Государственный финансовый контроль в Российской Федерации и направления его совершенствования
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Пенчук
А.
В. Государственный финансовый контроль в Российской Федерации и направления его совершенствования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – № 7 (июль). – С.
21–25. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/14177.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам организации государственного финансового контроля в Российской Федерации. В системе управления государственными финансами финансовый контроль выполняет функцию достижения управленческого результата. Дальнейшее совершенствование государственного финансового контроля позволит повысить эффективность использовать финансовые ресурсы государства.
Ключевые слова:
налоговый, государственный финансовый контроль, объект государственного финансового контроля, внешний и внутренний финансовый контроль, принципы контроля, бюджетный контроль
Текст статьи
Пенчук Анна Витальевна,cтудентка финансовоэкономического факультета ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. МоскваV. I. P. Ane4ka@mail. ru
Государственный финансовый контроль в Российской Федерации
и направления его совершенствования
Аннотация. Статьяпосвящена вопросам организации государственного финансового контроля в Российской Федерации. В системе управления государственными финансами финансовый контроль выполняет функцию достижения управленческого результата. Дальнейшее совершенствование государственного финансового контроля позволит повысить эффективность использовать финансовые ресурсы государства. Ключевые слова: государственный финансовый контроль, объект государственного финансового контроля, внешний и внутренний финансовый контроль, принципы контроля, налоговый, бюджетный контроль. Раздел: (04) экономика.
Государственный финансовый контроль –функциональный элемент управления государственными и муниципальными финансами. Он является инструментом финансовой политики, направленным на обеспечение соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Государственный финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов. В экономической литературе представлены различные подходы к определению государственного финансового контроля (см. табл. 1). Таким образом, государственный финансовый контроль –это деятельность контрольных органов, которая осуществляется на основании законодательства с помощью специфических приемов и методов с целью обеспечения законности, целесообразности и эффективности формирования, распределения и использования бюджетных средств. Государственный финансовый контроль –это функция государственного управления, обеспечивающая реализацию финансовой политики государства. Традиционно выделяют следующие виды государственного финансового контроля: бюджетный контроль –контроль за соблюдением бюджетного законодательства на всех стадиях бюджетного процесса, при поступлении и зачислении доходов в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, при обслуживании и управлении государственным долгом; налоговый контроль –контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах при исчислении и уплате обязательных платежей в бюджет. Организация государственного финансового контроля осуществляется с учетом следующих принципов:принцип законности –проведение контроля осуществляется на основании нормативноправовой базы, в т. ч. регулирующей деятельность государственных контрольных органов;принцип объективности –отсутствие предвзятости и обоснованность выводов, сделанных по результатам проведения контрольных действий;
Таблица 1 Определение государственного финансового контроля
АвторПонятие «государственный финансовый контроль»А. М. Бабич, Л. Н. Павлова
Совершение контрольной деятельности за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием внутреннего и внешнего государственного долга, государственных резервов[1]Д. Н. БахранКак функция социального управления[2]Н. Т. БелухаСистема наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, определение результатов управленческих воздействий на управляемый объект путем выявления отклонений, допущенных в ходе выполнения этих решений[3]А. БланкенагельВнутренняя проверка системы и соответствия ее главным принципам, выраженным в основополагающих ценностях, политических институтах, важнейших характеристиках государства и общества, снимающаявозникающее в обществе напряжение[4]В. В. БурцевУстановленная соответствующими нормативными актами деятельность органов государственной власти и управления всех уровней (должностных лиц) по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений в процедурах управления государственными финансовыми потоками и финансовохозяйственной деятельностью экономических субъектов[5]М. В. ВасильеваКак функция государственного управления, пот отношению к которому он выступает средством и инструментом реализации государственной политики[6]Е. Ю. ГрачеваКак подотрасль финансового права[7]Ю. А. Козенко,Г.В.