Full text
В настоящее время одной из актуальных проблем педагогического образования в России является формирование карьерных ориентаций студентов – будущих педагогов, являющейся важной составляющей профессионально-личностного самоопределения, которая оказывает существенное влияние на процесс социализации и выражает направленность регулирования профессионально-педагогической деятельности и поведения. Решение этой задачи требует создания необходимых условий для освоения основной профессиональной образовательной программы высшего образования и обеспечения им возможности выбора индивидуального пути профессионального развития и самосовершенствоваться. При этом карьерные ориентации личности отражают потребности и ценности, которые имеют двойственный характер, они социальны, то есть имеют связь с положением индивидуума в обществе, и что, собственно говоря, выражается системой воспитания, системой усвоенных им от общества и групп значений. Также они индивидуальны, в них отражается неповторимый жизненный опыт индивидуума, непроводимость его интересов и потребностей [1] Цель нашего исследования заключалась в комплексном анализе карьерных ориентаций студентов, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование» (профиль: «Дошкольное образование»), которые необходимы для оптимизации профессионально-педагогической деятельности по саморазвитию и самоопределению личности по индивидуальным образовательным траекториям. Обзор литературы Вопросы развития карьерных ориентаций студентов – будущих педагогов актуальны в современных социально-экономических изменяющихся условиях, а именно в условиях неопределенности настоящего и будущего, которые сопряжены с особенностями жизнедеятельности студенческого периода, которые влияют на процесс обучения и освоение педагогической профессии. Однако учитывая специфику нашего исследования, мы студенчество рассматриваем как социальную категорию, людей, организационно объединенных институтом высшего образования. При этом, ее важными характеристиками как социальной группы является профессиональная направленность, сформированность устойчивого отношения к будущей профессии. В связи с этим, по мнению И.А. Зимней, это являются следствием правильного профессионального выбора, в том числе у студента формируются представления о выбранной профессии [2]. Вместе с тем, В.Г. Ассев, считает, что во время студенческого периода осуществляется преобразование и становления всей системы ценностных ориентаций [3]. Для продолжения изучения студенчества остается открытым вопрос о социально значимой черте этого периода, а именно на поиск смысла жизни студента, стремление к новым идеалам, что становится для него актуальным, что создает благоприятные условия для формирования карьерных ориентаций [1]. Кроме этого, российские исследователи карьерные ориентации определяются как, потребность, мотив [4], стремление [5], ценностно-ориентационное регулятивное образование [6]. При этом В.А. Ядов рассматривает карьерные ориентации как личную тактику, определяющую общую направленность интересов индивидуума в области труда и его предрасположенность к той или иной профессиональной деятельности [7]. А.А. Жданович отмечает, что понятие «карьерная ориентация» рассматривается как «профессиональная направленность личности», включающая систему побуждений, определяющая ее активное избирательное отношение к профессиональной деятельности. В связи с этим, период карьерной адаптивности индивидуален и имеет отличительную особенность как стремление к равновесию между психологическими социальными потребностями студентов. Кроме того, А.А. Жданович, отмечает, что в социально-профессиональной сфере карьерные ориентации рассматриваются, во-первых, дифференцированно как преобладающие стратегии поведения, проявляющиеся в стремлении к социально-должностному росту (вертикальная ориентация). Во-вторых, как стремление профессиональному мастерству (горизонтальная ориентация), то есть карьерные ориентации студентов учитывают выбранное профессиональное направление, а также его потребности, мотивы и интересы [8]. Развивая эти идеи, важно понимать, что карьера как процесс самореализации личности и, что достижение успеха в социально-профессиональной сфере рассматривает как реализацию карьерных ориентаций личности [9]. Что касается зарубежных источников, следует отметить работу Д.