Влияние особенностей общения между родителями на эмоциональную сферу их детей дошкольного возраста
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гонина
О.
О. Влияние особенностей общения между родителями на эмоциональную сферу их детей дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – № 3 (март). – С.
91–95. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/14071.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблеме общения между родителями как одного из важных факторов эмоционального развития их детей в дошкольном возрасте. Автор излагает результаты исследования связи между нарушениями эмоциональной сферы детей дошкольного возраста и основными параметрами общения между их родителями (сходство во взглядах, доверительность, взаимопонимание, лёгкость общения).
Текст статьи
Гонина Ольга Олеговна,кандидат психологических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологииФГБОУ ВПО «Тверской государственный университет», г.Тверьolg1015@yandex.ru
Влияние особенностей общения между родителями на эмоциональную сферу их детей дошкольного возраста
Аннотация. Статья посвящена проблеме общения между родителями как одного из важных факторов эмоционального развития их детей в дошкольном возрасте. Автор излагает результаты исследования связи между нарушениями эмоциональной сферыдетей дошкольного возраста и основными параметрами общения между их родителями (сходство во взглядах, доверительность, взаимопонимание, лёгкость общения).Ключевые слова: эмоции, общение между супругами, эмоциональные состояния детей.Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.
Эмоции выполняют ряд важных функций, которые находятся в тесной взаимосвязи: оценочную, организующую, регуляторную, предвосхищающую и экспрессивнокоммуникативную.В целом анализ функционального назначения эмоций позволяет определить их как совокупность процессов внутренней регуляциипсихической деятельности. Из этого следует, что нарушения эмоциональной сферы неизбежно сказываются на психической деятельности человека в целом и на развитии ребенка на разных этапах онтогенеза. Несомненно, что проблема эмоционального развития в дошкольном возрасте актуальна как для развития общепсихологической теории, так и для практической реализации психологического знания в сфере детской психологии. Статистические данные свидетельствуют о том, что уровень эмоционального неблагополучия в обществе с каждым годом неуклонно растет, что отражается на эмоциональной сфере детей. Многочисленные подходы к решению проблемы нарушений эмоциональной сферы детей чаще всего основаны на исследовании психологической атмосферы в семье, взаимоотношений ребёнка с близкими взрослыми, социального окружения, а также восприимчивости детей к заболеваниям и других внешних факторов. Известно, что в раннем детстве эмоциональные реакции характеризуются кратковременностью, неустойчивостью, лабильностью, интенсивностью, неконтролируемостью. На протяжении дошкольного возраста происходят закономерные изменения в эмоциональном развитии детей, эмоциональная сфера усложняется и обогащается, что обусловлено социализацией содержания и форм проявления эмоций. Происходит расширение модального ряда эмоциональных реакций, интегрирование эмоций и интеллекта. В целом для дошкольного детства характерно значительное разнообразие эмоций и чувств, их углубление и относительно большая устойчивость, длительность, интенсивность и четкое внешнее проявление, постепенное совершенствование навыков произвольной эмоциональной саморегуляции.В норме эмоциональная сфера ребенка дошкольного возраста отличается жизнерадостностью, бодростью, оптимизмом. Если ребенок большую часть времени пребывает в негативном эмоциональном состоянии, быстро утомляетсяили,наоборот,не может успокоиться, показывает гиперактивность, ведет себя робко и неуверенно, плаксивый, капризный, то все эти состояния могут свидетельствовать о наличии расстройств в эмоциональной сфере.