Full text
Введение В настоящее время осуществляется активное внедрение технологий добровольчества в образовательный и воспитательный процесс школы, вуза для индивидуально-личностного, творческого развития детей и молодежи, пробы себя в будущей профессии. Волонтерское движение позволяет реализоваться таким качествам как отзывчивость, доброта, взаимопомощь и др. Вузы для многих молодых людей становятся местом встречи и первым шагом в добровольчество, возможностью реализации (или продолжения) своих идей и проектов. Высшее образование способствует не только профессиональному становлению, но и культурному, нравственному и социальному развитию. Студенческий возраст является важным этапом в становлении индивидуальности, когда актуальны такие вопросы поиска себя, своего предназначения и смысла жизни. Важную роль в данном возрасте имеет представление студента о самом себе, «Я-концепции», которая формируется в процессе социального взаимодействия, пробы себя в различных видах деятельности, отражает уверенность человека в своих профессиональных и личных силах. В развитии «Я-концепции» большое значение играет волонтерская деятельность, поскольку помогает раскрывать себя с разных сторон, включая формирование новых навыков. Помогая другим, студент повышает свою социальную значимость, развивает профессионально важные качества, что в дальнейшем может помочь ему в будущей профессиональной деятельности. Актуальность исследования связана с изучением особенности влияния «Я-концепции» студента на готовность к участию в добровольческой деятельности, составлением проекта программы занятий для студентов-добровольцев «Первый шаг в добровольчество», который способствует вовлечению студентов в разные направления добровольческой деятельности. Участие в добровольчестве дает студентам дополнительные возможности личностного и профессионального роста, открывает новые возможности для взаимодействия с опытным наставником, становится социальным и профессиональным лифтом: студент – доброволец проходит разные стадии - от участника проекта, выполняя различные роли (аналитик, разработчик мероприятия и т.д.) до автора собственного проекта, а может быть и дела всей жизни, становится готовым и способным к организации добровольческой деятельности с учащимися, использованию и распространению лучших практик волонтерской деятельности. Добровольческие практики помогают студенту включиться в интересное дело, получить необходимые знания, опыт деятельности, в том числе, который связан с их будущей профессией. Обзор отечественной и зарубежной литературы В психологическом словаре «Я-концепция» определяется как относительно устойчивая, в большей или меньшей мере осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе [1]. «Я-концепция» - система представлений человека о самом себе, которая включает осознание личностью своих физических, психологических и интеллектуальных свойств, восприятие оказывающих влияние на собственную личность внешних факторов [2]. А.А. Реан «Я-концепцию» определяет как совокупность установок относительно собственной личности, устойчивую обобщенную систему представлений личности о себе, основа ее самосознания, самоопределения [3]. У. Джеймс выделил четыре уровня понимания себя: физический (тело человека, пол, возраст, состояние здоровья, анатомические и физиологические характеристики), социальный (признание и уважение, которое человек получает в обществе, его социальная роль, профессия, связь с людьми), материальный (материальная оболочка человека, его частная собственность), духовный (мировоззрение, философские, религиозные, политические, нравственные установки, его самореализация) [4]. К. Роджерс «Я – концепция» определяет как представление человека о самом себе, внутренняя сущность личности [5]. «Я – концепция» обладает индивидуальностью и уникальностью, способствует достижению внутренней согласованности личности, пониманию себя, включает Я – физическое - представление человека о своем поле, росте, внешности и т.д.; Я - психологическое – описание своих познавательных и психических свойств; Я - социальное - представление о своих социальных ролях, положении в обществе, социальных ожиданиях и т.д. В структуре рассматриваемого понятия выделяют три основных компонента: когнитивный - представление человека о себе, оценочный - переживаемое отношение человека к себе или к отдельным сторонам своей личности, поведенческий - проявление когнитивного и оценочных компонентов в поведении личности [6]. Формированию «Я-концепции» способствует: самовосприятие, самонаблюдение, само-познание, самоанализ и др. По мнению Слободчикова В.