Full text

Введение

 

Профориентация обучающихся – приоритетная государственная задача. В настоящий момент обучающиеся включены в разнообразные профориентационные форматы: от профориентационных тестов, которые проходят большинство обучающихся, до экскурсий на предприятия, кружков, профориентационных программ, включения в профориентационное направление добровольческой деятельности, Российское движение школьников и т. д.

В. В. Путин определяет важные задачи в профориентационном направлении, обращая внимание на выстраивание системы современной профориентации, на раннюю профориентацию, миссию педагога в определении склонностей ученика и помощи ему развиться в том направлении, где он демонстрирует способности.

С 2018 года реализуется проект «Билет в будущее» с целью формирования осознанности и способности к выбору обучающимся профессиональной траектории.Проект направлен наобучающихся 6–11-х классов, включая детей с ограниченными возможностями здоровья. Проект предполагает, с одной стороны, практическое погружение в профессию с помощью профессиональных проб, квестов, мастер-классов, фестивалей профессий, которые помогают обучающемуся определиться с выбором профессии, выстроить индивидуальную профессиональную траекторию; с другой стороны, подготовку вожатых, волонтеров, педагогов-навигаторов к организации профориентационных мероприятий. Профессиональная проба обеспечивает погружение обучающихся в специально смоделированную профессиональную среду, предполагает выполнение заданий, связанных с определенной профессией и т. д.

У обучающихся вызывают интерес профессиональные пробы по различным профессиональным компетенциям: предпринимательство, промышленный дизайн, веб-дизайн, информационная безопасность, интернет вещей, электроника, ландшафтный дизайн, ветеринария, преподавание в младших классах, робототехника и др. Практической значимостью участия в профориентационных мероприятиях проекта «Билет в будущее» является получение рекомендаций по выбору дальнейшей профессиональной траектории.

Для студентов реализуется проект «Профстажировка», в рамках которого студент может представить результаты исследования, разработанные программы и проекты и получить приглашение на стажировку с последующим трудоустройством. Будущий специалист имеет возможность апробировать свои инновации на базе конкретного учреждения, работать под руководством опытного наставника. Таким образом, выстраивание индивидуальной образовательной траектории осуществляется совместно с педагогом-навигатором с использованием возможностей образовательной среды (общее образование, профориентационные мероприятия и т. д.).

Актуальность исследования, во-первых, связана с дефицитом современных профориентационных технологий, диагностического инструментария. Например, в 2019 году Роструд запустил бесплатный сервис по профориентированию. В одном из вопросов теста подростку предлагают выбрать профессию, которая привлекает с точки зрения престижности. Варианты ответа: агроном-семеновод; председатель колхоза. Проблема заключается и в том, что в результате тестирования обучающегося полученный результат не дает ему представления о будущей профессии и его пути в ней. Во-вторых, очень быстро меняется мир профессий.

В настоящее время созданатлас актуальных профессий, постоянно обновляется список востребованных профессий, профессий, в которых роботы не смогут полностью заменить человека, и т. д. При организации профориентационных мероприятий педагогам и психологам необходимо ориентироваться на современную информацию, обсуждать профессии, которые актуальны в настоящее время, которые будут востребованы через определенное количество времени и т. д.

 Например, в 2020–2025 году для девушек данный список выглядит так: игропедагог, логопед-дефектолог, наномедик, психолог, дизайнер, модельер, косметолог и т. д.; для юношей существует свой список востребованных профессий в сферах военно-промышленного комплекса, космической отрасли, киберпротезирования, инженерного дела, строительства и т. д. А. Г. Асмолов о профессиях будущего: «Ставка на творчество, ставка на воображение и ставка на развитие личности» [1].

В-третьих, меняется и сам обучающийся, соответственно, должны меняться и используемые профориентационные технологии. Почти 70% школьников, опрошенных в рамках проекта Минпросвещения России «Билет в будущее», не определились с профессией и не знают, где искать информацию для профориентации. Реализация проекта «Билет в будущее» показала, что в основном используются следующие формы: профориентационные тестирования, встречи с представителями вузов и колледжей, классные часы по профориентации. Необходимо учитывать, что у современных детей имеет место зависимость от цифровых технологий, есть трудности в установлении прямого контакта с людьми и т. д.

