Тестовый контроль как неотъемлемая часть современной образовательной технологии при подготовке специалистов-фармацевтов

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Миняева О. А., Ушакова В. А., Зайцева Е. В., Зайцева Э. Ю., Чудинова Ю. С. Тестовый контроль как неотъемлемая часть современной образовательной технологии при подготовке специалистов-фармацевтов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 6 (июнь). – С. 36–40. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13124.htm.
Аннотация. Статья посвящена особенностям применения тестового контроля на различных этапах профессиональной подготовки специалистов-фармацевтов.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Миняева Ольга Александровна,кандидат химических наук, доцент кафедры химии фармацевтического факультета, ГБОУ ВПО «ЮжноУральский государственный медицинский университет», г. Челябинск oaminyaeva@yandex.ru

Ушакова Вера Алексеевна,кандидат фармацевтических наук, доцент кафедры фармации ГБОУ ВПО «ЮжноУральский государственный медицинский университет», г. Челябинск vaushakova@yandex.ru

Зайцева Елена Викторовна,преподаватель кафедры химии фармацевтического факультета ГБОУ ВПО «ЮжноУральский государственный медицинский университет», г. Челябинск mohovich@mail.ru

Чудинова Юлия Сергеевна,провизоринтерн кафедры фармации ГБОУ ВПО «ЮжноУральский государственный медицинский университет», г. Челябинск dirantarkhan@mail.ru

Зайцева Элина Юрьевна,магистрант естественнотехнологического факультета ГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинскzaicevich@rambler.ru

Тестовый контроль как неотъемлемая часть современной образовательнойтехнологии при подготовке специалистовфармацевтов

Аннотация.Статья посвящена особенностям применения тестового контроля на различных этапах профессиональной подготовки специалистовфармацевтов.Ключевые слова: современные образовательные технологии, применение тестовых форм контроля.

Современные образовательные технологии, как системы научной организации обучения и контроля, создаваемые на основе достижений современной педагогики, методик преподавания, на основе применения новых форм и методов организации учебного процесса, различных технических средств обучения, компьютерных форм организации и проверки самостоятельной работы, предполагают расширенное применение в учебном процессе компьютерных презентаций, тестовых заданий, наглядных пособий нового поколения, а также средств проверки знаний, умений и навыков обучающихся. Тестовые технологии, как составная часть образовательных технологий, должны отвечать требованиям адаптивности, качества и эффективности. Адаптивность тестовой технологии –это возможность регулировать уровень заданий в зависимости от успешности ответов на предыдущие вопросы. Требование адаптивности выполняется при разработке большого числа заданий дифференцированной сложности. Качество тестовой технологии связано с надежностью и валидностью тестовых заданий. Эффективность технологии предполагает уменьшение затрат при получении результата [1]. В настоящее время система тестового контроля разрабатывается и внедряется буквально во все этапы образовательной деятельности. Считается, что среди современных способов педагогических измерений (наблюдение, устная форма проверки знаний, письменная форма проверки знаний, собеседование в виде интервью, тестирование) наиболее объективным способом является тестирование. В то же время ответ на тестовое задание включает элемент угадывания и невозможность проследить ход мыслей отвечающего.Огромный обучающий потенциал тестовых заданий используется при подготовке специалистов на фармацевтическом факультете ЮжноУральского государственного медицинского университета (ЮУГМУ) г. Челябинска: –при входном и выходном контроле на практических занятиях; –как элемент при выполнении контрольных работ; –как элемент при сдаче экзамена или зачета по дисциплинам; –как способ контроля усвоения знаний при самостоятельной работе студентов.Для эффективного контроля знаний студентов на всех этапах образовательной деятельности по преподаваемым дисциплинам разработаны комплексы тестовых заданий. Физическая и коллоидная химия как базовая дисциплина, выделенная в образовательном процессе студентов специальности «фармация» является квинтэссенцией химических и физических дисциплин, использует в полном объеме математический аппарат. Чтобы обучающийся мог перейти от функции простого запоминания к процессу умственного развития, позволяющему использовать усвоенное, иперейти от простого набора знаний, умений и навыков к структурированной системе тех же знаний, умений и навыков, т.е. на качественно новый уровень, была сформирована база тестовых заданий, включающая более 1000 вопросов, отвечающих критериям определенности, непротиворечивости и обоснованности. Решение проблем угадывания в тестовых заданиях достаточно простое: вариантов ответа на тестовый вопрос должно быть не менее четырех. Практика составления тестовыхзаданий по дисциплинам химического профиля для будущих специалистовфармацевтов показала, что оптимальным является наличие четырех или пяти вариантов ответа. Если нужно выбрать один правильный ответ, то в системе из четырех предложенных вариантов вероятность угадывания составляет 0,25 (25%), а в системе из пяти предложенных вариантов –0,20 (20%). Для сравнения в системе из двух вариантов ответа вероятность угадывания 0,5 (50%).Увеличивать количество предлагаемых вариантов ответа в тестовом задании свыше пяти нецелесообразно, так как теряется необходимая быстрота ответа на поставленный вопрос.Задания в тестовой форме могут включать простейшие задачи, на которые предлагаются разные результаты расчета в цифровом или формульном варианте. В этом случае понятие «угадывание» практически теряет свой смысл. Чтобы выполнить такое задание, обучающийся должен знать основные формулы для расчета, владеть навыками проведения расчетов, в частности навыками обращения с единицами измерения физических величин. Например:Осмотическое давление 0,1М раствора глицерина при 25оС составляет: –123,8 кПа; –51,6 кПа; –61,9 кПа;–247,6 кПа.Обычный расчет по теме «Коллигативные свойства растворов» требует знания формулы для определения осмотического давления растворов неэлектролитови умения переводить единицы измерения физических величин:.Грамотно составленные вопросы позволяют эффективно использовать даже самую простую форму тестовых заданий –тесты на «узнавание». Такая форма подачи материала хорошо зарекомендовала себя на разделе «Фазовый анализ». Для будущих специалистовфармацевтов знание основ фазового анализа крайне важно, поскольку методами фазового анализа оценивают пригодность смесей для основы суппозиториев, определяют содержание спирта в настойках, проводят испытания на чистоту веществ и т.д. Обучающийся должен знать основные виды диаграмм состояния для фазовых переходов «жидкость –газ» и «жидкость –твердое». Для контроля усвоения знаний как раз и используются тестовые вопросы и задания на «узнавание».

