Создание физкультурно-игровой среды в образовательном пространстве дошкольного учреждения как условие эффективного воспитания координационных способностей детей 5–6 лет

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Панкратович Т. М., Купцова В. Г. Создание физкультурно-игровой среды в образовательном пространстве дошкольного учреждения как условие эффективного воспитания координационных способностей детей 5–6 лет // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 10 (октябрь). – С. 106–110. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13212.htm.
Аннотация. В статье обоснована эффективность воспитания координационных способностей детей 5–6 лет при условии создания физкультурно-игровой среды в образовательном пространстве дошкольного учреждения, предложены методические механизмы ее реализации в образовательно-воспитательном процессе дошкольников.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Панкратович Татьяна Михайловна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики спортивных дисциплин, адаптивной физической культуры и медикобиологических основ физического воспитания ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбургpankratovicht@mail.ru

Купцова Валентина Григорьевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и практики физического воспитания ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбургkupcova_30@mail.ru

Создание физкультурноигровой среды в образовательном пространстве дошкольного учреждения как условие эффективного воспитания координационных способностей детей 5–6 лет

Аннотация. В статье обоснована эффективность воспитания координационных способностей детей 5–6 лет при условии создания физкультурноигровой среды в образовательном пространстве дошкольного учреждения, предложены методические механизмы ее реализации в образовательновоспитательном процессе дошкольников.

Ключевые слова:координационные способности, дошкольники, физкультурноигровая среда.

В настоящее время, несмотря на разнообразие программ, внедряемых в дошкольных образовательных учреждениях, проблема совершенствования физического воспитания детей остается актуальной. В период подготовки детей к школьному обучению большое значение приобретают средствафизической культуры, обеспечивающие достижение необходимого уровня физического развития, физической подготовленности, сформированности двигательных умений и навыков. Особое место в подготовке отводится воспитанию координационных способностей как ведущих способностей моторного развития детей. Известно, что чем богаче у человека фонд двигательных умений и навыков, тем большими возможностями он располагает для построения новых двигательных действий, поскольку любое двигательное действие строится на основе старых координационных связей, из совокупности уже известных двигательных элементов[1; 2]. При этом основная задача по воспитанию координационных способностей у детей дошкольного возраста заключается в накоплении запаса движений и их объединении в более сложные двигательные навыки в будущем.Анализ научнометодической литературы, беседы с педагогамидошкольных образовательных учреждений (ДОУ) показывают, что программный материал по физическому воспитанию в ДОУ часто реализуется без направленности на накопление и обогащение двигательного опыта детей. Нами замечено, что недостаточно используются варианты основных видов движений и их комбинации, программный материал мало ориентирован на воспитание координационных способностей, дифференцировку и точность выполнения движений, не учитываются основные биомеханические особенности организации движений в различных плоскостях пространства. Проведение различных форм занятий физическими упражнениями в режиме дня дошкольников в большинстве ДОУ стало системой. Однакоих потенциал в воспитании координационных способностей, расширении двигательного опыта детей не используется в полной мере: педагогивоспитатели недостаточно владеют навыками подбора и проведения физических упражнений и игр для накопления и обогащения двигательного опыта детей, воспитания координационных способностей; не хватает методических разработок проведения различных форм занятий физическими упражнениями. Опираясьна исследованияМ.В. Мащенко, В.А. Шишкиной, Т.М. Бондаренко, Н.Н.Ермаки др.[5–7]мы выявили условие, способствующее более эффективному воспитанию координационных способностей удошкольников 5–6 лет –создание в образовательном пространстве дошкольного учреждения физкультурноигровой среды. Под физкультурноигровой средой мы понимаемобеспечение тесного взаимодействия в пространстве дошкольного образовательного учреждения всех видов двигательной активности, соответствующих возрасту детей, направленных на воспитание координационных способностей.

