Инновационный проект «Неделя труда как фактор комплексной системы коррекционно-развивающего обучения в системе специального (коррекционного) образования в ГКОУ РО школе-интернате VIII вида п.Матвеева Кургана»

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Филимонова И. А. Инновационный проект «Неделя труда как фактор комплексной системы коррекционно-развивающего обучения в системе специального (коррекционного) образования в ГКОУ РО школе-интернате VIII вида п.Матвеева Кургана» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 5. – С. 461–465. – URL: http://e-koncept.ru/2013/54093.htm.
Аннотация. В статье приводятся данные инновационного проекта «Неделя труда как фактор комплексной системы коррекционно-развивающего обучения в системе специального (коррекционного) образования в ГКОУ РО школе-интернате VIII вида п.Матвеева Кургана».
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Филимонова Ирина Анатольевна

Заместитель директора по учебной работе

Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школаинтернат.

revjakina.ekaterina@rambler.ru

Инновационный проект «Неделя труда как фактор комплексной системы коррекционноразвивающего обучения в системе специального (коррекционного) образования в ГКОУ РО школеинтернате VIIIвида п.Матвеева Кургана».

В статье приводятся данные инновационного проекта «Неделя труда как фактор комплексной системы коррекционноразвивающего обучения в системе специального (коррекционного) образования в ГКОУ РО школеинтернате VIIIвида п.Матвеева Кургана».

