Full text

В концепте «Адам» («Человек») существует деривационный слой, или пласт. В этом пласте деривация (от лат. – делить на части; строить) – процесс образования известных определенных языковых единиц на базе других языковых единиц с помощью различных аффиксов и на основе присоединения слов друг к другу. Таким образом, при анализе деривационного пласта мы останавливаемся на языковых единицах, образованных на базе основных антропологических концептов, на анализе путей их строения [1].

З. П. Попова, И. А. Стернин в труде «Когнитивная лингвистика» писали о необходимости построения деривационных полей концепта. Построение деривационных полей – ценный прием. При образовании слов деривационное поле ключевого слова-репрезентанта при объективации концепта строится на основе материала словаря. Отбираются однокорневые слова к ключевому слову. Построение деривационного поля ключевого слова дает исследователю возможность раскрыть когнитивные признаки [2].

В результате анализа лексем адам, адамсынуу (важничанье), адамсуу, киши (человек), пенде (раб божий, человек), инсан (о личности, у этой лексемы нет глагольной формы, глагольная форма образуется с помощью других глаголов) подобные общекорневые лексемы собраны, систематизированы и подсчитаны вокруг ядерного, основного концепта «Человек». При выполнении такой исследовательской работы были использованы орфографические, толковые, переводные и другие виды словарей [3]. Итак, были построены 28 однокорневых слов с помощью различных аффиксов.

Составные слова с компонентом адам:

адам + зат;

Адам + бек;

адам + гер + чилик + сиз + дик;

адам + гер + чилик + сиз + дик;

адам + гер + чилик + туу;

адам + гер + чилик + туу + лук;

адам + дык;

адам + дык;

Адам + жан;

Адам + ка + лый;

Адам + кул;

адам + кер + сиз + дик;

Адам + суу;

адам + сы + нуу;

адам + сыз;

адам + сын + т + уу;

адам + ча;

адам + ча + лык;

адам + чы + лык.

От лексем Киши, кишисинуу образованы 12 нижеследующих однокорневых слов:

киши + кара,

киши + миши,

киши + лик,

киши + лик + туу,

киши + м + суу,

киши + р + коо,

киши + си + нуу,

киши + син + туу,

киши + чил,

киши + чи + лик,

киши + чи + лик + туу.

Первичное значение в приведенных примерах имеет слово «киши».

От лексемы пенде можно образовать четыре однокорневых слова:

пенде + лик,

пенде + си + нуу,

пенде + сиз,

пенде + чи + лик.

А от слова инсан можно образовать два слова: инсан + ат, инсан + сыз.

Малочисленность лексем, образованных от этого слова, говорит о его более позднем появлении, так как слово инсан фиксируется в словаре орфографии Х. К. Карасаева, вышедшего в 1983 г., а в словаре К. К. Юдахина 1965 года издания (двухтомный киргизско-русский словарь) не встречается. Слова инсан, инсанат нашли место в словаре под общей редакцией академика А. Акматалиева, изданном в 2010 г. В связи с этим есть основание считать эти слова неологизмами.

Потенциал образования слова человек в русском языке намного выше. В русском языке однокоренных слов около 50: человек, человечишка, человечище, человечек, человечий, человеческий, человечный, человечность, человечество, человековидный, человекообразный, человекогубитель, человеколюбие, человеконенавиденье, человекоубийца, человекопоклонение, человекоугодие, человекоугожденье, человекоугодница, человекоядец; можно образовать и другие слова.

Среди них человечек, человекоугодник и другие не встречаются в лексическом запасе киргизского языка (эти лексемы не встречаются в орфографических, толковых, переводных словарях) [4, 5].

Вышеприведенные примеры даны в общем виде. Множество этих примеров могут разделиться на различные парадигмы (на микро-, мини-парадигмы, небольшие группы).

В этой статье мы считаем, что парадигма – система языковых средств, которым свойственно как общее, аналогичное, так и различное. Например, падежная парадигма слова адам (человек) выглядит так: адам + дын, адам + га, адам + ды, адам + да, адам + дан. Парадигма единственности и множественности: адам – адам + дар. Парадигма вопросительности: адам + бы? адам + га + бы? адам + ым + бы? адам + дар + дан + бы?

Парадигмы, показывающие определенное лицо: адам + ым, адам + дар + ым, адам + ы, адам + дар + ы, адам + ы + быз, адам + дар + ы + быз и другие.

