Проектирование образовательно-профессионального пространства вуза как педагогическое условие формирования конкурентоспособности личности студента
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Жданко
Т.
А.,
Чупрова
О.
Ф. Проектирование образовательно-профессионального пространства вуза как педагогическое условие формирования конкурентоспособности личности студента // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – № 10 (октябрь). – С.
46–50. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/13200.htm.
Аннотация. В статье представлена логика проектирования образовательно-профессионального пространства вуза по формированию конкурентоспособности личности студента, основанная на рассмотрении основных понятий исследования, принципов и этапов проектирования.
Ключевые слова:
образовательно-профессиональное пространство вуза, проектирование образовательно-профессионального пространства вуза, конкурентоспособность личности студента
Текст статьи
Жданко Татьяна Александровна,доцент кафедры педагогики и развития образовательных систем, кандидат педагогических наук ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный лингвистический университет», г. Иркутскtatianazhdanko@mail.ru
Чупрова Ольга Федоровна,доцент кафедры педагогики и развития образовательных систем, кандидат педагогических наук ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный лингвистический университет», г. Иркутскchupova_of@mail.ru
Проектирование образовательнопрофессионального пространства вуза
как педагогическое условие формирования конкурентоспособности личности студента
Аннотация.В статье представлена логика проектированияобразовательнопрофессионального пространства вуза по формированию конкурентоспособности личности студента, основанная на рассмотрении основных понятий исследования, принципов и этапов проектирования.Ключевые слова: образовательнопрофессиональное пространство вуза, проектирование образовательнопрофессионального пространства вуза, конкурентоспособность личности студента.
Проблема формирования конкурентоспособности личности актуализировалась в конце XXвека, приобрелаширокое социальное значение в связи с переходом России на новый экономический путь развития. Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта профессионального образования третьего поколения, выпускник вуза должен обладать профессиональной компетентностью, включающей общие и специфические компетенции, должен быть конкурентоспособным и востребованным на рынке труда, что ориентирует на оптимизацию содержания изучаемых дисциплин, участие студентов во внеаудиторной деятельности, самоуправлении и других видах деятельности, являющихся составляющими образовательнопрофессионального пространства вуза. Как отмечает Т.К.Клименко, кризисное состояние образования состоит в том, что востребован специалист, «нового типа, способный ответитьна вызовы времени», а существующая система образования не производит его [1, с.411]. Формирование специалиста как целостной личности, отвечающей запросам и требованиям современного рынка труда возможно в специфическом образовательнопрофессиональном пространстве вуза. Образовательнопрофессиональное пространство вуза определяется нами как специально организованная совокупность взаимосвязанных образовательных и профессиональных структур по формированию конкурентоспособности личности студента, характеризующаяся многофункциональностью (включающей компоненты: образовательный, профессиональный, практический, исследовательский, управленческий, финансовоэкономический) и многопрофильностью (предполагающей организацию деятельности в рамках вуза, учреждений, предприятий).
Необходимость интеграции образовательного и профессионального пространства в вузе обусловлена формированием профессиональных и личностных качеств будущего специалиста, причем приоритет должен быть отдан образовательному пространству, как ведущему на данном этапе профессионального становления личности.Т.В.Живокоренцевавыделяет сущностные позиции трактовки понятия «интеграция» в различных областях знаний: «интеграция как явление имеет двуединую природу и предстает, с одной стороны, как процесс, а с другой стороны как его результат; интеграция как состояние целостности имеет такие качественные характеристики, как взаимосвязанность, взаимодействие и взаимопроникновение, взаимозависимость, взаимосодействие, и взаимопереплетение; интеграциякак процесс это слияние в единое целое ранее дифференцированных элементов, приводящее к новым, качественным и потенциальным возможностям этой целостности, а также изменениям свойств самих элементов; интеграция выступает в качестве функционального условия существования и равновесия системы, а также механизма ее развития» [2, с.3839].В нашем понимании употребление термина «интеграция» обосновано процессом формирования конкурентоспособности личности в образовательнопрофессиональном пространстве вуза,который предполагает интеграционное согласование, объединение частей и элементов, их упорядочение и интенсивность взаимодействия. Проектирование образовательнопрофессиональное пространство вуза за счёт расширения образовательного пространства с привлечениемпотенциальных работодателей и организации субъектсубъектного взаимодействия в триаде «студент преподаватель работодатель»позволяет разрешить ряд противоречий:между политикой государства в плане запроса на конкурентоспособных специалистов и недостаточной разработанностью форм, методов и средств для подготовки конкурентоспособных специалистов в учреждениях высшего профессионального образования;между заказом государства и работодателя (как представителя государства) на конкурентоспособную личность и ихмалым участием вобразовательнопрофессиональном пространстве вузе на уровне содержания и форм;между стремлением оптимизировать образовательнопрофессиональное пространство вуза и недостаточной разработанностью реальных действенных механизмов его функционирования для формирования у специалистов конкурентоспособности личности, соответствующей новым требованиям рынка труда.