Full text

Модернизация российского образования обусловлена динамично меняющейся картиной мира в результате развития технологий и расширения пространственно-информационного континуума. Образование сегодня направлено не столько на получение новых знаний, сколько на овладение компетенциями, необходимыми в жизни каждого индивидуума. Обучение на протяжении всей жизни (Lifelong Learning) – это непрекращающееся получение новых знаний, умений и навыков посредством как тренингов, учебных курсов, программ дополнительного образования и т. д., так и извлечения опыта из самой жизни. Само понятие появилось в результате работы Европейской комиссии по вопросам образования и обучения. Было выделено восемь ключевых компетенций, необходимых для личного профессионального роста и саморазвития: 1) способность общения на родном языке; 2) способность общения на иностранном языке; 3) компетенции в области математики, науки и технологий; 4) информационно-коммуникационная компетенция; 5) способность к обучению; 6) компетенции социального взаимодействия и гражданской дееспособности; 7) компетенции предпринимательства; 8) способность к культурному самоопределению и самовыражению [1].

В данной статье речь пойдет об информационно-коммуникационной компетенции, ее составляющих, развитии и совершенствовании в процессе изучения иностранного языка в вузе.

В работах отечественных исследователей информационно-коммуникационная компетенция понимается как «интегративная характеристика личностных качеств индивидуума, способного… сквозь призму своей профессиональной деятельности на основе возможностей современных технических средств… в едином мировом сообществе корректно выстраивать деловое общение в соответствии с используемым языком и творчески воспроизводить и моделировать новые объекты и процессы глобального информационного пространства» [2].

В соответствии с Европейскими рамками квалификации информационно-коммуникационная компетенция (digital competence) – это уверенное, осознанное и творческое использование информационных технологий для учебы, работы, свободного времяпровождения и социальной активности [3].

 

В структуре компетенции выделяют следующие компоненты:

-               информационная грамотность (information and data literacy);

-               коммуникация и взаимодействие (communication and collaboration);

-               создание цифрового контента (digital content creation);

-               информационная безопасность (safety);

-               решение проблемы (problem solving).

Каждый компонент направлен на получение определенных знаний, умений и навыков (табл. 1).

Таблица 1

 

Номер

Наименование компонента

Содержание

1

ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ

-       Поиск и отбор данных, информации и цифрового контента;

-       оценка и анализ данных, информации и цифрового контента;

-       управление и использование данных, информации и цифрового контента

2

КОММУНИКАЦИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

-       Взаимодействие и сотрудничество посредством цифровых технологий;

-       передача информации посредством цифровых технологий;

-       вовлечение в социальную активность посредством цифровых технологий;

-       сетевой этикет;

-       управление цифровой идентичностью

3

СОЗДАНИЕ ЦИФРОВОГО КОНТЕНТА

-       Развитие цифрового контента;

-       внедрение и перезапуск цифрового контента;

-       знание авторского права и лицензирования;

-       программирование

4

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

-       Защита цифровых устройств;

-       защита персональных данных и частной жизни;

-       защита здоровья и социального благополучия;

-       защита окружающей среды

5

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

-       Решение технических проблем с цифровыми устройствами;

-       принятие решения об использовании того или иного инструмента для определенной цели;

-       самооценка уровня владения компетенцией

 

При таком подходе знание (knowledge) рассматривается как понимание роли, самой природы и возможностей информационно-коммуникационных технологий во всех сферах применения, например в обучении или на рынке труда. Умения (skills) включают в себя способность систематического поиска, сбора, обработки и использования информации. Сформированность умений при этом оценивается с точки зрения использования цифровых инструментов для производства, презентации и понимания полученной сложной информации и способности работать с поисковыми интернет-сервисами. Позиция (attitudes) определяется как критическое и рефлексивное отношение к имеющейся информации и ответственное использование интерактивных медиа-ресурсов. Необходимым компонентом компетенции является вовлеченность в интерактивные и сетевые сообщества для культурного, социального и/или профессионального взаимодействия [4].

При разработке информационно-коммуникационной компетенции были определены области применения и оценки ее сформированности. Одним из инструментов стала шкала для самооценки (a self-assessment grid), которая может быть использована для оценки собственного уровня владения компетенцией и определения путей саморазвития в данном направлении. В качестве инструмента для применения в профессиональной и иных сферах жизни разработаны рамки квалификации (a framework) [5].

