Full text

Введение / Introduction

 

В настоящее время особое внимание уделяется классам психолого-педагогической направленности, увеличивается их количество, методическое обеспечение, развивается сотрудничество педагогических классов и вузов. Профильные классы позволяют развивать в учениках качества, присущие одаренным в данной сфере, профессиональную направленность, также в этих классах создается благоприятная образовательная среда, проба себя¸ наставничество и др. Классы имеют большое значение для ранней профориентации, развития непрерывной системы подготовки педагогических кадров, привлечения молодежи к педагогическим профессиям. Педагогические классы рассматриваются в качестве пространства, развивающего познавательные потребности и интересы [1], в том числе через проведение конкурсов и олимпиад педагогической направленности, включение учащихся в проектную и исследовательскую деятельность, просветительские мероприятия и т. д. [2]

Е. И. Исаев отмечает, что старшая школа должна создавать условия для образования учащихся в соответствии с их профессиональными интересами и выбором, призвана заложить основы для самоопределения, самореализации, самообразования [3]. Именно в этом возрасте принимается решение о выборе профессии, вуза, актуализируются вопросы профессионального самопознания и саморазвития. В процессе обучения используются активные методы, современные информационные технологии.

Е. А. Волгуснова, О. В. Коновалова, Е. А. Шерешкова пишут, что педагогическая одаренность складывается из природных и субъектно-деятельностных (интеллектуальные, творческие и социальные умения) особенностей [4]. Для развития учащихся педагогических классов, по мнению Л. А. Раздобариной, Н. А. Чивирёвой, И. А. Якимова, необходима разработка индивидуального плана с включением мероприятий, необходимых для их «роста» в профессии педагога: выставок, конкурсов, проектов и т. д. [5] Т. М. Хрусталева педагогическую одаренность в юношеском возрасте связывает с профессиональным самоопределением, развитием свойств личности и индивидуальности ученика, которые помогают ему быть успешным (работа вожатым, волонтерская деятельность и др.), эмпатии, коммуникативных и организаторских способностей, социального интеллекта и др. [6]

Актуальность исследования связана с изучением особенностей развития признаков одаренности учащихся классов психолого-педагогической направленности, проектированием программы развития признаков одаренности учащихся данных классов, определением содержания и форм образования, способствующих развитию признаков одаренности у данной категории учащихся.

 

Обзор литературы / Literature review

 

В психологическом словаре одаренность определяется как «качественное своеобразное сочетание способностей, обеспечивающих успешность выполнения деятельности» [7]. Одаренность — это системное, развивающееся качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми [8]. Одаренность позволяет индивидуальности достигать заметных результатов в какой-либо сфере деятельности [9]. В. Д. Шадриков отмечает, что на развитие одаренности влияет множество факторов: наследственные признаки, социальное окружение и обстановка, совпадения с ведущим видом деятельности ребенка [10]. В. С. Юркевич подчеркивает важность совместного выстраивания педагогом и одаренным ребенком индивидуальной программы, когда учащийсястано­вится соавтором учителя в основных и частных вопросах своего обучения, – «совместной работы с одаренным ребенком над его жизненными целями и ценностями и т. д.» [11]. Существенную роль в индивидуализации обучения одаренных играет наставник, готовый взять на себя сопровождение ребенка. Основная задача наставника — на основе диалога и совместного поиска помочь своему подопечному выработать наиболее эффективную стратегию индивидуального роста, опираясь на развитие его способности к самоопределению и самоорганизации. Значимость работы наставника, по мнению Е. В. Грициной,  заключается в координации индивидуального своеобразия одаренного ребенка, особенностей его образа жизни, вариантов образования, выработке эффективной стратегии индивидуального роста [12].

