Элективный курс «История органов отечественной прокуратуры» в школе в рамках профильной подготовки
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Фролов
В.
В. Элективный курс «История органов отечественной прокуратуры» в школе в рамках профильной подготовки // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 5. – С.
226–230. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/54046.htm.
Аннотация. В представленной статье дается краткая характеристика авторской разработки элективного курса «История органов отечественной прокуратуры». Данный курс позволит учащимся 11 классов получить и усвоить определенный минимум знаний по истории становления и деятельности одной из ключевых структур российских правоохранительных органов – прокуратуры.
Текст статьи
Фролов Василий Владимировичучитель истории МБОУ «Середкинская средняя общеобразовательная школа», Псковская областьfrolov1406@mail.ru
Элективный курс«История органов отечественной прокуратуры» в школе в рамках профильной подготовки
Аннотация.В представленной статье дается краткая характеристика авторской разработки элективного курса «История органов отечественной прокуратуры».Данный курс позволит учащимся 11 классов получить и усвоить определенныйминимум знанийпо историистановления и деятельностиодной из ключевых структур российских правоохранительных органов–прокуратуры.
Ключевые слова:история органов прокуратуры, элективный курс, профильная подготовка, 11 класс.
В настоящее время в рамках школьного курса практически не уделяется никакого внимания изучению истории правоохранительных органов нашей страны. Поэтому совсем неудивительно, что после окончания школы, большинство детей не знает следующих элементарных вещей: чем отличаются профессиональные функции сотрудника полиции от работника прокуратуры; какова сфера деятельности прокурорского работника, каково предназначение органов государственной безопасности (ФСБ) и т.п. Именно по этой причине нами и был разработан элективный курс «История органов отечественной прокуратуры», который позволит учащимся получить и усвоить определенныйминимум знанийпо истории прокуратуры –одной из ключевых структур российских правоохранительных органов.Данный курс предназначен для изучения в 11 классе в рамках профильной подготовкии рассчитан на 35 часов (1 ч. в неделю).В рамках курса рассматриваютсяосновные вехи истории российской прокуратуры: начиная с момента ее основания Петром I (1722 г.) и заканчивая настоящим временем (2013г.).
Таблица № 1Тематическое планирование№Тема занятийФорма работыЧасы1.Введение. Что такое прокуратураЛекция12.История возникновения института прокуратурыЛекция23.Возникновение прокуратуры в РоссииСообщения учащихсяДискуссия24.Отечественная прокуратура после смерти Петра I (до «великих реформ» Александра II)ЛекцияДискуссия25.Органы прокуратуры и судебная реформа 1864 г.Лекция26.Работаем с документами. «Учреждения судебных установлений»Практикум17.Органы прокуратуры в кон. XIX –нач. XX вв. (дооктябрьский период)ЛекцияВыполнение проблемных 2заданий8.Создание института советской прокуратуры (послеоктябрьский период)ЛекцияСообщения учащихся29.Придание органам советской прокуратуры самостоятельного статусаЛекция210.Работаем с источниками. Конституция СССР 1936 г.Практикум111.Органы прокуратуры в годы Великой Отечественной войныЛекцияДискуссия212.Послевоенное развитие органов прокуратуры СССР (до 1992 г.)ЛекцияСообщения учащихсяДискуссия313.Работаем с источниками. Положение опрокурорском надзоре 1955 г.Практикум114.Развитие прокуратуры Российской ФедерацииЛекцияДебаты215.Работаем с источниками. Федеральный закон «О прокуратуре РФ» 1992 г.Практикум116.Система современной российской прокуратурыЛекцияДискуссия217.Взаимодействие органов прокуратуры РФ с другими правоохранительными структурами государстваЛекцияСообщения учащихся218.Органы прокуратуры Псковской области в послевоенный периодЛекцияВыполнение проблемных заданий219.Органы прокуратуры Псковской области в 1990е –2000е гг.ЛекцияСообщения учащихся220.Подведение итоговЗачет1
