Full text

Одними из основных целей трудового законодательства являются создание благоприятных условий труда и защита прав и интересов работников и работодателей. В настоящее время существует разнообразное количество профессий, каждая из которых обладает уникальностью в связи с осуществлением определенной трудовой функции, выполнением ее в определенных условиях, а также вследствие тех профессиональных качеств, которыми должен обладать тот или иной работник. Например, в соответствии с «Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих» начальник поисково-спасательного подразделения осуществляет должностные обязанности по руководству деятельностью поисково-спасательного подразделения, координации деятельности поисково-спасательных групп в режиме готовности и деятельности в условиях чрезвычайных ситуаций, что накладывает определенные особенности на условия труда, а значит, и на их правовое регулирование [1]. Нельзя забывать при формировании правовой базы регулирования труда отдельных категорий работников о том, что, согласно статье 7 Конституции Российской Федерации, государственная политика имеет социальную направленность, что отражается на трудовом законодательстве в том числе [2]. В связи с этими аспектами Трудовой кодекс Российской Федерации содержит раздел XII «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников».

Одной из своеобразных черт метода трудового права является принцип единства и дифференциации. В. Л. Гейхман отмечает, что единство основывается на распространении общих норм трудового законодательства на всех работников и работодателей по всей территории России, а дифференциация происходит посредством применения специальных норм в зависимости от особенностей и условий производства, территориального местонахождения работодателей, характера и специфики трудовой деятельности различных субъектов труда и категорий (труд женщин, подростков, инвалидов) либо условий труда (труд педагогов, медиков) [3]. Это и позволяет трудовому законодательству отвечать поставленным перед ним требованиям.

Основная цель настоящей статьи – выявление, систематизация и классификация особенностей регулирования труда отдельных категорий работников, которые содержатся в Трудовом кодексе Российской Федерации, для прогнозирования дальнейших законодательных изменений в данной области в связи с изменением социально-экономических условий в России.

Дифференциация регулирования трудовой деятельности отдельных категорий работников исходит из тех целей, которые ставит перед собой государство для выполнения своих функций. Государство посредством проводимой политики пытается воздействовать на общественные отношения, стараясь сохранять и приумножать то, что необходимо для жизнеспособности не только его самого, но и общества, охранять и регулировать которое оно призвано. В связи с теми целями и задачами, которые призваны обеспечить осуществление поставленных целей, государство строит трудовую политику. В науке на основании разности видов государственной политики в трудовой сфере рассматривают такие модели рынка труда, как шведская, германская, французская, японская, американская и российская. Общим аспектом для каждой из них является стимулирование снижения безработицы во многом посредством вовлечения в трудовой процесс большего количества людей. Е. Н. Кононова выделяет общие тенденции, свойственные каждой из моделей, к ним относятся: наличие трех субъектов на рынке труда, институционализация трудовых отношений с помощью трудового законодательства, рыночная инфраструктура, рост самозанятости, развитие нетрадиционных форм найма [4]. Все эти положения затрагиваются в трудовом законодательстве Российской Федерации, так как законодательство является своеобразным отражением чаяний государственной политики.

На основе анализа Трудового кодекса Российской Федерации автором были выделены следующие направления особенного правового регулирования трудовых отношений: семейно-демографическое, регулирование труда отдельных возрастных категорий работников, регулирование труда работников в зависимости от их состояния здоровья, регулирование труда социально незащищенных групп, работников, занимающих руководящие должности, членов коллегиального исполнительного органа организации, регулирование труда людей, ранее подлежавших юридической, в том числе уголовной, ответственности, регулирование труда работников, особенность труда которых связана с перемещением относительно территории страны, работников, исполняющих государственные и общественные обязанности, работников, вовлеченных в образовательную деятельность, профессиональную подготовку, регулирование труда в зависимости от уровня производительности и квалификации, регулирование труда работников особо значимых в обществе профессий, регулирование способов трудовой деятельности, условий труда, регулирование труда работников, занятых у определенных категорий работодателей, труда иностранных граждан и лиц без гражданства. Данные направления можно объединить в более крупные группы – регулирование трудовых отношений в зависимости от социального, правового положения работника, в зависимости от специфики трудовой деятельности, значимости профессии для прогрессивного развития общества.