 

Обзор отечественной и зарубежной литературы

 

Анализ основных подходов и концепций зарубежных исследователей позволяет утверждать, что западные исследователи в профессиональном самоопределении видят, как сейчас принято говорить, ресурс, потенциал и одновременно стимул индивидуально-личностного развития. Анализируя пути и механизмы саморазвития, ученые делают акцент на индивидуальных отличиях, необходимости их всестороннего изучения, начиная с раннего детства, и создания для этого необходимых условий. А. Маслоу, рассматривая самоактуализацию как вершину предложенной им пирамиды потребностей, в своей концепции профессионального самоопределения эту же дефиницию рассматривает как стремление человека самосовершенствоваться, что, в свою очередь, видится возможным преимущественно в трудовой деятельности, в том числе «через увлеченность работой реализовать себя в значимом деле» [2]. Г. Олпорт в своих исследованиях делает акцент на потребности в достижении новых вершин, постоянном развитии и совершенствовании, рассматривая их как основное условие человеческой активности [3]. Д. Холланд – автор профориентационной методики –  утверждает принадлежность большинства оптантов к одному из шести типов личности, описанных ученым. Выбор профессии, соответствующей типу личности, во многом является залогом и успехом профессиональных достижений и карьерного роста [4]. Э. Гинцберг подходит к проблеме профессионального развития с позиции динамики, рассматривает его как длительный процесс, предполагающий принятие профессиональных жизненно важных решений, возможность компромисса внешних и внутренних факторов. В качестве основных внутренних факторов выступают престиж профессии, особенности рынка труда и профессий, главным внутренним фактором являются индивидуальные особенности личности [5]. Д. Сьюпер, говоря о профессиональном самоопределении, разделяет позицию, близкую к описанной выше, вводя понятие личностной Я-концепции. Соотнесение собственного опыта, личностных особенностей с социальными требованиями и условиями ученый рассматривает как важнейший механизм профессионального развития [6].

Профессиональное самоопределение отечественными учеными рассматривается как процесс принятия личностью решения о выборе будущей трудовой деятельности; процесс и результат формирования у подростка готовности самостоятельно планировать и реализовывать перспективы персонального образовательно-профессионального маршрута. Э. Ф. Зеер рассматривает профессиональное самоопределение как «определение своего места в мире профессий, нахождение личностного смысла в выполняемой работе» [7], А. К. Маркова профессиональное самоопределение связывает с определением человека себя относительно выработанных в обществе критериев профессионализма [8], Е. А. Климов профессиональное самоопределение соотносит с «самоориентированием» учащегося [9], Н. С. Пряжников определяет сущность профессионального самоопределения как «поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой трудовой деятельности» [10], Л. М. Митина профессиональное самоопределение характеризует как проявление психического развития человека в процессе профессионализации [11].

Профориентация перестает быть отдельным эпизодическим мероприятием в школе. Появляется спрос на другой тип профориентации — персонализированный, благодаря которому ребенок сможет узнать свои сильные стороны, интересы, сформулировать жизненные цели и на этой основе выбрать то, чем реально хочет заниматься, т. е. выстроить свой персональный образовательно-профессиональный маршрут. Таким образом, появляется потребность в организации психолого-педагогической поддержки обучающегося на пути выстраивания образовательно-профессионального маршрута. О. С. Газман рассматривает педагогическую поддержку как особую сферу деятельности педагога, направленную на стимулирование самостановления ребенка как индивидуальности [12]. Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин, развивая подход О. С. Газмана, определяют педагогическую поддержку как педагогическую деятельность, подкрепляющую ребенка в ситуации обнаружения им своей слабости и помогающую ему преодолеть ее за счет индивидуальных способностей и возможностей [13]. Психолого-педагогическую поддержку можно определить как систему психолого-педагогической деятельности, создающей условия для выстраивания обучающимися индивидуальной образовательной траектории, которая рассматривается как путь освоения универсальных и профессиональных компетенций, формируемый участником совместно с педагогом с использованием возможностей образовательной среды [14] (профориентационные программы и проекты, профессиональные соревнования, профессиональные пробы, стажировки и т. д.). При этом важна актуализация процесса самопознания; создание ситуаций, в которых можно «попробовать себя» в различных видах деятельности, поддержка и развитие полезных инициатив; включение обучающегося в будущую профессиональную деятельность, пред­полагающую конкретные практики; оказание помощи в обозначении направлений своего саморазвития.