Нельзя не отметить тот факт, что в рамках данного курса несколько часов (4 ч.) отведено для изучения истории органов прокуратуры на региональном уровне(региональный компонент).Цель курса –содействие становлению человека как духовнонравственной, свободной, саморазвивающейся, социально активной личности; как гражданина и патриота своего государства. В связи с этим, в рамках обозначенной цели предполагается решить следующие задачи:1) помочь учащимися получить необходимые знанияпо истории органов российской прокуратуры;2) способствовать формированию гуманизма, патриотизма, гражданской ответственности, уважительного отношения к историческому прошлому своего государства; 3) повысить мотивацию учебной деятельности за счет нетрадиционных форм подачи материала, элементов игровой деятельности;4) научить рассматривать события и явления с точки зрения их исторической природы и принадлежности к конкретной исторической эпохе;5) помочь находить, систематизировать и анализировать историческую информацию;6) научить выявлять историческую и методологическую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и настоящего;7) способствовать формированию аргументированного представления собственного отношения к дискуссионным проблемам истории.Преподавание элективного курса «История органов отечественной прокуратуры» определяется его целями и задачами. Обсуждение проблемных и дискуссионных вопросов невозможно безприобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения учащихся к творческой деятельности. В связи с этим, в рамках разработанного нами курса будут применяться следующие основные методы работы:•лекция,•анализ исторических источников,•дискуссия (дебаты),•подготовка и обсуждение сообщений учащихся,•эвристическая беседа,•«мозговой штурм» и др.Основным результатом образовательного процесса будет являться: 1) расширение знаний учащихся по истории органов отечественной прокуратуры, 2) умение применять полученные ЗУНы в практической деятельности, 3) овладение начальными навыками самостоятельного научного исследования.Следует также отметить, что при изучении элективного курса, посвященного истории отечественной прокуратуры, значительную помощь учащимся в подготовке к занятиям может оказать учебное пособие «История органов отечественной прокуратуры», которое предназначено, в том числе, и для учащихся 11 классов, заинтересованных в изучении истории российских правоохранительных органов [1].
В заключении хочется выразить надежду на то, что изучая историюотечественной прокуратуры, старшеклассники смогут лучше понять историческое предназначение этого органа, его место в системе других государственныхструктурРоссии, а также историческую необходимость выполнения возложенных на него функций.
Ссылки на источники1. Фролов В.В. История органов отечественной прокуратуры. Учебноепособие. Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG (Germany), 2012. 88 с.
Frolov Vasiliy Vladimirovich,a teacher of history at the MBOU «Seredkinskaya Secondary School», Pskov region. Elective course «History of the national prosecutor's office» in the school as part of profile training.Abstract. In the present article provides a brief description ofthe author's development of the elective course "History of the national prosecutor's office." This course will allow students to get 11 classes and acquire a certain minimum knowledge of the history and activities of one of the key structures of Russian law enforcement bodies the prosecutor's office.Key words: the history of prosecutor's offices, elective course, profile training, grade 11 students.
Элективный курс«История органов отечественной прокуратуры» в школе в рамках профильной подготовки
Аннотация.В представленной статье дается краткая характеристика авторской разработки элективного курса «История органов отечественной прокуратуры».Данный курс позволит учащимся 11 классов получить и усвоить определенныйминимум знанийпо историистановления и деятельностиодной из ключевых структур российских правоохранительных органов–прокуратуры.
Ключевые слова:история органов прокуратуры, элективный курс, профильная подготовка, 11 класс.
В настоящее время в рамках школьного курса практически не уделяется никакого внимания изучению истории правоохранительных органов нашей страны. Поэтому совсем неудивительно, что после окончания школы, большинство детей не знает следующих элементарных вещей: чем отличаются профессиональные функции сотрудника полиции от работника прокуратуры; какова сфера деятельности прокурорского работника, каково предназначение органов государственной безопасности (ФСБ) и т.п. Именно по этой причине нами и был разработан элективный курс «История органов отечественной прокуратуры», который позволит учащимся получить и усвоить определенныйминимум знанийпо истории прокуратуры –одной из ключевых структур российских правоохранительных органов.Данный курс предназначен для изучения в 11 классе в рамках профильной подготовкии рассчитан на 35 часов (1 ч. в неделю).В рамках курса рассматриваютсяосновные вехи истории российской прокуратуры: начиная с момента ее основания Петром I (1722 г.) и заканчивая настоящим временем (2013г.).
