Развитие малого предпринимательства в России (национальный и региональный аспекты)
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Лескина
О.
Н.,
Мурысин
М.
В. Развитие малого предпринимательства в России (национальный и региональный аспекты) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – № 1 (январь). – С.
31–35. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/14007.htm.
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме развития малого бизнеса в России. В работе оценивается динамика численности малых предприятий в России и в Пензенской области, рассматриваются пути эффективной государственной поддержки развития малого бизнеса.
Текст статьи
Лескина Ольга Николаевна,кандидат экономических наук, доцент кафедры экономика и финансыФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Пензенский филиал), г. Пензаolleskina@rambler.ru
Мурысин Михаил Викторович,студент 2 курса ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Пензенский филиал), г. Пензаmyrisinmv@yandex.ru
Развитие малого предпринимательства в России (национальный и региональный аспекты)
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме развития малого бизнеса в России. В работе оценивается динамика численности малых предприятий в России и в Пензенской области, рассматриваются пути эффективной государственной поддержки развития малогобизнеса.
Ключевые слова: малое предпринимательство, государственная поддержка субъектов малого бизнеса.Раздел: (04) экономика.
Значение малого предпринимательства для жизни общества трудно переоценить. Малый бизнес выполняет важнейшие экономические и социальные функции, такие как противодействие монополизму и поддержание нормальной конкурентной среды, создание новых рабочих мест, содействие инновациям, способность удовлетворять разнообразныепотребности субъектов на рынке, повышение совокупного дохода широких слоев населения и соответственно расширение потребительского спроса, повышение профессиональной активности, взращивание предпринимательских навыков и традиций как существенного институтагражданского общества, формирование среднего класса как основы социальноэкономической и политической стабильности нации [1].Малые предприятия обладают способностью быстрой адаптации к постоянно изменяющейся экономической конъюнктуре. Развитие сферы малого бизнеса помогает обеспечить занятость значительной доли трудоспособного населения, расширяя сферу приложения труда, стимулируя инициативу и способствуя более полной реализации творческого потенциала работников.Среднему классу принадлежит особаяроль в процессе воспроизводства товаров и услуг. Во всем мире средний класс выступает в ролифактора, обуславливающего устойчивое экономическое развитие потому, что значительная часть потребностей общества может быть удовлетворена только предприятиями малого и среднего бизнеса, трудятся на которых и являются их собственниками представители среднего класса. Средний класс производит и, в свою очередь, предъявляет спрос на современную бытовую технику, мебель, одежду, продукты питания, периодические издания, услуги и т.д., стимулируя воспроизводственный процесс. Например, в США пищевая промышленность практически полностью (97%)представлена мелкими фирмами. Малый бизнес в США –это 64%объема реализации товаров и услуг в оптовой торговле и 73%–в розничной. В Германии действуют около 2 млн. фирм малого и среднего бизнеса. Они дают 2/3 стоимости всей продукции. Во Франции мелкое и среднее предпринимательство охватывает 66,8%общей численности трудоспособного населения и 99% от общего числа всех предприятий. В Японии малое предпринимательство также получило значительное развитие. Только в обрабатывающей промышленности этой страны функционирует более 6,5 млн. мелких фирм (99%). Аналогичная ситуация складывается и в других промышленно развитых странах [2, с. 74].К сожалению, в России немало препятствий ограничивают реализацию больших потенциальных возможностей малого бизнеса: несовершенство законодательной базы, налоговый пресс, административные барьеры, коррупция и др. В целом отметим, что на развитие малого бизнеса оказывают влияние огромное количество социальноэкономических и политических факторов. Оптимизация нормативноправовой базы, регламентирующей деятельность, развитие, государственную поддержку малого предпринимательства в современных социальноэкономических условиях является наиболее актуальной задачей, от решения которой будут зависеть дальнейшие пути развития предпринимательства в России. В настоящее время реализуются различные программы, направленные на развитие малого предпринимательства, проводятся экономические реформы.С 1 января 2008 г. вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Одним из ключевых нововведений, установленных в Федеральном законе, является принципиально новый подход к критериям выделения субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, с 1 января 2008 г. критериями отнесения предприятий к соответствующей категории являются средняя численность работников, независимо от вида деятельности, и предельные значения выручки от реализации или балансовой стоимости активов.Согласно нормам Федерального закона к субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:для юридических лиц –суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек включительно; среди малых предприятий выделяются также микропредприятия –до 15 человек;выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации.Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 556 «Определьных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» указанные предельные значения определены следующим образом:для микропредприятий –60 млн. рублей;для малых предприятий –400 млн. рублей.С 1 января 2010 г. также вступили в силу нормы Федерального закона, определяющие, что предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством Российской Федерации один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства. В соответствии с Правилами проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 79), статистические данные в сфере малого предпринимательства формируются без учета микропредприятий. Статистические наблюдения за деятельностью микропредприятий проводятся один раз в год. Динамика основных показателей деятельности малых предприятий в целом по Российской Федерации в 20082012 гг. приведена на рисунке 1.На 1 января 2013 г. количество зарегистрированных малых предприятий в целом по России увеличилось по сравнению с 1 января 2012 г. на 8,7%, среднесписочная численность занятых на малых предприятиях выросла на 0,6%, а удельный вес работников малых предприятий в общей среднесписочной численности занятых достиг уровня 22,6%. Объем оборота малых предприятий вырос на 3,8% (с поправкой на ИПЦ оборот, напротив, уменьшился на 2,4%), рост инвестиций в основной капитал на малых предприятиях составил 20,9% (с поправкой на ИПЦ инвестиции в основной капитал выросли на 13,7%) [3].
