Стратегии и тенденции развития муниципальной системы образования
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Лунев
А.
Н.,
Пугачева
Н.
Б.,
Стуколова
Л.
З. Стратегии и тенденции развития муниципальной системы образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – № 3 (март). – С.
36–40. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/14060.htm.
Аннотация. В статье выявлены и научно обоснованы стратегии (формирование на территории муниципального округа единого образовательного пространства, развитие механизмов государственно-общественного управления, создание инновационных организационно-управленческих механизмов межкорпоративного взаимодействия учреждений образования) и тенденции (формирование образовательных комплексов разных типов, создание адаптивного механизма управления, построение муниципальной системы измерения и оценки качества образования, создание комплексного обеспечения развития муниципальной системы образования) развития муниципальной системы образования.
Ключевые слова:
муниципальная система образования, механизмы межкорпоративного взаимодействия учреждений образования, тенденции развития муниципальной системы образования, единое образовательное пространство муниципального округа, механизмы государственно-общественного управления образованием, стратегии развития муниципальной системы образования
Текст статьи
Лунев Александр Николаевич,доктор технических наук,профессор кафедры технологии машиностроительных производств, ФГБОУ ВПО «Казанскийнациональный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева», г. Казаньlunev.aleksander2012@yandex.ru
Пугачева Наталья Борисовна,доктор педагогических наук,профессор кафедры производственной безопасности и права ФГБОУ ВПО«Казанский государственный архитектурностроительный университет», г. Казань natalyapugacheva@yandex.ru
Стуколова Лариса Зайнулловна,доктор педагогических наук, профессор кафедры социальнопсихологического менеджментаНОУ ВПО «Международный институт рынка», г. Самараstukoloval@rambler.ru
Стратегии и тенденции развития муниципальной системы образования
Аннотация. В статье выявлены и научно обоснованы стратегии (формирование на территории муниципального округа единого образовательного пространства, развитие механизмов государственнообщественного управления, создание инновационных организационноуправленческих механизмов межкорпоративного взаимодействия учреждений образования) и тенденции (формирование образовательных комплексов разных типов, создание адаптивного механизма управления,построение муниципальной системы измерения и оценки качества образования, создание комплексного обеспечения развития муниципальной системы образования) развития муниципальной системы образования.Ключевые слова: муниципальная система образования, единое образовательное пространство муниципального округа, механизмы государственнообщественного управления образованием, механизмы межкорпоративного взаимодействия учреждений образования, стратегии развития муниципальной системы образования, тенденции развития муниципальной системы образования.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
В современных условиях перераспределяются полномочия и ответственность в сфере образования между федеральными, региональными и муниципальными органами управления образованием. Роль муниципальных органов управления повышается, чтостановится катализатором активного поиска эффективных моделей развития как общего, так ипрофессионального образования.Это обусловлено тем, чтона территории муниципального округа расположеныне только дошкольные, общеобразовательные учреждения, но и средние специальные, высшие учреждения образования, учреждения дополнительного, послевузовского образования, учреждения системы переподготовки и повышения квалификации разных форм собственности иадминистративного подчинения.Таким образом, муниципальная система образования это система устойчивого и планомерного взаимодействияобразовательных учреждений, находящихся на территории муниципального округа, местной администрации и органов управления образованием, обеспечивающаявысокоэффективную организацию образовательных услуг и способная к самосохранению и развитию посредством самоорганизации и самоуправления[1].Стратегии развития современной муниципальной системы образования состоят в следующем:в формированиина территории муниципального округа единого образовательногопространства, представляющего собойсовокупность учреждений образования; органов местного самоуправления и управления образованием;государственнообщественных институтов исредств массовой коммуникации, ориентированных на муниципализацию образования и оптимизацию функций органов управления образованием различной компетенции по всей «управленческой вертикали»[2];развитиимеханизмов государственнообщественного управления, нацеленных наконструктивный диалог субъектов управленческого процесса образовательных учреждений с органами муниципальной, региональнойвласти и управления образованием, потребителями образовательных услуг, производствоми создание