Таблица № 1Тематическое планирование№Тема занятийФорма работыЧасы1.Введение. Что такое прокуратураЛекция12.История возникновения института прокуратурыЛекция23.Возникновение прокуратуры в РоссииСообщения учащихсяДискуссия24.Отечественная прокуратура после смерти Петра I (до «великих реформ» Александра II)ЛекцияДискуссия25.Органы прокуратуры и судебная реформа 1864 г.Лекция26.Работаем с документами. «Учреждения судебных установлений»Практикум17.Органы прокуратуры в кон. XIX –нач. XX вв. (дооктябрьский период)ЛекцияВыполнение проблемных 2заданий8.Создание института советской прокуратуры (послеоктябрьский период)ЛекцияСообщения учащихся29.Придание органам советской прокуратуры самостоятельного статусаЛекция210.Работаем с источниками. Конституция СССР 1936 г.Практикум111.Органы прокуратуры в годы Великой Отечественной войныЛекцияДискуссия212.Послевоенное развитие органов прокуратуры СССР (до 1992 г.)ЛекцияСообщения учащихсяДискуссия313.Работаем с источниками. Положение опрокурорском надзоре 1955 г.Практикум114.Развитие прокуратуры Российской ФедерацииЛекцияДебаты215.Работаем с источниками. Федеральный закон «О прокуратуре РФ» 1992 г.Практикум116.Система современной российской прокуратурыЛекцияДискуссия217.Взаимодействие органов прокуратуры РФ с другими правоохранительными структурами государстваЛекцияСообщения учащихся218.Органы прокуратуры Псковской области в послевоенный периодЛекцияВыполнение проблемных заданий219.Органы прокуратуры Псковской области в 1990е –2000е гг.ЛекцияСообщения учащихся220.Подведение итоговЗачет1
Нельзя не отметить тот факт, что в рамках данного курса несколько часов (4 ч.) отведено для изучения истории органов прокуратуры на региональном уровне(региональный компонент).Цель курса –содействие становлению человека как духовнонравственной, свободной, саморазвивающейся, социально активной личности; как гражданина и патриота своего государства. В связи с этим, в рамках обозначенной цели предполагается решить следующие задачи:1) помочь учащимися получить необходимые знанияпо истории органов российской прокуратуры;2) способствовать формированию гуманизма, патриотизма, гражданской ответственности, уважительного отношения к историческому прошлому своего государства; 3) повысить мотивацию учебной деятельности за счет нетрадиционных форм подачи материала, элементов игровой деятельности;4) научить рассматривать события и явления с точки зрения их исторической природы и принадлежности к конкретной исторической эпохе;5) помочь находить, систематизировать и анализировать историческую информацию;6) научить выявлять историческую и методологическую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и настоящего;7) способствовать формированию аргументированного представления собственного отношения к дискуссионным проблемам истории.Преподавание элективного курса «История органов отечественной прокуратуры» определяется его целями и задачами. Обсуждение проблемных и дискуссионных вопросов невозможно безприобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения учащихся к творческой деятельности. В связи с этим, в рамках разработанного нами курса будут применяться следующие основные методы работы:•лекция,•анализ исторических источников,•дискуссия (дебаты),•подготовка и обсуждение сообщений учащихся,•эвристическая беседа,•«мозговой штурм» и др.Основным результатом образовательного процесса будет являться: 1) расширение знаний учащихся по истории органов отечественной прокуратуры, 2) умение применять полученные ЗУНы в практической деятельности, 3) овладение начальными навыками самостоятельного научного исследования.Следует также отметить, что при изучении элективного курса, посвященного истории отечественной прокуратуры, значительную помощь учащимся в подготовке к занятиям может оказать учебное пособие «История органов отечественной прокуратуры», которое предназначено, в том числе, и для учащихся 11 классов, заинтересованных в изучении истории российских правоохранительных органов [1].
В заключении хочется выразить надежду на то, что изучая историюотечественной прокуратуры, старшеклассники смогут лучше понять историческое предназначение этого органа, его место в системе других государственныхструктурРоссии, а также историческую необходимость выполнения возложенных на него функций.
Ссылки на источники1. Фролов В.В. История органов отечественной прокуратуры. Учебноепособие. Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG (Germany), 2012. 88 с.
Frolov Vasiliy Vladimirovich,a teacher of history at the MBOU «Seredkinskaya Secondary School», Pskov region. Elective course «History of the national prosecutor's office» in the school as part of profile training.Abstract. In the present article provides a brief description ofthe author's development of the elective course "History of the national prosecutor's office." This course will allow students to get 11 classes and acquire a certain minimum knowledge of the history and activities of one of the key structures of Russian law enforcement bodies the prosecutor's office.Key words: the history of prosecutor's offices, elective course, profile training, grade 11 students.