Т. Г. Мороз, Н. И. Кисляков, Д. А. Щегольков пишут, что «педагогу, сопровождающему одаренного ребенка, важно не только обладать предметной подготовкой высокого уровня, но и уметь эффективно выстраивать индивидуальный образовательный маршрут с учетом междисциплинарных знаний, обогащающих и расширяющих представление о феномене одаренности» [13]. Педагоги должны быть готовы к реализации образовательных (обучение, воспитание и развитие), социально-педагогических функций (социальная поддержка, адаптация, оздоровление детей и др.), методической и управленческой деятельности, взаимодействию с психологами, родителями для сопровождения развития одаренного ребенка [14].

Н. В. Соколова выделяет различные условия развития детской одаренности: особенности урочной и внеурочной деятельности, организация проектно-исследовательской работы, наличие индивидуального плана, конкурсов, олимпиадного движения [15].

Т. М. Хрусталева относит педагогическую одаренность к видам социальной (коммуникативной) одаренности и выделяет специальные и универсальные (эмпатия, коммуникативные и организаторские способности, социальный интеллект, культура взаимодействия, способность адаптироваться и др.) характеристики одаренности [16]. Н. А. Аминов исследовал психофизиологические факторы, предопределяющие способность учителя реализовать или не реализовать свой педагогический потенциал [17]. Е. А. Волгуснова, О. В. Коновалова, Е. А. Шерешкова отмечают, что раннее выявление одаренных к педагогической деятельности обучающихся сможет обеспечить более высокий уровень осознанного обучения в вузах [18]. В. А. Мазилов подчеркивает важность создания духовной составляющей педагогической одаренности, формирования представлений о миссии педагогической деятельности [19]. Л. И. Пономарева, С. В. Истомина, Е. А. Шерешкова, Е. А. Быкова выделяют структурные компоненты педагогической одаренности учащихся: интеллектуальный потенциал, интерес к педагогике, креативность, коммуникативные и организаторские способности, способность к самоконтролю, лидерский потенциал [20]. С. А. Усковой представлена модель современного образовательного процесса, отражающая важность рассмотрения необходимых знаний, умений и навыков для педагога [21].

По мнению О. А. Шамигуловой, Д. С. Василиной, С. Р. Мусифуллина, психолого-педагогический класс способен стать важным элементом для раскрытия способностей обучающихся, выявления и развития педагогической одаренности, формирования лидерских качеств, необходимых для успешной профессиональной деятельности в человеко-центрированных сферах [22]. О. Ю. Елькина, Л. Я. Лозован, В. В. Гормакова отмечают важность изучения основ психолого-педагогических знаний в занимательной форме и учебной (социально-педагогическая, организаторская) практик [23]. Г. Ж. Фахрутдинова, А. М. Галимов, А. В. Асанова, А. Г. Бабенко, И. С. Хамдеева представили модель организации педагогического класса на основе наставнического подхода, когда учащиеся данных классов выступают «наставниками» для начальной школы, подростков с трудностями в учебной деятельности и т. д. [24] Л. В. Байбородова отмечает важность изучения  активности и субъектности школьников при организации допрофессиональной педагогической подготовки, проведении воспитательных мероприятий и учебных занятий [25]. М. А. Мазниченко, Н. И. Нескоромных, О. П. Садилова, С. В. Бревнова, Н. М. Григоращенко-Алиева, В. А. Фоменко отмечают важность сетевого взаимодействия при сопровождении одаренного ребенка, проектирования форм и методов организации профессионально ориентированной деятельности одаренных детей [26].