социальноцелесообразного образовательногопространства и образовательноцелесообразного социума[3];создании инновационных организационноуправленческихмеханизмов межкорпоративного взаимодействия учреждений образования, направленных на обеспечение их оптимального функционирования иразвития с целью получения качественно новых результатов образования, повышения конкурентоспособности ипозиционирования муниципального округа каксубъекта, взаимодействующего с профессиональными учебными заведениями исоциальноэкономическим комплексом региона[4].Реализация данных стратегий в образовательной практике обусловила ряд позитивных тенденций в развитии муниципальной системы образования.Вопервых, это формирование образовательных комплексов разных типов с участием средних и высших профессиональных учебных заведений (детский сад школа учреждение дополнительного образования; школа учреждение дополнительного образования вуз; образовательный кластер; ресурсный центр, отраслевой образовательный консорциум)[5].Формирование таких комплексов основывается на сетевом взаимодействии учреждений образования,находящихся на территории муниципального округа. А создание образовательных комплексов обусловливает развитие инноваций, направленных на сохранение или достижение конкурентных преимуществ образовательных учреждений.Вторая позитивная тенденцияэто создание адаптивного механизма управления, обеспечивающего комплексное развитие муниципальной системы образования. Муниципальная система образования структурно и функционально изоморфна государственной системе образования как один из ее структурообразующих компонентов.С одной стороны, государственная система образования нормативнозаконодательными актами определяет и закрепляет за муниципальной системой образования ее полномочия.Но с другой стороны, муниципальная система образования имеет свою специфику в пределах компетенции соответствующего уровня власти и управления, опосредованнуюисторическими и местными традициями, образовательными потребностями населения муниципального округа.Таким образом, муниципальныйорган управления образованием может быть представлен разными организационнымиформами (управление, отдел, департамент, комитет), составляющимисубмуниципальныйуровень управленияобразованием[6]. Анализ российского опытадеятельности муниципальных органов управления образованием показал, что к их компетенциям относится следующее:1) планирование, организация, регулирование и контроль деятельности муниципальных учреждений образования;2) обеспечение гражданам, проживающим на территории округа, возможности выбора общеобразовательного учреждения;3)организация работы по жизнеустройству детей, оставшихся без попечения родителей, иохрана прав несовершеннолетних; 4) организация летнего отдыха и досуга школьников;5) развитие международного сотрудничества в сфере муниципализации образования;6) координация деятельности учреждений образования,независимо отформ собственности и административного подчинения, по развитию образовательной сферы муниципального округа;7) регулирование отношений собственности в системе образования, установление дополнительных налогов и льгот, стимулирующих развитие муниципальной системы образования, формирование местных бюджетов вчасти расходов на образование;8) мониторинг и анализ результатов деятельности учреждений образования,независимо отформ собственности и административного подчинения, по удовлетворению кадровых потребностей муниципального округа;10) формированиемоделей школьных округов;11) создание банков педагогических,управленческих, экономических инноваций в системе образования;12) формирование социального заказа на профессиональное образование в интересах муниципального округа.Выяснено, что создание инновационных механизмов управления развитиеммуниципальной системы образования может быть направлено:насоздание методологии определения эффективности инновационных процессов;формирование устойчивой направленности инноваторовна муниципализацию образования;организацию и поддержку субъектноавтономных учреждений;сбалансированность социальных интересов образовательных учреждений и образовательных потребностей местного населения;развитие интегрированных качеств образовательных учреждений, расположенных на территории муниципального округа, с целью формирования муниципальногообразовательного комплекса;создание инновационныхорганизационноуправленческих форм межкорпоративного взаимодействия учреждений образования, обусловливающихне только оптимальное функционирование и развитие муниципальнойсистемы образования, но и ее интеграцию в социум;формированиесистемы взаимодействия субъектов инновационной деятельности, органов государственной власти и местного сообщества, обеспечивающей развитие инновационных процессов, с целью повышения качества образования и конкурентоспособности учреждений образования на региональном, российском и международном рынках образовательных услуг;создание условий для добровольного и заинтересованного участия учреждений образования и научнопедагогических кадров в развитииинновационной деятельностипосредством развитияинтеграции науки, образования и производства, объединения научных исследований и образовательных программ в целостную систему, развития научноисследовательской работы студентов, привлечения молодых исследователей выпускников вузов в науку и инновации, профессиональной подготовки специалистов, способных к предпринимательству в научноинновационной сфере[7].Следующая позитивная тенденцияэто создание муниципальной системы измеренияи оценки качества образования.Основным структурообразующим компонентом данной системы является мониторинг качестваобразования, который позволяетобеспечить передачу оперативнойисистематизированной информации для принятия стратегических решений управления развитием учебнообразовательного процесса.К основным функциям данного мониторинга относятся:ориентирующая, направленная на документирование процесса и автоматизацию документооборота;диагностическая, включающаяподготовку контрольноизмерительных материалов ииспользованиеих в образовательной практике,сбор и систематизацию рейтинговой информации;коррекционная, проявляющаяся в непрерывном совершенствовании учебнообразовательного партнерства учреждений образования,независимо отформ собственности и административного подчинения;прогностическая, направленная на осуществление форсайтов, раскрывающих векторы развития муниципального образования.