И., Исаева Е.И. результатом самопознания является выработка системы представлений о самом себе, что является основой построения взаимоотношений с другими людьми [7]. Кузина М. В. подчеркивает важность развития Я-концепции студентов в целом и студентов психолого-педагогических направлений подготовки в частности [8]. Студенческий период жизни является одним из важнейших этапов становления индивидуальности. По мнению Б.Г. Ананьева, студенческий возраст благоприятен для получения профессиональных знаний, умений и навыков [9]. При рассмотрении студенчества, И.А. Зимняя подчеркивает такие основные характеристики студенческого возраста, как высокая познавательная мотивация, целостное сочетание интеллектуальной и социальной зрелости и наивысшей социальной активностью, развитие высших психических функций [10]. В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев считают основной задачей данного периода самоопределение: личностное, социальное, профессиональное и духовно-практическое [11].В студенческий период происходит осознание своей индивидуальности, неповторимости, непохожести и уникальности. Одной из значительных особенностей студенчества является напряженный поиск себя и смысла жизни, стремление к познанию нового, в том числе через включение в различные виды деятельности. Участие студентов в социально значимой деятельности помогает формированию готовности и способности к будущей профессиональной деятельности. В настоящее время добровольчество очень активно развивается как на региональном, так и на федеральном уровнях. Г.П. Бондаренко отмечает, что добровольческая деятельность – это способ объединения усилий общества и государства в решении социальных задач [12]. В ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам добровольчества (волонтерства)» выделяются цели добровольчества [13]. Под добровольчеством понимается участие людей независимо от возраста, расы, пола и вероисповеданий в мероприятиях, направленных на решение социальных, культурных, экономических, экологических проблем в обществе, не связанных с извлечением прибыли, в форме безвозмездного выполнения работ или услуг [14]. Основным принципом волонтерства V. Til считает отсутствие принуждения [15]. J. Ellis и K. Hoyes подчеркивают важность свободной воли волонтеров и рассматривают их деятельность в качестве позитивных социальных действий [16]. Участие в добровольческой деятельности оказывает влияние на развитие личности и индивидуальности молодого человека, социальной активности. Волонтерство помогает социализироваться студентам, приобретению опыта работы в команде, развитию коммуникативности, креативности, критического мышления. Волонтерская деятельность служит основой для самопознания, саморазвития и самореализации, утверждения своего «Я», помогает студенту раскрыться с разных сторон. Значимым является то, что в процессе добровольческой деятельности волонтер взаимодействует с большим количеством разных групп населения, что очень важно для будущего педагога, психолога, социального педагога, организатора работы с молодежью, поскольку работа данных специалистов предусматривает активное взаимодействие с обществом, с использование психолого-педагогических технологий [17]. Актуальным является формирование культуры добровольчества в студенческой среде, развитие основных направлений добровольчества (волонтерства), индивидуально-личностных качеств молодых людей [18]. Методологическая база исследования Цель исследования – изучить особенности влияния «Я-концепции» студента на готовность к участию в добровольческой деятельности, составить программу занятий для студентов-добровольцев «Первый шаг в добровольчество», которая способствует вовлечению студентов в различные направления добровольческой деятельности. Исследование было проведено на базе ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого». Методы исследования: теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической литературы; анализ, обобщение и систематизация информации из научных источников); эмпирические (анкетирование, педагогический эксперимент); методы математической статистики. Для исследования использовались следующие методики: методика личностного дифференциала, тест уверенности в себе Рейзаса, методика исследования эмпатии (И.М. Юсупов, Е.М. Никиреев), методмка «Коммуникативные и организаторские склонности» (В.