Развитие сельского хозяйства – основное условие предпринимательской деятельности Белгородской области

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Киященко Л. В. Развитие сельского хозяйства – основное условие предпринимательской деятельности Белгородской области // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 4 (апрель). – С. 81–85. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14095.htm.
Аннотация. Преобладающей формой семейной экономики аграрной сферы России являются приусадебные хозяйства населения. В статье представлен мониторинг развития малого бизнеса в аграрной сфере Белгородской области, установлены ключевые факторы, сдерживающие развитие семейных ферм, в разрезе трех основных групп (определяющих социальный статус селян; экономическую среду функционирования субъектов малого предпринимательства; технико-технологические факторы), и условия, реализация которых обеспечивает формирование предпосылок наращивания объемов производства сельскохозяйственной продукции малыми формами хозяйствования и повышения эффективности их производственно-финансовой деятельности.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Киященко Лилия Владимировна,кандидат экономических наук, старший преподаватель филиала ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», г. Алексеевкаliliakia@yandex.ru

Развитие сельского хозяйства –основное условие предпринимательской деятельности Белгородской области

Аннотация.Преобладающей формой семейной экономики аграрной сферы России являются приусадебные хозяйства населения. В статье представлен мониторинг развития малого бизнеса в аграрной сфере Белгородской области,установлены ключевые факторы, сдерживающие развитие семейных ферм, в разрезе трех основных групп (определяющих социальный статус селян; экономическую среду функционирования субъектов малого предпринимательства; техникотехнологические факторы),и условия, реализация которых обеспечивает формирование предпосылок наращивания объемов производства сельскохозяйственной продукции малыми формами хозяйствования и повышенияэффективности их производственнофинансовой деятельности.Ключевые слова:концептуальные модели, социальноэкономическая стратегия, семейная экономика, фермерские структуры, семейное предприятие, семейное производство, индивидуальносемейное производство, приусадебные хозяйства.Раздел:(04) экономика.

Одним из важнейших условий развития общества является воспроизводство человеческих ресурсов, требующее значительных инвестиций как в обеспечение физического воспроизводства населения, так и в формирование индивидуального и общественного человеческого капитала. Формирование и развитие всех элементов человеческого капитала невозможно без инвестиций по самым разнообразным векторам развития человека. При этом следует отметить, что максимальной отдачиинвестиций можно добиться лишь при комплексном использовании всех источников их финансирования: личных доходов индивидуума, доходов семьи, средств хозяйствующих субъектов, бюджетов различных уровней. Но опыт показывает, что даже в развитых странах, при высоком уровне инвестиций в человеческий капитал со стороны государства, муниципальных образований, работодателей, ключевым источником воспроизводства населения являются доходы, получаемые отдельными индивидуумами.Принято считать, что основным условием получения дохода большинства людей трудоспособного возраста является их включение в процесс общественного производства через реализацию трудового потенциала на рынке труда. Человек может включаться в сферы занятости и создавать материальные ценности, вовсе не появляясь на рынке труда. Речь идет о тех, кто трудится в домашнем хозяйстве. В этой особой сфере, находящейся вне «свободного рынка», сконцентрированы значительные массы людей, которые производят весомую долю продуктов и услуг в любом сколь угодно развитом или отсталом обществе. Действительно, проблема эволюции домашних хозяйств и трансформации их роли в экономике на разных стадиях развития общественного производства не может рассматриваться в отрыве от трудовой занятости населения и обеспечения потребностей, необходимых хотя бы для простого воспроизводства человеческих ресурсов. В рамках классической теории занятость рассматривается свободной от любых ограничений и неконтролируемой со стороны государства. При этом если А. Смитотмечал необходимость и возможность повышения трудовойзаинтересованности работника вследствие развития свободного духа предпринимательства и стабилизации ставок заработной платы, то Ф. Кенэ и Д. Рикардо связывали рост общественного богатства с повышением спроса на труд и, соответственно, с расширением масштабов занятости. Они настаивали за неограниченном развитии торговли и конкуренции как базовом факторе роста повышения занятости трудоспособногонаселения. Теория занятости К.