Full text

Введение

 

В области государственной политики в сфере образования на сегодняшний день одним из приоритетных направлений является информатизация. За прошедшее десятилетие в целях формирования информационно-образовательной среды в учебных заведениях были приняты и реализованы несколько федеральных и региональных программ.

Многие авторы, например Л. Н. Кечиев, Г. П. Путилов, С. Р. Тумковский, в своих трудах определяют информационно-образовательную среду следующим образом: «Информационно-образовательная среда – совокупность компьютерных средств и способов их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности» [1].

Информационно-образовательная среда учебного заведения – это программно-телекоммуникационная среда, в основе которой заложено использование современных достижений в области компьютерной техники. В рамках взаимодействия с данной средой все участники образовательного процесса работают с информационным обеспечением через технические средства персонального компьютера. Основной целью создания информационно-образовательной среды является информационная поддержка управления учебным заведением и учебным процессом, а также информирование всех участников образовательного процесса о его результатах и ходе, а также о внеклассных мероприятиях. Кроме того, одним из приоритетных направлений в данной области является разработка адаптивной информационно-образовательной среды.

 

Обзор отечественной и зарубежной литературы

 

В исследованиях разных лет М. И. Башмакова, А. А. Кузнецова [2], С. Г. Григорьева, С. В. Панюкова [3], М. В. Бухаркиной, Е. С. Полат [4] поднимался вопрос создания информационно-образовательной среды учебного заведения. В данных работах авторы предлагают различные подходы к пониманию сущности и структуры среды.

В исследованиях В. А. Ясвина описывается эколого-личностная модель образовательной среды. По мнению ученого, образовательная система школы включает следующие элементы: 1) образовательная среда, 2) содержание образования, 3) образовательный процесс, 4) субъекты образовательного процесса.  При этом «важнейшей составляющей педагогической организации образовательной системы школы, в том числе образовательной среды, является экспертиза – всестороннее исследование школьной образовательной системы компетентными специалистами, с обязательным последующим заключением и рекомендациями администрации и педагогам» [5].

В работах И. В. Непрокина, О. П. Болотникова, А. А. Ошкина [6] рассматриваются вопросы организации безопасной образовательной среды, описывается структура и модели ее построения. 

В работах В. П. Лебедева, В. А. Орлова, В. И. Панова [7] образовательная среда рассматривается как психодидактическая модель, представляющая собой среду, которая специально смоделирована образовательным учреждением в соответствии с познавательными интересами учащихся, учитывает возможности педагогического коллектива, а также структуры региональной образовательной системы. Можно сказать, что данная модель основана на концепции личностно ориентированного образования.

Организация образовательной среды в общеобразовательной организации исследовалась Е. А. Ямбургом. Е. А. Ямбург в своих трудах описывает единое образовательное пространство как «пространство региона» и включает в его структуру «медико-психологическую службу для диагностики детей; службу социально-педагогической реабилитации “проблемных” детей; службу работы с одаренными детьми; службу культурно-информационных связей и общения; дополнительное образование и т. д.» [8].

 Е. Н. Михайлова [9] проводила исследования по проблеме управления развитием образовательного учреждения и образовательной системы в целом и разработала теоретико-методологические основы построения моделей современных учебных заведений разного типа. При этом в ее работах упор делается на создание интерактивной среды учебного заведения.

Психологическими исследованиями по проблемам развития личности и вопросам адаптации детей к требованиям социальной среды занимались В. В. Давыдов [10], Д. Б. Эльконин и др. [11] В. В. Давыдов развивает идею Д. Б. Эльконина о ведущей роли содержания образования в развитии теоретического мышления, обосновывает принципы развивающего обучения, тем самым закладывая фундамент понятия адаптивной образовательной среды.

В монографии Б. Дендева [12] дается обзор материалов, полученных в рамках проведенных ИИТО ЮНЕСКО исследований, в которых обобщены основные тенденции, опыт стран, а также ключевые направления применения новых ИКТ в системе образования.

В зарубежной педагогике вопросами информатизации образования и построения информационно-образовательной среды начали заниматься намного раньше. Так, в журнале “Jl.  of Technology and Teacher Education” в 1997–1998 годах вышла серия статей, посвященных раскрытию данных проблем, авторов Д. Р. Паркера [13], Дж Е. Дж. Вудроу [14], Р. Замбо [15].