ФедотоваИндикатор соответствия потребностей экономических субъектов финансовой политике, проводимой государством и его финансовыми институтами[8]А. В. КрикуновСовокупность мероприятий по проверке полноты и своевременности формирования и использования бюджета на уровне как Федерации, так и субъектов Федерации, а также международных финансовых обязательств, организации денежного обращения и рынка ценных бумаг, состояния государственного долга, эффективности использования государственных ресурсов всех видов [9]И. ХимичевДеятельность контрольных органов по проверке законности, целесообразности действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях эффективного социальноэкономического развития страны и ее регионов[10]С. О. ШохинМежотраслевая система надзора наделенных контрольными функциями государственных и общественных органов за финансовохозяйственной деятельностью субъектов хозяйствования в целях объективной оценки экономической эффективности этой деятельности, установления законности и целесообразности финансовых операций и выявления резервов роста государственного бюджета[11]А. А. ЯлбулгановОсуществляемая с использованием специфических организационных форм и методов деятельность государственных органов, наделенных законом соответствующими полномочиями в целях установления законности и достоверности финансовых операций, экономической эффективности деятельности ивыявления резервов ее повышения, увеличения доходных поступлений в бюджет и сохранности государственной собственности[12]
принцип гласности –общедоступность результатов финансового контроля, а также соблюдение установленных норм, касающихся государственной и коммерческой тайны;принципответственности –строгое соблюдение установленных процедур и принятых стандартов контролянадвсеми субъектами контроля;принцип независимости органов финансового контроля –обеспечивается процедурами избрания и освобождения от должности должностных лиц контрольных органов;принцип разграничения функций и полномочий –исключение дублирования функций органов финансового контроля при осуществлении контрольной деятельности;принцип системности –наличие единой правовой базы, установление периодичности в проведении контрольных мероприятий. Традиционно в качестве объектов государственного финансового контроля выделяютгосударственные финансовые ресурсы, государственный долг и государственные резервы. В соответствии с новой редакцией Бюджетного кодекса Российской Федерации в качестве объектов государственного финансового контроля определены:главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;финансовые органы в части соблюдениями ими целей и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации;государственные учреждения;государственные унитарные предприятия;хозяйственные товарищества и общества с участием публичноправовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческие организации с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах;юридические лица (за исключением государственных учреждений, государственных унитарных предприятий, государственных корпораций и компаний, хозяйственных товариществ и обществ с участием публичноправовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с долей (вкладом) в их уставных (складочных) капиталах), индивидуальные предприниматели, физические лица в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета, договоров (соглашений) о предоставлении государственных гарантий;органы управления государственными внебюджетными фондами;юридические лица, получающие средства из государственных внебюджетных фондов по договорам о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования;кредитные организации, осуществляющие отдельные операции с бюджетными средствамив части соблюдениями ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета[13]. Таким образом, в рамках правовых изменений произошло смещение акцента в определении объекта государственного финансового контроля в пользу отдельных субъектов управления государственными финансами. Во многом это продиктовано стремлением расширить сферу государственного финансового контроля, вовлекая в нее не только получателей бюджетных средств (как участников бюджетного процесса), но и иные организации, не являющиеся таковыми. До ввода в действие новой редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации основными методами осуществления государственного финансового контроля были проверка, ревизия, обследование. Новая редакция определила наличие еще одного метода–санкционирование операций, т. е. совершение разрешительной надписи после проверки документов, представленных в целях осуществления финансовых операций (табл. 2). Таблица 2 Методы государственного финансового контроля
Методы ГФКХарактеристикаПроверкаДокументальная и фактическая проверка законности и достоверности отдельных финансовых операций;оформление результатов в форме актаРевизияДокументальная и фактическая проверка законности и достоверности всей совокупности финансовых операций;оформление результатов в форме актаОбследованиеАнализ и оценка состояния определенной сферы;оформление результатов в форме заключения