Маркса предполагала обеспечение оптимального использования рабочей силы за счет масштабного государственного вмешательства в экономику, тогда как кейнсианская теория занятости вмешательство государства в экономику резко ограничивала, предоставляя достаточную свободу действий предпринимателям в масштабах отдельных отраслей, производств и предприятий. Сторонники монетаристской теориизанятости, выявляя обратную взаимосвязь между уровнем занятости трудоспособного населения и уровнем оплаты его труда, делали акцент на оплате труда наемной рабочей силы.Оценка наиболее распространенных моделей занятости трудоспособного населения позволяет сконцентрировать внимание на двух из них. Реализация первой модели предполагает сохранение большого числа рабочих мест независимо от их производительности. При этом низкий уровень оплаты труда является компенсацией за сохранение обширного сегмента малопроизводительных рабочих мест. Данная модель априори предполагает наличие существенного неравенства в оплате труда и роста числа бедных среди работающих. Критерием использования второй модели служит ориентация не на обеспечение высокого уровня занятости, а на создание условий роста производительности труда и, соответственно, заработной платы. Целевой установкой данной модели является не сохранение рабочих мест, а защита работников, теряющих работу вследствие роста производительности труда и падения спроса на труд. В этом случае обеспечивается достаточно умеренное неравенство в уровне заработной платы, а бедность среди работающих встречается относительно редко.Для современной России присуще использование второй модели, характеризующейся резким сокращением рабочих мест в общественном секторе. Но при этом отмечается крайне низкий уровень участия государства в решении проблем обеспечения занятости населения, потерявшего работу. Низкая эффективность государственной службы занятости, низкий уровень диверсификации экономики сельских территорий, слабый уровень государственной поддержки малого бизнеса, низкая предпринимательская активность населения привели к тому, что в сельской местности произошел массовый переход от стандартной занятости ксамозанятости, уровень которой определялся размером домохозяйства, егоудаленностью от крупных населенных пунктов, наличием ресурсов, необходимых для ведения производства, физическими возможностями членовсемей, наличием у них «предпринимательской жилки» и т.д.Понятие домашнего хозяйства до сих пор остается дискуссионным. Некоторые исследователи предлагают к компетенции домашних хозяйств относить совокупность всех хозяйственных функций, выполняемых членами семьи в рамках их домашнего пространства. Но при таком подходе, вопервых, трудно определить, где заканчивается «дом» и начинается активность вне «дома», а вовторых, домашний труд по натуральному самообеспечению смешивается с формальной и неформальной оплачиваемой занятостью на рынке труда. Мы разделяем позицию тех исследователей, которые рассматривают домашнее хозяйство в более узком значении –как сферу занятости, в которой члены семьи или межсемейного сообщества обеспечивают своим трудом личные потребности этой семьи (сообщества) в форме натуральных продуктов и услуг. Домашнее хозяйство с его относительно низкой технической оснащенностью и неразвитым разделением труда считается сферой деятельности традиционного (докапиталистического, доэкономического)человека. В современном же хозяйстве его функции зачастую принято рассматривать как второстепенные, целиком связанные с обеспечением личного потребления. Макроэкономическим подходом в экономической теории, анализирующим современные проблемы семьи, является институционализм, рассматривающий домашние хозяйства как элемент экономической системы общества. При этом предполагается, что абсолютное большинство домашних хозяйств являются семейными и представляют один из первичных экономических и социальных институтов, т.