Сьюпера, который выявил основные карьерные задачи для возрастного периода (15-24 лет) как: формирование профессионального выбора и спецификация выбора, а также апробирование выбора на практике. При этом, автор отмечает, что успешность решения данных задач зависит от карьерной адаптивности обучающегося, включающую такие элементы как: 1) отношение к труду как ценности, а именно ценность труда как такового; 2) способность управлять собственной жизнью, в частности, совладание со стрессами; 3) рефлексивные умения, предполагающие научение из собственного опыта; 4) наличие планов так и перспектив в области карьеры; 5) информированность о мире труда, а также и профессий; 6) особенности принятия решений; 7) способность исследовать стратегии своего развития. Достоинством работы Д. Сьюпера является то, что она позволяет перенести фокус карьеры с внешней, объективной стороны во внутреннюю [10]. Теоретическая основа карьерных ориентаций личности основана на концепции «якорей карьеры» Э. Шейна (Edgar Schein). Ученый подчеркивал, что личностные ценности оказывают воздействие на способность обучающихся радоваться решению различных задач, в том числе, которые необходимо успешно решать в профессиональной сфере. Обратим внимание на несколько деталей, что мотивация личности обучающего будет эффективной, если выполняемые задания и трудовые функции согласуются с его ценностями. В связи с этим, Э. Шейн определяет восемь ценностей «карьерных якорей», следует отметить, что слово «якорь» отражает собственное представление обучающегося о том, что для него считается наиболее важным с учетом совокупности его знаний и навыков, мотивов и ценностей. Э. Шейн подчеркивает, что «карьерные якоря» являются представлениями обучающегося о себе и определяющих выбор карьеры, а также он отмечает, что «карьерные якоря» развиваются с течением времени и становятся все прочнее по мере накопления личностно-профессионального опыта. Э.Шейн конкретизирует восемь самостоятельных «карьерных якорей». При этом первые четыре характеризуются как ведущие мотивы или потребности, следующие два связаны с ощущением своей компетентности, а также последних два связаны с конкретными ценностями: 1) автономия и независимость: потребность ощущать себя свободным и независимым; 2) безопасность и стабильность: потребность в карьере, которая гарантирует стабильность и надежность; 3) предпринимательское творчество: представления индивидуума о себе, базирующееся на его способности создать собственное предприятие; 4) вызов: потребность справляться с препятствиями (в том числе с непреодолимыми препятствиями); 5) техническая и функциональная компетентность: потребность быть лучшим в какой либо сфере; 6) общая компетентность руководителя: люди (оценивают себя по способности управлять другими); 7) служба или преданность: потребность, которая выражается в преданности любимому делу, а именно через профессиональную карьеру; 8) образ жизни, в которым реализуется желание интегрировать работу в повседневную жизнь[11]. Наиболее основательно проблема карьерных ориентаций исследовались такими учеными как Е.В. Киселевой, O.Л. Поминовой, Э. Шейн [9,11,12]. Например, О.Л. Поминова, рассматривала карьерные ориентации студентов специальных учебных заведений как результат социально-профессионального самоопределения. Автор разработала типологию индивидуальных стилей карьерной ориентации на основе карьерных ориентаций, предложенных Э.Г. Шейном. При этом в исследовании О.Л. Пиминовой карьерные ориентации представлены в динамике проявления индивидуальности, мотивов, а также и удовлетворенности учебной деятельностью обучающихся в совокупности с личностными качествами. Она это объясняет тем, что среди основных типов индивидуальных стилей карьерной ориентации есть карьерная мотивация на успех, гуманитарную карьерную направленность, ориентацию на карьеру в менеджменте и, как следствие, профессиональную компетентность в учебе и карьере, индивидуальные стили «вызова» и «автономности» [12]. A. Koen, J. Hirschi описывают карьерные ориентации в отношении карьерного самоуправления как динамический процесс, определяющий постановку целей и развития, а именно поиск информации, в том числе планирование и выполнения действий. При этом авторы планируют мониторинг и обработку обратной связи, с помощью которой показан процесс влияния индивидуальных карьерных ориентаций [13]. Так в исследовании J.H. Greenhaus, G.A. Callanan, V.M. Godshalk обсуждается процесс карьерного самоуправления, в котором индивидуум проектирует, реализует и контролирует карьерные цели и стратегии поведения (например, трудоустройства) [14]. В то же время, важность и значимость карьерной ориентации показана в исследованиях J. P. Briscoe и D. T. Hall, в работах которых карьера управляется индивидуумом и включает два таких компонента как: человек берет личностную ответственность за карьеру и контролирует ее (самонаправленность) и человек делает выбор карьеры и оценивает карьерные достижения на основе личностных ценностей (ценностно-ориентированный) [15]. В целом, рассмотренный анализ публикаций, показал, что посвященные проблеме определения