Для понимания значимости и целесообразности выделения тех или иных групп направлений особого регулирования трудовых отношений важно рассмотрение каждой из них по отдельности. Регулирование трудовых отношений в зависимости от социального положения работника исходит из провозглашения в части 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации России социальным государством. Государство посредством законодательного закрепления особого регулирования категорий работников с определенным социальным положением защищает данные категории, в чем проявляется одна из функций государства. К таким группам работников с определенным социальным положением, обусловливающим необходимость дифференцированного подхода к регулированию их трудовой деятельности, относятся женщины, лица с семейными обязанностями, в частности работник, воспитывающий несовершеннолетнего ребенка или ухаживающий за нуждающимися в этом членами семьи, инвалиды, лица, получившие трудовое увечье или профессиональное заболевание, несовершеннолетние и лица преклонного возраста. Это связано с незащищенностью этих групп, значимостью их общественной функции. Основополагающей правовой нормой для покровительства государством лиц с семейными обязанностями, беременных женщин, матерей, несовершеннолетних является часть 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации, в которой говорится, что материнство и детство, семья находятся под защитой. Трудовое законодательство с помощью особого регулирования этих групп детализирует конституционную норму. Например, ввиду физиологических свойств и социальной значимости женщины в обществе статья 93 Трудового кодекса Российской Федерации закрепляет возможность установления неполного рабочего времени работодателем для женщин по их просьбе, статья 96 указанного нормативного правового акта не допускает беременных женщин к работе в ночное время, статья 253 ограничивает применение труда женщин на работах с вредными условиями труда, на подземных работах. Установление особенностей правового регулирования труда несовершеннолетних связано с их психическим и физиологическим развитием, необходимостью воспитания детей как полноценных членов общества и ограничения влияния информации, которая может нанести вред развитию ребенка. Например, статья 265 Трудового кодекса Российской Федерации запрещает использование несовершеннолетних на работах с вредными и/или опасными условиями, на подземных работах, выполнение которых может причинить вред здоровью и нравственному развитию детей.

Особое правовое регулирование труда отдельных правовых групп работников обусловлено той политико-правовой связью, которая возникает между ними и государством, теми взаимными правами и обязанностями, которые они имеют. Общие положения трудового законодательства распространяются на законопослушных граждан Российской Федерации. Дифференцированный подход применяется к иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также лицам, имеющим или имевшим ранее судимость, подвергающимся или подвергавшимся уголовному преследованию. Особое регулирование труда иностранных граждан и лиц без гражданства связано с возможностью действия по отношению к ним иностранного права, необходимостью получения определенных документов, например разрешения на работу, патента, разрешения на временное проживание, вида на жительство, для вовлечения названных категорий в трудовые отношения, что обусловлено той миграционной политикой, которой придерживается Россия для поддержания демографических процессов. Закрепление в Трудовом кодексе Российской Федерации специальных норм по отношению к лицам, имеющим или имевшим ранее судимость, подвергающимся или подвергавшимся уголовному преследованию, связано с той общественной опасностью их деяний, которая представляет угрозу для динамичного и нормального развития общества посредством трудовых отношений. В статье 331 Трудового кодекса Российской Федерации установлен запрет на занятие педагогической деятельностью для данной группы лиц, что связано с их антиобщественным поведением, возможностью негативного влияния на нравственное развитие обучающихся, которые преимущественно являются несовершеннолетними.

