Full text

Огромное количество исследований психологов и педагогов посвящено проблеме создания благоприятного социально-психологического климата в ходе организации совместной деятельности сторон познавательного процесса. Многие работы затрагивают вопросы использования интерактивных методов, и зачастую основная психологическая основа всех образовательных технологий – превращение обучения из кропотливой каждодневной трудовой деятельности в увлекательный творческий процесс. Возникают справедливые опасения психологов и педагогов о вероятности неоправданного облегчения акта познания: ведь классические психолого-педагогические понятия о познании трактуют его как совокупность последовательных волевых действий.

К обучению специалистов технического профиля предъявляются особые требования: оно базируется на общеобразовательных дисциплинах, но в то же время предполагает изучение сложнейших специальных дисциплин, а значит, способы получения знаний должны быть упорядочены и систематизированы: в определенные сроки необходимо овладеть огромным объемом информации. Исследователи отмечают, что «наряду с профессиональными задачами, которые решает специалист, предъявляется ряд требований к его общему интеллектуальному развитию, к его способности вникать в суть проблемы, видеть оптимальные способы решения, предвидеть и прогнозировать» [1].

Возникает необходимость формирования профессионального мышления, которое «представляет собой сложное системное образование, включающее в себя синтез образного и логического мышления, научного и практического, технического мышления» [2].

Обучение специалистов технического профиля невозможно без систематизации, тщательной организации обучения, определяющуюся как «деятельность педагога, которая выражается в обосновании, построении и практической реализации структурно- композиционного объединения компонентов учебного процесса с целью решения учебно-воспитательных задач в определенных условиях» [3].

Говоря о волевом аспекте систематизации познавательной деятельности, необходимо помнить о том, что воля входит в систему универсальных психических процессов (в этом ряду находятся память, внимание, воображение). Таким образом, волевой аспект процесса познания позволяет развивать память в виде сохранения и воспроизведения информации; внимание как умение отбирать самое главное в объеме представленной информации; воображение как представление о будущем плане действий.

Волевая саморегуляция развивается вместе с совершенствованием речи, которая мотивирует к совершению действия или его избеганию; связана с эмоциями, поскольку они либо стимулируют волевой акт, либо его подавляют; с мышлением, позволяющим оценивать возможность и необходимость совершения волевого акта.

Несомненно, овладение знаниями в техническом вузе сопряжено с волевыми усилиями по овладению сложнейшими физико-математическими и специальными дисциплинами. Достаточно ли той степени готовности к познавательной деятельности, которая сформирована при обучении в школе? Преподаватели констатируют факт, что подход к обучению в вузе несколько отличается от школьного: требуется более высокий уровень самостоятельности, способности обобщать и систематизировать развитые навыки рефлексии; в то же время необходимо научиться сочетать их с умением репродуктивного воспроизведения значительного количества информации при овладении техническими дисциплинами.

Программы обучения в вузе построены таким образом, что создается определенная возможность выработки психологической готовности к усвоению сложного специального материала на первом этапе обучения в вузе при овладении общеобразовательными предметами. Прекрасным потенциалом в этом смысле обладают языковые дисциплины.

Фундаментальным положением психологии является утверждение о тесной связи мышления и речи, о том, что речь выступает в качестве инструмента мышления. Мышление помогает систематизировать объекты и явления, предвидеть развитие ситуации. В техническом вузе необходимо использование сложных способов мышления, которые требуют специального освоения: практического мышления, включающего в себя наблюдательность, способность концентрироваться на отдельных моментах, быстро действовать; теоретического, тесно связанного с практическим, опирающегося на предшествующие и порождающего последующие знания.

Перед преподавателем выдвигается задача по развитию разных видов мышления, предназначенных для решения задач, связанных с использованием определенных правил, алгоритма совершения действий и нестандартных способов организации мыслительных операций, в основе которых лежат взаимосвязи между явлениями, поиск новых нетрадиционных решений. Мышление тесно связано с памятью – в своей репродуктивной, сопряженной с воспроизведением составляющей и воображением – в творческой, познавательной составляющей. Д. Н. Кавтарадзе считает, что «сложным способам мышления люди специально учат друг друга» [4].