Форсайтпроекты включают два аспекта: вероятности, порождаемые необходимой или объективной стохастичностью и хаотичностью многих объектов либо непредвиденныминами пересечениями рядов событий и состояний систем; многопараметричность и многофакторностьсложных систем, которые лишь постепенно снимаются в познании на практике. АвгустВильгельм Шеер уверен, что одной из самых консервативных систем является образование[8].Качественное отличие форсайтпроекта состоит в том, что привлекается широкое число экспертов, представляющих различные сферы деятельности для того, чтобы, вопервых,учесть все возможные варианты,предвидеть самые неожиданные пути развития и получить комплексную оценкупрогнозируемого процесса; вовторых,выбрать наиболее оптимальные варианты инновационного развития иразработать программу их достижения.Создание локальных учебнонаучноинновационных форсайтструктур от кафедры и лаборатории классического типа до сети центров (ресурсных, консалтинговых, профессиональной переподготовки) и их интегрирование в структуру муниципального образования может стать одним из элементов создаваемой региональной инновационной системы. Это обусловлено тем, что форсайтструктура обеспечивает:1) генерацию и расширенное воспроизводство междисциплинарных знаний;2) активное систематическоеиспользование интеллектуального потенциала гражданского общества;3) выявление стратегических и тактических конкурентных преимуществ образовательного учреждения, построение планов и организациюсистематических действий, позволяющих достичь на их основе ощутимых эффектов для повышения качества образования, востребованности выпускниковконкретными предприятиями, обществом в целом;4) интеграцию«продукта» (прогнозы, сценарии, приоритеты) и «процесса» (установление взаимосвязей между всеми субъектами учебнообразовательного процесса, включая работодателей), что способствует не только определению стратегических приоритетов развитияучреждений образования, основанных на инновациях и направленных на повышение ихконкурентоспособности, но и достижению консенсуса между наукой, образованием, производством, бизнесом в области профессиональной подготовки современного конкурентоспособного специалиста;5) определение и формирование у современных специалистов профессиональных компетенций, адекватных актуальным научнотехнологическим требованиям экономики, формированиеготовности обучаться всю жизнь.Следующая позитивная тенденциясоздание комплексного обеспечения развитиямуниципальной системы образования(нормативноправового, информационного, психологопедагогического, научнометодического, учебнопрограммного)[9].Нормативноправовое обеспечение основано на международных, федеральных, региональных законодательных актах, а также постановлениях органов местного самоуправления: ФЗ «Об образовании», ФЗ «Онауке и государственнойнаучнотехнической политике»,приказы Министерства образования и науки РФ, письмо Министерства образования и науки России от 22.02.2011. № 1391, в котором представлена концепция развития научноисследовательской и инновационной деятельности в учреждениях высшего профессионального образования РФ на период до 2015 г.Информационное обеспечение развития муниципальной системы образования предусматривает, вопервых,создание многофункциональной, открытой, параметрическиопределенной информационнообразовательнойсреды с инвариантной структурой и вариативным использованием возможностей ее содержательного наполнения, вовторых, формирование информационной культуры субъектов муниципальной системы образования[10].Психологопедагогическое обеспечение развития муниципальной системы образования базируется на гуманизации образования, ее компоненты:потребность человека в эмоциональном контакте, заключающаяся в желании индивида чувствовать себя предметом заинтересованности и симпатии, способности к эмпатийному пониманию окружающих;межличностное гуманистическое общение между всеми субъектами учебнообразовательного процесса, психологопедагогические способы воздействия на сознание и поведение друг друга;личностноролевое участие студентов в организации учебнообразовательного процесса;гуманистическая направленность личности преподавателя;устойчивое гуманистическое сознание у всех субъектов учебнообразовательного процесса, умение рефлексировать и стремиться к самовоспитанию гуманных качеств.В настоящее время идея гуманизации образования получила международную известностькак один из принципов конвергенции образовательных учреждений и оказывает влияние на отбор содержания отдельных учебных курсов и организацию учебнообразовательного процесса, а также находит отражение в некоторых международных педагогических программах.Методы гуманизации образования можно условно разделить на группы:1) методы, формирующие гуманистическое сознание: обсуждение важнейших проблем современности с позиций гуманизма; анализ компонентов гуманизма; самостоятельная работа с литературой о гуманизме; деловые и ролевые игры; герменевтические методы; разъяснение смысла психологопедагогических методов управления; методы самопознания;2) методы, формирующие гуманистическое поведение: показ приемов гуманистической деятельности; тренинги, упражнения на отработку способов нахождения различных коммуникативных средств для взаимодействия с партнером по общению, для развития умения слушать, развития умения создавать позитивную психологическую атмосферу; рефлексия; методы драмопедагогики.Следующий компонент комплексного обеспеченияразвития муниципальной системы образованиянаучнометодическое обеспечение.Методическое обеспечение включаетрекомендации, направленные на оказание методической помощи преподавателю и администрации учебного заведения в организации и проведении учебнообразовательного процесса и обеспечивающиеего эффективность.