Full text

Введение

 

В рамках современных подходов к организации образовательного процесса значительное внимание уделяется всестороннему комплексному обучению. Этому соответствует метапредметное обучение, а именно обучение, направленное на формирование межпредметных умений и навыков. Стоит отметить, что современный ФГОС ООО значительное внимание обращает именно на становление метапредметных УУД в образовании. В ФГОС ООО указывается, что метапредметность обучения может выражаться через самостоятельность: определение целей личного обучения, соотношение действий с плановыми результатами, оценку правильности выполнения учебных задач и др. [1]. Метапредметный подход в обучении позволяет регулировать любую деятельность учащихся независимо от конкретного предмета. Таким образом, учитель имеет возможность комплексно развивать умения и навыки обучающихся, давать им общепредметные, академические знания и навыки, а также формировать целостное восприятие мира [2].

На текущем этапе развития общества осуществляется более детальное фокусирование на темпе развития каждого обучающегося. Предельно важно, чтобы в таком важном институте социализации, как школа, происходила качественная подготовка выпускников к быстроизменяющимся аспектам жизни. Стоит отметить, что в последнее время средняя школа старается не просто передать совокупность теоретических знаний от учителя к ученику, а наделить обучающегося способностями и умениями думать, понимать, перерабатывать информацию и делать собственные умозаключения. Иными словами, принципиальное отличие современного школьного образования от традиционного заключается в формировании «умения учиться», то есть универсальных учебных действий (далее УУД) [3].

На основе сказанного становится ясным то, что учителям важно осуществлять разработку и организацию таких учебных заданий и ситуаций, в которых ученики могут развить УУД путем объединения как уже имеющихся знаний, так и навыков, полученных на других предметных дисциплинах [4]. Отметим, что метапредметный подход позволяет соединить наиболее удачные дидактические и методические образцы развития предметного знания, так как формирует функцию совместного использования общего комплекса знаний [5]. Метапредметный подход к обучению способен сформировать единое образовательное пространство, в которое входят такие компоненты, как общекультурное, личностное и познавательное действия [6].

 

Обзор отечественной и зарубежной литературы

 

В рамках текущего научного исследования представляется возможным рассмотреть несколько педагогических технологий, применимых для развития УУД у учащихся средней школы на уроках английского языка. О необходимости формирования УУД в процессе обучения упоминали зарубежные (индонезийские) авторы: Н.У. Ильхам, Б. Джабу и К.А. Коромпот. Данные ученые указывали на то, что в Индонезии внимание системы образования ориентируется на формирование HOTS умений, которые расшифровываются как high order thinking skills, то есть навыки мышления высшего порядка (аналог российских УУД). По мнению авторов, данные навыки являются наиболее актуальными и важными в 21 веке, поскольку позволяют учитывать все полученные знания не только в рамках предмета, но и в повседневной жизни, что и указывает на их метапредметный характер [7].

Зарубежные исследователи А. Отто и Б. Лопез-Медина указывали на то, что в обучении учащихся необходимо развивать метапознание, включающее в себя как умение учиться, так и умение самостоятельно регулировать свой процесс обучения. По мнению ученых, для того чтобы развить у обучающихся это метапознание, необходимо использовать различного рода педагогические приемы, например, облачные инструменты совместной работы и другие онлайн технологии [8].

Так, среди разнообразия педагогических технологий наше внимание привлекла технология ментальных карт (от англ. mind map) как способ структуризации и визуализации информации в виде диаграммы связей. Исследователь М.В. Шевцова указывала, что данный прием представления учебного материала может стать отличным средством формирования и дальнейшего развития УУД. На рис. 1 мы представляем, какие именно УУД затрагивает применение ментальных карт в учебном процессе [9].

 

Рис. 1. Формируемые УУД посредством использования ментальных карт в учебном процессе

 

В обучении иностранному языку ментальные карты могут обладать следующими преимуществами: они позволяют сэкономить время; легко поддаются корректировке; вписываются в планирование учебных занятий; способствуют разнообразию форм работы на занятиях; формируют метапредметные навыки структурирования любой информации.

Исследователь А.А. Березина и И.О. Цыброва отмечали, что в становлении метапредметных умений посредством развития УУД ментальные карты позволяют:

– активизировать познавательную деятельность обучающихся;

– повысить их качественную успеваемость;

– повысить уровень развития самообразования и самоконтроля учащихся;

– повысить активность, инициативность на уроках, посредством поощрения учащихся к самостоятельной деятельности;

– систематизировать информационное мышление школьников [10, 11].

