Full text
Введение. Важной стороной интеллектуального развития ребенка является пространственное мышление, обеспечивающее в ходе познания выделение в объектах и явлениях действительности пространственных свойств и отношений, создание на этой основе пространственных образов и оперирование ими в процессе решения задач. Значительный вклад в изучение сущности, структуры и генезиса понятия «пространственное мышление» внесли И. Я. Каплунович, И. С. Якиманская [1,2,3]. Их исследования свидетельствуют о том, что роль пространственного мышления в общем интеллектуальном развитии ребенка наиболее значима в младшем школьном возрасте. Именно на начальном этапе обучения пространственное мышление выступает в качестве доминирующего базового интеллектуального фактора, необходимого для успешного освоения основных школьных навыков: письма, чтения и счета. Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы, одной из основных целей которой является развитие интеллекта младших школьников. Внеурочные занятия имеют значительное преимущество, заключающееся в развитии креативных качеств обучающегося, возможности проявления в большей мере творческих способностей, удовлетворении его интересов и потребностей, реализации индивидуального подхода к ребенку с помощью специально организованного, планируемого и контролируемого образовательного процесса [4]. Обеспечению эффективных условий формирования пространственного мышления младших школьников могут способствовать занятия по образовательной робототехнике. Робототехника в школе содействует развитию мелкой мускулатуры кистей рук ребенка, развитию речи, высших психических функций, оказывает благоприятное воздействие на совершенствование тактильных качеств, восприятие формы и размеров объекта, пространства, что напрямую связанно с развитием пространственного мышления. В связи с чем, мы можем предположить, что работа по формированию пространственного мышления будет продуктивна в рамках внеурочной деятельности. Работу по формированию пространственного мышления на занятиях по робототехнике в школе во время внеурочной деятельности целесообразно начинать во втором классе, так как дети этого возраста уже адаптированы к школе (классно-урочной системе), могут понимать и запоминать понятия и термины, необходимые для успешного овладения данным направлением работы. Анализ психолого-педагогической литературы (Д. А. Гагарина, А. С. Гагарин, Ю. А. Бояркина) показал, что методика организации занятий по робототехнике не до конца исследована в плане разработки заданий, направленных на формирование пространственного мышления учащихся и определения условий их реализации [5, 6]. Исходя из вышесказанного нами определена проблема исследования: каковы возможности формирования пространственного мышления второклассников на занятиях по робототехнике во внеурочной деятельности. Цель исследования: выявить педагогические условия формирования пространственного мышления второклассников на занятиях по робототехнике во внеурочной деятельности. Объект исследования: процесс формирования пространственного мышления второклассников. Предмет исследования: педагогические условия формирования пространственного мышления второклассников на занятиях по робототехнике во внеурочной деятельности. Гипотеза исследования. Формирование пространственного мышления второклассников на занятиях по робототехнике во внеурочной деятельности возможно при соблюдении следующих условий: • при разработке заданий учитывается уровень развития пространственного мышления второклассников; • для выполнения заданий по формированию пространственного мышления второклассников на занятиях по робототехнике во внеурочной деятельности должны быть созданы соответствующие условия; • разработанные задания по формированию пространственного мышления систематически используются на занятиях по робототехнике во внеурочной деятельности. Задачи исследования: 1) изучить особенности формирования пространственного мышления второклассников; 2) проанализировать педагогические условия формирования пространственного мышления второклассников на занятиях по робототехнике во внеурочной деятельности; 3) разработать и экспериментально апробировать серию заданий по робототехнике во внеурочной деятельности, направленных на формирование пространственного мышления второклассников. Для подтверждения гипотезы использованы такие методы исследования, как изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), наблюдение, беседа с учителем и детьми, метод математической статистики (критерий Фишера). Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в том, что дана характеристика особенностей формирования пространственного мышления второклассников, раскрыты возможности робототехники как средства формирования пространственного мышления, выявлены условия формирования пространственного мышления второклассников на занятиях по робототехнике во внеурочной деятельности, определено содержание заданий по робототехнике во внеурочной деятельности. Практическая значимость исследования: разработана и апробирована серия заданий по робототехнике во внеурочной деятельности, направленных на формирование пространственного мышления второклассников. Методология и результаты исследования Теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил решить первую и вторую задачи исследования. Теоретико-методологической основой исследования выступили работы следующих ученых:  проблемы развития пространственного мышления, изучение возрастных особенностей его формирования у детей (Г. Д. Глейзер, И. С. Якиманская, И. Я. Каплунович и др.) [7, 3, 8, 1, 2,];  специфика и способы организации внеурочной деятельности (Д. В. Григорьев) [4];  анализ развития образования в области развития робототехники в России (Д. А. Гагарина, А. С. Гагарин) [6];  исследование роли образовательной робототехники в обучении младших школьников (Т. В. Волосовец, Ю. П. Штепа, Ю. А. Бояркина) [9, 10, 11]; исследование особенностей деятельности конструирования младших школьников (А. Гурьев, А. В. Белошистая) [12, 13]. При решении первой задачи мы выяснили, что содержательный анализ пространственного мышления как особого вида умственной деятельности представлен в работах И. С. Якиманской, С. А. Коногорской, И. Я. Каплуновича, В. С. Столетнева, Г. Д. Глейзера и других исследователей. Учеными выявлены его определение, структурные компоненты [8, 14, 15, 1, 16, 7, 17, 18]. Работы перечисленных ученых внесли серьезный вклад в определение понятия пространственное мышление, в раскрытие его сущности и значения. За основу в исследовании нами выбрано определение И. С. Якиманской, так как в нем наиболее полно раскрыта сущность исследуемого вида мышления, его отличительные признаки. В своей монографии «Развитие пространственного мышления школьников» она определяет пространственное мышление в качестве «специфического вида мыслительной деятельности, которая имеет место в решении задач, требующих ориентации в практическом и теоретическом пространстве (как видимом, так и воображаемом), в своих наиболее развитых формах это есть мышление образами, в которых фиксируются пространственные свойства и отношения. Оперируя исходными образами, созданными на различной наглядной основе, мышление обеспечивает их видоизменение, трансформацию и создание новых образов, отличных от исходных» [8, с.28]. Основу пространственного мышления как разновидности образного мышления составляет деятельность представливания (пространственное представление) протекающая в разнообразных формах, на разном уровне. И. С. Якиманская выделяет два уровня этой деятельности: создание образа и оперирование им. Поскольку основным содержанием пространственного мышления является оперирование пространственными образами, автор определяет три типа оперирования. Их содержание отражено в различных типах задач, требующих:  изменения пространственного положения созданного образа (I тип);  изменения структуры созданного образа (II тип);  длительного и неоднократного изменения и пространственного положения, и структуры (III тип) [8, с.118]. Тип оперирования пространственными образами И. С. Якиманская определяет как основной показатель развитости пространственного мышления. Но для того, чтобы этот показатель был «надежным», она использует еще два показателя: широту оперирования образом и полноту образа [8, с.124].. С. Л. Рубинштейн писал о том, что пространственное мышление начинает формироваться с ранних лет жизни ребенка и постоянно развивается: уже в трехлетнем возрасте дети способны читать простые карты и даже придумывать свои собственные [18]. Но сенситивным периодом для формирования пространственного мышления, по результатам исследований И. С. Якиманской, является младший школьный возраст, так как младшие школьники наиболее восприимчивы к созданию и оперированию пространственными образами [8, с. 185]. Эффективное использование данного этапа онтогенеза личности будет способствовать повышению качества и результативности учебной деятельности младших школьников. С целью выявления особенностей формирования пространственного мышления у второклассников нами проанализирована образовательная программа, составленная к УМК «Школа России». Формирование пространственного мышления второклассников осуществляется при изучении большей части учебных предметов. На уроках математики, ИЗО и технологии ученики осваивают двумерное и трехмерное пространство, но в большей мере отрабатывают умение ориентироваться на плоскости листа. На уроках гуманитарной направленности (русский язык, литературное чтение, окружающий мир) второклассники обогащают активный словарь речевыми конструкциями, необходимыми для характеристики пространственного положения объекта или явления окружающего мира [20]. Но, несмотря на наличие возможностей формирования пространственного мышления второклассников на уроках, анализ методических пособий показал отсутствие единой системы заданий по формированию мышления исследуемого вида [21, 22, 23, 24, 25]. В связи с чем, мы предлагаем осуществлять формирование пространственного мышления второклассников на занятиях внеурочной деятельности. Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе [26]. Выполняя вторую задачу исследования, мы выяснили, что существует немало курсов внеурочной деятельности начального общего образования, развивающих пространственное мышление. Большим потенциалом в этом направлении, на наш взгляд, обладает курс занятий по образовательной робототехнике, направленный на овладение младшими школьниками навыками начального технического конструирования, изучение понятий, связи и основных принципов механики, формирование умения взаимодействовать в группе, развитие мелкой моторики, что оказывает непосредственное влияние на формирование пространственного мышления. Авторами пособия «Робототехника в России: образовательный ландшафт» Д. А. Гагариной и А. С. Гагариным было проведено интервью с преподавателями и экспертами, по результатам которого исследователи пришли к выводу о том, что на данный момент нет четкого определения образовательной робототехники [6]. Многие ученые отмечают потенциал образовательной робототехники [9, 10, 27, 28]. Так, Н. С. Кудакова подчеркивает, что робототехника оказывает непосредственное влияние на развитие пространственных представлений, которые являются основой и продуктом деятельности пространственного мышления [27]. При организации деятельности по формированию пространственного мышления на занятиях по робототехнике учителю необходимо учитывать уровень пространственного мышления младших школьников и на основании него составлять задания. Изучение основ робототехники в начальной школе должно обеспечиваться техническими, программными и методическими средствами, соответствующими младшему школьному возрасту. Одним из наиболее популярных инструментов для этих целей является конструктор LEGO [28]. Авторы статьи «Элементы робототехники в курсе информатики начальной школы» Ю. П. Штепа, Н. В. Шевченко и Р. И. Баженов считают, что ученикам начальных классов целесообразно работать с наборами LEGO Education WeDo 2.0, так как в них содержится минимальное количество контроллеров, а простой и понятный интерфейс позволяет им быстро осваивать способы программирования сконструированных моделей. Работа с данным набором позволяет ученикам создавать механические модели и оживлять их, собирая и программируя роботов [10]. Успешное развитие пространственного мышления младших школьников на занятиях по робототехнике во внеурочной деятельности зависит от соблюдения ряда психолого-педагогических условий:  выявление и учет уровней развития пространственного мышления у обучающихся, наличие предпосылок к его развитию;  грамотное использование возможностей образовательной робототехники во время внеурочной деятельности;  наличие разработанной серии заданий, которые способствуют формированию пространственного мышления младших школьников на занятиях по образовательной робототехнике и соответствуют этапам освоения курса образовательной робототехники;  оснащенность кабинета необходимыми средствами обучения (конструкторами, ноутбуками, программным обеспечением, дидактическими материалами). В процессе решения третьей задачи нами проведена экспериментальная работа с целью проверки справедливости указанных положений. Нами разработана и апробирована серия заданий по формированию пространственного мышления второклассников на занятиях по робототехнике во внеурочной деятельности в соответствии с программой курса, составленной разработчиками LEGO Education WeDo 2.0 [29]. Базой исследования стало Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11» города Кирова. В проведенном исследовании приняли участие 26 учеников 2 «З» класса и 26 учеников 2 «Г» класса. В качестве контрольной группы выступили ученики 2 «Г» класса, в качестве экспериментальной – ученики 2 «З» класса. Перед апробацией заданий нами проведен констатирующий этап эксперимента по выявлению уровня развития пространственного мышления второклассников на основе метода комплексной диагностики развития пространственного мышления И. С. Якиманской. Задания данной методики модифицированы и адаптированы в соответствии с возрастными особенностями учащихся второго класса. Исследование уровня развития пространственного мышления второклассников состояло из предъявления ученику 8-ми заданий, распределенных по возрастающей степени сложности и содержащих все основные показатели уровня развития пространственного мышления:  тип оперирования образом;  широта оперирования образом;  полнота образа. За выполнение каждого задания ученики получали баллы, в соответствии с которыми определены уровни развития пространственного мышления: высокий, средний, низкий. По результатам диагностики выявлено, что для большей части респондентов характерен средний уровень развития пространственного мышления. Рис. 1 – Соотношение результатов диагностики контрольной и экспериментальной группы по выявлению уровня развития пространственного мышления Исходя из чего, нами сделан вывод о необходимости проведения дополнительной работы по повышению уровня развития пространственного мышления учащихся второго класса – формирующий этап эксперимента. В связи с чем, разработаны и реализованы задания по формированию пространственного мышления второклассников на занятиях по робототехнике во внеурочной деятельности с учетом условий, выявленных ранее. Приведем примеры составленных заданий для каждого этапа курса образовательной робототехники. I. Первый этап – организационный На первом этапе организации занятий по робототехнике происходит знакомство детей с набором, с видами деталей, названиями деталей, их особенностями, способами крепления. 