Высшее образование и рынок труда: необходимость перемен

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Капустина Л. В., Попова Е. В. Высшее образование и рынок труда: необходимость перемен // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 6 (июнь). – С. 31–35. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14143.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблемам реформирования высшего профессионального образования. Авторы анализируют положения нового закона об образовании в Российской Федерации от 1 сентября 2013 г.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Капустина Любовь Викторовна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков ФГБОУ ВПО «Самарский государственный экономический университет», г. Самараlkap@inbox.ru

Попова Екатерина Витальевна,магистрант направления подготовки «Государственное и муниципальное управление» ФГБОУ ВПО «Самарский государственный экономический университет», г. Самараkatirinna@mail.ru

Высшее образование и рынок труда: необходимость перемен

Аннотация. Статья посвященапроблемам реформирования высшего профессионального образования. Авторы анализируют положения нового закона об образовании в РоссийскойФедерации от 1 сентября 2013 г.Ключевые слова: модернизация высшегообразования, рынок труда, безработица, дипломированные специалисты, молодежь.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Отношение университета и общества–вопрос фундаментальный. В мире, где понятие «работа» занимает ведущее место, перекос ни в сторону образования как такового, ни в сторону союза работодателей не ответит на нужды образованного и квалифицированного населения.Ситуация на рынке труда для дипломированной молодежи ухудшается. Шесть месяцев спустя после получения диплома о высшем образовании более половины вчерашних студентов все еще находятся в состоянии поиска работы, треть имеет только временную занятость. Лишь 8–10% молодых специалистовудается найти постоянную работу.Большинство молодых людей соглашаются на должности, которые не являются для них приоритетными и желаемыми. Лишь половина из них говорит, что найденная работа совпадает с их профессиональными ожиданиями и амбициями. Две трети молодых профессионалов начинают работать без какихлибо перспектив в карьерном росте.Работа имеет главенствующеезначение в сегодняшнем мире, равно как и ее отсутствие. Это одна из основных экономических баз и источник дохода. Это основной путь социальной интеграции и синоним реализации самого себя.Последствия сегодняшнего экономического кризиса внесли свои коррективы врынок труда. Именно молодежь, как никто другой, вынуждена сегодня ощущать все тяготы этого кризиса. Каковы причины сложившегося положения?Экономический рост в регионах не может поглотить поток всех соискателей, выходящих на рынок труда. Напротив, частные инвестиции движутся главным образом в те секторыэкономики, которые не требуют создания большого количества рабочих мест.Отсутствие постоянного взаимообмена информацией между работодателями и молодыми соискателями может свести к минимуму любые попытки найти работу. Молодые соискатели не всегда знают, с чего начать и куда пойти в поисках вакантного места, нуждаясь в дополнительной помощи.Молодежь четко не осознает, что нехватка информации о вакантных местах является одной из серьезных проблем на современном рынке труда. Это дает ей право считать, что лишь наличие семейных иличных связей позволит найти приемлемую работу.Государство вкладывает средства в информационную составляющую на рынке труда, но делает это с недостаточной эффективностью. Соискателям предоставляется возможность записаться в государственные службы по трудоустройству, но доля молодых дипломированных специалистов в них не превышает 40 %. Государственные службы занятости не показывают высокой эффективности в помощи молодым: лишь 9–10% вчерашних студентов находят работу с помощью биржи труда.Частные агентствапо трудоустройству, являясь более продуктивными, часто остаются недоступными для молодежи в силу дороговизны услуг. Также следует отметить, что данные организации работают, как правило, с довольно ограниченным и четко очерченным кругом работодателей на рынке труда.Отношения и ожидания работодателей и молодых соискателей играют важную роль в поиске рабочего места. К сожалению, молодежь, желающая найти работу своей мечты, может очень долго заниматься ее поисками, в то время как работодатели не спешат нанимать выпускников вузов, предпочитая кандидатов с серьезным опытом работы. Потенциальные работодатели не готовы вкладывать денежные средства в дополнительное образование молодых и неопытных специалистов. А так как экономический кризис оставил без работы большое количество профессионаловс опытом работы, то нанимателямнет необходимости нести финансовые потери, всегда имея возможность нанять опытного работника.Государство не субсидирует рынок труда, готовый брать на работу выпускников вузов и вкладывать в их образование дополнительные средства. Не существует системы покрытия издержек по найму молодых специалистов, равно как и системы поощрения. Отсутствует система преемственности между производственной практикой, которую необходимо пройти старшекурсникам в вузе, и последующим трудоустройством на эти предприятия.