Например, какого типа диаграмма состояния характерна для смеси «ацетон –бензол», если известно, что данная смесь имеет положительные отклонения от закона Рауля, но не образует азеотропных растворов?1.

3.

2.

4.

При ответе на данный вопрособучающийся должен знать вид диаграммы состояния системы «жидкость –пар» в координатах «давление –состав смеси», знать закон Рауля и то, как отражается на линиях диаграммыположительное отклонение от закона Рауля, знать в каких случаях отклонения от закона Рауля приводят к появлению азеотропных смесей.Рассмотрим другой пример, касающийся определения чистоты препаратов.Имеются два образца лекарственного препарата с одинаковой температурой плавления. Чтобы определить, один и тот же это препарат, или эторазные вещества, построили диаграмму плавления. По виду диаграммы плавления сделали вывод:–вещества А и В–это одно и то же вещество;–вещества Аи В–это разные вещества, взаимно нерастворимые друг в друге;–вещества Аи В–это разные вещества, ограниченно растворимые друг в друге;–вещества Аи В–это разные вещества, но близкие по своей природе.

При ответе на данный вопрос обучающийся должен знать виды диаграмм состояния, описывающих фазовый переход «твердое –жидкость» для смесей веществ, уметь читать диаграммы состояния и делать выводы из информации, отраженной на диаграмме.Рассмотренные два примера наглядно иллюстрируют практически безграничную возможность применения тестовых заданий для комплексной проверки знаний.Количественно успешность прохождения тестирования оценивали по критерию усвоения Ка,который определяется как доля (или процент) правильных ответов от общего количества тестовых вопросов. Если , то обучаемый показал удовлетворительный уровень знаний. Если , то обучаемый показал хороший уровень знаний. Если , то обучаемый показал отличный уровень знаний. При считается, что в последующей деятельности обучаемый способен совершенствовать приобретенные знания, умения и навыки. При считается, что обучаемый в последующей образовательной деятельности может совершать систематические ошибки и не способен самостоятельно их исправить. Коэффициент усвоения Каподдается нормировке и может быть сопоставлен с любой шкалой оценки знаний умений и навыков обучаемых.Тестовые задания –это инструмент, позволяющий количественно оценить умения обучающихся использовать приобретенные знания. На всех уровнях усвоения знанийвыделяют четыре вида умений:–умение узнавать объекты (понятия и определения, законы, теории);–умение действовать по известному алгоритму или правилу;–умение анализировать ситуационную задачу, вывести алгоритм, позволяющий получить решение тестового задания;–умение и способность находить оригинальные решения.Наличие у обучающихся данных умений гарантирует успешное прохождение автоматизированного тестирования (например, при аттестации или аккредитации учебного заведения, итоговое тестирование по предмету) сцелью оценки усвоения знаний, приобретения умений и навыков. Это позволяет создать не только экспертные системы оценок степени обучаемости студентов, но и построить гибкую динамичную систему контроля знаний. На рис. 1 представлены данные, иллюстрирующие динамику изменения оценок за теоретические вопросы по физической и коллоидной химии в контрольных работах студентов, которые проходили регулярный тестовый контроль на занятиях, и студентов, которые не участвовали в нем (выборка студентов, участвующих в регулярном тестировании –30 человек, выборка студентов, не участвующих в регулярном тестировании –27 человек; для построения диаграммы взяты результаты шести контрольных работ).