Причинами эмоциональных нарушений чаще всего являются патологические изменения ЦНС и организма в целом, дефекты процесса воспитания. Важное место занимает и родительская позиция, стиль семейного воспитания, общий микроклимат дома. В частности, важным фактором, предрасполагающим к эмоциональным нарушениям, служат неадекватные родительские установки, дисгармоничный стиль семейного воспитания и родительских взаимоотношений.Семейное окружение и взаимоотношения между родителями играют значительную роль в формировании эмоциональной сферы у детей и при неблагоприятных характеристиках могут способствовать возникновению эмоциональных расстройств. Целью нашего исследования являлось изучение связи характеристик эмоциональной сферы детей дошкольного возраста и особенностей общения между их родителями. Рабочая гипотеза исследования состояла в предположении того, что существует связь между особенностями эмоциональной сферы детей дошкольного возраста и основными параметрами общения между их родителями (сходствово взглядах, доверительность, взаимопонимание, лёгкость общения). В исследовании использовались следующие методы:тестирование, проективные методики, качественный и количественный анализ результатов, статистическая обработка данных. Эмпирическая база исследования –МДОУ № 19 г. Твери.Для изучения эмоциональной сферы детей дошкольного возраста нами были использованы методика «Проективные рассказы» Т. А. Данилиной [1], графическая методика «Кактус» М. Памфиловой [2] и проективная методика диагностики эмоционального состояния «Часики»[3].В ходе анализа результатов диагностики эмоциональной сферы детей негативные эмоциональные состояния и характеристики эмоциональной сферы были выявлены у 41% испытуемых. Среди них отмечаются тревожность, признаки внутреннегонапряжения, эгоцентризм, импульсивность, зависимость, неуверенность, стремление к одиночеству, робость. У 12% испытуемых выявленыдоминирование нейтральных эмоциональных состояний, стремление обратить на себя внимание, получить одобрение, открытость, стремление к лидерству, легкость установления контактов, уверенность в себе. У 47% испытуемых установленыдоминирование позитивных эмоциональных состояний, уверенность в себе, экстравертность, открытость, стремление к достижению успеха, инициативность, потребность в самоутверждении.Для проведения диагностики особенностей общения между супругами использовалась методикаопросник общения между супругами Ю.А. Алешиной, Л.Я. Гозмана, Е. М. Дубовской[4]. Авторы –разработчики опросника отобрали четыре параметра, которые, с одной стороны,наиболее полно характеризуют успешное межличностное общение супругов, а с другой –являются доступными для психодиагностического измерения. Этими параметрами являются:сходство во взглядах;общие символы;доверительность общения;взаимопонимание.Позже к этим четырём были добавлены ещё два:психотерапевтичность общения;лёгкость общения.Шкала «Психотерапевтичность семейного общения»показывает, насколько межличностное общение супругов способствует формированию психологически комфортной и интимной атмосферы в семье. Шкала «Лёгкость общения»характеризуетпростоту налаживания контактов между супругами, насколько им просто начать разговор, насколько свободно чувствуют себя супруги, общаясь друг с другом.Таким образом, опросник был составлен из шести шкал. Окончательный вариант методики представляет собой 48 вопросов, перед предъявлением которых даётся инструкция.С помощью опросника были изучены особенности общения между супругами в сороках пяти супружеских парах, дети которых посещают детский сад. Одному из супругов в каждой паре был предложен опросник, состоящий из 48 вопросов с четырьмя вариантами ответа. Испытуемым было предложено ответить на вопросы так, чтобы выбранный вариант ответа наиболее полно соответствовал именноих точке зрения на ситуацию, сложившуюся в семье. Испытуемые отвечали на вопросы дома, в спокойной обстановке, в удобное для себя время.Приведём таблицу, в которой отражены баллы, набранные испытуемыми в ходе проведения методики. Чем выше балл по любой из шкал, тем более выражена данная особенность в отношениях супругов.
