Full text

Введение / Introduction

 

В настоящее время предлагается дополнить понятие «воспитание» ответственным отношением к труду, возвратить в школы трудовое воспитание. В Год педагога и наставника актуально практическое применение идей К. Д. Ушинского, который подчеркивал: «Нужно, чтобы дети по возможности трудились самостоятельно, а учитель руководил этим самым трудом» [1]. Перед современным трудовым воспитанием стоит задача обучить детей самостоятельности и ответственности. Когда ребенок будет вместе с взрослыми заниматься какой-либо работой, у него появится интерес к труду, он научится ценить его результаты; возникнет желание применить полученные знания на практике, самореализоваться. Чем старше школьник, тем больше он знает и умеет, становится все более ответственным и участвует в разных видах деятельности. В 2013 году было сформировано «Поисковое движение России» – общероссийское общественное движение по увековечиванию памяти погибших при защите Отчества. Работа поисковиков включает в себя большой комплекс мероприятий: поисковые экспедиции, перезахоронение воинов, архивная работа, благоустройство захоронений и др. Существует моральный кодекс поисковика, включающий свод правил об отношении к законам Российской Федерации, к поиску как к добровольческому делу, к останкам павших воинов, реликвиям. Кодекс регулирует отношение к памяти павших и культурному наследию, а также отношения между участниками поискового движения. С. В. Еремин определяет поисковую деятельность и организацию поисковых отрядов как один из эффективных и успешно апробированных способов формирования и развития патриотизма, ответственности и гражданственности [2].

Задача формирования социальной ответственности является прерогативой современных образовательных учреждений [3]. Социальная ответственность определяется как способность отвечать за самого себя, свое саморазвитие и самопроектирование [4], что особенно важно в подростковом возрасте, поэтому именно данный возраст рассматривается как сенситивный для развития социальной ответственности [5].

В процессе воспитания социальной ответственности важно научить детей понимать себя и других, планировать жизнь. Социальная ответственность проявляется в готовности и способности отвечать за свои действия и поступки, выполнении обещаний, принесении пользы обществу [6].

Для сельских подростков важно воспитание качеств члена сельской общины, интеграция воспитательных воздействий семьи и школы, развитие традиций, преобразование сельского социума; учет социальных и индивидуально-личностных особенностей сельских подростков; включение учащихся в социально значимые виды деятельности на основе интересов и способностей детей [7]. У сельских подростков выявлен ряд трудностей: ситуативная и личностная тревожность, неуверенность в себе, низкая или высокая самооценка, перекладывание ответственности на других людей, зависимость от окружающих [8]. Актуально использование новых форм взаимодействия школьников и педагогов в условиях сельской школы, социально-воспитательного потенциала сельской местности. Для того чтобы процесс социализации в сельской школе проходил успешно, требуется создание педагогами условий, в которых подростки стремились бы к проявлению самостоятельности, получению и усвоению новых знаний, применению их в будущем [9].

Современная поисковая деятельность опирается на богатый опыт по реализации мероприятий патриотической направленности (вахты памяти, военно-патриотические экспедиции, акции, конкурсы, соревнования и др.) [10]. Поисковая деятельность проводится с целью обнаружения и захоронения непогребенных останков воинов, погибших в местах проведения боевых действий, установления имен погибших, пропавших без вести; нахождения ответов на вопросы, связанные с историей страны, ее народа, с судьбой конкретного человека. Основная цель поисковой деятельности состоит в практическом закреплении теоретических знаний, приобретении необходимых навыков, оптимальном сочетании творческой, научной и практической подготовки [11]. Поисковая работа обладает позитивным потенциалом в социализации детей и молодежи. B. A. Cухомлинский объединяет социальную ответственность с формированием гражданственности и нравственности [12]. Поисковая деятельность является одной из форм воспитания гражданственности и ответственности, может привить те качества, которые присущи гармоничной личности.