Педагогическое проектирование (далее по тексту: проектирование) позволяет нам наполнить содержание образовательнопрофессионального пространства вуза необходимыми средствами для формирования конкурентоспособности личности студента (в частности формирование таких качеств личности как рациональная познавательная активность, целеустремленность, трудолюбие, креативность, критичность, рискованность, стрессоустойчивость, лидерство).При проектировании образовательнопрофессионального пространства необходимо обогащение содержания образования с привлечением аудиторных и внеаудиторных средств, а так же включение студентов в профессиональную деятельность в активном режиме, через создание рабочего места для студента в вузе, где согласно своей квалификации студент может заработать деньги, применяя свои профессиональные знания и опыт. Это позволит показать многофункциональность и многопрофильность проектируемого пространства. В образовательнопрофессиональном пространстве вуза эта идея реализуется за счет оказания дополнительных платных услуг для учащихся общеобразовательных школ, где студенты выступают в роли тьюторов. Проектируя образовательнопрофессионального пространства вуза по формированию конкурентоспособности личности студента, под конкурентоспособностью личности студента мы понимаем совокупность интегрированных устойчивых качеств, таких как рациональная познавательная активность, целеустремленность, трудолюбие, креативность, критичность, рискованность, стрессоустойчивость, лидерство, обусловливающих возможность успешного выполнения деятельности [3].Мы считаем, что проектирование образовательнопрофессионального пространства вуза должно осуществляться через разработку модели, посредством реализации системнодеятельностного, личностноориентированного и акмеологического подходов.Идея системнодеятельностного подхода заключается в использовании деятельностикак средства становления и развития субъектности человека. Рассматривая образование как ведущую социальную деятельность общества, мы предполагаем нацеленность на результат как системообразующий фактор деятельности, т.е. в системнодеятельностном подходе выделяется результатдеятельности как целенаправленной системы. Человек выбирает те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии и самореализации. Реализуя системнодеятельностный подход, мы ориентированынаосознанность самоопределения студентов в условияхсистемного изучения учебных дисциплин и выбора занятийдля профессионального ростас ощущением чувства успеха и уверенности в себе и собственной деятельности. Сторонники личностноориентированного подхода (Ш.А.Амонашвили,Е.В.Бондаревская, В.В.Сериков, И.С.Якиманская и др.) определяют его, как методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий, обеспечивать иподдерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности, развития её неповторимой индивидуальности. В рамках личностноориентированного подхода мы предполагаем использование индивидуальных, групповых и фронтальных форм образовательной деятельности и признание студента саморазвивающимся субъектом в образовательнопрофессиональном пространстве вуза.Акмеологический подход (Б.Г.Ананьев,К.А.АбульхановаСлавская, А.А.Деркач, Н.В.Кузьмина,В.Д.Шадриков и др.) предполагает развитие профессионализма и его характеристик, реализацию условий и факторов формирования профессиональной компетентности, выработку профессиональнозначимых качеств, преодоление профессиональной деформации и др. Проектируя образовательнопрофессиональное пространство вуза, мы придерживаемся основных принципов педагогического проектирования разработанных В.Д. Симоненко: принцип личностных приоритетов, принцип саморазвития, принцип реальности (создание педагогических объектов, которые можно применить на практике [4, с.162]. На наш взгляд, проектирование образовательнопрофессионального пространства предполагает выполнение следующих шагов.1.Разработка модели образовательнопрофессионального пространства вуза.2.Разработка основ сотрудничества (содержательных и организационных) в триаде «студент преподаватель работодатель»(создание профессионального пространства).3.Внесение изменений в образовательное пространство (инновации, способствующие формированию личностистудентов).4.Анализ эффективности образовательнопрофессионального пространства на основе критериев конкурентоспособности личностистудентов.При моделировании образовательнопрофессионального пространства вуза мы выделяем следующие уровни моделирования: цель и задачи, принципы моделирования, компоненты, потенциал, технологии, критерии, условия функционирования модели. В процессе разработки модели образовательнопрофессионального пространства вузаособыми задачами являютсяследующие.1.Организационные оптимизация содержания учебных предметов, поиск углубленных межпредметных связей и привлечение потенциальных работодателей в образовательный процесс.2.Методологические включение рациональной познавательной активности, целеустремленности, трудолюбия, креативности, критичности, рискованности, стрессоустойчивости, лидерствакак приоритета в процессе формированияконкурентоспособности личности студента.3.Дидактические осуществление новой роли субъектов (тьюторской, фасилитаторской и др.) в процессе обучения.Разработка модели образовательнопрофессионального пространства будет осуществлять с учетом принципов целостности, интеграции и антропоцентризма.
