Инновационный проект «Неделя труда как фактор комплексной системы коррекционно-развивающего обучения в системе специального (коррекционного) образования в ГКОУ РО школе-интернате VIII вида п.Матвеева Кургана»
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Филимонова
И.
А. Инновационный проект «Неделя труда как фактор комплексной системы коррекционно-развивающего обучения в системе специального (коррекционного) образования в ГКОУ РО школе-интернате VIII вида п.Матвеева Кургана» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 5. – С.
461–465. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/54093.htm.
Аннотация. В статье приводятся данные инновационного проекта «Неделя труда как фактор комплексной системы коррекционно-развивающего обучения в системе специального (коррекционного) образования в ГКОУ РО школе-интернате VIII вида п.Матвеева Кургана».
Текст статьи
Филимонова Ирина Анатольевна
Заместитель директора по учебной работе
Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школаинтернат.
revjakina.ekaterina@rambler.ru
Инновационный проект «Неделя труда как фактор комплексной системы коррекционноразвивающего обучения в системе специального (коррекционного) образования в ГКОУ РО школеинтернате VIIIвида п.Матвеева Кургана».
В статье приводятся данные инновационного проекта «Неделя труда как фактор комплексной системы коррекционноразвивающего обучения в системе специального (коррекционного) образования в ГКОУ РО школеинтернате VIIIвида п.Матвеева Кургана».
Основной целью ГКОУ РО школыинтерната VIIIвида п.Матвеева Кургана является поиск эффективных путей социальной адаптации обучающихся, воспитанников через трудовое обучение, включение детей с нарушениями интеллекта в социальную среду, приобщение к общественной жизни на уровне их психофизических возможностей. Особенно сложно решить эту задачу, когда речь идет о детях с ограниченными возможностями здоровьяШколаинтернат решает следующие задачи:создание для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья адекватной среды жизнедеятельности;осуществление комплексной коррекции имеющихся у них отклонений;обеспечение условий для личностного, физического, психического и умственного развития;формирование готовности к самостоятельной независимой жизни;воспитание толерантности.Любой ребенок в своем развитии направлен на освоение социального опыта, и школаинтернат призвана в этом ему содействовать. В своей работе мы используем, как правило, методы психологопедагогической коррекции, то есть те приемы и способы воздействия на ученика, которые обеспечивали развитие высших психических функций.Насколько сложно в наше время воспитать достойного члена общества, «безопасную личность», готовую продолжить свое образование, трудовую деятельность и активно включиться в общественную жизнь общества по правилам этого общества, хорошо известно каждому педагогу. В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и всегда помним о сложностях социализации, связанные с физическими и психическими недостатками ребенка. Учет этих особенностей необходим при организации комплексной системы коррекционноразвивающего обучения в системе специального (коррекционного) образования. В школеинтернате есть возможность выстроить единое образовательное пространство, обеспечивающее неразрывную связь между процессами обучения, воспитания, коррекции и развития т.к. дети находятся в учреждении круглосуточно. Важной составляющей единого образовательного пространства является дополнительное образование. В современной педагогике кружковая работа осознается как многомерное пространство, способствующее социальному становлению и развитию личности, обладающее значительным социальным, педагогическим, культурным, воспитательным и коррекционным потенциалом. Кружковая работа в школеинтернате –это прежде всего иной способ растущего человека с миром взрослых –безоценочный, обеспечивающий достижение ребенком успеха в соответствии с его способностями независимо от уровня успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. Для обучающихся, воспитанников испытывающих большие проблемы в освоении программного материала, очень важно почувствовать себя успешными. Трудовое обучении и кружковая работа призвана увеличить пространство, в котором дети могут развивать творческую и познавательную активность, реализовывать лучшие личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основными программами. В трудовом обучении и дополнительном образовании специально школы ребенок может не бояться неудач. Это создает позитивный психологический фон для достижения успеха, формирования мотивации произвольной деятельности, что, в свою очередь благоприятно сказывается и на учебной деятельности ребенка. Трудовое направление деятельности и дополнительное образование в специальной (коррекционной) школе имеет свою специфику. В ее основу прежде всего, положен принцип природосообразности. Это личностноориентированное образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие ребенка, исходя из выявления его индивидуальных природных способностей и определения условий их развития.