Научное обеспечение охватывает все области образовательного процесса и обеспечивает реализацию принципа научности в ходе педагогической деятельности коллектива учебного заведения. Под научным обеспечением чаще всего понимается совокупность результатов научных исследований по совершенствованию учебнообразовательного процесса, дифференцированная на следующие составные элементы:научное обеспечение учебнометодической и нормативной документации; научное обеспечение организации и проведения учебновоспитательного процесса, в том числе отдельных образовательных областей;научное обеспечение контроля учебновоспитательного процесса.Таким образом, научнометодическое обеспечение развития муниципальной системы образования предполагает реализацию совокупности следующих функций: научной, образовательной, аналитической, прогностической, исследовательской, организационной, консультационной, координационной, информационной, проектировочной, инновационной.Учебнопрограммное обеспечение развития муниципальной системы образованияможет быть направлено на создание образовательных программ, модулей, а также рекомендаций по организации инновационных форм (продуктивного, проблемного и других) и методов (кейсметод, метод проектов и других) обучения.Например, в настоящее время большую популярность приобрел исследовательскийметод (или метод исследовательских задач), предусматривающийорганизацию самостоятельной работы обучаемых.К основополагающим функциям исследовательского метода относятся:организация творческой самостоятельной работы обучаемых;побуждение студентов к самостоятельной поисковой деятельности и усвоение новых понятий и способов познавательной деятельности путем решения учебных проблем (функция эвристического метода);самостоятельное усвоение новых знаний обучаемыми в ходе выполнения самостоятельных работ;формирование умений и навыков творческой, поисковой деятельности в процессе приобретения новых знаний;формирование мотивов учения, подготовка их самостоятельной познавательнойдеятельности (функция диалогического метода);усиление процесса превращения знаний в убеждения, воспитания интеллектуально активной личности.По особенностям приведенных функций есть основание предположить, что реализация исследовательского метода в образовательном процессе создает условия для полноценного проявления функций других методов, особенно в проблемных исследовательских ситуациях.Стратегии и тенденции развития муниципальной системы образования, рассмотренные в статье, опосредованырусломизменений, которые происходят в реальном секторе экономики, и направлены на формированиесовременных механизмов государственночастного партнёрства,новой системы финансирования муниципальных программразвития образования, созданиесовременного вариативного типа учебных заведений.
Ссылки на источники1.Пугачева Н.Б. Управление муниципальной системой образования: теоретические основы // Известия Российской академии образования.2010.№ 1. С. 7183.2.Пугачева Н.Б. Некоторые проблемы взаимодействия школы и органов управления образованием региона // Регионология.2003.№ 41. С. 136140.3.Лунев А. Н., Пугачева Н. Б., Стуколова Л. З. Сущностная характеристика регионального рынка услуг // Концепт. 2013. № 12 (декабрь). ART 13260. URL: http://ekoncept.ru/2013/13260.htm.4.Пугачева Н.Б., Чепурышкин И.П. Регионализация образования как предмет научных исследований // Педагогика.2008.№ 8. С. 916.5.Лунев А. Н., Пугачева Н. Б., Стуколова Л. З. Формы интеграции субъектов регионального рынка профессиональных образовательных услуг // Концепт. 2014. № 01 (январь). ART 14012. URL: http://ekoncept.ru/2013/14012.htm.6.Пугачева Н.Б. Управление общеобразовательным учреждением инновационного типа: автореф. дис.…дра пед. наук. Казань: Казан.гос.пед.унт,2004. 40 с.7.Лунев А. Н.,Пугачева Н.Б. Социальная практика как философское основание педагогического стратегирования в техническом вузе // Общество: философия, история, культура. 2013.№ 4. URL: http://domhors.ru/ru/component/content/article/8.html.8.Пугачева Н.Б. Форсайт как составляющая управления современным профессиональным образованием // Профессиональное образование в России и за рубежом.2010.№ 1.С. 6569.9.Пугачева Н.Б. Приоритетные задачи высшего профессионального образования в современной теории и практике // Социосфера.2011.№ 1. С. 4246.10.
Пугачева Н.Б., Судденкова Н.В., Татаринова И.П. Сущностная характеристика инновационной образовательной среды // Экономические и гуманитарные исследования регионов.2012. № 1. С.6471.
Alexander Lunev,Doctor of Technical Sciences, Professor, Department of Engineering Production Technology "Kazan State Technical University", Kazanlunev.aleksander2012@yandex.ruNatalia Pugacheva,Doctor of Education, Professor, Department of Occupational Safety and Law "Kazan State Architecture and Civil Engineering",Kazannatalyapugacheva@yandex.ruLarisa Stukolova,Doctor of Education, professor of social and psychological management "International Institute of the market",Samarastukoloval@rambler.ruStrategies and trends municipal education systemAbstract. The paper identified and scientifically based strategies (construction in the territory of the municipality unified educational space, the development of publicpublic administration, creation of innovative organizational and managerial mechanisms intercorporate cooperation of educational institutions ) and trends (the formation of different types of educational systems, the creation of an adaptive management mechanism, building municipal system of measuring and evaluating the quality of education, the creation of an integrated software development municipal education system) for development of municipal education system.Keywords: municipal education system, unified educational space municipality, Publicpublic education management, interenterprise communication mechanisms of educational institutions, municipal development strategy of the education system, the development trend of the municipal education system.References:110RussianSources.