Целостность будет достигаться посредством согласования учебного содержания, категориального аппарата и основных методов организации образовательного процесса с профессиональными требованиями. В результате реализации принципа интеграции мы получаем следующее: упорядочение и координацию учебной, внеучебной и научной деятельности студентов;введение нетрадиционных формработы (форум, учебный творческий проект, аукцион педагогических идей, анализ профессиональных проб, участие в деятельности на получение грантов и т.д.);выстраивание субъектсубъектных отношений в процессе взаимодействия в триаде «студент преподаватель работодатель»(профессиональный контекст);создание системы педагогического мониторинга для отслеживания результатов процесса формирования конкурентоспособности личности студентов в образовательнопрофессиональном пространстве вуза;оказание консультативной и корректирующей помощи студенту и как результатповышение уровня конкурентоспособности личности студентов.Принцип антропоцентризма определяет организацию образовательнопрофессионального пространствавуза относительно места и роли в нём студента [5, с. 221]. Мы рассматриваем студента в качестве субъекта взаимодействия. Как субъект студент принимает активное участие впроектировании образовательнопрофессионального пространства. Этот принцип конкретизируетсягенерацией культуры в образовательную деятельность. Мы считаем, что не все знания должны присутствовать в предметных областях, часть знаний студенты должны получать самостоятельно, рассматривая общекультурные и профессиональные явления в разных системах научного знания.Образовательнопрофессиональное пространство должно включать следующие компоненты, обеспечивающие его многофункциональность.1.Образовательный компонент: содержание, технологии, методы, формы и средства обучения и воспитания студентов (профессиональный контекст взаимодействия в триаде «студент преподаватель работодатель»предполагает привлечение потенциальный работодателей в качестве экспертов, советников, аналитиков, рецензентов в процесс профессиональной подготовки; совместное составление программ, разработку и реализацию учебных курсов, курирование производственной практики и др.).2.Исследовательский компонент: проблемнопоисковаяи экспериментальная деятельность студентов (профессиональный контекст взаимодействия в триаде «студент преподаватель работодатель»предполагает выполнение исследовательских проектов, курсовых и выпускных квалификационных работ по запросу потенциальных работодателей).3.Финансовоэкономический компонент: материальная база, использование материальных средств преподавателями и студентами (профессиональный контекст взаимодействия в триаде «студент преподаватель работодатель»предполагает привлечение средств организаций и предприятий в процесс профессиональной подготовки: инвестирование проектов, спонсирование поездок для участия в конкурсах, обеспечение издательской деятельностии др.).4.Управленческий компонент: управление учреждением, наличие высококвалифицированного кадрового состава (профессиональный контекст взаимодействия в триаде «студент преподаватель работодатель»предполагает обучение студентов основам эффективного управления на предприятиях и в организациях, демонстрацию корпоративной культуры и практики делегирования полномочий и др.).5.Практический компонент: наличие эффективных баз практик, пролонгированные практики, профессиональные и образовательные стажировки за рубежом (профессиональный контекст взаимодействия в триаде «студент преподаватель работодатель»предполагает создание благоприятных условий взаимодействия, консультативная помощь, содействие в трудоустройстве и др.).6.Профессиональный компонент: взаимодействие с учреждениями и организациями, интеграция студентов в учреждения и обратный процесс внедрение профессиональных кадров в учебный процесс (профессиональный контекст взаимодействия в триаде «студент преподаватель работодатель»предполагает привлечение потенциальный работодателей создание системы партнёрского сотрудничества; проведение анализа профессиональных проб, коллективных творческих дел, конференций, мастерклассов, форумов по исследованию профессиональнопедагогических проблем).Данные компоненты являются ядром модели образовательнопрофессионального пространства вуза, они преемственны и взаимосвязаны. Разработка ядра модели, позволяет нам в дальнейшем наполнить содержанием все его компоненты и адаптировать для использования в педагогическом процессе вуза (распределить, где и когда будут использоваться те или иные средства формирования конкурентоспособности личности), т.е.разработать проект деятельности.Разработка проекта завершает второй этап педагогического проектирования образовательнопрофессионального пространства вуза, т.е. представленная модель может быть внедрена в педагогический процесс. Приступая к завершающему этапу педагогического проектирования детализируем и конкретизируем условия функционирования разработанной модели образовательнопрофессионального пространства вуза.Условиями функционирования модели образовательнопрофессионального пространства вуза являютсяследующие.1.Динамичность структурных и содержательных компонентов.2.Открытость к внешним воздействиям и адаптивность к внутренним изменениям.3.Приоритетность формирования конкурентоспособности личности студента. 4.Применение инновационных средств и методов обучения.5.Введение личности студента (субъекта) в профессиональный контекст субъектсубъектного взаимодействия в триаде «студент преподаватель работодатель».
