Реформирование печатных СМИ в Украине: прогнозы и последствия

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Сенкевич Г. А. Реформирование печатных СМИ в Украине: прогнозы и последствия // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 1 (январь). – С. 66–70. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14014.htm.
Аннотация. В статье прогнозируются возможные социальные последствия реформирования печатных СМИ в регионах Украины с учётом особенностей сельского рынка труда, предложений правительства и трудовых коллективов редакций на основе отработанной европейской модели. При существующих политических и экономических реалиях представляется возможным не самый популярный с социальной точки зрения выход из сложившейся ситуации, но, по мнению автора, он – единственный.
Раздел: Экономика
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Сенкевич Геннадий Анатольевич,кандидат наук по социальным коммуникациям, доцент кафедры социальной работы «Днепропетровский национальный университет им. О. Гончара», г. Днепропетровск

Реформирование печатных СМИ наУкраине: прогнозы и последствия

Аннотация.В статье прогнозируются возможные социальные последствия реформирования печатных СМИ в регионах Украины с учётом особенностей сельского рынка труда, предложений правительства и трудовых коллективов редакций на основе отработанной европейской модели. При существующих политических и экономических реалиях представляется возможным не самый популярный с социальной точки зрения выход из сложившейся ситуации, но, по мнению автора, он –единственный.

Ключевые слова:рынок труда, разгосударствление СМИ, депрессивные регионы, регулирование занятости, социальная стабильность, конфликт парадигм, прогнозная оценка.Раздел: (04) экономика.

В 2005м году, следуя демократическим принципам и приняв курс на евроинтеграцию, Украина взяла обязательство перед Советом Европы реформировать свои СМИ. Термин «разгосударствление» плотно вошёл в лексикон журналистов, медиаэкспертов, социологов и аналитиков, хотя разговоры об этом велись ещё ранее, в конце 90х. В так называемом списке Фюле данный пункт вообще не значится, его инициировала украинская сторона, следуя пожеланиям Запада. Нынешний президент продолжил курс, начатый прежней властью, хотя он выявил множество противоречий, в основном, субъективного характера. Говоря языком дипломатии, явно прослеживается политика двойных стандартов, когда и «хочется», и «колется». Конечно же, она непременно будет иметь социальные последствия, особенно в депрессивных регионах –с дотационными бюджетами и неясной перспективой развития. В основном, в аграрных. Прежде всего, нелогичными и непоследовательными можно назвать в этом отношении действия Виктора Януковича и высокопоставленных чиновников из правительства Николая Азарова. С одной стороны, взяв курс на европейские ценности, они на словах готовят общество к демократическим переменам, объявив о выводе изпод государственной опеки большое количество газет, но с другой –не доводят начатое до конца. К тому же, законопроектов в Верховную Раду подавалось достаточно много, но все они отклонялись. В том числе и тот, что готовился Кабмином Николая Яновича в 2010 году: он был «успешно провален» депутатским большинством, состоящим из регионалов. Парадокс.