Рис. 1.Количество малых предприятий в РФ, тыс. ед.
Таким образом, в настоящий момент количество малых предприятий в России в целом не достигло предкризисного уровня 2008 г., но в сфере распространения микропредприятий наблюдается рост, что очевидно связано с меньшими затратами на открытие и ведение данного вида бизнеса. Увеличение отдельных показателей функционирования микропредприятий и малого бизнеса свидетельствует о происходящих в экономике положительных тенденциях. Однако эти тенденции нуждаются в дальнейшем совершенствовании, особенно если сравнивать их с показателями развитых стран. Так, например, в экономически развитых странах в сфере функционирования микропредприятий и малого предпринимательства занято порядка 40–50% экономически активного населения, а в России, как было отмечено выше, только 22,6%.Отраслевая структура малых компаний в России характеризуется преобладанием малых предприятий и микропредприятий в сфере торговли, далее следуют сфера услуг, строительство и обрабатывающие производства (табл.1). Таблица 1 Отраслевое распределение малых компаний в России в 2009 г., %
МикропредприятияМалые предприятияОптовая и розничная торговля42,7%30,7%Предоставление услуг18,8%17,0%Строительство11,7%14,3%Обрабатывающее производство9,4%16,0%
По данным Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области в регионе наблюдается рост численности малых предприятий. Количество зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства в регионе по состоянию на 01.04.2013 г. достигло 51,8 тыс. единиц (по данным на 2009 г. их число составляло 21,14 тыс. единиц), в том числе:малых (включая микро) предприятий –17,8 тыс. единиц;индивидуальных предпринимателей –33,9 тыс. единиц (в т.ч. глав крестьянских (фермерских) хозяйств –1,8 тыс. единиц);средних предприятий –116 единиц.За январь–июнь 2013 г. вновь создано 3369 единиц субъектов малого предпринимательства, из них: малых предприятий –1085 единиц (32,2%), в т.ч. сельскохозяйственных кооперативов –7 ед.; индивидуальных предпринимателей –2090 единиц (62,0%), КФХ –194 единицы (5,8%).По результатам обследования Пензастатом малых предприятий выявлено, что 25% осуществляли свою деятельность в оптовой и розничной торговле; 20,8% –в обрабатывающих производствах; 17,3% –в сфере осуществления операций с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг; 14,2% –в строительстве; 8,2% –в организациях сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства и 14,5% –в малых предприятиях, занятых прочими видами экономической деятельности (транспортом и связью, гостиницами и ресторанами, предоставлением прочих коммунальных, социальных и персональных услуг)[4].В Пензенской области в целом проводится активная работа по стимулированию создания субъектов малого бизнеса. Министерством инвестиционного развития и предпринимательства Пензенской области в постоянном режиме осуществляется работа по совершенствованию регионального законодательства, способствующего развитию малого бизнеса и снижению налогового бремени предпринимателей, а также по формированию новых видов финансовокредитной поддержки субъектов предпринимательства.В Iполугодии 2013 г. усилия властей были направлены на оказание финансовой поддержки субъектам малого бизнеса в регионе за счет средств федерального бюджета. По итогам рассмотрения направленных в Министерство экономического развития Российской Федерации заявок на предоставление федеральных средств для реализации мероприятий по государственной поддержке субъектов малого бизнеса Пензенская область признана победителем конкурсного отбора. В регион для реализации мероприятий государственной поддержки малого и среднего бизнеса, реализуемых в рамках долгосрочной целевой программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Пензенской области на 2009–2014 годы» привлечено 121,4903 млн. рублей средств федерального бюджета, а именно:субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития и (или) модернизации производства товаров –40,0 млн. рублей;субсидирование уплаты субъектом малого и среднего предпринимательства первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования –60,4903 млн. рублей;создание и увеличение капитализации гарантийных фондов (гарантийный фонд ОАО «Поручитель») –15,0 млн. рублей;создание и обеспечение деятельности информационноаналитического центра (Евро Инфо Корреспондентский центр) –4,0 млн. рублей;создание и обеспечение деятельности Центра поддержки предпринимательства –2,0 млн. рублей [5].