Критерии эффективности функционирования модели образовательнопрофессионального пространства вуза будут определены повышением уровня конкурентоспособности личности студента. Обобщив все вышеизложенное, мы можем представить технологическую карту проектирования образовательнопрофессионального пространства вуза на основе разработки модели (табл.1).Педагогическое проектирование образовательнопрофессионального пространства вуза как педагогического условия формирования конкурентоспособности личности студента представлено через модель, согласно этапам проектирования: целевая установка, определяющаяся запросом государства и системы образования на конкурентоспособную личность; содержательный компонент, заключающийся в проектировании образовательнопрофессионального пространства вуза и организации субъектсубъектного взаимодействия в триаде «студент преподаватель работодатель»; технологический компонент, где формирование конкурентоспособности личности мы рассматриваем через изучение вариативной части государственного образовательного стандарта (авторский курс «Управление личной карьерой»),использование возможностей дополнительного и дистанционного образования (авторские курсы «Самоменеджмент: планирование карьеры» и дистанционный курс «Управление личной карьерой или как стать лидером»), включение студентов во внеуадиторную деятельность (форум «Стратегия профессионального роста»; конференция «Анализ профессиональных проб»; конкурспрезентация проектов «Моя карьера»; Аукцион педагогическихидей; «Lieder`sschool» для студентов 1 курса);экспертнооценочный компонент диагностика уровней (низкий, средний, высокий) сформированности конкурентоспособности личности студента, критериями которой является проявление в деятельности качеств, определяющих конкурентоспособность личности студента.Таким образом, в структуру модели образовательнопрофессионального пространства вуза включены: цель, задачи и условия функционирования на основе системнодеятельностного, личностноориентированного и акмеологического подходов. Данные подходы, в свою очередь, являются основой деятельности субъекта (студента) в образовательнопрофессиональном пространстве вуза, обеспечивающегомногофункциональность (компоненты: образовательный, профессиональный, практический, исследовательский, управленческий, финансовоэкономический) и многопрофильность (деятельность в рамках вуза, учреждений, предприятий). Деятельность субъекта реализуется в триаде «студент преподаватель работодатель»на основе субъектсубъектного взаимодействия в профессиональном контексте. Положительные результаты апробации рассмотренной модели (20082012гг.) доказывают, что образовательнопрофессиональное пространство вуза является педагогическим условием формирования конкурентоспособности личности студента. Перспективы проектирования рассмотренного образовательнопрофессионального пространства вузавидимвобогащении его механизмом целевого управления «формирование иерархии целей в виде дерева целей, разработку взаимосвязанных программ, реализующих цели, распределение имеющихся ресурсов» [6], т.к. это позволит расширить команду преподавателей и управленцев по формированию конкурентоспособности студентов в исследованной и доказавшей свою эффективность логике.Таблица 1 Технологическая карта проектирования образовательнопрофессионального пространства вуза на основе разработки модели
ЦельРазработка модели образовательнопрофессионального пространства вуза как педагогического условия для формирования конкурентоспособности личности студентовЗадачи1.Организационные оптимизация содержания учебных предметов, поиск углублённых межпредметных связей на основе формирования метапредметных компетенций и привлечение потенциальных работодателей в образовательный процесс;2.Методологические включение рациональной познавательной активности, целеустремленности, трудолюбия, креативности, критичности, рискованности, стрессоустойчивости, лидерства как приоритета в процессе формирования конкурентоспособности личности студента;3. Дидактические осуществление новой роли субъектов (фасилитаторской, тьюторской, и др.) в процессе обученияПринципыЦелостность.Интеграция.АнтропоцентризмКомпоненты
1.Образовательный компонент: содержание, технологии, методы, формы и средства обучения студентов.2.Профессиональный компонент: взаимодействие с учреждениями и организациями, интеграция студентов в учреждения.3.Практический компонент: наличие эффективных баз практик, пролонгированные практики.4.Управленческий компонент: управление учреждением, наличие высококвалифицированных кадров.5.Финансовоэкономический компонент: материальная база использование дополнительных материальных средств.6.Исследовательский компонент: проблемнопоисковая иэкспериментальная деятельностьУсловия функционирования модели1.Динамичность структурных и содержательных компонентов.2.Открытость к внешним воздействиям и адаптивность к внутренним изменениям.3.Приоритетность формирования конкурентоспособности личности студента. 4.Применение инновационных, методов обучения.5.Введение личности студента (субъекта) в профессиональный контекст субъектсубъектного взаимодействия в триаде «студент преподаватель работодатель»Этапыпроектирования 1.Этап планирования с включением ценностноцелевого аспекта.2.Этап реализации с включением содержательнопроцессуального и технологического аспектов.3.Этап оценочный с включение коррекционнореконструкционного аспектаКритерии эффективностиКонкурентоспособность личности студента
Ссылки на источники1.Клименко Т. К. Теоретические основы становления будущего учителя в инновационном образовании. Чита: ЗабГПУ, 1999. 212 с.2.Живокоренцева Т. В. Интеграция содержания образования в педагогическом колледже как проблема коллективного практикоориентированного исследования: дис. … канд. пед. наук.СПб., 2005.3.Жданко Т.А. Чупрова О.Ф.Содержание экспертноаналитической деятельности по оценке качества конкурентоспособности личности студента//Magister Dixit: электронный научнопедагогический журнал Восточной Сибири. 2012. №1. URL: http://md.islu.ru/sites/md.islu.ru/files/rar/chuprova_o.f._zhdanko_t.a..pdf.4.Общаяи профессиональная педагогика / Под ред. В.Д. Симоненко. М.: ВентанаГраф, 2006. 368 с. 5.Каптерев А.И. Управление корпоративными знаниями путь в общество, основанное на знаниях.URL: mailto:kapterev.narod.ru.6.Носов А.Л. Методологические подходы к стратегическому планированию и управлению образовательным учреждением// Концепт. 2013. № 03 (март). ART 13045. 0,7 п. л. URL: http://ekoncept.ru/2013/13045.htm.
ZhdankoTatyana,candidate of pedagogical, associate Professor of the chair of pedagogics of the Sciences Irkutsk State Linguistic Universitytatianazhdanko@mail.ruChuprovaOlga,
candidate of pedagogical, associate Professor of the chair of pedagogics of the Sciences Irkutsk State Linguistic Universitychuprova_of@mail.ruDesigning of educationalprofessional field of higher education institute as a pedagogical condition of the formation ofcompetitive abilityof a studentAbstract.The logic ofdesigning of educationalprofessional field of higher education institute for creatingcompetitive ability of a student, based on consideration of the study of the basic concepts, principles and design stages is presented in the article.