Вопросами проектирования образовательных сетей занимались В. В. Герасимов, Ю. В. Гугель, Н. В. Курмышев, A. B. Сиголов [16], причем в работе этих авторов раскрываются технические аспекты построения таких сетей на примере RUNNet.

Многие ученые работали над проблемами сетевого взаимодействия. В трудах А. А. Зобниной [17] раскрываются вопросы взаимодействия общеобразовательных учреждений Томской области с Томским государственным университетом. В статьях данного автора указываются следующие формы сетевого взаимодействия: профильные образовательные программы по разным направлениям, образовательные события, интенсивы, практикумы, дистанционные онлайн-курсы, конференции для школьников.

Н. В. Панова, И. В. Французова [18] в своей работе «Сетевое взаимодействие в образовательных организациях» рассматривают понятия «сетевое взаимодействие», «сетевой образовательный ресурс». В данной работе приводятся сценарии возможных форм организации сетевых взаимодействий «школа – вуз».

Проблемы интеграции информационных образовательных ресурсов на уровне информационного образовательного пространства рассматриваются в работах С. Г. Григорьева, В. В. Гриншкуна [19]. Необходимо отметить, что в данных исследованиях не ставилась задача расширения состава субъектов образовательной сети за счёт включения в неё профессиональной среды (работодатели, профессионалы) и общественности, хотя привлечение общественных организаций к процессу формирования сети является в настоящее время предметом интенсивных исследований.

В работах Д. А. Бояринова [20], Н. А. Максимовой [21] раскрываются вопросы построения информационно-образовательной среды учебного заведения, его структуры, сценарии взаимодействия в рамках адаптивного образовательного пространства.

В рамках создания адаптивной образовательной среды ее важной составляющей является проектирование систем мониторинга качества процесса сетевого взаимодействия между участниками данной системы. 

Проблема педагогического мониторинга и проблема проектирования систем обеспечения качества учебного процесса на примере Донского государственного технического университета рассматривались в работах И. М. Истоминой [22]. Она анализирует модель формирования компетенций студентов в условиях электронной информационно-образовательной среды вуза.

Как средство объективной диагностики и оценки знаний учащихся и как одна из форм проведения мониторинга тестирование занимает особое место в условиях формирования адаптивной информационно-образовательной среды и личностно ориентированного образовательного процесса, реализованного в ней. В работах С. В. Козлова [23] поднимаются вопросы организации тестирования с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

За рубежом существует достаточно развитая традиция вовлечения общественности и экономики (бизнеса) в развитие системы образования. Соответственно, система образования имеет механизмы, позволяющие ей оперативно настраиваться на потребности общества и экономики.

Калифорнийский университет совместно с администрацией штата начал в 2014 году программу создания открытой цифровой библиотеки для повышения уровня доступа населения к открытым учебникам.

Stand for Children Leadership Center (Орегон) реализует программу поддержки реформ образования и внедрения технических средств для повышения эффективности процесса обучения.

С 2013 года Ассоциация американских колледжей и университетов (Association of American Colleges and Universities) реализует программу применения инновационных технологий в образовании, совершенствования системы оценки качества знаний выпускников (VALUE) и создания General Education Maps (GEMS).

Научно-исследовательский фонд университета Кентукки (University of Kentucky Research Foundation) создал Центр инноваций в образовании для индивидуализации процесса обучения студентов и преподавателей и обеспечения возможности получения дальнейшего образования. NEA Foundation for the Improvement of Education получил грант для улучшения качества обучения, внедрения новых информационных технологий в процесс обучения.

KIPP LA schools – это школы Лос-Анджелеса, которые работают по программе «Знание – сила» (KIPP – Knowledge is Power Program). Эти школы обеспечивают дифференцированное обучение для обеспечения разных образовательных потребностей детей. Трем таким школам выделены гранты в размере $50 000 для внедрения передовых образовательных программ и инновационных технологий в процесс обучения.

Национальный Центр улучшения качества оценивания (National Center for the Improvement of Educational Assessment Inc, Dover, New Hampshire) с 2013 года реализует программу изучения и совершенствования системы оценки академической успеваемости.

Наиболее интенсивно в последнее время за рубежом развиваются программы, ориентированные на сотрудничество общественных организаций и бизнеса в развитии образования. Приведём некоторые наиболее характерные примеры.

