Христианско-религиозный подход к пониманию предпосылочного знания
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Николина
Н.
В. Христианско-религиозный подход к пониманию предпосылочного знания // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – № S2. – С.
6–10. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/14516.htm.
Аннотация. В статье описывается христианско-религиозный подход к пониманию проблем получения и хранения знаний. Кроме того, в статье представлен краткий анализ идей Р. Декарта и С. Л. Франка. Главная идея данной статьи состоит в том, что, в рамках христианской религии, знание человеку даруется Богом. Выделяя христианско-религиозный подход среди других подходов, мы раскрываем одну из немало важных сторон этой проблемы.
Текст статьи
Николина Надежда Валерьевна,преподаватель кафедры педагогикиФГБОУ ВПО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта», г. Омскnadya_omsk89@mail.ru
Христианскорелигиозный подход к пониманию предпосылочного знания
Аннотация.В статье описывается христианскорелигиозный подход к пониманию проблем получения и хранения знаний. Кроме того, в статье представлен краткий анализ идей Р.Декарта и С.Л.Франка. Главная идея данной статьи состоит в том, что, в рамках христианской религии, знание человеку даруется Богом. Выделяя христианскорелигиозный подход среди других подходов, мы раскрываем одну из немало важных сторон этой проблемы.Ключевые слова:предпосылочное знание, божественное предопределение, божественное откровение.Раздел:(03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.
В самом общем смысле предпосылочное знание можно представить как знание, которое является исходным пунктом всякого знания, которое выполняет конструктивносозидательную функцию, то есть необходимо создает новое знание, участвует в его образовании, может выражаться в различных формах, в зависимости от типа знания, в котором оно обнаруживается. Предпосылочное знание –это уникальное свойство любого знания, оно определяет основу данного знания, прослеживает, с чего оно началось, какова была специфика знания на начальном этапе его развития. Предпосылочное знание –это нормы, идеи, принципы, представления, которые оказывают существенное влияние на содержание знания.Существует несколько подходов к пониманию такого вида знания, например, научный, философский, логический и так далее. В данной статье мы остановимся на религиозном подходе, главным образом, основанном на христианской религии. Религиозный подход предполагает, что основой любого знания является божественное откровение. С точки зрения христианской религии, перед Богом мы все равны, а значит, приходя в этот мир, Бог наделяет нас одинаковым количеством информации. Подобную идею мы можем встретить у философа Нового Времени –Рене Декарта. В своем произведении «Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках» Декарт задается вопросом о том, как проходит мыслительный процесс. Все люди, по мнению Декарта, с рождения наделены разумом в одинаковом количестве, и нельзя говорить о том, что ктото умнее, а ктото глупее, просто мы думаем либо не об одних и тех же вещах, либо направляем свои мысли разными путями. Нужно совершенствовать свой разум, открывать новое, не давать проникнуть ложному знанию. Знание не приходит из ничего, оно не может быть безосновательным. Нужен какойто фундамент, на котором оно будет твердо стоять, поэтому и необходимо изучать чужие мнения и мысли, но не полностью основываться на них, а на основе уже полученного выстраивать свою концепцию. Он разделяет два вида умов.