В.Синявский, В.А.Федоришин) (КОС), анкетирование «Мое отношение к добровольческой деятельности». Анкета содержала 10 вопросов закрытого и открыто-закрытого типов с выбором одного ответа или множественным выбором. Достижение валидности анкеты достигалось посредством разработки системы четких формулировок вопросов и предлагаемых ответов в соответствии с изучаемыми критериями и показателями, их соотнесения с аналогами, соблюдения требований к составлению анкеты, проведения пилотного исследования с целью установления правильности понимания вопросов студентами, дальнейшей корректировкой и использованием методов, контролирующих искренность и осознанность их ответов. В исследовании приняли участие студенты 1-2 курсов в количестве 30 чело-век, из них 10 студентов-первокурсников. Студенты не имели опыта участия в добровольческой деятельности. Большое внимание уделяется разработке и апробации проекта для студентов-добровольцев «Первый шаг в добровольчество», который способствует вовлечению студентов в разные направления добровольческой деятельности. Результаты исследования Рассмотрим результаты, полученные при проведении методики «Личностный дифференциал». Высокие значения фактора оценки выявлены у 60% испытуемых, что свидетельствует о том, что студенты принимают себя как личность и индивидуальность, склонны осознавать у себя позитивные, социально желательные характеристики, удовлетворены собой. Низкие значения данного фактора (40%) указывают на критическое отношение к самому себе, не достаточному осознанию себя как индивидуальности. Высокие значения по фактору силы в самооценках говорят об уверенности в себе, независимости, склонности рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях у 65% испытуемых. Для остальных 45% характерна зависимость от внеш-них обстоятельств и оценок, недостаточный самоконтроль. Положительные значения по фактору активности указывают на активность, общительность у 70% студентов, отрицательные значения – на пассивность, интровертированность (30%). Проиллюстрируем результаты исследования на примере 10 студентов-первокурсников (рис. 1), которые изъявили желание расширить свои знания о добровольческой деятельности. Рис. 1. Результаты исследования по методике «Личностный дифференциал». В результате исследования было выявлено, что у 9 человек высокие показатели уровня самооценки, что говорит о том, что студенты удовлетворены собой и своими качествами. У одного испытуемого показатели самооценки достаточно низкие, свидетельствуют о критичном отношении к себе. Фактор силы у 8 человек находится на высоком уровне, это говорит об уверенности студентов в себе, и 2 человека показали низкое значение, свидетельствующее о недостаточном самоконтроле. Фактор активности у 7 человек находится в положительном значении, что говорит о преобладании экстравертированности личности, у 3 человек данный показатель находится в отрицательном значении, что свидетельствует об интровертированности у личности. Исходя из полученных результатов можно сделать вывод, что у большинство опрошенных социально активны, неравнодушны, стремятся к развитию себя. Своей индивидуальности, в том числе в будущей профессии. Большинство испытуемых по тесту уверенности в себе С. Рейзаса показало среднее значение уверенности в себе (60%). Графическое распределение результатов на примере студентов-первокурсников представлено на рис. 2. Рис 2. Результаты исследования по тесту уверенности в себе Рейзаса. Анализ рисунка 2 показал, что при изучении уровня уверенности в себе показатель ниже среднего значения выявлен у 40 %, у 20% - уровень уверенности в себе находится на среднем уровне и у 40% испытуемых показатель выше среднего. Таким образом, в результате исследования было установлено, что уровень уверенности в себе у студентов находятся на среднем уровне. Результаты исследования по методике исследования эмпатии (И.М. Юсупов, Е.М. Никиреев) показали, что большинство студентов (60%) продемонстрировали высокий уровень эмпатийности, эмоционально отзывчивы, быстро устанавливают контакты и находят общий язык с другими людьми. Проиллюстрируем результаты исследования на примере студентов-первокурсников. Рис 3. Результаты исследования эмпатии (И.М. Юсупов, Е.