В настоящее время государственный финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний. Внешний государственный финансовый контроль проводят Счетная палата Российской Федерации и контрольносчетные органы субъектов Российской Федерации. Внутренний контроль осуществляется Федеральной службой финансовобюджетного надзора, органами государственного финансового контроля, являющимися органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами Федерального казначейства (финансовыми органами субъектов Российской Федерации). Подобное разделение продиктовано различиями между подчиненностью и функциями указанных органов, а также объектом государственного финансового контроля. В качестве объектов внутреннего государственного финансового контроля выступают исключительно финансовые ресурсы и имущество государства, их формирование и использование. Объект внешнего государственного финансового контроля не ограничен сферой государственных финансов и включает в себя экспертизу проектов нормативных правовых актов и результатов исполнения бюджета. В связи с этим возникает проблема разграничения полномочий специально созданных органов финансового контроля –Счетной палаты Российской Федерации и Федеральной службы финансовобюджетного надзора Российской Федерации. Полномочия данных органов дублируются. Эффективность организации государственного финансового контроля зависит от ряда факторов:доступностикачественной информации о реальном состоянии контролируемого объекта;стабильностизаконодательства;комплексногохарактераконтроля, осуществляемогона постоянной основе и имеющегоопределенную периодичность;тесноговзаимодействияи координацииорганов, осуществляющих государственный финансовый контроль;четкойрегламентацииконтрольной деятельности, в т. ч. стандартизациипроцессов и документации;профессионализмаи компетенциипредставителей органов государственного финансового контроля. Развитие системы государственного финансового контроля в Российской Федерации –непрерывный процесс, который прошел ряд этапов. В современных условиях совершенствование государственного финансового контроля обусловлено следующиминедостатками: дублирование полномочий органов, осуществляющих государственный финансовый контроль, которое приводит, с одной стороны, к излишней подконтрольности объектов государственного финансового контроля, а с другой, наоборот, к наличию ситуации, когда часть финансовых операций остается вне контроля;
отсутствие единых подходов к осуществлению государственного финансового контроля и привлечению к ответственности за бюджетные нарушения;отсутствие универсальных подходов к сбору и предоставлению информации о выполнении показателей, большое количество методик их расчетов, что затрудняет проведение контроля за ходом реализации целевых программ. Для повышения эффективности межведомственного взаимодействия важно:четкое разграничение на законодательном уровне полномочий органов, осуществляющих государственный финансовый контроль;проведение совместных мероприятий разными контрольными органами по проверке одного и того же объекта контроля. Важнейшим направлением совершенствования государственного финансового контроля является обеспечение стандартизации контрольной деятельности с учетом стандартов государственного контроля, которые утверждены Комитетом по аудиторским стандартам Международной организации высших контрольных органов (INTOSAI). Необходимо разработать единый классификатор бюджетных нарушений, который позволит определить вид бюджетных нарушений и механизм ответственности за их совершение. Таким образом, назначение государственного финансового контроля –обеспечение успешной реализации функций государства по обеспечению процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов. Вступление в силу новой редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации обеспечило:закрепление на законодательном уровне объектов государственного финансового контроля;разграничение государственного финансового контроля на внешний и внутренний;появление нового метода осуществления контроля –санкционирование расходов;закрепление на законодательном уровне определения бюджетного правонарушения;установление бюджетных мер принуждения за совершение бюджетного нарушения. В заключение хотелось бы отметить, что для любого государства наличие эффективно функционирующей системы государственного финансового контроля –это важный инструмент, который позволяет эффективно реализовывать внешнюю и внутреннюю политику, обеспечивать достижение целей и задач социальноэкономических программ. Совершенствование государственного финансового контроля–важное направление в процессе противодействии коррупции.
Ссылки на источники1.Бабич А. М.,Павлова Л. Н. Государственные и муниципальные финансы. –М.:Финансы, ЮНИТИ,2003.2.Бахран Д. Н. Административное право России. –М.,2001. –С.166.3.Белуха Н. Т. Контроль и ревизия в отраслях народного хозяйства: учебник. –М.:Финансы и статистика, 2002.
