Понятие концептно-образовательного пространства и способы его организации

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Семенова Л. А. Понятие концептно-образовательного пространства и способы его организации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 6 (июнь). – С. 51–55. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14147.htm.
Аннотация. Статья посвящена определению концептно-образовательного пространства и анализу пьесы Л. Улицкой методом концептной карты.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
СеменоваЛюдмилаАнатольевна,кандидатпедагогическихнаук,доценткафедрыгорногоделаиобогащенияполезныхископаемыхФБГОУВПО«ЮгоЗападныйгосударственныйуниверситет»,г.Курскromahka31@yandex.ru

Понятиеконцептнообразовательногопространства

испособыегоорганизации

Аннотация.СтатьяпосвященаопределениюконцептнообразовательногопространстваианализупьесыЛ.Улицкойметодомконцептнойкарты.Ключевыеслова:концептнообразовательноепространство,литературноеобразование,концепт,концептнаякарта.Раздел:(1)педагогика;историяпедагогикииобразования;теорияиметодикаобученияивоспитания(попредметнымобластям).

Современнаяжизньставитпередвысшимобразованиемзадачуразвитиявыпускникавысокойкультуры,сширокимигуманистическимивоззрениямииосознаниемсвоейнациональнойидентичности.Вузстановитсяцентромтакойподготовки,аразвитиеконцептнообразовательногопространства‬однойизактуальныхпроблем.

Термин«образовательноепространство»научноеипедагогическоесообществорассматриваетсразличныхточекзрения:И.П.Мавзютоваобразовательноепространствопонимаеткакусловиеподготовкиконкурентоспособныхспециалистов;Е.П.Белозерцев,В.А.Сластенин,Е.Н.Шияноврассматриваютегокакспециальноорганизованнуюпедагогическуюсреду,структурированнуюсистемупедагогическихфакторовиусловийстановленияличности [1‬3]. Еслимыговоримоконцептнообразовательномпространстве,товнаиболееширокомпониманииегоможноопределитькак«личностноориентированнуюкультурнообразовательнуюдеятельностьстудента,восновекоторойлежитпонятиеконцепта(см.Ю.Степанова:«Концепты‬какбысгусткикультурнойсредывсознаниичеловека»).Нотакоеопределениенеотражаетегосущностииполноты.Подконцептнообразовательнымпространствоммыпонимаемрациональноевзаимодействиепреподавателяистудента,основанноенасубъективнообъективномвосприятиихудожественноготекстаиимеющее своейцельюформированиенавыковмышленияконцептами.Особенностямиконцептнообразовательногопространствамысчитаеморганизациютакойучебнопознавательнойдеятельности,котораяокажетвлияниенадеятельностьстудентапосозданиюиосвоениюдуховныхценностей,благит. д. и«характеризуетсявоздействиемсоциальнойсредынаразличныестороныкультурнойдеятельностиличности»(Л.Н.Коган)[4].

Исходяизпризнаковобразовательногопространства,средикоторыхпервичнымявляетсяцелостность,мыпредлагаемсчитать,чтовосновеконцептнообразовательногопространствалежитнетолькологикаусвоения«широкогосоциокультурногоопыта,вхождениячеловекавмирнаучныхзнаний»,ноивхождениестудентавмирконцептов,поскольку,помнениюсовременнойкогнитивнойлингвистики,человекмыслитименноконцептами.ФилософС.С.Неретинаещев2009г. доказала,чтопонятиеконцептаимеетпрямоеотношениекпознанию[5].Поэтомуработасконцептнымикартамихудожественногопроизведения,нанашвзгляд, одинизспособовсозданияпедагогическихусловийформированияконцептнообразовательногопространствастудентов.Подконцептнымикартаминамипонимаетсяграфическоепредставление,отражающееосновныеидеи,возникающиевпроцессевосприятияианализахудожественноготекста,атакжепоказывающиесвязиоднихположенийсдругими.Мыназываемданныйметодметодомконцептнойкартыиосновываемегонаметодеконцептуальныхкарт,описанномиразработанномвначале80хгг. XXстолетияУ.ТрочимомиДж.Новаком.Кслову,внаукенетчеткогоразделениядвухпонятий:концептуальныйиконцептный.Нампредставляется,чтоконцептнаякартавизуальноотражаетнаборсмысловыхединиц(концептов),объединенныхконструктом,ипоэтомуболеелогичноиспользоватьименноназвание«концептнаякарта».

