Содержательные характеристики профессиональной лингводидактической компетентности будущих магистров филологии

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Копусь О. А. Содержательные характеристики профессиональной лингводидактической компетентности будущих магистров филологии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2012. – №12 (Декабрь). – С. 101–105. – URL: http://e-koncept.ru/2012/12185.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам подготовки будущих магистров филологии в условиях университетского образования. Определены содержательные характеристики профессиональной лингводидактической компетентности будущих магистров филологии с учетом ведущих видов профессионально-педагогической деятельности.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Копусь Ольга Антоновна,кандидат филологических наук,заведующаякафедрой украинской филологии и методики обучения профильным дисциплинам ГУ «Южноукраинский национальный педагогический университет имениК.Д.Ушинского», г.Одессаolga_kopus@ukr.net

Содержательные характеристикипрофессиональной лингводидактической компетентностибудущих магистров филологии

Аннотация.Статья посвящена вопросам подготовки будущих магистров филологии в условиях университетского образования. Определены содержательные характеристики профессиональной лингводидактической компетентности будущих магистров филологии с учетом ведущих видов профессиональнопедагогической деятельности.Ключевые слова: профессиональная лингводидактическая компетентность, будущие магистры филологии, содержательные характеристики, профессиональнопедагогическая деятельность.

Реформирование системы образования в условиях культурного и духовного возрождения Украины, развитие информационного общества, стратегия повышения качества национального образования и реализация компетентностной парадигмы актуализируют процессы модернизации профессиональной подготовки магистров филологии как специалистов гуманитарной отрасли. Они имеют широкое функциональное поле деятельности, следовательно,и многоаспектные задачи в области дидактической и теоретической филологии, качественная реализация которых зависит от уровня подготовки будущих магистров филологии в высшем учебном заведении, от целенаправленного внедрения компетентностного подхода в образовании, предусматривающего результативную направленность учебновоспитательного процесса, от формирования специалиста, способного к творчеству, созданию разнотипной научной продукции, самоанализу, работе в жестких конкурентных условиях.Целью качественного обучения будущего магистра филологии в условиях вуза является формирование высококвалифицированного специалиста, который сможет реализовать профессиональную лингводидактическую компетентность в учебновоспитательном процессе,как общеобразовательных учебных заведений разных типов, так и педагогических и непедагогических вузов.Под профессиональной лингводидактической компетентностью понимаем комплекс интегрированных профессиональных качеств личности, основанный на знаниях, умениях, навыках, опыте, сформированной позиции касательно собственной профессиональной деятельности, а также профессиональной деятельности других. Она является одной из подструктур личностных характеристик специалиста. Э.Ф.Зеер, проектируя модель выпускника высшей школы, выделяет следующие подструктуры личности: профессиональную направленность, профессиональную компетентность, профессионально важные качества, профессионально значимые психофизиологические свойства. Объединение психофизиологических качеств с социальными, по мнению ученого, способствует образованию ключевых квалификаций: конкурентоспособности, профессиональной мобильности, производительности профессиональной деятельности, которая, в свою очередь, влияет на профессиональный рост, повышение квалификации и развитие карьеры [1, с. 26].Феномен профессиональной лингводидактической компетентности является понятием универсальным, а не узкоспециализированным, и выступает важным ориентиром в проектировании эффективных технологий обучения специалистов какойлибо конкретной отрасли для будущей профессиональной деятельности и в определении направлений будущей деятельности выпускника высшего учебного заведения.Анализ специальной литературы (К.Э.Безукладников, Н.Ж.Дагбаева, М.Ф.Овчинникова, И.А.Зимняя, В.А.Козырев, Б.И.Любимов, Н.М.Остапенко, Т.М.Сорокина, И.А.Стеценко, Г.А.Полякова, А.В.Хуторской, M.ByramandG.Zarat[2–11] и др.), содержания действующих учебных планов и программ магистратуры как составляющие профессиональной лингводидактической компетентности позволил определить следующие компетенции: языковая, речевая, коммуникативная, предметная, исследовательская, мотивационная, информационная, методологическая, логическая, ролевая, культурологическая, дискурсивная, социальная, процессуальная, проективная, социальная. Мы согласны с точкой зрения А.В.Хуторского, который считает целесообразным ввести в научный оборот понятие «образовательные компетенции как сложные обобщенные способы деятельности, которые усваивает студент во время учебы, и понятие «образовательная компетентность» как результат приобретения компетенции, а также «образовательные ключевые компетенции (компетентности)» [12, с. 3–10].Изучение нормативноправовой базы развития высшего образования, практической реализации концепции многоуровневого образования в Украине, а также опыта работы высших учебных заведений способствовали выяснению содержательных характеристик компетенций будущих магистровфилологов, которые рассматриваются в исследовании как многокомпонентные образования, формирование которых возможно при условии внедрения комплексных содержательных и организационных мероприятий, учета сущностных характеристик каждой из компетенций, функций, ведущих видов профессиональнопедагогической деятельности, сущности личностных качеств магистрантов.Содержательные характеристики профессиональной лингводидактической компетентности будущих магистров филологии целесообразно определять с учетом таких ведущих видов профессиональнопедагогической деятельности, как преподавательская, научнометодическая, воспитательная, развивающая, культурнопросветительская, организационная.Преподавательская профессиональнопедагогическая деятельность заключается в ознакомлении магистрантов с учебным материалом о современном состоянии и исторических аспектах языковедческих дисциплин, их связях с мировой культурой, в выработке у будущих магистровфилологов умений и навыков культуры устной и письменной профессиональной речи, в развитии познавательных и творческих способностей и т. п.Научнометодическая профессиональнопедагогическая деятельность предполагает научные исследования в области языкознания, лингводидактики, целью которых является повышение профессиональной квалификации филологапреподавателя и филологаисследователя, обеспечение учебновоспитательного процесса научно обоснованными средствами обучения (программами, планами, учебниками и учебными пособиями, средствами наглядности, компьютерными программами и т. д.). Результатом научнометодическойработы магистрафилолога должны стать: –умение выбирать направление исследования и самостоятельно формулировать актуальную тему, разработки которой представляли бы практический интерес;