особенностей карьерных ориентаций студентов в профессионально-личностном самоопределении, в них не рассматриваются карьерные ориентации будущих педагогов дошкольных организаций, обеспечивающие создание благоприятных условий их саморегулирования в соответствии с потребностями, мотивами и ценностями при выборе своей индивидуальной образовательной траектории в педагогическом вузе. Методология и ме¬то¬ды исследования В исследовании приняли участие 28 студентов первого курса обучения очного отделения Института психологии и образования Казанского (Приволжского) федерального университета. С целью определения карьерных ориентаций студентов – будущих педагогов в сентябре 2021 года было проведено исследование с помощью опросника «Якоря карьеры» (Э. Шейн, модифицированный вариант А.С. Новгородов, Е.А. Могилевкин, 2009) [16], охватывающий 32 вопроса, на каждый из которых предлагается оценка по шкале от одного до 10 баллов: 1-4 (низкий уровень)- «совершенно не важно», «совершенно не согласен»; 5-9 (средний уровень)- «иногда важно», «согласен в некоторой степени» и 10 (высокий уровень) – «совершенно согласен». Карьерные ориентации личности будущего педагога рассматриваются как актуальные профессиональные ситуации самоопределения в педагогическом вузе, а также как социально обусловленные побуждения к профессионально-педагогической деятельности на рынке труда. Оценивание проводилось по типам, показанным на рис. 1. Рис. 1. Карьерные ориентации личности будущего педагога Обработка результатов по приведенным параметрам включала определение средних значений (в баллах). Для обработки данных был использован метод математической статистики – корреляционной анализ для подтверждения достоверности использовался расчет программ Excel. Ре¬зуль¬та¬ты ис¬сле¬до¬ва¬ния Результаты опроса студентов по методике «Якоря карьеры» (автор Э. Шейн, модифицированный вариант А.С. Новгородов, Е.А. Могилевкин), представленные в таблице 1. Таблица 1 Результаты диагностики (в баллах) ведущие карьерные ориентации студентов № Оцениваемые параметры 1 курс 1. Автономия 24,19 2. Стабильность 24,52 3. Предпринимательская креативность 24, 38 4. Вызов 19,66 5. Организаторская компетентность (менеджмент) 20,61 6. Профессиональная компетентность 25,47 7. Служение 26,42 8. Интеграция стилей жизни 31,19 Представленные результаты указывают на то, что доминирующее значение для студентов 1-го года обучения имеют типы «Интеграция стилей жизни» (31,19 балла), «Служение» (26,42 балла), «Профессиональная компетентность» (25,47 балла). Полагаем, что это обусловлено тем, что студенты по мере становления в педагогическом вузе отмечают, что это путь сложный, но каждый сложный путь приводит к чему-то лучшему. Этот путь преодолимый и интересный. У студентов есть действительно четкая ориентация по окончании педагогического вуза получить диплом бакалавра, на основе которого возможно работа с детьми и самореализация в жизни. При этом, студенты подчеркивают, что необходимо принимать детей такими какие они есть с учетом их индивидуальных особенностей и организовывать воспитательный процесс, применяя профессионально-педагогические знания, навыки и компетенции, полученные в процессе обучения. При этом тип «Стабильность» (24,52 балла) обеспечивает будущему педагогу удовлетворение потребности в безопасности в дошкольной организации: гарантию занятости и уверенности в завтрашнем дне. Кроме этого, тип «Предпринимательская креативность» (24,38 балла) позволяет учитывать индивидуализацию обучения, с помощью которой согласуются формируемые знания, навыки и компетенции с накоплением профессионального опыта и повышается личностная активность студентов как средство саморазвития. При этом, инструмент в личностном образовании представляет собой проектирование индивидуальной образовательной траектории, которая является проектом развития обучающегося на протяжении всех лет обучения в педагогическом вузе [17]. Здесь же добавим, что в рамках метода математической статистики – корреляционного анализа сгруппирована матрица взаимосвязи коэффициентов корреляции по составляющим карьерной ориентации студентов-будущих педагогов дошкольной организации, которые представлены в таблице 2. Таблица 2 Матрица взаимосвязи коэффициентов корреляции по составляющим карьерной ориентации № АВ СТ ПР ВЗ ОР ПК СЛ ИСЖ 1 курс 1. 1 -0,3179 0,5308 0,4228 0,7585 0,4942 0,2437 0,6445 2. -0,3179 1 -0,1166 0,1070 -0,0315 0,1529 0,1298 -0,2332 3. 0,5308 -0,1166 1 0,6754 0,5405 0,3659 0,4015 0,2395 4. 0,4228 0,1070 0,6754 1 0,4010 0,2530 0,1573 0,1952 5. 0,7585 -0,0315 0,5405 0,4010 1 0,6211 0,4824 0,5199 6. 0,4942 0,1529 0,3659 0,2530 0,6211 1 0,2106 0,2793 7. 0,2437 0,1298 0,4015 0,1573 0,4824 0,2106 1 0,4152 8. 