Средние показателирезультатов диагностики общения между родителей
ШкалаСредний показательОценка себяОценка партнёраДоверительность общения3,172,92Взаимопонимание между супругами3,073,14Сходство во взглядах3,04Общие символы семьи3,11Лёгкость общения между супругами3,16Психотерапевтичность общения3,13
По шкале «Доверительность общения» 53,3% испытуемых оценили своё доверие к партнёру ниже среднего значения. Ответы 40% испытуемых говорят о том, что доверие партнёров к испытуемым ниже среднего значения. Отсутствие доверия между супругами более чем в половине обследуемых семей свидетельствует о нарушении нормального функционирования семьи, что,в свою очередь,будет пагубно сказываться на эмоциональном развитии ребёнка, в частности на чувстве доверия к обоим родителям.По шкале «Взаимопонимание между супругами» уровень взаимопонимания 35,55% испытуемых с супругом ниже среднего значения. Уровень понимания 37,77% испытуемых их партнёром ниже среднего показателя. Интересно, что не всегда оба супруга не понимают друг друга. Бывает и так, чтотолько один из супругов чувствует, что его не понимают,или осознаёт, что сам не может понятьдругого. Такого рода особенность родительскихотношений будет отрицательно влиять на эмоциональную сферу ребёнка, тонко чувствующего, в той или иной мере,каждого из родителей.По шкале «Сходство во взглядах» 57,77% ответов свидетельствуют о том, что испытуемые не сходятся во взглядах со своим супругом.По шкале «Общие символы семьи» ответы 53,33% испытуемых свидетельствуют о том, что они с супругом имеют разные символы семьи, то есть более чем в половине из обследованных семей живут люди, которые хотят строить свою семейную жизнь образом, отличным оттого, как хотят это делать их супруги. Это основание для заявления о том, что обстановка для развития эмоциональной сферы ребёнка в подобной семье неблагоприятна.По шкале «Лёгкость общения между супругами» средний показатель высок, но лишь за счёт нескольких семейных пар, общение которых складывается легко. В % семейпо результатам расчётов показатель лёгкости общения ниже среднего значения. По шкале «Психотерапевтичность общения» в 42,22% семей психотерапевтичность общения ниже среднего значения, то есть супруги, пообщавшись друг с другомпо вопросу, который вызывает разногласие между ними, не испытывают облегчения. Они не пытаются понять друг друга, не ставят себя на место партнёра. Данные диагностики ярко иллюстрируют тот факт, что отношения идеальными быть не могут. И порой вступая в брак, люди не задумываются о том, что проблемы,встающие на пути их желания создать «идеальную семью», лежат в них самих, в их убеждениях и мыслях, умении понять человекаи дать понять себя.Для выявления связимежду особенностями взаимоотношений родителей и состоянием эмоциональной сферы детеймы сопоставили данные о состоянии эмоциональной сферы ребёнка с особенностями общения между его родителями. Сопоставление результатов исследования эмоциональной сферы детей и особенностей общения между их родителями выявило, что дети, в отношениях между родителями которых присутствуют негативные черты, имеют определённые отклонения в эмоциональной сфере. Стоит отметить, что родительские отношения, имеющие очень низкий показатель по одному из параметров, обнаруживают невысокие результаты и по остальным признакам. Иными словами, если семейная атмосфера отличается напряжённостью и конфликтностью, то это сразу будет заметно по общему низкому уровню показателей особенностей общения. Кроме того, нами была замечена связь между особенностями общения и конкретной чертой эмоциональной сферы. Так, если для родительских отношений характерен низкий уровень доверия, то в эмоциональной сфере ребёнка проявляются такие черты,как тревожность и внутренняя напряжённость. Различия в символах семьи у родителей влекут за собой появление у ребёнка чувства одиночества, стремления быть незаметным, подстроиться. Неуверенность в себе и своих силах и стремление к выходу, изменениювызываются недостатком лёгкости общения между родителями. Если между родителями нет достаточного взаимопонимания, то у детей развивается замкнутость, робость, отсутствует инициатива. А такие качества,как демонстративность и внутренняя агрессия,формируются у детей под влиянием различия взглядов у родителей. Что касается такого параметра,как «психотерапевтичность общения», то в ходе нашего исследованияне было выявлено его влияния на эмоциональную сферу детей.