При ответе на вопрос«При прочих равных социальных условиях и равной зарплатегде бы Вы предпочли работать?» дипломированная молодежь чаще всего высказывается в пользу определенных частных секторов экономики и государственных чиновничьих должностей, что ведет к значительным перекосам на рынке труда.Лишь незначительная часть молодежи готова после получения диплома о высшем профессиональном образовании создавать свои малые и средние предприятия. Чем выше становится доход страны, чем чаще молодежь стремится работать за зарплату, причем довольно высокую. Система образования не адаптирована к реальным потребностям рынкатруда. Как следствие, выпускники вузов не могут найти работу, отвечающую их квалификации и ожиданиям. Запрашиваемая работодателями квалификация выпускников вузов часто не соответствует той, которую выпускники получают в высших учебных заведениях.

Государственные и политические институты не способны эффективнопротивостоять реформам на рынке труда и выработать необходимую макроэкономическую стратегию.

Каковы последствия возросшей безработицы среди дипломированной молодежи?Повышение уровня бедности: нехватка личных финансовых средств в совокупности с невозможностью успеть заработать себе на пенсию.Потеря ценности высшего образования: невозможностьв течение длительного времени найти работу обесценивает необходимость получения высшего образования. Диплом превращается в ненужную вещь.

Ослабление социальных и культурных институтов: безработица среди молодежи подрывает социальные и культурные устои и ведет к невозможности создать семью, построить дом и т.п.Политическая нестабильность: социальная фрустрация и развенчание иллюзий, вызванных невозможностью найти достойную работу, может стать отправной точкой для ощущения отверженности, как в личном плане, так и в коллективном.Каковы пути выхода из сложившейся ситуации?Институциональные реформы: главенство права и противодействие коррупции.Укрепление судебной системы: борьба с гендерной дискриминацией на рынке труда, защита прав молодежи.Стимулирование создания новых предприятий: использование финансовых, налоговых и законодательных инструментов с целью образования малых и средних предприятий. Улучшение финансового климата. Увеличение транспарентности на рынке труда.Партнерство государства и частного бизнеса.Определение четкой макроэкономической стратегии правительства в секторах экономики, обеспечивающих наибольшее количество рабочих мест.Реформа образования: большинство регионов достигло достаточно высокого уровня образования среди молодежи. Большое количество студентов получают дипломы о высшем образовании. Тем не менееследует сделать акцент на качестве образования с целью обеспечить получение необходимых компетенций, соответствующих потребностям современного рынка труда. Проблемы, с которыми сталкиваются выпускники вузов, заставляют задуматься о необходимости для университетов сотрудничать с работодателями и адаптировать свои программы к новым требованиям. Университеты должны организовывать различные форумы и выставки в рамках программ, целью которых являетсясопровождениемолодых специалистов в их желании найти работу. Особо следует отметить важность таких встреч, направленных на сближение академического образования и бизнеса, подчеркнуть важность человеческого капитала в развитии экономики и повышении конкурентоспособности.Развитие новых социальноэкономических отношений в России привело к необходимости реформирования области образования, в частности высшей школы.Цельюмодернизации высшего профессионального образования является усиление вклада профессионального образования в социальную и культурную модернизацию России для повышения глобальной конкурентоспособности страны. В рамках модернизации образования России с 1 сентября 2013г. вступил в силу новый закон об образовании в Российской Федерации [1].Главным приоритетом модернизации ВПО является разработка новых образовательных программ с учетом критериев, предъявляемых рынком труда в рамках социальнокультурного и экономического развития. В результате мы ожидаем составления гибких образовательных программ, которые будут изменяться в соответствии с требованиями работодателей. Внедрение вышеобозначенных образовательных программ, направленных на получение прикладных квалификаций, предполагающих обучение «на рабочем месте»,позволит решить проблему массовой подготовки специалистов для рынка труда. На сегодняшний день в России функционирует 969 образовательных организацийвысшего профессионального образования, из которых 578 государственных и муниципальных образовательных учреждений и 391 негосударственноеобразовательное учреждение. В табл.1 представлены данные о количестве образовательных учреждений высшего профессионального образования за последние пять лет [2;3].