Обогащение двигательного опыта детей проводится на принципах интеграции и преемственностии осуществляется через все ведущие виды деятельности по физической активности в ДОУ и при организации всех видов детской деятельности через физкультминутки, дидактические игры с элементами движений, подвижные игры с элементами развития речи и пр.

Условия созданияфизкультурноигровой среды в пространстве дошкольного образовательного учреждения основываются на ведущих принципах педагогики: гуманизации,системности, взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых, успешности и пр. Создавая физкультурноигровую среду, направленную на воспитание координационных способностей детей в образовательном пространстве ДОУ, мы использовали различные варианты организациивидов двигательной деятельности детей 5–6лет: традиционные, игровые, сюжетные занятия, тематические, с использованием музыкальноритмических движений, занятияпутешествия. При этом неизменным оставались требования к организации занятий [3; 4]:на каждом занятии должны реализовываться задачи обучения, воспитания и развития ребенка;обучение основным движениям должно осуществляться по трем этапам: обучение, закрепление, совершенствование;содержание и методика проведения занятий должны способствовать достижению тренирующего эффекта, достаточной моторной плотности, развитию физических качеств.Создавая физкультурноигровую среду, направленную на воспитание координационных способностей детей 5–6лет в образовательном пространстве ДОУ, особое внимание мы уделили методическим аспектам проведения различных форм физкультурных занятий. Для этого нами были предусмотрены следующие виды взаимодействия с педагогамивоспитателями:беседы, консультации;проведение мастерклассов;открытыетематические занятия;совместные занятия физической культурой и игры.Все это помогло сформировать теоретическую и практическую готовность педагогов к предстоящей деятельности по воспитанию координационных способностей дошкольников, расширить профессиональныйкругозор.Для планирования средств, методов и осуществления целенаправленной работы по воспитанию координационных способностей у дошкольников 5–6лет необходимо учитывать возрастные особенности формирования организма детей, закономерности и этапы развития высшей нервной деятельности, вегетативной и мышечной систем, а также их взаимодействие в процессе занятий физическими упражнениями.С учетом этого, мы определили основные средства и методы воспитания координационных способностей у дошкольников 5–6лет.Пространственная ориентировка развивается в общеразвивающих упражнениях, так как одновременно участвуют зрительные и кожномышечные ощущения. На первом этапе овладения пространственными ориентировками изменение положения отдельных частей тела должно проходить под контролемзрения. На втором этапе детям доступно словесное обозначение различных направлений, на третьем этапе дети могут определять направление по отношению к предметам, к другим людям. Появляются представления о направлении движения по словесному описанию до его выполнения. Таким образом, для развития пространственных ориентировок целесообразно давать следующую последовательность общеразвивающих упражнений.Движение рук, так как они наиболее управляемые, находятся в максимальном поле зрения ребенка.Движения рук, находящихся частично в поле зрения.Движения туловища в лицевой, боковой и затем горизонтальной плоскости.Движение ног вперед, в стороны, назад.Движения разных частей тела по направлению к какимлибо конкретным предметам, затем по слову в названном направлении.Движения разных частей тела по направлению к другому ребенку. Движения любой части тела с постепенно повышающимися требованиями к точности направления, амплитуде и быстроте ориентировки.Временными и динамическими ориентировками дети овладевают с большим трудом, чем пространственными. Большинство общеразвивающих упражнений активно влияет на развитие этих ориентировок, так как они проводятся в определенном темпе и ритме. С целью ихразвитияупражнения целесообразно давать в следующем порядке.Упражнения, которые проводятся в сопровождении слова воспитателя. При этом указания, команды и паузы выдерживаются в определенном ритме, акцентировано. Упражнения с музыкальным сопровождением.Наряду с упражнениями под музыку давать упражнения под счет с четкимритмическим рисунком.Хорошо известные упражнения выполнять самостоятельно.

Быстрые темпы развития моторики у детей 5–6лет позволяют применять следующие общеразвивающие упражнения.

