Поиск нравственных ориентиров воспитания в условиях социально-экономических перемен в истории отечественной педагогики

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Киселева М. П. Поиск нравственных ориентиров воспитания в условиях социально-экономических перемен в истории отечественной педагогики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 5 (май). – С. 41–45. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13097.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются прогрессивные идеи поиска нравственного идеала во второй половине XIX – начале XX века.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Киселева Маргарита Петровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных технологий ФГБОУ ВПО «Смоленский государственный университет», г.Смоленскfestsmol@mail.ru

Поиск нравственных ориентиров воспитанияв условияхсоциальноэкономических перемен в истории отечественной педагогики

Аннотация. В статье рассматриваются прогрессивные идеи поиска нравственного идеала во второй половинеXIX ‬началеXX века.Ключевые слова: духовнонравственное воспитание, идеал человека.

В педагогике России проблема нравственного воспитания всегда занимала особое место, благодаря тем традициям воспитания, которые в ней складывались на протяжении столетий.На наш взгляд, социальную и государственную значимость проблематики нравственного воспитания наиболее точно сформулировал в 1900 годуК.П.Яновский на простом примере: «Всякие телесные болезни, без сомнения, наносят великий вред обществу. Но до сих пор ни чума, ни холера, ни всякие другие болезни, взятые как отдельно, так и вместе, ни даже войны сами по себе не служили к разложению и уничтожению какоголибо государства. Нравственные же болезни, поражающие различные части его, начиная от молодых организмов, малопомалу, постепенно, нонеудержимо ведут сначалак разложению, а потом и к прекращению его политического бытия. Так покончили свое существование: Римская империя, Древняя Греция и в новейшем времени ‬Речь посполитная» [1].Анализируя периодическую педагогическую печать («Вестник воспитания», «Педагогический сборник», «Педагогический листок», «Учитель» и др.) второй половины XIX ‬начала XX века, обращает внимание тот факт, что на страницах педагогической печати к проблеме нравственного воспитания обращаются не только педагоги, но и психологи, философы. Заслуживают внимания такие статьи по данной проблеме, как: «Некоторые цели нравственного воспитания» К.Н.Вентцеля, «Философские основы нравственного воспитания», «Мысли и заметки о нравственном воспитании» Н.Дебольского, «Идеалы воспитания в России» Д.Галанина, «Значение чувств (эмоций) в жизни людей» М.Тростникова и др.Ретроспективный анализ развития духовнонравственного воспитания в российской педагогической мысли во второй половине XIX века показывает, что процесс становления образовательной системы осуществлялся на основе поиска национального образовательного идеала, в котором отражались прогрессивные идеи в воспитании и образовании нового человека.Проблема идеала человека развивается в условиях социальноэкономических перемен в жизни общества и под влиянием западной педагогики. Д. Галанин, выступая с докладом в отделении Педагогического Общества по вопросам семейного воспитания, обратил внимание на то, что, поставив в основу не веру, а ум, отвергнув обычаи предков, русское общество не поставило ничего в основу нового мировоззрения [2]. Эта глубокая мысль вполне актуальна, на наш взгляд, и в современных условиях. К началу XXвека под влиянием западной педагогики идеал достоинства личности «смешался с влиянием личности». Если в русской жизни послушание считалось исконной добродетелью детского возраста по отношению к родителям, вытекающей из религиознонравственного требования почитания родителей, то немецкая педагогика постаралась разрушить авторитет родителей, посчитав его непригодным для воспитания. А «из достоинства личности учителя и воспитателя непосредственно вышел обязательный авторитет его» [3].Взяв за точку отсчета поучения кн. Владимира Мономаха, автор пришел к следующему выводу. На первый взгляд, кажется, что на протяжении нескольких веков общественная мысль не уничтожила старых идеалов. Читая педагогические сочинения времен Петра I, когда образованию отводилась уже выдающаяся роль, находим те же слова: «доброе сердце», «нрав тихий», «учтивость в обхождении», «приветливость», «снисхождение ко всем людям», «любовь к ближнему» и т. д. Но в старых словах содержится новый смысл. Изначально, говоря о терпении, кротости, любви к людям, современник Петра Iподразумевал под этим благо других людей, и во имя этого блага он не останавливался даже перед несправедливостью и жестокостью, а «кручиновато дело, и ты ударь, хотя и прав твой», говорит Домострой. В этих словах ясно видно, что основной задачей был общий мир, общее благо. Педагог ясно видел, что ссора порождает ссору и вражду; прекратить ссору, уничтожить вражду ‬вот задача воспитания. Новые люди, пишет Д. Галанин, говорили другое: эти качества нужны для красоты человека, они возвышают личность, делают ее более достойной и уважаемой. Если раньше, говоря о терпении, кротости, любви к людям, подразумевали под этим благо других людей, то в новых условиях эти качества нужны для красоты человека. Поэтому в практике жизни, считает Д.Галанин, оба идеала разошлись [4].Н.Дебольский утверждал, что состояние нравственного воспитания зависит от того, в каком состоянии находятся традиции, обычаи народа. По его мнению, в современном цивилизованном обществепредание и обычаи находятся в таком состоянии упадка и разложения, который устраняет всякую возможность принимать их за «безапелляционное мерило нравственности». Традиционная нравственность сохраняется, но в видеформы, обряда, но постепенно все более и более теряет в своем внутреннем содержании. «Новых общепризнанных форм нравственности еще нет, а теформы, которые были общепризнанными прежде, уже потеряли свою силу» [5]. Из чего он делает вывод, что нравственное воспитание не может руководствоваться моральными принципами окружающей среды, когда эти принципы не устойчивы и разноречивы. Так как традиционная нравственность утрачиваетвсе более и более свою авторитетность то, предоставляя воспитанника, непосредственному влиянию условий современной жизни, общество готовит из него человека, не только безнравственного, но и лицемерного.Поскольку традиционная нравственность сама находитсяв состоянии и упадка, то необходимо прибегнуть к помощи науки, т.е. выработке нравственного начала, которым по мысли автора, является исторический идеализм. В детях, по убеждению философа и педагога Н. Дебольского, важно развить: стремление к чувственному удовольствию, т.е. эгоистические побуждения в должной мере; благоразумный эгоистический расчёт; эгоизм духовного наслаждения; деятельное человеколюбие; внешнее равенство; стремление к общему счастью; веру, соединённую с готовностью к борьбе; основные формы общежития; идею национальности. Первая подцель ‬самая низшая и, казалось бы, зачем её развивать? Однако автор убеждён: «чувственное удовольствие, вытекающее из нормальной физической потребности человека и недоводимое до пресыщения, образует собой приятный отдых от духовного напряжения» [6].В ходе своих рассуждений, Н. Дебольский приходит к следующему выводу. «Верховною целью нравственного воспитания служит приведение человеческих целей в такую систему, чтобы высшая цель господствовала над низшей, ограничивая, но не искореняя последнюю; и эта система целей, начиная с высшей, и кончая низшею, должна образовать следующую систему.1.