4.Бланкенагель А. Теория и практика конституционного контроля в ФРГ // Советское государство и право. –1989. –№1. –С.102.5.Бурцев В. В. Организация системы государственного финансового контроля в РФ: теория и практика. –М.:Дашков и К, 2002.6.Васильева М.В. Государственный финансовый контроль в управлении регионом. –Волгоград, 2003.–182 с. 7.Грачева Е. Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. –М.:Юриспруденция, 2000.8.Козенко Ю. А.,Федотова Г. В. Роль финансового контроля в повышении эффективности управления бюджетами: монография. –Элиста: Издво «КИСЭПИ»,2006. –С.57. 9.Крикунов А. В. Сущность, организация и перспективы государственного финансового контроля в РФ. –СПб.:Изд. СПб государственного университета экономики и финансов, 2001.10.Финансовое право: учеб./ под ред. Н. И. Химичевой. –М.:Юрист, 2004.11.Шохин С. О.,Воронина Л. И. Бюджетнофинансовый контроль и аудит. Теория и практика применения в России. –М.:Финансы и статистика, 1997.12.Ялбулганов А. А. Финансовый контроль как институт финансового права. –М.:Юрист, 1999.13.
Финансовое право: учеб.
АnnaPenchuk,Studentofthefinancialandeconomicdepartment, FinancialUniversityundertheGovernment of the Russian Federation, MoscowV. I. P. Ane4ka@mail. ruState financial control in the Russian Federation and the directions of its improvementАbstract. The author deals with the organization of the State financial control in the Russian Federation. In public financial management system, financial control is the function of management to achieve results. Further improvement of the state financial control will ensure efficient use of public financial resources. Key words:state financial control, control objects, external and internal financial control, control principles, tax control, budgetary control. References1.Babich, A.M., Pavlova, L.N. (2003) Gosudarstvennye i municipal'nye finansy,Finansy, JuNITI, Moscow(in Russiаn).2.Bahran, D.N. (2001) Administrativnoe pravo Rossii, Moscow, p. 166 (in Russiаn).3.Beluha, N.T. (2002) Kontrol' i revizija v otrasljah narodnogo hozjajstva: uchebnik,Finansy istatistika, Moscow(in Russiаn).4.Blankenagel', A. (1989) “Teorija i praktika konstitucionnogo kontrolja v FRG”,Sovetskoe gosudarstvo i pravo,№1,p. 102(in Russiаn).5.Burcev, V.V. (2002) Organizacija sistemy gosudarstvennogo finansovogo kontrolja v RF: teorija i praktika,Dashkov i K, Moscow (in Russiаn).6.Vasil'eva,M.V. (2003) Gosudarstvennyj finansovyj kontrol' v upravlenii regionom,Volgograd, 182 p. (in Russiаn).7.Gracheva, E.Ju. (2000) Problemy pravovogo regulirovanija gosudarstvennogo finansovogo kontrolja,Jurisprudencija, Moscow (in Russiаn).8.Kozenko, Ju. A., Fedotova, G.V.(2006)Rol' finansovogo kontrolja v povyshenii jeffektivnosti upravlenija bjudzhetami: monografija,Izdvo “KISJePI”, Jelista, p.57(in Russiаn).9.Krikunov, A.V. (2001) Sushhnost', organizacija i perspektivy gosudarstvennogo finansovogo kontrolja v RF,Izd. SPb gosudarstvennogo universiteta jekonomiki i finansov, St. Petersburg (in Russiаn).10.Himicheva, N.I. (ed.) (2004) Finansovoe pravo: uchebnik, Jurist, Moscow (in Russiаn).11.Shohin,S.O., Voronina,L.I. (1997) Bjudzhetnofinansovyj kontrol' i audit. Teorija i praktika primenenija v Rossii,Finansy i statistika, Moscow (in Russiаn).12.Jalbulganov, A.A. (1999) Finansovyj kontrol' kak institut finansovogo prava, Jurist, Moscow (in Russiаn).13.Himicheva, N.I. (ed.) (2004) Finansovoe pravo: uchebnik, Jurist, Moscow (in Russiаn).