В которых есть быстрая смена позы.Требующие согласованных действий, двух или нескольких детей.С предметами (мяч, скакалка, косичка, обруч и пр.)На способность поддерживать статическое и динамическое равновесие наибольшее влияние оказывают следующие общеразвивающие упражнения.Поднимание на носки с близко расположенными ступнями ног; приседание на носках с прямой спиной.Отведение и приставление вперед, в сторону, назад одной ноги с опорой на другую ногу.Поднимание одной ноги с опорой на другую ногу; тоже –с закрытыми глазами.Повороты, тоже с закрытыми глазами.Ходьба и бег на уменьшенной площади опоры.Способность выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности формируется практически во всех упражнениях, применяя методический прием: рассказ и показ детям –что значит свободно, не напряженно, легко.При этом ориентируем детей на предметное мышление, подражание животным и т.п. Наряду с повторным методом, используемым для воспитания координационных способностей у детей5–6лет, актуальным являетсяигровой метод, поскольку ведущим видом деятельности для детей этого возраста является игра. При этом нужно подбирать упражнения с конкретной игровой обстановкой, иначе они будут непонятны детям и не вызовут у них интереса. Использование игрового метода в процессе воспитания координационных способностей предусматриваетвключение в образовательную деятельность дошкольника разнообразных сюжетных, подвижных, музыкальных игр, игр со спортивной направленностью.

Планирование физкультурноигровой среды, направленной на воспитание координационных способностей детей вобразовательном пространстве дошкольного учреждения представлено в таблице 1 (фрагменты планирования). Эффективность воспитания координационных способностей детей 5–6лет при условии создания физкультурноигровой среды в ДОУ проверялась в ходе формирующего педагогического эксперимента.Результаты формирующего педагогического эксперимента свидетельствуют об эффективностивоспитания координационных способностей детей 5–6лет при создании физкультурноигровой среды в образовательном пространстве ДОУ. Это подтверждается сравнительной оценкой темпов прироста результатов координационных способностей в тестовых упражнениях у дошкольников опытной и контрольной групп:в опытной группев тестовом задании «челночный бег» 2× 5 м неудовлетворительных оценок темпов прироста результатов нет (в контрольной группе –22,7% детей); удовлетворительных оценок –9% (в контрольной группе–36,3%); хорошие оценки темпов прироста результатов продемонстрировали 63,6% дошкольников (в контрольной группе соответственно –40,9%); отличные показатели у 22,7%детей (в контрольной группе –нет);в тестовом задании статическое равновесие «журавль» неудовлетворительных оценок темпов прироста результатов вэкспериментальных группах нет. В опытной группе количество удовлетворительных оценок составляет 4,5% (в контрольной группе–18%). Хорошие оценки темпов прироста результатов продемонстрировали27% дошкольников опытной группы (в контрольной группе соответственно –63,6%). Отличные показатели у68%дошкольников опытной группы, в контрольной группе –18%.

в тестовом задании «полоса препятствий» неудовлетворительных оценок темпов прироста результатов нет. В опытной группе удовлетворительных оценок –нет,в контрольной группе –36% детей.Хорошие оценки темпов прироста результатов продемонстрировали 32 %детей опытной группы (в контрольной группе соответственно –36%). Отличные показатели продемонстрировали68% детейопытной группы,в контрольной группе –27%.

Из анализа полученных данных мы констатируем, что темпы прироста результатов развития координационных способностей детей в контрольной группе происходят в основном за счет их естественного роста и роста естественной двигательной активности. В опытной группе темпы прироста результатов происходят за счет эффективного использования созданной физкультурноигровой среды, направленной на воспитание координационных способностей детей в образовательном пространстве дошкольного учреждения.Таблица 1Планирование физкультурноигровой среды, направленной на воспитание координационных способностей детей 5–6 лет

