Full text

В современное время огромную роль в поддержании стабильного и нормального функционирования жизнедеятельности человека играет контроль за условиями производства продукции, предназначенной для непосредственного потребления, а также сырья, из которого эта продукция изготавливается. Это обусловлено тем, что достижения науки не только имеют прогрессивную сторону, но и могут нести негативные последствия, которые отражаются прежде всего на здоровье людей. Создание новых видов химических удобрений, добавок, применение достижений генной инженерии не всегда имеют целью повышение качества продукции и уровня ее безопасности, а являются одним из эффективных с точки зрения лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, средств для повышения получаемой коммерческой выгоды.

Также нельзя игнорировать факт целостности окружающей среды и взаимозависимости происходящих в ней процессов. Производство продукции с применением химических веществ и достижений генной инженерии может не только повысить выгодность ее коммерческой реализации, но и оказывать негативное влияние на экологическую обстановку.

Еще одна проблема – предоставление потребителям реальной возможности выбора среди разнообразного ассортимента продукции товара, который не содержит вредных химических веществ. Это затруднительно ввиду отсутствия у среднестатистического потребителя необходимых знаний в данной сфере. Производители часто пользуются этим фактом и вводят потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств продукции.

Государство посредством правового регулирования защищает права и законные интересы человека в наиболее важных сферах жизнедеятельности. Часть 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации закрепляет за государством обязанность охраны здоровья людей, что заключается в том числе и в регулировании оборота продовольственных товаров. В связи с этим Конституция Российской Федерации устанавливает, что на территории России поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия.

Продовольственная безопасность государства является одной из составных элементов национальной безопасности, которая способствует устойчивому и нормальному функционированию государства и общества. Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. была утверждена Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации. В указанной Доктрине подчеркивается, что стратегической целью продовольственной безопасности является обеспечение населения страны безопасной сельскохозяйственной продукцией, рыбной и иной продукцией из водных биоресурсов и продовольствием [1]. Несомненно, что качество продовольственной продукции обеспечивает соответствующий уровень жизни населения, что является приоритетной задачей государства как для реализации целей национальной безопасности, так и целей гарантированности прав человека, в том числе в сфере здравоохранения.

Понятие «экологически чистый продукт» уже присутствует в нормативно-правовых актах. Например, в указе Президента РФ от 07.09.2010 № 1099 «О мерах совершенствования государственной наградной системы в Российской Федерации» устанавливается, что почетное звание «Заслуженный работник рыбного хозяйства Российской Федерации» предоставляется за личные заслуги в организации на территории Российской Федерации новых перерабатывающих водные биологические ресурсы производств и других современных объектов рыбохозяйственного назначения, выпускающих высококачественную, экологически чистую продукцию для населения и на экспорт; в распоряжении Правительства РФ от 17.11.2018 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», где в рамках направлений перехода к инновационному и социально ориентированному типу экономического развития указана реализация аграрного потенциала производства экологически чистых продуктов [2, 3]. Однако отсутствие определения экологически чистого продукта, установления требований для признания продукции экологически чистой делает это понятие оценочным. В этом случае любой субъект интерпретирует указанное словосочетание так, как ему необходимо.

В Доктрине продовольственной безопасности одной из основных задач ее проведения является непосредственно обеспечение безопасности пищи. На основании этого один из возможных способов реализации доктрины продовольственной безопасности – конкретизация в законодательстве Российской Федерации понятия «экологически чистый продукт». В Послании Президента РФ Федеральному собранию от 20.09.2019 г. указывается на важность создания защищенного бренда отечественной «чистой», зеленой продукции [4].

В связи с этим летом 2019 г. Министерство сельского хозяйства представило проект Федерального закона «Об экологически чистой сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии». [5]. Основной целью этого законопроекта является установление критериев, которым должна отвечать продукция, сырье и продовольствие для того, чтобы посредством добровольной сертификации получить маркировку «экологически чистый продукт». Разумеется, для того чтобы признать продукцию, сырье и продовольствие экологически чистой продукцией, необходимо установить ее критерии, которые позволят объективно различать продукцию в зависимости от того, отвечает ли она требованиям экологичности.