Для осуществления комплексной помощи предпринимателям во многих регионах России, в том числе и в Пензенской области, созданы ассоциации помощи малому бизнесу, представители которых могут оказать необходимые консультации по регистрации предприятий, получении займов для развития бизнеса. Ассоциации поддержки малого бизнеса проводят специальные мероприятия, где предприниматели могут познакомиться с потенциальными инвесторами, обменятся друг с другом собственными идеями или опытом. В Пензенской области на сегодняшний день имеют широкое распространение бизнесинкубаторы. Они помогают начинающим бизнесменам в значительной степени сократить расходы, предоставляя им в аренду не только помещения, но также и мебель, средства связи, оргтехнику. Кроме того, предпринимателям оказываются бухгалтерские, юридические, консалтинговые, образовательные и информационные услуги. Нахождение предпринимателя в инкубаторе на льготных условиях аренды рассчитано на три года. В настоящее время в области действуют 11 региональных и 25 муниципальных бизнесинкубаторов [6].Для повышения эффективности системы государственной поддержки малого предпринимательства в России в целом и в ее отдельных регионах необходимо проведение следующих мероприятий: разработка и реализация программ финансового, технологического, информационного, консультационного, внешнеэкономического, кадрового содействия;строгое распределение функций поддержки между различными уровнямии органами государственной власти при сохранении за центральными органами общих координационных функций;рациональное сочетание прямых и косвенных мер государственной поддержки;привлечение инвестиций и реализация программ финансовой поддержки бюджетов различных уровней, использование стимулирующих налоговых инструментов, специализированных финансовых, кредитных, страховых и инвестиционных институтов, применение разнообразных методов финансирования, поощрения частных кредитов и инвестиций путем государственных гарантий, страхования, компенсаций долевого участия;существованиеправительственных и общественных учреждений, обеспечивающих координацию программ и выполнения всего комплекса задач в области поддержки малого предпринимательства;поощрение совместной деятельности, взаимопомощи и кооперирования внутри сектора малого предпринимательства, приводящее к повышению его эффективности, конкурентоспособности и устойчивости;развитие государственной поддержки процессов финансового оздоровления несостоятельных предприятий и предприятий, находящихся на грани банкротства [7, 8].Исследование зарубежного опыта поддержки малых предприятий позволяет выделить приоритетные направления стимулирования его развития, наиболее актуальные для России.1.Снижение налоговой нагрузки на существующие и на вновь открывающиеся малые предприятия. По данным Росстата, одним из основных факторов, ограничивающих деловую активность бизнеса, является высокий уровень налогов. В этом направлении целесообразно также выделение грантов и субсидий для отдельных категорий предприятий, обремененных выплатами налогов. Это будет способствовать решению и проблемы наличия в стране неформального «теневого» бизнеса. Наиболее распространено неформальное предпринимательство в розничной торговле и бытовых услугах населению, численность занятых на таких предприятиях, в среднем, не превышает 10 человек. То есть это потенциальные субъекты малого предпринимательства, которые могли бы зарегистрироваться и платить налоги в местный бюджет.2.Разработка эффективного законодательства, защищающего интересы малого и среднего бизнесанеобходима для того, чтобы снизить риски возникновения административных барьеров, недобросовестной конкуренции, повысить защищенность прав собственности и контрактных прав, сформировать законодательные условия деятельности бизнеса и их безусловное исполнение. Хорошим примером для России является Европа, где за 24 часа, например,в Испании, можно зарегистрировать свой бизнес, а затем заниматься любой деятельностью, не нуждающейся в лицензии.3.Разработка мер законодательного порядка, стимулирующих кредитование и инвестирование в сфере малого бизнеса, введение системы субсидий, направленных на компенсацию расходов при открытии своего дела или расширения бизнеса [9].Данные меры являются необходимыми, так как основными проблемами, с которыми приходится сталкиваться предпринимателям, являются высокая стоимость заемных финансовых ресурсов и затрудненный доступ к ним.4.Предоставление малым предприятиям государственных заказов путем разработки жестких требований к доле заказов, приходящихся на малые предприятия, в общей долегосзаказов. Наиболее приемлемой здесь, на наш взгляд, является практика США и Германии.5.