Следующей группой направления особого законодательного регулирования является регулирование труда в зависимости от специфики трудовой деятельности. Специфика трудовой деятельности связана с разнообразными условиями работы, способами осуществления трудовой функции, что зависит от множества причин: географических условий, вредных или опасных условий работы, возможности осуществления работы дистанционно и многих других. К данной группе можно отнести особое регулирование труда лиц, работающих во вредных и/или опасных условиях, на Крайнем Севере и приравненным к ним местностям, осуществляющих подземные работы, работников, управляющих транспортными средствами, работающих с источниками повышенной опасности, вахтовым методом, сезонных работников, надомников, дистанционных работников. Данные особенности выделяются в связи с тем, что от специфики трудовой деятельности зависит сущность тех мер, которые необходимы для защиты прав и законных интересов работников и работодателей. Например, согласно статье 330.3. Трудового кодекса Российской Федерации прием на подземные работы осуществляется после обязательного медицинского осмотра, что связано с тем влиянием условий подземных работ, которое оказывается на организм человека. В связи с тем что подземные работы представляют собой огромный риск, важным аспектом трудовой деятельности является неукоснительное соблюдение требований безопасности, нарушение которых означает обязанность работодателя отстранить работника от подземных работ, что указано в статье 330.4 Трудового кодекса Российской Федерации. Спецификой дистанционной работы является отсутствие реального непосредственного контроля за трудовой деятельностью работника. В связи с этим статья 312.3 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает, что в трудовом договоре с дистанционным работником определяются порядок и сроки представления отчетов о выполненной работе, обеспечение его необходимым оборудованием и другие моменты, связанные со спецификой дистанционной работы.

Еще одной группой направления особого регулирования трудовой деятельности является регулирование трудовой деятельности работников общественно значимых профессий – медицинских и педагогических работников. Несомненно, что от того, как и в каких условиях осуществляются трудовые функции этих категорий работников, зависит многое – жизнь отдельных людей, развитие и будущее страны. Например, статья 350 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает сокращенную продолжительность рабочего времени для медицинских работников, что связано с необходимостью отдыха для нормального осуществления жизненно важных задач в рабочее время, воздействием условий труда на здоровье и психику. Статья 331 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает образовательный ценз для занятия педагогической деятельностью, что является очевидным необходимым критерием. Статья 332 Трудового кодекса Российской Федерации тоже устанавливает сокращенную продолжительность рабочего времени в неделю для педагогических работников, что обусловлено необходимостью выполнения части трудовой функции во внерабочее время, важностью отдыха.

Таким образом, необходимость особого регулирования трудовой деятельности отдельных категорий работников связана с тем, что общие нормы не могут в полной мере обеспечить защиту прав и законных интересов работников и работодателей в данных ситуациях, что обусловлено указанными выше факторами.

Исходя из социально-экономических условий в России в настоящее время, на наш взгляд, возникает необходимость установления специальных норм, регулирующих трудовую деятельность сельскохозяйственных работников. Еще в 2006 г. был принят Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» [5]. В данном Федеральном законе указываются основные цели государственной аграрной политики, из которых вытекает важность установления специальных трудовых норм по отношению к сельскохозяйственным работникам, в частности обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве. В 2019 г. в своем ежегодном послании к Федеральному собранию президент Российской Федерации указал на то, что наличие собственных передовых агротехнологий – это практически вопрос национальной безопасности и успешной конкуренции на растущих рынках продовольствия [6]. Применение же передовых агротехнологий работниками невозможно без наличия у них соответствующего образования. В настоящее время делается упор именно на развитие наукоемких сельскохозяйственных производств, поэтому возникает необходимость установления на законодательном уровне для сельскохозяйственных работников, непосредственно связанных с применением современных технологий, образовательного ценза. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в приказе от 9 июля 2018 г. закрепило требование к агрономам о наличии среднего профессионального образования, что свидетельствует об осознании значимости профессионального подхода к использованию такого ресурса, как земля [7]. Не стоит забывать об экологической проблеме, которая требует серьезных подходов к ее решению, ведь сельскохозяйственная деятельность непосредственно влияет на природные процессы, а при применении вредных для окружающей природы веществ, нерациональном использовании ресурсов ей наносится значительный урон. Вследствие этого сельскохозяйственные работники должны знать об экологической составляющей своей работы, а систематическое грубое нарушение экологических требований должно стать основанием для отстранения их работодателем от выполнения трудовой функции, что защищает права работодателя, который несет ответственность за выполнение экологических норм как юридическое лицо, например, по Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях.