Связь между особенностями общения родителей и характеристиками эмоциональной сферы детей доказана с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена, который позволяет выявить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между двумя признаками или двумя их профилями.Для правильности и удобства расчётов за испытуемогомы принимаем не пару родителей или ребёнка по отдельности, а семью. Одним из рядов значений являются показатели выраженности особенностей общения между супругами, а другим –показатели наличия или отсутствия у ребёнка черт эмоциональной сферы, на которые предположительновлияют особенности общения.Рассчитав эмпирическое значение коэффициента rsи сравнив его с критическим значением, можем утверждать, что наличие всех предполагаемых связей подтвердилось. Так,существует связь между низким уровнем доверия вотношениях супругов и проявлением тревожности у ребёнка, низким уровнем взаимопонимания и появлением в эмоциональной сфере ребёнка таких черт,как замкнутость и робость. Выявлена достоверная связь между показателем взаимопонимания между родителями и проявлением замкнутости у детей (rs0,47), между показателем сходства семейных символов у родителей и проявлением тревожности у детей (rs0,36), между показателем сходства символов семьи у родителей и проявлениемчувства одиночества у детей(rs0,41),между показателем лёгкости общения между родителями и проявлениему детей неуверенности в себе(rs0,45).Исходя из вышеизложенных результатов исследования,можно сделать вывод о том, что для подавляющего большинства детей с обнаруженныминарушениями эмоциональной сферы основным психотравмирующим фактором является семейная обстановка.Определённые особенности общения между родителями провоцируют появление определённых нарушений в эмоциональной сфере детей. Так, низкий уровень доверительности общения вызывает тревогу и внутреннюю напряжённость. Недостаток понимания между родителями приводит к развитию неуверенности в себе и зависимости, замкнутости и робости, различия в символах семьи ведут к появлению неуверенности в себе, стремления быть незаметным, подстраиваться. Чувство одиночестваистремление к выходу, изменениювызываются недостатком лёгкости общения между родителями, а различия во взглядах супругов приводят к развитию вспыльчивости, агрессивности и внутренней напряжённости. Выявленные связи могут считаться достоверными, так как их наличие было подтверждено с помощью метода математической статистики.Таким образом, влияние особенностей общения между супругами на эмоциональную сферу ребёнка очевидно. Применительно к коррекции нарушений в эмоциональной сфере детейэто означает, что она обязательно должна предусматриватьработус родителями, направленнуюна минимизацию неблагоприятного влияния негативных особенностей их общения на эмоциональную сферу ребёнка. По результатам проведенного исследования можно сформулировать ряд общих рекомендаций, адресованных педагогам, психологам, дефектологам: использовать описанные в данной работе диагностические методики для изучения эмоциональной сферы дошкольников; учитывать результаты диагностики эмоциональных состояний детейв воспитательнообразовательном процессе, реализуя индивидуальныйподход в воспитании и обучении; реализовывать системный подход к психологопедагогической работе, связанный с тем, что при решении проблем эмоционального развития ребенка и коррекции эмоциональных нарушений необходимо учитывать и другие стороны его развития; сдетьми, у которых выявлены эмоциональные расстройства и доминируют негативные эмоциональные состояния, необходимо проводить комплексную коррекционную работу с целью формирования психически здоровой личности ребенка, с использованием различных средств –изобразительнографических, предметноманипуляционных, вербальнокоммуникативных –и методов:игротерапии, рисуночной терапии, музыкотерапии, драматерапии, сказкотерапии и др.; организовывать взаимодействие с родителями детей с целью координации усилий по осуществлению индивидуального подхода к детям, повышения уровня психологопедагогической культуры родителей детей, оптимизации взаимоотношений между ними, осуществлять педагогическое и психологическое просвещение родителей по вопросам личностногоразвития детей.
Ссылки на источники1.Данилина Т.А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. В мире детских эмоций. –М.: Айриспресс, 2007.–160 с.2.Памфилова М. Графическая методика «Кактус» // Обруч.–2000. –№5. –С. 12–13.3.Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста. –СПб.: Речь, 2005. –240 с.4.Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи. –М.: Академия, 2007. –432 с.