Вообще существуетгдето 15–20 вариантов разгосударствления. «Практически каждый из членов комитета свободы слова ВР, даже его руководитель и заместители, готовили подобные проекты. Я уже не говорю о Госкомтелевидениии министерство юстиции, которые также готовили эти проекты закона» –констатировал в интервью корреспонденту ВВС главный редактор газеты Верховной Рады «Голос Украины» Анатолий Горлов.В 2013 году Президент Янукович поручил Кабинету министровдо 5 апреля доработать проект закона «О разгосударствлении печатных СМИ». Поручение Президента дано «с целью выполнения обязательств Украины перед ПАСЕ относительно разгосударствления печатных СМИ, учрежденных органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также дальнейшего внедрения европейских стандартов в этой сфере». Прошло несколько месяцев, но поручение главы государства никто и не подумал выполнять. Кроме, может быть, НСЖУ, которому судьба творческих коллективов небезразлична. Сам же ВикторФёдорович на протяжении полугода тоже ни разу публично не обмолвился о его выполнении(как и о добровольно взятом перед Европой обязательстве).Премьер об этом, в отличие от Президента, высказывался откровенно, его слова процитировал Валерий Горобец, редактор газеты «Трудовая слава»: «Приблизительно год назад я на прессконференции спросил Николая Азарова о том, когда же мы начнём реформировать местную прессу, когда освободим её от давления чиновников, поскольку свободная пресса –основа демократии. Ответ руководителя правительства был простым и лаконичным: «А оно вам надо? Вы же все передохните сразу!» [1].И всё же реформирование СМИ –требование времени, это понимают и творческие коллективы редакций, и сами люди, потребители медиауслуг. Председатель НСЖУ Олег Наливайко во время Третьего Украинскоиспанского медиафорума, состоявшегося 30 октября 2013 года в Институте журналистики КНУ им. Шевченко сказал: «Спрашивают, актуально ли сейчас разгосударствление. Однозначно хочу сказать, что нет, потому что это нужно было делать ещё в 2005 году, когда Украина брала обязательства перед Советом Европы. Тогда была другая экономическая ситуация, иная политическая ситуация, большие тиражи у газет. Нои медлить дальше –нельзя. Потому что буквально каждый день мы получаем сообщения, что повсеместно отбирают редакционное имущество. Сейчас применяется ноухау: государственные администрации выходят из учредителей газет и переводят их в коммунальные предприятия. Повторяется приватизация в стиле 90х годов. Есть примеры, когда от редакций требуют согласовывать газетные полосы перед отправкой в типографию»[2].По словам руководителя правовых проектов Института массовой информации Романа Головенко, разгосударствление не обязательно предполагает приватизацию, выставление на аукцион. «В целом законопроекты по разгосударствлению предусматривают, что тот коллектив, который имеется в издании, и дальше будет заниматься выпуском газеты, только она уже будет частная, то есть коллектив будет создавать какоето коммерческое предприятие и дальше работать», –говорит он. Можно ли согласиться с мнением уважаемого специалиста?Вряд ли. Мы живём в Украине, в стране с избирательным правосудием, а, значит, всё то, что касается материальных ценностей –распределение, передача, аренда ит.п. –является прерогативой власти, и все нормативные акты без сомнения будут подстраиваться под этот главный принцип. В подтверждение данного довода можно вспомнить ситуацию в украинском профсоюзном движении, когда все попытки его бывшего руководителя Василия Харыотстоять имущество некогда могущественной организации окончились отставкой его самого. Таким образом, будущее реформирование газет назвать социальным актом в полной мере нельзя. Если мы хотим сохранить 672 издания (которые коснётсяреформа), тоих необходимо материально поддерживать. В таком случае возникают закономерные вопросы:нужно ли это обществу исправедливо ли это по отношению к коммерческим СМИ, не получающихгосударственных дотаций, но выполняющих ту же социальную функцию?