Разработчики выделяют три уровня владения/сформированности информационно-коммуникационной компетенции: базовый (basic user/ A – Foundation), средний (independent user/ B – Intermediate), продвинутый (proficient user/ C – Advanced) [6, 7]. Например, рассмотрим компонент «информационная грамотность» (Information and data literacy) из шкалы для самооценки (табл. 2).

Таблица 2

 

Базовый

Средний

Продвинутый

A – Foundation

B – Intermediate

C – Advanced

-       Могу использовать онлайн поисковые сервисы.

-       Знаю, как сохранять файлы (например, тексты, картинки, музыку, видео и веб-страницы).

-       Знаю, как найти сохраненную информацию в сети.

-       Понимаю, что не вся онлайн-информация является надежным источником информации

 

-    Могу использовать Интернет для поиска информации.

-    Могу выбрать необходимую мне информацию.

-    Могу сравнить различные источники информации.

-    Знаю, как сохранять и помечать файлы и веб-страницы. У меня имеется собственная стратегия хранения информации.

-    Могу извлекать и использовать информацию из сохраненного контента

-     Могу использовать различные стратегии для поиска информации в Интернете.

-     Могу анализировать полученную информацию с точки зрения ее валидности и достоверности.

-     Могу применять различные методы и инструменты для организации и хранения файлов, информации.

-     Могу фильтровать и контролировать информацию, которую получаю.

-     Могу применять ряд стратегий для восстановления содержания контента, который я или кто-то другой сохранил.

-     Знаю, на какие онлайн-ресурсы подписываться

 

Отметим, что компонент «информационная грамотность» имеет особую значимость в процессе подготовки специалистов в высшей школе. Обучающиеся используют весь спектр интернет-ресурсов для подготовки к практическим, семинарским занятиям, коллоквиумам, проектным заданиям и т. д. От того, как студент умеет работать с информацией, зависит качество его работы и отметка.

В процессе обучения иностранному языку в Омском ГАУ разработаны и внедряются технологии, используются различные методы для формирования, развития и совершенствования информационно-коммуникационной компетенции [8]. При этом в зависимости от целей обучения на всех уровнях подготовки они различны. Подготовка магистров и аспирантов обусловливает их активную научно-поисковую работу, в том числе с использованием иноязычных онлайн-ресурсов, поэтому при освоении дисциплины «Иностранный язык» им приходится развивать и совершенствовать не только языковую, но и информационно-коммуникационную компетенции.

Так, в период зимней экзаменационной сессии 2017/2018 учебного года магистранты по направлениям подготовки «Продукты питания животного происхождения», «Продукты питания из растительного сырья», «Ветеринарно-санитарная экспертиза», «Экология и природопользования» должны были представить полнокомплектное электронное учебное портфолио на английском языке. Структура в соответствии с требованиями рабочей программы состоит из резюме (CV), перевода статей из аутентичных источников, презентации предприятия.

На всех этапах работы над портфолио обучающиеся развивали и совершенствовали навыки владения информационно-коммуникационной компетенцией. Например, для презентации на английском языке по теме «Ведущее предприятие отрасли в регионе» студенты традиционно используют программу Power Point. Отметим, что при всем многообразии конструктора у этой программы 100% обучающихся выбирают ограниченный набор возможностей.

Перевод статей из аутентичных источников требовал от обучающихся навыков работы с онлайн-словарями, поисковыми интернет-сервисами, сайтами иностранных вузов и научных журналов. На подготовительном этапе, используя электронный словарь «Мультитран» [9], обучающиеся составили перечень ключевых слов по теме магистерской диссертации. Далее был проведен отбор материала в поисковой системе Google, на сайте ScienceDirect компании Elsiever [10]. Статьи для научного перевода представляют собой актуальные аутентичные исследования ученых со всего мира, находящиеся в открытом доступе (Open Access), по теме исследования магистранта. Примечательно, что обучающиеся с более высоким уровнем языковой подготовки смогли провести отбор материала качественнее и в короткие сроки.