Особое внимание уделяется изучению влияния цифровизации на обучение одаренных детей [27]. К. С. Гордеев, А. А. Жидков, К. В. Слюзнева, Е. Д. Закунова, А. Е. Анисимова рассматривают возможности использования веб-квеста, которые имеют разную тематику, цели и задачи, формы реализации, критерии оценки, хорошо интегрируются в урок, домашнее задание [28]. А. С. Карпеченко, А. Ю. Карасева виртуальную экскурсию рассматривают как форму обучения, отличающуюся виртуальным отображением реально существующих объектов, направленную на стимулирование познавательной деятельности обучающихся, увеличение продуктивности урока [29]. Добавление в занятия фото-, видео– и аудиоэлементов и их комбинирование повышает интерес учащихся, учитывает особенности современного поколения, активизирует познавательную деятельность, профессиональное самоопределение. Развивается творческий потенциал как учителя, так и ученика. Педагогами используются медиауроки, веб-квест, веб-экскурсии, интернет-олимпиады, онлайн-наставничество, конкурсы, викторины, активное сочетание традиционных и информационных технологий. В. Н. Вараксин отмечает важность психолого-педагогического сопровождения и поддержки одаренного ребенка, выбора необходимых интерактивных образовательных технологий [30].

В зарубежных исследованиях (Т. Л. Кросс, M. A. Свитек) анализируются направления преодоления социальных трудностей у академически одаренных подростков [31].
К. Кеннеди и Дж. Фарлей изучают социальные и эмоциональные проблемы одаренных детей, ими описываются стратегии консультирования одаренных детей в школе [32]. 
С. Д. Мейкер изучала особенности талантливых детей в различных областях и в различных группах [33], С. И. Пфайффер – повышенную тревожность у одаренных детей [34], что подчеркивает важность психологической поддержки одаренных учащихся.

Таким образом, проблема функционирования психолого-педагогических классов находится в центре внимания многих психолого-педагогических исследований. Именно педагогическая одаренность выступает психологической предпосылкой развития способностей к профессиям педагога и психолога. Отдельную область психологических исследований составляет развитие признаков одаренности учащихся классов психолого-педагогической направленности. В процессе обучения старшеклассники вырабатывают индивидуальный способ взаимодействия с миром, развивают свои личностные и профессиональные качества, осознают свою индивидуальность. Использование веб-технологий стимулирует интерес старшеклассников к дальнейшему развитию, мотивирует к самостоятельной деятельности, расширяет знания о профессии и требованиях, которые требуются для ее освоения.

 

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

 

Экспериментальная база исследования: МБОУ«Средняя общеобразовательная школа № 5» г. Донского Тульской области. В исследовании приняли участие учащиеся 10-го и 11-го психолого-педагогических классов в количестве 20 человек. В сборе эмпирических данных принимал активное участие студент факультета психологии ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» Кирилл Алексеевич Гридин.

Цели исследования: определить особенности развития признаков одаренности у учащихся психолого-педагогических классов, выявить формы и содержание развития признаков одаренности у учащихся, разработать и апробировать программу развития признаков одаренности учащихся психолого-педагогических классов.

Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования), эмпирические (тестирование, анкетирование, эксперимент), методы обработки данных (количественный и качественный анализ результатов исследования).

Диагностическая программа включала в себя следующие методики: «Коммуникативные и организаторские склонности» (В. В. Синявский, В. А. Федорошин), «Мотивы выбора профессии» (Р. В. Овчарова), «Дифференциально-диагностический опросник» Е. А. Климова (в модификации Азбель), «Диагностика уровня эмпатических способностей» В. В. Бойко, анкетирование старшеклассников.

С учащимися психолого-педагогических классов реализуется дисциплина «Основы психологии». Дисциплина рассчитана на два года обучения, в 10-м классе изучаются разделы: «Развитие психики, сознания и деятельности человека», «Проблема познания и познавательной сферы человека», «Я и другие. Особенности человеческого поведения», «Межличностная и межкультурная коммуникация». Учащиеся имеют возможность попробовать себя, например, при организации и проведении игры по станциям и т. д. Занятия могут строиться и проводиться в форме деловой игры, с использованием тренинговых технологий, кейсов, мастер-классов, практикумов и т. д. 11-й класс направлен на изучение индивидуальных проявлений и особенностей личности, лидерства, групповых процессов, самопознание и саморазвитие [35]. Добавление в занятия фото-, видео– и аудиоэлементов и их комбинирование повышают интерес учащихся к занятиям. Творческий потенциал будущих педагогов расширяется через использование, например, заданий по генерированию изображения по текстовому запросу с помощью нейронной сети, медиауроков, веб-квестов, веб-экскурсий, интернет-олимпиад и т. д. [36]