Впроцессеформированияконцептнообразовательногопространствастудентовтехническихспециальностейвозникаетпроблемаорганизацииобразовательнойсреды,котораяобеспечитпедагогическиеусловияформированияновогознания,которое«несуществоваловопытеобучающегося»[6],посколькуучебныепланытехническогопрофиляневключаютдисциплины,накоторыхпредусмотреноизучениесовременнойлитературы.Всвязисэтиммысчитаемнеобходимыморганизациюэлективныхифакультативныхкурсов,имеющихцельзнакомствастудентовсхудожественнымитекстамипостмодернизма(творчествоЛ.Улицкой,Л.Петрушевскойит.п.),формированиянавыковмышленияконцептамии,какследствие,формированияконцептнообразовательногопространствастудентов.

Концептявляетсямногослойнымобразованием,егоядро‬такультурологическаясоставляющая,котораянакапливаетсявекамиинесетвсебеосновныенациональныеидеи,этотакназываемыйкультурологическийслойконцепта,наиболеедлянасзначимый.Нодляформированиясобственногоконцептногопространстваэтогонедостаточно,таккакмыимеемделосхудожественнымтекстом,авнеместьдватворца:писательичитатель.Поэтомувозникаетнеобходимостьрасшифровкиследующегосоставляющегоконцепта‬авторскогопониманияконцепта.Врамкахданнойработымынебудемподробноостанавливатьсянавышеперечисленныхэтапахработы,так какнамиужеописаныразличныеприемыработыконцептногоанализахудожественногопроизведения[7‬9].Понашемуглубокомуубеждению,концептнеразрывносвязансбессознательнымвчеловеке,иработасконцептомхудожественногопроизведениянечтоиное,какактуализациятехценностей,нравственныхоснов,которыеявляютсягенетическимиипередаютсяизпоколениявпоколение.Литературноеобразованиесегодняившколе,изаеепределамивдругихобразовательныхучрежденияхглавнымобразомнацеленонаразвитиепонятийногомышления,тогдакакработасконцептамихудожественногопроизведенияориентировананаестественнуюформунашегомышления,мышлениеконцептами.Однимизспособовформированияконцептнообразовательногопространстваявляетсяанализхудожественногопроизведенияметодомконцептнойкарты.

ПредставимпроцесссоставленияконцептнойкартыпопьесеЛ.Улицкой«Русскоеваренье»студентамиVкурсафакультетастроительстваиархитектурыЮЗГУнаправлениеподготовки130400«Горноедело».

Напервомэтапепостроенияконцептныхкартосуществляетсячтениеипервичноевосприятиехудожественноготекста.Приэтомнеобходимоиспользоватьтрадиционныеприемыработысхудожественнымтекстом.Так,намибылипредложеныследующиевопросыизаданияктексту:Каковсмыслназванияпьесы?СемьяЛепехиныхиРаневских:вчемтрагедияэтихсемей.Символикапьесы.Определитебазовыйисопутствующиеконцептыпьесы.Какимобразомсопутствующиеконцептыпозволяютнамраскрытьсмыслбазовогоконцепта?

ПриведемнекоторыеработыстудентовгруппыОПИ91ж,ГД91ж:АндрейГ.:«Междугероямипостоянныеразногласия,онисловноварятсявсобственномсоку.Всеэтодавноразрушилоихсемейныйлад.Ихтрагедиявтом,чтоонинаивнополагают,чтосохранилитрадициисвоейсемьи,своегорода.

Мнекажется,чтоавторхотелапоказатьименнорусскуюсемью,поэтомупьесаиназываетсярусскоеваренье,ведьтольковРоссииварятваренье,наЗападеджем.Ачленысемьи‬этоягодкиэтоговаренья,каждыйдумаетиговоритосвоем,неслышадругдруга.Ссемьейтакже,каксвареньем:чутьчтотосделалнетак‬всепойдетпрахом.Времядаетновыевкусы:есличтотослучитьсясбанкой(домом)тоисемья(варенье)испортится.Ядумаю,названиепьесысимволизируеттусемью,котораяпоказанавпьесе».