Для составления резюме (CV) был использован онлайн-редактор сайта Европейского центра развития дополнительного образования (CEDEFOP) [11]. На занятиях обучающиеся ознакомились с информацией на английском языке о целях и задачах ресурса, возможностях онлайн-редактора. Далее, используя персональные данные, они заполнили резюме и распечатали его в формате pdf.

На заключительном этапе работы с портфолио обучающиеся должны были разместить результаты в электронной информационной образовательной среде Омского ГАУ (ИОС ОмГАУ_Moodle). Им необходимо было воспользоваться корпоративной почтой на платформе Google, разместить на персональном диске папку с выполненными работами и оформить соответствующие ссылки в ИОС.

По итогам изучения дисциплины обучающиеся также провели оценку степени сформированности своей информационно-коммуникационной компетенции, используя шкалу самооценки (a self-assessment grid). Было проанализировано 45 работ, которые показали, насколько обучающиеся владеют знаниями, умениями и навыками работы с информационными онлайн-ресурсами и средствами коммуникации (табл. 3).

 

Таблица 3

 

Компонент компетенции

Базовый/кол-во ответов

Средний/кол-во ответов

Продвинутый/кол-во

ответов

Информационная грамотность

15

9

21

Коммуникация и взаимодействие

24

9

12

Создание цифрового контента

21

15

9

Информационная безопасность

24

12

9

Решение проблемы

27

6

12

 

Умения в области информационной грамотности являются наиболее развитыми у 46% респондентов. Они могут использовать различные стратегии для поиска информации в Интернете, анализировать полученную информацию с точки зрения ее валидности и достоверности, а также применять различные методы и инструменты для организации и хранения файлов, информации. 20% оценивают свой уровень владения информационной грамотностью как средний. 34% обучающихся могут использовать онлайн поисковые сервисы, знают, как сохранять файлы и как найти сохраненную информацию в сети на базовом уровне.

Коммуникация и взаимодействие как компонент компетенции сформирован на продвинутом уровне всего у 26% респондентов. Способность взаимодействовать и сотрудничать посредством цифровых технологий и быть вовлеченным в социальную активность посредством цифровых технологий на базовом уровне отметили 54% обучающихся.

Навык создания цифрового контента в различных форматах и на разных платформах сформирован у 20% опрошенных на продвинутом уровне. 47% могут создать несложный цифровой продукт: текст, таблицу, картинку и т. д.

54% обучающихся знают, как защитить свои мобильные средства коммуникации и интернет-профили посредством антивирусного программного обеспечения и паролей на элементарном уровне. 26% респондентов отметили, что умеют обновить и перезапустить программы защиты от вирусов, переустановить пароли (средний уровень). Только 20% опрошенных имеют собственную стратегию по безопасности использования интернет-ресурсов, систематически меняют пароли и обновляют «антивирусники», осознают, что их персональные данные могут быть использованы третьими лицами. Такой подход к информационной безопасности, безусловно, указывает на сформированные на продвинутом уровне навыки.

Что касается компонента «решение проблемы», то основные компетенции связаны с решением технических проблем, определением технологических вызовов, творческим использованием информационных технологий. По результатам опроса у 60% обучающихся эти навыки сформированы на базовом уровне, то есть они обычно обращаются за технической поддержкой к специалисту при возникновении сложностей с устройством или программным обеспечением, а также используют ограниченный набор инструментов при создании цифрового контента. 26% респондентов оценили свой уровень владения компетенцией на продвинутом уровне: знают, как работают устройства (компьютер, смартфон, планшет), самостоятельно устраняют технические проблемы, могут критически оценить различные инструменты и платформы для создания цифрового контента.

Опыт использования вышеописанных форм и методов работы с информационными ресурсами на занятиях по иностранному языку с обучающимися по направлениям подготовки магистратуры показал, что достижение максимальной степени владения информационно-коммуникационной компетенцией будущего специалиста возможно только при систематической работе над всеми компонентами компетенции. Без информационной грамотности и знаний законов информационной безопасности, коммуникации и взаимодействия затруднительно сегодня создавать адекватный цифровой контент и решать технологические проблемы. Способность к рефлексии и самооценке – это, безусловно, путь к саморазвитию. Уверенное, осознанное и творческое использование информационных технологий для учебы, работы, свободного времяпровождения и социальной активности является ключевой компетенцией индивидуума XXI века.