е.имеют структуру, функции, коллективные нормы, ценности, которые определяют индивидуальные действия. Эти нормы и действия важны в процессе достижения потребительских целей и в воспроизводстве трудовых ресурсов. Особенностью институционального подхода является анализ взаимоотношений (между и внутри) социальноэкономических институтов как отношений, основанных на эквивалентном обмене. На мировом и национальных рынках домашние хозяйства (семьи) как бы обменивают свои трудовые ресурсы на продукты и услуги. Рассматривается и внутрисемейная возможность обмена, которая имеет две особенности. Первая –это разнообразие материальных и нематериальных эквивалентов во взаимоотношениях членов семьи. Вторая –равноценность этих эквивалентов в долгосрочном плане, например, обязанность отдать «долг» является нравственным правилом для супруга, родителей, детей.Домашнее хозяйство можно рассматривать как единицу, которая максимизирует свое благосостояние в рамках двух основных ограничений: денежного бюджета и бюджета времени. Поскольку доход семьи может быть увеличен за счет выхода за ее пределы и занятости отдельных членов семьи на стороне, то домашнее хозяйство сталкивается с одним основным лимитом, выражающимся в дефиците времени.Домашние хозяйства формируют специфическую сферу, которую можно обозначить как семейную экономику. Субъектом «производства» здесь является не конкретный человек, а семья или несколько семей, ведущих совместное хозяйство. При этом в рамках каждого субъекта определяются пределы и последовательность доступа к ресурсам домашнего хозяйства, дифференцируются хозяйственные права и обязанности его членов. Для разных типов семейных хозяйств существуют и свои принципы, определяющие систему разделения труда.Несомненно, что семейный бизнес отличается от других разновидностей бизнеса. В первую очередьэто связано с тем, что права собственности и принятия решений в этом бизнесе принадлежат членам одной семьи, то есть людям, связанным кровно–родственными связями. На начальном этапе создания и становления семейный бизнес характеризуется ещёи тем, что задействованы в нём в основномтакже родственники. Преимущества семейного бизнеса выражаются в высокой степени заинтересованности участников в становлении и развитии своего дела, в возможности практически в любое время привлечь бесплатно или за чисто символическую плату необходимые дополнительные трудовые и даже финансовые ресурсы, в лёгкости общения между родственниками, изза чего достичь консенсуса при принятии какоголибо решения им гораздо легче, чем людям, не являющимся членами одной семьи. Но самый большой плюс семейного бизнеса, по мнению разработчиков сайта «Финансы и бизнес»,–это высокий уровень доверия между участниками дела. Как правило, родственники имеют весьма хорошие и доверительные отношения, кроме того, им совершенно не выгодно обманывать других членов семьи, так как они все «плывут в одной лодке». Таким образом, рисков в семейном бизнесе меньше, чем в обычном, где партнёры или сотрудники с большей вероятностью могут оказаться нечистыми на руку.Но семейный бизнес неявляется идеальной формой ведения предпринимательской деятельности. Бываютситуации, когда вовлеченные в бизнес члены семьи не всегда являются профессионалами должного уровня и на определённом этапе развития для бизнеса становится выгоднее нанять специалиста высокого класса со стороны, чем держать на этой должности менее квалифицированного родственника. Это может привести к конфликтам не только в сфере бизнеса, но и в самой семье. Действительно, практически всегда с ростом бизнеса некоторым членам семьи приходится отказываться от непосредственного участия в бизнесе, оставаясь лишь совладельцами или просто хозяевами, присматривающими за деятельностью наёмных работников. Еще одна угроза семейному бизнесу связана с тесным переплетением работы и личной жизни, когда проблемы бизнеса решаются параллельно с проблемами бытовыми и