1.1 Угадай, что в мешочке. Задание: определите вид детали на ощупь (кирпичик, балка, ось, зубчатые колеса, пластина, соединительные элементы и др.). Содержание. На организационном этапе занятия дети определяют объект, который они будут конструировать. Учитель может создать проблемную ситуацию, сказав о том, что детали, необходимые для создания этого объекта, спрятались в «волшебный» мешочек. Педагог предлагает детям выяснить, какие детали нужны для конструирования, определив их вид (далее можно усложнить задание определением названия детали) на ощупь. Предпосылки формирования пространственного мышления. Такой вид задания способствует развитию пространственного восприятия, умению определять детали по форме, структурным компонентам, величине, что благотворно влияет на формирование второго типа оперирования пространственным образом и на развитие полноты образа. 1.2 «Графический диктант» Задание. 1 вариант. Выложи узор (картинку) по предложенному описанию. Будь внимателен при выполнении задания. 2 вариант. Придумай узор, картинку или объемный объект из деталей конструктора. Сконструируй его. Попробуй объяснить своим одноклассникам, как им собрать такую же модель (узор, картинку), используя слова, обозначающие пространственное положение детали (справа, слева, снизу, сверху, над, под, спереди, сзади, около, перед, за и др.) Содержание. Учитель заранее заготавливает необходимое описание для выполнения детьми задания. Например, «Возьмите пластину 2*6, найдите желтый кирпичик 2*4 и прикрепите к левой стороне пластины. К правой стороне пластины присоедините голубой кирпичик подходящего размера и т.д.». Здесь можно предложить как работу на плоскости с выкладыванием определенного узора, рисунка и т.д., так и создание задуманного объекта «под диктовку» педагога. В качестве усложнения можно предложить детям составить аналогичные «диктанты». Предпосылки формирования пространственного мышления. Задание способствует формированию таких показателей пространственного мышления как тип оперирования образом (первый тип), полнота образа, широта образа, так как ученики осваивают и двумерное, и трехмерное пространство. Кроме того, происходит отработка и закрепление навыка описания и понимания пространственного положения объекта. II. Проекты «Первые шаги» Изучение непосредственно робототехники начинается, в соответствии с программой курса, составленной разработчиками LEGO Education WeDo 2.0, с проекта «Первые шаги». Работа осуществляется по следующим этапам:  исследование,  создание: конструирование и программирование,  обмен результатами. Разработчиками предусмотрены задания по формированию пространственного мышления для этапа программирование. Поэтому разработанные нами задания большей частью связаны с этапом конструирования. 2.1 «Майло – научный вездеход» Задание. Внимательно посмотрите на образец модели «Майло – научный вездеход». Определите, какие детали необходимы для конструирования этой модели. Найдите необходимые детали в лотке набора LEGO Education WeDo 2.0. Объединитесь в пары и попробуйте собрать «голову» и «шею» Майло (Рис.2). При возникновении трудностей еще раз посмотрите на образец или обратитесь за помощью к педагогу. Содержание. Педагогу необходимо заранее собрать образец модели и приготовить карточки с ее изображением, чтобы у каждого ученика модель была перед глазами (можно открыть изображение на планшетах). После того, как ученики попробовали собрать часть модели самостоятельно, можно разрешить доделать модель по схеме в приложении, определив этап сборки. Предпосылки формирования пространственного мышления. Такая работа полезна для развития первого типа оперирования пространственным образом, широты оперирования образом (дети осуществляют переход от двумерного пространства к трехмерному с помощью одного изображения), полноты образа (передают форму, величину, пространственное положение образа). Рис. 2 – Робот «Майло – научный вездеход» (окружностью обозначена часть, предусмотренная для самостоятельной сборки учениками) 2.2 Совместная работа. Задание. Вспомните этапы сборки модели вездехода. Объединитесь в пары и попробуйте собрать вездеход «Майло» по памяти. Проверьте этапы сборки по инструкции в приложении и продолжите сборку. Содержание. Педагогу