Исходя из представленного в законопроекте определения экологически чистой продукции как сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия,
произведенных в массовом количестве по современным агро- и промышленным технологиям с применением ограниченной группы безопасных для человека и окружающей среды удобрений и других агрохимикатов, средств защиты растений, кормов, кормовых и пищевых добавок, веществ в соответствии с установленными данным проектом федерального закона требованиями, очевидно, что понятие относится к сельскохозяйственным объектам питания. Также в этом документе особо оговаривается, что он не распространяется на отношения, связанные с парфюмерно-косметической продукцией, лекарственными средствами, семенами лесных растений, продукцией охоты, рыбной продукцией, а также с органической продукцией. Отсюда возникает необходимость сопоставления понятий «экологически чистый продукт» и «органическая продукция». Органическая продукция, согласно Федеральному закону от 03.08.2018 № 280-ФЗ «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вступает в силу с 1 января 2020 г., – это экологически чистые сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, производство которых соответствует требованиям данного федерального закона [6]. Таким образом, на основании сравнения указанных дефиниций понятия «экологически чистый продукт» и «органический продукт» являются практически идентичными.

Проект о введении понятия «экологический чистый продукт» и требований, предъявляемых к нему, изменяет понятие «органический продукт». В предлагаемой редакции органический продукт определяется как продукция растительного, животного, микробного происхождения, а также аквакультуры в натуральном, обработанном или переработанном виде, употребляемая человеком в пищу, используемая в качестве корма для животных, посадочного и посевного материала, полученная в результате производства, сертифицированного на соответствие действующим в Российской Федерации национальным, межгосударственным и международным стандартам в сфере производства органической продукции. Несмотря на исключение из определения словосочетания «экологически чистые» требования, предъявляемые для сертификации продукции как органической, остаются теми же. При сравнении их с требованиями, которые предусмотрело Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, можно отметить, что они являются схожими. Например, требования о запрете на применение трансплантации эмбрионов, клонирования и методов генной инженерии, генно-инженерно-модифицированных и трансгенных организмов, а также продукции, изготовленной с использованием генно-инженерно-модифицированных и трансгенных организмов; запрет на применение ионизирующего излучения; использование пищевых добавок, технологических вспомогательных средств, ароматизаторов, усилителей вкуса, ферментных препаратов, микроэлементов, витаминов, аминокислот, предусмотренных действующими в Российской Федерации национальными, межгосударственными стандартами в сфере производства органической продукции. В требованиях к экологически чистым продуктам содержится общее положение, касающееся использования безопасных для человека и окружающей среды удобрений и других агрохимикатов, средств защиты растений. Это требование вбирает в себя несколько пунктов, более подробно описанных в федеральном законе об органической продукции, например, запрет на применение агрохимикатов, пестицидов, антибиотиков, стимуляторов роста и откорма животных, гормональных препаратов, за исключением тех, которые разрешены к применению действующими в Российской Федерации национальными, межгосударственными и международными стандартами в сфере производства органической продукции.

На основании этого можно сделать вывод о дублировании положений в законопроекте об экологически чистом продукте и Федеральном законе «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Безусловно, это говорит об отсутствии тщательной разработки представленного Министерством сельского хозяйства проекта. Чтобы выявить направления разрешения сложившейся ситуации, необходимо обратиться к значению понятий «органическая продукция» и «экологически чистый продукт». Согласно толковому словарю С. И. Ожегова, органический – принадлежащий к растительному или животному миру, относящийся к организмам. Экологический, также в соответствии с толковым словарем С. И. Ожегова, – относящийся к природной среде, к среде обитания [7]. Словосочетание «экологически чистый продукт» означает чистый, не имеющий небезопасных веществ, способных оказать негативное влияние, по отношению к природной среде. В западной доктрине понятия «экологически чистый продукт» и «органические продукты» являются идентичными. В таком случае публичное представление Министерством сельского хозяйства Российской Федерации проекта федерального закона об экологически чистом продукте в противовес уже принятому Федеральному закону от 03.08.2013 № 280-ФЗ «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» кажется нелогичным.

Необходимо отметить, что процесс принятия федерального закона, который бы регламентировал деятельность, связанную с производством органической продукции, был достаточно длительным. Первый вариант проекта федерального закона об органической продукции был внесен на рассмотрение Государственной думой Российской Федерации 16 ноября 2012 г. Важность его принятия была обусловлена и до сих обусловливается возросшим спросом населения на данную категорию продукции, актуальностью экологических проблем, связанных с загрязнением окружающей среды в процессе производства продукции, в том числе и пищевой, а также отсутствием регламентации порядка присвоения продуктам такой маркировки, как «эко», «био», «натуральный продукт», что приводило и приводит к злоупотреблению доверием покупателей производителями.

