Формирование готовности к научно-исследовательской деятельности будущих бакалавров профессионального обучения

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Колдина М. И. Формирование готовности к научно-исследовательской деятельности будущих бакалавров профессионального обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 4 (апрель). – С. 36–40. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14086.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются структура и содержание понятия «готовность студентов к научно-исследовательской деятельности», дается характеристика его основных структурных компонентов. Рассматривается проблема формирования готовности будущих бакалавров профессионального обучения к научно-исследовательской деятельности через этапы формирования научно-исследовательских умений.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Колдина Маргарита Игоревна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессионального образования и управления образовательными системами ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина», г. Нижний Новгородkoldinami@yandex.ru

Формирование готовности к научноисследовательской деятельностибудущих бакалавров профессионального обучения

Аннотация. В статье рассматриваются структура и содержание понятия «готовность студентов к научноисследовательской деятельности», дается характеристика его основных структурных компонентов. Рассматривается проблема формирования готовности будущих бакалавров профессионального обучения к научноисследовательской деятельности через этапы формирования научноисследовательских умений.Ключевые слова:научноисследовательская деятельность студентов, компетентность, научноисследовательская компетентность, научноисследовательские умения, готовность студентов к научноисследовательской деятельности.Раздел: (1)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Актуальность развития профессиональнопедагогического образования определяется требованиями рынка труда к качеству труда. Востребованными в настоящее время становятся компетентные, конкурентоспособные выпускники, которые могут самостоятельно координировать свою профессиональную деятельность, проявлять творческие способности, демонстрировать высокий уровень адаптивности к изменяющимся социальным условиям и динамичным запросам рынка труда.Цель профессиональнопедагогического образования состоит не только в том, чтобы научить студента чтото делать, приобрести профессиональную квалификацию, но и в том, чтобы дать ему возможность справляться с различными профессиональными ситуациями. В связи с этим происходит заметная переориентация оценки образовательного результата с понятий «знания, умения, навыки» на понятия «компетенция/компетентность» выпускника, тем самым фиксируется компетентностный подход в образовании.В связи с внедрением в высшую профессиональную школу стандартов третьего поколения и компетентностного подхода ведущейцельюпреобразований являетсякомплексная подготовка специалиста, способного к профессиональному росту и саморазвитию, готового к осуществлению научных исследований в той или иной области знаний. Кроме того, успешное овладение учебными дисциплинами требует от студентов владения и методами научного познания, так как никакое накопление знаний «про запас» не может компенсировать необходимость их самостоятельного пополнения и накопления. Проведенный анализ научной литературы показывает, что в ней представлены различные аспекты проблемы формирования готовности студентов к научноисследовательской деятельности. Данная тематика не нова, однако и по сей день не теряет своей актуальности. Решение проблемы формирования готовности к научноисследовательской деятельности возможно с опорой на различные методологические подходы (аксиологический, системный, личностноориентированный, синергетический, культурологический и др.). С нашей точки зрения, в сложившихся социальноэкономических условиях развития высшего образования наиболее эффективным и целесообразным является применение компетентностного подхода к решению данной проблематики. Компетентностный подход в определении целей и содержания образования не является качественно новым в отечественной системе образования. А.В. Хуторской отмечает, что компетентностный подход ‬«это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем результатом образования становится не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях»[1].В проекте государственных стандартов высшего профессионального образования нового поколения в качестве более полного, личностно и социально интегрированного результата подготовки специалистов выступило понятие «компетентность». Однако у исследователей нет единого мнения по поводу трактовки данной категории. Одни авторы под компетентностью понимают «совокупность знаний, умений, опыта, отраженную в теоретикоприкладной подготовленности к их реализации в деятельности на уровне функциональной грамотности» [2]. Другие определяют компетентность как «интегральное свойство личности, характеризующее его стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной деятельности в определенной области» [3].В большинстве трактовок категории «компетентность» так или иначе фигурирует понятие «способность (готовность) к деятельности», тем самым подчеркивается ее деятельностная сущность. Рассмотрение проблемы формирования готовности к научноисследовательской деятельности в аспекте компетентностного подхода предполагает обращение к таким понятиям, как «научноисследовательская деятельность», «научноисследовательская компетенция», «научноисследовательская компетентность». В нашем исследовании под научноисследовательской деятельностью понимаемдеятельность, направленную на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей и природной среды и их применение для достижения практических целей.Структура научноисследовательской деятельности в общем виде представляет собой совокупность взаимосвязанных компонентов: мотив (совокупность социальнообусловленных и личностных потребностей, направленных на предмет исследования), цель (получение объективно нового знания о реальности и формирование способов деятельности по овладению этим знанием), объект (выделенный для изучения объект материальной действительности), предмет (совокупность устанавливаемых свойств объекта), процесс (последовательность действий, протекаемых в соответствии с логикой научного исследования ), продукт (объективно новое знание о действительности).