семейными. Преобладавшая в условиях централизованной экономики отраслевая модель развития сельских территорий, базирующаяся на доминирующей роли контролируемых государством сельскохозяйственных предприятий, обеспечивающих полную занятость сельского населения и развитие социальной инфраструктуры села, оказалась нежизнеспособной в условиях слабо регулируемой рыночной экономики. Реорганизация колхозов и совхозов, приход в сельское хозяйство частного капитала, деформация сложившихся производственных систем привели к резкому сокращению занятости в аграрной сфере и доходов сельского населения, а падение эффективности сельскохозяйственного производства на фоне неразвитого частногосударственного партнерства обусловилодеградацию социальной инфраструктуры села и резкое ухудшение демографической ситуации.Очевидно, что в условиях рыночной экономики стабильное развитие сельского сообщества возможно только при обеспечении сбалансированности всех элементов, формирующих потенциал развития сельских территорий. Достижение максимального уровня использования аграрного потенциала сельских территорий осуществимо лишь при оптимальном сочетании крупных структур агробизнеса и малых форм хозяйствования (фермерских хозяйств и приусадебных хозяйств как потребительского, так и товарного типа).Одним из важнейших направлений повышения устойчивости развития аграрной сферы региона и отдельных сельских территорий является формирование адекватной институциональной структуры, устойчивость которой определяется уровнем соответствия индивидуальных и общественных норм поведения всех хозяйствующих субъектов: от домашних хозяйств до крупных структур агрохолдингового типа. В условиях приоритетного развития последних в секторе малых форм ведения аграрного производства проявляются различного рода побочные эффекты. Естественная или искусственная изоляция крестьянских (фермерских) хозяйств и хозяйств населения от эффективно функционирующих сельскохозяйственных организаций резко подрывает потенциал их развития, а индивидуальные нормы хозяйствования начинают преобладать над общественными, обусловливая зачастуюпереход к нелегитимным способам получения дохода, повышению уровня самоэксплуатации, разрушению сложившейся системы взаимоотношений в сельских сообществах, деградации потенциала сельских территорий и их криминализации [1].Именно с целью гармонизации развития различных форм хозяйствования на селе ПостановлениемПравительства Белгородской области №134пп от 18 июня 2007 г. была утверждена областная целевая программа «Семейные фермы Белогорья». Данная программа была разработана в соответствии с направлением «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе», выделенным в рамках приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса»и предусматривающим устойчивое развитие сельских территорий через организацию и развитие производства товарной продукции в формате малых форм сельского хозяйства–личных подсобных хозяйств и крестьянских (фермерских) хозяйств.Разработчики данной Программы исходили из того, что на территории Белгородской области на тот момент насчитывалось более 277,4 тыс. личных подсобных хозяйств, за которыми было закреплено 114,2 тыс. га сельхозугодий, реализация потенциала которых находилась на довольно низком уровне. Вместе с тем именно подсобные хозяйства обеспечивали самозанятость десяткам тысяч человек, большинство из которых имели низкие доходы вследствие примитивной культуры производства и неотработанной системы сбыта произведенной продукции. Стратегической целью Программы по развитию семейных ферм стала ликвидация этого положения самовоспроизводящейся бедности и бесперспективности путем разработки и реализации системного проекта по развитию предпринимательства на селе.В рамках данной Программы были разработан и реализован комплекс мероприятий, обеспечивающих стимулирование производства высококачественной сельскохозяйственной продукции с учетом имеющейся и прогнозируемой потребности рынка, формирование системы гарантированной продажи произведенной продукции, развитие перерабатывающих мощностей, а также развитие системы сбыта: сельскохозяйственных рынков, оптовых компаний, дистрибьюторских компаний по продвижению готовой продукции за пределы региона.