М. Никиреев) на примере студентов-первокурсников При анализе уровня эмпатии у студентов-первокурсников среднее значение составило 54, что означает средний уровень выраженности показателя. При этом отмечено, что у 7 студентов (70%) данный показатель средний, у 3 (30%) показатель высокий. Таким образом, в результате исследования было установлено, что уровень выраженности эмпатии у студентов находится на среднем уровне и частично на высоком. Рассмотрим анализ результатов, полученных при проведении методики «Коммуникативные и организаторские склонности» (В.В.Синявский, В.А.Федоришин) (КОС). Результаты методики свидетельствуют о среднем уровне как коммуникативных, так и организаторских склонностей. На рисунке 4 представим результаты исследования на примере первокурсников. Рис 4. Результаты исследования методики: «Организация коммуникативных и организаторских склонностей»- В.В.Синявский и Б.А.Федорищина. Коммуникативные качества у 4 человек (40%) находятся на высоком уровне, у 4 человек (40%) - на среднем уровне, у 2 человек (20%) - ниже среднего. Организаторские склонности у 1 человека (10%) находятся на очень высоком уровне, у 2 человек (20%) - на высоком уровне, у 4 человек (40%) - на среднем уровне. Проанализируем результаты, полученные по анкете «Мое отношение к добровольческой деятельности». На вопрос анкеты «Как вы понимаете, что такое добровольческая деятельность?, чаще всего студенты отмечают безвозмездный, бескорыстный труд на благо других людей. На вопрос «Волонтерский труд для вас – это….?», опрошенные ответили: «проявление альтруизма», «желание улучшить качество жизни других», «достойная цель жизни», «бескорыстная помощь», «развитие себя». Добровольцы - это люди, которые бескорыстно занимаются социально полезной деятельностью. На вопрос «Какими качествами, по вашему мнению, должны обладать добровольцы?», участники анкетирования выделили следующие качества: стрессоустойчивость, чувство ответственности, коммуникабельность, дисциплинированность, энергичность, доброжелательность, эмпатия, любовь к другому. Будущие специалисты рассматривают добровольческую деятельность как средство саморазвития в будущей профессии, ресурс для своего профессионального и личностного становления. В целом, студенты хорошо осведомлены о понятии, принципах добровольческой деятельности, качествах добровольца, значении волонтерской деятельности для общества, для профессии и для самого себя, но нуждаются в психолого-педагогической поддержке при активном включении в данную деятельность, ее практическом освоении. На формирующем этапе была разработана и проведена школа добровольца по теме «Первый шаг в добровольчество». Программа включала теоретические и практические модули, занятия проходили с использованием следующий технологий: проектные, диалоговые, игровые, технологии поддержки творческих инициатив, личностно ориентированного взаимодействия, вовлечения детей в социокультурную деятельность и др.; осуществляют работу в микрогруппах: экспертная, аналитическая, информационная и др. Модуль «Кто Я?» включал вопросы профессионального самопознания, осознания и развития своей индивидуальности. Модуль «Я и моя будущая профессия» направлен на развитие профессионально важных качеств. Модуль «Я - доброволец» рассматривает компетенции, формирующие в процессе волонтерской деятельности, личность волонтера. Модуль «Помощь другим». На занятиях осуществляется знакомство студентов с реализуемыми добровольческими проектами по различным направлениям деятельности, рассматриваются технологии организации волонтерских практик. Инновационная часть программы связана с участием в программе наставников из числа студентов – авторов собственных добровольческих проектов. Наставник способен стать для наставляемого человеком, который окажет комплексную поддержку на пути социализации, поиске индивидуальных жизненных целей и путей их достижения, в раскрытии потенциала и возможностей саморазвития. В основе наставнических отношений лежат принципы доверия, диалога и конструктивного партнерства и взаимообогащения, а также непосредственная передача личностного и практического опыта от студента старших курсов к первокурсникам. Взаимодействие осуществляется через неформальное общение и эмоциональную связь участников. Все эти факторы способствуют ускорению процесса передачи социального опыта, быстрому развитию новых компетенций, активному включению в добровольческую деятельность. Таблица 1 Формы работы наставника с наставляемым Формы и технологии работы Примеры Диалоговые технологии Беседы на тему профессионального самоопределения, профессии педагога, психолога, добровольческой деятельности, выстраивания индивидуального маршрута профессионального самообразования и саморазвития Интерактивные технологии Мастер-класс от наставника, совместные занятия наставника и наставляемого в зависимости от интересов друг друга, роли участника проекта и др. Тренинговые технологии Проведение занятий с элементами тренинга для наставнических пар: обсуждение сильных и слабых сторон, индивидуальных вариантов развития наставника в качестве примера для наставляемого и др. Помощь в составлении плана достижения поставленных целей; составление программы саморазвития. Групповые формы работы Организация конкурсов, образовательных тренингов и интенсивов; групповая работа над проектом; практики добровольческой деятельности т.