Становление народного образования в Ставропольском уезде Самарской губернии в 20 – 30-е годы XX века
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Прохоренко
И.
А. Становление народного образования в Ставропольском уезде Самарской губернии в 20 – 30-е годы XX века // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – № S7. – С.
31–35. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/14590.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам развития народного образования в 20–30-е гг. в Ставропольском уезде Самарской губернии. Автор раскрывает основные проблемы перед новой властью в развитии сети дошкольного и школьного образования, а также исследует проблему ликвидации неграмотности среди взрослого населения в аграрном регионе.
Ключевые слова:
школьное и дошкольное образование, обеспеченность кадрами, ликвидация неграмотности, новый образ жизни
Текст статьи
Прохоренко Ирина Анатольевна,кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и философии ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет», г. Тольяттиirina.a.pr@mail.ru
Становление народного образования в Ставропольском уезде Самарской губернии в 20–30е годы XXвека
Аннотация. Статья посвящена вопросам развития народного образования в 20–30е гг. в Ставропольском уезде Самарской губернии. Автор раскрывает основные проблемы перед новой властью в развитии сети дошкольного и школьного образования, а также исследует проблему ликвидации неграмотности среди взрослого населения в аграрном регионе.Ключевые слова: школьное и дошкольное образование, обеспеченность кадрами, ликвидация неграмотности, новый образ жизни. Раздел: (03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.
Начало XXв.–это время, когда проходило коренное преобразование государственного строя нашей страны. С 1917 г.начинается период бурных перемен, строительство нового Советского государства. Изменения коснулись и сферы народного образования. Одной из приоритетных задач новой власти было всеобщее культурное просвещение.Самарская губерния на начало 1920х гг.была преимущественно аграрноиндустриальной губернией. В составе губернии было 13 городских поселений, из них губернский город Самара, четыреуездных и трибезуездных города [1]. С 1 января 1924 г.в связи новым административным делением в состав Самарского уезда вошла Ставропольская волость, а сам Ставрополь утратил статус города и стал именоваться селом [2]. Это положение сохранялось вплоть до 1946 г., когда ему вновь вернули городской статус.Перед новым советским правительством стояла сложная задача –восстановлениеи модернизацияхозяйства, для чего стране требовались квалифицированные кадры.Формирование новой советской культуры в Ставропольском районе в 20–30егг.происходило в очень тяжелых условиях. Самарская губерния, в которую входил и Ставрополь, по уровню грамотности была на 33м месте в дореволюционной России. В Ставрополе,по данным переписи 1920 г.,грамотных было 55,5% [3].Первые преобразования в сфере народного образования начались вскоре после Октябрьской революции, однако Гражданская война и голод 1921–1922 гг.отодвинули эти проблемы на второй план –надо было спасать людей от голодной смерти. Поэтому к вопросам народного образования и культурнопросветительной работы вновь обращаются лишь после нормализации жизни в уезде. 20–30е гг.были периодом реформирования школьного образования, оставшегося в наследство от дореволюционных времен и сильно пострадавшего в годы войн и разрухи начала 20х гг.Во многих селах вообще не было школ, значительная часть ранее существовавших учебных заведений бездействовала. Так, в Кунеевке школьное здание было передано лесхозу [4]. Функционирующие школы находились в плачевном состоянии. Для нормальной работы их необходимо было отремонтировать, переоборудовать, закупить новую мебель и учебные пособия [5]. Очень большой проблемой, стоявшей перед органами народного образования, было снабжение школ топливом –дровами. В эти годы были нередки случаи, когда школы закрывались в холодное время года изза того, что вовремя не подвезли дрова [6]. Одновременно со строительством нового государства шло реформирование старых органов власти. В сфере народного образования был создан Подотдел политического просвещения–Главполитпросвет. Главная задача Главполитпросвета –в обучении грамоте взрослого населения губерний, а также руководство культурнопросветительной работой на местах.