Е. И. Исаев отмечает, что учебная деятельность на средней и старшей ступенях школы приобретает «формы проектной и собственно исследовательской деятельности» [15]. Именно эти формы деятельности отвечают логике развития человека на этапе подросткового возраста и ранней юности. Интерес у подростков вызывает исследовательская работа, проектная деятельность, учебное экспериментирование, совместная научная работа с преподавателем и т. д. Для старшеклассника значительную помощь в выборе профессии может оказать индивидуальный образовательный маршрут, деятельность по формированию профессионального самоопределения («проба себя», участие в олимпиадах и конкурсах, добровольческой деятельности и др.).

Например, направление «Популяризация профессий» Российского движения школьников предполагает организацию и проведение интерактивных игр, семинаров, мастер-классов, открытых лекториев, встреч с интересными людьми, поддержку и развитие детских проектов и т. д. Добровольчество позволяет молодому человеку получить реальное представление о предполагаемой будущей профессии или выбрать направление профессиональной подготовки. Активное участие в добровольческой деятельности будет способствовать развитию таких социальных навыков, как опыт ответственного взаимодействия; лидерские навыки; коммуникативные способности; самоорганизация; инициативность и др.

Современные исследователи Э. Э. Сыманюк, А. А. Печеркина, О. В. Закревская делают акцент на необходимости формирования у современных подростков ценностей и смыслов, связанных с будущей профессией, и соотнесения их с профессиональными интересами и направленностью. Именно соотнесение ценностей и смыслов с профессиональными интересами, склонностями, по мнению исследователей, выступает основой профессионального самоопределения в старшем подростковом возрасте [16]. В продолжение рассматриваемой проблемы Е. Н. Васильева, А. В. Щербаков смещают акцент исследований на студенческий возраст, говоря о важности формирования у студентов – будущих специалистов конкурентоспособности. Мы разделяем положение авторов о необходимости учета не только совокупности профессиональных и социально значимых личностных характеристик каждого студента, но и гендерной специфики личностного компонента в структуре карьерного потенциала. Более высокие показатели юношей по сравнению с девушками в развитии ряда параметров мотивационной, регулятивной и эмоциональной характеристик личностного компонента требуют учета при разработке технологий профориентационной работы и могут рассматриваться наряду с описанными выше как условие повышения проектирования эффективности индивидуального карьерного пути будущего специалиста [17].

В настоящее время ведется активный поиск эффективных методов и технологий профориентационной работы, особое внимание уделяется разработке нового диагностического инструментария, отвечающего современным требованиям. Е. В. Мялкиной, Е. П. Седых проведено исследование, позволившее теоретически обосновать и разработать компьютеризированную методику «Страна профессионалов» для учащихся 8–9-х классов. Авторам удалось учесть особенности современных подростков, сделать акцент не только на актуальных, но и потенциальных способностях и создать онлайн-профориентатор, позволяющий учащимся получать цифровую информацию о своих специальных способностях. Кроме того, исследователи подчеркивают важность формирования у оптантов умений, позволяющих не только использовать результаты диагностики, но и грамотно соотносить собственные индивидуальные особенности с системой требований, предъявляемой конкретной профессией [18].