Актуальным является определение содержания и форм развития социальной ответственности у сельских подростков – участников поискового отряда.

 

Обзор литературы / Literature review

 

В психологическом словаре ответственность определяется как осуществляемый в различных формах контроль над деятельностью субъекта с точки зрения выполнения им принятых норм и правил [13].

С. Л. Рубинштейн определяет ответственность как олицетворение истинного, глубокого и принципиального отношения к жизни; умение личности детерминировать события, действия вплоть до перемены своего существования [14].

В. П. Прядеин ответственность рассматривает как систему качеств личности, целостность когнитивных, результативных, психологических, регулятивных, мотивационных, динамических элементов [15].

Н. И. Привалов под ответственностью понимает потребность, обязательство отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них [16].

А. Г. Спиркин отмечает, что ответственность как форма проявления взаимодействия личности и общества несет как личный, так и общественный характер [17].

А. Ф. Гулевская пишет, что ответственность отображает умение человека держать ответ за собственные действия; выделяет следующую структуру ответственности: мотивационная, когнитивная, деятельностная [18]. К. А. Абульханова-Славская отмечает, что факторами ответственности являются независимость от внешнего контроля, самостоятельность, представление целостности проблемы [19].

Социальная ответственность предполагает добровольный отклик на социальные проблемы со стороны общества и индивида. Л. А. Крапивина под социальной ответственностью понимает внутреннюю и внешнюю необходимость соблюдения основных правил, принципов, требований, традиций коллективной жизни [20], Н. В. Антипина – поведение личности в соответствии с интересами других людей, принятыми в обществе нормами и исполняемыми ролевыми обязанностями, реализующимися в деятельности [21].

К. Муздыбаевым показана связь разных форм ответственности с определенными психологическими и социальными явлениями. По мнению автора, социальная ответственность развивает склонность личности придерживаться общепринятых в обществе социальных норм, исполнять ролевые обязанности, к признакам ответственности автор относит пунктуальность, достоверность, добросовестность, исполнительность, стремление ответить за последствия своих решений, справедливость, твердость характера, порядочность, честность [22].

И. А. Гладышева выделяет функции социальной ответственности: ценностно-ориентирующая, нормативно-регулирующая и преобразующая [23].

А. В. Белов к уровням реализации социальной ответственности относит субъективный (ценности, цели, мотивы), личностно-психологический (система личностных смыслов, инициатива), практический (поступок, действие) [24].

Развитие ответственности реализуется при условии гуманистической направленности воспитания, средствами формирования выступают рефлексия и саморегуляция, доверительные отношения к обществу, к самому себе [25]. Современный образовательный дискурс смещается на организацию жизни детей и подростков в школе, ставится вопрос о важности анализа и учета социально-педагогических условий формирования самостоятельности, ответственности школьников [26]. Выявлено, что более высокий уровень социального интеллекта обеспечивается способностью понимать и прогнозировать поведение и чувства других людей и социальными навыками [27]. Авторы обращают внимание на то, что ценностно-смысловая сфера личности определяет социальное поведение человека, а стратегическая задача системы образования — создание образовательной среды, способствующей развитию личностного потенциала учащихся [28], интеграция личностной и субъектной позиции обеспечит возможность самоопределения растущего человека [29]. Авторами подчеркивается, что высокому уровню развития всех компонентов личностной автономии соответствует более высокий уровень ответственности [30].

Рассматриваются особенности развития ответственности молодежи в рамках добровольческой деятельности [31], у подростков с девиантным поведением [32], при выстраивании образовательного маршрута, актуализации профессионального самоопределения [33], карьерного развития [34], принятии моральных решений в жизни [35], определении ценностных ориентаций подростков [36, 37].