В области было создано 197 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, из них183 снабженческосбытовых, 9 по переработке сельскохозяйственной продукции и 5 сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов. Малыми формами хозяйствования на селе получено кредитов на сумму свыше 1,7 млрдруб., а сумма выплаченных субсидий на возмещение процентной ставки банков превысила 135 млнруб. Согласно оценке специалистов Департамента агропромышленного комплекса Белгородской области,общая численность участников программы превысила 34,5тыс. человек. Основным индикатором эффективного развития Программы можно считать значительное увеличение количества стабильно работающих и получающих прибыль семейных ферм. Их количество достигло 3 323 единиц, а средний годовой доход на 1 семейную ферму составил более 1 млн850 тыс. руб. Объем выручки от реализации продукции, работ и услуг семейными фермами региона и инфраструктурными обеспечивающими предприятиями достиг 6,7 млрдруб. Реализация произведенной продукции осуществлялась по нескольким каналам: реализация перерабатывающим предприятиям (29%), выездная торговля на ярмарках (7%), стационарная рыночная торговля и через розничные магазины на местах (27%). Значительное количество продукции было реализовано на оптовые базы области (14%) и закупщикам из других областей (13%). Участниками программы поставляется продукция в социальные учреждения Белгорода и муниципальных районов, в центры общественного питания, а также в сеть магазинов «Фермер». Существенную роль в формировании устойчивой системы сбыта произведенной семенными фермерами продукции играют потребительские кооперативы. Так,через снабженческосбытовые предприятия, работающие в рамках программы «Семейные фермы Белогорья», было реализовано продукции более чем на 600 млнруб. Поставки сельскохозяйственной продукции в социальные учреждения превысили 149млнруб., в розничные торговые сети–275 млнруб., выручка от реализации на областных и районных ярмарках составила 133 млнруб., а перерабатывающими предприятиями через кооперативные структуры было закуплено фермерской продукции на сумму 44 млнруб. В рамках программы «Семейные фермы Белогорья» развивается сеть магазинов розничной торговли «Фермер». Их число достигло 11, а товарооборот сети превысил 240 млнруб.Одним из важнейших направлений развития семейных ферм Белгородчины является полномасштабная реализация проектов комплексного развития, так называемых четырех «П» (поддержка, производство, переработка, продажа). В рамках программы«Семейные фермы Белогорья» разработаны и реализуются 73 пилотных проекта по нескольким отраслевым направлениям: мясное животноводство (22 проекта), овощеводство (14 проектов), молочное животноводство (12 проектов), пчеловодство (12 проектов), садоводство и ягоды (5 проектов), грибоводство (4 проекта), рыбоводство (2 проекта), выращивание орехов (1 проект), цветоводство (1 проект) [2]. Кооперативами области, участвующими в реализации отраслевого проекта «Домашнее молоко», охлаждено и реализовано на переработку 29 897 тонн молока, собранного в личных подсобных, крестьянскофермерских хозяйствах и семейных фермах, на сумму 268 млнруб. Производители молока получили более 308 млнруб. В рамках отраслевого проекта «Домашняя птица» на территории Алексеевского, Красногвардейского и Чернянского районов работают специализированные фермы по выращиванию утки на мясо.Из 6,7 млрдруб. полученной выручки на долю услуг,оказанных инфраструктурными предприятиями семейным фермам,приходится только 878 млнруб. 5,9 млрдруб. составляет выручка за произведенную и реализованную сельскохозяйственную продукцию. Практически по всем видам продукции прослеживается значительный прирост производства.

Картофеля было произведено в 1,7 раза больше, овощей более чем в 2,3 раза. В 1,5 раза больше произведено фруктов и ягод, грибов. Без малого в 2 раза увеличился объем производства мяса, в основном за счёт увеличения производства говядины. В 1,5 раза больше реализовано мёда. Значительно изменилась структура и производства, и реализации продукции. На долю продукции растениеводства пришлось37%, а продукции животноводства–50%, значительно возросла доля продуктов переработки, произведенных и реализованных семейными фермами,–6 %. По количеству участников программы «Семейные фермы Белогорья» с заметным отрывом лидируют субъекты малого агробизнеса Алексеевского района, количество которых достигло 349 единиц. Алексеевский район также опережает остальные районы Белгородской области и по количеству семейных ферм (310). Вместе с тем по объему продукции, произведенной участниками программы «Семейные фермы Белогорья» и непосредственно семейными фермами, лидирует Белгородский район (578,4млн руб. и 547,8 млн руб.). Семейные фермы именно Белгородского района смогли произвести в расчете на 1 хозяйство продукции более чем на 3,9 млн руб., тогда как, например, в расчете на одну семейную ферму Красненского и Шебекенского районоввэтом же году было произведено всего продукции на 925 тыс. руб. и 900 тыс. руб. соответственно. Среди инфраструктурных предприятий, обеспечивающих процесс функционирования семейных ферм, максимальным объемом услуг характеризуются хозяйствующие субъекты Вейделевского, Ивнянского и Ракитянского районов (23,2 млн руб., 15,9 млн руб. и 11,8 млн руб. соответственно), тогда как в среднем по области в расчете на одно обслуживающее инфраструктурное предприятие приходилось всего 3,9 млн руб. Наименее низкие показатели объема оказанных семейным фермам услуг имели инфраструктурные предприятия Ровенького, Губкинского, Борисовского, Чернянского и Прохоровского районов (239 тыс. руб., 330 тыс. руб., 455 тыс. руб., 520 тыс. руб. и 609 тыс. руб. соответственно).