1.Те, которые, воображая себя умнее, чем они есть на самом деле, не могут удержаться от поспешных суждений и не имеют достаточного терпения, чтобы располагать свои мысли в определенном порядке, поэтому, раз решившись усомниться в воспринятых принципах и уклониться от общей дороги, они никогда не пойдут по стезе, которой следует держаться, чтобы идти прямо, и будут пребывать в заблуждении всю жизнь.Те, которые достаточно разумны и скромны, чтобы считать себя менее способными отличать истину от лжи, чем другие, у кого они могут поучится; они должны довольствоваться тем, чтобы следовать мнениям других, не занимаясь собственными поисками лучших мнений.Конечно, существуют идеи, взятые не из учений великих людей. Откуда берутся эти идеи? Декарт на это отвечает, что они вложены в нас Богом: «таким образом, оставалось допустить, что эта идея была вложена в меня тем, чья природа совершеннее моей, и кто соединяетв себе все совершенства, допустимые моему воображению, –одним словом, Богом» [1, c. 28]. Он объясняет это тем, что человек не может создать их, так как он не может стать бесконечным, вечным, неизменным, всеведущим, всемогущим. Такими свойствами может обладать только Бог, он способен вложить в нас идеи. Это те идеи, которые существует еще до нашего мышления, до того, как мы начинаем изучать этот мир вокруг, знакомится с его тайнами и постигать науки. И постепенно, на протяжении всей жизни, все те идеи, что появляются у нас, дарованы нам Богом. Отсюда ясно, что предпосылочное знание –это знание, вкладываемое в нас Богом, и все идеи и мысли исходят от него, начиная от рождения. Так называемые «врожденные идеи» представляются нам формой предпосылочного знания. Это знание появляется до возникновения любого знания и лежит в его основе. Идеи врожденны в нас Богом, значит и то, предпосылочное знание, о котором мы говорим, дается нам от Бога. Бог не дает нам право выбора тех или иных идей, а значит все мы равны поумственному критерию, только одни знают, как направить свои умения, а другие не знают, либо не пытается этого сделать.Христианская религия проповедует праведный образ жизни, соблюдая его, можно постичь многие тайны мира, получить милость Бога, и возможнодаже, божественное откровение. Для того, чтобы родилась в голове какаянибудь идея, необходимо соблюдать все обряды, каноны, ходить в храмы, и тогда идея сама придет к тебе, как просветление, Бог наградит тебя за твои старания. Религиозный подход заметно отличается от всех остальных, наличием некой неведомой силы, которая может управлять нашими делами и мыслями. Во всех остальных подходах, человек творец мысли, идеи, он сам постигает мир, через ощущения, эксперименты, мыслительные процессы или через культуру. В религиозном подходе все обстоит иначе, человек –это творение, он уже не является творцом своих идей, он получает эти идеи от того, кто его создал. Бог решает, кого наделить идеями, а кого нет, это называется божественным предопределением. Кроме того, религиозный подход характеризуется наличием опыта, во всех других подходах опыт мог быть эмпирическим, чувственным, мыслительным, накопленным культурой, здесь мы обнаруживаем духовный опыт, его невозможно проверить или потрогать. Духовный опыт приобретается в течение жизни. Это не тот опыт, который выражается в мозолях, морщинах и седине. Духовный опыт раскрывает душу, обновляет и облагораживает ее. Бог –это создатель, создатель мира, человека, в том числе и всех сфер человеческой жизни, а значит и интеллектуальной сферы тоже. Отсюда ясно, что область познания принадлежит Богу, а не человеку. Сам человек может только додумывать то, что дано ему было свыше. Исходя из этого, можно сказать, что основой познания вообще является Бог, основой всяких идей выступает божественное откровение, божественное слово, оно направляет человека, показывает путь, по которому ему надо идти, чтобы достигнуть определенного знания. Другими словами, Бог направляет в нас идею, мы ее принимаем, распознаем, развиваем, и в конечном итоге, получаем новое знание. Религиозный подход хоть и не имеет четко обоснованную структуру, и основывается на сомнительных фактах, но опустить его было нельзя так, как такой подход открывает новую сторону в понимании предпосылочного знания.Предпосылочноезнания определяется здесь както, что, являясь основой любого знания, исходит и даруется нам от Бога.Интерес к рассмотрению религиозного подхода в понимании именно предпосылочного знания обусловлен был тем, что на сегодняшний день мало кто пишет о знаниив таком ключе. Но это совсем не значит, что в истории философии нет подобных примеров. Одним из таких примеров может служить русская религиозная философия. Хотелось бы особенно выделить С.Л.Франка. С.Л.