Утренняя гимнастикаУтренний отрезок времениДвигательная разминка или свободная двигательная активность детей в перерыве междуНОДФизминутки во времяНОДЗанятия физической культуройПрогулки1.Двигательная активность под руководством воспитателя.2.Самостоятельная двигательная активность детейГимнастика после пробужденияДень здоровья,экскурсии, спортивный праздник (развлечения досуг) Сентябрь, третья неделяПонедельникХодьба в колонне, ходьба на носках, ходьба и бег по сигналуОРУ без предметовИндивидуальнаяработа по закреплению основных видов деятельности: ходьба между двумя линиями, прыжки на двух ногах на месте. Игра «Найди себе пару»Двигательная разминка на стульях и со стульями1. НОД «Коммуникация» –физминутка «Жук».2.НОД «Познание»–пальчиковая гимнастика «Петушок,петушок»Занятие 1. Учить детей перебрасывать мяч друг другу, развивать глазомер, совершенстватьпрыжки на двух ногах1.Ходьба и бег в колонне, игровые упражнения на ориентировку в пространстве «Скворечник», на ритмичность движений«Огуречик, огуречик».2. Самостаятельныеигры с мячамиИгровые упражнения«Потягушки у Петрушки»Экскурсия по детскому саду «Осенняя пора», игра «Сколько шагов?» –ориентировка в пространствеВторникХодьба и бег в колонне, упражнения на координацию (ходьба на пятках, носках, приставнымишагами вправовлево) со сменой деятельности по сигналупедагога.Игры «Скворечник», «Пузырь» –ориентировкав пространствеИндивидуальнаяработа по закреплению основных видов деятельности: ходьба и бег в колонну по одному, сохранение устойчивого равновесия при ходьбе по уменьшенной опореСовершатьходьбу с высоким подниманием колена –игра «Петушки», выполнение ритмичныхприседаний под музыку, подвижные игры «Лошадки», «Угадай где спрятано»1. НОД «Музыка»–пальчиковаягимнастика«Свинка Ненила»2. НОД «Познание»–физминутка «Одуванчики»

1.Согласованность движений –игра «Пузырь», бег в колонне, ходьба на носках и пятках, упражнение «Утята и зверята», бег врассыпную с определением своего места по сигналу.2. Самостоятельныеигры с кеглями и мячамиХодьба в колонне между кеглями с остановками и выполниемОРУ, игра на ориентировку в пространстве«Найди свой цвет»Игровой досуг –совершенствовать передачу мяча. Бег с перешагиваниемчерез шнуры (50–60 см). Игровые упражнения«Перебрось и поймай», «Успей поймать»,«Вдоль дорожки». Упражнение на коррекцию –собери карандаши с помощью пальцев ногСредаХодьба и бег в колонне с остановкой посигналу, Ходьба и бег врассыпную,ОРУс флажкамиИндивидуальнаяработа по закреплению основных видов деятельности: ходьба и бег в колонне с остановкой по сигналу,игра «Пробеги тихо»,прыжки вверх с доставанием различныхпредметовХодьба и бег между двумя линиями (ширина 10 см, длина 3м), прыжки на двух ногах с продвижением вперед до кубика (до 3 м).Игра «Кот и мыши»1.НОД «Коммуникация»– пространственная ориентировка «Светофор».2. НОД «Художественное творчество»–пальчиковая гимнастика «АленкаМаленка»Занятие 2.Учить детей сохранять устойчивое равновесие при ходьбе на повышенной опоре, совершенствоватьпрыжки на двух ногах с продвижением вперед1. Упражнения в ходьбе в колонне по одному под бубен. Совершенствовать подлезание под шнур (высота 50 см), ловить и подбрасывать, передавать мяч двумя руками.Игра «У медведя во бору».2. Самостоятельныеигры с мячамиОРУ с передачей шаров в колоннах.Игра «Воробушки и кот» –ориентировкав пространстве