Профессиональная ориентация в настоящее время приобретает вид непрерывного сопровождения профессионального самоопределения человека и включает следующие компоненты: профессиональное просвещение, профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональный отбор, профессиональная адаптация.

Основными формами профориентационной работы являются аудиторные (профориентационные уроки «Мир профессий», семинары, экскурсии, классные часы, встречи со специалистами, профориентационные занятия и т. д.) и внеаудиторные (профориентационные проекты, дни открытых дверей, конкурсы профессий и т. д.) [19].

 

Методологическая база исследования

 

Несмотря на масштабность проводимых профориентационных мероприятий в настоящее время, собственный опыт работы со школьниками и их родителями, студентами, стажерами, анализ сложившейся практики позволил нам в рамках нашего исследования наметить несколько проблемные участки, на которые необходимо в настоящее время обратить особое внимание.

Прежде всего, речь касается ситуаций, когда учащиеся 7–8-х классов выбирают профиль обучения, определяя свою дальнейшую профессиональную направленность, и ситуаций, когда учащиеся 9-х классов оказываются в ситуации принятия решения относительно «дисциплин по выбору на ОГЭ». В своем исследовании мы разделяем положение о том, что профильное обучение, направленное на раскрытие навыков каждого учащегося, позволяет выстроить индивидуальный образовательный путь с учетом индивидуально-личностного развития ученика [20].

Огромное количество весьма успешных подростков оказываются элементарно неготовыми к принятию столь важного и ответственного решения, начинают «метаться» между разными профилями, поступают интуитивно, под влиянием стереотипов, не учитывают собственные интересы, поддаются влиянию близких и т. д. Причин, объясняющих подобное положение дел, несколько: социальная незрелость, неготовность к самостоятельному принятию решений; неадекватный уровень притязаний и самооценки, незнание и неправильное понимание своих возможностей; отсутствие, спонтанность или фрагментарность профессиональной информации, неумение систематизировать эту информацию.

В силу вышесказанного на современном этапе встает проблема психологической помощи в выборе профиля обучения и дальнейшего профессионального образования. Помощь обучающимся в выборе профессии требует специальных психодиагностических действий, включая получение знаний о себе и современном мире профессий, дальнейшее соотнесение данных знаний и пробу себя в будущей профессии [21].

 Основная задача психологического сопровождения профильного образования в школе связана с созданием психолого-педагогических условий, стимулирующих осознанный выбор профессии.

При разработке программ, направленных на подготовку учащихся к осознанному выбору профессии, применялись следующие методы профориентационной работы: информационный, активизирующий, развивающий, диагностико-консультационный. Так, информационный метод использовался с целью обеспечения разнообразной достоверной информацией о современных профессиях, учебных заведениях, о рынке труда, о том, как планировать свою карьеру. К информационным методам можно отнести дни открытых дверей, встречи со специалистами, представителями вузов, профориентационные семинары, анализ сайтов образовательных организаций, описание профессий и т. д. Активизирующий метод в профориентации применялся с целью формирования внутренней готовности к самостоятельному и осознанному построению своего профессионального пути. Например, «проба себя» в определенном профориентационном направлении добровольческой деятельности, Российском движении школьников, активизирующие опросники, настольные игры, анализ кейсов, профориентационный проект «Задай вопрос выпускнику» и т. д. Развивающий метод важен для формирования знаний, умений и навыков, необходимых для овладения той или иной профессией. Например, профориентационные тренинги, игра, мастер-классы, обучающие консультации и т. д. Анкетирование, тестирование, профориентационное консультирование использовалось в рамках диагностико-консультационных методов с целью установления соответствия подростка-старшеклассника тому или иному виду деятельности путем сопоставления особенностей человека и требований к профессиям.

Психологическая работа стимулирует развитие личности, выделяет индивидуальные сильные и слабые стороны, намечает реальные шаги к успеху.

Выборку исследования составили 125 учащихся центров образования Тулы и Тульской области в возрасте 12–14 лет.