Национальность.2.

Формы общежития.3.Вера, соединенная с готовностью к борьбе.4.Общее счастье.5.Внешнее равенство.6.Деятельное человеколюбие.7.Эгоизм духовного наслаждения.8.Благоразумный эгоистический расчёт.9.Стремление к чувственному удовольствию[7].Заслуживает внимания взгляд на проблему нравственного воспитания, отраженный в статье «О нравственном воспитании в школе» (подпись под статьей ‬«СПет.Вед.»). Констатируя факт «печального состояния нравственного воспитания» подрастающего поколения и не отрицая вины, как семьи, так и школы, и общества, он представляет свое видение этой проблемы. По мнению автора статьи, поскольку воспитание в школе далеко ниже, чем в некоторых семьях, хотя никакое школьное воспитание «не может затмить хорошего семейного», то необходимы изменения в учебновоспитательном процессе. Но останавливается он только на введении этики в учебных заведениях.Признавая знания «рычагом прогресса», особую роль он отводит этическим познаниям, которые относятся к «важнейшей стороне его духовной природы ‬нравственности, имеют особо веское значение в человеческой эволюции, так как служат направляющей силой длячеловеческого поведения». И хотя поведение человека зависит от многих факторов: наследственности, темперамента, влияния среды и т.д., но этические знания «служат указателями направления, по которому должно идти воспитание ‹…›, мы нередко поступаем дурно по неведению, по недомыслию, оттого, что не думали на ту или иную тему». В программу этики должна входить разработка практических вопросов нравственной жизни. Этика должна быть обязательной для всех учеников, независимо от их вероисповедания, поскольку государство и общество заинтересованы в том, чтобы граждане имели правильные воззрения на жизнь, свои обязанности отношения к другим людям [8]. Рассмотрим еще один подход к данной проблеме. М. Тростников, выясняет с позиций психологии, какое действие оказывают чувства на ум и волю. Он приходит к выводу, что важность решения этой проблемы в том, что «зная, что наше счастье и несчастье, добро и зло зависят главным образом от чувств, будем стараться развивать те, которые могут дать нам счастье и привести к общему благу, и подавлять те, которые причиняют несчастье и толкают на зло». Таким образом, знание значения чувств, пишет он далее, способствует лучшему пониманию себя и других, содействует выработке правильных отношений между людьми, т.е. нравственному воспитанию и самовоспитанию [9].И еще один взгляд на данную проблему ‬социолога. В конце XIX века широкий резонанс получила книга о нравственном воспитании «l‱Evolutiondel‱éducation» французского социолога Шарля Летурно. Читатели «Педагогического листка» смогли с ней познакомиться в первом номере журнала за 1897 год, благодаря обзорной статье С. Португаловой «Прошлое, настоящее и будущее воспитания». Заинтересовав русского педагога, она была переведена на русский язык в 1908 году. Рассматривая эволюцию педагогики в ходе социального развития, Ш. Летурно заметил, что долгое время воспитание представляло житейскую дрессировку. Сначала воспитание заключалось только в физическом развитии тела. Затем, когда понабилось развивать характер и силу, воспитание приняло нравственный характер. Наконец, когда религия стала руководителем человечества, и достигли большого развития наука и искусство, воспитание сделалось интеллектуальным. Эти «три периода ‬физический, нравственный и интеллектуальный ‬обозначают три стороныпедагогики и вызывают вопрос, в каком смысленадо развивать тело, душу и ум. Ответ на эти вопросы может быть самым разнообразным и соответствовать степени господствующей цивилизации. Цивилизация, основанная на войне будет ценить одни физические упражненияи воспитывать воинов; цивилизация, проникнутая религией, будет создавать аскетов, меж тем, как утонченная цивилизация будет ставить выше всего философское, научное и художественное воспитание. Следовательно, воспитатель должен определить цель, какой он должен достигнуть», но не ограничивать педагогические стремления тем, чтобы приготовить ребенка к ожидающей его жизни. Человеку предстоит жить в обществе, и он должен видеть его недостатки, пороки и стремиться их искоренить, ибо, опасаясь вырождения, общество беспрестанно должно идти вперед [10]. Однако замечает Ш.