Помимо использования ментальных карт для формирования УУД можно применить и другие педагогические технологии. Как пример, к ним могут относиться дебаты, представляющие собой особую форму дискуссии, сопровождаемой обменом идеями, суждениями и мнениями. Отметим, что, применяя указанную педагогическую технологию, учитель может стимулировать развитие у учащихся преимущественно коммуникативных и регулятивных действий. Связано это прежде всего с тем, что в дебатах ученики учатся формулировать и отстаивать свою позицию, обучаются вести диалог и публично выступать, проявлять уважение к собеседнику, осуществлять учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, а также развивать критическое мышление, умение работать в команде, самостоятельно формировать собственное мнение, выделять и формулировать цели [12].

Эффективность от применения рассматриваемой технологии зависит от учителя (от его возможностей по разработке заданий) и фактора целесообразности использования дебатов на занятиях. При организации дебатов крайне важно учитывать языковую подготовку всего класса, поскольку в противном случае использование данной технологии не продемонстрирует своей результативности. Методист Дж. МакКаллама указывал на то, что учитель может применять технологию «дебаты» в качестве средства обобщения и систематизации ранее полученных знаний, а также стимулирования устной языковой активности. Также ученый обращал внимание на то, что каждая тема дискуссии должна быть четко сформулирована учителем и вписываться в учебный процесс [13].

Исследователи Д.П. Гончарова [14] и Г.Р. Кабирова [15] отмечали, что дебаты положительно влияют и на развитие познавательных УУД у учащихся. Так, согласно мнению авторов, посредством технологии дебаты у учеников формируются умения работы с информационным материалом, а именно, развиваются навыки сбора, синтеза и критического анализа информации. Немаловажным Д.П. Гончарова считала и то, что обучающиеся осваивают методы познания практическим путем, развивают спектр логических действий и операций (например, дедукция и индукция).

В своей работе педагог-практик Л.М. Бояркина обратила внимание на то, что главной целью учителя при использовании метода дискуссий в образовательном процессе является научить обучающихся выстраивать предложения на английском языке убеждающего типа, при этом следуя нормам этикета при общении с собеседником. Данная учебная задача позволяет максимально приблизить ситуацию для дебатов к реальной жизни и интересам обучающихся [16].

Исследователи О.А. Литовченко, Н.Е. Попова, Ю.С. Неволина указывали на то, что при использовании педагогической технологии дебаты возможно одновременно развивать большое количество УУД. Так, авторы отмечали, что у учеников происходит развитие общекультурного кругозора, интеллектуальных способностей, творческих качеств, исследовательских навыков, коммуникативных умений, ораторских способностей [17, 18].

На рис. 2 мы представляем, какие конкретные УУД затрагивает применение технологии «дебаты» в учебном процессе.

 

Рис. 2. Формируемые УУД посредством использования технологии дебаты в учебном процессе

 

Значительным влиянием на формирование УУД у обучающихся обладает технология «мозговой штурм», которая представляет собой способ продуцирования новых идей для решения практических учебных проблем. Главное в использовании данной технологии – это осуществление коллективной работы и поиск нетрадиционных вариантов решения проблемной ситуации [19]. Очевидно, что мозговой штурм положительно влияет на развитие творческого и ассоциативного мышления, при этом позволяя педагогу систематизировать имеющиеся у школьников знания и отработать материал по изучаемой теме в рамках урока.

Исследователь Ю.А. Санникова указывала на то, что применение педагогической технологии мозгового штурма может влиять на цели и задачи обучения в той степени, в которой использование этой технологии способно повлиять на формирование навыков у обучающихся. Так, цель применения мозгового штурма в образовательном процессе сводится к развитию способности анализировать, выдвигать и обосновать гипотезы и предлагать варианты решения [20]. Учитывая мнение Ю.А. Санниковой, можно сделать вывод о том, что мозговой штурм положительно влияет именно на те навыки, которые составляют УУД обучающихся.