0,6445 -0,2332 0,2395 0,1952 0,5199 0,2793 0,4152 1 (АВ-Автономия; СТ- стабильность; ПР- Предпринимательская креативность; ВЗ-Вызов; ОР – Организаторская компетентность (менеджмент); ПК – Профессиональная компетентность; СЛ-Служение; ИСЖ- Интеграция стилей жизни) Как видно из данной таблицы, карьерная ориентация «Интеграция стилей жизни» (0,6445) будет у обучающихся сформирована, когда все компоненты образовательного процесса будут направлены на приобретение знаний, навыков и компетенций, необходимых ему для осуществления трудовых функций и действий на будущем рабочем месте в дошкольной организации. При этом обучающийся будет демонстрировать ценность «Профессиональная компетентность» (0,6211), а именно желание стать профессионалом и заслужить признание в профессиональной сфере. В связи с этим, необходимо создавать условия с учетом потребности студента в «Автономии» (0,6445), предоставляя возможность ее проектирования индивидуальной образовательной траектории для возможности целенаправленного выбора индивидуального пути. При этом движение по индивидуальной образовательной траектории развивает карьерную ориентацию «Организаторскую компетентность (менеджмент)» (0,7585). Студент систематизирует свои усилия по самостоятельному приобретению знаний, накопления опыта и самосовершенствованию профессионально-значимых личностных качеств [18]. Кроме этого, формируется карьерная ориентация «Предпринимательская креативность» (0,6754) как один из сильнейших мотиваторов, связанных с потребностью создавать что-то новое. Как показывает опыт, индивидуальные образовательные траектории предоставляют студентам возможность взять на себя ответственность. При этом индивидуальная образовательная траектория им обеспечивает право на развитие своей практики в рамках педагогического образования в процессе формирования ключевых компетенций. Следует обратить внимание на реализацию личностного и профессионального потенциала [19], который направлен на последующие ступени образования (в частности магистратура для стремления к социально-должностному росту[8]) или осуществление профессиональной деятельности в дошкольной организации (стремление к профессиональному мастерству[8]). Об этом свидетельствует более детальный анализ положительных ответов обучающихся, представленный в таблице 2. Таблица 2 Распределение положительных ответов студентов на утверждения по методике (в %) № Содержание утверждений методики Согласен в некоторой степени Совершенно согласен Автономия 3. Я сам решаю, каким образом построить график своего учебного процесса 20 чел. (71,5%) 2 чел. (7,1%) 11. Я считаю, что заочное обучение более продуктивно за счет большей самостоятельности 14 чел. (50%) 0 чел. (0%) 19. Я хотел бы, чтобы будущая профессия давала возможность работать по гибкому графику или в режиме «фрилансера» (независимого эксперта или специалиста, работающего в разных компаниях) 19 чел. (67,8%) 7 чел. (25%) 27. Для меня важна оценка знаний и умений в ходе освоения курса по конечному результату, а не постоянный текущий контроль за посещением занятий со стороны преподавателя или деканата 14 чел. (50%) 12 чел. (42,8%) Стабильность 7. Я считаю, что более надежным является выбрать для обучение государственное образовательное учреждение, нежели коммерческое 12 чел. (42,8%) 13 чел. (46,4%) 15. Я хотел бы получить такую профессию, которая гарантировала бы трудоустройство 18 чел. (42,8%) 9 чел. (32,1%) 23. Если бы мне представилась возможность учиться в другом городе или стране я всё равно бы остался в своем вузе 11 чел. (39,2%) 6 чел. (21,4%) 31. Одним из важных для меня критериев выбора учебного заведения было его близкое расположение к месту проживания 9 чел. (32,1%) 0 чел. (0%) Предпринимательская креативность 6. Получаемая профессия (знания, умения, навыки) позволит мне организовать свое дело 18 чел. (64,2%) 6 чел. (21,4%) 14. Меня очень увлекает идея организовать неформальное объединение, клуб по интересам, проект и т.д. 14 чел. (50%) 1 чел. (3,5%) 22. Я часто вижу в различных ситуациях возможности для извлечения пользы и коммерческой выгоды 18 чел. (64,2%) 1 чел. (3,5%) 30. Я могу поставить на карту очень многое (свободное время, отдых, общение с друзьями, деньги), если это, по моему мнению, принесет в будущем значительный доход и признание моего личного вклада 19 чел. (67,8%) 7 чел. (25%) Профессиональная компетентность 2. Меня больше интересуют узкопрофессиональные дисциплины, чем дисциплины общего направления 22 чел. (78%) 1 чел. (3,5 %) 10. Я стараюсь во время учебы найти работу полностью или частично соответствующую выбранной специальности 14 чел. (50%) 3 чел. (10,7%) 18. Я стремлюсь помимо стандартной учебной программы получать дополнительное образование, позволяющее углубить профессиональные