ИванП.:«Впьесемывидимразныхлюдей,разныесудьбы,разноевосприятиежизни,разныепоступки.Здесьестьложьиправда,любовьиненависть,носамоеглавное‬безразличиекокружающимилюбовьксамомусебе.Русскоевареньенеполучается,потомучтосамовареньеявляетсясимволомразваливающейсясемьи.

Ядумаю,чтоназвание«русскоеваренье»подчеркиваетхарактеррусскогонарода.Варенье‬традиционнорусскийдесерт.ВпоследнеевремявРоссииредкоможновстретитьчеловека,которыйваритвареньесам,мыбольшепривыкликмакдональдскимджемам.Вконцепьесысемьяпропадает,также,какпропадаетсейчасисаморусскоеваренье.СемьяЛепехиных‬этовсеголишьлюди,связанныекровнымиузами,нонесемейными,ихотя,онипытаютсясделатьвид,чтопридерживаютсястарыхтрадицийихранятих,нонипонимания,нилюбвидругдругуонинеиспытывают».

СветланаР.:«Названиепьесыоченьнеобычно,но,говоряонем,можнопредставить,чтобудетчтотосмешановединоецелое.Подвареньемпонимаетсябыт,арусскоеваренье‬значитособенностибытарусскойсемьи.Этовареньенапичкановсемподряд:внемразныелюди,разныесудьбы,разныепоступки.Вмоемпониманиинастоящаясемья‬когданетнисекретовдруготдруга,проблемыодногочленасемьи‬этопроблемывсейсемьивцелом.Победаодного‬победавсех.Ивсемьенебываеттакого,чтоодингрустит,авсевеселятся.СемьюЛепехиныхневозможноназватьсемьейвполномсмыслеэтогослова.ОнасхожасчеховскойсемьейРаневских,исходствоэтообнаруживаетсяневооруженнымвзглядом.Здеськаждыйдумаетосебе,исвоейличнойвыгоде.Трагедияэтихгероевсостоитвтом,чтоониинесемьивовсе,аразныечуждыедругдругулюди».

ЮлияД.:«Традициирусскойсемьипередаютсяизпоколениякпоколениюиявляютсяпоказателяминравственностичленовэтойсемьи.АуЛепехиныхвсемьеразруха,ипопыткапоказатьприверженностькстарымтрадициям(вместевстречаютпасху,пекуткулич,красятяйца)‬всеэтолишьвнешниепроявления,ничегопосутинеозначающие».

Каквидим,авторыданныхработсумелиуловитьнекий«генетическийкод»,сложившийсяунихизвзаимодействияобразцов,закрепленныхвнациональномменталитете,ихудожественныхобразов,созданныхавторомпьесы.Очевидно,мыможемговоритьоконцептномпространстве,складывающемсячерезчтениеивосприятиехудожественноготекста.Очевиднымявляетсяитотфакт,чтоконцептыразвертываютсястудентамипосвоему,взависимостиотсобственногожизненногоопытаискладаличности.Аэто Работыприведеныбезстилистическойправки.являетсясвидетельствомтого,чтосопряжениесконцептнымпространствомхудожественноготекставедеткформированиюконцептногопространствастудента.

Вторымэтапомработысталавыборкаутвержденийассоциацийбазовогоисопутствующихконцептовпроизведения.Предложеноследующеезадание:‬Составьтеконцептнуюкартупьесы.Сравнитееесконцептнойкартойпьесы«Вишневыйсад»(концептнаякартапопьесе«Вишневыйсад»А.Чеховабылапредложенапреподавателем).

Процессграфическогопредставленияконцептныхкартсостоитизнесколькихшагов. Сначалапроводитсяанализдляразмещенияутвержденийассоциацийнатуилиинуюточкукарты.Далееутвержденияассоциации(сопутствующиеконцепты)распределяютсяотносительнобазовогоконцепта,продумываетсясвязьмеждунимииграфическиотображаетсяспомощьюстрелок.

Призаполнениикластеровкартынеобходимопомнитьотипичныхошибках:нельзяиспользоватьцелыепредложениявместоотдельныхсуществительныхдляобозначенияконцептоввкластере;применятьлинейныекарты,безразветвлений;устанавливатьслишкомбольшоеколичествосвязейикластеров(таккакчеловеческиймозгспособенвосприниматьтолько7‬9);неверноопределятьтипыотношениймеждукластерами.Представимконцептныекартыпьес«Русскоеваренье»и«Вишневыйсад».