Еще одним важным аспектом в трудовой деятельности сельскохозяйственных работников является гарантия прав работников, в том числе в связи с особенностями условий труда. Сельскохозяйственные работники непосредственно контактируют с возбудителями болезней у растений и животных, а также с пестицидами и агрохимикатами. Например, в трудовые обязанности бактериолога в сфере сельского хозяйства входит осмотр и вскрытие павших животных, что определенно представляет собой опасность для здоровья человека [8]. В СанПиН 1.2.2584-10 «Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов» указывается на необходимость проведения предварительного и периодических медицинских осмотров для осуществления трудовой деятельности в сельскохозяйственной сфере [9]. Думается, данное положение о прохождении сельскохозяйственными работниками медицинских осмотров необходимо закрепить в Трудовом кодексе Российской Федерации с целью защиты прав этой категории работников, так как установление этого на федеральном уровне обеспечит более эффективную защиту прав сельскохозяйственных работников в сфере здоровья. Еще одним аргументом является то, что в государственном докладе Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2014 году» указано, что наибольшему риску утраты трудоспособности подвержены работники ряда предприятий по добыче полезных ископаемых, металлургии, машиностроения и судостроения, по производству строительных материалов, строительной индустрии, сельского хозяйства, транспорта, на которых в 2014 г. зарегистрированы наиболее неблагоприятные условия труда, а в 2014 г. темп прироста профессиональных заболеваний, связанных с использованием химических веществ, которые в большом количестве используются в сельском хозяйстве как составная часть современных технологий, составляет 60,9% по отношению к 2012 г. [10] Думается, это иллюстрирует отсутствие реальных гарантий осуществления прав сельскохозяйственных работников, в связи с чем важным является закрепление их прав и гарантий в федеральном законодательстве – Трудовом кодексе Российской Федерации.

Особенности труда сельскохозяйственных работников заключаются еще в том, что в основном сельскохозяйственная деятельность осуществляется в крестьянских (фермерских) хозяйствах, которые могут заниматься данной деятельностью и без образования юридического лица, на основании соглашения. Специфика трудовой деятельности в крестьянских (фермерских) хозяйствах – личное участие в ней лиц, состоящих в родственных связях, совместное установление внутреннего распорядка, ответственность за неисполнение обязанностей. Главой крестьянского (фермерского) хозяйства могут быть заключены трудовые договоры с работниками. В науке трудового права с момента введения данного субъекта возник вопрос о возможности лица, являющегося членом крестьянского (фермерского) хозяйства, заключить трудовой договор с этой организацией. А. Б. Канунников и М. А. Гостева утверждают, что такая возможность существует и является «дополнительной правовой основой для организации производства и управления трудом» [11]. Однако, на наш взгляд, в связи с этим может произойти коллизия между гражданско-правовым и трудовым статусом члена крестьянского фермерского хозяйства, что может пагубно сказаться на защите его прав именно как работника. На основании этого важным является регламентация в Трудовом кодексе Российской Федерации трудовых отношений в крестьянском (фермерском) хозяйстве.

Суммируем вышесказанное: в настоящее время существует необходимость в закреплении особенностей трудовой деятельности сельскохозяйственных работников, так как значимость осуществления ими трудовой функции в сфере сельского хозяйства является бесспорной, несмотря на то что якобы о развитии экономического потенциала говорит уменьшение сельскохозяйственного сектора во внутреннем валовом продукте страны. Сельское хозяйство никогда не потеряет своей значимости, потому что является основой жизнедеятельности человека. В данной ситуации необходимая тенденция – интенсивное развитие этой отрасли экономики, что напрямую связано с теми требованиями, которые должны предъявляться к сельскохозяйственным работникам, и теми гарантиями, которыми они должны быть обеспечены вследствие работы в особых условиях. Это имеет особую ценность в России, которая всегда уделяла повышенное внимание к сельскому хозяйству.