Рекомендовано к публикации:Васюниной М. Л.,кандидатом экономических наук,Горевым П. М.,кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Государственный финансовый контроль в Российской Федерации
и направления его совершенствования
Аннотация. Статьяпосвящена вопросам организации государственного финансового контроля в Российской Федерации. В системе управления государственными финансами финансовый контроль выполняет функцию достижения управленческого результата. Дальнейшее совершенствование государственного финансового контроля позволит повысить эффективность использовать финансовые ресурсы государства. Ключевые слова: государственный финансовый контроль, объект государственного финансового контроля, внешний и внутренний финансовый контроль, принципы контроля, налоговый, бюджетный контроль. Раздел: (04) экономика.
Государственный финансовый контроль –функциональный элемент управления государственными и муниципальными финансами. Он является инструментом финансовой политики, направленным на обеспечение соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Государственный финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов. В экономической литературе представлены различные подходы к определению государственного финансового контроля (см. табл. 1). Таким образом, государственный финансовый контроль –это деятельность контрольных органов, которая осуществляется на основании законодательства с помощью специфических приемов и методов с целью обеспечения законности, целесообразности и эффективности формирования, распределения и использования бюджетных средств. Государственный финансовый контроль –это функция государственного управления, обеспечивающая реализацию финансовой политики государства. Традиционно выделяют следующие виды государственного финансового контроля: бюджетный контроль –контроль за соблюдением бюджетного законодательства на всех стадиях бюджетного процесса, при поступлении и зачислении доходов в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, при обслуживании и управлении государственным долгом; налоговый контроль –контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах при исчислении и уплате обязательных платежей в бюджет. Организация государственного финансового контроля осуществляется с учетом следующих принципов:принцип законности –проведение контроля осуществляется на основании нормативноправовой базы, в т. ч. регулирующей деятельность государственных контрольных органов;принцип объективности –отсутствие предвзятости и обоснованность выводов, сделанных по результатам проведения контрольных действий;
Таблица 1 Определение государственного финансового контроля
АвторПонятие «государственный финансовый контроль»А. М. Бабич, Л. Н. Павлова
Совершение контрольной деятельности за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием внутреннего и внешнего государственного долга, государственных резервов[1]Д. Н. БахранКак функция социального управления[2]Н. Т. БелухаСистема наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, определение результатов управленческих воздействий на управляемый объект путем выявления отклонений, допущенных в ходе выполнения этих решений[3]А. БланкенагельВнутренняя проверка системы и соответствия ее главным принципам, выраженным в основополагающих ценностях, политических институтах, важнейших характеристиках государства и общества, снимающаявозникающее в обществе напряжение[4]В. В. БурцевУстановленная соответствующими нормативными актами деятельность органов государственной власти и управления всех уровней (должностных лиц) по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений в процедурах управления государственными финансовыми потоками и финансовохозяйственной деятельностью экономических субъектов[5]М. В. ВасильеваКак функция государственного управления, пот отношению к которому он выступает средством и инструментом реализации государственной политики[6]Е. Ю. ГрачеваКак подотрасль финансового права[7]Ю. А. Козенко,Г.В.