Основная задача преподавателя при изучении языковых дисциплин в техническом вузе – формирование профессионального, конкретно – инженерного мышления; «основой инженерного мышления являются высокоразвитое творческое воображение и фантазия, многоэкранное системное творческое осмысление знаний, владение методологией технического творчества, позволяющей сознательно управлять процессом генерирования новых идей» [5].

Языковые дисциплины формируют готовность к общению представителя технической интеллигенции, будущего руководителя в процессе совместной деятельности; при этом общение понимается не как процесс обмена информацией, а как умение строить диалог с представителями разных социальных групп, отстаивать собственную точку зрения, эффективно проводить переговоры. Решается также проблема успешной социализации: ведь в современном обществе всё чаще возникают вопросы о неспособности молодёжи к выполнению важных социальных ролей; разобщенности коллектива и неумении организовывать коммуникацию, что приводит к разрушению коллектива.

Но наиболее важной проблемой остается вероятность отхода от системности овладения новыми знаниями в результате следования парадигме гуманизации профессионального образования: неизбежное облегчение процесса познания приводит к тому, что страдают именно методичность, основательность, последовательность обучения, которые лежат в основе обучения в вузе. Необходимо реализовать возможности систематизации мыслительной деятельности при изучении речевых дисциплин. Исследователи характеризуют систематизацию «как мыслительную деятельность, в процессе которой изучаемые объекты организуются в определенную систему на основе выбранного принципа» [6]. Преподаватели всё чаще отмечают, что существует значительное количество обучающихся, испытывающих трудности в обучении не из-за отсутствия способностей, а из-за неумения организовать свою учебную деятельность.

Именно здесь возникает необходимость в волевых действиях по овладению знаниями, действиями «вопреки непосредственному желанию или стремлению, то есть действиями, связанными с преодолением именного внутреннего препятствия» [7]. Е. И. Рогов рассматривает волевое усилие как «сознательное напряжение, находящее разрядку в волевом действии» [8].

Волевой аспект изучения языковых дисциплин в вузе при систематизации познавательной деятельности предполагает «организацию обучения на основе волевых усилий по овладению знаниями, которые предпринимают и преподаватель, и студент» [9]. Основная проблема, с которой сталкиваются стороны образовательного процесса, – традиционное отношение к обучению, в основе которого лежит убеждение, что преодоление трудностей в обучении – удел тех, кто учится, а обучающий не должен прилагать силы к участию в этой деятельности, используя имеющиеся в арсенале знания и способы подачи материала. Но от преподавателя требуется более высокая степень приложения усилий, чем от студента, поскольку ему принадлежит ведущая роль в этом взаимодействии, роль организатора познавательной деятельности.

Несмотря на то что в общеобразовательной школе уделяется большое внимание системному подходу к овладению знаниями, в формате обучения в техническом вузе необходимо обратить внимание на основные умения, которые может приобрести представитель технической интеллигенции в ходе изучения языковых дисциплин и которые помогут ему систематизировать знания. К ним относятся умения воспринимать информацию; осознанно и избирательно относиться к тексту; правильно организовать коммуникационный процесс и отстаивать собственную точку зрения; применять научный подход к получению знаний и проводить исследовательскую деятельность.

Овладение всеми этими умениями действительно требует волевого подхода, поскольку первоначально преподаватель и студент стремятся к тому, чтобы облегчить процесс обучения: студент желает получить знания в упрощенной форме, воспроизвести их в момент итоговой аттестации и получить хорошую оценку. Преподавателю легче преподнести знания классическим способом, а потом потребовать их репродуктивного воспроизведения. Вопреки сложившемуся мнению, приведенному выше, об опасности облегчения процесса познания при применении в обучении современных методик на практике мы видим, что именно традиционный репродуктивный подход может привести к этому. Эффективное обучение требует преодоления внутреннего препятствия – стремления к использованию упрощенного классического подхода к овладению знаниями со стороны как преподавателя, так и студента. Осознание необходимости изменения способа познания должно неизбежно приводить к внутреннему напряжению, разрядка которого возможна лишь в проявлении волевого действия.

Волевое действие в обучении всегда сопряжено с проявлением активности студента и преподавателя – готовностью обеих сторон к интенсивной умственной деятельности, к поиску новых способов решения мыслительных задач, способов преподнесения и усвоения знаний. При этом в обучении всегда присутствуют два способа проявления познавательной активности: один связан с классической, репродуктивной моделью подачи и усвоения знаний; другой – с обучением на основе современных технологий, взаимодействия. Какой бы способ ни был избран участниками, хороших результатов можно добиться лишь при напряженном труде.