Среди множества определений научноисследовательской компетентности студента наиболее точным, на наш взгляд является определение, данное В.К. Тагировым, который понимает под ней «интегративную характеристику личности, трактуемуюкак ее свойство или качество, характеризующуюготовность студента к решению исследовательских задач методами научного познания», а под научноисследовательской компетенцией ‬«совокупность интеллектуальных, личностных и деятельностных характеристик, реализуемых в научноисследовательской деятельности» [4].Исходя из вышесказанного,можно сделать вывод о том, что «компетентность» и «готовность» ‬ключевые понятия профессиональной подготовки современного специалиста, находящиеся в тесной взаимосвязи друг с другом. Компетентность предполагает наличие готовности к определенному виду деятельности. Однакоговорить о замещении категории «готовность» понятием «компетентность» не представляется возможным.На основании анализа научной литературы и с опорой на сущность понятия «научноисследовательская деятельность студентов» нами было сформулировано определение готовности студентов к научноисследовательской деятельности, которая рассматривается как личностное образование, обусловливающее состояние личности субъекта и включающее мотивационноценностное отношение к этой деятельности, систему методологических знаний, систему исследовательских умений, позволяющих продуктивно их использовать при решении профессиональнопедагогических задач.В соответствии с логикой нашего исследования мы рассматриваем процесс формирования готовности студентов к научноисследовательской деятельности через формирование научноисследовательских умений. А для этого нами была разработана классификация научноисследовательских умений и выделены этапы их формирования.Нами определены следующие группы научноисследовательских умений: аналитикоисследовательские умения (сбор информациидля исследования, выделение проблем и противоречий, анализ явлений и процессов педагогической действительности); модельнопрогностические умения (разработка прообраза будущего объекта научноисследовательской деятельности, постановка проблемы, выбор научного направления, определение основных составляющих научного исследования, определение целей и задач научного поиска с учетом состояния науки и потребности практики); организационнометодические умения (планирование опытной или экспериментальной работы, разработка программы исследования, общих и частных методик исследования); профессиональнопоисковые умения (осуществление поисковой деятельности, анализ полученной информации, обобщение, систематизация новых данных); рефлексивнооценочные умения (осознание процесса научноисследовательской деятельности, осознание и оценка качества продуктов научноисследовательской деятельности).Процесс формирования готовности к научноисследовательской деятельности будущих бакалавров профессионального обучения осуществляется в форме создания дополнительных курсов; включения научноисследовательской составляющей в уже существующие учебные курсы; организации образовательного процесса с учетом возможности совмещения учебной, научной и производственной деятельности, привлечения студентов к разработке и реализации инновационных проектов; создания инновационных учебных программ и траекторий обучения с обеспечением возможности проведения прикладных и фундаментальных исследований.Динамичный характер формирования готовности студентов ‬будущих бакалавров профессионального обучения к научноисследовательской деятельности выражается в последовательном формировании научноисследовательских умений на соответствующих этапах:мотивационноориентировочный этап обеспечивает развитие мотивации к научноисследовательской деятельности будущих бакалавров профессионального обучения, развитие потребностей к научноисследовательской деятельности; этап предварительного ознакомления с программой курса «Научноисследовательская работа: методология, теория, практика организации и проведения»;аналитикоисследовательский этап обеспечивает формирование аналитикоисследовательских умений (сбор информации для исследования, выделение проблем и противоречий, анализ явлений и процессов педагогической действительности);модельнопрогностический этап обеспечивает формирование стратегических научноисследовательских умений в условиях учебной и внеучебной деятельности (умения осуществлять поисковую деятельность, выбирать стратегию и направление научного поиска, определять основные составляющие исследования);организационнометодический этап обеспечивает формирование организационнометодических научноисследовательских умений (разработка программы исследования, разработка общих и частных методик, определение критериев и показателей качества научноисследовательских работ);профессиональнопоисковый этап обеспечивает формирование исполнительскопоисковых научноисследовательских умений;рефлексивнооценочный этап обеспечивает осознание процесса формирования научноисследовательских умений.В исследовании были разработаны педагогические условия реализации процесса формирования готовности студентов к научноисследовательской деятельности:ориентация будущего бакалавра профессионального обученияна формирование научноисследовательских умений;определение научноисследовательских умений (аналитикоисследовательские, модельнопрогностические, организационнометодические, профессиональнопоисковые, рефлексивнооценочные);обучение через научноисследовательскую деятельность (разработка творческих заданий, исследовательских ситуаций, участие студентов в научноисследовательских конференциях);определение направлений научноисследовательской деятельности;внедрение педагогических инноваций в образовательный процесс;разработка и реализация учебного курса «Научноисследовательская работа: методология, теория, практика организации и проведения», обеспечивающегоготовность будущих бакалавров профессионального обучения к научноисследовательской деятельности.Таким образом, готовность будущих бакалавров профессионального обучения к научноисследовательской деятельности выражается через высокий уровень развитиянаучноисследовательских умений. С целью оценки готовности будущих бакалавров профессионального обучения к научноисследовательской деятельности в исследовании выделены три уровня сформированности научноисследовательских умений: высокий, средний, низкий (табл.1).Таблица 1Показатели уровня сформированности научноисследовательских умений будущих бакалавров профессионального обучения