Предоставление информационной помощи субъектам малого предпринимательства со стороны органов федеральной власти, а не субъектов федерации, что является более эффективным и целесообразным. 6.Формирование системы подготовки высококвалифицированных кадров для ведения предпринимательской деятельности в разных отраслях народного хозяйства страны. Постоянное изучение и адаптация на территории России опыта поддержки малого бизнеса в зарубежных странах. Одним из способов осуществления этого направления является организация для всех уровней власти круглых столов, семинаров и конференций по передаче опыта развития и поддержки малого бизнеса в других странах. Возможным решением может быть и отправка на обучение специалистов за границу за счет средств федерального или региональных бюджетов.В «Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года» отмечены приоритетные задачи развития экономики страны, в частности повышение национальной конкурентоспособности и производительности труда, создание условий для эффективного развития внутренних и внешних рынков. В рамках этого направления предполагается достижение определенных целей в области регистрации малых предприятий: снижение количества этапов регистрации предприятий с 9 до 3, сокращение времени на прохождение всех этапов с 30до 3дней, снижение затрат на регистрацию предприятий с6,1до 3тыс. рублей. Кроме того, планируется расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием, доступа субъектов среднего предпринимательства к государственному заказу в рамках федеральной контрактной системы. Это позволит улучшить деловой климат, усилит стимулы к инновационной деятельности предприятий.На наш взгляд, проблема развития малого предпринимательства особенно актуальна для малых городов, так как именно туда крупный бизнес не идет, а малое предпринимательство является основным источником рабочих мест и доходов местного бюджета и населения. В случае улучшения ситуации с частным предпринимательством на местах возможно решение проблемы чрезмерной зависимости муниципальных органов от финансирования сверху.Таким образом, можно заключить, что развитие в России конкурентоспособных, экономически активных, инновационных и социально ответственных малых предприятий будет способствовать экономическому росту страны, формированию среднего класса общества и должно быть одной из главных целей экономической политики России.
Ссылки на источники1.Лескина О.Н. Социальноэкономические условия и государственная политика формирования среднего класса в России//В мире научных открытий. –2010. –№ 1 (07), Часть 2. –С. 51–58.2.Лескина О.Н. Средний класс как фактор устойчивости социальноэкономической системы: дис. … канд. эконом. наук. –Тамбов, 2005. –184 с.3.Федеральная служба государственной статистики.–URL: http://www.gks.ru.4.Пензастат. –URL:http:/www.pnz.gks.ru.5.Ресурсный центр малого предпринимательства. –URL: http://www.rcsme.ru.6.Министерство инвестиционного развития и предпринимательства Пензенской области. –URL: http:/www.mir.pnzreg.ru.7.Лескина О.Н., Томаева Е.В.Проблемы поддержки и развития малого бизнеса в России// Управление реформированием социальноэкономического развития предприятий, отраслей, регионов: сборник научных статей IVМеждународной научнопрактической конференции/ Под ред. В.В. Бондаренко, В.П. Линьковой. –Пенза: Пензенский филиал Финансового университета, ИП ТугушевС.Ю., 2013.8.Безбородова Т.И. Меры государственной поддержки процессов финансового оздоровления несостоятельных организаций// Юрист. –2012. –№17. –С. 36–40.9.Лескина О.Н. Двойнева Ю.М. Развитие кредитования малого и среднего бизнеса с учетом опыта развитых стран//Социальноэкономические аспекты современного развития России: сборник статей VIIIВсероссийской научнопрактической конференции. –Пенза: Приволжский дом знаний, 2011.
Olga Leskina,candidate of EconomicSciences,Associated Professorat the chair of economics and finances, Financial University under the Government of the Russian Federation, Penza branch, Penzaolleskina@rambler.ruMikhailMurysin,2year student, Financial University under the Government of the Russian Federation, Penza branch, Penzamyrisinmv@yandex.ruThe development of small business in Russia(national and regional aspects)Abstract. The articleis devoted to the actual problem of smallscale business developmentin Russia. The authors estimate thedynamics of small enterprises number in Russia and in the Penza region and view theways of effective state support of smallscale business development.Keywords: small business, the state support of smallscale business subjects.References: 1–9–RussianSources.