Диагностический инструментарий представлен следующими методиками: анкета «Типы интеллекта» Г. Гарднера; дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е. А. Климова; опросник профессиональной готовности Е. А. Климова; методика Л. А. Йовайши.

При выборе методик мы старались учитывать положительную оценку применения, надежность, валидность методики; доступность методик для участников исследования; возможность качественного и количественного анализа полученных результатов.

 

Результаты исследования

 

Результаты исследования по методике дифференциально-диагностического опросника (ДДО) Е. А. Климова представлены в табл. 1.

Таблица 1

Результаты диагностики семиклассников

по дифференциально-диагностическому опроснику Е. А. Климова

 

Ф. И. О.

Ч-П

Ч-Т

Ч-Ч

Ч-З

Ч-Х

1

Елена П.

2

3

5

4

6

2

Николай Н.

0

6

5

5

4

3

Анастасия В.

2

2

5

4

7

4

Дмитрий В.

6

5

4

4

1

5

Дарья Д.

4

1

5

3

7

6

Екатерина С.

3

2

7

3

5

7

Владимир С.

6

4

3

4

3

8

Александр Т.

0

6

5

5

4

9

Анна В.

4

5

6

0

5

10

Роман М.

4

4

5

3

4

11

Егор Д.

3

7

3

4

3

12

Людмила К.

3

3

5

3

6

13

Татьяна З.

4

3

5

6

1

14

Юлия С.

4

4

5

3

4

15

Анна В.

3

3

5

7

2

 

Исходя из данных табл. 1, учащимся под номерами 4 и 7 следует выбирать профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством. Профессии типа «человек – техника» определили для себя подростки под номерами 2, 8 и 11, что составило 20% выборки, речь идет о технических профессиях. Респондентам под номерами 6, 9, 10 и 14 следует рассмотреть сферу деятельности «человек – человек», связанную с обслуживанием людей, с общением. Для профессий типа «человек – знаковая система» (подростки под номерами 13 и 15) рассматривается профессиональная ниша, связанная с расчетами, цифрами и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности. 40% всех испытуемых – представители профессий типа «человек – художественный образ» (респонденты под номерами 1, 3, 5, 9, 12 и 14).

Опросник профессиональной готовности Е. А. Климова выявляет направленность на одну из пяти сфер профессиональной деятельности. Использование опросника, на наш взгляд, весьма оправданно, дабы получить подтверждение в предыдущем выборе подростков. Данные представлены в табл. 2.

Таблица 2

Результаты исследования подростков по опроснику

профессиональной готовности Е. А. Климова

 

Ф. И. О.

Ч-П

Ч-Т

Ч-Ч

Ч-З

Ч-Х

1

Елена П.

2

3

5

4

6

2

Николай Н.

0

6

5

5

4

3

Анастасия В.

2

2

5

6

5

4

Дмитрий В.

6

5

4

4

1

5

Дарья Д.

4

1

5

3

7

6

Екатерина С.

3

2

7

3

5

7

Владимир С.

6

4

3

4

4

8

Александр Т.

0

6

5

5

4

9

Анна В.

4

6

5

1

4

10

Роман М.

4

4

5

3

4

11

Егор Д.

3

7

3

4

3

12

Людмила К.

3

3

5

3

6

13

Татьяна З.

4

3

6

6

1

14

Юлия С.

4

4

5

2

5

15

Анна В.

3

3

5

7

2

 

 Как видим, результаты практически те же, небольшие изменения в группе профессий «человек – техника» (27% учащихся вместо 20%, что выявилось в методике ДДО Е. А. Климова) и «человек – знаковая система (20% вместо 13%). В остальном показатели идентичны с предыдущим тестом. Данные, полученные с помощью этой методики, с одной стороны, позволяют говорить о том, что есть определенные тенденции в профессиональной направленности, с другой – по результатам первых двух методик получено значительное количество подростков, которых следует отнести к категории «неопределившихся».

Перейдем к анализу результатов анкетирования по методике Л. А. Йовайши.