Сложность решения этой задачи главным образом обусловлена недостатками психического развития, которые присущи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ VIIIвида). Трудовое обучение является неотъемлемой частью системы работы коррекционной школы. Соединение обучения с трудом содействует повышению интереса воспитанников к учебному материалу, побуждает его к лучшему усвоению и к активной, самостоятельной деятельности. Для детей с ОВЗ характерны плохая моторика, неловкость, неуклюжесть движений. Плохой почерк и невнятная речь еще более затрудняют выбор какой либо профессии. Уроки трудового обучения и профессиональнотрудового обучения создают наиболее благоприятные условия для устранения (коррекции) недостатков, имеющихся у детей с ограниченными возможностями здоровья в трудовой, а также познавательной деятельности. «Ручной труд, имея важное педагогическое и профессиональное значение, должен занять первенствующее значение среди остальных предметов, он является базисом всех наших воспитательных и образовательных воздействий на дефективного ребенка» писал В.П.Кащенко. На развитие трудовых возможностей влияет вся система учебновоспитательной работы, однако непосредственное научение трудовой деятельности осуществляется на занятиях труда в учебных мастерских, в процессе кружковой работы и во время производственной практике. В целях успешной социализации воспитанников планируется проведение мероприятий в рамках недели труда. Разнообразие видов труда обеспечивает разностороннюю и активную работу всех анализаторов.Задачами трудового обучения и воспитания являются следующие:обеспечение максимально возможной самостоятельности в бытовом и санитарногигиеническом самообслуживании;вырабатывание положительного отношения к разнообразным видам труда, готовности к помощи в хозяйственнобытовом труде;вырабатывание навыков выполнения ряда операций в том или ином доступном виде труда;формирование привычки и положительной установки к определенному виду труда в течение 34 часов в день в мастерской или в сельском хозяйстве;в зависимости от индивидуальных возможностей каждого воспитанника, помочь научиться переключению с одного вида деятельности на другой.Педагогический проект направлен на подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития. Кроме того данный проект должен способствовать усвоению моральноэтических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса воспитанников. Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение усидчивость.В план проекта были включены многочисленные экскурсии. Они проводятся на промышленные, сельскохозяйственные объекты, в магазины, на предприятия службы быта, в отделения связи, в различные учрежденияВ проект включены встречи с мастерами, народными умельцами, и просто увлекающимися каким либо творчеством людьми. Встречи с показом своих работ организованны под девизом: «Все начинается с любви –и озаренье, и работа». В план включены темы бесед с показом: «Золотые руки России»;«Творчество народов России»;«Глиняные игрушки»;«Богородская игрушка»;«Кружевоплетение»;«Вязание»;«Резьба по дереву»;«Гжель»;«Хохломская роспись»;«Тульские мастера»;«Вышивка» (крестом, бисером, пайетками, гладью);«Филимоновские игрушки»;«Творчество народов севера»;«Русская матрешка»Запланировано мероприятие с районной детской библиотекой – познавательноигровая программа «Мир профессий».В рамках проекта проводятся общешкольные, классные и воспитательные мероприятия.Классные руководитель совместно с обучающимися, воспитанниками готовят мероприятия из цикла «История вещей»:«Полотенце»;«Пуговица»;«Ножницы»;«Шкап, шкаф, шифоньер»;«Юбка»;«Брюки».Методическими объединениями готовятся презентации на тему: «Семейные династии». Уже само слово «династия» представляется как нечто серьезное, значительное и чрезвычайно ответственное. В прошлых столетиях династию называли по имени родоначальника или ее выдающегося представителя. В переносном смысле это понятие означает ряд поколений, передающих из рода в род профессиональное мастерство и традиции. Многие думают, что сегодня не отыскать семей, бережно хранящих традиции, передающих из поколения в поколение опыт, знания и мастерство. В школеинтернате проводится работа по сохранению семейных ценностей и стараются, чтобы воспитанники проявляли искренний интерес к семейному делу, отдавали ему предпочтение перед любым другим, и стремились продолжать развивать его. На примерах некоторых семей детям представляют «семейные династии»: «Династия учителей», «Династия журналистов», «Династия почтальонов», «Династия пекарей», «Династия обувщиков».