Рекомендовано к публикации:Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Мурысин Михаил Викторович,студент 2 курса ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Пензенский филиал), г. Пензаmyrisinmv@yandex.ru
Развитие малого предпринимательства в России (национальный и региональный аспекты)
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме развития малого бизнеса в России. В работе оценивается динамика численности малых предприятий в России и в Пензенской области, рассматриваются пути эффективной государственной поддержки развития малогобизнеса.
Ключевые слова: малое предпринимательство, государственная поддержка субъектов малого бизнеса.Раздел: (04) экономика.
Значение малого предпринимательства для жизни общества трудно переоценить. Малый бизнес выполняет важнейшие экономические и социальные функции, такие как противодействие монополизму и поддержание нормальной конкурентной среды, создание новых рабочих мест, содействие инновациям, способность удовлетворять разнообразныепотребности субъектов на рынке, повышение совокупного дохода широких слоев населения и соответственно расширение потребительского спроса, повышение профессиональной активности, взращивание предпринимательских навыков и традиций как существенного институтагражданского общества, формирование среднего класса как основы социальноэкономической и политической стабильности нации [1].Малые предприятия обладают способностью быстрой адаптации к постоянно изменяющейся экономической конъюнктуре. Развитие сферы малого бизнеса помогает обеспечить занятость значительной доли трудоспособного населения, расширяя сферу приложения труда, стимулируя инициативу и способствуя более полной реализации творческого потенциала работников.Среднему классу принадлежит особаяроль в процессе воспроизводства товаров и услуг. Во всем мире средний класс выступает в ролифактора, обуславливающего устойчивое экономическое развитие потому, что значительная часть потребностей общества может быть удовлетворена только предприятиями малого и среднего бизнеса, трудятся на которых и являются их собственниками представители среднего класса. Средний класс производит и, в свою очередь, предъявляет спрос на современную бытовую технику, мебель, одежду, продукты питания, периодические издания, услуги и т.д., стимулируя воспроизводственный процесс. Например, в США пищевая промышленность практически полностью (97%)представлена мелкими фирмами. Малый бизнес в США –это 64%объема реализации товаров и услуг в оптовой торговле и 73%–в розничной. В Германии действуют около 2 млн. фирм малого и среднего бизнеса. Они дают 2/3 стоимости всей продукции. Во Франции мелкое и среднее предпринимательство охватывает 66,8%общей численности трудоспособного населения и 99% от общего числа всех предприятий. В Японии малое предпринимательство также получило значительное развитие. Только в обрабатывающей промышленности этой страны функционирует более 6,5 млн. мелких фирм (99%). Аналогичная ситуация складывается и в других промышленно развитых странах [2, с. 74].К сожалению, в России немало препятствий ограничивают реализацию больших потенциальных возможностей малого бизнеса: несовершенство законодательной базы, налоговый пресс, административные барьеры, коррупция и др. В целом отметим, что на развитие малого бизнеса оказывают влияние огромное количество социальноэкономических и политических факторов. Оптимизация нормативноправовой базы, регламентирующей деятельность, развитие, государственную поддержку малого предпринимательства в современных социальноэкономических условиях является наиболее актуальной задачей, от решения которой будут зависеть дальнейшие пути развития предпринимательства в России. В настоящее время реализуются различные программы, направленные на развитие малого предпринимательства, проводятся экономические реформы.С 1 января 2008 г. вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Одним из ключевых нововведений, установленных в Федеральном законе, является принципиально новый подход к критериям выделения субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, с 1 января 2008 г. критериями отнесения предприятий к соответствующей категории являются средняя численность работников, независимо от вида деятельности, и предельные значения выручки от реализации или балансовой стоимости активов.Согласно нормам Федерального закона к субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:для юридических лиц –суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек включительно; среди малых предприятий выделяются также микропредприятия –до 15 человек;выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации.Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 556 «Определьных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» указанные предельные значения определены следующим образом:для микропредприятий –60 млн. рублей;для малых предприятий –400 млн. рублей.С 1 января 2010 г. также вступили в силу нормы Федерального закона, определяющие, что предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством Российской Федерации один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства. В соответствии с Правилами проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 79), статистические данные в сфере малого предпринимательства формируются без учета микропредприятий. Статистические наблюдения за деятельностью микропредприятий проводятся один раз в год. Динамика основных показателей деятельности малых предприятий в целом по Российской Федерации в 20082012 гг. приведена на рисунке 1.На 1 января 2013 г. количество зарегистрированных малых предприятий в целом по России увеличилось по сравнению с 1 января 2012 г. на 8,7%, среднесписочная численность занятых на малых предприятиях выросла на 0,6%, а удельный вес работников малых предприятий в общей среднесписочной численности занятых достиг уровня 22,6%. Объем оборота малых предприятий вырос на 3,8% (с поправкой на ИПЦ оборот, напротив, уменьшился на 2,4%), рост инвестиций в основной капитал на малых предприятиях составил 20,9% (с поправкой на ИПЦ инвестиции в основной капитал выросли на 13,7%) [3].