еобходимо подготовить наглядность для детей в случае возникновения трудностей при сборке: изображения модели и ее образец. Предпосылки формирования пространственного мышления. Избегая регулярной работы по инструкции и предлагая ученикам подобные задания, мы можем способствовать формированию пространственного мышления, так как дети больше упражняются в переходе от плоскостных изображений к объёмным, и наоборот, в умении произвольно менять точку отсчета, конструировании по образцу, формировании представлений о величине, форме, что оказывает непосредственное влияние на развитие показателей пространственного мышления. III. Проекты с пошаговыми инструкциями Следующим этапом занятий по робототехнике являются проекты с пошаговыми инструкциями. Здесь разработчиками предусмотрено много задания по формированию пространственного мышления, многие из них направлены на развитие типов оперирования пространственными образами (от первого до третьего). Поэтому нами был сделан акцент на развитие таких показателей пространственного мышления как широта оперирования образом и полнота образа. 3.1 «Тяга» Задание. Внимательно изучите образец корзины. Подготовьте детали, необходимые для ее конструирования. Попробуйте собрать модель. Расскажите своим одноклассникам, как собрать модель корзины, не показывая им детали и образец. При объяснении используйте названия деталей и слова спрва, слева, спереди, сзади, перед, за, над, под и др. Содержание. Педагогу необходимо подготовить образец конструкции корзины (Рис. 3) либо изображение модели сверху и снизу. Если подобного вида работа выполняется впервые, то лучше дать такое задание ученику «посильнее». Предпосылки формирования пространственного мышления. С помощью здания такого типа развивается умение оперировать пространственными понятиями, отрабатывается умение в различении деталей. Если используется усложненный вариант задания, развивается широта оперирования образом. Рис. 3 – Конструкция по теме «Тяга» 3.2 «Скорость» Задание. Внимательно изучите изображение части модели. Подберите детали, необходимые для ее сборки. Соберите модель по изображению. Сравните этапы сборки с инструкцией в приложении и продолжите сборку модели. Сравните поучившуюся у вас модель с образцом учителя. В чем сходства и в чем различия? Помогите учителю определить, какие ошибки в сборке он допустил. Содержание. Педагогу нужно подготовить изображение часть модели (Рис. 4). Данный вид работы детям уже должен быть хорошо знаком. Выполните образец модели по теме «Скорость» с ошибками: присоедините датчик перемещения ближе к СмартХабу, установите шкив на несколько отверстий дальше. Попросите учеников, помочь определить, в чем ошибки и исправить их. Предпосылки формирования пространственного мышления. Задания такого типа хорошо помогают в отработке умений произвольно менять точку отсчета, мысленно представлять структуру модели внутри, способствуют формированию представлений о форме, величине, пространственном положении. Рис. 4 – Конструкция по теме «Скорость» Проведение такого рода заданий предусматривает не только освоение детьми робототехники, но и способствует развитию показателей пространственного мышления, таких как: первый тип оперирования пространственным образом, широта оперирования образом (дети осуществляют переход от двумерного пространства к трехмерному с помощью одного изображения), полнота образа (передают форму, величину, пространственное положение образа). Кроме того, выполнение разработанных заданий позволяет обучающимся овладеть следующими познавательными универсальными учебными действиями:  осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме в процессе оперирования словами, обозначающими пространственное положение объекта;  самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера во время конструирования моделей по условию или по задумке;  знаково-символические действия: моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные признаки объекта); преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;  анализ, синтез, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам при работе с объектами двумерного и трехмерного пространства. При проведении разработанных заданий были соблюдены все выделенные педагогические условия. По завершению проведения серии разработанных заданий нами проведена беседа с детьми, по итогу которой сделан вывод о повышении интереса детей к данному роду задний и к робототехнике в частности. Для подтверждения эффективности проведенной работы нами проведен контрольный этап эксперимента. Анализ полученных результатов показал, что количество учеников экспериментальной группы с высоким уровнем развития пространственного мышления возросло с 6 человек до 11, то есть с 23% до 42%. Количество респондентов со средним уровнем развития пространственного мышление стало больше – с 12 человек до 14 (с 46% до 54%). Успехом в данном случае можно считать повышение качества выполнения заданий, что повлияло на