ЧетвергХодьба и бег в колонне с остановкой по сигналу.Ходьба и бег врассыпную.ОРУс флажкамиЗакрепить умение у детей ходить в колонне по одному, развивать ритмичность шага, глазомер при перешагиваниичерез бруски, пролезание под дугой. Игра«У медведя во бору»Ходьба и бег врассыпную. Подлезание под дугу поточно двумя колоннами (2–3 дуги на расстоянии1 м).Прыжки на двух ногах между кеглями, поставленными в один ряд (расстояние3 м).Игра «Огуречик,огуречик»1.НОД «Коммуникация»– пространственная ориентировка «Светофор».2. НОД «Художественное творчество»–пальчиковая гимнастика «АленкаМаленка».3. Хореографическаястудия «Улыбка» –игра «Угадай кто я»Занятие 3.Учить детей прокатывать мяч между предметами, перепрыгивать из обруча в обруч на двух и одной ноге, находить своеместо в шеренге после ходьбы и бега. Игра «Цветные машины»1. Ходьба в колонне по одному, остановка по команде «Стой». Бег до 2 минут. ОРУ с кубиками. Ходьба с сохранением равновесия по уменьшенной опоре. Игра «Где постучали».2. Самостоятельныеигры «Пятнашки», «Прятки»Игразарядка «Мы ногами топтоп» –ритмичность движений

ПятницаХодьба с высоким подниманиембедра, бег, коррекционныеупражнения, перестроение в пары, ходьба в парах, бег врассыпнуюв парах. Игры «Найди свой цвет», «Трамвай»Индивидуальнаяработа по закреплению основных видов деятельности: ходьба по доске, положенной на пол, перешагивая через препятствия (2–3 кубика) руки на пояс, прыжкидо кубика на двух ногах (2–3 м).Игра «Гусигуси»Двигательная разминка на стульях и со стульями1. НОД «Коммуникация»–физминутка «Цветы».2.НОД «Музыка»–танец настроения.3. НОД «Художественное творчество»–пальчиковая гимнастика –«Дождикдождик, веселей»

1. Игры с элементами спортивных игр «Футбол», «Выбивалы»ОРУ с косичкойДень здоровья:тема «Космонавты».Учить детей качу на кольцах вперед, назад,приземлению,выполнять упражнения с обручем (ходьба бег, прыжки,пролезание из обруча в обруч,ОРУ с обручем).Игры«Космонавты»,«Автомобили»Ссылки на источники1.Мащенко М.В., Шишкина В.А. Физическая культура дошкольника. –Минск: Ураджай, 2000. –156 с.2.Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду.–М.: МозаикаСинтез, 2012. –216 с.3.Ермак Н.Н. Физкультурные занятия в детском саду: творческая школа для дошколят. –РостовнаДону: Феникс, 2004. –288 с.4.Мащенко М.В., Шишкина В.А. Указ. соч.5.Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г, Михайлова З.И. и др. Детство. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. –СПб, 2011. –315 с.6.Бондаренко Т.М. Физкультурнооздоровительная работа с детьми 5–6лет в ДОУ. –Воронеж: ИП Лакоценина Н.А., 2012. –208с.7.Пензулаева Л.И. Физическая культурав детском саду. Старшая группа. –М.: МозаикаСинтез, 2012. –138 с.

Pankratovich Tatiana,Ph.D., assistant professor of the theory and methodology of sports disciplines, adaptive physical education, medical and biological bases of Physical Education Orenburg State Pedagogical University, Orenburgpankratovicht@mail.ruKupcova Valentina,Ph.D., assistant professor of the theory and practice of physical education Orenburg State Pedagogical University, Orenburgkupcova_30@mail.ruCreating a sports and gaming environment in the educational space as a condition of preschool education of effective coordination abilities of children 5–6 yearsAbstract.In the article the effectiveness of parenting coordination abilities of children aged 5–6 years, provided that a sports and gaming environment in the educational space preschool, proposed methodological mechanisms for its implementation in the educational training process preschoolers.Keywords:coordination abilities, preschool, sports and game environment.

Рекомендовано к публикации: Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»