Рис. 1.Количество малых предприятий в РФ, тыс. ед.
Таким образом, в настоящий момент количество малых предприятий в России в целом не достигло предкризисного уровня 2008 г., но в сфере распространения микропредприятий наблюдается рост, что очевидно связано с меньшими затратами на открытие и ведение данного вида бизнеса. Увеличение отдельных показателей функционирования микропредприятий и малого бизнеса свидетельствует о происходящих в экономике положительных тенденциях. Однако эти тенденции нуждаются в дальнейшем совершенствовании, особенно если сравнивать их с показателями развитых стран. Так, например, в экономически развитых странах в сфере функционирования микропредприятий и малого предпринимательства занято порядка 40–50% экономически активного населения, а в России, как было отмечено выше, только 22,6%.Отраслевая структура малых компаний в России характеризуется преобладанием малых предприятий и микропредприятий в сфере торговли, далее следуют сфера услуг, строительство и обрабатывающие производства (табл.1). Таблица 1 Отраслевое распределение малых компаний в России в 2009 г., %
МикропредприятияМалые предприятияОптовая и розничная торговля42,7%30,7%Предоставление услуг18,8%17,0%Строительство11,7%14,3%Обрабатывающее производство9,4%16,0%
По данным Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области в регионе наблюдается рост численности малых предприятий. Количество зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства в регионе по состоянию на 01.04.2013 г. достигло 51,8 тыс. единиц (по данным на 2009 г. их число составляло 21,14 тыс. единиц), в том числе:малых (включая микро) предприятий –17,8 тыс. единиц;индивидуальных предпринимателей –33,9 тыс. единиц (в т.ч. глав крестьянских (фермерских) хозяйств –1,8 тыс. единиц);средних предприятий –116 единиц.За январь–июнь 2013 г. вновь создано 3369 единиц субъектов малого предпринимательства, из них: малых предприятий –1085 единиц (32,2%), в т.ч. сельскохозяйственных кооперативов –7 ед.; индивидуальных предпринимателей –2090 единиц (62,0%), КФХ –194 единицы (5,8%).По результатам обследования Пензастатом малых предприятий выявлено, что 25% осуществляли свою деятельность в оптовой и розничной торговле; 20,8% –в обрабатывающих производствах; 17,3% –в сфере осуществления операций с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг; 14,2% –в строительстве; 8,2% –в организациях сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства и 14,5% –в малых предприятиях, занятых прочими видами экономической деятельности (транспортом и связью, гостиницами и ресторанами, предоставлением прочих коммунальных, социальных и персональных услуг)[4].В Пензенской области в целом проводится активная работа по стимулированию создания субъектов малого бизнеса. Министерством инвестиционного развития и предпринимательства Пензенской области в постоянном режиме осуществляется работа по совершенствованию регионального законодательства, способствующего развитию малого бизнеса и снижению налогового бремени предпринимателей, а также по формированию новых видов финансовокредитной поддержки субъектов предпринимательства.В Iполугодии 2013 г. усилия властей были направлены на оказание финансовой поддержки субъектам малого бизнеса в регионе за счет средств федерального бюджета. По итогам рассмотрения направленных в Министерство экономического развития Российской Федерации заявок на предоставление федеральных средств для реализации мероприятий по государственной поддержке субъектов малого бизнеса Пензенская область признана победителем конкурсного отбора. В регион для реализации мероприятий государственной поддержки малого и среднего бизнеса, реализуемых в рамках долгосрочной целевой программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Пензенской области на 2009–2014 годы» привлечено 121,4903 млн. рублей средств федерального бюджета, а именно:субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития и (или) модернизации производства товаров –40,0 млн. рублей;субсидирование уплаты субъектом малого и среднего предпринимательства первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования –60,4903 млн. рублей;создание и увеличение капитализации гарантийных фондов (гарантийный фонд ОАО «Поручитель») –15,0 млн. рублей;создание и обеспечение деятельности информационноаналитического центра (Евро Инфо Корреспондентский центр) –4,0 млн. рублей;создание и обеспечение деятельности Центра поддержки предпринимательства –2,0 млн. рублей [5].