Многие западные страны намного раньше осознали потребность в создании законодательства, регулирующего оборот органических продуктов. В Европейском союзе в настоящее время действуют Регламент Совета ЕС 834/2007 от 28.06.2007 г. «Об экологическом производстве и маркировке экологической продукции и о прекращении действия Регламента ЕЭС 2092/91», Регламент Комиссии ЕС № 889/2008 от 05.09.2008, однако уже с 1 января 2021 г. вступит в силу новый нормативно-правовой акт в сфере органической продукции – Регламент ЕС № 2018/848. Это говорит о развитии законодательства Европейского союза и о сложности нормативного регулирования отношений в сфере оборота органической продукции. В США главным нормативно-правовым актом об органической продукции является «Акт об органическом производстве продуктов питания». Законодательные акты, регулирующие производство органических продуктов, также существуют в Швейцарии, Японии, Франции и во многих других передовых странах. Принятие подобных документов говорит об осознании государствами значения безопасного производства продуктов, сырья и продовольствия органического происхождения, которое благотворно влияет не только на состояние здоровья населения, но и на окружающую среду, которая за последнее столетие подверглась серьезным нарушениям.

Важным субъектом в отношениях по разработке международных стандартов в сфере производства органической продукции является международная организация International federation of organic agriculture movements (IFOAM), которая была создана в 1972 г. IFOAM утверждает стандарты по производству органической продукции, а также разрабатывает систему аккредитации. Международная организация подготовила принципы органического сельского хозяйства, в которые входят принцип здоровья, принцип экологии, принцип справедливости и принцип свободы. Установление принципов необходимо для достижения поставленных целей, поскольку при наличии пробелов в регулировании именно они позволяют их преодолеть. Документ под названием «Общие цели и требования органических стандартов (COROS) – единые требования IFOAM» содержит указания в области растениеводства, животноводства, ведения фермерского хозяйства [8]. Данные указания исходят из необходимости неприменения при производстве органической продукции химических веществ, а применения только тех веществ, которые основываются на природных циклах и экологическом балансе. Например, в системе органического растениеводства используются только натуральные методы и средства борьбы с вредителями, сорняками и болезнями растений, система органического растениеводства использует только минеральные удобрения и только как дополнение к биологическим методам повышения плодородия почвы.

Несомненно, российские законодатели при создании проекта федерального закона об органической продукции (экологически чистых продуктах) должны были исходить из уже существующих и эффективно действующих международных стандартов.

Стоит отметить, что на постсоветском пространстве действует Модельный закон «Об органическом агропроизводстве» Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств. В нем присутствует понятие «экологическая продукция», которое определяется как продукция, произведенная в условиях экологического агропроизводства, и(или) услуги, предоставляемые при строгом соблюдении технического регламента и специализированных стандартов такого производства. Кроме того, в странах бывшего Советского Союза существуют отдельные законы об органической продукции (экологически чистых продуктах). Со 2 августа 2019 г. на Украине вступил в силу Закон «Об основных принципах и требованиях к органическому производству, обращению и маркировке органической продукции». В законе устанавливается, что органическая продукция – это сельскохозяйственная продукция, в том числе пищевые продукты и корма, полученные в результате органического производства. Также в нормативном акте дается определение понятиям «органический корм», «органическое виноделие», «органическое растениеводство», «органическое животноводство», «органические животные» и закрепляются требования отдельно к каждому виду органического производства [9]. В законе Азербайджанской республики от 13 июня 2008 г. № 650-IIIГ делается важное уточнение о том, что используемое понятие «экологически чистый» имеет то же значение, что и используемые в международном законодательстве понятия «биологический», «органический» и «природный» [10].

В соответствии с этим можно определить основные направления совершенствования законодательных актов в области оборота органической продукции. Во-первых, необходимо формулирование более емкого и отвечающего международным принципам, касающимся производства органических продуктов, определения органических продуктов (экологически чистых продуктов). Во-вторых, закрепление принципов, регулирующих данную сферу. В-третьих, важным является указание на идентичность понятий «экологически чистый», «органический», «натуральный», «биологический» и установление на невозможность применения их без прохождения соответствующий сертификации товара. В-четвертых, установление применительно к разным видам органического производства отдельных требований. Проект федерального закона Министерства сельского хозяйства Российской Федерации является необоснованным, и, думается, его принятие приведет к многочисленным коллизиям вследствие того, что понятия «органическая продукция» и «экологически чистые продукты» являются идентичными и их трактование как разных представляется противоречивым.

Значимым считается не столько принятие долгожданного закона об органической продукции, сколько совершенство юридической техники этого акта. Только в этом случае можно достигнуть поставленных целей. Это, разумеется, очень важно для России ввиду огромного количества территории, пригодной для ведения сельского хозяйства, и соразмерной замены экспортных органических продуктов отечественными, которые не будут отставать от них в качестве. Государственная поддержка производства органической продукции служит гарантией реализации конституционных прав человека.