рост баллов у учащихся и сокращение количества учеников с низким уровнем – с 8 человек до 1, то есть с 31% до 4%. В контрольной группе также проводился контрольный этап эксперимента. По результатам видны изменения, но они не столь значительны. Количество учеников с высоким уровнем увеличилось с 6 человек до 7 – с 23% до 30%. Учеников со средним уровнем развития пространственного мышления стало больше, но тоже только на одного человека – было 14 человек, стало – 15 (изменение с 54% на 38%). В контрольной группе качество решения заданий, как и в экспериментальной группе, стало лучше, количество учеников с низким уровнем развития пространственного мышления изменилось: с 6 человек (23%) до 4 человек (15%). По результатам контрольного этапа эксперимента мы можем сделать вывод о положительном влиянии разработанных заданий. Анализ показателей контрольного этапа эксперимента показал, что динамика изменения качественных показателей развития пространственного мышления у экспериментальной группы выше, чем у контрольной. Рис. 5 – Сравнение качественных изменений результатов контрольной и экспериментальной групп С целью определения динамики сформированности пространственного мышления в экспериментальной группе до и после проведения эксперимента мы использовали расчет по критерию Фишера [30]. Критерий Фишера предназначен для сопоставления двух выборок по частоте встречаемости интересующего исследователя эффекта. Критерий оценивает достоверность различий между процентными долями двух выборок, которых зарегистрирован интересующий нас эффект. Для расчета данного критерия нами выбраны показатели по каждому ребенку на констатирующем и контрольном этапах эксперимента. С помощью данного критерия сопоставили показатели измеренных на одной и той же выборке в двух разных условиях. Таблица 2 – Динамика сформированности пространственного мышления в экспериментальной группе по критерию Фишера Группы «Есть эффект»: задача решена «Нет эффекта»: задача не решена Суммы Количество испытуемых Количество испытуемых 1 группа 18 (69,2%) 8 (30,8%) 26 (100%) 2 группа 25 (96,2%) 1 (3,8%) 26 (100%) Рис. 6 – Результат эффективности работы по формированию пространственного мышления второклассников на занятиях по робототехнике во внеурочной деятельности Полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне значимости. Н0 отвергается. Контрольный этап эксперимента позволил увидеть динамику сформированности у второклассников пространственного мышления. Выявлено, что обучающиеся, с которыми проводилась работа, показали хорошие результаты. Следовательно, результаты контрольного этапа эксперимента исследования дали возможность доказать эффективность проведенной работы. В ходе исследования нами установлено, что при соблюдении определенных условий формирование пространственного мышления второклассников будет проходить эффективнее. Значит, выявленные нами педагогические условия подтвердились. Заключение. Теоретический анализ и проведенная нами экспериментальная работа по теме «Формирование пространственного мышления второклассников на занятиях по робототехнике во внеурочной деятельности» позволили нам сделать следующие выводы: 1. Пространственное мышление – важный элемент умственной деятельности человека. Оно отвечает за ориентацию в пространстве. Сенситивным периодом для формирования пространственного мышления является младший школьный возраст, так как младшие школьники наиболее восприимчивы к созданию и оперированию пространственными образами. 2. Внеурочная деятельность в начальной школе имеет ряд преимуществ и позволяет решить перечень важных задач. Существует немало курсов внеурочной деятельности начального общего образования, развивающих пространственное мышление. Образовательная робототехника имеет большой потенциал для работы в этом направлении. Данный курс является одним из самых востребованных в современном образовательном пространстве. 3. Занятия робототехникой позволяют младшим школьникам «увидеть», как создаются и функционируют части окружающего мира: «от модели строения живого организма до любого устройства». Одним из наиболее популярных инструментов робототехники для этих целей является конструктор LEGO. 4. Успешное развитие пространственного мышления младших школьников на занятиях по робототехнике во внеурочной деятельности зависит от соблюдения ряда психолого-педагогических условий. 5. Разработанные и апробированные задания по формированию пространственного мышления второклассников на занятиях по робототехнике во время внеурочной деятельности подтвердили важность выявленных педагогических условий, о чем свидетельствуют результаты контрольного этапа исследования. Таким образом, поставленная перед нами цель достигнута, задачи решены, а выдвинутая гипотеза нашла свое экспериментальное подтверждение. Перспективой дальнейшей работы может стать организация работы по формированию пространственно-временных представлений младших школьников на занятиях образовательной робототехники.