Необходимо выделить уровни проявления волевых усилий преподавателя и студента по овладению знаниями на каждом из этапов обучения, которые тесно связаны с перечисленными выше умениями.

Начальным уровнем проявления волевых усилий можно считать усилия, направленные на развитие системы восприятия информации и умения ее систематизировать. На данном этапе происходит совершенствование таких познавательных психических процессов, как мышление и память. Это связано прежде всего с тем, что восприятие является отправной точкой для функционирования процесса мышления; систематизация же информации помогает структурировать материал для дальнейшего успешного запоминания.

Со стороны студента это прежде всего способность воспринимать информацию: практика преподавания показывает, что трудности в обучении часто связаны с трудностями в восприятии; например, приходится слышать жалобы обучающихся на то, что они не успевают записывать либо не воспринимают теоретический материал на слух. Возникают опасения, что такие студенты не овладели в полной мере навыком чтения; и действительно, при проверке обнаруживается, что они читают очень медленно и требуется овладение навыком быстрого чтения для успешного обучения. Конечно, преподаватель вуза не может ликвидировать этот пробел; он способен лишь диагностировать эту трудность и обратить внимание на необходимость её преодоления.

В связи с изменением формата восприятия информации возникает такая проблема, как пренебрежение процессом составления конспектов. Часто рукописный конспект воспринимается студентом и рядом преподавателей как рутинный процесс, не приносящий пользы. Однако практика показывает, что студенты, умеющие конспектировать, лучше усваивают и воспроизводят информацию; процесс письма напрямую связан с процессом мышления, конспектирование позволяет сделать мышление более гибким и системным. Здесь возникает проблема нацеливания студентов на составление грамотных с точки зрения восприятия и последующего воспроизведения информации конспектов, которые предполагают определенным образом систематизировать информацию, определенным способом структурировать текст, использовать опорные слова; сжимать информацию, оставляя только главное.

На этом уровне основная проблема для обучающего – иногда в ущерб процессу теоретического обучения – занять строгую, требовательную позицию наставника, наблюдающего не только за качеством усвоения знаний, но и за способами их приобретения. Возникают определенные препятствия, требующие усилий от преподавателя: его задача – вооружить обучающихся системой научных знаний, но от него требуются усилия по организации процесса овладения этими знаниями, часто носящие рутинный характер, методичные, последовательные, непрерывные. Основная сложность на данном этапе состоит в том, что студенты воспринимают требования преподавателя как школьные, даже детские, не соответствующие ступени обучения; преподаватель же, в свою очередь, не готов выступать в роли учителя, поскольку видит свою цель в вооружении системой новых знаний. Практика, тем не менее, показывает, что если в ходе нескольких первых занятий не будет выстроена система требований к обучающимся, то процесс не будет успешным.

Вторым уровнем реализации волевого подхода к обучению можно считать усилия по овладению навыками осознанного чтения. На этом этапе происходит становление таких познавательных психических процессов, как мышление и воображение. Умение работать с текстом помогает сделать процесс мышления более структурированным, рациональным; в то же время открывает простор для творческого отношения к переработке информации, выдвижению собственных гипотез. Обучение в техническом вузе связано с восприятием больших объемов сложной информации, немыслимом при отсутствии навыка осознанного чтения; здесь усилия обучающихся концентрируются вокруг рутинных, казалось бы, упражнений по вычленению важных моментов в предложенных текстах. Усилия преподавателя заключаются в правильном подборе текстов; необходимо, чтобы это были тексты, относящиеся к разным функциональным стилям: научному, публицистическому, официально-деловому и разного уровня сложности. Преподавателю и студенту предстоит систематизировать навыки эффективной работы с текстом. Элементарные навыки призваны помочь понять суть текста; они включают в себя постановку вопросов, составление тезисов, умение кратко пересказать текст, прокомментировать его и ответить на вопросы к нему. Для студентов технических специальностей очень важно научиться структурировать текст: составлять план, преобразовывать содержание в таблицы и схемы. Немаловажно также и приобретение навыков научной работы с текстом: поиска необходимой для работы с заданной темой литературы; составление библиографического списка. Таким образом, овладение навыками осознанного чтения актуализирует умение обращаться с информацией, обрабатывать и систематизировать её.