Франк, определяя понятие знания, пишет, что всякое знание состоит из двух частей, с одной стороны, направленность на нечто, что является предметом знания, а с другой стороны, признание в этом предмете некоторых определенностей, что образует содержание знания. «Мы имеем чтото в виду, мы думаем о чемто,и об этом предмете мы чтото знаем и высказываем. И смысл всякого знания состоит в устанавливаемом им отношении между предметом и содержанием» [2, с. 42]. Различение предмета и содержания для Франка является главным, потому как понимание содержания знанияи ее неотделимость от предмета определяет истинное знание. Нельзя сказать, что ты познал чтото, не проникнув в суть содержания суждения. Франк отмечает, что, если всякое знание определяется его содержанием, то между содержаниями существует какаято связь. Суждения не могут существовать отдельно, они взаимосвязаны. Ничто не может мыслиться само по себе, без какойлибо связи. Тем самым, он приходит к проблеме единства.«Жизнь знания, которая есть органическая связность его содержаний, возможна только, если у него есть живая творческая глубина, из которой берутся отдельные содержания и в которой дано их исконное единство» [3, с. 192].Сначала образуются отдельные содержания знания. Затем, они образуют некое единство. И в этом единстве обнаруживается такая черта знания, которая не входит в совокупность содержаний знания, а является его основой, первичным знанием. Если пытаться познать содержание какоголибо знания, то нужно определить его как часть целого, как некоторого места в единстве бытия. Но существует соотношение мест, и нужно понять какое содержание знания является особым и входит в состав Всеединства. Всеединство есть система идеальных мест. И теперь необходимо разобрать металогическую природу Всеединства.«Всеединство не есть нечто, что имело бы вне себя многообразие отдельных частных содержаний; оно есть именно единство самого этого многообразия, то целое, в отношении к которому только и мыслима часть, как особая часть, и которое, следовательно, есть условие самого многообразия частей. Поэтому иметь всеединство не значит потерять своеобразие частных содержаний, как бы потопить их в хаосе безразличного тождества, а, напротив, значит иметь сразу основу всех своеобразий содержаний» [4, с. 232]. Всеединство можно рассматривать как единство подчиненных единств и, следовательно, как систему систем. Но Франк утверждает, что это не совсем так. Содержание потеряло бы своеобразие. Всеединство есть первичное целое, оно есть единство и части и целого. Поэтому часть не теряет своеобразия, так как является частью целого, а значит, занимает особое место в целом. Если бы каждое частное содержание было бы замкнутым в себе, отделенным и потому открытым, то мы бы, либо имели, либо не имели его. Но познание его, раскрытие, мыслительная деятельность вообще были бы невозможными. Например, такое суждение как: «Все люди ходят вниз ногами». Интуитивно мы понимаем, что суждение верно. Но для того, чтобы его доказать, потребуется рассмотрение всех людей, действительно ли все ходят вниз ногами, или ктото отличается, а также с какой стороны смотреть нужно и так далее. И мы понимаем здесь, что суждение не может существовать отдельно, оно входит в какуюлибо цепочку других суждений. Существует апория, в которой сказано, что невозможно познать то, что уже знаешь, и то, что еще не знаешь. В первом случае познание будет излишним, во втором ты и сам не знаешь, что именно хочешь познать. И такая апория, по мнению Франка, разрешается только тогда, когда первоначальное, исходное знание уже имеет в себе задачу на движение познания. Таким образом, Франк выделяет два рода познания: вторичное (абстрактное, познание понятий) и первичное (непосредственную интуицию объекта в его металогической цельности). Первичное интуитивное знание лежит в основе отвлеченного, обыденного знания, и определяет его. И для того, чтобы проникнуть в суть самого суждения, нужно сначала постичь исходное, начальное знание.Бытие тоже есть всеединство. Предпосылкой единства бытия есть предпосылка всякого познания, но в это единство включен Абсолют. Понятие Бога так же входит во Всеединство, так как является «первоосновой», «Творцом». Всеединство не может мыслиться, оно дано нам, доступно в другой, металогической форме. «Первой основой всякого знания является интуиция всеединства, непосредственное усмотрение отношения частного содержания к целостности всего иного –отношения, в силу которого впервые вообще конституируется частное содержание, как некоторое своеобразное «такоето» содержание. Этим свойством: исходной точки знания определена вся природа знания, т. е. как конечный идеал знания, так и путь его постепенного осуществления» [5, с. 238]. Первоосновой всякого познания выступает интуиция, непосредственное умозрение, созерцание. Между содержаниями существует металогическая связь, которую мы можем постигать только при помощи интуиции. Каждый человек может постичь любое знание, так как