Olga Gonina,Сandidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the chair ofpreschool pedagogy and psychology, Tver State University, TverInfluence of features of parents communication on the emotional sphere of their preschool childrenAbstract. The article is devoted to the problem of communication between parents as one of the important factors of emotional development of their preschool children. The author presents the results of studies of the link between violations of the emotional sphere of preschool children and main parameters of communication between their parents (similarities in attitudes, trust, understanding, and easy communication).Keywords:emotions, communication between partners, emotional condition of children.References1.Danilina,T.A., Zedgenidze,V. Ja.andStepina N. M.(2007) V mire detskih jemocij,Ajrispress,Moscow,160 s.(in Russian)2.Pamfilova,M. (2000) “Graficheskaja metodika ‘Kaktus’”,Obruch,№5, р. 12–13.(in Russian)3.Velieva,S.V. (2005) Diagnostika psihicheskih sostojanij detej doshkol'nogo vozrasta,Rech',St.Petersburg,240 р.(in Russian)4.Liders,A.G. (2007) Psihologicheskoe obsledovanie sem'i,Akademija,Moscow,432 р.(in Russian)
Рекомендованокпубликации:Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редакторомжурнала «Концепт»
Влияние особенностей общения между родителями на эмоциональную сферу их детей дошкольного возраста
Аннотация. Статья посвящена проблеме общения между родителями как одного из важных факторов эмоционального развития их детей в дошкольном возрасте. Автор излагает результаты исследования связи между нарушениями эмоциональной сферыдетей дошкольного возраста и основными параметрами общения между их родителями (сходство во взглядах, доверительность, взаимопонимание, лёгкость общения).Ключевые слова: эмоции, общение между супругами, эмоциональные состояния детей.Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.
Эмоции выполняют ряд важных функций, которые находятся в тесной взаимосвязи: оценочную, организующую, регуляторную, предвосхищающую и экспрессивнокоммуникативную.В целом анализ функционального назначения эмоций позволяет определить их как совокупность процессов внутренней регуляциипсихической деятельности. Из этого следует, что нарушения эмоциональной сферы неизбежно сказываются на психической деятельности человека в целом и на развитии ребенка на разных этапах онтогенеза. Несомненно, что проблема эмоционального развития в дошкольном возрасте актуальна как для развития общепсихологической теории, так и для практической реализации психологического знания в сфере детской психологии. Статистические данные свидетельствуют о том, что уровень эмоционального неблагополучия в обществе с каждым годом неуклонно растет, что отражается на эмоциональной сфере детей. Многочисленные подходы к решению проблемы нарушений эмоциональной сферы детей чаще всего основаны на исследовании психологической атмосферы в семье, взаимоотношений ребёнка с близкими взрослыми, социального окружения, а также восприимчивости детей к заболеваниям и других внешних факторов. Известно, что в раннем детстве эмоциональные реакции характеризуются кратковременностью, неустойчивостью, лабильностью, интенсивностью, неконтролируемостью. На протяжении дошкольного возраста происходят закономерные изменения в эмоциональном развитии детей, эмоциональная сфера усложняется и обогащается, что обусловлено социализацией содержания и форм проявления эмоций. Происходит расширение модального ряда эмоциональных реакций, интегрирование эмоций и интеллекта. В целом для дошкольного детства характерно значительное разнообразие эмоций и чувств, их углубление и относительно большая устойчивость, длительность, интенсивность и четкое внешнее проявление, постепенное совершенствование навыков произвольной эмоциональной саморегуляции.В норме эмоциональная сфера ребенка дошкольного возраста отличается жизнерадостностью, бодростью, оптимизмом. Если ребенок большую часть времени пребывает в негативном эмоциональном состоянии, быстро утомляетсяили,наоборот,не может успокоиться, показывает гиперактивность, ведет себя робко и неуверенно, плаксивый, капризный, то все эти состояния могут свидетельствовать о наличии расстройств в эмоциональной сфере.Причинами эмоциональных нарушений чаще всего являются патологические изменения ЦНС и организма в целом, дефекты процесса воспитания. Важное место занимает и родительская позиция, стиль семейного воспитания, общий микроклимат дома. В частности, важным фактором, предрасполагающим к эмоциональным нарушениям, служат неадекватные родительские установки, дисгармоничный стиль семейного воспитания и родительских взаимоотношений.