После принятия в декабре 1918 г.декрета о создании «Единой Трудовой школы Российской Социалистической Федеративной Советской Республики»[7] начинается процесс создания новой системы образования в стране. Основой обучения в школе становился производительный общественнонеобходимый труд, который был непосредственно связан с процессом обучения. Осуществляя решения правительства, местные власти прилагали все усилия по открытию новых и реорганизации старых школ. В 1925 г.на территории Ставропольской волости насчитывалось около 10школ [8], в 1926 г.количество школ увеличилось до 16 [9], в 1928 г.их число составило уже 46 [10], в январе 1932 г. –54, а в январе 1933 г. –58 [11]. В основном это были школы Iступени, обучение в которых было 3или 4летним. Только в Ставрополе была одна школа II ступени [12]. В сентябре 1930 г.облисполком принял постановление о введении всеобщего начального обучения в Куйбышевской области [13]. Основное внимание в школах Iи IIступеней уделялось чтению, письму, математике, рисованию и трудовому обучению. Однако определенные часы отводились наизучение естествознания, проведение экскурсий и организацию детского самоуправления [14]. Большое местов школьной работе отводилось также общественнополезной работе. Ученики должны были выступать проводниками нового образа жизни и мышления в деревне: принимать активное участие в проведении революционных праздников, антирелигиозной пропаганде, распространятьзнанияпо охране здоровья и организации быта на новых началах, участвовать в работе советских и общественных организаций. Производственные планы школ, обращая внимание на общий низкий уровень культуры ставропольчан, предусматривали привлечение детей к беседам по политике советской власти, распространению агрономических знаний, изменению внешнего облика родного села [15].Учебный год в сельских школах начинался с10 сентября, а заканчивался 15мая, что было связано с полевыми работами, в которых принимали участие и ученики [16]. Учителя постоянно жаловались на плохое посещение школ учащимися. Можно выделить ряд причин подобного положения. Часть ребят вместе с родителями занималась сельскохозяйственными работами и не могла регулярно посещать школу, иногда их просто оставляли дома сидеть с младшими братьями и сестрами [17]. У многих детей не было теплой одежды. Для них старались купить одежду за счет пожертвований и денег, вырученных от посевов на школьных участках [18]. В селах, где преобладало нерусское население, были случаи, когда матери прятали своих детей, чтобы не пустить в школу, так каксчитали, что это не приведет к добру [19].Большой проблемой для школ и властей было обеспечение учащихся учебниками и письменными принадлежностями, так какродители не всегда имели возможность купить их для своих детей [20]. Еще одной задачей властей было обеспечить детей питанием. В 1926/1927 учебномгодугорячими завтраками были обеспечены дети только двух школ:Ставропольской школы № 1, где все дети получали питание,и школы в с. Ягодное, где питанием были обеспечены только 100 детей бедняков и батраков [21]. В 1932 г. горячее питание получали дети уже в 30 школах района, что составляло 55,3% [22] от общего числа обучающихся.Большое значение власти придавали также развитию сети дошкольного образования –открытию детских садов и площадок. В 1937 г.в районе действовало четыре детсада и 33 площадки, которые посещало более полутора тысяч детей. На третью пятилетку было запланировано дальнейшее строительство новых детских садов в Хрящевке, Ягодном, Васильевке, Татарских Выселках [23].В связи с острой нехваткой педагогических кадров в 1930 г.было принято решение о создании на базе Ставропольской школы II ступени педагогического техникума, преобразованного в 1932 г.