при рождении ему дано интуитивное знание. В нас заложена первооснова любого познания, поскольку Всеединство включает в себя мир и Абсолют. Достигнув интуиции Всеединства, мы сможем проникнутьво все тайны мира и мыслить многие вещи, которые были не доступны отвлеченному знанию. Предпосылкой всякого знания Франк считает интуицию Всеединства. Он выделяет ее как первооснову любой мыслительной деятельности, потому как она включает все существующие понятия и содержания знания. Предпосылочное знание есть знание интуитивное, которое должно быть нам дано. Однако не было еще такого человека, который смог воспользоваться и понять его в полной мере. Боюсь, что это вообще не возможно. Человек не сможет осознать то, что знание, которым он располагает, то есть вторичное знание, было изначально постигнуто им интуитивно. Мы интуитивно выбираем то, что хотим познать, не беря во внимание то, что оно уже занимает какоето место во Всеединстве. Свою гносеологическую концепцию Франк продолжает в более позднем произведении «Непостижимое». Многие моменты его мыслей, сформулированные в «Предмете знания» повторяются и дополняются автором. Но на ряду с этим, он выводит новую идею, новый тип знания как непостижимого. То, что выходит за рамки логического совпадает с металогическим и является проявлением «непостижимого» как такового. «Непостижимое» состоит в некой безусловно нераздельной сплошности, некоем исконном первичном целом. И тут он разделяет действительность и реальность. Действительность представлена как совокупность эмпирических данных предметов внешнего мира и явлений душевнотелесной жизни человека. Реальность –все то, что выходит за границы действительности, начиная от внутренней душевной жизни и кончая Богом, как основанием всего сущего вообще. Ясно, что «непостижимое» для нас входит в действительность, а «непостижимое» само по себе является реальностью. Оно не относится к человеку, его сознанию и самосознанию.Первоосновой знания, так же по С.Л.Франку, является «непостижимое». Оно предваряет предмет знания. Мы все с первого дня своего появления на свет начинаем познавать мир, и это познание, можно сказать, начинается с нуля. Мы прибываем в состоянии непостижимости и, беря в руки какойлибо предмет, начинаем постепенно выходить из этого состояния. «Непостижимое» заведомо стоит в начале нашего познавательного пути. Следовательно, является предпосылкой всякого знания. Предпосылочное знание, таким образом, есть «непостижимое», постигая которое, мы сможем прийти к содержанию какогото предмета. Но мной было доказано ранее, что предпосылкой отвлеченного знания является интуиция всеединства. Она находится в металогической связи с отвлеченным знанием и определяет его. Поэтому «непостижимое» может быть названо сверхрациональным, металогическим. И как представление некой целостности, «непостижимое» так же считается Всеединством. Таким способом, Франк стирает все недоразумения. Знание всегда направленно на неизвестный, выходящий за рамки опыта, предмет. Мы пытаемся, как бы раскрыть завесу тайны, проникнуть в скрытые глубины. «Непостижимое» выступает как темнота, и знание выходит из этой темноты. Так же как из хаоса появляется порядок. Так же как создание Творцом мира из пустоты. Это еще раз доказывает, что «непостижимое» является первоосновой мыслительной деятельности, поскольку оно выступает как пустота.
Итак, мы проанализировали представления русского религиозного философа С.Франка, и увидели, что в его понимании, знания, которыми мы располагаем берут свое начало в Интуиции Всеединства, или как «непостижимое», в то же время началом которого является Бог (в данном случае христианский Бог). Философия С.Франка показывает нам, проблема нахождения исходного знания, решалась и на уровне религиозного понимания. Но, так же стоит отметить, что проблема предпосылочного знания не ограничивается только решением религиозного подхода.
Ссылки на источники1.ДекартР. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках. –М., 2011. –336с.2.Франк С. Л. Предмет знания. Об основах и пределах отвлеченного знания. –СПб., 1995. –656с.3.Там же.4.Там же.5.Там же.
Nadezhda Nikolina,lecturer at the chairof pedagogy, Siberian StateUniversity of PhysicalCultureand Sports, Omsknadya_omsk89@mail.ruChristianreligious approach to understanding thepremise knowledgeAbstract.The author describes theChristianreligious approach to understanding theproblems of obtainingand storingknowledge.In addition, the author provides the briefanalysis of theideasof DescartesandS.L.Frank. The main ideaof this paper isthat, in theChristian religion, the knowledge of a personis bestowedby God.Singling out theChristianreligious approach to otherapproaches, we revealone of themany importantaspects of thisproblem.Keywords:premisedknowledge, divine predestination,divine revelation.References:1–5–RussianSources.