Семейное окружение и взаимоотношения между родителями играют значительную роль в формировании эмоциональной сферы у детей и при неблагоприятных характеристиках могут способствовать возникновению эмоциональных расстройств. Целью нашего исследования являлось изучение связи характеристик эмоциональной сферы детей дошкольного возраста и особенностей общения между их родителями. Рабочая гипотеза исследования состояла в предположении того, что существует связь между особенностями эмоциональной сферы детей дошкольного возраста и основными параметрами общения между их родителями (сходствово взглядах, доверительность, взаимопонимание, лёгкость общения). В исследовании использовались следующие методы:тестирование, проективные методики, качественный и количественный анализ результатов, статистическая обработка данных. Эмпирическая база исследования –МДОУ № 19 г. Твери.Для изучения эмоциональной сферы детей дошкольного возраста нами были использованы методика «Проективные рассказы» Т. А. Данилиной [1], графическая методика «Кактус» М. Памфиловой [2] и проективная методика диагностики эмоционального состояния «Часики»[3].В ходе анализа результатов диагностики эмоциональной сферы детей негативные эмоциональные состояния и характеристики эмоциональной сферы были выявлены у 41% испытуемых. Среди них отмечаются тревожность, признаки внутреннегонапряжения, эгоцентризм, импульсивность, зависимость, неуверенность, стремление к одиночеству, робость. У 12% испытуемых выявленыдоминирование нейтральных эмоциональных состояний, стремление обратить на себя внимание, получить одобрение, открытость, стремление к лидерству, легкость установления контактов, уверенность в себе. У 47% испытуемых установленыдоминирование позитивных эмоциональных состояний, уверенность в себе, экстравертность, открытость, стремление к достижению успеха, инициативность, потребность в самоутверждении.Для проведения диагностики особенностей общения между супругами использовалась методикаопросник общения между супругами Ю.А. Алешиной, Л.Я. Гозмана, Е. М. Дубовской[4]. Авторы –разработчики опросника отобрали четыре параметра, которые, с одной стороны,наиболее полно характеризуют успешное межличностное общение супругов, а с другой –являются доступными для психодиагностического измерения. Этими параметрами являются:сходство во взглядах;общие символы;доверительность общения;взаимопонимание.Позже к этим четырём были добавлены ещё два:психотерапевтичность общения;лёгкость общения.Шкала «Психотерапевтичность семейного общения»показывает, насколько межличностное общение супругов способствует формированию психологически комфортной и интимной атмосферы в семье. Шкала «Лёгкость общения»характеризуетпростоту налаживания контактов между супругами, насколько им просто начать разговор, насколько свободно чувствуют себя супруги, общаясь друг с другом.Таким образом, опросник был составлен из шести шкал. Окончательный вариант методики представляет собой 48 вопросов, перед предъявлением которых даётся инструкция.С помощью опросника были изучены особенности общения между супругами в сороках пяти супружеских парах, дети которых посещают детский сад. Одному из супругов в каждой паре был предложен опросник, состоящий из 48 вопросов с четырьмя вариантами ответа. Испытуемым было предложено ответить на вопросы так, чтобы выбранный вариант ответа наиболее полно соответствовал именноих точке зрения на ситуацию, сложившуюся в семье. Испытуемые отвечали на вопросы дома, в спокойной обстановке, в удобное для себя время.Приведём таблицу, в которой отражены баллы, набранные испытуемыми в ходе проведения методики. Чем выше балл по любой из шкал, тем более выражена данная особенность в отношениях супругов.
Средние показателирезультатов диагностики общения между родителей
ШкалаСредний показательОценка себяОценка партнёраДоверительность общения3,172,92Взаимопонимание между супругами3,073,14Сходство во взглядах3,04Общие символы семьи3,11Лёгкость общения между супругами3,16Психотерапевтичность общения3,13