в Агропедтехникум. Первых студентов набирали из числа выпускников школы крестьянской молодежи. Материальная база нового учебного заведения была неудовлетворительной. В классах не было мебели, и студентамприходилось просить мебель в различных ставропольских организациях. Будущие педагоги были плохо одеты и очень плохо питались. По существовавшей тогда карточной системе студенту полагалось всего 250 г хлеба вдень, а в студенческой столовой по талонам выдавали чашку супа, приправленного подсолнечным маслом, или чечевичную похлебку [24]. При техникуме существовали курсы по подготовке учителей для сельских школ [25].Очень острой для Ставропольского района, как и для всей губернии, была проблема ликвидации неграмотности среди взрослого населения. Самарская губерния сильно отставала по уровню грамотности от общероссийского уровня. По Всесоюзной переписи населения за 1920 г.по Самарской губернии,4 801 81 человек были неграмотными, из них 39 734 городскихжителяи 381 979 человек проживали в деревне[26].На апрель 1921 г.в Ставропольском уезде было зарегистрировано около 30 тыс.неграмотных среди взрослого населения [27]. Большое значение в деле ликвидации неграмотности отводилось обучению национальных меньшинств. На 1921 г.на территории Самарской губернии проживали: татар и башкир около 500 тыс., чувашейоколо 400 тыс., а также латыши, евреи, поляки и другие народности [28]. Обучение представителей нерусских народов проходило достаточно сложноввиду отсутствия специализированного педагогического персонала, способного вести обучение, недостаточной обеспеченности культурнопросветительных учреждений,в которых проходило обучение, а также отсутствияучебной литературы. Основная цель обученияпредставлялась в «стремлении поднять общий культурный уровень населяющих губернию нерусских народностей и при бережном отношении к их бытовым особенностям и родному языку изжить тот религиозный фанатизм и национальную исключительность, которые остались в наследство от старого строя»[29]. Для реализации поставленной задачи на местах создавался Совет национальных меньшинств, который выполнял функцию уменьшенного губернского отдела народного образования и отвечал за проведение культурнопросветительной работы среди своей народности. В связи с этим можно сделать вывод, что параллельно с общим обучением неграмотного и малограмотного населения губернии шел процесс формирования отдела народного образования, занимающегося просветительной работой среди неграмотных народностей губернии. Таким образомпредставлялось ликвидировать неграмотность всех национальностей, проживающих на территории губернии.В мае 1919 г. на VIII съезде РКП(б) было принято постановление «О политической пропаганде и культурнопросветительной работе в деревне»[30]. В постановлении указывалось, что низкий уровень сельскохозяйственных знаний и невежество в целомстановятся серьезным препятствием для искоренения в деревне нищеты и бедности. Для решения этих проблем предполагалось уделить основное внимание просвещению сельчан за счет проведения политической пропаганды, как среди грамотных, так и среди неграмотных, и введения общего образования. Для неграмотных крестьян устраивались чтения в школах, в помещениях волостных Советов крестьянских депутатов, в избахчитальнях. «Предметом чтения должны быть декреты и обязательные постановления с популярными, особо для того издаваемыми и рассылаемыми центром толкованиями, и статьи постоянно обновляемой и пополняемой народной хрестоматии»[31]. Предпринятые меры способствовали развитию в деревне пунктов ликвидации неграмотности и курсов для обучения неграмотного и малограмотного населения.На II сессии Самарского губисполкома, состоявшейся в марте 1923 г., было принято решение обратить особое внимание на проблему ликвидации неграмотности среди взрослых [32]. Одним из звеньев кампании по ликвидации неграмотности стали избычитальни, являвшиеся центрами культурнопросветительской работы на селе. Однако ситуация сними в районе была напряженной, так какв первые послереволюционные годы многие из них были закрыты как пережиток прошлого. В 1920 г.