навыки 20 чел. (71,5%) 1 чел. (3,5%) 26. При прохождении производственной практики я стараюсь освоить конкретные профессиональные навыки 11 чел. (39,2%) 14 чел. (50%) Служение 4. Я много времени посвящаю участию в волонтерском движении (бескорыстное оказание различной помощи) 7 чел. (25%) 0 чел. (0%) 12. Я хочу, чтобы моя будущая профессиональная деятельность была связана с оказанием помощи людям 13 чел. (46,4%) 6 чел. (21,4%) 20. Мне нравится помогать своим одногруппникам в решении различных вопросов и проблем во время учебы 13 чел. (46,4%) 12 чел. (42,8%) 28. Меня привлекают профессии, имеющие большую социальную значимость 15 чел. (53,5%) 10 чел. (35,7%) Интеграция стилей жизни 8. Я стараюсь совместить учебу с другой деятельностью или отдыхом 14 чел. (50%) 14 чел. (50%) 16. Я выбрал специальность, которая не помешает мне реализовать себя в различных областях жизни, не связанных с профессией 15 чел. (53,5%) 10 чел. (35,7%) 24. Я стремлюсь каждый свой день планировать так, чтобы в нем было место и учебе, и профессиональному развитию, и общению с друзьями, и хобби, а не только чему-то одному 14 чел. (50%) 14 чел. (50%) 32. Во время каникул я не только отдыхаю, но и нахожу возможности для развития профессиональных навыков, самообразования и саморазвития, а также повышения уровня материального благосостояния 19 чел. (67,8%) 6 чел. (21,4%) Как видно из таблицы, судя по ответам представленной методики утверждения, карьерная ориентация студентов «Автономность» на среднем уровне у 20 студентов (71,5%), которые считают, что необходимо «построить график своего учебного процесса». В связи с этим, в образовательном процессе полагается создавать условия реализации основной профессиональной образовательной программы высшего образования по индивидуальным учебным планам, в соответствии с которым формируется индивидуальная образовательная траектория [20]. Итак, карьерная ориентация «Профессиональная компетентность» на среднем уровне у 11 студентов (39,2%) и на высоком уровне у 14 студентов (50%), которые отмечают, что «при прохождении практики, стараюсь освоить профессиональные навыки». Поэтому важно в процессе практической подготовки разрабатывать профессионально-ориентированные задания по индивидуальным образовательным траекториям [18]. Помимо этого, профессионально-ориентированные задания обеспечивают обучающемуся поиск путей решения педагогических ситуаций по видам профессионально-педагогической деятельности и компетенциями для формирования карьерной ориентации «Стабильность», которая на среднем уровне у 18 студентов (42,8%) и высоком уровне у 9 студентов (32,1%), выбравшие ответ «получить профессию, которая гарантировала бы трудоустройство». При этом векторы образования ориентированы на обучаемость, в том числе на самоопределение и самоактуализацию, социализацию и развитие индивидуальности, позволяющие формировать компетентность, компетенции и социально-профессиональные качества [21]. Таким образом, согласно результатам проведенного исследования карьерных ориентаций, можно сделать вывод о необходимости проектирования индивидуальных образовательных траекторий как профессионально-личной поддержки в образовательном процессе для формирования профессиональной компетентности как ценности образования, на основе которой будущий педагог в процессе самообразования будет реализовать потребность в саморазвитии, направленного на овладение способами самопознания и самоанализа профессионально-педагогического опыта. Заключение Данная работа демонстрирует, что исследование особенностей карьерных ориентаций студентов – будущих педагогов дошкольных организаций позволяют организовать индивидуализацию процесса их обучения, обеспечивающие формулировку собственных учебных целей, с учетом потребностей и ценностей обучающихся в сочетании с профильным компонентом, а также эффективное формирование профессиональной направленности их личности, определяющая готовность к организации своей жизнедеятельности в будущем. Вместе с тем, при организации индивидуализации обучения все заинтересованные стороны, а именно академическое сообщество, интересы самих студентов, обеспечивают целенаправленный выбор индивидуального пути будущему педагогу как профессионалу в партнерстве с работодателями рынка труда с последующим трудоустройством. Перспективой дальнейшего исследования является разработка учебно-методического сопровождения процесса профессионально-личностного самоопределения в социальном партнерстве с работодателями в рамках индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, способствующие саморазвитию как фактору успешности в профессионально-педагогической деятельности. При этом будут учтены результаты проведенного исследования, описанного в данной статье.