УровниПоказателиВысокийПостоянная мотивация к самостоятельной регулярной научноисследовательской деятельностиГлубокое понимание сущности, структуры, процесса научноисследовательской деятельностиВладение системой научноисследовательских уменийСреднийСлабо выраженная мотивация к самостоятельной научноисследовательской деятельностиЛокальные знания, поверхностное понимание сущности, структуры, процесса научноисследовательской деятельности Несистемное владение научноисследовательскими умениямиНизкийОтсутствие мотивации к научноисследовательской деятельностиЭпизодичность, отсутствие четкости, ясности и целостного видения процесса научноисследовательской деятельностиВладение отдельными видами научноисследовательских уменийДля формирования готовности будущих бакалавров профессионального обучения была разработана программа курса «Научноисследовательская работа: методология, теория, практика организации и проведения». Целью программы является развитие позитивного отношения к научноисследовательской деятельности, понимание сущности и структуры научноисследовательской деятельности будущих бакалавров профессионального обучения, осознания роли и функций научноисследовательскойдеятельности в организации педагогической, производственной, технологической деятельности бакалавра профессионального обучения.Для изучения качественной стороны готовности студентов к научноисследовательской деятельности было проведено исследование,в котором приняли участие студенты Нижегородского инженернопедагогического университета ‬300 человек, из них 100 человек ‬экспериментальная группа, 200 человек ‬контрольная группа. Эксперимент проводился со студентами третьего, четвертого, пятого курсов, обучающимися по специальности 050501.62 Профессиональное обучение (по отраслям).Констатирующий эксперимент был направлен на выявление отношения студентов к научноисследовательской деятельности и уровня готовности к ней. На втором этапе ‬этапе формирующего эксперимента ‬апробировалась программа курса «Научноисследовательская работа: методология, теория, практика организации и проведения» с целью формирования научноисследовательских умений.На третьем этапе ‬этапе обобщающего эксперимента ‬был проведен анализ эффективности разработанного курса, который включал оценку уровня сформированности научноисследовательских умений в результате изучения спецкурса. В табл.2,3 представлена динамика развития научноисследовательских умений будущего бакалавра профессионального обучения в начале, середине и конце эксперимента. Результаты эксперимента были математически обработаны с использованием многофункционального критерия Фишера. С вероятностью более 98% можно утверждать, что по всем группам научноисследовательских умений до начала эксперимента в контрольной и экспериментальной группах статистически значимых различий не выявлено. После проведения эксперимента различие в уровнях сформированности научноисследовательских умений по указанной классификациистатистически значимо.Таблица 2Динамика сформированности научноисследовательских умений