Для осуществления комплексной помощи предпринимателям во многих регионах России, в том числе и в Пензенской области, созданы ассоциации помощи малому бизнесу, представители которых могут оказать необходимые консультации по регистрации предприятий, получении займов для развития бизнеса. Ассоциации поддержки малого бизнеса проводят специальные мероприятия, где предприниматели могут познакомиться с потенциальными инвесторами, обменятся друг с другом собственными идеями или опытом. В Пензенской области на сегодняшний день имеют широкое распространение бизнесинкубаторы. Они помогают начинающим бизнесменам в значительной степени сократить расходы, предоставляя им в аренду не только помещения, но также и мебель, средства связи, оргтехнику. Кроме того, предпринимателям оказываются бухгалтерские, юридические, консалтинговые, образовательные и информационные услуги. Нахождение предпринимателя в инкубаторе на льготных условиях аренды рассчитано на три года. В настоящее время в области действуют 11 региональных и 25 муниципальных бизнесинкубаторов [6].Для повышения эффективности системы государственной поддержки малого предпринимательства в России в целом и в ее отдельных регионах необходимо проведение следующих мероприятий: разработка и реализация программ финансового, технологического, информационного, консультационного, внешнеэкономического, кадрового содействия;строгое распределение функций поддержки между различными уровнямии органами государственной власти при сохранении за центральными органами общих координационных функций;рациональное сочетание прямых и косвенных мер государственной поддержки;привлечение инвестиций и реализация программ финансовой поддержки бюджетов различных уровней, использование стимулирующих налоговых инструментов, специализированных финансовых, кредитных, страховых и инвестиционных институтов, применение разнообразных методов финансирования, поощрения частных кредитов и инвестиций путем государственных гарантий, страхования, компенсаций долевого участия;существованиеправительственных и общественных учреждений, обеспечивающих координацию программ и выполнения всего комплекса задач в области поддержки малого предпринимательства;поощрение совместной деятельности, взаимопомощи и кооперирования внутри сектора малого предпринимательства, приводящее к повышению его эффективности, конкурентоспособности и устойчивости;развитие государственной поддержки процессов финансового оздоровления несостоятельных предприятий и предприятий, находящихся на грани банкротства [7, 8].Исследование зарубежного опыта поддержки малых предприятий позволяет выделить приоритетные направления стимулирования его развития, наиболее актуальные для России.1.Снижение налоговой нагрузки на существующие и на вновь открывающиеся малые предприятия. По данным Росстата, одним из основных факторов, ограничивающих деловую активность бизнеса, является высокий уровень налогов. В этом направлении целесообразно также выделение грантов и субсидий для отдельных категорий предприятий, обремененных выплатами налогов. Это будет способствовать решению и проблемы наличия в стране неформального «теневого» бизнеса. Наиболее распространено неформальное предпринимательство в розничной торговле и бытовых услугах населению, численность занятых на таких предприятиях, в среднем, не превышает 10 человек. То есть это потенциальные субъекты малого предпринимательства, которые могли бы зарегистрироваться и платить налоги в местный бюджет.2.Разработка эффективного законодательства, защищающего интересы малого и среднего бизнесанеобходима для того, чтобы снизить риски возникновения административных барьеров, недобросовестной конкуренции, повысить защищенность прав собственности и контрактных прав, сформировать законодательные условия деятельности бизнеса и их безусловное исполнение. Хорошим примером для России является Европа, где за 24 часа, например,в Испании, можно зарегистрировать свой бизнес, а затем заниматься любой деятельностью, не нуждающейся в лицензии.3.Разработка мер законодательного порядка, стимулирующих кредитование и инвестирование в сфере малого бизнеса, введение системы субсидий, направленных на компенсацию расходов при открытии своего дела или расширения бизнеса [9].Данные меры являются необходимыми, так как основными проблемами, с которыми приходится сталкиваться предпринимателям, являются высокая стоимость заемных финансовых ресурсов и затрудненный доступ к ним.4.Предоставление малым предприятиям государственных заказов путем разработки жестких требований к доле заказов, приходящихся на малые предприятия, в общей долегосзаказов. Наиболее приемлемой здесь, на наш взгляд, является практика США и Германии.5.