в Ставрополе действовала всего одна избачитальня на углу Цеховой и Базарной улиц, а по уезду–23 [33]. Обучение в избахчитальнях шло с большим трудом, что было обусловлено плохим материальнотехническим оснащением и недостатком квалифицированных кадров. Некоторые избычитальни располагались в аварийных зданияхили в помещениях,требующих ремонта. Так, под избучитальню в Федоровском лесничестве был отведен дом,«который был не подходящим,и,кроме того,требовались затраты средств на ремонт, каковыми мы не располагаем, ввиду чего от него отказались»[34]. Нередки были случаи, когда избычитальни не имели собственного постоянного помещения. Жители села Богдановка пытались решить эту проблему через обращение в прессу: «Хоть и примерна наша волость, а избачитальня у нас без помещения. Приходится ей бродить из дома в дом. Здесь месяц, там два. Близится зима. Надо налаживать работу в читальне. А как ее наладить, если нет постоянного пристанища? Пока еще не поздно,волисполком должен достать помещение»[35]. Сотрудников, работающих в избахчитальнях, быломало, в среднем на одну избучитальню приходился один сотрудник. Часто они работали бесплатно. В селах Подстепки и Подборском избычитальни были открыты на средства жителей [36].Обычным явлением было небольшое число желающих учиться грамоте, поэтому,чтобы привлечь население,власти использовали политику поощрения и осуждения уклоняющихся от обучения. В избахчитальнях часто проводились инсценировки, на которых высмеивались нежелающие учиться, над ними проводили показательные судебные процессы–агитсуды.К кампании по ликвидации неграмотности были также привлечены общество «Долой неграмотность», комсомольская и профсоюзная организации. В Ставропольском уезде работе общества «Долой неграмотность»уделялось большое внимание, к участию в его работе призываливсех школьных работников [37].Для членов профсоюзов и комсомольцев обучение грамоте было обязательным. С целью ликвидации неграмотности среди членов профсоюза еще в августе 1920 г.в Ставрополе было открыто пять школ. Школы открывались при различных предприятиях и организациях, напримерпри столовой, больнице [38]. В 1923 г.Самарский губернский комитет РКСМ объявил кампанию по ликвидации безграмотности на срок до 1 октября 1924 г., в течение которого обучение должны были пройти все неграмотные члены Союза [39].В связи с трудностями в обучении грамоте нерусских народов Поволжья Главполитпросвет и ЦК РЛКСМ поставили перед местнымиорганизациямиРЛКСМ задачу по усилению работы по ликвидации неграмотности среди молодежи нерусской национальности. «Каждая комсомольская организация должна установить точный учет неграмотных комсомольцев, прикрепить их к ликпунктам, к грамотным комсомольцам и т.д. Вся компания проходила под лозунгом: «К XII международному дню молодежи не должно остаться неграмотных среди членовРЛКСМ нацменьшинств»[40].Однако, несмотря на энергичные усилия властей, число неграмотных среди взрослого населения уменьшалось очень медленно. Так, в селе Тимофеевка в 1926г.было 174 неграмотных старше 12 лет, а в ликбезе обучалось только 30 человек [41], в селе Никольское из 388 неграмотных старше 14 лет желание обучаться изъявили только 76 человек [42].Перепись 1926 г.показала, что жителей Самарской губернии грамотных было 51,2%, среди них69,4% мужчин и 35,0% женщин [43]. Грамотного сельского населения по губернии было 33,5%. В перерыве между Всесоюзными переписями прирост грамотного населения губернии городов составил 12,4% [44]. В Ставрополе было 59,2% грамотного городского населения, из них 67,9% грамотных мужчин и 52,1% грамотных женщин [45].За период с 1920 по 1926 г.прирост грамотности по Ставрополю составил 3,7% [46].В 1932 г.в Ставропольском районе было еще 4 тыс.неграмотных и 10 тыс.малограмотных взрослых, из которых училось только 65% [47]. Краевые власти обратили внимание на срыв кампании по ликвидации неграмотности и предприняли ряд мер, чтобы изменить сложившееся положение. По результатам II краевого слета культармейцев было отмечено отставание Ставропольского района и принято решение предложить Ставропольскому райкому ВКП(б) добиться «решительного перелома ликбезработы»[48]. Ценой огромных усилий ситуацию удалось улучшить, и уже в 1937 г.неграмотность среди взрослого населения Куйбышевской области составляла 5–6% [49]. Являетсяли эта цифра результатом интенсивной работы или плодом приписок, сказать сегодня сложно. Однако, несмотря на всю тяжесть военных и первых послевоенных лет, усилия 20–30х гг.оказались не напрасными. В 1953 г.в городе Ставрополе было уже 8 школ, в которых обучалось 2,5 тыс. учеников [50].