Keywords: educationalprofessional field of higher education institute, designing of educationalprofessional field of higher education institute, competitive ability of a student.
Рекомендованокпубликации:Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Чупрова Ольга Федоровна,доцент кафедры педагогики и развития образовательных систем, кандидат педагогических наук ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный лингвистический университет», г. Иркутскchupova_of@mail.ru
Проектирование образовательнопрофессионального пространства вуза
как педагогическое условие формирования конкурентоспособности личности студента
Аннотация.В статье представлена логика проектированияобразовательнопрофессионального пространства вуза по формированию конкурентоспособности личности студента, основанная на рассмотрении основных понятий исследования, принципов и этапов проектирования.Ключевые слова: образовательнопрофессиональное пространство вуза, проектирование образовательнопрофессионального пространства вуза, конкурентоспособность личности студента.
Проблема формирования конкурентоспособности личности актуализировалась в конце XXвека, приобрелаширокое социальное значение в связи с переходом России на новый экономический путь развития. Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта профессионального образования третьего поколения, выпускник вуза должен обладать профессиональной компетентностью, включающей общие и специфические компетенции, должен быть конкурентоспособным и востребованным на рынке труда, что ориентирует на оптимизацию содержания изучаемых дисциплин, участие студентов во внеаудиторной деятельности, самоуправлении и других видах деятельности, являющихся составляющими образовательнопрофессионального пространства вуза. Как отмечает Т.К.Клименко, кризисное состояние образования состоит в том, что востребован специалист, «нового типа, способный ответитьна вызовы времени», а существующая система образования не производит его [1, с.411]. Формирование специалиста как целостной личности, отвечающей запросам и требованиям современного рынка труда возможно в специфическом образовательнопрофессиональном пространстве вуза. Образовательнопрофессиональное пространство вуза определяется нами как специально организованная совокупность взаимосвязанных образовательных и профессиональных структур по формированию конкурентоспособности личности студента, характеризующаяся многофункциональностью (включающей компоненты: образовательный, профессиональный, практический, исследовательский, управленческий, финансовоэкономический) и многопрофильностью (предполагающей организацию деятельности в рамках вуза, учреждений, предприятий).
Необходимость интеграции образовательного и профессионального пространства в вузе обусловлена формированием профессиональных и личностных качеств будущего специалиста, причем приоритет должен быть отдан образовательному пространству, как ведущему на данном этапе профессионального становления личности.Т.В.Живокоренцевавыделяет сущностные позиции трактовки понятия «интеграция» в различных областях знаний: «интеграция как явление имеет двуединую природу и предстает, с одной стороны, как процесс, а с другой стороны как его результат; интеграция как состояние целостности имеет такие качественные характеристики, как взаимосвязанность, взаимодействие и взаимопроникновение, взаимозависимость, взаимосодействие, и взаимопереплетение; интеграциякак процесс это слияние в единое целое ранее дифференцированных элементов, приводящее к новым, качественным и потенциальным возможностям этой целостности, а также изменениям свойств самих элементов; интеграция выступает в качестве функционального условия существования и равновесия системы, а также механизма ее развития» [2, с.3839].В нашем понимании употребление термина «интеграция» обосновано процессом формирования конкурентоспособности личности в образовательнопрофессиональном пространстве вуза,который предполагает интеграционное согласование, объединение частей и элементов, их упорядочение и интенсивность взаимодействия. Проектирование образовательнопрофессиональное пространство вуза за счёт расширения образовательного пространства с привлечениемпотенциальных работодателей и организации субъектсубъектного взаимодействия в триаде «студент преподаватель работодатель»позволяет разрешить ряд противоречий:между политикой государства в плане запроса на конкурентоспособных специалистов и недостаточной разработанностью форм, методов и средств для подготовки конкурентоспособных специалистов в учреждениях высшего профессионального образования;между заказом государства и работодателя (как представителя государства) на конкурентоспособную личность и ихмалым участием вобразовательнопрофессиональном пространстве вузе на уровне содержания и форм;между стремлением оптимизировать образовательнопрофессиональное пространство вуза и недостаточной разработанностью реальных действенных механизмов его функционирования для формирования у специалистов конкурентоспособности личности, соответствующей новым требованиям рынка труда.