Зарубежный исследователь А.Н.М. Элмитайри в своей статье упоминал о влиянии мозгового штурма на формирование коммуникативных УУД, так как основной принцип организации данной технологии заключается в структурированном аналитическом процессе общения группы лиц, которые работают сообща. Мозговой штурм обеспечивает дружелюбную и открытую среду для участия всех учеников, которые в процессе коммуникации сближаются друг с другом, учатся уважать чужое мнение, принимать точку зрения, отличную от собственной, и отстаивать свои позиции [21].

Более сложным вариантом технологии мозгового штурма является кейс-стадии, или кейсовый метод. Технология кейс-стади позволяет не только внести практическое разнообразие в учебные занятия по предмету, но и способствует формированию и развитию всей структуры УУД [22]. Важным аспектом использования кейсов на занятиях по предмету, на котором формируются УУД, является правильная постановка учебной задачи, сопровождаемой адаптацией под нее учебного материала [23].

Исследователи М.А. Панфилов и В.М. Панфилова указывали на то, что суть кейс-стади заключается в том, чтобы усвоить знания по теме, а также сформировать умения активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий [24]. Кейсы готовятся в письменной форме, читаются, изучаются и обсуждаются в классе, поскольку составляют основу беседы. Важно, что учитель руководит всем процессом, но не вмешивается в него [25].

Применение технологии кейс-стади на уроках английского языка позволяет сформировать у учеников следующие типы УУД (рис. 3).

 

Рис. 3. Формируемые УУД посредством использования метода кейсов в учебном процессе

 

Кейс, по своей сути, представляет собой историю, которая рассказывает о событиях и проблематике таким образом, что обучающиеся могут извлечь из этого материала жизненный урок. Обучающиеся изучают текст, ищут ключевую информацию для поиска проблемы. Реализация таких действий позволяет:

– выделить необходимую информацию;

– определить проблемы и её параметры;

– выдвинуть возможные решения;

– сформулировать стратегии и идеи для действий;

– принимать решения и исправлять возникающие трудности [26].

Для достижения определенных результатов по развитию УУД (коммуникативных, познавательных, регулятивных) учитель иностранного языка может применять некоторые приемы, например :

1. Для развития коммуникативных умений, к которым относятся умения общаться и вести дискуссию, эффективно сотрудничать с применением разных речевых элементов и т.д., можно использовать следующие упражнения:

– составить диалог по теме на основе образца. Иными словами, необходимо стимулировать учеников составлять диалоги как в письменном, так и в устном виде для общения на учебные и жизненные темы;

–подготовить вопросы по широкому спектр тем. Данный прием автор использует, чтобы задействовать навыки запоминания информации;

– составить коллаж по теме, отражающем ассоциативные связи. Использование данного метода является похожим на ментальные карты, поскольку опираются на применение технологии визуализации мыслительных процессов обучающихся [27].

2. Для развития познавательных умений, к которым относятся умение осуществлять общение в разных видах речи (устной и письменной), умение вычленять необходимую информацию , можно использовать следующие упражнения:

– задания на прочтение ряда отрывков и объединение их в логическом порядке;

– создание заголовка к безымянному тексту;

– формирование кроссворда с изучаемыми словами;

– изучение происхождения слов для познания культурного подтекста [28].

3. Для развития регулятивных умений С.П. Стебихова рекомендует использовать следующие образовательные приемы:

– составить ментальные карты, схемы «фишбоун» или кластеры. Использование данного метода напрямую влияет на становление навыков самостоятельности, так как учат выделять главные структурные элементы чего-либо;

– прочитать начало текста и самостоятельно домыслить продолжение;

– подготовить презентацию (или же проект) по заданной тематике [29].

Таким образом, формирование метаумений непосредственно через универсальные учебные действия актуально не только для школ в Российской Федерации, но и для ряда учебных заведений в других странах. Учителя всегда стараются использовать инновационные технологии как онлайн, так и оффлайн обучения, чтобы развивать виды навыков, входящих в состав УУД обучающихся. В рамках текущего раздела исследования были рассмотрены педагогические технологии, которые могут способствовать формированию УУД, а также обозначены примеры того, на какие именно типы регулятивных, познавательных, коммуникативных и личностных УУД влияет та или иная технология. По мнению большинства отечественных и зарубежных исследователей, ментальные карты, дебаты и кейсы могут оказывать существенное влияние на формирование и качественное развитие УУД у учеников средней школы на уроках иностранного языка.