Координационными центрами программы «Семейные фермы Белогорья» оказано содействие 585 участникам программы, для которых предоставлены земельные участки общей площадью 18720,85 га, подведены 34 точки водоснабжения, 65 точек газоснабжения и 69 точек электроснабжения, построено 19,81 км автодорог. Все участники программы получили поддержку по вопросам технологии производства, дистрибьюции продукции, обеспечения ресурсами. В рамках программы «Семейные фермы Белогорья» поддержкой различного характера воспользовалось более 7 тыс. жителей области: административной –более 584 чел., в т.ч. по выделению и оформлению земельных участков–382, обеспечению объектами инфраструктуры на льготных условиях, выделению торговых мест–более 200; поддержкой в бизнеспланировании –2283 чел., в т.ч. при формировании микропроектов для участия в программе занятости населения, для фонда поддержки малого и среднего предпринимательства–2270, при формировании инвестиционных проектов –13; в обучении–315; информационной поддержкой –1371; финансовой–5 068 чел. Всего в Программу было привлечено более 1 млрд854 млнруб., из которых собственныхсредств участников Программы 912 млнруб., банковских кредитов 642 млнруб., займов фонда поддержки малого и среднего предпринимательства на 46,9млнруб.; субсидий и грантов более чем на 252 млнруб. Для реализации 5 инвестиционных проектов было выделено 143,8 млнгарантий области.В рамках программы стабилизации ситуации на рынке труда Белгородской области, разработанной региональным управлением по труду и занятости и утвержденной Постановлением правительства области от 20 декабря 2010 г. №445пп., было предусмотрено выделение 302,3 млн руб. (в т.ч. 287,2 млн руб. из федерального бюджета) на смягчение отрицательных последствий дисбаланса рынка труда; сохранение мотивации к труду у граждан, находящихся в поиске работы; расширение возможностей трудоустройства и улучшение социальной обстановки на территории муниципальных образований; повышение качества медицинского обслуживания населения. Помимо опережающего профессионального обучения 850 граждан, находящихся под угрозой увольнения,и подготовки одной тысячи человек для организаций, которые модернизируются в соответствии с инвестиционными программами,Программой была также предусмотрена организация профессиональной подготовки и повышения квалификации для 500 женщин, планирующих выход из декретного отпуска,и переподготовка 100 врачей с целью улучшения медицинского обслуживания населения. Кроме этого была предусмотрена финансовая помощь на организацию собственного дела для 2,7 тыс.безработных жителей Белгородской области. В сельских муниципальных районах по Программе стабилизации ситуации на рынке труда получили содействие 2855 граждан, а средний размер поддержки составил 58,8 тыс. руб.Через фонд поддержки малого и среднего предпринимательства получено 73льготных займа, 171 грант на поддержку вновь образованных предпринимательских хозяйств. Привлечено 1 964 целевых кредита.Реализация программы «Семейные фермы Белогорья» осуществлялась в рамках Программы развития сельского хозяйства Белгородской области на 2008–2012гг., утвержденной Постановлением Правительства Белгородской области №231пп от 8 октября 2007 г. Одной из важнейших целей данной программы являлось осуществление мероприятий по повышению финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе, направленных на рост объемов производства и реализации сельскохозяйственной продукции крестьянскими (фермерскими) и личными подсобными хозяйствами, а также повышениедоходов сельского населения. Достижение данной цели было связано с решением следующейзадачи: обеспечениедоступа к кредитным ресурсам через потребительские кредитные кооперативы всем субъектам малых форм хозяйствования и через создание и развитие сети потребительских кооперативов по снабжению, сбыту и переработке сельскохозяйственной продукции[3].Государственную поддержку предполагалось осуществлять посредством предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам,полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, и самими сельскохозяйственными потребительскими кооперативами.