По шкале «Доверительность общения» 53,3% испытуемых оценили своё доверие к партнёру ниже среднего значения. Ответы 40% испытуемых говорят о том, что доверие партнёров к испытуемым ниже среднего значения. Отсутствие доверия между супругами более чем в половине обследуемых семей свидетельствует о нарушении нормального функционирования семьи, что,в свою очередь,будет пагубно сказываться на эмоциональном развитии ребёнка, в частности на чувстве доверия к обоим родителям.По шкале «Взаимопонимание между супругами» уровень взаимопонимания 35,55% испытуемых с супругом ниже среднего значения. Уровень понимания 37,77% испытуемых их партнёром ниже среднего показателя. Интересно, что не всегда оба супруга не понимают друг друга. Бывает и так, чтотолько один из супругов чувствует, что его не понимают,или осознаёт, что сам не может понятьдругого. Такого рода особенность родительскихотношений будет отрицательно влиять на эмоциональную сферу ребёнка, тонко чувствующего, в той или иной мере,каждого из родителей.По шкале «Сходство во взглядах» 57,77% ответов свидетельствуют о том, что испытуемые не сходятся во взглядах со своим супругом.По шкале «Общие символы семьи» ответы 53,33% испытуемых свидетельствуют о том, что они с супругом имеют разные символы семьи, то есть более чем в половине из обследованных семей живут люди, которые хотят строить свою семейную жизнь образом, отличным оттого, как хотят это делать их супруги. Это основание для заявления о том, что обстановка для развития эмоциональной сферы ребёнка в подобной семье неблагоприятна.По шкале «Лёгкость общения между супругами» средний показатель высок, но лишь за счёт нескольких семейных пар, общение которых складывается легко. В % семейпо результатам расчётов показатель лёгкости общения ниже среднего значения. По шкале «Психотерапевтичность общения» в 42,22% семей психотерапевтичность общения ниже среднего значения, то есть супруги, пообщавшись друг с другомпо вопросу, который вызывает разногласие между ними, не испытывают облегчения. Они не пытаются понять друг друга, не ставят себя на место партнёра. Данные диагностики ярко иллюстрируют тот факт, что отношения идеальными быть не могут. И порой вступая в брак, люди не задумываются о том, что проблемы,встающие на пути их желания создать «идеальную семью», лежат в них самих, в их убеждениях и мыслях, умении понять человекаи дать понять себя.Для выявления связимежду особенностями взаимоотношений родителей и состоянием эмоциональной сферы детеймы сопоставили данные о состоянии эмоциональной сферы ребёнка с особенностями общения между его родителями. Сопоставление результатов исследования эмоциональной сферы детей и особенностей общения между их родителями выявило, что дети, в отношениях между родителями которых присутствуют негативные черты, имеют определённые отклонения в эмоциональной сфере. Стоит отметить, что родительские отношения, имеющие очень низкий показатель по одному из параметров, обнаруживают невысокие результаты и по остальным признакам. Иными словами, если семейная атмосфера отличается напряжённостью и конфликтностью, то это сразу будет заметно по общему низкому уровню показателей особенностей общения. Кроме того, нами была замечена связь между особенностями общения и конкретной чертой эмоциональной сферы. Так, если для родительских отношений характерен низкий уровень доверия, то в эмоциональной сфере ребёнка проявляются такие черты,как тревожность и внутренняя напряжённость. Различия в символах семьи у родителей влекут за собой появление у ребёнка чувства одиночества, стремления быть незаметным, подстроиться. Неуверенность в себе и своих силах и стремление к выходу, изменениювызываются недостатком лёгкости общения между родителями. Если между родителями нет достаточного взаимопонимания, то у детей развивается замкнутость, робость, отсутствует инициатива. А такие качества,как демонстративность и внутренняя агрессия,формируются у детей под влиянием различия взглядов у родителей. Что касается такого параметра,как «психотерапевтичность общения», то в ходе нашего исследованияне было выявлено его влияния на эмоциональную сферу детей.Связь между особенностями общения родителей и характеристиками эмоциональной сферы детей доказана с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена, который позволяет выявить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между двумя признаками или двумя их профилями.Для правильности и удобства расчётов за испытуемогомы принимаем не пару родителей или ребёнка по отдельности, а семью. Одним из рядов значений являются показатели выраженности особенностей общения между супругами, а другим –показатели наличия или отсутствия у ребёнка черт эмоциональной сферы, на которые предположительновлияют особенности общения.Рассчитав эмпирическое значение коэффициента rsи сравнив его с критическим значением, можем утверждать, что наличие всех предполагаемых связей подтвердилось. Так,существует связь между низким уровнем доверия вотношениях супругов и проявлением тревожности у ребёнка, низким уровнем взаимопонимания и появлением в эмоциональной сфере ребёнка таких черт,как замкнутость и робость. Выявлена достоверная связь между показателем взаимопонимания между родителями и проявлением замкнутости у детей (rs0,47), между показателем сходства семейных символов у родителей и проявлением тревожности у детей (rs0,36), между показателем сходства символов семьи у родителей и проявлениемчувства одиночества у детей(rs0,41),между показателем лёгкости общения между родителями и проявлениему детей неуверенности в себе(rs0,45).