Ссылки на источники1.Самарский областной государственный архив социальнополитической истории (далее –СОГАСПИ). –Ф. 9388. –Оп. 9. –Д.114. –Л.10.2.История СтаврополяТольятти: учеб.пособие для учащихся 9х классов школ г.о.Тольятти /под ред.Е.Ю. Прокофьевой. –Тольятти: ТГУ, 2010. –С. 136.3.Сборник статистических сведений по Самарской губернии. Вып. III. –Самара,1925. Табл.27.4.Архивный отдел мэрии г.о.Тольятти (далее –ТГА). –Ф.Р81. –Оп.1. –Д.69. –Л.4.5.Жизнь деревни:газета Ставропольского уездкома РКП, Уисполкома и Упрофбюро. –1922. –19 окт.
6.ТГА. –Ф.Р19. –Оп.4. –Д.99. –Л.13.7.Декрет о Единой Трудовой школе Российской Социалистической Федеративной Советской Республике//Библиотека нормативноправовых актов Союза Советских Социалистических Республик. –URL: www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_377.htm8.ТГА. –Ф.Р81. –Оп.1. –Д.21. –Л.2;Д.47. –Л.91.9.ТГА. –Ф.Р81. –Оп.1. –Д.225. –Л.57.10.ТГА. –Ф.Р19. –Оп.5. –Д.7. –Л.1.11.ТГА. –Ф.Р19. –Оп.4. –Д.99. –Л.27.ТГА. –Ф.Р81. –Оп.1. –Д.21. –Л.2.13.Культурное строительство в Куйбышевской области 1917–1937 гг. –Куйбышевское кн. издво,1979.–С. 290.14.ТГА. –Ф.Р96. –Оп.2. –Д.1. –Л.1.15.ТГА. –Ф.Р96. –Оп.2. –Д.1. Лл. 6, 14, 45, 48(об.), 71, 93, 104.16.ТГА. –Ф.Р96. –Оп.2. –Д.1. –Л.13.17.ТГА. –Ф.Р81. –Оп.1. –Д.69. –Л.41.18.ТГА. –Ф.Р96. –Оп.1. –Д.3. –Л.30.19.Там же.20.Там же.21.Там же.22.ТГА. –Ф.Р19. –Оп.4. –Д.99. –Л.13.23.ТГА. –Ф.Р25. –Оп.1. –Д.7. Лл. 11, 87.24.Из истории просвещения национальных меньшинств в Самарской губернии // Культурное строительство в Куйбышевской области. 1917–1937 гг.: сб. док.–Куйбышев, 1979. –С. 49.25.Там же.26.История СтаврополяТольятти. –С. 151.27.ТГА. –Ф.Р19. –Оп.4. –Д.99. –Л.14.28.СОГАСПИ. –Ф.9388. –Оп. 9. –Д.114. –Л.10.29.ТГА. –Ф.131. –Оп.1. –Д.14. –Л.95об.30.О политической пропаганде и культурнопросветительной работе в деревне // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. –М., 1970.–Т. 7.–С. 111.31.Там же. –С. 112.32.Резолюция II сессии губисполкома о мерах по улучшению работы по народному образованию//Культурное строительство в Куйбышевской области 1917–1937 гг.–С. 65 –67.33.ТГА. –Ф.131. –Оп.1. –Д.14. –Л.10.34.ТГА. –Ф.100. –Оп.1. –Д.4. –Л.14.35.Голос молодежи. –1923.36.ТГА. –Ф.135. –Оп.1. –Д.58. –Л.7.37.ТГА. –Ф.81. –Оп.1. –Д.13. –Л.2об.38.ТГА. –Ф.131. –Оп.1. –Д.41. –Л.14.39.СОГАСПИ. –Ф.53. –Оп.1. –Д.343, –Л.45.40.ТГА. –Ф.381. –Оп.1. –Д.15. –Л.11.41.ТГА. –Ф.Р96. –Оп.1. –Д.3. –Л.23.42.ТГА. –Ф.Р96. –Оп.1. –Д.3. –Л.18.43.Население Самарской губернии (по данным всесоюзной переписи 17 декабря 1926 г.).–Самара, 1928. –С.30. 44.Там же. –С. 5.45.Там же. –С. 50.46.ТГА. –Ф.Р19. –Оп.4. –Д.99. –Л.13.47.Там же.48.Постановление секретариата крайкома ВКП(б) об итогах второго краевого слета культармии//Культурное строительство… С. 198–200.49.Из доклада секретаря обкома ВКП(б) П.П. Постышева на куйбышевском городском собрании пропагандистов, агитаторов и доверенных лиц, работающих на избирательных участках,–об итогах социальнокультурного строительства в области за 20 лет//Культурное строительство… С. 262.50.ИсторияСтаврополяТольятти. –С. 213.