 

Материалы и методы исследования

 

В ходе исследования были использованы как теоретические, так и эмпирический методы, а именно: теоретические - изучение, анализ и синтез научной литературы в области педагогики и методики преподавания иностранных языков; эмпирические – наблюдение, моделирование занятий.

Теоретико-методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных исследователей, посвященные вопросам обучения и развития УУД у обучающихся средней школы.

В фокусе исследования – применяемые в обучении иностранному языку технологии для формирования УУД у учеников основной школы.

Срок проведения педагогического эксперимента: декабрь 2021 – апрель 2022.

Количество участников эксперимента: 28 человек, где 14 человек – экспериментальная группа, а 14 человек – контрольная группа. В экспериментальной группе использовались задания, направленные специально на проработку УУД учащихся. В контрольной группе использовались задания в соответствии с УМК, рекомендуемым рабочей программой.

В настоящий момент авторы статьи проводят обобщение результатов исследования по особенностям формирования метапредметных умений и навыков в рамках учебного предмета «Иностранный язык» в средней школе. Одной из задач исследования стало проектирование особенностей применения технологий по формированию метапредметных результатов обучения в средней школе. Значимость исследования выражается в поиске оптимальных путей формирования метапредметных умений и навыков учащихся на уроках иностранного языка. Сформированный перечень технологий может представлять ценность для многих учителей-практиков, заинтересованных в развитии метапредметных результатов учебной деятельности.

 

Результаты исследования

 

В ходе практической деятельности в МБОУ СОШ №5 г.о. Ступино был проведен педагогический эксперимент по применению ментальных карт с учениками средней школы на уроке английского языка. Для этой цели было составлено несколько ментальных карт. Опишем их несколько подробнее.

Первая карта была направлена на работу с лексическим материалом по определённой теме. Школьникам раздавались листы с ментальной картой, имеющей пропуски. В соответствие с указанием учителя дети выполняли задание по заполнению пропусков либо самостоятельно, либо разбившись на группы. При использовании данной ментальной карты могли быть сформированы следующие УУД: учебное сотрудничество, самостоятельность , структурирование знаний и др. Представим пример ментальной карты, которая давалась детям, на рисунке 4.

 

Рис. 4. Ментальная карта для работы с лексическим материалом

 

Вторая карта направлена на отработку навыков чтения. Был предложен учебный материал с текстовой информацией (5 текстов о знаменитых достопримечательностях Лондона). Совместно с учителем обучающиеся по шаблону составляли ментальную карту. Учитель акцентировал внимание учащихся на элементах карты и текста, помогал им строить ассоциативные связи. С помощью данной карты обучающиеся тренировали устную речь, например, они пересказывали информацию об основных особенностях изученных достопримечательностей Лондона. При работе с данной картой у обучающихся задействуются такие УУД, как межличностное общение с учителем и сверстниками, установка причинно-следственных связей, самостоятельность в формулировании предложений (наименований ветви). Представим пример ментальной карты на рисунке 5.

 

Рис. 5. Ментальная карта для отработки навыков чтения

 

Третья карта направлена на отработку грамматического материала. Учителем была разработана карта, в которой указывались основные правила использования видовременной формы глагола Present Perfect, особенности построения различных типов предложений, слова-маркеры для определения временной формы и исключения из правила. При работе с данной картой у учеников могли быть сформированы следующие УУД: структурирование информации, самообучение, саморегуляция. Пример ментальной карты представим на рисунке 6.

 

Рис. 6. Ментальная карта для отработки грамматического материала

В ходе производной педагогической практики был проведен кейс с учащимися 5-6 классов на уроке английского языка по теме «We are the champions» по методике Harvard Business School Format of Case Analysis [30]. Согласно данной технологии, ученикам было необходимо предоставить ответ по нескольким пунктам, а именно:

1) дать краткую выдержку – резюме предложенного текста;

2) выделить основные проблемы, указанные в тексте;

3) перечислить ключевые имена, учреждения, которые упоминаются в тексте;

4) предоставить хронологию событий;

5) выделить вопросы, которые мешают решению проблем;

6) предоставить варианты возможных путей решения, а также составить лист преимуществ и недостатков решения;

7) предложить рекомендации при выборе наиболее подходящего пути решения проблемы;

8) составить точный и подробный план действий для выхода из проблемной ситуации.