Педагогическое проектирование (далее по тексту: проектирование) позволяет нам наполнить содержание образовательнопрофессионального пространства вуза необходимыми средствами для формирования конкурентоспособности личности студента (в частности формирование таких качеств личности как рациональная познавательная активность, целеустремленность, трудолюбие, креативность, критичность, рискованность, стрессоустойчивость, лидерство).При проектировании образовательнопрофессионального пространства необходимо обогащение содержания образования с привлечением аудиторных и внеаудиторных средств, а так же включение студентов в профессиональную деятельность в активном режиме, через создание рабочего места для студента в вузе, где согласно своей квалификации студент может заработать деньги, применяя свои профессиональные знания и опыт. Это позволит показать многофункциональность и многопрофильность проектируемого пространства. В образовательнопрофессиональном пространстве вуза эта идея реализуется за счет оказания дополнительных платных услуг для учащихся общеобразовательных школ, где студенты выступают в роли тьюторов. Проектируя образовательнопрофессионального пространства вуза по формированию конкурентоспособности личности студента, под конкурентоспособностью личности студента мы понимаем совокупность интегрированных устойчивых качеств, таких как рациональная познавательная активность, целеустремленность, трудолюбие, креативность, критичность, рискованность, стрессоустойчивость, лидерство, обусловливающих возможность успешного выполнения деятельности [3].Мы считаем, что проектирование образовательнопрофессионального пространства вуза должно осуществляться через разработку модели, посредством реализации системнодеятельностного, личностноориентированного и акмеологического подходов.Идея системнодеятельностного подхода заключается в использовании деятельностикак средства становления и развития субъектности человека. Рассматривая образование как ведущую социальную деятельность общества, мы предполагаем нацеленность на результат как системообразующий фактор деятельности, т.е. в системнодеятельностном подходе выделяется результатдеятельности как целенаправленной системы. Человек выбирает те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии и самореализации. Реализуя системнодеятельностный подход, мы ориентированынаосознанность самоопределения студентов в условияхсистемного изучения учебных дисциплин и выбора занятийдля профессионального ростас ощущением чувства успеха и уверенности в себе и собственной деятельности. Сторонники личностноориентированного подхода (Ш.А.Амонашвили,Е.В.Бондаревская, В.В.Сериков, И.С.Якиманская и др.) определяют его, как методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий, обеспечивать иподдерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности, развития её неповторимой индивидуальности. В рамках личностноориентированного подхода мы предполагаем использование индивидуальных, групповых и фронтальных форм образовательной деятельности и признание студента саморазвивающимся субъектом в образовательнопрофессиональном пространстве вуза.Акмеологический подход (Б.Г.Ананьев,К.А.АбульхановаСлавская, А.А.Деркач, Н.В.Кузьмина,В.Д.Шадриков и др.) предполагает развитие профессионализма и его характеристик, реализацию условий и факторов формирования профессиональной компетентности, выработку профессиональнозначимых качеств, преодоление профессиональной деформации и др. Проектируя образовательнопрофессиональное пространство вуза, мы придерживаемся основных принципов педагогического проектирования разработанных В.Д. Симоненко: принцип личностных приоритетов, принцип саморазвития, принцип реальности (создание педагогических объектов, которые можно применить на практике [4, с.162]. На наш взгляд, проектирование образовательнопрофессионального пространства предполагает выполнение следующих шагов.1.Разработка модели образовательнопрофессионального пространства вуза.2.Разработка основ сотрудничества (содержательных и организационных) в триаде «студент преподаватель работодатель»(создание профессионального пространства).3.Внесение изменений в образовательное пространство (инновации, способствующие формированию личностистудентов).4.Анализ эффективности образовательнопрофессионального пространства на основе критериев конкурентоспособности личностистудентов.При моделировании образовательнопрофессионального пространства вуза мы выделяем следующие уровни моделирования: цель и задачи, принципы моделирования, компоненты, потенциал, технологии, критерии, условия функционирования модели. В процессе разработки модели образовательнопрофессионального пространства вузаособыми задачами являютсяследующие.1.Организационные оптимизация содержания учебных предметов, поиск углубленных межпредметных связей и привлечение потенциальных работодателей в образовательный процесс.2.Методологические включение рациональной познавательной активности, целеустремленности, трудолюбия, креативности, критичности, рискованности, стрессоустойчивости, лидерствакак приоритета в процессе формированияконкурентоспособности личности студента.3.Дидактические осуществление новой роли субъектов (тьюторской, фасилитаторской и др.) в процессе обучения.Разработка модели образовательнопрофессионального пространства будет осуществлять с учетом принципов целостности, интеграции и антропоцентризма.
