного способа управления, а самым эффективным является тот, который более всего адаптирован к ситуации; 9) принципа функциональности, заключающегося в установлении ключевых функций руководителя дошкольной образовательной организации как инновационной системы (диагностика, маркетинг, планирование, организация процессов, учет и контроль, мотивация и регулирование и др.).

Основополагающее значение для принятия грамотных управленческих решений и обеспечения качества дошкольного образования на всех стадиях развития инноваций в дошкольной организации имеет использование квалиметрического оценивания этого направления деятельности. Для обеспечения полифункциональности и эффективности квалиметрического оценивания инновации важно интегрировать несколько видов деятельности: экспертизу инновационного потенциала организации, инновационных продуктов, эффективности деятельности инновационных структур и пр.; диагностико-прогностическое слежение за состоянием инновационного процесса для выявления и предупреждения возникающих трудностей; сбор данных по ключевым параметрам на каждой стадии жизненного цикла инновации.

Процесс квалиметрической оценки инновационной дошкольной организации целесообразно осуществлять поэтапно. Необходимы: нормативно-установочный этап (определение основных показателей, разработка оценочных листов, определение ответственных лиц и сроков проведения); информационно-диагностический (сбор информации с помощью подобранных оценочных листов); аналитический (анализ и сопоставление полученных результатов, установление достижений и причин отклонения и пр.); итогово-прогностический этап (разработка стратегии коррекционно-развивающих мер, подготовка соответствующих документов (отчеты, справки, заключения и пр.). Эффективность квалиметрического оценивания обеспечивается соблюдением следующих принципов: научности и целесообразности сбора информации, оптимизации объема поступающей информации, периодичности сбора необходимых данных, персональной ответственности за качество поступающей информации и ее личностной направленности и пр.

Измерение параметров целесообразно проводить с использованием трехуровневой балльной шкалы, включающей словесную форму и числовое выражение результата: соответствие параметра или наличие показателя; частичное соответствие или показатель в ближайших планах; несоответствие или отсутствие показателя. Трехуровневая шкала носит обобщенный характер и требует самостоятельной грамотной интерпретации оцениваемого инновационного объекта или продукта. Продуктом квалиметрического оценивания является заключение, мнение диагностической группы или эксперта об эффективности, проблемах и перспективах инновационной работы. Полученные результаты квалиметрической оценки могут быть использованы на разных уровнях управления: дошкольной организацией для рефлексии и постановки дальнейших целей по улучшению качества образования; руководителями для проведения исследований и принятия управленческих решений; институтами независимой оценки для экспертизы качества инновационной деятельности.

 

Заключение

 

Таким образом, инновационная деятельность в дошкольной организации связана с созданием, разработкой, освоением, использованием и распространением новшеств (новых методов, методик, технологий или программ). Развитие инновационной дошкольной организации и ее переход в новое качественное состояние возможны только при наличии эффективной системы управления, принятии грамотных управленческих решений, организации и координации деятельности инновационных структурных подразделений и всего педагогического коллектива, использовании инновационных управленческих технологий, эффективных организаторских решений и новых методов управления, существенно отличающихся от сложившихся в практике и пр.