В результате выполнения задания ученики представили учителю письменные работы, где содержались ответы по каждому пункту кейса.

Применение кейс-метода для решения практической задачи позволило активизировать теоретические знания и практические навыки учащихся, которые получили возможность продемонстрировать умения высказывать мысли и идеи на иностранном языке, принимать участие в дискуссии по учету альтернативных точек зрения и аргументировать свою собственную позицию. По мере усвоения обучающимися технологии кейс-метода, задания могут усложняться и дополняться различными условиями, что способствует более эффективному развитию коммуникативной компетенции учащихся на занятиях по иностранному языку.

При этом по мере решения кейса учениками были проработаны следующие УУД:

1) самостоятельное выделение цели (проблемы) прочитанного;

2) построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

3) самостоятельный поиск решений ранее определенных проблем;

4) умение точно и полно выражать свои мысли в соответствии с обозначенным заданием;

5) инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

6) уважение собеседников, принятие их идей и мнений [31].

В результате проведения такого занятия было отмечено то, что у учащихся повысилась мотивация к обучению, время на занятии использовалось максимально продуктивно. Сказанное также может свидетельствовать о том, что были сформированы личностные УУД у учащихся.

По мере проведения учебных занятий с применением заданий по развитию всех видов УУД у обучающихся на уроке английского языка было проведено тестирование для сравнения констатирующих и контрольных данных, позволяющие оценить уровень сформированности УУД у школьников. Было проведено тестирование по оценке сформированности каждого вида УУД: регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных.

Была введена система оценивания:

– низкий уровень (1): обучающийся допускал четыре и более ошибок в тестировании/речевой задаче;

–средний уровень (2): обучающийся допускал менее двух ошибок в тестировании / речевой задаче;

– высокий уровень (3): обучающийся не допускал ошибок или небольшую помарку в тестировании / речевой задаче.

В таблице 1 представим сравнительные данные сформированности УУД.

Таблица 1 – Сравнительные данные контрольной и экспериментальной групп на констатирующем и контрольном этапах исследования.

 

Констатирующий этап

Констатирующий этап

Динамика, в %

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

Регулятивные УУД

1,35

1,29

1,7

2,1

20,588

38,571

Познавательные УУД

2,3

2,4

2,42

2,76

4,959

13,043

Коммуникативные УУД

1,93

2,1

2,01

2,3

3,980

8,696

Личностные УУД

1,6

1,52

1,8

1,92

11,111

20,833

ИТОГО

1,795

1,8275

1,9825

2,27

10,160

20,286

 

В соответствии с данными, представленными в таблице 1, можно сделать следующие выводы:

– произошел рост уровня УУД и у контрольной группы, и у экспериментальной группы по результатам проведения учебных занятий по предмету «английский язык»;

– динамика результатов экспериментальной группы показала больший рост, чем у контрольной группы: регулятивные УУД у ЭГ выше, чем у КГ на 17,98%; познавательные УУД у ЭГ выше, чем у КГ на 8,08%; коммуникативные УУД у ЭГ выше, чем у КГ на 4,71%; личностные УУД у ЭГ выше, чем у КГ НА 9,72%. Итоговые данные по УУД в целом у ЭГ выше, чем у КГ на 10,1%.

Таким образом, используемые задания с целью проработки УУД у учащихся показали положительный результат, так как у учащихся произошло повышение уровня сформированности УУД по каждому виду.

 

Заключение

 

На основании вышеизложенного можно отметить, что в современных условиях образования для формирования универсальных учебных действий необходимо использовать современные технологии и методы обучения. В реализации метапредметного подхода в обучении, согласно ФГОС ООО, необходимо, чтобы некоторые задания по предмету строились так, чтобы у обучающегося знания формировались не за счет передачи их от учителя-предметника, а за счет самостоятельного изучения и обучения (то есть реализации принципа «умение учиться) [32]. В статье были рассмотрены некоторые технологии, которые позволяют наиболее эффективно воздействовать на становление УУД у обучающихся. Комплексное использование перечисленных методик будет являться стратегией по формированию УУД по предмету в образовательном учреждении. В дальнейшем исследовании каждая из рассмотренных технологий может быть применена на более длительный опытно-экспериментальный период для проверки результативности в формировании УУД у учащихся средней школы на уроках английского языка.