Рекомендовано к публикации:НекрасовойГ. Н., доктором педагогических наук, профессором, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»
Пугачева Наталья Борисовна,доктор педагогических наук,профессор кафедры производственной безопасности и права ФГБОУ ВПО«Казанский государственный архитектурностроительный университет», г. Казань natalyapugacheva@yandex.ru
Стуколова Лариса Зайнулловна,доктор педагогических наук, профессор кафедры социальнопсихологического менеджментаНОУ ВПО «Международный институт рынка», г. Самараstukoloval@rambler.ru
Стратегии и тенденции развития муниципальной системы образования
Аннотация. В статье выявлены и научно обоснованы стратегии (формирование на территории муниципального округа единого образовательного пространства, развитие механизмов государственнообщественного управления, создание инновационных организационноуправленческих механизмов межкорпоративного взаимодействия учреждений образования) и тенденции (формирование образовательных комплексов разных типов, создание адаптивного механизма управления,построение муниципальной системы измерения и оценки качества образования, создание комплексного обеспечения развития муниципальной системы образования) развития муниципальной системы образования.Ключевые слова: муниципальная система образования, единое образовательное пространство муниципального округа, механизмы государственнообщественного управления образованием, механизмы межкорпоративного взаимодействия учреждений образования, стратегии развития муниципальной системы образования, тенденции развития муниципальной системы образования.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
В современных условиях перераспределяются полномочия и ответственность в сфере образования между федеральными, региональными и муниципальными органами управления образованием. Роль муниципальных органов управления повышается, чтостановится катализатором активного поиска эффективных моделей развития как общего, так ипрофессионального образования.Это обусловлено тем, чтона территории муниципального округа расположеныне только дошкольные, общеобразовательные учреждения, но и средние специальные, высшие учреждения образования, учреждения дополнительного, послевузовского образования, учреждения системы переподготовки и повышения квалификации разных форм собственности иадминистративного подчинения.Таким образом, муниципальная система образования это система устойчивого и планомерного взаимодействияобразовательных учреждений, находящихся на территории муниципального округа, местной администрации и органов управления образованием, обеспечивающаявысокоэффективную организацию образовательных услуг и способная к самосохранению и развитию посредством самоорганизации и самоуправления[1].Стратегии развития современной муниципальной системы образования состоят в следующем:в формированиина территории муниципального округа единого образовательногопространства, представляющего собойсовокупность учреждений образования; органов местного самоуправления и управления образованием;государственнообщественных институтов исредств массовой коммуникации, ориентированных на муниципализацию образования и оптимизацию функций органов управления образованием различной компетенции по всей «управленческой вертикали»[2];развитиимеханизмов государственнообщественного управления, нацеленных наконструктивный диалог субъектов управленческого процесса образовательных учреждений с органами муниципальной, региональнойвласти и управления образованием, потребителями образовательных услуг, производствоми создание
социальноцелесообразного образовательногопространства и образовательноцелесообразного социума[3];создании инновационных организационноуправленческихмеханизмов межкорпоративного взаимодействия учреждений образования, направленных на обеспечение их оптимального функционирования иразвития с целью получения качественно новых результатов образования, повышения конкурентоспособности ипозиционирования муниципального округа каксубъекта, взаимодействующего с профессиональными учебными заведениями исоциальноэкономическим комплексом региона[4].Реализация данных стратегий в образовательной практике обусловила ряд позитивных тенденций в развитии муниципальной системы образования.Вопервых, это формирование образовательных комплексов разных типов с участием средних и высших профессиональных учебных заведений (детский сад школа учреждение дополнительного образования; школа учреждение дополнительного образования вуз; образовательный кластер; ресурсный центр, отраслевой образовательный консорциум)[5].Формирование таких комплексов основывается на сетевом взаимодействии учреждений образования,находящихся на территории муниципального округа. А создание образовательных комплексов обусловливает развитие инноваций, направленных на сохранение или достижение конкурентных преимуществ образовательных учреждений.Вторая позитивная тенденцияэто создание адаптивного механизма управления, обеспечивающего комплексное развитие муниципальной системы образования. Муниципальная система образования структурно и функционально изоморфна государственной системе образования как один из ее структурообразующих компонентов.С одной стороны, государственная система образования нормативнозаконодательными актами определяет и закрепляет за муниципальной системой образования ее полномочия.