ФедотоваИндикатор соответствия потребностей экономических субъектов финансовой политике, проводимой государством и его финансовыми институтами[8]А. В. КрикуновСовокупность мероприятий по проверке полноты и своевременности формирования и использования бюджета на уровне как Федерации, так и субъектов Федерации, а также международных финансовых обязательств, организации денежного обращения и рынка ценных бумаг, состояния государственного долга, эффективности использования государственных ресурсов всех видов [9]И. ХимичевДеятельность контрольных органов по проверке законности, целесообразности действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях эффективного социальноэкономического развития страны и ее регионов[10]С. О. ШохинМежотраслевая система надзора наделенных контрольными функциями государственных и общественных органов за финансовохозяйственной деятельностью субъектов хозяйствования в целях объективной оценки экономической эффективности этой деятельности, установления законности и целесообразности финансовых операций и выявления резервов роста государственного бюджета[11]А. А. ЯлбулгановОсуществляемая с использованием специфических организационных форм и методов деятельность государственных органов, наделенных законом соответствующими полномочиями в целях установления законности и достоверности финансовых операций, экономической эффективности деятельности ивыявления резервов ее повышения, увеличения доходных поступлений в бюджет и сохранности государственной собственности[12]
принцип гласности –общедоступность результатов финансового контроля, а также соблюдение установленных норм, касающихся государственной и коммерческой тайны;принципответственности –строгое соблюдение установленных процедур и принятых стандартов контролянадвсеми субъектами контроля;принцип независимости органов финансового контроля –обеспечивается процедурами избрания и освобождения от должности должностных лиц контрольных органов;принцип разграничения функций и полномочий –исключение дублирования функций органов финансового контроля при осуществлении контрольной деятельности;принцип системности –наличие единой правовой базы, установление периодичности в проведении контрольных мероприятий. Традиционно в качестве объектов государственного финансового контроля выделяютгосударственные финансовые ресурсы, государственный долг и государственные резервы. В соответствии с новой редакцией Бюджетного кодекса Российской Федерации в качестве объектов государственного финансового контроля определены:главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;финансовые органы в части соблюдениями ими целей и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации;государственные учреждения;государственные унитарные предприятия;хозяйственные товарищества и общества с участием публичноправовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческие организации с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах;юридические лица (за исключением государственных учреждений, государственных унитарных предприятий, государственных корпораций и компаний, хозяйственных товариществ и обществ с участием публичноправовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с долей (вкладом) в их уставных (складочных) капиталах), индивидуальные предприниматели, физические лица в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета, договоров (соглашений) о предоставлении государственных гарантий;органы управления государственными внебюджетными фондами;юридические лица, получающие средства из государственных внебюджетных фондов по договорам о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования;кредитные организации, осуществляющие отдельные операции с бюджетными средствамив части соблюдениями ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета[13]. Таким образом, в рамках правовых изменений произошло смещение акцента в определении объекта государственного финансового контроля в пользу отдельных субъектов управления государственными финансами. Во многом это продиктовано стремлением расширить сферу государственного финансового контроля, вовлекая в нее не только получателей бюджетных средств (как участников бюджетного процесса), но и иные организации, не являющиеся таковыми. До ввода в действие новой редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации основными методами осуществления государственного финансового контроля были проверка, ревизия, обследование. Новая редакция определила наличие еще одного метода–санкционирование операций, т. е. совершение разрешительной надписи после проверки документов, представленных в целях осуществления финансовых операций (табл. 2). Таблица 2 Методы государственного финансового контроля
Методы ГФКХарактеристикаПроверкаДокументальная и фактическая проверка законности и достоверности отдельных финансовых операций;оформление результатов в форме актаРевизияДокументальная и фактическая проверка законности и достоверности всей совокупности финансовых операций;оформление результатов в форме актаОбследованиеАнализ и оценка состояния определенной сферы;оформление результатов в форме заключения