На этом уровне подключается также, казалось бы, исключительно гуманитарное умение воспринимать художественные тексты; преподавателю при этом отводится исключительно важная и непростая роль: привить студентам любовь к чтению. Подбор произведений, способствующих развитию читательского вкуса, постепенное введение в мир книги требуют огромных волевых усилий от обучающего. Студенту, в свою очередь, необходимы усилия для того, чтобы превратить этот процесс из скучного, неинтересного, обязательного времяпрепровождения в осознанную приятную необходимость.

Более высоким уровнем реализации волевого подхода можно назвать усилия, направленные на становление управленческих речевых навыков: например, эффективного оформления речи. На данном этапе востребованы все познавательные психические процессы: только при помощи логики можно правильно упорядочить речь; в то же время воображение развивается на тех этапах работы, когда необходимо предугадать общий план и результаты речевой деятельности; произнесение любого типа речи требует соблюдения законов памяти. Ведущая роль здесь отводится волевой составляющей поведения преподавателя: именно он становится примером правильной и убедительной речи; от него зависит то, сумеют ли студенты не только научиться структурировать свою речь, но и преодолеть страх перед публичными выступлениями. Преподаватель вооружает студентов системой знаний о принципах организации речи и способствует практическому воплощению этих знаний.

На этой ступени проявления волевых усилий происходит совместная деятельность сторон обучения, направленная на овладение умением проводить дискуссии и переговоры, столь важным для будущих специалистов и руководителей производства. Реализуется не только риторическая, речевая компетенция, но и психологический подход к организации данного вида коммуникации. Под руководством преподавателя обучающиеся предпринимают попытки организовать дискуссии и переговоры так, чтобы не пренебречь интересами собеседника, но в то же время и отстоять свои интересы. Обсуждается проблема необходимости вступления в дискуссию, возможности конструктивного разрешения споров, способы поведения в сложных коммуникативных ситуациях.

Высшая ступень реализации волевого аспекта в обучении проявляется в усилиях по организации исследовательской деятельности при изучении языковых дисциплин и подразумевает функционирование всех познавательных психических процессов: памяти, мышления, воображения.

Решающую роль на данном этапе играют волевые усилия преподавателя: именно он посылает «вызов» обучающимся, пробуждая интерес к определенным аспектам изучения дисциплины и стремление прилагать усилия для их углубленного изучения. При этом от обеих сторон требуется максимальное проявление волевых усилий: преподаватель должен преподнести материал таким образом, чтобы он был не только интересен и актуален, но и содержал в себе проблему, требующую дальнейшего исследования. Студенты обязаны совершить максимум волевых действий: принять вызов преподавателя; осознать проблему; найти пути решения, привлекая разнообразный материал, на поиски и осознание которого требуется много времени и сил; осознать результаты поиска и сделать выводы. Изучение русского языка предоставляет простор для научно-исследовательской деятельности и позволяет творчески подходить к изучению интересных тем, поскольку проблемы родного языка актуальны для его носителей. Особый интерес вызывают проблемы лексического состава русского языка; использования разных форм существования языка и его функциональных стилей; норм современного русского языка.

На всех ступенях проявления волевых усилий происходит развитие навыков рефлексии, связанных с волевыми усилиями сторон образовательного процесса: самонаблюдение, позволяющее увидеть сильные и слабые стороны самого себя как участника образовательного процесса; эмоциональная оценка своих действий; осознание путей самосовершенствования, устранения недостатков; мотивация к эффективной работе; самоконтроль, преодоление препятствий на пути к цели.

Подводя итоги, необходимо отметить, что изучение языковых дисциплин в вузе должно создать основу правильного подхода к усвоению знаний при условии проявления волевых усилий обеих сторон: обучающего и обучающихся в процессе познания. Волевой аспект в учебном процессе всегда связан с мотивацией к обучению и готовностью к систематической целенаправленной деятельности по преодолению трудностей в процессе учёбы; переходу от одного уровня овладения материалом к более высоким. Осознавая необходимость использования новых образовательных технологий в современном образовательном процессе, надо помнить, что фундамент успешного акта познания – систематическая последовательная деятельность, основанная на проявлении волевых усилий по овладению учебным материалом.