Заместитель директора по учебной работе
Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школаинтернат.
revjakina.ekaterina@rambler.ru
Инновационный проект «Неделя труда как фактор комплексной системы коррекционноразвивающего обучения в системе специального (коррекционного) образования в ГКОУ РО школеинтернате VIIIвида п.Матвеева Кургана».
В статье приводятся данные инновационного проекта «Неделя труда как фактор комплексной системы коррекционноразвивающего обучения в системе специального (коррекционного) образования в ГКОУ РО школеинтернате VIIIвида п.Матвеева Кургана».
Основной целью ГКОУ РО школыинтерната VIIIвида п.Матвеева Кургана является поиск эффективных путей социальной адаптации обучающихся, воспитанников через трудовое обучение, включение детей с нарушениями интеллекта в социальную среду, приобщение к общественной жизни на уровне их психофизических возможностей. Особенно сложно решить эту задачу, когда речь идет о детях с ограниченными возможностями здоровьяШколаинтернат решает следующие задачи:создание для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья адекватной среды жизнедеятельности;осуществление комплексной коррекции имеющихся у них отклонений;обеспечение условий для личностного, физического, психического и умственного развития;формирование готовности к самостоятельной независимой жизни;воспитание толерантности.Любой ребенок в своем развитии направлен на освоение социального опыта, и школаинтернат призвана в этом ему содействовать. В своей работе мы используем, как правило, методы психологопедагогической коррекции, то есть те приемы и способы воздействия на ученика, которые обеспечивали развитие высших психических функций.Насколько сложно в наше время воспитать достойного члена общества, «безопасную личность», готовую продолжить свое образование, трудовую деятельность и активно включиться в общественную жизнь общества по правилам этого общества, хорошо известно каждому педагогу. В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и всегда помним о сложностях социализации, связанные с физическими и психическими недостатками ребенка. Учет этих особенностей необходим при организации комплексной системы коррекционноразвивающего обучения в системе специального (коррекционного) образования. В школеинтернате есть возможность выстроить единое образовательное пространство, обеспечивающее неразрывную связь между процессами обучения, воспитания, коррекции и развития т.к. дети находятся в учреждении круглосуточно. Важной составляющей единого образовательного пространства является дополнительное образование. В современной педагогике кружковая работа осознается как многомерное пространство, способствующее социальному становлению и развитию личности, обладающее значительным социальным, педагогическим, культурным, воспитательным и коррекционным потенциалом. Кружковая работа в школеинтернате –это прежде всего иной способ растущего человека с миром взрослых –безоценочный, обеспечивающий достижение ребенком успеха в соответствии с его способностями независимо от уровня успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. Для обучающихся, воспитанников испытывающих большие проблемы в освоении программного материала, очень важно почувствовать себя успешными. Трудовое обучении и кружковая работа призвана увеличить пространство, в котором дети могут развивать творческую и познавательную активность, реализовывать лучшие личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основными программами. В трудовом обучении и дополнительном образовании специально школы ребенок может не бояться неудач. Это создает позитивный психологический фон для достижения успеха, формирования мотивации произвольной деятельности, что, в свою очередь благоприятно сказывается и на учебной деятельности ребенка. Трудовое направление деятельности и дополнительное образование в специальной (коррекционной) школе имеет свою специфику. В ее основу прежде всего, положен принцип природосообразности. Это личностноориентированное образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие ребенка, исходя из выявления его индивидуальных природных способностей и определения условий их развития.