Таблица 3

Результаты исследования по методике Л.А. Йовайши

 

Ф. И. О.

Склонность

1

Елена П.

Склонность к эстетике и искусству

2

Николай Н.

Склонность к работе на производстве

3

Анастасия В.

Склонность к подвижным видам деятельности

4

Дмитрий В.

Склонность к подвижным видам деятельности

5

Дарья Д.

 Склонность к эстетике и искусству

6

Екатерина С.

Склонность к работе с людьми

7

Владимир С.

Склонность к подвижным видам деятельности

8

Александр Т.

Склонность к работе умственного характера

9

Анна В.

Склонность к подвижным видам деятельности

10

Роман М.

Склонность к работе с людьми

11

Егор Д.

Склонность к работе на производстве

12

Людмила К.

Склонность к эстетике и искусству

13

Татьяна З.

Склонность к работе с людьми

14

Юлия С.

Склонность к работе с людьми

15

Анна В.

Склонность к планово-экономическим видам работ или степень материальной заинтересованности

 

Результаты исследования учащихся по методике Л. А. Йовайши для выявления склонностей личности к различным сферам профессиональной деятельности показали, что склонность к работе с людьми выявилась у учащихся под номером 6, 10, 13 и 14. Испытуемым данной категории следует рассмотреть для себя профессии следующего характера: педагог, экскурсовод, воспитатель, социолог, психолог и др. Склонность к работе на производстве у номеров 2 и 11. Практическое изготовление и производство чего-либо, ремонт и обслуживание технических систем – работа, требующая практического склада ума, хорошо развитых двигательных навыков. Профессии типа механик, слесарь, строитель, электрик и т. д. Склонность к подвижным видам деятельности у номеров 3, 4, 7 и 9. Возможные профессии: спортивные, военные профессии, каскадеры и т. д. Склонность к эстетике и искусству выявлена у учащихся под номерами 1, 5 и 12. Данным подросткам стоит обратить внимание на профессии, связанные с творчеством (актеры, художники). Склонность к работе умственного характера выявилась у учащегося под номером 8. Речь идет о различных видах работ, связанных с изучением, исследованием, получением новых знаний, требующих абстрактного ума, способностей к анализу и систематизации информации. Склонность к планово-экономическим видам работ ярко выражена у респондента под номером 15. Возможные профессии: бухгалтер, экономист и т. д.

Результаты анкеты по типам интеллекта Г. Гарднера представлены в табл. 4.

Таблица 4

Результаты анкеты по типам интеллекта Г. Гарднера

 

Типы интеллекта

0 баллов

1 балл

2 балла

3 балла

4 балла

Лингвистический

2

4

4

3

2

Математико-логический

2

6

4

2

1

Визуально-пространственный

2

4

4

3

2

Музыкальный

0

3

6

4

2

Межличностный

2

3

5

3

2

Внутриличностный

2

4

5

3

1

Кинестетический

2

4

5

3

1

 

Как видно из табл. 4, по 4 балла набрали по каждой категории максимум два человека, это говорит о том, что у подростков отсутствуют четкие предпочтения о выборе направления подготовки. Довольно большое число обучающихся набрали по 1–2 балла, что свидетельствует об отсутствии у порядка 80% респондентов четкой выраженности интереса к той или иной профессии или направленности. Практически половина подростков, участвующих в исследовании (в ситуации выбора профиля обучения), не готова сделать профессиональный выбор и имеет фрагментарное знание о мире профессий, что актуализирует необходимость организации профориентационной работы.

Предлагаемая нами программа по психологическому сопровождению семиклассников в период выбора профиля обучения предполагает участие социального педагога, классного руководителя, педагога-психолога, задача которых – познакомить учащихся с различными видами труда и профессиями; изучить склонности, особенности и профессиональные интересы учащихся, сформировать у школьников общественно значимые мотивы выбора профессии, личностные качества, помогающие им самостоятельно принять решение о профессиональном самоопределении. Для подростков разработана программа развивающих профориентационных занятий, цель которой – создать условия для повышения готовности подростков к самоопределению и сознательному выбору варианта будущего обучения. Задачи программы: повысить знания подростков о мире профессий, содержании разных видов профессий, создать условия для самопознания, умения адекватно оценивать свои сильные и слабые стороны, соотносить их с требованиями профессиональной деятельности и т. п.