С 2008 года Camp Fire USA Portland Metro Council реализует проект по поддержке плана устойчивого развития программ занятости во внешкольное время в государственных школах Портленда.

Young Men's Christian Association of Greater Seattle в 2005–2008 годы реализовала стипендиальную программу для молодежи с низким доходом.

В середине прошлого десятилетия Camp Fire USA Inland Northwest Council на протяжении нескольких лет проводила программу поддержки внешкольных занятий.

Бизнес и общественные организации организовывали сезонные школы и лагеря, при этом они рассматривались как основа реформы всей системы образования.

Сезонные лагеря также интенсивно развиваются в рамках сотрудничества с общественными организациями. Например, KnowledgeWorks Foundation при поддержке фонда Билла и Мелинды Гейтс параллельно проводил три лагеря профессионального развития для учителей, Camp Fire USA Snohomish County Council реализовал программу развития управления сезонными лагерями, в частности, в лагере Killoqua был создан центр программного планирования.

Необходимость использования средств формального моделирования в педагогике, прежде всего в силу постоянно растущей роли новых информационных технологий, обосновывается в трудах M. Керрес [24].

Анализируя данные работы, можно сделать вывод, что проблемами формирования образовательной среды учебного заведения занимались ведущие ученые современности. При этом при развитии ученика в рамках данной среды происходит процесс формирования личности по определенному образцу, который является целенаправленным и специально организованным, который, кроме того, всегда носит социально обусловленный характер. Ряд ведущих ученых выделил следующие модели образовательной среды [25]:

1.    Коммуникативно ориентированная модель образовательной среды (коллектив авторов под руководством В.В. Рубцова [26]). В рамках данной модели образовательная среда представляет собой совокупность следующих компонентов: общепсихологический микроклимат коллектива, психолого-социальная структура коллектива, внутренняя направленность общеобразовательного учреждения, психологическая организация передачи знаний, психологические свойства учащихся и т. д.

2.    Антрополого-психологическая модель образовательной среды (В. И. Слободчиков [27]). В рамках данной модели в качестве ключевых характеристик образовательной среды рассматриваются ее структурированность (метод ее организации) и насыщенность (ресурсные возможности). Автор выделяет три разных принципа организации информационно-образовательной среды в зависимости от типа взаимосвязей и отношений, структурирующих данную среду: разнообразие, единообразие и вариативность.

3.    Психодидактическая модель образовательной среды школы (В. П. Лебедева, В. А. Орлов [28]). Авторы подчеркивают все возрастающую в современных условиях роль индивидуализации и дифференциации образования, исходя из концепции личностно ориентированного образования, тем не менее осознают данную значимость несколько иначе, чем это было принято традиционно. В работах авторов говорится об ориентировании современного образования на запросы и приоритеты школьника, его индивидуальность в противовес традиционному обучению.

При структурном психологическом анализе информационно-образовательной среды учебного заведения, который направлен на выделение её составляющих, можно выделить три взаимосвязанных фактора:

-          физическое окружение (эргономика школьного здания, размер и пространственная структура классных и других помещений, организация внутришкольного движения учащихся и т. п.);

-          человеческие факторы (степень скученности обучающихся и ее воздействие на социальное поведение, трансформация персонального и межличностного пространства в зависимости от условий конкретной школьной организации, распределение статусов и ролей, личностные особенности и успеваемость учащихся, возрастные и межнациональные особенности учащихся и учителей и т. п.);

-          программа обучения (структура деятельности учащихся, кооперативные или же конкурирующие формы обучения, консерватизм или гибкость, стиль преподавания и характер контроля, содержание программ обучения (их традиционность) и т. п.).

Таким образом, можно констатировать определённое отставание отечественной практики в сфере проектирования и создания сетевых образовательных пространств, ориентированных на взаимодействие учреждений системы образования с обществом и экономикой, на оперативную и гибкую реакцию на изменение их потребностей.

 

Методологическая база исследования

 

Предлагаемые нами подходы к решению поставленных задач основаны на гуманистической парадигме обучения, идеях приоритета личностного развития, самоактуализации личности, самобытности и самоценности каждого человека, признании ученика главной действующей фигурой всего воспитательно-образовательного процесса, признании необходимости гибкого взаимодействия системы образования, общества и экономики.