Летурно, нравственно воспитывать гораздо труднее, чем физически; для последнего надо иметь деньги и хорошие материальные условия, но дляпервого этого недостаточно. Каждый субъект усваивает от родителей и предков массу таких особенностей,с которыми очень трудно бороться воспитателю; но все же многие наклонности могут быть искоренены и замены новыми. Последнее Летурно возлагает на будущее, когда изменятся многие условия общественной жизни. В это же время на страницах русских педагогических журналов, таких, как «Педагогический листок», «Детский сад», «Воспитание и обучение», «Вестник воспитания», обсуждалась роль детского чтения в нравственном воспитании ребенка. Известный во второй половине XIX‬начале XX векапедагог В.П. Острогорский писал по этому поводу: «детская душа... живёт чувством и воображением прежде всего. Как первобытный человек, как дикарь, она носит в себе неясные зачатки красоты, добра, справедливости; любит, воспринимает, тешится, наслаждается непосредственно, легко и свободно, любит всё новое, оригинальное, поражающее; набирается впечатлений, которые неизгладимо на всю жизнь запечатлеваются в душе, ‬а там, потом, опыт жизни и наука осмыслят всё» [11].Наибольшие воспитательные воздействия на душу ребенка, по мнению В.П.Острогорского, оказывают классическая литература и народная поэзия.Первая является «в детском возрасте краеугольным камнем всего эстетического, умственного и нравственного развития» сближает «отрока с его родинойи всем человечеством». Вторая, «соединяя с яркой образностью и наивной простотой великие примеры духовного героизма, укрепляющая дух, характер, это ‬целая сокровищница всем народом и целыми веками накопленной человеческой мудрости». Главное, чтобы среди этой сокровищницы литературы «выбрать все подходящее к возрасту, наиболее чистое, интересное, возвышающее душу…» [12].В 1878 годуредакцией «Детского чтения» были сформулированы пять основных задач в деле воспитания, которые она старалась реализовывать в художественных произведениях, печатавшихся на страницах журнала. Эти задачи нравственного воспитания детей звучат очень современно и сегодня:возбуждать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;научить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;способствовать облагораживанию юной души и воспитанию нравственного, возвышенного идеала;поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным;дать силы детям для борьбы со злом, то есть нравственную поддержку в жизни.Главной целью детской литературы и детской периодики считалось всестороннее воспитание и образование юных читателей.Таким образом, в каком бы контексте ‬философском, психологическом, историческом и т.д. ‬не рассматривалась проблема нравственного воспитания, все приходят к одному выводу: необходимо позаботиться, что бы со школьного возраста готовить будущего гражданина.Внимание современныхисследователей ко второй половине XIX‬начала XX века вполне оправдано, так как это время ознаменовалось широким общественно ‬педагогическим движением. С одной стороны, социальные, политические противоречия в России второй половины XIX века явились причиной роста педагогической мысли. С другой стороны, в России, болезненно переживавшей обострение всех социальноэкономических и политических противоречий, на фоне осложнившегося конфликта поколений, назревал нравственный кризис, который становится неизбежным спутником социальной, политической нестабильности. В этот период переоцениваются все основные концепции нравственного воспитания, осуществляются попытки с более научных позиции подойти к разработке теории нравственного воспитания, переосмысливается его социальная роль; нравственные понятия обогащаются новым содержанием в соответствии с изменившимся условиями.Второй международный конгресс по нравственному воспитанию состоявшийся в Гааге 22‬27 августа 1912 года (19 государств прислали своих представителей), констатировал, что «исходя из нравственного кризиса, наблюдаемого в обществе,несомненно переживаемого также молодежью 14‬20летнего возраста, все нации единодушно утверждали, что бороться с этим злом можно лишь при условии раннего и тщательного воспитания характера» [13].Главным вопросом, интересующий съезд, было выяснение основ нравственности воспитания и того или иного отношения к религиозному элементу. Второй вопрос: проблема образования характера: а)образование характера с общественной и национальной точки зрения;