Социальная ответственность в контексте педагогики и психологии отражает умение человека отвечать за свои действия, подвергать действия моральной оценке, необходимость соблюдения основных правил, принципов, требований, традиций коллективной жизни. Развитие социальной ответственности включает принятие ответственности как перед самим собой, так и перед другими людьми за результаты своих действий. К показателям сформированности социальной ответственности относят: в когнитивной сфере – позитивные жизненные установки, в том числе на активное участие в социально значимой деятельности; в эмоциональной сфере – готовность отвечать за свои поступки и действия, способность к сотрудничеству, дружеской поддержке; в деятельной сфере – добросовестное выполнение поручений, стремление участвовать в совместной деятельности, активную жизненную позицию. Социальная ответственность связана с формированием ценностных ориентаций, способности делать выбор, внутренней готовности к социально ответственному поведению, обладанием социально необходимыми знаниями об отношениях c окружающими, возрастанием привычки придерживаться социальных норм и ролевых обязанностей.

Отправной точкой для развития социальной ответственности становится подростковый возраст, когда индивид начинает принимать автономные решения и нести за них ответственность. Применительно к сельским подросткам необходимо учитывать специфику современного сельского сообщества, особенности сельской школы.

Одним из способов развития социальной ответственности может выступать поисковая деятельность подростков. Во многих образовательных учреждениях ведут свою деятельность военно-патриотические клубы, центры патриотического воспитания, функционируют музеи и т. д. Работа поисковиков включает в себя большой комплекс мероприятий, а непростой полевой труд, погодные условия, преодоление препятствий способствуют развитию в подростках воли, силы духа. Отрядные мероприятия учат понимать, любить, уважать и сохранять историю своей страны, одновременно с этим развивается гражданственность, патриотизм, ответственность за себя и за общее дело. К технологиям развития социальной ответственности у участников поискового отряда можно отнести: туристский поход, научно-педагогическую экспедицию, работу с архивными материалами, в музеях боевой славы, с передвижной выставкой экспонатов, уроки мужества, работу по восстановлению и реставрации памятников культуры, добровольческую деятельность, конкурс рисунков и поздравительных открыток к 9 Мая, просветительскую деятельность с детьми и молодежью, когда поисковики проводят беседы о военных событиях через свое личное восприятие, экскурсии по знаковым местам и др.

 

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

 

Экспериментальная база исследования: МБОУ «Центр образования № 28» п. Плеханово Тульской области. В исследовании принимали участие 24 подростка в возрасте 15–16 лет. Данные подростки являются членами поискового отряда «Безмолвие». В сборе эмпирических данных принимала активное участие студентка факультета психологии ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» Анна Ивановна Голубцова.

Цель исследования – изучить особенности развития социальной ответственности у сельских подростков – участников поискового отряда.

Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования), эмпирические методы (тестирование, анкетирование, эксперимент), методы обработки данных (количественный и качественный анализ результатов исследования).

Диагностическая программа включала в себя следующие методики: «Шкала совестливости» (В. В. Мельников, Л. Т. Ямпольский), методика диагностики локуса контроля (Э. Ф. Зеер, Г. А. Карпов), «Исследование самооценки подростка» (Г. Н. Казанцева), «Экспресс-диагностика ответственности» (ЭДО), анкетирование подростков – членов поискового отряда.

Была разработана и апробирована программа с целью развития социальной ответственности, патриотизма и гражданственности у подростков, сплочения коллектива. Программа включала занятия, направленные не только на формирование у сельских подростков понятия ответственности, но и на повышение мотивации к общественно значимым видам деятельности: урок-беседу, занятие с элементами тренинга, урок-дискуссию, литературный вечер, экскурсию, круглый стол, квест-игру, поход, добровольческую акцию, работу в музее школы, встречу с поисковиками, викторину, занятия «Работа с находками», «Работа на передвижной выставке», «Полевые работы», «Открытка к 9 Мая» и т. д.

Представим выдержки из анкеты участницы данного поискового движения: «Я пришла в отряд случайно – узнала, что есть поисковая организация, попала уже на закрытие сезона. И, сидя в зале, я поняла: это – моё. Сначала было непонятно, что конкретно меня манило и притягивало. Скорее всего, искренние рассказы, душевные воспоминания поисковиков.