Вопрос риторический. Ещё в 2001 году в информационноаналитической справке Департамента коммуникацийи связей с общественностью Секретариата Кабмина относительно законопроекта о реформировании СМИ говорилось: «Можно спрогнозировать, что с принятием законопроекта не будетдостигнута главная цель реформирования: существенного повышения способности реформированных СМИ обеспечить граждан объективной и своевременной информацией, право на получение которой гарантировано Конституцией Украины. Предостережение касается, в первую очередь, районных газет, которые выходят в депрессивных регионах и в городах с небольшой численностью населения. Тиражи указанных изданий –в пределах 2–3 тысяч экземпляров, что даже теоретически не может обеспечить их прибыльность. Для того чтобы потери отреформирования были минимальными, необходимым условием является установление переходного периода, на протяжении которого государство должно обеспечить им разного рода поддержку: финансовую, повышение квалификации журналистов, обучение руководителей редакций современному менеджменту и другое. Для реализации такого подхода имеются основания: каждый год из государственного и местного бюджетов выделялись суммы в размере 45 миллионов гривен (сейчас –около 100 млн.). Этот финансовый ресурс должен быть использован для поддержки коммунальных СМИ на протяжении переходного периода»[3].Действительно, последний законопроект, согласованный с НСЖУ, спрофсоюзами и с медиа юристами, предусматривает для коммунальных редакций определённые льготы: безоплатную передачу имущества (кроме помещений), льготный размер арендной платы –на уровне бюджетных организаций, а также обязательства местной власти в течение некоторого времени работать с газетами по договорам. Вначале данная тактика должна быть «откатана» на пилотных проектах, чтобы посмотреть, как всё это будет происходить в реальной жизни.На мой взгляд, в реальной жизни произойдёт следующее. В таких районах, как Покровский или Широковский на Днепропетровщине, либо Куйбышевский или Черниговский на Запорожьеречи неможет быть о том, что газеты самостоятельно смогут зарабатывать себе на жизнь, а уж тем более иметь прибыль. Там практически нет рекламы, которая в редакции составляет до 80 процентов доходов, следовательно, частные объявления, вялая розница да подписка, которую в полной мере прибыльной назвать нельзя, не смогут обеспечить достаточных возможностей для развития. Плюс персонал, который никак не обучен зарабатывать деньги. Значит, впереди –гибель, закрытие, и не нужно обольщаться и надеяться на какоенибудь чудо. Смертельно опасного в райцентре в социальном смысле ничего не произойдёт, но 10–15 человек окажутся безработными, в основном люди пожилого возраста. Работы они поэтому не найдут и излишне строить иллюзии. Мне представляется, что в подобной ситуации окажутся 90 процентов периферийных изданий. Умножим 600 на 15, и получим 9000 безработных по стране плюс члены их семей. В итоге –цифра небольшая, на социальную стабильность она не повлияет, но за ней стоят люди, у которых просто не окажется никакого выбора. Так выглядит рынок труда в информационной сфере украинской глубинки.Ещё один фактор снижения тиражей (и соответственно рекламы) –вытеснение печатных СМИ интернетизданиями. Всеобщая тенденция компьютеризации коснулась и села, где онлайн технологии отвоёвывают у газет информационное пространство. Она просматривается из приведённой ниже таблицы(табл. 1)Всеукраинской рекламной коалиции (ВРК), в которой отображено снижение доходов от рекламы украинских СМИ, включая прогноз на 2014 год [4].Некоторые специалисты строят более оптимистические прогнозы, надеясь на то, что многие из «районок» купят бизнесмены и сделают их рентабельными. Может быть, хотя это маловероятно. Вопервых, потому, что газетный бизнес имеет свою специфику, и мгновенно постичь её никакнельзя. Вовторых, необходимо обучить, а лучше переквалифицировать персонал, ведь главной фигурой в газете становится, увы, не журналист, а менеджер. Неизбежно противостояние двух парадигм –маркетинга и творчества, никуда от него не денешься, и его нужнопережить –с минимальными потерями. Втретьих, журналист должен научиться «производить» качественный товар –информацию, востребованную на данной территории, а не привычные отчёты о деятельности райгосадминистраций да дифирамбы в адрес руководства. Поэтому, когда говорят, что реформа, дескать, нарушит право людей на получение информации, то в этих словах содержится значительная доля лицемерия: сейчас периферийные СМИ пишут только то, что им позволит власть.Таблица1Снижение доходов от рекламы украинских СМИ