Рекомендовано к публикации:Константиновым Д.В., кандидатом философских наук, доцентом;Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Христианскорелигиозный подход к пониманию предпосылочного знания
Аннотация.В статье описывается христианскорелигиозный подход к пониманию проблем получения и хранения знаний. Кроме того, в статье представлен краткий анализ идей Р.Декарта и С.Л.Франка. Главная идея данной статьи состоит в том, что, в рамках христианской религии, знание человеку даруется Богом. Выделяя христианскорелигиозный подход среди других подходов, мы раскрываем одну из немало важных сторон этой проблемы.Ключевые слова:предпосылочное знание, божественное предопределение, божественное откровение.Раздел:(03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.
В самом общем смысле предпосылочное знание можно представить как знание, которое является исходным пунктом всякого знания, которое выполняет конструктивносозидательную функцию, то есть необходимо создает новое знание, участвует в его образовании, может выражаться в различных формах, в зависимости от типа знания, в котором оно обнаруживается. Предпосылочное знание –это уникальное свойство любого знания, оно определяет основу данного знания, прослеживает, с чего оно началось, какова была специфика знания на начальном этапе его развития. Предпосылочное знание –это нормы, идеи, принципы, представления, которые оказывают существенное влияние на содержание знания.Существует несколько подходов к пониманию такого вида знания, например, научный, философский, логический и так далее. В данной статье мы остановимся на религиозном подходе, главным образом, основанном на христианской религии. Религиозный подход предполагает, что основой любого знания является божественное откровение. С точки зрения христианской религии, перед Богом мы все равны, а значит, приходя в этот мир, Бог наделяет нас одинаковым количеством информации. Подобную идею мы можем встретить у философа Нового Времени –Рене Декарта. В своем произведении «Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках» Декарт задается вопросом о том, как проходит мыслительный процесс. Все люди, по мнению Декарта, с рождения наделены разумом в одинаковом количестве, и нельзя говорить о том, что ктото умнее, а ктото глупее, просто мы думаем либо не об одних и тех же вещах, либо направляем свои мысли разными путями. Нужно совершенствовать свой разум, открывать новое, не давать проникнуть ложному знанию. Знание не приходит из ничего, оно не может быть безосновательным. Нужен какойто фундамент, на котором оно будет твердо стоять, поэтому и необходимо изучать чужие мнения и мысли, но не полностью основываться на них, а на основе уже полученного выстраивать свою концепцию. Он разделяет два вида умов.
1.Те, которые, воображая себя умнее, чем они есть на самом деле, не могут удержаться от поспешных суждений и не имеют достаточного терпения, чтобы располагать свои мысли в определенном порядке, поэтому, раз решившись усомниться в воспринятых принципах и уклониться от общей дороги, они никогда не пойдут по стезе, которой следует держаться, чтобы идти прямо, и будут пребывать в заблуждении всю жизнь.Те, которые достаточно разумны и скромны, чтобы считать себя менее способными отличать истину от лжи, чем другие, у кого они могут поучится; они должны довольствоваться тем, чтобы следовать мнениям других, не занимаясь собственными поисками лучших мнений.Конечно, существуют идеи, взятые не из учений великих людей. Откуда берутся эти идеи? Декарт на это отвечает, что они вложены в нас Богом: «таким образом, оставалось допустить, что эта идея была вложена в меня тем, чья природа совершеннее моей, и кто соединяетв себе все совершенства, допустимые моему воображению, –одним словом, Богом» [1, c. 28]. Он объясняет это тем, что человек не может создать их, так как он не может стать бесконечным, вечным, неизменным, всеведущим, всемогущим. Такими свойствами может обладать только Бог, он способен вложить в нас идеи. Это те идеи, которые существует еще до нашего мышления, до того, как мы начинаем изучать этот мир вокруг, знакомится с его тайнами и постигать науки. И постепенно, на протяжении всей жизни, все те идеи, что появляются у нас, дарованы нам Богом. Отсюда ясно, что предпосылочное знание –это знание, вкладываемое в нас Богом, и все идеи и мысли исходят от него, начиная от рождения. Так называемые «врожденные идеи» представляются нам формой предпосылочного знания. Это знание появляется до возникновения любого знания и лежит в его основе. Идеи врожденны в нас Богом, значит и то, предпосылочное знание, о котором мы говорим, дается нам от Бога. Бог не дает нам право выбора тех или иных идей, а значит все мы равны поумственному критерию, только одни знают, как направить свои умения, а другие не знают, либо не пытается этого сделать.