Программа развития признаков одаренности учащихся психолого-педагогического класса с использованием веб-технологий включала следующие занятия:

– «Педагог – профессия возможностей» (расширение знаний о психолого-педагогических профессиях, работа в микрогруппах «Как ты видишь современного педагога (психолога)»;

– «Смотрим и выбираем» (конкурс видеороликов о профессиях «педагог», «педагог-психолог», «социальный педагог» и т. д.);

– веб-экскурсия по вузу;

– занятия с элементами тренинга «Зачем педагогу креативность (коммуникативность, кооперация, критическое мышление)?»;

– онлайн-встреча с психологом;

– практические занятия «К вожатской деятельности готов», «Мои достижения» (создание и анализ портфолио), «Движение первых» (привлечение учащихся к участию в социально значимых проектах детского и молодежного движения), «Успешный ученик – студент» (лайфхаки для успешного обучения в школе и в вузе) и др.

Важно, что сами учащиеся являются соавторами программы, имеет место взаимодействие учащихся и студентов, классных руководителей и преподавателей педагогического вуза для формирования педагогической культуры, ценностных ориентаций и психолого-педагогических компетенций будущих педагогов.

 

Результаты исследования / Research results

 

Представим результаты исследования на констатирующем и контрольном этапах исследования.

Результаты исследования по методике «Дифференциально-диагностический опросник» Е. А. Климова на констатирующем этапе показали, что у учащихся наиболее выражена склонность к профессиям типа «человек – художественный образ» (60%), далее «человек – человек» (30%) и «человек – природа» (10%).

На констатирующем этапе 50% учащихся показали низкий уровень развития коммуникативных склонностей, 40% – высокий и 10% средний; на контрольном этапе 30% учащихся остались на низком уровне, 20% – на уровне ниже среднего, 30% старшеклассников – на высоком и у 20% выявлен очень высокий уровень развития коммуникативных склонностей. Изменения зафиксированы и в уровне развития организаторских склонностей: на констатирующем этапе 20% учащихся находились на высоком, 20% – на среднем уровне, 30% – на уровне ниже среднего и 30% – на низком уровне; на контрольном этапе: на очень высоком уровне – 20% учащихся, на высоком уровне – 30%, на среднем – 40% и на уровне ниже среднего – 10% старшеклассников (см. рис. 1–2).

Сравнительный анализ по методике «Мотивы выбора профессии» показал, что на контрольном этапе количество испытуемых с ведущими внутренними индивидуально значимыми мотивами снизилось на 18%, а с внутренними социально значимыми мотивами возросло на 18%, что свидетельствует о том, что социальная значимость профессии для учащихся повысилась (см. рис. 3).

Сделаем вывод об изменении уровня эмпатических способностей. На констатирующем этапе 90% испытуемых имеют заниженный и 10% средний уровни эмпатии, после проведения программы заниженный уровень эмпатических способностей был выявлен у 40% учащихся, средний – у 60% старшеклассников (см. рис. 4).