Итоги 2012 год, млн.грн.Итоги 2013 год, млн.грн.Процент изменения 2013 года к 2012 годуПрогноз 2014 год, млн.грн.Процент изменения 2014 года к 2013 годуРеклама в прессе2 6472560–3.3%2544–0.6%Газеты755685–9.3%662–3.4%Журналы924915–0.9%912–0.3%Нестандартное размещение695690–0.7%7001.5%Классифайд 273270–1.0%2700%

В настоящее время в Украине использование СМИ заказных материалов приняло настолько широкий размах, что вполне можно говорить о целенаправленной дезинформации всего населения на государственном уровне. Причём, занимается этим не столько государство и не местная власть (коммунальных газет в районе или в небольшом городе издаётся не более одной –двух),сколько учредители из числа местных олигархов, представители партийных ячеек и некоторых общественных организаций «карманного типа».Появилось новое слово –джинса, и его теперь знают даже дети. А также производное от него –глагол «джинсовать», который используется при мониторинге украинских СМИ.В приведённой ниже иллюстрации, составленной специалистами Украинского образовательного центра реформ, содержится информация о том, какую долю на медиарынке наиболее значимых регионов Украины занимали заказные газетные материалы(рис. 1)[5].Зарубежные медиаэксперты считают, что в Украине до 30 процентов всей газетной площади отводят под «джинсу», а в период предвыборной гонки эта цифра достигает 50 процентов. Что делают ещё периферийные СМИ, для того чтобы выжить? Нередко завышают свои тиражи, занимаясь обманом и читателя, и рекламодателя. В какоето время такой шаг казался эффективным, пока не была отрегулирована законодательная база, но сейчас газеты за это строго наказывают. Да и по этическим соображениям любой редакции так поступать позорно. Ниже приведена таблица(табл. 2), результат собственного мониторинга запорожских газет в 2007 году, из которого видно, насколько редакции «старательно боролись» за рекламодателя.Ещё одна наиболее важная причина некачественного журналистского «товара» –низкий уровень профессиональной подготовки специалистов. Не секрет, что сейчас очень много украинских вузов взялись готовить кадры для интернетжурналистики, газет и особенно –для телевидения. И если ранее этим занимались специализированные учебные заведения с высокой степенью подготовки профессорскопреподавательского состава, то теперь факультеты и даже институты журналистики создаются даже в технических университетах, например, в Запорожском Национальном техническом университете имени Чубаря.

Рис. 1. Заказные материалы на медиарынкенаиболее значимых регионов УкраиныТаблица 2Уровень завышения тиража печатными СМИ Запорожской области по состоянию на 01.12.2007 г.

№Название газетыЗаявленный тиражРеальный тиражРазница% завышения тиража1МИГ41550228001875045,132Суббота41257199002135751,773Мрія37200189001830049,194Наше время1700010700630037,065Индустриальное Запорожье10670101005705,346Панорама2170099001180054,387Верже150008900610040,678Горожанин1840078001060057,619Батьківщина70004100290041,4310Перекур2924129002634190,0811Запорізька Січ2419726002159789,2512Улица Заречная2200023001970089,5513Искра1500019501305087,0014Запорізька правда3000017002830094,3315Правда98111250856187,2616Истеблишмент1320010751212591,8617Позиция1820010501715094,2318Остров свободы8000800720090,0019Белая стрела5000700430086,00