Для граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, указанной выше Программой были предусмотрены субсидии по двум видам кредитов:по кредитам до 300 тыс. руб. на одно хозяйство, предоставленным на срок до двух лет на приобретение горючесмазочных материалов, запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники и животноводческих помещений, минеральных удобрений, средств защиты растений, кормов, ветеринарных препаратов и других материальных ресурсов для проведения сезонных работ, материалов для теплиц, молодняка сельскохозяйственных животных, а также на уплату страховых взносов при страховании сельскохозяйственной продукции;по кредитам до 700 тыс. руб. на одно хозяйство, предоставленным на срок до пяти лет на приобретение сельскохозяйственных животных, сельскохозяйственной малогабаритной техники, тракторов мощностью до 100л. с. и агрегатируемых с ними сельскохозяйственных машин, грузовых автомобилей полной массой не более 3,5 тонны, оборудования для животноводства и переработки сельскохозяйственной продукции, на ремонт, реконструкцию и строительство животноводческих помещений, а также на приобретение газового оборудования и подключение к газовым сетям.Крестьянские (фермерские) хозяйства могли рассчитывать на следующие субсидии:по кредитам до 5 млн руб. на одно хозяйство, предоставленным на срок до двух лет на приобретение горючесмазочных материалов, запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники и оборудования, минеральных удобрений, средств защиты растений, кормов, ветеринарных препаратов и других материальных ресурсов для проведения сезонных работ, молодняка сельскохозяйственных животных, а также на уплату страховых взносов при страховании сельскохозяйственной продукции;по кредитам до10 млн руб. на одно хозяйство, предоставленным на срок до восьми лет на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования (российского и зарубежного производства), в том числе тракторов и агрегатируемых с ними сельскохозяйственных машин, машин для животноводства, птицеводства и кормопроизводства, оборудования для перевода грузовых автомобилей, тракторов и сельскохозяйственных машин на газомоторное топливо, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, на приобретение племенных сельскохозяйственных животных, племенной продукции (материала), строительство, реконструкцию и модернизацию хранилищ картофеля, овощей и фруктов, тепличных комплексов по производству плодоовощной продукции в закрытом грунте, животноводческих комплексов (ферм), объектовживотноводства и кормопроизводства, предприятий по переработке льна и льноволокна, а также на закладку многолетних насаждений и виноградников, включая строительство и реконструкцию прививочных комплексов.Сельскохозяйственные потребительские кооперативы получали возможность субсидий по двум видам кредитов:по кредитам до 15 млн руб. на один кооператив, предоставленным на срок до двух лет на приобретение материальных ресурсов для проведения сезонных сельскохозяйственных работ, молодняка сельскохозяйственныхживотных, запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники и оборудования, материалов для теплиц, в том числе для поставки их членам кооператива, приобретение российского сельскохозяйственного сырья для первичной и промышленной переработки, закупку сельскохозяйственной продукции, произведенной членами кооператива для ее дальнейшей реализации, а также на организационное обустройство кооператива и уплату страховых взносов при страховании сельскохозяйственной продукции;по кредитам до 40 млн руб. на один кооператив, предоставленным на срок до восьми лет на приобретение техники и оборудования (российского и зарубежного производства), в том числе специализированного транспорта для перевозки комбикормов, инкубационного яйца, цыплят, ремонтного молодняка и родительского стада птицы, тракторов и агрегатируемых с ними сельскохозяйственных машин, машин для животноводства, птицеводства и кормопроизводства, оборудования для перевода грузовых автомобилей, тракторов и сельскохозяйственных машин на газомоторное