Irina Prokhorenko,Candidate of HistoricalSciences, Associate Professor at the chair oh history and philosophy,Togliatti State University, Togliattiirina.a.pr@mail.ruThe formationof public education in the Stavropol districtof Samara province in the 2030thyears of XX centuryAbstract. The article is devoted to the development of public education in the 2030s in the Stavropol district of Samara province. The author reveals the main challenges for the new government in the development of the network of preschool and school education, as well as explores the problem of liquidation of illiteracy among the adult population in the agricultural region.Keywords:school and preschool education, security personnel, liquidation of illiteracy, a new way of life.References1.Samarskij oblastnoj gosudarstvennyj arhiv social'nopoliticheskoj istorii (dalee –SOGASPI), f. 9388, op.9, d. 114, l. 10(in Russian).2.Prokof'eva, E.Ju. (ed.) (2010) Istorija StavropoljaTol'jatti: ucheb. posobie dlja uchashhihsja 9h klassov shkol g o. Tol'jatti,TGU, Tol'jatti, p. 136(in Russian).3.(1925) Sbornik statisticheskih svedenij po Samarskoj gubernii, vyp. III, Samara, tabl. 27(in Russian).4.Arhivnyj otdel mjerii g. o. Tol'jatti (dalee –TGA),f. r81, op. 1, d. 69, l. 4(in Russian).5.(1922) Zhizn' derevni: gazeta Stavropol'skogo uezdkoma rKP, Uispolkoma i Uprofbjuro,19 okt. (in Russian).6.TGA, f. r19, op. 4, d. 99, l. 13(in Russian).7.“Dekret o Edinoj Trudovoj shkole Rossijskoj Socialisticheskoj Federativnoj Sovetskoj Respublike”,Biblioteka normativnopravovyh aktov Sojuza Sovetskih Socialisticheskih Respublik. Available at:www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_377.htm(in Russian)8.TGA, f. r81, op. 1, d. 21, l. 2; D. 47, l. 91(in Russian).9.TGA, f. r81, op. 1, d. 225, l. 57(in Russian).10.TGA, f. r19, op. 5, d. 7, l.1(in Russian).11.TGA, f. r19, op. 4, d. 99, l. 27(in Russian).12.TGA, f. r81, op. 1, d. 21, l. 2(in Russian).13.(1979) Kul'turnoe stroitel'stvo v Kujbyshevskoj oblasti 1917–1937 gg., Kujbyshevskoe kn. izdvo,p. 290(in Russian).14.TGA, f. r96, op. 2, d.1, l.1(in Russian).15.TGA, f. r96, op. 2, d.1. Ll. 6, 14, 45, 48(ob.), 71, 93, 104(in Russian).16.TGA, f. r96, op. 2, d. 1, l. 13(in Russian).17.TGA, f. r81, op. 1, d. 69, l. 41(in Russian).18.TGA, f. r96, op. 1, d. 3, l. 30(in Russian).19.Ibid.20.Ibid.21.Ibid.22.TGA, f. r19, op. 4, d. 99, l. 13(in Russian).23.TGA, f. r25, op. 1, d. 7. Ll. 11, 87(in Russian).24.