Христианская религия проповедует праведный образ жизни, соблюдая его, можно постичь многие тайны мира, получить милость Бога, и возможнодаже, божественное откровение. Для того, чтобы родилась в голове какаянибудь идея, необходимо соблюдать все обряды, каноны, ходить в храмы, и тогда идея сама придет к тебе, как просветление, Бог наградит тебя за твои старания. Религиозный подход заметно отличается от всех остальных, наличием некой неведомой силы, которая может управлять нашими делами и мыслями. Во всех остальных подходах, человек творец мысли, идеи, он сам постигает мир, через ощущения, эксперименты, мыслительные процессы или через культуру. В религиозном подходе все обстоит иначе, человек –это творение, он уже не является творцом своих идей, он получает эти идеи от того, кто его создал. Бог решает, кого наделить идеями, а кого нет, это называется божественным предопределением. Кроме того, религиозный подход характеризуется наличием опыта, во всех других подходах опыт мог быть эмпирическим, чувственным, мыслительным, накопленным культурой, здесь мы обнаруживаем духовный опыт, его невозможно проверить или потрогать. Духовный опыт приобретается в течение жизни. Это не тот опыт, который выражается в мозолях, морщинах и седине. Духовный опыт раскрывает душу, обновляет и облагораживает ее. Бог –это создатель, создатель мира, человека, в том числе и всех сфер человеческой жизни, а значит и интеллектуальной сферы тоже. Отсюда ясно, что область познания принадлежит Богу, а не человеку. Сам человек может только додумывать то, что дано ему было свыше. Исходя из этого, можно сказать, что основой познания вообще является Бог, основой всяких идей выступает божественное откровение, божественное слово, оно направляет человека, показывает путь, по которому ему надо идти, чтобы достигнуть определенного знания. Другими словами, Бог направляет в нас идею, мы ее принимаем, распознаем, развиваем, и в конечном итоге, получаем новое знание. Религиозный подход хоть и не имеет четко обоснованную структуру, и основывается на сомнительных фактах, но опустить его было нельзя так, как такой подход открывает новую сторону в понимании предпосылочного знания.Предпосылочноезнания определяется здесь както, что, являясь основой любого знания, исходит и даруется нам от Бога.Интерес к рассмотрению религиозного подхода в понимании именно предпосылочного знания обусловлен был тем, что на сегодняшний день мало кто пишет о знаниив таком ключе. Но это совсем не значит, что в истории философии нет подобных примеров. Одним из таких примеров может служить русская религиозная философия. Хотелось бы особенно выделить С.Л.Франка. С.Л.Франк, определяя понятие знания, пишет, что всякое знание состоит из двух частей, с одной стороны, направленность на нечто, что является предметом знания, а с другой стороны, признание в этом предмете некоторых определенностей, что образует содержание знания. «Мы имеем чтото в виду, мы думаем о чемто,и об этом предмете мы чтото знаем и высказываем. И смысл всякого знания состоит в устанавливаемом им отношении между предметом и содержанием» [2, с. 42]. Различение предмета и содержания для Франка является главным, потому как понимание содержания знанияи ее неотделимость от предмета определяет истинное знание. Нельзя сказать, что ты познал чтото, не проникнув в суть содержания суждения. Франк отмечает, что, если всякое знание определяется его содержанием, то между содержаниями существует какаято связь. Суждения не могут существовать отдельно, они взаимосвязаны. Ничто не может мыслиться само по себе, без какойлибо связи. Тем самым, он приходит к проблеме единства.«Жизнь знания, которая есть органическая связность его содержаний, возможна только, если у него есть живая творческая глубина, из которой берутся отдельные содержания и в которой дано их исконное единство» [3, с. 192].