ИТОГО38442612942525500166,33

Преподаватели зачастую имеют научные степени, громкие титулы и звания, но последний раз в газетах они работали несколько десятилетий назад, если работали вообще. Жизнь стремительно меняется, и сегодня студента необходимо учить иначе, чем в советские времена.Примерно то же самоеможно сказать и о производственной практике будущих корреспондентов, литературных редакторов и ответственных секретарей (бильдредакторов): самый важный обучающий фактор зачастую превращается в пустую формальность, поскольку в системе подготовки журналистских кадров отсутствует связь вуза с газетой. Редактор подписывает договор с университетом, но редакция почти никогда не бывает материально заинтересована в обучении студента практическим навыкам работы.И всё же на факультеты журналистики всегда существуеточередь, несмотря на высокие расценки –все хотят быть Осадчими и Куликовыми.Отсюда результат: выпускники приходят в газету и не знают, как писать интервью, или составить графическую иллюстрацию.Поэтому, может быть, некоторые из изданий бизнес и заинтересуют, но, по прогнозной оценке специалистов, только те, которые имеют свой яркий бренд, основанный на принципиальной позиции говорить правду. Плюс квалифицированный персонал. К сожалению, это случается крайне редко. Как дополнительный фактор, потенциальнопритягивающий к газетам интерес предпринимателей –низкая арендная плата на помещения, часть из которых легко можно перепрофилировать, скажем, под магазин, склад, или развлекательное заведение. Действительно, в наши дни такое случается, вот только помещения передаются редакциям не навсегда, а во временноепользование.Есть ли выход в сложившейся ситуации? Я уверен –да, есть. Но не у всех. Прежде всего, у коллективов, имеющих горячее желание жить и развиваться. Без него все попытки сохранить газету обречены на неудачу. Надеяться на договорную работу с органами местной власти, которые даже не обязали (рекомендовали) таким образом поддержать свой рупор, бессмысленно. Хотя бы потому, что им дешевле создать сайт в интернете, который бы пополнял единственный системный администратор, чем содержать целый штат сотрудников «районки». Нынешнее законодательство уже разрешает помещать отчёты и нормативные акты на сайтах, чтобы они вступили в законную силу. Власть в таком случае может оказаться только в выигрыше, когда минимальной суммой сможет манипулировать газетой, рассчитывающей на дотацию.Проще о ней навсегда забыть и научиться работать поновому, объединившись с другими изданиями. Только тогда возможно выстроить предсказуемый и реальный проект функционирования в депрессивном регионе. По этому пути пошли, кстати, имногие другие структуры, включая государственные. Например, «Укрпочта», отказавшись от районных сортировочных отделений и создав так называемые кустовые. Теряем время и жертвуем комфортом ради сохранения главного –вот цель недавней реорганизации. Неминуемо сокращение персонала, но останутся сотрудники наиболее профессиональные, способные перестроиться в сложной ситуации. Своеобразный естественный отбор отрегулирует отношения и с властью, и с читателями, которые станут получать качественную и достоверную информацию, как раз то, что гарантирует им Конституция Украины.

Ссылки на источники1.Горобец В. Реформування місцевої преси: крок до загибелі чи нові горизонти?// Херсонская правда. –URL: http://pravda.ks.ua/interview/19515valerijgorobecreformuvannyamiscevoyipresi.html.2.Наливайко О. Відтягувати далі процес роздержавлення ЗМІ не можна// Телекритика. –URL: http://www.telekritika.ua/pravo/20131031/87176?theme_page=20&.3.Тезисы выступления секретаря НСЖУ Валерия Горобца на встрече секретариата НСЖУ с Премьерминистром Украины 1 февраля 2013 года. Реформувавши зберегти, а не знищити// Сайт НСЖУ. –URL: http://nsju.org/index.php/article/view/245.4.ВРК: рекламный рынок Украины в 2013 и прогноз на 2014г.// Медиабизнес. –URL: http://mediabusiness.com.ua/?option=com_content&task=view&id=37566&Itemid=.

5.Ерёменко С. Як джинсувала місцева преса у листопаді 2013го// Медиасапиенс.–URL: http://osvita.mediasapiens.ua/material/26364Gennadiy Senkevich,candidateof Social Sciences, Associate Professor at the chair of social work, Dnipropetrovsk national university Oles Honchar, DnipropetrovskThe reformation of the printed media in the Ukraine: forecasts and consequencesAbstract.The author gives the forecast of probable social consequences of the printed media reformation in the Ukrainian regions and takes into account the features of rural labourmarket, governmental offers and editorial labour collectives on the base ofEuropean model. The author proposes the only possible way out, in his opinion, notwithstanding that it is not very popular from a social viewpoint under the existing political and economic realities. Keywords:labor market denationalization, media depressed regions, regulation of employment, social stability, conflict, paradigms, prognostic assessment.References:1–5–UkrainianSources.

Рекомендовано к публикации:Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»