Поисковая работа для меня – это, прежде всего, возможность помочь погибшим солдатам обрести покой, ведь, по сути, они до сих пор лежат там же, на поле боя. Вроде бы и в земле, но не похоронены. А мы, поисковики, восстанавливаем эту Память о них.

Хороший поисковик – тот, кто верит в наше дело. Здесь важна именно духовная составляющая. Человек должен быть надежным, честным и ответственным.

У каждого свой путь в “поиск”. Кому-то интересны находки, особенно новичкам, кто-то любит походную жизнь, а кто-то сразу приходит с мыслью о том, чтобы найти бойца. Но в итоге все “переключаются” на волну поиска солдат. Ты растешь и взрослеешь вместе с отрядом.

Я вступила в отряд вместе с сестрой, нас толкало желание найти нашего без вести пропавшего дедушку под Белёвом. Спустя несколько лет поиска мы нашли его сослуживца.

Иногда думаешь: зачем нам эти ручьи весенней воды из-под лопаты, холодная глина, мокрые спальники и дожди? Может, лучше остаться дома, в тепле, комфорте... Но они ведь там лежат, чьи-то дедушки и бабушки, чьи-то сыновья, мужья – БОЙЦЫ – как по мне, это и есть мотивация.

В нашем отряде появляется много новеньких каждый год. В основном это школьники из поселков – Молодежный, Плеханово, Торхово, Ленинский... Есть и ребята из города. “Поиск” объединяет разных людей – кто постарше, кто помладше. И в этом есть огромный плюс – для каждого находится свое место в отряде, каждый проявляет себя по-своему.

Первый мой выезд был под Белёв – сначала деревня Б. Самолково, потом – д. Башкино. Мне нравится и копать, и изучать архивные документы, и общаться с местным населением. В нашем деле очень важно подходить к любой задаче ответственно».

 

Результаты исследования / Research results

 

Сравним результаты исследования, полученные на констатирующем и контрольном этапах.


Представим результаты исследования по методике «Шкала совестливости» (В. В. Мельников, Л. Т. Ямпольский): на констатирующем этапе высокий уровень показали 50%, средний – 46% и низкий – 4% испытуемых; на контрольном этапе высокий уровень продемонстрировали 58%, средний – 42% подростков, низкий уровень выявлен не был (рис. 1).

 

Рис. 1. Сравнительный анализ результатов исследования по методике «Шкала совестливости»
(В. В. Мельников, Л. Т. Ямпольский)

 

Методика диагностики локуса контроля (Э. Ф. Зеер, Г. А. Карпов) показала, что для респондентов более характерна интернальность, ответственность человека за все, что с ним происходит (54%), чем экстернальность, ответственность за успех и события извне (46%). Локус контроля определяет склонность приписывать результаты деятельности внешним или внутренним факторам. Контрольное исследование показало аналогичные результаты (см. рис. 2).

Опишем результаты исследования по опроснику «Исследование самооценки подростка» (Г. Н. Казанцева). На констатирующем этапе показатель средней самооценки выявлен у 67%, низкой – у 25%, на контрольном этапе показатель средней самооценки выявлен у 75% респондентов, низкой – у 17%. Показатель высокой самооценки не поменялся (8%) (см. рис. 3).

 

 

Рис. 2. Результаты диагностики по методике диагностики локуса контроля

(Э. Ф. Зеер, Г. А. Карпов)

 

 

Рис. 3. Сравнительный анализ результатов исследования опросника

«Исследование самооценки подростка» (Г. Н. Казанцева)

 

По методике «Экспресс–диагностика ответственности» (ЭДО) на констатирующем этапе были получены следующие результаты: ответственность – 42% опрошенных, ответственность ситуативная – 54% опрошенных, безответственность – 4%. Группа характеризовалась большим числом подростков с выраженной ситуативной ответственностью, что говорит о трудном принятии новых обязанностей или отказе от них и несоблюдении временных рамок. Ответственность и ситуативная ответственность на контрольном этапе исследования приобрели показатели по 50% соответственно. Появилось стремление к более ответственному и осознанному поведению. Результаты сравнительного анализа результатов исследования представлены на рис. 4.