Сначала образуются отдельные содержания знания. Затем, они образуют некое единство. И в этом единстве обнаруживается такая черта знания, которая не входит в совокупность содержаний знания, а является его основой, первичным знанием. Если пытаться познать содержание какоголибо знания, то нужно определить его как часть целого, как некоторого места в единстве бытия. Но существует соотношение мест, и нужно понять какое содержание знания является особым и входит в состав Всеединства. Всеединство есть система идеальных мест. И теперь необходимо разобрать металогическую природу Всеединства.«Всеединство не есть нечто, что имело бы вне себя многообразие отдельных частных содержаний; оно есть именно единство самого этого многообразия, то целое, в отношении к которому только и мыслима часть, как особая часть, и которое, следовательно, есть условие самого многообразия частей. Поэтому иметь всеединство не значит потерять своеобразие частных содержаний, как бы потопить их в хаосе безразличного тождества, а, напротив, значит иметь сразу основу всех своеобразий содержаний» [4, с. 232]. Всеединство можно рассматривать как единство подчиненных единств и, следовательно, как систему систем. Но Франк утверждает, что это не совсем так. Содержание потеряло бы своеобразие. Всеединство есть первичное целое, оно есть единство и части и целого. Поэтому часть не теряет своеобразия, так как является частью целого, а значит, занимает особое место в целом. Если бы каждое частное содержание было бы замкнутым в себе, отделенным и потому открытым, то мы бы, либо имели, либо не имели его. Но познание его, раскрытие, мыслительная деятельность вообще были бы невозможными. Например, такое суждение как: «Все люди ходят вниз ногами». Интуитивно мы понимаем, что суждение верно. Но для того, чтобы его доказать, потребуется рассмотрение всех людей, действительно ли все ходят вниз ногами, или ктото отличается, а также с какой стороны смотреть нужно и так далее. И мы понимаем здесь, что суждение не может существовать отдельно, оно входит в какуюлибо цепочку других суждений. Существует апория, в которой сказано, что невозможно познать то, что уже знаешь, и то, что еще не знаешь. В первом случае познание будет излишним, во втором ты и сам не знаешь, что именно хочешь познать. И такая апория, по мнению Франка, разрешается только тогда, когда первоначальное, исходное знание уже имеет в себе задачу на движение познания. Таким образом, Франк выделяет два рода познания: вторичное (абстрактное, познание понятий) и первичное (непосредственную интуицию объекта в его металогической цельности). Первичное интуитивное знание лежит в основе отвлеченного, обыденного знания, и определяет его. И для того, чтобы проникнуть в суть самого суждения, нужно сначала постичь исходное, начальное знание.Бытие тоже есть всеединство. Предпосылкой единства бытия есть предпосылка всякого познания, но в это единство включен Абсолют. Понятие Бога так же входит во Всеединство, так как является «первоосновой», «Творцом». Всеединство не может мыслиться, оно дано нам, доступно в другой, металогической форме. «Первой основой всякого знания является интуиция всеединства, непосредственное усмотрение отношения частного содержания к целостности всего иного –отношения, в силу которого впервые вообще конституируется частное содержание, как некоторое своеобразное «такоето» содержание. Этим свойством: исходной точки знания определена вся природа знания, т. е. как конечный идеал знания, так и путь его постепенного осуществления» [5, с. 238]. Первоосновой всякого познания выступает интуиция, непосредственное умозрение, созерцание. Между содержаниями существует металогическая связь, которую мы можем постигать только при помощи интуиции. Каждый человек может постичь любое знание, так как при рождении ему дано интуитивное знание. В нас заложена первооснова любого познания, поскольку Всеединство включает в себя мир и Абсолют. Достигнув интуиции Всеединства, мы сможем проникнутьво все тайны мира и мыслить многие вещи, которые были не доступны отвлеченному знанию. Предпосылкой всякого знания Франк считает интуицию Всеединства. Он выделяет ее как первооснову любой мыслительной деятельности, потому как она включает все существующие понятия и содержания знания. Предпосылочное знание есть знание интуитивное, которое должно быть нам дано. Однако не было еще такого человека, который смог воспользоваться и