Рис. 1.Динамика изменения оценок за теоретические вопросыв контрольных работах студентов

Анализ представленной диаграммы однозначно показывает, что при регулярном тестовом контроле знаний результативность выполнения теоретических и ряда практических заданий резко возрастает: если оценки, свидетельствующие о качественной успеваемости без тестовых тренировок получают чуть более 10% обучающихся, то с внедрением тестовых тренировок качественная успеваемость достигает 90%. Таким образом, грамотно выстроенная и реализованная образовательная технология на фармацевтическом факультете ЮУГМУ дает гарантированный результат.Применение заданий в тестовой форме для контроля самостоятельной работы характеризуется возможностью организовать тотальный контроль усвоения знаний, в самом лучшем смысле слова «тотальный». Так в общей и неорганической химии с помощью заданий в тестовой форме проверяется знание всех изучаемых элементов и соединений, в фармакогнозии –знание анатомодиагностических и морфологических признаков лекарственного растительного сырья, знание методов идентификации и количественного определения биологически активных соединений в лекарственном растительном сырье, в промышленной технологии лекарств –знание технологических регламентов по производству лекарственных препаратов, знание технологических схем и аппаратов химической технологии, в медицинском и фармацевтическом товароведении –знание ассортимента лекарственных средств, медицинской техники и изделий медицинского назначения.Широкое внедрение тестовых форм в текущий учебный процесс, в самостоятельную работу и в новое поколение учебных пособий, масштабное использование широких педагогических возможностей тестовых форм [2, 3] позволяет фармацевтическому факультету и вузу в целом добиваться высоких результатов в повышении качества подготовки специалистов.

Ссылки на источники1.Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании. –М.: Наука, 1982. –199 с.2.Зайцева Е.В., Миняева О.А., Ушакова В.А. Механизм формирования и этапы реализации компетенций специалистов в области фармации // Материалы межд. заоч. науч. конф. «Актуальные задачи педагогики», г. Чита, дек. 2011г. Т.2 / под общ. ред. Ахметовой Г.Д. –Чита: Молодой ученый, 2011. –С. 220–222. 3.Ушакова В.А., Зайцева Е.В., Миняева О.А. Проблематика и механизм формирования профессиональных компетенций провизоров // Материалы V заоч. науч.практ. конф. «Модернизация российского образования: проблемы и перспективы», 14 мая 2012 г. –Краснодар, 2012. –С. 229–232.

Minyaeva Olga,Candidate of Chemistry Sciences, associate professor at the chair of Chemistry Faculty of Pharmacy South Ural State Medical University, Chelyabinskoaminyaeva@yandex.ruUshakova Vera,Candidate of Pharmaceutical Sciences, associate professor at the chair of Pharmacy South Ural State Medical University, Chelyabinskvaushakova@yandex.ruZaitseva Yelena,lecturerat the chair of Chemistry Faculty of Pharmacy South Ural State Medical University, Chelyabinskmohovich88@mail.ruChudinova Ulia,Assistant at the chair of Pharmacy South Ural State Medical University, Chelyabinskdirantarkhan@mail.ruZaitseva Eleena,Postgraduate Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinskzaicevich@rambler.ruTest control as an integral part of modern educational technology in the training of specialistspharmacistsAbstract. Paper is devoted to the peculiarities oftest control at various stages of vocational training of specialistspharmacists.Keywords:modern educational technology, application of test Forms control.

Рекомендовано к публикации:Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»