Таблица 1Образовательные учреждения высшего профессионального образования

Образовательные учреждения ВПОГоды20092010201120122013Все образовательные учреждения ВПО1114111510801046969Государственные и муниципальные образовательные учреждения ВПО662653634609578Негосударственные образовательные учреждения ВПО 452462446437391

По данным табл. 1, в 2013г. основную долю, а именно 59,6%, составляют государственные и муниципальные образовательные учреждения ВПО. Важно отметить, что за рассматриваемый промежуток временичисло образовательных учреждений ВПО сократилось на 13%.В табл.2 приведены данные о численности студентов, обучающихся в образовательных учрежденияхВПО,за последние пять лет.

Таблица 2Число студентов в образовательных учреждения ВПО (тыс. человек)

Образовательные учреждения ВПОГоды20092010201120122013Все образовательные учреждения ВПО7418,87049,864906073,95646,7Государственные и муниципальные образовательные учреждения ВПО6135,85848,75453,95143,84762Негосударственные образовательные учреждения ВПО 128312011036930,1884,7

По данным за 2013 г.,в образовательных учрежденияхВПО численность студентов составляет 5646,7 тыс. человек, что на 23,8%меньше, чем в 2009 г. При этом 84,3% от общей численности студентов обучаются в государственных и муниципальных учреждениях ВПО. Анализ вышеуказанных данных выявляет сокращение образовательных учреждений высшего профессионального образования и численности студентов в них,соответственно. Данная проблема отражается на общем снижении качества образовательных результатов, а именно эффективности деятельности образовательных учреждений, что и привело к их сокращению. Актуальна и проблема «псевдообразования», торговлидипломами, характерная для небольших филиалов вузов, расположенных в малых городах.

Сокращение численности студентов может быть обусловлено одной из острейших проблем –несоответствиемструктуры профессионального образования и потребностейрынка труда: значительная доля вузов практически утратила связь с рынком труда. Как следствие–снижающееся качество профессиональной подготовки. Также не нашла своего решения и проблема качества обучения, получаемого в заочной и очнозаочной формах.Следующей задачей является специализация вузов в рамках качественной, количественной и территориальной оптимизации, то есть формирование определенных групп высших учебных заведений со своими специфическими миссиями, задачами и целями. Таким образом, в России должны сформировать следующие группы вузов:1)фундаментальные научноисследовательские вузы мирового класса, которые позволят обеспечить одну из лидирующих позиций России в глобальной прикладной науке;2)отраслевые лидерыроссийской экономики;3)вузы социальной и гуманитарной направленности;4)вузы по подготовке программ бакалавриата, в том числе прикладного бакалавриата, и программ специалитета для региональных рынков труда;5)крупные центры заочного (дистанционного) образования.Ключевым моментом модернизации в рамках долгосрочного развития станет вовлечение студентов и ППС в научные исследования для конкретных потребителей и рынков труда.В рамках модернизации системы образования России на дальнейшую перспективу разработана государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 гг., целью которойявляется обеспечение соответствия качества российского образования меняющимся запросам населения и перспективным задачам развития российского общества и экономики [4].В связи с социальноэкономической стратегией России на период до 2020 г. выделяется два сценария дальнейшего развития: консервативный и реформаторский [5]. Консервативный сценарий подразумевает позитивные тренды системы профессионального образования, которые сохранят свою герметичность поотношению к внешней среде. Данный сценарий позволит избежать ограничений доступности высшего образования, изменение структуры образовательных программ. Однакодиспропорции рынка труда и проблемы развития экономики останутся.По реформаторскому сценарию произойдет изменение диспропорции между образованием и рынком труда. Условие положительного развития данного сценария–это прекращение комплектования Вооруженных сил по призыву. Это позволит сократить спрос на программы высшего образования в пользу программсреднего профессионального образования минимум на 20–25%.Вся модернизация ВПО не может произойти без качественного обновления профессорскопреподавательского состава вузов, что потребует,помимо постоянных мер по повышению квалификации преподавателей, привлеченияталантливых молодых специалистов в сферу высшего профессионального образования; также целесообразен переходна эффективный контракт между преподавателями и организациями ВПО.Сегодня определены первоочередные меры модернизации высшего профессионального образования.Структурная и институциональная перестройка высшего профессионального образования иусиление его ориентации на федеральный и местные рынки труда снизят потребность экономики в импорте рабочей силы в полторадва раза. Современное поколениеменее богатое, но более образованное, менее зависимое и более автономное, менее коллективное, но более взаимосвязанное, менее интересующееся политическими партиями, но более подверженное желанию быть социально значимым. Никакое другое поколение не являлось столь дипломированным, как это. Именно оно должно противостоять кризису.Предприятия сегодня нуждаются в квалифицированных работниках, способных к критическому мышлению и проявлению инициативы. Далее невозможно раздельное существование высшего образования и рынка труда. Требование наличия хоть какогонибудь диплома о высшем образовании как «спасательного круга» на рынке трудауходит в прошлое. Работодатели, работники образовательных учреждений, студенты действуют отныне сообща, чтобы исследования, знания, диплом, квалификация и работа шли рядом в гармонии. Ориентированность программ высших учебных заведений на реальные потребности рынка труда, грамотное заполнение информационного пространства между выпускниками вузов и работодателями, существенное изменение подхода к проведению производственной практики в высших учебных заведениях призваныустранитьвозникший дисбаланс между образованием и рынком труда.Однако развитие социальноэкономического общества в России будет требовать дальнейших мер по оптимизации системы высшего образования.