будущих бакалавров профессионального обучения(экспериментальная группа)

Группы уменийПоказатель формированияКолво студентов, чел.Колво студентов,%Началоэксп.Серединаэксп.Конец эксп.Началоэксп.Серединаэксп.Конец эксп.Аналитикоисследовательские умения Высокий79147,09,014,0Средний43495443,049,054,0Низкий50423250,042,032,0Модельнопрогностические уменияВысокий810168,010,016,0Средний51535751,053,057,0Низкий41372741,037,027,0Организационнометодические уменияВысокий67106,07,010,0Средний53546153,054,061,0Низкий41392941,039,029,0Профессиональнопоисковые уменияВысокий57115,07,011,0Средний60627160,062,071,0Низкий35311835,031,018,0Рефлексивнооценочные уменияВысокий3583,05,08,0Средний37435237,043,052,0Низкий60524060,052,040,0Таблица 3Динамика сформированности научноисследовательских умений будущих бакалавров профессионального обучения(контрольная группа)

Группы уменийПоказатель формированияКолво студентов, чел.Колво студентов,%Началоэксп.Серединаэксп.Конец эксп.Началоэксп.Серединаэксп.Конец эксп.Аналитикоисследовательские умения Высокий1212126,06,06,0Средний85878742,543,543,5Низкий10310110151,550,550,5Модельнопрогностические уменияВысокий1111125,5%.%6,0Средний10010310350,051,551,5Низкий89868544,543,042,5Организационнометодические уменияВысокий1111125,55,56,0Средний10510610852,553,054,0Низкий84838042,041,540,0Профессиональнопоисковые уменияВысокий1010105,05,05,0Средний11611712058,058,560,0Низкий74737037,036,535,0Рефлексивнооценочные уменияВысокий5552,52,52,5Средний75777737,537,538,0Низкий12012011860,060,059,0

Ссылки на источники1.ХуторскойА.В. Ключевые компетенции как компонент личностноориентированной парадигмы образования // Народное образование. ‬2003. ‬№ 2. ‬С. 62.2.ЗимняяИ.А. Ключевые компетентности как результативно целевая основа компетентностного подхода в образовании. ‬М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.‬С. 19.3.ЗеерЭ.Ф.,Павлова А.М.,Сыманюк Э.Э.Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учеб.пособие для вузов. ‬М.:МПЭСИ, 2005. ‬С. 47.4.ТагировВ.К. Формирование научноисследовательской компетентности студента в образовательном процессе военного вуза: дис.…канд. пед. наук. ‬Оренбург, 2010. ‬С. 85.

Margarita Koldina,candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department of professional education and management of educational systems of the Nizhny Novgorod state pedagogical University Kozma Minin, Nizhny Novgorodkoldinami@yandex.ruThe formation of readiness to the research activities of the future bachelors professional trainingAbstract. The author considers the structure and content of the notion “the willingness of students to scientific and research activity”, describing its main structural components. The author examines the problem of preparedness for future bachelors professional training for scientific and research activities through the stages of formation of research skills.Key words: scientificresearch activity of students, competence, research competence, research skills, willingness of students to scientific and research activity.References1.Hutorskoj, A.V. (2003) “Kljuchevye kompetencii kak komponent lichnostnoorientirovannoj paradigmy obrazovanija”,Narodnoe obrazovanie,№ 2,p. 62(in Russian).2.Zimnjaja, I.A. (2004) Kljuchevye kompetentnosti kak rezul'tativno celevaja osnova kompetentnostnogo podhoda v obrazovanii,issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov,Moscow,p.19(in Russian).3.Zeer, Je.F., Pavlova,A.M.andSymanjuk,Je.Je.(2005) Modernizacija professional'nogo obrazovanija: kompetentnostnyj podhod:uchebnoe posobie dlja vuzov, MPJeSI, Moscow, p. 47 (in Russian).4.Tagirov, V.K. (2010) Formirovanie nauchnoissledovatel'skoj kompetentnosti studenta v obrazovatel'nom processe voennogo vuza: diss. kand. ped. nauk,Orenburg, p. 85 (in Russian).

Рекомендовано к публикации:Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»