д. Модуль «От волонтерства к трудоустройству» рассматривает добровольчество как основу для карьерного развития. Представим проект занятия с целью привлечения студентов к участию в добровольческой деятельности. Задачи: популяризация добровольческой деятельности, развитие социальной активности среди студентов, личностных и профессиональных качеств. Содержание занятия: 1.Вступление. Приветственное слово. 2.Изучение нового материала: мини-лекция «История волонтерства, принципы и направления добровольческой деятельности», мозговой штурм «Качества добровольца», интерактивный семинар «Добровольческие проекты». 3.Практическая часть: упражнения и задания «Незаконченные пословицы», «Мы команда…», «Лестница добрых дел», «Портрет волонтера», «Придумай свой добровольческий проект», упражнение «Волшебный фонарь добрых дел». Упражнение «Незаконченные пословицы». Студентам необходимо продолжить незаконченные пословицы: Друзья познаются….(в беде). Нет друга, так ищи, а нашёл….(береги). Человек без друзей - что дерево… (без корней). Старый друг лучше…. (новых двух). Не имей ста рублей, а имей…. (сто друзей). Дерево живёт корнями, а человек….. (друзьями). Задание «Мы команда…» Ведущий: Разделитесь на две команды, придумайте название, девиз, речёвку, которая олицетворяют вашу волонтерскую команду. . Упражнение «Лестница добрых дел». Студентам предлагается перечислить добрые дела, которые они совершили за последнее время. Задание «Портрет волонтера» Ведущий: Объедините все добрые поступки и подумайте, какие качества у вас проявлялись при их совершении, а затем перенесите их на портрет волонтера. Задание «Придумай свой добровольческий проект». Студентам предлагается найти в интернете сайты местных волонтерских центров и их добровольческие акции. На основе полученной информации необходимо по командам разработать свой проект по схеме: название, цель, краткое содержание. Упражнение «Волшебный фонарь добрых дел». Студентам по очереди предлагается, держа фонарь в руках, представить себя добрыми волшебниками и рассказать, что бы они сделали. 4. Заполнение дневника добровольца. 5. Рефлексия разработанных проектов, анкета обратной связи, подведение итогов занятия Рефлексия. Каждый высказывается о том, понравилось ли мероприятие или нет. Заключение Проблема развития добровольческой деятельности актуальна для всего подрастающего поколения. В настоящее время осуществляется совершенствование технологий добровольческой деятельности, обеспечивающей достижение важной цели образования – воспитать гармонично развитую и социально ответственную личность. К особенностям развития «Я-концепции» студента – будущего специалиста в процессе участия в добровольческой деятельности можно отнести следующие: - развитие опыта решения студентами профессиональных задач, связанных с воспитанием учащихся, - умение студентов работать в команде, презентовать результаты своей практической деятельности, - обогащение опыта созидательной жизни студентов, - организация социально значимой деятельности, - участие студентов в программах подготовки к добровольческой деятельности и др. Составленная программа занятий для студентов-добровольцев «Первый шаг в добровольчество» способствует вовлечению студентов в разные направления добровольческой деятельности. Новизной программы является подключение к студентам-первокурсникам наставника из числа активного обучающегося, обладающего лидерскими и организаторскими качествами, принимающего активное участие в добровольческой деятельности, автора собственного социально значимого проекта. Взаимодействие наставника и наставляемого осуществляется во внеучебной деятельности. Программа носит прикладной характер, направлена на сопровождение, обучение студентов, желающих стать добровольцами, реализацию и укрепление сообщества добровольцев.