В табл. 5 представим фрагмент содержания программы.

 Таблица 5

Фрагмент содержания программы по психологическому сопровождению

семиклассников в период выбора профиля обучения

 

п/п

Цель

Содержание

Оборудование

1

Познакомить участников с понятием «способности», их ролью в жизни и профессиональной деятельности

 

Организационная часть:

приветствие;

профориентационная игра «Страна профессий».

Основная часть:

«Палитра ваших способностей»; беседа о способностях.

Рефлексия:

«Древо чувств»

Бумага, ручки, классная доска, мел, дерево и разноцветные яблоки (распечатанные)

2

Знакомство с навыками самопрезентации; формирование устойчивого интереса к получению знаний, необходимых для успешного профессионального самоопределения

 

Организационная часть:

приветствие, игра «Спящий город».

Основная часть:

стратегии самопрезентации;

ролевая игра «Интервью».

Рефлексия:

«Если бы... , я стал бы...»

Бумага, ручки, классная доска, мел. Таблицы «Стратегии самопрезентации», «Деловые качества»

3

Помочь участникам на практике понять особенности осознанного выбора профессии.

Получение обобщенных представлений о профессиональном будущем каждого из участников на основании групповых рекомендаций, сделанных одноклассниками

Организационная часть:

приветствие;

игра «Азбука профессий».

Основная часть:

упражнения «Лучший мотив», «Советчик».

Рефлексия:

вопросы, требующие многовариантных ответов

Бумага, ручки, классная доска, мел. Бланк для упражнения «Советчик»

4

Обучение стратегии выбора.

Повысить готовность участников устанавливать приоритеты при планировании своей жизни и карьерных перспектив, а также их готовность соотносить свои цели и карьерные возможности

Организационная часть:

приветствие;

упражнение «Отгадай профессию».

Основная часть:

упражнения «Стратегия профессионального выбора»;

«Твои перспективы»;

«5 шагов».

Рефлексия:

вопросы, требующие многовариантных ответов

Бумага, ручки, классная доска, мел, карандаши, листы формата А4

 

Относительно ситуации с выбором предметов девятиклассниками в 2019/2020 учебном году, основанием получения аттестата является успешная сдача ГИА-9 по четырем учебным предметам – обязательным и по выбору. При этом в случае получения неудовлетворительных результатов можно будет пересдать экзамен не более чем по двум учебным предметам (из числа обязательных и предметов по выбору). Между тем выбор предметов девятиклассниками и их родителями происходит достаточно болезненно. Причин тому несколько: недостаточный практический опыт, фрагментарность знаний о различных сферах профессионального труда, собственных возможностях; частая смена выбора «кем быть»; слабое, иногда на уровне фантазии, представление о содержании избираемой профессии, неготовность многих подростков к принятию столь важного и ответственного решения в силу инфантильности, неумения анализировать и принимать решения, конфликта с родителями, педагогами, интерпретацией принимаемого решения как окончательного, невозможностью изменить, пересмотреть круг выбранных предметов.

В исследовании приняли участие 95 учащихся 8-х классов г. Тулы и Тульской области. Для изучения профессиональных склонностей у старших подростков нами были использованы следующие психодиагностические методики: «Изучение способностей » (КОС) (В. . Синявский, В. А. Федорошин); «Мотивы выбора » (Р. В. Овчарова); дифференциально-диагностический (ДДО) (Е. . Климов); тест . Голланда «Определение типа личности».