Но с другой стороны, муниципальная система образования имеет свою специфику в пределах компетенции соответствующего уровня власти и управления, опосредованнуюисторическими и местными традициями, образовательными потребностями населения муниципального округа.Таким образом, муниципальныйорган управления образованием может быть представлен разными организационнымиформами (управление, отдел, департамент, комитет), составляющимисубмуниципальныйуровень управленияобразованием[6]. Анализ российского опытадеятельности муниципальных органов управления образованием показал, что к их компетенциям относится следующее:1) планирование, организация, регулирование и контроль деятельности муниципальных учреждений образования;2) обеспечение гражданам, проживающим на территории округа, возможности выбора общеобразовательного учреждения;3)организация работы по жизнеустройству детей, оставшихся без попечения родителей, иохрана прав несовершеннолетних; 4) организация летнего отдыха и досуга школьников;5) развитие международного сотрудничества в сфере муниципализации образования;6) координация деятельности учреждений образования,независимо отформ собственности и административного подчинения, по развитию образовательной сферы муниципального округа;7) регулирование отношений собственности в системе образования, установление дополнительных налогов и льгот, стимулирующих развитие муниципальной системы образования, формирование местных бюджетов вчасти расходов на образование;8) мониторинг и анализ результатов деятельности учреждений образования,независимо отформ собственности и административного подчинения, по удовлетворению кадровых потребностей муниципального округа;10) формированиемоделей школьных округов;11) создание банков педагогических,управленческих, экономических инноваций в системе образования;12) формирование социального заказа на профессиональное образование в интересах муниципального округа.Выяснено, что создание инновационных механизмов управления развитиеммуниципальной системы образования может быть направлено:насоздание методологии определения эффективности инновационных процессов;формирование устойчивой направленности инноваторовна муниципализацию образования;организацию и поддержку субъектноавтономных учреждений;сбалансированность социальных интересов образовательных учреждений и образовательных потребностей местного населения;развитие интегрированных качеств образовательных учреждений, расположенных на территории муниципального округа, с целью формирования муниципальногообразовательного комплекса;создание инновационныхорганизационноуправленческих форм межкорпоративного взаимодействия учреждений образования, обусловливающихне только оптимальное функционирование и развитие муниципальнойсистемы образования, но и ее интеграцию в социум;формированиесистемы взаимодействия субъектов инновационной деятельности, органов государственной власти и местного сообщества, обеспечивающей развитие инновационных процессов, с целью повышения качества образования и конкурентоспособности учреждений образования на региональном, российском и международном рынках образовательных услуг;создание условий для добровольного и заинтересованного участия учреждений образования и научнопедагогических кадров в развитииинновационной деятельностипосредством развитияинтеграции науки, образования и производства, объединения научных исследований и образовательных программ в целостную систему, развития научноисследовательской работы студентов, привлечения молодых исследователей выпускников вузов в науку и инновации, профессиональной подготовки специалистов, способных к предпринимательству в научноинновационной сфере[7].Следующая позитивная тенденцияэто создание муниципальной системы измеренияи оценки качества образования.Основным структурообразующим компонентом данной системы является мониторинг качестваобразования, который позволяетобеспечить передачу оперативнойисистематизированной информации для принятия стратегических решений управления развитием учебнообразовательного процесса.К основным функциям данного мониторинга относятся:ориентирующая, направленная на документирование процесса и автоматизацию документооборота;диагностическая, включающаяподготовку контрольноизмерительных материалов ииспользованиеих в образовательной практике,сбор и систематизацию рейтинговой информации;коррекционная, проявляющаяся в непрерывном совершенствовании учебнообразовательного партнерства учреждений образования,независимо отформ собственности и административного подчинения;прогностическая, направленная на осуществление форсайтов, раскрывающих векторы развития муниципального образования.Форсайтпроекты включают два аспекта: вероятности, порождаемые необходимой или объективной стохастичностью и хаотичностью многих объектов либо непредвиденныминами пересечениями рядов событий и состояний систем; многопараметричность и многофакторностьсложных систем, которые лишь постепенно снимаются в познании на практике. АвгустВильгельм Шеер уверен, что одной из самых консервативных систем является образование[8].Качественное отличие форсайтпроекта состоит в том, что привлекается широкое число экспертов, представляющих различные сферы деятельности для того, чтобы, вопервых,учесть все возможные варианты,предвидеть самые неожиданные пути развития и получить комплексную оценкупрогнозируемого процесса; вовторых,выбрать наиболее оптимальные варианты инновационного развития иразработать программу их достижения.