(1979) “Iz istorii prosveshhenija nacional'nyh men'shinstv v Samarskoj gubernii”, in Kul'turnoe stroitel'stvo v Kujbyshevskoj oblasti. 1917–1937 gg.: sb. dok.,Kujbyshev, p. 49(in Russian).25.Ibid.26.Prokof'eva, E.Ju. (ed.) (2010) Istorija StavropoljaTol'jatti, p. 151.27.TGA, f. r19, op. 4, d. 99, l. 14(in Russian).28.SOGASPI, f. 9388, op. 9, d. 114, l. 10(in Russian).29.TGA, f. 131, op. 1, d. 14, l. 95ob.(in Russian).30.(1970) “O politicheskoj propagande i kul'turnoprosvetitel'noj rabote v derevne”, inKPSS v rezoljucijahi reshenijah s#ezdov, konferencij i plenumov CK, vol. 7, Moscow, p. 111(in Russian).31.Ibid., p. 112.32.“Rezoljucija II sessii gubispolkoma o merah po uluchsheniju raboty po narodnomu obrazovaniju”, inKul'turnoe stroitel'stvo v Kujbyshevskoj oblasti 1917–1937 gg.,p.65–67(in Russian).33.TGA, f. 131, op. 1, d. 14, l.10(in Russian).34.TGA, f. 100, op. 1, d. 4, l. 14(in Russian).35.Golos molodezhi, 1923(in Russian).36.TGA, f. 135, op. 1, d. 58, l. 7(in Russian).37.TGA, f. 81, op. 1, d. 13, l. 2ob.(in Russian).38.TGA, f. 131, op. 1, d. 41, l. 14(in Russian).39.SOGASPI, f. 53, op. 1, d. 343, l. 45(in Russian).40.TGA, f. 381, op. 1, d. 15, l. 11(in Russian).41.TGA, f. r96, op. 1, d. 3, l. 23(in Russian).42.TGA, f. r96, op. 1, d. 3, l. 18(in Russian).43.(1928) Naselenie Samarskoj gubernii (po dannym vsesojuznoj perepisi 17 dekabrja 1926 g.), Samara, p. 30(in Russian). 44.Ibid., p. 5.45.Ibid.,p. 50.46.TGA, f. r19, op. 4, d. 99, l. 13(in Russian).47.Ibid.
Становление народного образования в Ставропольском уезде Самарской губернии в 20–30е годы XXвека
Аннотация. Статья посвящена вопросам развития народного образования в 20–30е гг. в Ставропольском уезде Самарской губернии. Автор раскрывает основные проблемы перед новой властью в развитии сети дошкольного и школьного образования, а также исследует проблему ликвидации неграмотности среди взрослого населения в аграрном регионе.Ключевые слова: школьное и дошкольное образование, обеспеченность кадрами, ликвидация неграмотности, новый образ жизни. Раздел: (03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.