Анализ результатов исследования позволяет сделать следующие выводы: большинство подростков (60%) предпочитают тип профессии «человек – человек». Порядка половины учащихся имеют хороший уровень коммуникативных (60%) и организаторских (55%) способностей, что поможет им в профессиональной деятельности, большая часть опрашиваемых (75%) не имеет осознанного выбора профессии. Лишь у 25% подростков мотивы выбора профессии хорошо осознаваемы и носят внутренний индивидуально и социально значимый характер. Преобладающими социально-профессиональными типами стали социальный (48%), реалистичный (40%) и предприимчивый (36%).

Нами разработана программа для старших подростков с целью активизации профессионального и личностного самоопределения обучающихся. Задачи программы: расширить знания и представления обучающихся о мире профессий, познакомить с правилами выбора профессии, развить способности к целеполаганию и целереализации, сформировать адекватное представление учащихся о своем профессиональном потенциале на основе самодиагностики и знания современного мира профессий.

В качестве еще одной мишени психологического воздействия считаем важным рассмотреть особенности работы с родителями подростков и старшеклассников. Родительская некомпетентность, нежелание и неумение слышать, понимать, принимать и уважать выбор и желание собственного ребенка становятся причинами конфликтов, неконструктивных решений, переживаний. Установка ряда родителей на то, что «родители плохого не пожелают», «они жизнь прожили и знают лучше, что и как…» в ряде случаев небезосновательна. Между тем, будучи уверенными в своей правоте, родители не принимают во внимание точку зрения ребенка, обесценивают ее, отказываются «слушать» своих детей, начинают давить, иногда шантажировать.

В силу вышесказанного считаем важным эффективно и своевременно организовать работу с родителями обучающихся в период выбора профессионального пути, принятия решения о будущей профессии. Достаточно хорошо зарекомендовали себя такие формы работы с родителями, как родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, в том числе совместно с обучающимися, анкетирование, привлечение родителей для выступлений перед учащимися, родительские клубы, профориентационные семинары совместно с учащимися, в том числе со сменой ролей и последующим их обсуждением. В работе с родителями считаем важным повысить компетентность, создать условия для конструктивного диалога, сотрудничества, возможности обсуждения, принятия решения на основе взаимоуважения детей и родителей.

 

Заключение

 

Результаты исследования позволяют сформулировать предложения по совершенствованию системы современной профориентации:

-          в настоящее время необходимо выстраивать систему современной профориентации; для этого важно определить, к каким профессиям нужно готовить учащихся, выявить их склонности и интересы, проводить работу по профессиональному самоопределению;

-          на каждом этапе детства важно изучать специфику соотношения устойчивых характеристик возрастов с теми особенностями, которые приобретаются в сегодняшней конкретно-исторической ситуации, изменений в постановке и достижении профессиональных целей для осознанного выбора профессии;

-          актуализировать раннюю профориентацию учащихся начиная с 6-го класса;

-          активно включать обучающихся и их родителей в процесс самоопределения;

-          профориентационную работу следует рассматривать и выстраивать как интегральную составляющую учебно-воспитательной работы образовательной организации;

-          развивать активизирующую профориентационную диагностику, комплексную диагностику с использованием компьютерных систем, профориентационной диагностики лиц с ограниченными возможностями здоровья;

-          использовать информационные, активизирующие, развивающие, диагностико-консультационные методы;

-          обосновать систему подготовки специалистов, готовых и способных вести профориентационную работу на качественно новом уровне;

-          систематически изучать запросы педагогов, психологов о новых технологиях ведения профориентационной работы;

-          организовать профориентационную работу с использованием возможностей образовательной среды, социальных партнеров, потребностей региона; при этом важно направлять воспитанников на социокультурные изменения, в том числе отношения к себе, к другим людям, к получению новых знаний;

-          готовить добровольцев профориентационной направленности, развивать институт наставничества, направленный на формирование культуры профессионального самоопределения;

-          распространять эффективные практики профориентационной работы с обучающимися.

Таким образом, изучение особенностей профессионального самоопределения учащихся с последующим использованием современных профориентационных технологий будет способствовать повышению эффективности профессионального самоопределения детей и молодежи.