В государственной программе РФ «Развитие образования» на 2013–2020 годы сказано, что формирование адаптивного сетевого образовательного пространства должно способствовать решению следующих задач:

1) формирование образовательной сети, отражающей изменения в запросах населения и потребностях экономики и формирующей единое образовательное пространство;

2) разработка и апробация моделей и механизмов взаимодействия системы образования с обществом (представленным, в частности, микросоциальным окружением учащихся, сетевыми сообществами, общественными организациями и институтами) и экономикой (представленной, в частности, бизнес-сообществом, работодателями и профессионалами);

3) формирование сетевого образовательного пространства, обеспечивающего равный доступ населения к услугам всех форм образования;

 4) обеспечение гибкости и индивидуализации процесса обучения с использованием новых информационных технологий;

5) обновление содержания образования в соответствии с запросами общества и обеспечение равенства доступа к качественному образованию;

6) качественное изменение методов, форм преподавания с акцентом на развитие интереса и активности обучающихся;

7) повышение эффективности и масштаба использования технических и информационных ресурсов информального и неформального образования;

8) создание современной инфраструктуры образовательной системы для формирования у обучающихся гражданских установок, социальных компетенций, функциональной грамотности, культуры здорового образа жизни;

9) создание системы, позволяющей общественным органам управления обеспечивать получение содержательной и своевременной информации для принятия управленческих решений;

10) создание системы мониторинга индивидуальных образовательных достижениях учащихся;

11) разработка методов построения и использования индивидуальных образовательных карт.

Статья подготовлена на основе использования следующих методов: теоретический анализ и синтез отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования, педагогическое наблюдение, метод моделирования при описании подходов к проектированию и составляющих адаптивной информационно-образовательной среды.

Результаты исследования

 

С целью успешного формирования информационно-образовательной среды учебного заведения и организации сетевого взаимодействия необходима трансформация информационной культуры всех участников образовательного процесса (учителей, обучающихся и родителей).

В большинстве современных исследований компоненты среды обучения разделяются на две категории: субъекты и объекты. К субъектам образовательного процесса, как правило, относят обучаемых и преподавателей. К объектам – методики, средства обучения и инструменты учебной деятельности, материальную базу, область управления педагогическим процессом, способы коммуникации (разъяснительно-мотивационный, организационно-управленческий, технический, ответно-поведенческий, эмоциональный).

Объекты – это учебные действия и носители информации, которые, при усвоении и преобразовании сознанием субъектов, превращаются в систему ценностей, качества личности, убеждения, компетенции и т. д.

При использовании информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе существенно расширяют возможности и состав ряда компонентов информационно-образовательной среды. При этом к источникам учебной информации в данном случае относятся электронные учебники и энциклопедии, базы данных и информационно-справочные системы, ресурсы Интернета и т. д. Компьютерные тренажеры, контролирующие программы рассматриваются как инструменты учебной деятельности, к средствам коммуникаций относятся локальные компьютерные сети или Интернет.

В этом случае изменяются роли субъектов: в центр системы обучения ставится сам обучающийся – его цели, мотивы, его психологические особенности. Вся методическая система обучения (использованные приемы, способы, организация учебного материала, упражнения и т. д.) направлена на развитие личности обучаемого – способностей, активности, его потребностей, интеллекта, то есть является адаптированной, при этом в рамках развития информационно-образовательного пространства имеет место сетевое взаимодействие.

Сетевое взаимодействие – это взаимодействие между образовательными учреждениями и участниками образовательного процесса. Данные формы коммуникации давно и прочно вошли в образовательную деятельность: конференции, дискуссии и встречи по обмену опытом и проблемным вопросам, семинары, круглые столы, дни партнерского взаимодействия. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений сегодня становится современной высокоэффективной инновационной технологией, которая позволяет образовательным учреждениям не только выживать, но и динамично развиваться. Непрерывный обмен информацией, опытом в условиях образовательной сети носит эволюционный характер. Чаще всего опыт сетевых участников оказывается востребованным не только в качестве примера, но и в качестве индикатора или зеркала, которое позволяет увидеть уровень собственного опыта и дополнить его чем-то новым, что будет способствовать эффективности дальнейшей работы.