Исходя из вышеизложенных результатов исследования,можно сделать вывод о том, что для подавляющего большинства детей с обнаруженныминарушениями эмоциональной сферы основным психотравмирующим фактором является семейная обстановка.Определённые особенности общения между родителями провоцируют появление определённых нарушений в эмоциональной сфере детей. Так, низкий уровень доверительности общения вызывает тревогу и внутреннюю напряжённость. Недостаток понимания между родителями приводит к развитию неуверенности в себе и зависимости, замкнутости и робости, различия в символах семьи ведут к появлению неуверенности в себе, стремления быть незаметным, подстраиваться. Чувство одиночестваистремление к выходу, изменениювызываются недостатком лёгкости общения между родителями, а различия во взглядах супругов приводят к развитию вспыльчивости, агрессивности и внутренней напряжённости. Выявленные связи могут считаться достоверными, так как их наличие было подтверждено с помощью метода математической статистики.Таким образом, влияние особенностей общения между супругами на эмоциональную сферу ребёнка очевидно. Применительно к коррекции нарушений в эмоциональной сфере детейэто означает, что она обязательно должна предусматриватьработус родителями, направленнуюна минимизацию неблагоприятного влияния негативных особенностей их общения на эмоциональную сферу ребёнка. По результатам проведенного исследования можно сформулировать ряд общих рекомендаций, адресованных педагогам, психологам, дефектологам: использовать описанные в данной работе диагностические методики для изучения эмоциональной сферы дошкольников; учитывать результаты диагностики эмоциональных состояний детейв воспитательнообразовательном процессе, реализуя индивидуальныйподход в воспитании и обучении; реализовывать системный подход к психологопедагогической работе, связанный с тем, что при решении проблем эмоционального развития ребенка и коррекции эмоциональных нарушений необходимо учитывать и другие стороны его развития; сдетьми, у которых выявлены эмоциональные расстройства и доминируют негативные эмоциональные состояния, необходимо проводить комплексную коррекционную работу с целью формирования психически здоровой личности ребенка, с использованием различных средств –изобразительнографических, предметноманипуляционных, вербальнокоммуникативных –и методов:игротерапии, рисуночной терапии, музыкотерапии, драматерапии, сказкотерапии и др.; организовывать взаимодействие с родителями детей с целью координации усилий по осуществлению индивидуального подхода к детям, повышения уровня психологопедагогической культуры родителей детей, оптимизации взаимоотношений между ними, осуществлять педагогическое и психологическое просвещение родителей по вопросам личностногоразвития детей.
Ссылки на источники1.Данилина Т.А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. В мире детских эмоций. –М.: Айриспресс, 2007.–160 с.2.Памфилова М. Графическая методика «Кактус» // Обруч.–2000. –№5. –С. 12–13.3.Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста. –СПб.: Речь, 2005. –240 с.4.Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи. –М.: Академия, 2007. –432 с.
Olga Gonina,Сandidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the chair ofpreschool pedagogy and psychology, Tver State University, TverInfluence of features of parents communication on the emotional sphere of their preschool childrenAbstract. The article is devoted to the problem of communication between parents as one of the important factors of emotional development of their preschool children. The author presents the results of studies of the link between violations of the emotional sphere of preschool children and main parameters of communication between their parents (similarities in attitudes, trust, understanding, and easy communication).Keywords:emotions, communication between partners, emotional condition of children.References1.Danilina,T.A., Zedgenidze,V. Ja.andStepina N. M.(2007) V mire detskih jemocij,Ajrispress,Moscow,160 s.(in Russian)2.Pamfilova,M. (2000) “Graficheskaja metodika ‘Kaktus’”,Obruch,№5, р. 12–13.(in Russian)3.Velieva,S.V. (2005) Diagnostika psihicheskih sostojanij detej doshkol'nogo vozrasta,Rech',St.Petersburg,240 р.(in Russian)4.Liders,A.G. (2007) Psihologicheskoe obsledovanie sem'i,Akademija,Moscow,432 р.(in Russian)
Рекомендованокпубликации:Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редакторомжурнала «Концепт»