Целостность будет достигаться посредством согласования учебного содержания, категориального аппарата и основных методов организации образовательного процесса с профессиональными требованиями. В результате реализации принципа интеграции мы получаем следующее: упорядочение и координацию учебной, внеучебной и научной деятельности студентов;введение нетрадиционных формработы (форум, учебный творческий проект, аукцион педагогических идей, анализ профессиональных проб, участие в деятельности на получение грантов и т.д.);выстраивание субъектсубъектных отношений в процессе взаимодействия в триаде «студент преподаватель работодатель»(профессиональный контекст);создание системы педагогического мониторинга для отслеживания результатов процесса формирования конкурентоспособности личности студентов в образовательнопрофессиональном пространстве вуза;оказание консультативной и корректирующей помощи студенту и как результатповышение уровня конкурентоспособности личности студентов.Принцип антропоцентризма определяет организацию образовательнопрофессионального пространствавуза относительно места и роли в нём студента [5, с. 221]. Мы рассматриваем студента в качестве субъекта взаимодействия. Как субъект студент принимает активное участие впроектировании образовательнопрофессионального пространства. Этот принцип конкретизируетсягенерацией культуры в образовательную деятельность. Мы считаем, что не все знания должны присутствовать в предметных областях, часть знаний студенты должны получать самостоятельно, рассматривая общекультурные и профессиональные явления в разных системах научного знания.Образовательнопрофессиональное пространство должно включать следующие компоненты, обеспечивающие его многофункциональность.1.Образовательный компонент: содержание, технологии, методы, формы и средства обучения и воспитания студентов (профессиональный контекст взаимодействия в триаде «студент преподаватель работодатель»предполагает привлечение потенциальный работодателей в качестве экспертов, советников, аналитиков, рецензентов в процесс профессиональной подготовки; совместное составление программ, разработку и реализацию учебных курсов, курирование производственной практики и др.).2.Исследовательский компонент: проблемнопоисковаяи экспериментальная деятельность студентов (профессиональный контекст взаимодействия в триаде «студент преподаватель работодатель»предполагает выполнение исследовательских проектов, курсовых и выпускных квалификационных работ по запросу потенциальных работодателей).3.Финансовоэкономический компонент: материальная база, использование материальных средств преподавателями и студентами (профессиональный контекст взаимодействия в триаде «студент преподаватель работодатель»предполагает привлечение средств организаций и предприятий в процесс профессиональной подготовки: инвестирование проектов, спонсирование поездок для участия в конкурсах, обеспечение издательской деятельностии др.).4.Управленческий компонент: управление учреждением, наличие высококвалифицированного кадрового состава (профессиональный контекст взаимодействия в триаде «студент преподаватель работодатель»предполагает обучение студентов основам эффективного управления на предприятиях и в организациях, демонстрацию корпоративной культуры и практики делегирования полномочий и др.).5.Практический компонент: наличие эффективных баз практик, пролонгированные практики, профессиональные и образовательные стажировки за рубежом (профессиональный контекст взаимодействия в триаде «студент преподаватель работодатель»предполагает создание благоприятных условий взаимодействия, консультативная помощь, содействие в трудоустройстве и др.).6.Профессиональный компонент: взаимодействие с учреждениями и организациями, интеграция студентов в учреждения и обратный процесс внедрение профессиональных кадров в учебный процесс (профессиональный контекст взаимодействия в триаде «студент преподаватель работодатель»предполагает привлечение потенциальный работодателей создание системы партнёрского сотрудничества; проведение анализа профессиональных проб, коллективных творческих дел, конференций, мастерклассов, форумов по исследованию профессиональнопедагогических проблем).Данные компоненты являются ядром модели образовательнопрофессионального пространства вуза, они преемственны и взаимосвязаны. Разработка ядра модели, позволяет нам в дальнейшем наполнить содержанием все его компоненты и адаптировать для использования в педагогическом процессе вуза (распределить, где и когда будут использоваться те или иные средства формирования конкурентоспособности личности), т.е.разработать проект деятельности.Разработка проекта завершает второй этап педагогического проектирования образовательнопрофессионального пространства вуза, т.е. представленная модель может быть внедрена в педагогический процесс. Приступая к завершающему этапу педагогического проектирования детализируем и конкретизируем условия функционирования разработанной модели образовательнопрофессионального пространства вуза.Условиями функционирования модели образовательнопрофессионального пространства вуза являютсяследующие.1.Динамичность структурных и содержательных компонентов.2.Открытость к внешним воздействиям и адаптивность к внутренним изменениям.3.Приоритетность формирования конкурентоспособности личности студента. 4.Применение инновационных средств и методов обучения.5.Введение личности студента (субъекта) в профессиональный контекст субъектсубъектного взаимодействия в триаде «студент преподаватель работодатель».
Критерии эффективности функционирования модели образовательнопрофессионального пространства вуза будут определены повышением уровня конкурентоспособности личности студента. Обобщив все вышеизложенное, мы можем представить технологическую карту проектирования образовательнопрофессионального пространства вуза на основе разработки модели (табл.1).