Рис.1.Концептнаякартапьес«Русскоеваренье»Л.Улицкой











Рис.2.Концептнаякартапьесы«Вишневыйсад»А.ЧеховаСемьяВареньеДом

Оторванныйотденежного

эквивалентатруд

Наемныйработникнеравен

интеллигенцииНадотяжело

работатьЧистаяжизнь,

чистыелюдиКатастрофаБытовые

неурядицыСтранапогибаетСемьяСадДом

НеприспособленностьктрудуРабочиелюди

неровнягосподамЛопахины:труд‬основажизни

НесчастныеодинокиелюдиКатастрофаРазорение

дворянскихгнездНасменустаромумируприходит

новый

Вданномслучаеконцептнаякартапредставляетсобойнекую«первосхему»художественноготекста,отражающуюегоосновныеидеи.

Преимуществаконцептнойкартывтом,чтоееможноувидетьвсюцеликом,влинейномспискетакогоневозможно.

Базовымиконцептамипьесявляютсяконцепты«семья»,«дом».Предложимучащимсяследующеезадание:

‬Каковыособенностихристианскойсимволики,воплощенныевбазовыхконцептахтекстов?Подобноезаданиепозволитвыявитьпониманиеособенностейвоплощенияконцепта«дом»вмифологииифилософии,чтоспособствуетвоспитаниючеловекакультуры,всознаниикоторогоразныекультурныеэпохи,воплощённыевразныхобразах,существуютодновременноиобщаютсямеждусобой,аэтоотвечаетзапросамконцептнообразовательногопространства.

Домявляетсяемкимкосмическимсимволом[10].Соднойстороны,домвоспринимаетсякакмодельВселеннойвцелом,сдругой‬ассоциируетсяссамимчеловекомиеговнутренниммиром.Дом‬этопространство,вкотороечеловекстремитсявернутьсяизкакихлибостранствий,дом ‬этоместо,гдечеловекухорошоибезопасно.Домпередаетсяпонаследству,являетсясимволомрода,именновэтомсмыслепонимаются«ДомИзраилев»и«ДомИудинов».

Обратимсякконцептнымкартампьес.Мывидимассоциативныеряды:разорениедворянскихгнезд→катастрофа→насменустаромумируприходитновый;бытовыенеурядицы→катастрофа→странапогибает.Ониоказываютсянеразрывносвязаннымисбазовымконцептом«дом».Концептнаякартапоказывает,чтодомстановитсясимволомнетолькочеловека,ноигосударства.ПодтверждениеэтоймыслинаходимуН.Д.Арутюновой:«домнаходитсявпрямойассоциациисобществомигосударством.ВфилософскихученияхитрактатахрусскихмыслителейвторойполовиныXVIIIвека…такиепонятия,как“общество”,“государство”,“государь”рассматривалиськакединыйживойорганизм,схожийсчеловеком…»[12]Такимобразом,концептныекартыпоказывают,чтосоциальноедоминируетнаддуховным.Аотсюда‬катастрофаиразорениесамогодома,семьиичеловеческойдуши.

Внастоящеевремявизуальныемоделидостаточноширокораспространенывпреподаванииестественныхнаукиклитературекакучебномупредметуимеютмалоеотношение.Темнеменеенашопытиспользованияконцептныхкартприанализехудожественноготекстадает возможностьсделатьследующиевыводы.Данныйметодпозволяет:

увидетьпричиныкогнитивныхиэмоциональныхзатрудненийстудентов;вестимониторингкогнитивныхиличностныхизменений,происходящихсостудентамивобразовательномпроцессе;развиватькреативностьстудентов;улучшатьвсевидыпамяти(кратковременную,долговременную,семантическую,образнуюит.д.)студентов;формироватьорганизационнодеятельностныеумения;

формироватьумения,связанныесконтролемсобственнойинтеллектуальнойдеятельности.Очевидно,чтоподобнаяработапозволиластудентамрасширитьпониманиеконцептов«семья»,«дом»,что,всвоюочередь,способствовалоформированиюконцептнообразовательногопространства.