топливо, приобретение специализированного технологического оборудования, холодильного оборудования, сельскохозяйственных животных, племенной продукции (материала), в том числе для поставки их членам кооператива, строительство, реконструкцию и модернизацию складских и производственных помещений, хранилищ картофеля, овощей и фруктов, тепличных комплексов по производству плодоовощной продукции в закрытом грунте, объектов животноводства и кормопроизводства, предприятий по переработке льна и льноволокна, строительство и реконструкцию сельскохозяйственных рынков, торговых площадок, пунктов по приемке, первичной переработке и хранению молока, мяса, плодоовощной и другой сельскохозяйственной продукции, а также на закладку многолетних насаждений и виноградников, включая строительство и реконструкцию прививочных комплексов.Дополнительная господдержка была предусмотрена для развития семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств посредством предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета бюджету Белгородской области. Финансирование данного мероприятия из федерального бюджета, в объеме не более 30% стоимости проекта, осуществлялось при условии софинансирования из бюджета Белгородской области в размере 30% стоимости проекта и привлечения собственных и/или заемных средств сельскохозяйственного товаропроизводителя в объеме не менее 40% стоимости проекта.Проведенные исследования позволяютконстатировать, что реализация программы развития семейных ферм Белгородской области обеспечила определенный рост производства отдельных видов продукции при замедлении темпов падения остальных, что при росте уровня товарности обеспечило рост доходов населенияи определилообщую тенденцию повышения устойчивости развития сельских территорий. Нопри этом становится очевидным, что без дальнейшей целенаправленной поддержки малых форм хозяйствования на селе при устойчивом сокращении рабочих мест в сельскохозяйственных организациях у сельского населения не хватит средствдля самостоятельного решения проблем развития социальной инфраструктуры и формирования комфортной среды обитания, создающей предпосылки численности населения района и качества его жизни.

Ссылки на источники1.Дорофеев А.,Китаев Ю. Малые формы хозяйствования на селе Белгородчины// АПК: экономика, управление.–2011.–№12.–С. 37–41.2.Экономика и финансы / Департамент агропромышленного комплекса Белгородской области, 2013.–URL: http://belapk.ru/ekonomika_i_finansy/ 3.Савченко Е. С. Успехи закрепим и преумножим // Экономика сельского хозяйства.–2012.–№4.–С. 16–20.

LiliaKiyashchenko,Candidate of Economic Sciences, senior lecturer, Belgorod National Research University (branch), Alekseevkaliliakia@yandex.ruSustainable development in agriculture as the main condition for business activity in Belgorod regionAbstract. The predominant form of familybased agricultural economy in Russia is a personal subsidiary plot. The article presents smallscale agricultural business development monitoring in Belgorod region; key factors, restraining family farms development taking into account three main groups of factors (social status, economical circumstances of smallscale agricultural business functioning, technical and technological factors). The article also describes the conditions, which, if realized, might guarantee agricultural production ramp up for smallscale business and enhancement of its production and financial efficiency.Кey words:conceptual models, socialeconomic strategy, family economy, farm structures, family production, family enterprise, individual production, private kitchen gardens.References1.Dorofeev A., Kitaev Ju. (2011) “Malye formy hozjajstvovanija na sele Belgorodchiny”,APK: jekonomika, upravlenie,№ 12, pp. 37–41 (in Russiаn).2.Jekonomika i finansy (2013), Departament agropromyshlennogo kompleksa Belgorodskoj oblasti. Available at: http://belapk.ru/ekonomika_i_finansy/ (in Russiаn).3.Savchenko, E.S. (2012) “Uspehi zakrepim i preumnozhim”, Jekonomika sel'skogo hozjajstva, № 4, pp.16–20.

Рекомендованокпубликации:Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»