Предоставление информационной помощи субъектам малого предпринимательства со стороны органов федеральной власти, а не субъектов федерации, что является более эффективным и целесообразным. 6.Формирование системы подготовки высококвалифицированных кадров для ведения предпринимательской деятельности в разных отраслях народного хозяйства страны. Постоянное изучение и адаптация на территории России опыта поддержки малого бизнеса в зарубежных странах. Одним из способов осуществления этого направления является организация для всех уровней власти круглых столов, семинаров и конференций по передаче опыта развития и поддержки малого бизнеса в других странах. Возможным решением может быть и отправка на обучение специалистов за границу за счет средств федерального или региональных бюджетов.В «Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года» отмечены приоритетные задачи развития экономики страны, в частности повышение национальной конкурентоспособности и производительности труда, создание условий для эффективного развития внутренних и внешних рынков. В рамках этого направления предполагается достижение определенных целей в области регистрации малых предприятий: снижение количества этапов регистрации предприятий с 9 до 3, сокращение времени на прохождение всех этапов с 30до 3дней, снижение затрат на регистрацию предприятий с6,1до 3тыс. рублей. Кроме того, планируется расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием, доступа субъектов среднего предпринимательства к государственному заказу в рамках федеральной контрактной системы. Это позволит улучшить деловой климат, усилит стимулы к инновационной деятельности предприятий.На наш взгляд, проблема развития малого предпринимательства особенно актуальна для малых городов, так как именно туда крупный бизнес не идет, а малое предпринимательство является основным источником рабочих мест и доходов местного бюджета и населения. В случае улучшения ситуации с частным предпринимательством на местах возможно решение проблемы чрезмерной зависимости муниципальных органов от финансирования сверху.Таким образом, можно заключить, что развитие в России конкурентоспособных, экономически активных, инновационных и социально ответственных малых предприятий будет способствовать экономическому росту страны, формированию среднего класса общества и должно быть одной из главных целей экономической политики России.
Ссылки на источники1.Лескина О.Н. Социальноэкономические условия и государственная политика формирования среднего класса в России//В мире научных открытий. –2010. –№ 1 (07), Часть 2. –С. 51–58.2.Лескина О.Н. Средний класс как фактор устойчивости социальноэкономической системы: дис. … канд. эконом. наук. –Тамбов, 2005. –184 с.3.Федеральная служба государственной статистики.–URL: http://www.gks.ru.4.Пензастат. –URL:http:/www.pnz.gks.ru.5.Ресурсный центр малого предпринимательства. –URL: http://www.rcsme.ru.6.Министерство инвестиционного развития и предпринимательства Пензенской области. –URL: http:/www.mir.pnzreg.ru.7.Лескина О.Н., Томаева Е.В.Проблемы поддержки и развития малого бизнеса в России// Управление реформированием социальноэкономического развития предприятий, отраслей, регионов: сборник научных статей IVМеждународной научнопрактической конференции/ Под ред. В.В. Бондаренко, В.П. Линьковой. –Пенза: Пензенский филиал Финансового университета, ИП ТугушевС.Ю., 2013.8.Безбородова Т.И. Меры государственной поддержки процессов финансового оздоровления несостоятельных организаций// Юрист. –2012. –№17. –С. 36–40.9.Лескина О.Н. Двойнева Ю.М. Развитие кредитования малого и среднего бизнеса с учетом опыта развитых стран//Социальноэкономические аспекты современного развития России: сборник статей VIIIВсероссийской научнопрактической конференции. –Пенза: Приволжский дом знаний, 2011.
Olga Leskina,candidate of EconomicSciences,Associated Professorat the chair of economics and finances, Financial University under the Government of the Russian Federation, Penza branch, Penzaolleskina@rambler.ruMikhailMurysin,2year student, Financial University under the Government of the Russian Federation, Penza branch, Penzamyrisinmv@yandex.ruThe development of small business in Russia(national and regional aspects)Abstract. The articleis devoted to the actual problem of smallscale business developmentin Russia. The authors estimate thedynamics of small enterprises number in Russia and in the Penza region and view theways of effective state support of smallscale business development.Keywords: small business, the state support of smallscale business subjects.References: 1–9–RussianSources.
Рекомендовано к публикации:Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»