Парадигмы форм времени и лица глагола адамсын: адам + сы + н + ыпжатам, адам + сы + н + уу + да + мын, адам + сы + н + уу + да + сыз, адам + сын + дым, адам + сы + н + ып + мын, адам + сын + ып + тыр + мын, адам + сы + н + уу + чу + мун, адам + сы + н + гам, адам + сы + н + чу, адам + сы + н + ып + сыз, адам + сын + ып + тыр + сыз, адам + сы + н + чы + сыз, адам + сы + н + ган + сыз.

Парадигмы форм отрицания: адам + сы + н + боом, адам + сы + н + баш + ым, адам + сы + н + боо + су, адам + сы + н + боо + лор + у, адам + сы + н + баш + тар + ы, адам + сын + ба + гам, адам + сы + н + ба + ган + сыз + дар.

Парадигмы форм вопросительных высказываний: адам + сы + н + а + бы?, адам + сы + н + а + быз + бы?, адам + сы + н + ыш + а + быз?, адам + сын + дым + бы?, адам + сын + ды + бы?, адам + сын + дык + пы?, адам + сы + ныш + ты + бы?.

Парадигмы повелительных форм: адам + сы + н, адам + сын + ба, адам + сын + гын, адам + сын + ба + гын, адам + сын + чы, адам + сы + гы + ла, адам + сын + ба + гы + ла, адам + сын + гы + ла + чы, адам + сын + ба + гы + ла + чы, адам + сын + ба + сын и другие.

Парадигмы условных, желательных наклонений: адам + сы + гайэле, адам + сын + мак эле, адам + сын + гымкелет, адам + сын + са, адам + сын + са + чы. Звательные именные парадигмы этого же глагола: адам + сын + ган, адам + сын + ган + дар, адам + сын + ар, адам + сын + бас, адам + сын + бас + тар, адам + сын + боо + чу + лар, адам + сын + гы + дай, адам + сын + чу + дай, адам + сын + гыс, адам + сын + максан.

Парадигмы форм деепричастий: адам + сы + н + ып, адам + сы + на, адам + сын + ганы, адам + сын + ган + ча, адам + сын + гыча, адам + сын + майынча.

Парадигмы имен движения: адам + сы + н + уу, по принадлежности: адам + сы + нуум, адам + сынуусу, адамсынуубуз, адамсынганы, адамсынганыбыз, при склонении (единственном и во множественном числе): адамсынуунун, адамсынууга, адамсынууну, адамсынууда, адамсынуулар, адамсыныш, адамсынмак, адамсынбай и другие. Здесь многие формы парадигмы получились искусственно созданными и некоторые из них могут не употребляться в речи.

Проанализированные и подобранные примеры, их количественный состав говорят о богатстве и больших потенциальных словообразовательных возможностях киргизского языка, о его гибкости при передаче понятий.

Различное и общее в этих парадигмах наблюдается как в материальном, так и в смысловом плане [6].

Лексема «Адам» («Человек») используется как основной строительный компонент в составе множества понятий и терминов: ада ата, агач киши, адам-саат, киши шер, киши-кара, адамзаада, адам баласы, адамноо) и другие.

Многие слова, относящиеся к концепту «Человек» (киши), образуются с помощью суффиксов =чилик, =чил, =сыздык, =лик, =сыз, =туу. Замечено, что один и тот же суффикс принадлежит ко всем или многим понятиям. К примеру, образование прилагательных с помощью суффиксов сами = чилик, =тууадамгерчилик, адамсынтуу, пендечилик [7].

Некоторые отрицательные формы образуются с помощью словообразовательных аффиксов: =сыз/=сиз/=суз/=дык/=дик/=дук/=те, =тен, =бес, =тик, =тел, =беген (адамсыз, кишисиз, адамгерчиликсиздик, адамсынбас, адамсынбастык, адамсынбоо, кишисинбеген и другие).

Отмечено, что с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов образована только одна лексема – Адамжан. Эта лексема больше употребляется в устной речи. Аффикс=жан чаще употребляется в собственных именах (Рустам + жан, Абдылда + жан, Сырга + жаан и другие), выражающих чувства уважения и любви.

В русском языке имеются составные слова, называющие человеческие имена и фамилии, пришедшие из еврейского языка: Адамушка, Ада, Адя, Адаша, Адамович, Адамовна, Адамов и другие [8, 9].

В результате анализа дериватов центра концепта «Адам» («Человек») замечено, что он очень продуктивный, развитый. Отмечено, что от этой лексемы может быть образовано 28 составных слов, от лексемы киши – 12, от лексемы пенде – 4, от лексемы инсан всего 2 слова.

На основе этих пяти дериватов определены 46 однокоренных слов концепта.