В настоящее время государственный финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний. Внешний государственный финансовый контроль проводят Счетная палата Российской Федерации и контрольносчетные органы субъектов Российской Федерации. Внутренний контроль осуществляется Федеральной службой финансовобюджетного надзора, органами государственного финансового контроля, являющимися органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами Федерального казначейства (финансовыми органами субъектов Российской Федерации). Подобное разделение продиктовано различиями между подчиненностью и функциями указанных органов, а также объектом государственного финансового контроля. В качестве объектов внутреннего государственного финансового контроля выступают исключительно финансовые ресурсы и имущество государства, их формирование и использование. Объект внешнего государственного финансового контроля не ограничен сферой государственных финансов и включает в себя экспертизу проектов нормативных правовых актов и результатов исполнения бюджета. В связи с этим возникает проблема разграничения полномочий специально созданных органов финансового контроля –Счетной палаты Российской Федерации и Федеральной службы финансовобюджетного надзора Российской Федерации. Полномочия данных органов дублируются. Эффективность организации государственного финансового контроля зависит от ряда факторов:доступностикачественной информации о реальном состоянии контролируемого объекта;стабильностизаконодательства;комплексногохарактераконтроля, осуществляемогона постоянной основе и имеющегоопределенную периодичность;тесноговзаимодействияи координацииорганов, осуществляющих государственный финансовый контроль;четкойрегламентацииконтрольной деятельности, в т. ч. стандартизациипроцессов и документации;профессионализмаи компетенциипредставителей органов государственного финансового контроля. Развитие системы государственного финансового контроля в Российской Федерации –непрерывный процесс, который прошел ряд этапов. В современных условиях совершенствование государственного финансового контроля обусловлено следующиминедостатками: дублирование полномочий органов, осуществляющих государственный финансовый контроль, которое приводит, с одной стороны, к излишней подконтрольности объектов государственного финансового контроля, а с другой, наоборот, к наличию ситуации, когда часть финансовых операций остается вне контроля;
отсутствие единых подходов к осуществлению государственного финансового контроля и привлечению к ответственности за бюджетные нарушения;отсутствие универсальных подходов к сбору и предоставлению информации о выполнении показателей, большое количество методик их расчетов, что затрудняет проведение контроля за ходом реализации целевых программ. Для повышения эффективности межведомственного взаимодействия важно:четкое разграничение на законодательном уровне полномочий органов, осуществляющих государственный финансовый контроль;проведение совместных мероприятий разными контрольными органами по проверке одного и того же объекта контроля. Важнейшим направлением совершенствования государственного финансового контроля является обеспечение стандартизации контрольной деятельности с учетом стандартов государственного контроля, которые утверждены Комитетом по аудиторским стандартам Международной организации высших контрольных органов (INTOSAI). Необходимо разработать единый классификатор бюджетных нарушений, который позволит определить вид бюджетных нарушений и механизм ответственности за их совершение. Таким образом, назначение государственного финансового контроля –обеспечение успешной реализации функций государства по обеспечению процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов. Вступление в силу новой редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации обеспечило:закрепление на законодательном уровне объектов государственного финансового контроля;разграничение государственного финансового контроля на внешний и внутренний;появление нового метода осуществления контроля –санкционирование расходов;закрепление на законодательном уровне определения бюджетного правонарушения;установление бюджетных мер принуждения за совершение бюджетного нарушения. В заключение хотелось бы отметить, что для любого государства наличие эффективно функционирующей системы государственного финансового контроля –это важный инструмент, который позволяет эффективно реализовывать внешнюю и внутреннюю политику, обеспечивать достижение целей и задач социальноэкономических программ. Совершенствование государственного финансового контроля–важное направление в процессе противодействии коррупции.
Ссылки на источники1.Бабич А. М.,Павлова Л. Н. Государственные и муниципальные финансы. –М.:Финансы, ЮНИТИ,2003.2.Бахран Д. Н. Административное право России. –М.,2001. –С.166.3.Белуха Н. Т. Контроль и ревизия в отраслях народного хозяйства: учебник. –М.:Финансы и статистика, 2002.