Вместе с тем, несмотря на очевидные преимущества по сравнению с традиционным форматом получения образования, сетевая форма долгое время не имела правовой основы. В Законе «Об образовании» 1992 года было четко прописано, что образовательная программа разрабатывается и реализуется каждым образовательным учреждением самостоятельно. Следовательно, правовая основа реализации элементов образовательной программы в сетевом взаимодействии образовательных организаций стала насущной необходимостью в системе образования. Нормативной основой для сетевого взаимодействия стал новый закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012. Статья 15 Закона раскрывает понятие «сетевые формы реализации образовательных программ» [29].

В последние годы в педагогике упор в исследовании информационно-образовательной среды переносится с изучения возможности подготовки человека к выполнению определенных ролей в обществе (так называемая адаптивная функция образования) на возможность ученика развивать способность принять самого себя и определить свой вектор развития в обществе (так называемая развивающая функция образования).  На фоне этих процессов возникают новые понятия: «адаптивная образовательная среда», «развивающая образовательная среда».

Адаптивная образовательная среда – социально-педагогическая система, которая может приспосабливаться к условиям изменяющейся внешней среды и стремится, с одной стороны, по возможности гибко реагировать на собственные социокультурные изменения, с другой – максимально адаптироваться к личности с ее индивидуальными особенностями.

Адаптивной называется образовательная система, которая способна каждому ученику помочь достичь наилучшего уровня интеллектуального развития в соответствии с его природными способностями и задатками.

Одним из важных компонентов адаптации является согласование возможностей ученика, его самооценки и притязаний с требованиями социальной среды. Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», сетевая форма реализации образовательных программ дает возможность обучающимся освоить образовательные программы, используя ресурсы нескольких организаций, которые осуществляют образовательную деятельность, в том числе иностранных. В реализации программ обучения с использованием сетевой формы могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей программой. В связи с этим можно отметить, что все общеобразовательные учреждения на современном этапе являются по своей сути адаптивными и использующими элементы сетевой формы обучения.

С учетом вышеизложенного адаптивную информационно-образовательную среду можно определить как совокупность социально-гигиенических и организационно-педагогических условий, физиологических факторов, которые способствуют реализации адаптивных возможностей индивида, сохранению, укреплению психического и физического здоровья обучающихся, социализации и самоактуализации личности [30].

При организации сетевого взаимодействия выделяют следующие составляющие: административную и профессиональную. В рамках административной составляющей формируется организационная основа работы адаптивной образовательной среды: развитие структур, координация их деятельности, осуществляется нормативное обеспечение среды. Действие профессиональной составляющей адаптивной образовательной среды в образовательном учреждении направлено на осуществление помощи детям и их семей по следующим направлениям: организация образовательного процесса; психолого-педагогическая диагностика проблем в развитии ребенка; осуществление взаимодействия с различными организациями по оказанию специализированной поддержки и помощи; консультирование и др. [31].

В организациях различного типа и вида адаптивная информационно-образовательная среда с элементами сетевого взаимодействия организовывается с учетом следующих подходов [32]:

‒          системного – в данном случае происходит взаимодействие различных специалистов: администрации школы, учителей, психологов, медицинских работников и т. д.;

‒          комплексного – в данном случае применение различных средств, методов и приемов способствует сохранению, укреплению здоровья и адаптации к воспитательно-образовательному процессу;

‒          индивидуального – в данном случае происходит учет психофизиологических особенностей развития учащихся в процессе урочной и внеурочной деятельности;

‒          личностно ориентированного – в данном случае мы можем опираться на мировоззрение учеников, которое уже сформировано (на их мотивацию, когнитивное развитие, эмоционально-волевые качества, адаптивные ресурсы, самосознание);

‒          позитивного – в данном случае идет опора на хорошо сформированные стороны личности и поведение ребенка (учить тому, что нужно делать для формирования адаптивных, идентифицирующих, самоактуализирующих ценностных ориентаций);

‒          гуманистического – в данном случае происходит признание активной роли самого ребенка в сохранении психологического, соматического и социального здоровья, его права на выбор; вера в способность учащегося делать правильный выбор.

 

Заключение

 

Таким образом, адаптивная информационно-образовательная среда учебного заведения представляет собой пространство единой информационно-образовательной среды, в рамках которой создаются условия для развития личности каждого обучающегося, самостоятельного определения его индивидуальной траектории обучения, способствующей проявлению познавательных интересов и потребностей, личностно значимых ценностей и жизненных установок.