Сложность решения этой задачи главным образом обусловлена недостатками психического развития, которые присущи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ VIIIвида). Трудовое обучение является неотъемлемой частью системы работы коррекционной школы. Соединение обучения с трудом содействует повышению интереса воспитанников к учебному материалу, побуждает его к лучшему усвоению и к активной, самостоятельной деятельности. Для детей с ОВЗ характерны плохая моторика, неловкость, неуклюжесть движений. Плохой почерк и невнятная речь еще более затрудняют выбор какой либо профессии. Уроки трудового обучения и профессиональнотрудового обучения создают наиболее благоприятные условия для устранения (коррекции) недостатков, имеющихся у детей с ограниченными возможностями здоровья в трудовой, а также познавательной деятельности. «Ручной труд, имея важное педагогическое и профессиональное значение, должен занять первенствующее значение среди остальных предметов, он является базисом всех наших воспитательных и образовательных воздействий на дефективного ребенка» писал В.П.Кащенко. На развитие трудовых возможностей влияет вся система учебновоспитательной работы, однако непосредственное научение трудовой деятельности осуществляется на занятиях труда в учебных мастерских, в процессе кружковой работы и во время производственной практике. В целях успешной социализации воспитанников планируется проведение мероприятий в рамках недели труда. Разнообразие видов труда обеспечивает разностороннюю и активную работу всех анализаторов.Задачами трудового обучения и воспитания являются следующие:обеспечение максимально возможной самостоятельности в бытовом и санитарногигиеническом самообслуживании;вырабатывание положительного отношения к разнообразным видам труда, готовности к помощи в хозяйственнобытовом труде;вырабатывание навыков выполнения ряда операций в том или ином доступном виде труда;формирование привычки и положительной установки к определенному виду труда в течение 34 часов в день в мастерской или в сельском хозяйстве;в зависимости от индивидуальных возможностей каждого воспитанника, помочь научиться переключению с одного вида деятельности на другой.Педагогический проект направлен на подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития. Кроме того данный проект должен способствовать усвоению моральноэтических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса воспитанников. Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение усидчивость.В план проекта были включены многочисленные экскурсии. Они проводятся на промышленные, сельскохозяйственные объекты, в магазины, на предприятия службы быта, в отделения связи, в различные учрежденияВ проект включены встречи с мастерами, народными умельцами, и просто увлекающимися каким либо творчеством людьми. Встречи с показом своих работ организованны под девизом: «Все начинается с любви –и озаренье, и работа». В план включены темы бесед с показом: «Золотые руки России»;«Творчество народов России»;«Глиняные игрушки»;«Богородская игрушка»;«Кружевоплетение»;«Вязание»;«Резьба по дереву»;«Гжель»;«Хохломская роспись»;«Тульские мастера»;«Вышивка» (крестом, бисером, пайетками, гладью);«Филимоновские игрушки»;«Творчество народов севера»;«Русская матрешка»Запланировано мероприятие с районной детской библиотекой – познавательноигровая программа «Мир профессий».В рамках проекта проводятся общешкольные, классные и воспитательные мероприятия.Классные руководитель совместно с обучающимися, воспитанниками готовят мероприятия из цикла «История вещей»:«Полотенце»;«Пуговица»;«Ножницы»;«Шкап, шкаф, шифоньер»;«Юбка»;«Брюки».Методическими объединениями готовятся презентации на тему: «Семейные династии». Уже само слово «династия» представляется как нечто серьезное, значительное и чрезвычайно ответственное. В прошлых столетиях династию называли по имени родоначальника или ее выдающегося представителя. В переносном смысле это понятие означает ряд поколений, передающих из рода в род профессиональное мастерство и традиции. Многие думают, что сегодня не отыскать семей, бережно хранящих традиции, передающих из поколения в поколение опыт, знания и мастерство. В школеинтернате проводится работа по сохранению семейных ценностей и стараются, чтобы воспитанники проявляли искренний интерес к семейному делу, отдавали ему предпочтение перед любым другим, и стремились продолжать развивать его. На примерах некоторых семей детям представляют «семейные династии»: «Династия учителей», «Династия журналистов», «Династия почтальонов», «Династия пекарей», «Династия обувщиков».