Ссылки на источники1.Федеральный закон от 29.12.2012г. №273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». –URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/23125.html.2.Федеральная служба государственной статистики. Основные показатели образования. –URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/obraz/obrsvod1.htm.3.Федеральная служба государственной статистики. Образование в 2013 г.–URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_01/IssWWW.exe/Stg/d12/35.htm.4.Государственная программа Российской Федерации«Развитие образования» на 2013–2020 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерацииот 15 мая 2013г. №792р.–URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_146497/?frame=1.5.Стратегия 2020: новая модель роста–новая социальная политика. –URL: http://www.kommersant.ru/Docs/2011/2011d153doklad.pdf .

Lyubov Kapustina,Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of foreign languages, Samara State University of Economics, Samaralkap@inbox.ruEkaterina Popova,Master student, Samara State University of Economics, Samarakatirinna@mail.ruHigher education and job market: need for changesAbstract.This authors deal with the problems of reformation of educational system in Russia. The authors examine Higher Education Act from September 1, 2013.

Key words:modernization of higher education, job market, unemployment, graduates, young people.References1.Federal'nyjzakonot29.12.2012 g. № 273FZ«ObobrazovaniivRossijskojFederacii». Available at: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/23125.html. –[Dataobrashhenija05.05.2014](in Russian).2.Federal'najasluzhbagosudarstvennojstatistiki. Osnovnyepokazateliobrazovanija. Available at: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/obraz/obrsvod1.htm–[Dataobrashhenija05.05.2014] (in Russian).3.Federal'naja sluzhba gosudarstvennoj statistiki. Obrazovanie v 2013 g. Available at: http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_01/IssWWW.exe/Stg/d12/35.htm –[Data obrashhenija 05.05.2014] (in Russian).4.Gosudarstvennaja programma Rossijskoj Federacii «Razvitie obrazovanija» na 2013–2020 gody, utverzhdennaja rasporjazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 15 maja 2013 g. № 792r. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_146497/?frame=1.[Data obrashhenija 05.05.2014] (in Russian).5.Strategija 2020: novaja model' rosta –novaja social'naja politika. Available at: http://www.kommersant.ru/Docs/2011/2011d153doklad.pdf . –Data obrashhenija [05.05.2014] (in Russian).

Рекомендовано к публикации:Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»