Педагогическое проектирование образовательнопрофессионального пространства вуза как педагогического условия формирования конкурентоспособности личности студента представлено через модель, согласно этапам проектирования: целевая установка, определяющаяся запросом государства и системы образования на конкурентоспособную личность; содержательный компонент, заключающийся в проектировании образовательнопрофессионального пространства вуза и организации субъектсубъектного взаимодействия в триаде «студент преподаватель работодатель»; технологический компонент, где формирование конкурентоспособности личности мы рассматриваем через изучение вариативной части государственного образовательного стандарта (авторский курс «Управление личной карьерой»),использование возможностей дополнительного и дистанционного образования (авторские курсы «Самоменеджмент: планирование карьеры» и дистанционный курс «Управление личной карьерой или как стать лидером»), включение студентов во внеуадиторную деятельность (форум «Стратегия профессионального роста»; конференция «Анализ профессиональных проб»; конкурспрезентация проектов «Моя карьера»; Аукцион педагогическихидей; «Lieder`sschool» для студентов 1 курса);экспертнооценочный компонент диагностика уровней (низкий, средний, высокий) сформированности конкурентоспособности личности студента, критериями которой является проявление в деятельности качеств, определяющих конкурентоспособность личности студента.Таким образом, в структуру модели образовательнопрофессионального пространства вуза включены: цель, задачи и условия функционирования на основе системнодеятельностного, личностноориентированного и акмеологического подходов. Данные подходы, в свою очередь, являются основой деятельности субъекта (студента) в образовательнопрофессиональном пространстве вуза, обеспечивающегомногофункциональность (компоненты: образовательный, профессиональный, практический, исследовательский, управленческий, финансовоэкономический) и многопрофильность (деятельность в рамках вуза, учреждений, предприятий). Деятельность субъекта реализуется в триаде «студент преподаватель работодатель»на основе субъектсубъектного взаимодействия в профессиональном контексте. Положительные результаты апробации рассмотренной модели (20082012гг.) доказывают, что образовательнопрофессиональное пространство вуза является педагогическим условием формирования конкурентоспособности личности студента. Перспективы проектирования рассмотренного образовательнопрофессионального пространства вузавидимвобогащении его механизмом целевого управления «формирование иерархии целей в виде дерева целей, разработку взаимосвязанных программ, реализующих цели, распределение имеющихся ресурсов» [6], т.к. это позволит расширить команду преподавателей и управленцев по формированию конкурентоспособности студентов в исследованной и доказавшей свою эффективность логике.Таблица 1 Технологическая карта проектирования образовательнопрофессионального пространства вуза на основе разработки модели
ЦельРазработка модели образовательнопрофессионального пространства вуза как педагогического условия для формирования конкурентоспособности личности студентовЗадачи1.Организационные оптимизация содержания учебных предметов, поиск углублённых межпредметных связей на основе формирования метапредметных компетенций и привлечение потенциальных работодателей в образовательный процесс;2.Методологические включение рациональной познавательной активности, целеустремленности, трудолюбия, креативности, критичности, рискованности, стрессоустойчивости, лидерства как приоритета в процессе формирования конкурентоспособности личности студента;3. Дидактические осуществление новой роли субъектов (фасилитаторской, тьюторской, и др.) в процессе обученияПринципыЦелостность.Интеграция.АнтропоцентризмКомпоненты
1.Образовательный компонент: содержание, технологии, методы, формы и средства обучения студентов.2.Профессиональный компонент: взаимодействие с учреждениями и организациями, интеграция студентов в учреждения.3.Практический компонент: наличие эффективных баз практик, пролонгированные практики.4.Управленческий компонент: управление учреждением, наличие высококвалифицированных кадров.5.Финансовоэкономический компонент: материальная база использование дополнительных материальных средств.6.Исследовательский компонент: проблемнопоисковая иэкспериментальная деятельностьУсловия функционирования модели1.Динамичность структурных и содержательных компонентов.2.Открытость к внешним воздействиям и адаптивность к внутренним изменениям.3.Приоритетность формирования конкурентоспособности личности студента. 4.Применение инновационных, методов обучения.5.Введение личности студента (субъекта) в профессиональный контекст субъектсубъектного взаимодействия в триаде «студент преподаватель работодатель»Этапыпроектирования 1.Этап планирования с включением ценностноцелевого аспекта.2.Этап реализации с включением содержательнопроцессуального и технологического аспектов.3.Этап оценочный с включение коррекционнореконструкционного аспектаКритерии эффективностиКонкурентоспособность личности студента
Ссылки на источники1.Клименко Т. К. Теоретические основы становления будущего учителя в инновационном образовании. Чита: ЗабГПУ, 1999. 212 с.2.Живокоренцева Т. В. Интеграция содержания образования в педагогическом колледже как проблема коллективного практикоориентированного исследования: дис. … канд. пед. наук.СПб., 2005.3.Жданко Т.А. Чупрова О.Ф.Содержание экспертноаналитической деятельности по оценке качества конкурентоспособности личности студента//Magister Dixit: электронный научнопедагогический журнал Восточной Сибири. 2012. №1. URL: http://md.islu.ru/sites/md.islu.ru/files/rar/chuprova_o.f._zhdanko_t.a..pdf.4.Общаяи профессиональная педагогика / Под ред. В.Д. Симоненко. М.: ВентанаГраф, 2006. 368 с. 5.Каптерев А.И. Управление корпоративными знаниями путь в общество, основанное на знаниях.URL: mailto:kapterev.narod.ru.6.Носов А.Л. Методологические подходы к стратегическому планированию и управлению образовательным учреждением// Концепт. 2013. № 03 (март). ART 13045. 0,7 п. л. URL: http://ekoncept.ru/2013/13045.htm.
ZhdankoTatyana,candidate of pedagogical, associate Professor of the chair of pedagogics of the Sciences Irkutsk State Linguistic Universitytatianazhdanko@mail.ruChuprovaOlga,
candidate of pedagogical, associate Professor of the chair of pedagogics of the Sciences Irkutsk State Linguistic Universitychuprova_of@mail.ruDesigning of educationalprofessional field of higher education institute as a pedagogical condition of the formation ofcompetitive abilityof a studentAbstract.The logic ofdesigning of educationalprofessional field of higher education institute for creatingcompetitive ability of a student, based on consideration of the study of the basic concepts, principles and design stages is presented in the article.
Keywords: educationalprofessional field of higher education institute, designing of educationalprofessional field of higher education institute, competitive ability of a student.
Рекомендованокпубликации:Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»