4.Бланкенагель А. Теория и практика конституционного контроля в ФРГ // Советское государство и право. –1989. –№1. –С.102.5.Бурцев В. В. Организация системы государственного финансового контроля в РФ: теория и практика. –М.:Дашков и К, 2002.6.Васильева М.В. Государственный финансовый контроль в управлении регионом. –Волгоград, 2003.–182 с. 7.Грачева Е. Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. –М.:Юриспруденция, 2000.8.Козенко Ю. А.,Федотова Г. В. Роль финансового контроля в повышении эффективности управления бюджетами: монография. –Элиста: Издво «КИСЭПИ»,2006. –С.57. 9.Крикунов А. В. Сущность, организация и перспективы государственного финансового контроля в РФ. –СПб.:Изд. СПб государственного университета экономики и финансов, 2001.10.Финансовое право: учеб./ под ред. Н. И. Химичевой. –М.:Юрист, 2004.11.Шохин С. О.,Воронина Л. И. Бюджетнофинансовый контроль и аудит. Теория и практика применения в России. –М.:Финансы и статистика, 1997.12.Ялбулганов А. А. Финансовый контроль как институт финансового права. –М.:Юрист, 1999.13.
Финансовое право: учеб.
АnnaPenchuk,Studentofthefinancialandeconomicdepartment, FinancialUniversityundertheGovernment of the Russian Federation, MoscowV. I. P. Ane4ka@mail. ruState financial control in the Russian Federation and the directions of its improvementАbstract. The author deals with the organization of the State financial control in the Russian Federation. In public financial management system, financial control is the function of management to achieve results. Further improvement of the state financial control will ensure efficient use of public financial resources. Key words:state financial control, control objects, external and internal financial control, control principles, tax control, budgetary control. References1.Babich, A.M., Pavlova, L.N. (2003) Gosudarstvennye i municipal'nye finansy,Finansy, JuNITI, Moscow(in Russiаn).2.Bahran, D.N. (2001) Administrativnoe pravo Rossii, Moscow, p. 166 (in Russiаn).3.Beluha, N.T. (2002) Kontrol' i revizija v otrasljah narodnogo hozjajstva: uchebnik,Finansy istatistika, Moscow(in Russiаn).4.Blankenagel', A. (1989) “Teorija i praktika konstitucionnogo kontrolja v FRG”,Sovetskoe gosudarstvo i pravo,№1,p. 102(in Russiаn).5.Burcev, V.V. (2002) Organizacija sistemy gosudarstvennogo finansovogo kontrolja v RF: teorija i praktika,Dashkov i K, Moscow (in Russiаn).6.Vasil'eva,M.V. (2003) Gosudarstvennyj finansovyj kontrol' v upravlenii regionom,Volgograd, 182 p. (in Russiаn).7.Gracheva, E.Ju. (2000) Problemy pravovogo regulirovanija gosudarstvennogo finansovogo kontrolja,Jurisprudencija, Moscow (in Russiаn).8.Kozenko, Ju. A., Fedotova, G.V.(2006)Rol' finansovogo kontrolja v povyshenii jeffektivnosti upravlenija bjudzhetami: monografija,Izdvo “KISJePI”, Jelista, p.57(in Russiаn).9.Krikunov, A.V. (2001) Sushhnost', organizacija i perspektivy gosudarstvennogo finansovogo kontrolja v RF,Izd. SPb gosudarstvennogo universiteta jekonomiki i finansov, St. Petersburg (in Russiаn).10.Himicheva, N.I. (ed.) (2004) Finansovoe pravo: uchebnik, Jurist, Moscow (in Russiаn).11.Shohin,S.O., Voronina,L.I. (1997) Bjudzhetnofinansovyj kontrol' i audit. Teorija i praktika primenenija v Rossii,Finansy i statistika, Moscow (in Russiаn).12.Jalbulganov, A.A. (1999) Finansovyj kontrol' kak institut finansovogo prava, Jurist, Moscow (in Russiаn).13.Himicheva, N.I. (ed.) (2004) Finansovoe pravo: uchebnik, Jurist, Moscow (in Russiаn).
Рекомендовано к публикации:Васюниной М. Л.,кандидатом экономических наук,Горевым П. М.,кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»