Основной целью ГКОУ РО школыинтерната VIIIвида п.Матвеева Кургана является поиск эффективных путей социальной адаптации обучающихся, воспитанников через трудовое обучение, включение детей с нарушениями интеллекта в социальную среду, приобщение к общественной жизни на уровне их психофизических возможностей. Особенно сложно решить эту задачу, когда речь идет о детях с ограниченными возможностями здоровьяШколаинтернат решает следующие задачи:создание для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья адекватной среды жизнедеятельности;осуществление комплексной коррекции имеющихся у них отклонений;обеспечение условий для личностного, физического, психического и умственного развития;формирование готовности к самостоятельной независимой жизни;воспитание толерантности.Любой ребенок в своем развитии направлен на освоение социального опыта, и школаинтернат призвана в этом ему содействовать. В своей работе мы используем, как правило, методы психологопедагогической коррекции, то есть те приемы и способы воздействия на ученика, которые обеспечивали развитие высших психических функций.Насколько сложно в наше время воспитать достойного члена общества, «безопасную личность», готовую продолжить свое образование, трудовую деятельность и активно включиться в общественную жизнь общества по правилам этого общества, хорошо известно каждому педагогу. В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и всегда помним о сложностях социализации, связанные с физическими и психическими недостатками ребенка. Учет этих особенностей необходим при организации комплексной системы коррекционноразвивающего обучения в системе специального (коррекционного) образования. В школеинтернате есть возможность выстроить единое образовательное пространство, обеспечивающее неразрывную связь между процессами обучения, воспитания, коррекции и развития т.к. дети находятся в учреждении круглосуточно. Важной составляющей единого образовательного пространства является дополнительное образование. В современной педагогике кружковая работа осознается как многомерное пространство, способствующее социальному становлению и развитию личности, обладающее значительным социальным, педагогическим, культурным, воспитательным и коррекционным потенциалом. Кружковая работа в школеинтернате –это прежде всего иной способ растущего человека с миром взрослых –безоценочный, обеспечивающий достижение ребенком успеха в соответствии с его способностями независимо от уровня успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. Для обучающихся, воспитанников испытывающих большие проблемы в освоении программного материала, очень важно почувствовать себя успешными. Трудовое обучении и кружковая работа призвана увеличить пространство, в котором дети могут развивать творческую и познавательную активность, реализовывать лучшие личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основными программами. В трудовом обучении и дополнительном образовании специально школы ребенок может не бояться неудач. Это создает позитивный психологический фон для достижения успеха, формирования мотивации произвольной деятельности, что, в свою очередь благоприятно сказывается и на учебной деятельности ребенка. Трудовое направление деятельности и дополнительное образование в специальной (коррекционной) школе имеет свою специфику. В ее основу прежде всего, положен принцип природосообразности. Это личностноориентированное образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие ребенка, исходя из выявления его индивидуальных природных способностей и определения условий их развития.Сложность решения этой задачи главным образом обусловлена недостатками психического развития, которые присущи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ VIIIвида). Трудовое обучение является неотъемлемой частью системы работы коррекционной школы. Соединение обучения с трудом содействует повышению интереса воспитанников к учебному материалу, побуждает его к лучшему усвоению и к активной, самостоятельной деятельности. Для детей с ОВЗ характерны плохая моторика, неловкость, неуклюжесть движений. Плохой почерк и невнятная речь еще более затрудняют выбор какой либо профессии. Уроки трудового обучения и профессиональнотрудового обучения создают наиболее благоприятные условия для устранения (коррекции) недостатков, имеющихся у детей с ограниченными возможностями здоровья в трудовой, а также познавательной деятельности. «Ручной труд, имея важное педагогическое и профессиональное значение, должен занять первенствующее значение среди остальных предметов, он является базисом всех наших воспитательных и образовательных воздействий на дефективного ребенка» писал В.П.Кащенко. На развитие трудовых возможностей влияет вся система учебновоспитательной работы, однако непосредственное научение трудовой деятельности осуществляется на занятиях труда в учебных мастерских, в процессе кружковой работы и во время производственной практике. В целях успешной социализации воспитанников планируется проведение мероприятий в рамках недели труда. Разнообразие видов труда обеспечивает разностороннюю и активную работу всех анализаторов.Задачами трудового обучения и воспитания являются следующие:обеспечение максимально возможной самостоятельности в бытовом и санитарногигиеническом самообслуживании;вырабатывание положительного отношения к разнообразным видам труда, готовности к помощи в хозяйственнобытовом труде;вырабатывание навыков выполнения ряда операций в том или ином доступном виде труда;формирование привычки и положительной установки к определенному виду труда в течение 34 часов в день в мастерской или в сельском хозяйстве;в зависимости от индивидуальных возможностей каждого воспитанника, помочь научиться переключению с одного вида деятельности на другой.Педагогический проект направлен на подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития. Кроме того данный проект должен способствовать усвоению моральноэтических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса воспитанников. Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение усидчивость.В план проекта были включены многочисленные экскурсии. Они проводятся на промышленные, сельскохозяйственные объекты, в магазины, на предприятия службы быта, в отделения связи, в различные учрежденияВ проект включены встречи с мастерами, народными умельцами, и просто увлекающимися каким либо творчеством людьми. Встречи с показом своих работ организованны под девизом: «Все начинается с любви –и озаренье, и работа». В план включены темы бесед с показом: «Золотые руки России»;«Творчество народов России»;«Глиняные игрушки»;«Богородская игрушка»;«Кружевоплетение»;«Вязание»;«Резьба по дереву»;«Гжель»;«Хохломская роспись»;«Тульские мастера»;«Вышивка» (крестом, бисером, пайетками, гладью);«Филимоновские игрушки»;«Творчество народов севера»;«Русская матрешка»Запланировано мероприятие с районной детской библиотекой – познавательноигровая программа «Мир профессий».В рамках проекта проводятся общешкольные, классные и воспитательные мероприятия.Классные руководитель совместно с обучающимися, воспитанниками готовят мероприятия из цикла «История вещей»:«Полотенце»;«Пуговица»;«Ножницы»;«Шкап, шкаф, шифоньер»;«Юбка»;«Брюки».Методическими объединениями готовятся презентации на тему: «Семейные династии». Уже само слово «династия» представляется как нечто серьезное, значительное и чрезвычайно ответственное. В прошлых столетиях династию называли по имени родоначальника или ее выдающегося представителя. В переносном смысле это понятие означает ряд поколений, передающих из рода в род профессиональное мастерство и традиции. Многие думают, что сегодня не отыскать семей, бережно хранящих традиции, передающих из поколения в поколение опыт, знания и мастерство. В школеинтернате проводится работа по сохранению семейных ценностей и стараются, чтобы воспитанники проявляли искренний интерес к семейному делу, отдавали ему предпочтение перед любым другим, и стремились продолжать развивать его. На примерах некоторых семей детям представляют «семейные династии»: «Династия учителей», «Династия журналистов», «Династия почтальонов», «Династия пекарей», «Династия обувщиков».