б)выработка воли;в)практическое осуществлении нравственного воспитания;

г)роль семейной и общественной среды.В помещении съезда были выставлены коллекции книг на разных языках по вопросам нравственного воспитания.В России на предложение комитета откликнулись издатели Д.Тихомиров и И.ГорбуновПосадов, редакция журнала «Русская школа»и др. С российской стороны были представлены 15 докладов, в том числе: В.А.Волкович, З.К. Столица, К.Р. Абкович.Проблемы нравственно воспитания решались противоречиво и неоднозначно. Тем не менее, объективные потребности воспитания позволили наиболее прогрессивной части общества поставить важные вопросы, которые послужили дальнейшему развитию теории нравственного воспитания. Несмотря на противоречивость убеждений, она внесла определенный вклад в решение проблемы «личность и общество», рассматривая их развитие как взаимосвязанные явления. Проблемы воспитания, разрабатываемые на основе отечественных традиций, отличались уважением к личности ребенка, стремлением к познанию его природы.И хотя, было бы неверным проводить прямые аналогии между идеями прошлого и настоящего, но ретроспективный анализ, наталкивает нас на мысль, что причины сегодняшних проблем духовнонравственного воспитания следует искать глубже, обращаясь еще и еще раз к истории самой проблемы. Продолжая гуманистические традиции отечественной педагогики, современные исследователи попрежнему связывают реализацию целей, смыслов и ценностей образования, прежде всего, с необходимой их корреляцией с человеком, миром чувств и отношений, его культурой, экологией, моралью, творчеством [14].

Ссылки на источники1.Яновский К.П. Мысли о воспитании и обучении. ‬СПб., 1900. ‬С.202.2.Галанин Д. Идеалы воспитания в России // Педагогический листок. ‬1904.‬№3.‬С. 174‬180.3.Там же.4.Там же.5.Дебольский Н. Философские основы воспитания // Педагогический сборник. ‬1879. ‬№1‬2.‬С.24‬25.6.ДебольскийН. Мысли и заметки о нравственном воспитании // Педагогический сборник. ‬1881. ‬№ 1. ‬С.16‬30.7.Там же.8.О нравственном воспитании в школе // Педагогический листок. ‬1900.‬№2.‬C. 253‬254.9.Тростников М. Значение чувств (эмоций) в жизни людей// Педагогический сборник. ‬1901.‬№5. ‬С.434‬435.10.Летурно Ш. Нравственность. Развитие ее с древнейших времен и до наших дней. ‬СПб.,1908. ‬434 с.11.Острогорский В.П. Детей воспитывает в чтении художникчеловек и литератор //Педагогическийлисток. ‬1895. ‬январь‬март.‬C. 11‬23.12.Там же.13.Волкович В., Столица З. Второй международный конгресс по нравственному воспитанию // Журнал Министерства Народного просвещения. ‬Спб., 1913, февраль ‬март.14.Киселева О. М. Использование математических методов для формализации элементов образовательного процесса // Концепт. ‬2013. ‬№ 02 (февраль). ‬ART 13032. ‬0,5 п. л. ‬URL: http://ekoncept.ru/2013/13032.htm.

Kiseleva Margarita,

Ph.D., assistant professor of information technology, Smolensk State University, SmolenskSearching for moral standards of education in the conditions of socialand economic changes in the history of national pedagogyAbstract.The article is about the progressive ideas of searching the moral ideal in the second half of the XIX early XX century.Keywords:spiritual and moral education, the ideal of man.

Рекомендовано к публикации:Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»