Ссылкинаисточники1.Белозерцев Е.П. Культурнообразовательная среда провинциального города // Высшее образование в России. ‬2004.‬№6 ‬С.75‬82.2.Сластенин В.А. Педагогическое образование: вызовы ХХI века. ‬М.: МАНПО, 2010.3.Шиянов Е. Н.,Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. ‬Ростовн/Д: Феникс, 1995. ‬140 с.4.Коган Л. Н.Духовные потребности и деятельность личности //Философские науки. ‬1976. ‬№1.5.Неретина С.С. Концепт// Энциклопедия эпистемологии и философии науки. ‬М.: Канон+; РООН «Реабилитация», 2009.6.Пидкасистый П.И. Организация учебнопознавательной деятельности студентов. ‬М., 2004. ‬С.7.7.Семенова Л.А.Читательское воображение как способ актуализации нравственного содержания художественного произведения на уроках литературы в среднеспециальных учебных заведениях // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. ‬2008. ‬№ 24(55). ‬С.437.8.Семенова Л.А. Генезис понятия «концепт» в различных областях гуманитарного знания //Известия ЮЗГУ. ‬2012. ‬№5(44). ‬Ч. 1. ‬С.282.9.Семенова Л.А. цель и этапы концептного анализа // Известия ЮЗГУ. Серия Лингвистика и педагогика. ‬2012.‬№ 2.‬С.207.10.Андреева В. Дом//Энциклопедия символов/ под ред. В.С. Полосина. ‬М.: Локидпресс, 2003. ‬С.123.11.Там же.

LyudmilaSemenova,CandidateofPedagogicSciences,AssociateProfessoratthechairofminingandmineralprocessing,SouthwestStateUniversity,KurskFormationof“educationalarea”conceptandwaysofitsorganizationAbstract.Theauthordealswiththedefinition“educationalarea”andanalyzestheplaybyL.Ulitskaya,usingthemethodofconceptcard.Keywords:conceptandeducationalarea,literatureeducation,concept,conceptcard.

References1.Belozercev, E.P. (2004) “Kul'turnoobrazovatel'naja sreda provincial'nogo goroda”, Vysshee obrazovanie v Rossii, № 6 , pp.7582(in Russiаn).2.Slastenin, V.A. (2010) Pedagogicheskoe obrazovanie: vyzovy HHI veka,MANPO, Moscow(in Russiаn).3.Shijanov, E.N., Kotova, I. B (1995) Ideja gumanizacii obrazovanija v kontekste otechestvennyh teorij lichnosti,Feniks, RostovnaDonu, 140 p.(in Russiаn).4.Kogan, L.N. (1976) “Duhovnye potrebnosti i dejatel'nost' lichnosti”, Filosofskie nauki,№ 1(in Russiаn).5.Neretina, S.S. (2009) “Koncept”, in Jenciklopedija jepistimoogii i filosofii nauki, Kanon+; ROON “Reabilitacija”, Moscow(in Russiаn).6.Pidkasistyj, P.I. (2004) Organizacija uchebnopoznavatel'noj dejatel'nomti studentov, Moscow, p. 7(in Russiаn).7.Semenova, L.A. (2008) “Chitatel'skoe voobrazhenie kak sposob aktualizacii nravstvennogo soderzhanija hudozhestvennogo proizvedenija na urokah literatury v srednespecial'nyh uchebnyh zavedenijah”, in Izvestija Rossijskogo Gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena, № 24(55), p.437(in Russiаn).8.Semenova,L.A. (2012) “Genezis ponjatija «koncept» v razlichnyh oblastjah gumanitarnogo znanija”,Izvestija JuZGU, №5(44), ch. 1, p.282(in Russiаn).9.Semenova,L.A. (2012) “Cel' i jetapy konceptnogo analiza”,Izvestija JuZGU. Serija Lingvistika i pedagogika, № 2, p.207(in Russiаn).10.Andreeva,V. (2003) “Dom”, in Polosin, V.S. (ed.) Jenciklopedija simvolov,Lokidpress, Moscow,p.123 (in Russiаn).11.Ibid.

Рекомендованокпубликации:ГоревымП.М.,кандидатомпедагогическихнаук,главнымредакторомжурнала«Концепт»