Создание локальных учебнонаучноинновационных форсайтструктур от кафедры и лаборатории классического типа до сети центров (ресурсных, консалтинговых, профессиональной переподготовки) и их интегрирование в структуру муниципального образования может стать одним из элементов создаваемой региональной инновационной системы. Это обусловлено тем, что форсайтструктура обеспечивает:1) генерацию и расширенное воспроизводство междисциплинарных знаний;2) активное систематическоеиспользование интеллектуального потенциала гражданского общества;3) выявление стратегических и тактических конкурентных преимуществ образовательного учреждения, построение планов и организациюсистематических действий, позволяющих достичь на их основе ощутимых эффектов для повышения качества образования, востребованности выпускниковконкретными предприятиями, обществом в целом;4) интеграцию«продукта» (прогнозы, сценарии, приоритеты) и «процесса» (установление взаимосвязей между всеми субъектами учебнообразовательного процесса, включая работодателей), что способствует не только определению стратегических приоритетов развитияучреждений образования, основанных на инновациях и направленных на повышение ихконкурентоспособности, но и достижению консенсуса между наукой, образованием, производством, бизнесом в области профессиональной подготовки современного конкурентоспособного специалиста;5) определение и формирование у современных специалистов профессиональных компетенций, адекватных актуальным научнотехнологическим требованиям экономики, формированиеготовности обучаться всю жизнь.Следующая позитивная тенденциясоздание комплексного обеспечения развитиямуниципальной системы образования(нормативноправового, информационного, психологопедагогического, научнометодического, учебнопрограммного)[9].Нормативноправовое обеспечение основано на международных, федеральных, региональных законодательных актах, а также постановлениях органов местного самоуправления: ФЗ «Об образовании», ФЗ «Онауке и государственнойнаучнотехнической политике»,приказы Министерства образования и науки РФ, письмо Министерства образования и науки России от 22.02.2011. № 1391, в котором представлена концепция развития научноисследовательской и инновационной деятельности в учреждениях высшего профессионального образования РФ на период до 2015 г.Информационное обеспечение развития муниципальной системы образования предусматривает, вопервых,создание многофункциональной, открытой, параметрическиопределенной информационнообразовательнойсреды с инвариантной структурой и вариативным использованием возможностей ее содержательного наполнения, вовторых, формирование информационной культуры субъектов муниципальной системы образования[10].Психологопедагогическое обеспечение развития муниципальной системы образования базируется на гуманизации образования, ее компоненты:потребность человека в эмоциональном контакте, заключающаяся в желании индивида чувствовать себя предметом заинтересованности и симпатии, способности к эмпатийному пониманию окружающих;межличностное гуманистическое общение между всеми субъектами учебнообразовательного процесса, психологопедагогические способы воздействия на сознание и поведение друг друга;личностноролевое участие студентов в организации учебнообразовательного процесса;гуманистическая направленность личности преподавателя;устойчивое гуманистическое сознание у всех субъектов учебнообразовательного процесса, умение рефлексировать и стремиться к самовоспитанию гуманных качеств.В настоящее время идея гуманизации образования получила международную известностькак один из принципов конвергенции образовательных учреждений и оказывает влияние на отбор содержания отдельных учебных курсов и организацию учебнообразовательного процесса, а также находит отражение в некоторых международных педагогических программах.Методы гуманизации образования можно условно разделить на группы:1) методы, формирующие гуманистическое сознание: обсуждение важнейших проблем современности с позиций гуманизма; анализ компонентов гуманизма; самостоятельная работа с литературой о гуманизме; деловые и ролевые игры; герменевтические методы; разъяснение смысла психологопедагогических методов управления; методы самопознания;2) методы, формирующие гуманистическое поведение: показ приемов гуманистической деятельности; тренинги, упражнения на отработку способов нахождения различных коммуникативных средств для взаимодействия с партнером по общению, для развития умения слушать, развития умения создавать позитивную психологическую атмосферу; рефлексия; методы драмопедагогики.Следующий компонент комплексного обеспеченияразвития муниципальной системы образованиянаучнометодическое обеспечение.Методическое обеспечение включаетрекомендации, направленные на оказание методической помощи преподавателю и администрации учебного заведения в организации и проведении учебнообразовательного процесса и обеспечивающиеего эффективность.Научное обеспечение охватывает все области образовательного процесса и обеспечивает реализацию принципа научности в ходе педагогической деятельности коллектива учебного заведения. Под научным обеспечением чаще всего понимается совокупность результатов научных исследований по совершенствованию учебнообразовательного процесса, дифференцированная на следующие составные элементы:научное обеспечение учебнометодической и нормативной документации; научное обеспечение организации и проведения учебновоспитательного процесса, в том числе отдельных образовательных областей;научное обеспечение контроля учебновоспитательного процесса.