Анализ результатов анкетирования показал, что 50% учащихся хотели стать педагогами и психологами. Источниками знаний о профессиях являются школа и Интернет. Учащиеся хотели бы больше узнать о психолого-педагогических профессиях, особенностях обучения в вузе, возможностях трудоустройства. После участия в программе старшеклассники для себя выделили конкретные направления подготовки для дальнейшего обучения в вузе (психолог, логопед, учитель русского и литературы, учитель иностранного языка). Обучение в психолого-педагогическом классе способствует познанию себя, получению полезной информации для профессионального и личностного самоопределения. К профессиональным и личностным качествам педагога учащиеся отнесли понимание, терпение, вежливость, умение общаться, ответственность, трудолюбие; впоследствии были добавлены эмпатия, креативность, стрессоустойчивость, сочувствие к другим, профессионализм и др. У учащихся интерес вызывают следующие профориентационные мероприятия: день открытых дверей, встречи с представителями вузов, экскурсии и мастер-классы, олимпиада по психологии и др. Увеличились ответы, связанные с изучением информационных и медиаматериалов вуза. Повышение знаний о профессии и развитие навыков проходит в кванториуме, на различных онлайн-платформах, которые позволяют учащимся всесторонне изучать профессии, развивать самого себя (умение работать с информацией, развитие критического мышления, креативности, повышение цифровой грамотности и др.). Учащиеся выделили следующие ведущие идеи про педагога: педагог  всегда находится в поиске эффективных технологий работы, развивается, открыт новым знаниям; педагог умеет работать в команде; педагог создает и меняет в лучшую сторону пространство вокруг себя;  педагог к каждому делу подходит творчески;  педагог готов и способен вести за собой детей;  педагог является примером, наставником для ребенка.

 

 

 

 

Рис. 1–2. Результаты исследования по методике «Коммуникативные и организаторские
склонности» (В. В. Синявский, В. А. Федорошин) на констатирующем и контрольном этапах

 

 

 

 

Рис. 3. Результаты по методике «Мотивы выбора профессии» (Р. В. Овчарова)
на констатирующем и контрольном этапах

 

 

 

Рис. 4. Результаты исследования по методике «Диагностика уровня эмпатических
способностей» В. В. Бойко на констатирующем и контрольном этапах

 

 

Заключение / Conclusion

 

В настоящее время, несмотря на различные профориентационные форматы, имеет место проблема профессионального самоопределения учащихся. Профильные классы сочетают в себе углубление, обогащение и проблематизацию выбора профессии. Педагогическая одаренность является видом социальной одаренности и проявляется в качествах, которые необходимы для психолого-педагогических профессий. Психолого-педагогический класс способствует развитию у учащихся коммуникативных и организаторских склонностей, лидерских качеств, индивидуальных особенностей; осознанию своего профессионально-личностного назначения. Веб-технологии повышают эффективность воздействия на развитие признаков одаренности у учащихся психолого-педагогических классов, делая процесс более творческим для двух сторон – и для учащихся, и для педагогов.

Развитие признаков одаренности учащихся психолого-педагогических классов посредством веб-технологий будет проходить более успешно:

– если будут учитываться индивидуальные и психологические особенности учащихся;

– углублять знания о психолого-педагогических профессиях;

– использовать веб-технологии в работе с учениками (веб-квест, веб-экскурсии др.).

Программа развития признаков одаренности с использованием веб-технологий задает новые ориентиры и может быть полезна при организации работы с учащимися психолого-педагогических классов на пути выстраивания ими индивидуальной траектории развития. Содержательные аспекты развития признаков одаренности задаются содержанием самой дисциплины «Основы психологии», планами внеучебной работы, ориентированными на интерактивное знакомство с направлениями подготовки в педагогическом вузе. Организационными аспектами выступает совмещение традиционных методов и веб-технологий с учетом возраста учащихся, степени интерактивности и взаимодействия, задач использования (получение новой информации, ее закрепление, повторение, получение дополнительного материала, проверка). Психолого-педагогические аспекты направлены на создание профессионального молодежного сообщества студентов и школьников по освоению и развитию профессиональных и надпрофессиональных навыков, проведение совместных мероприятий профориентационной и научно-исследовательской направленности, использование современных форматов и проектов в области медиа, социального проектирования и IT, создание условий для проявления учащимися своих талантов в психолого-педагогической сфере, увеличение доли выпускников, поступивших в педагогические вузы.