 

 

Рис.4. Сравнительный анализ результатов исследования
по методике «Экспресс–диагностика ответственности» (ЭДО)

По результатам анкетирования подростков – участников поискового отряда отмечается направленность на взросление вместе с поисковым отрядом, с отрядными ценностями дружбы, доверия, честности, надежности, гражданственности. В ответах демонстрируется ответственность за общее дело и результат своей работы. Например, на вопрос анкеты «Что лично для вас значит поисковая работа?» подростки ответили, что это «возможность отдать дань уважения предкам, помочь погибшим солдатам обрести покой и т. д., основная часть жизни». При ответе на вопрос «Какие, по Вашему мнению, качества необходимы для того, чтобы заниматься поисковой деятельностью?» подростки выделили преданность своему делу, честность и надежность, отзывчивость, бескорыстие, ответственность, патриотизм, любовь к природе. На вопрос «Что, по Вашему мнению, препятствует участию молодежи в поисковой деятельности?» были получены следующие ответы: трудные погодные условия, отсутствие ответственности и дисциплины, большая загруженность в школе.

Сравнительный анализ результатов исследования свидетельствует о положительной динамике в развитии ответственности, наблюдается тенденция в развитии социальной ответственности в рамках поискового отряда. Подростки смелее принимают конструктивные решения, берут ответственность на себя, проводят анализ своих и чужих поступков.

 

Заключение / Conclusion

 

Подростковый возраст является наиболее сенситивным для развития социальной ответственности. На формирование социальной ответственности оказывают влияние референтные группы, СМИ, культура, традиции, образец взрослого – наставника, включение детей в разные виды социально значимой деятельности, трансляция патриотических установок и т. д. Развитие социальной ответственности включает принятие ответственности как перед самим собой за свои действия, слова и поступки, так и перед другими людьми, контроль за исполнением взятых обязательств. На этом пути важна работа по формированию представлений об ответственности и ответственном поведении, мотивация и положительный эмоциональный настрой на выполнение поручений, занятия по закреплению проявления ответственного поведения. Среди основных методов формирования социальной ответственности можно выделить организацию деятельности и расширение опыта общественного поведения, мотивацию и стимулирование деятельности и поведения, развитие самоконтроля, стабилизацию подростковой самооценки. В подростковом возрасте очень важно обратить внимание на принятие ответственности за свою жизнь и последствия своих поступков, в этом могут помочь значимые взрослые, которые делились бы своим жизненным опытом.

Таким образом, развитие социальной ответственности у сельских подростков – участников поискового отряда будет проходить более эффективно при учете возрастных и индивидуальных особенностей сельских подростков, обогащении опыта развития ценности социальной ответственности, трансляции патриотических ценностей и гражданственности.

Результаты исследования могут быть полезны при организации воспитательной работы с детьми и молодежью, при подготовке будущих педагогов, организаторов работы с молодежью, социальных педагогов, вожатых, руководителей детских и молодежных общественных объединений и т. д.

Приведем еще один пример – историю одной экспедиции, в рамках которой был найден смертный медальон Петра Захаровича Глотова. Оказалось, что его родственники еще живы. Петр был старшим братом и ушел на войну, пропал без вести. Дома его ждали сводный брат и две сестры на протяжении 80 лет. Он пал смертью храбрых недалеко от города Старая Русса. На захоронение приехали две племянницы. Значительная часть отряда присутствовала при этом захоронении, во время встречи с родственниками. Эта встреча до сих пор в памяти участников отряда.