Таким образом, научнометодическое обеспечение развития муниципальной системы образования предполагает реализацию совокупности следующих функций: научной, образовательной, аналитической, прогностической, исследовательской, организационной, консультационной, координационной, информационной, проектировочной, инновационной.Учебнопрограммное обеспечение развития муниципальной системы образованияможет быть направлено на создание образовательных программ, модулей, а также рекомендаций по организации инновационных форм (продуктивного, проблемного и других) и методов (кейсметод, метод проектов и других) обучения.Например, в настоящее время большую популярность приобрел исследовательскийметод (или метод исследовательских задач), предусматривающийорганизацию самостоятельной работы обучаемых.К основополагающим функциям исследовательского метода относятся:организация творческой самостоятельной работы обучаемых;побуждение студентов к самостоятельной поисковой деятельности и усвоение новых понятий и способов познавательной деятельности путем решения учебных проблем (функция эвристического метода);самостоятельное усвоение новых знаний обучаемыми в ходе выполнения самостоятельных работ;формирование умений и навыков творческой, поисковой деятельности в процессе приобретения новых знаний;формирование мотивов учения, подготовка их самостоятельной познавательнойдеятельности (функция диалогического метода);усиление процесса превращения знаний в убеждения, воспитания интеллектуально активной личности.По особенностям приведенных функций есть основание предположить, что реализация исследовательского метода в образовательном процессе создает условия для полноценного проявления функций других методов, особенно в проблемных исследовательских ситуациях.Стратегии и тенденции развития муниципальной системы образования, рассмотренные в статье, опосредованырусломизменений, которые происходят в реальном секторе экономики, и направлены на формированиесовременных механизмов государственночастного партнёрства,новой системы финансирования муниципальных программразвития образования, созданиесовременного вариативного типа учебных заведений.
Ссылки на источники1.Пугачева Н.Б. Управление муниципальной системой образования: теоретические основы // Известия Российской академии образования.2010.№ 1. С. 7183.2.Пугачева Н.Б. Некоторые проблемы взаимодействия школы и органов управления образованием региона // Регионология.2003.№ 41. С. 136140.3.Лунев А. Н., Пугачева Н. Б., Стуколова Л. З. Сущностная характеристика регионального рынка услуг // Концепт. 2013. № 12 (декабрь). ART 13260. URL: http://ekoncept.ru/2013/13260.htm.4.Пугачева Н.Б., Чепурышкин И.П. Регионализация образования как предмет научных исследований // Педагогика.2008.№ 8. С. 916.5.Лунев А. Н., Пугачева Н. Б., Стуколова Л. З. Формы интеграции субъектов регионального рынка профессиональных образовательных услуг // Концепт. 2014. № 01 (январь). ART 14012. URL: http://ekoncept.ru/2013/14012.htm.6.Пугачева Н.Б. Управление общеобразовательным учреждением инновационного типа: автореф. дис.…дра пед. наук. Казань: Казан.гос.пед.унт,2004. 40 с.7.Лунев А. Н.,Пугачева Н.Б. Социальная практика как философское основание педагогического стратегирования в техническом вузе // Общество: философия, история, культура. 2013.№ 4. URL: http://domhors.ru/ru/component/content/article/8.html.8.Пугачева Н.Б. Форсайт как составляющая управления современным профессиональным образованием // Профессиональное образование в России и за рубежом.2010.№ 1.С. 6569.9.Пугачева Н.Б. Приоритетные задачи высшего профессионального образования в современной теории и практике // Социосфера.2011.№ 1. С. 4246.10.
Пугачева Н.Б., Судденкова Н.В., Татаринова И.П. Сущностная характеристика инновационной образовательной среды // Экономические и гуманитарные исследования регионов.2012. № 1. С.6471.
Alexander Lunev,Doctor of Technical Sciences, Professor, Department of Engineering Production Technology "Kazan State Technical University", Kazanlunev.aleksander2012@yandex.ruNatalia Pugacheva,Doctor of Education, Professor, Department of Occupational Safety and Law "Kazan State Architecture and Civil Engineering",Kazannatalyapugacheva@yandex.ruLarisa Stukolova,Doctor of Education, professor of social and psychological management "International Institute of the market",Samarastukoloval@rambler.ruStrategies and trends municipal education systemAbstract. The paper identified and scientifically based strategies (construction in the territory of the municipality unified educational space, the development of publicpublic administration, creation of innovative organizational and managerial mechanisms intercorporate cooperation of educational institutions ) and trends (the formation of different types of educational systems, the creation of an adaptive management mechanism, building municipal system of measuring and evaluating the quality of education, the creation of an integrated software development municipal education system) for development of municipal education system.Keywords: municipal education system, unified educational space municipality, Publicpublic education management, interenterprise communication mechanisms of educational institutions, municipal development strategy of the education system, the development trend of the municipal education system.References:110RussianSources.
Рекомендовано к публикации:НекрасовойГ. Н., доктором педагогических наук, профессором, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»