понять его в полной мере. Боюсь, что это вообще не возможно. Человек не сможет осознать то, что знание, которым он располагает, то есть вторичное знание, было изначально постигнуто им интуитивно. Мы интуитивно выбираем то, что хотим познать, не беря во внимание то, что оно уже занимает какоето место во Всеединстве. Свою гносеологическую концепцию Франк продолжает в более позднем произведении «Непостижимое». Многие моменты его мыслей, сформулированные в «Предмете знания» повторяются и дополняются автором. Но на ряду с этим, он выводит новую идею, новый тип знания как непостижимого. То, что выходит за рамки логического совпадает с металогическим и является проявлением «непостижимого» как такового. «Непостижимое» состоит в некой безусловно нераздельной сплошности, некоем исконном первичном целом. И тут он разделяет действительность и реальность. Действительность представлена как совокупность эмпирических данных предметов внешнего мира и явлений душевнотелесной жизни человека. Реальность –все то, что выходит за границы действительности, начиная от внутренней душевной жизни и кончая Богом, как основанием всего сущего вообще. Ясно, что «непостижимое» для нас входит в действительность, а «непостижимое» само по себе является реальностью. Оно не относится к человеку, его сознанию и самосознанию.Первоосновой знания, так же по С.Л.Франку, является «непостижимое». Оно предваряет предмет знания. Мы все с первого дня своего появления на свет начинаем познавать мир, и это познание, можно сказать, начинается с нуля. Мы прибываем в состоянии непостижимости и, беря в руки какойлибо предмет, начинаем постепенно выходить из этого состояния. «Непостижимое» заведомо стоит в начале нашего познавательного пути. Следовательно, является предпосылкой всякого знания. Предпосылочное знание, таким образом, есть «непостижимое», постигая которое, мы сможем прийти к содержанию какогото предмета. Но мной было доказано ранее, что предпосылкой отвлеченного знания является интуиция всеединства. Она находится в металогической связи с отвлеченным знанием и определяет его. Поэтому «непостижимое» может быть названо сверхрациональным, металогическим. И как представление некой целостности, «непостижимое» так же считается Всеединством. Таким способом, Франк стирает все недоразумения. Знание всегда направленно на неизвестный, выходящий за рамки опыта, предмет. Мы пытаемся, как бы раскрыть завесу тайны, проникнуть в скрытые глубины. «Непостижимое» выступает как темнота, и знание выходит из этой темноты. Так же как из хаоса появляется порядок. Так же как создание Творцом мира из пустоты. Это еще раз доказывает, что «непостижимое» является первоосновой мыслительной деятельности, поскольку оно выступает как пустота.
Итак, мы проанализировали представления русского религиозного философа С.Франка, и увидели, что в его понимании, знания, которыми мы располагаем берут свое начало в Интуиции Всеединства, или как «непостижимое», в то же время началом которого является Бог (в данном случае христианский Бог). Философия С.Франка показывает нам, проблема нахождения исходного знания, решалась и на уровне религиозного понимания. Но, так же стоит отметить, что проблема предпосылочного знания не ограничивается только решением религиозного подхода.
Ссылки на источники1.ДекартР. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках. –М., 2011. –336с.2.Франк С. Л. Предмет знания. Об основах и пределах отвлеченного знания. –СПб., 1995. –656с.3.Там же.4.Там же.5.Там же.
Nadezhda Nikolina,lecturer at the chairof pedagogy, Siberian StateUniversity of PhysicalCultureand Sports, Omsknadya_omsk89@mail.ruChristianreligious approach to understanding thepremise knowledgeAbstract.The author describes theChristianreligious approach to understanding theproblems of obtainingand storingknowledge.In addition, the author provides the briefanalysis of theideasof DescartesandS.L.Frank. The main ideaof this paper isthat, in theChristian religion, the knowledge of a personis bestowedby God.Singling out theChristianreligious approach to otherapproaches, we revealone of themany importantaspects of thisproblem.Keywords:premisedknowledge, divine predestination,divine revelation.References:1–5–RussianSources.
Рекомендовано к публикации:Константиновым Д.В., кандидатом философских наук, доцентом;Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»