Начало XXв.–это время, когда проходило коренное преобразование государственного строя нашей страны. С 1917 г.начинается период бурных перемен, строительство нового Советского государства. Изменения коснулись и сферы народного образования. Одной из приоритетных задач новой власти было всеобщее культурное просвещение.Самарская губерния на начало 1920х гг.была преимущественно аграрноиндустриальной губернией. В составе губернии было 13 городских поселений, из них губернский город Самара, четыреуездных и трибезуездных города [1]. С 1 января 1924 г.в связи новым административным делением в состав Самарского уезда вошла Ставропольская волость, а сам Ставрополь утратил статус города и стал именоваться селом [2]. Это положение сохранялось вплоть до 1946 г., когда ему вновь вернули городской статус.Перед новым советским правительством стояла сложная задача –восстановлениеи модернизацияхозяйства, для чего стране требовались квалифицированные кадры.Формирование новой советской культуры в Ставропольском районе в 20–30егг.происходило в очень тяжелых условиях. Самарская губерния, в которую входил и Ставрополь, по уровню грамотности была на 33м месте в дореволюционной России. В Ставрополе,по данным переписи 1920 г.,грамотных было 55,5% [3].Первые преобразования в сфере народного образования начались вскоре после Октябрьской революции, однако Гражданская война и голод 1921–1922 гг.отодвинули эти проблемы на второй план –надо было спасать людей от голодной смерти. Поэтому к вопросам народного образования и культурнопросветительной работы вновь обращаются лишь после нормализации жизни в уезде. 20–30е гг.были периодом реформирования школьного образования, оставшегося в наследство от дореволюционных времен и сильно пострадавшего в годы войн и разрухи начала 20х гг.Во многих селах вообще не было школ, значительная часть ранее существовавших учебных заведений бездействовала. Так, в Кунеевке школьное здание было передано лесхозу [4]. Функционирующие школы находились в плачевном состоянии. Для нормальной работы их необходимо было отремонтировать, переоборудовать, закупить новую мебель и учебные пособия [5]. Очень большой проблемой, стоявшей перед органами народного образования, было снабжение школ топливом –дровами. В эти годы были нередки случаи, когда школы закрывались в холодное время года изза того, что вовремя не подвезли дрова [6]. Одновременно со строительством нового государства шло реформирование старых органов власти. В сфере народного образования был создан Подотдел политического просвещения–Главполитпросвет. Главная задача Главполитпросвета –в обучении грамоте взрослого населения губерний, а также руководство культурнопросветительной работой на местах.После принятия в декабре 1918 г.декрета о создании «Единой Трудовой школы Российской Социалистической Федеративной Советской Республики»[7] начинается процесс создания новой системы образования в стране. Основой обучения в школе становился производительный общественнонеобходимый труд, который был непосредственно связан с процессом обучения. Осуществляя решения правительства, местные власти прилагали все усилия по открытию новых и реорганизации старых школ. В 1925 г.на территории Ставропольской волости насчитывалось около 10школ [8], в 1926 г.количество школ увеличилось до 16 [9], в 1928 г.их число составило уже 46 [10], в январе 1932 г. –54, а в январе 1933 г. –58 [11]. В основном это были школы Iступени, обучение в которых было 3или 4летним. Только в Ставрополе была одна школа II ступени [12]. В сентябре 1930 г.облисполком принял постановление о введении всеобщего начального обучения в Куйбышевской области [13]. Основное внимание в школах Iи IIступеней уделялось чтению, письму, математике, рисованию и трудовому обучению. Однако определенные часы отводились наизучение естествознания, проведение экскурсий и организацию детского самоуправления [14]. Большое местов школьной работе отводилось также общественнополезной работе. Ученики должны были выступать проводниками нового образа жизни и мышления в деревне: принимать активное участие в проведении революционных праздников, антирелигиозной пропаганде, распространятьзнанияпо охране здоровья и организации быта на новых началах, участвовать в работе советских и общественных организаций. Производственные планы школ, обращая внимание на общий низкий уровень культуры ставропольчан, предусматривали привлечение детей к беседам по политике советской власти, распространению агрономических знаний, изменению внешнего облика родного села [15].Учебный год в сельских школах начинался с10 сентября, а заканчивался 15мая, что было связано с полевыми работами, в которых принимали участие и ученики [16]. Учителя постоянно жаловались на плохое посещение школ учащимися. Можно выделить ряд причин подобного положения. Часть ребят вместе с родителями занималась сельскохозяйственными работами и не могла регулярно посещать школу, иногда их просто оставляли дома сидеть с младшими братьями и сестрами [17]. У многих детей не было теплой одежды. Для них старались купить одежду за счет пожертвований и денег, вырученных от посевов на школьных участках [18]. В селах, где преобладало нерусское население, были случаи, когда матери прятали своих детей, чтобы не пустить в школу, так каксчитали, что это не приведет к добру [19].Большой проблемой для школ и властей было обеспечение учащихся учебниками и письменными принадлежностями, так какродители не всегда имели возможность купить их для своих детей [20]. Еще одной задачей властей было обеспечить детей питанием. В 1926/1927 учебномгодугорячими завтраками были обеспечены дети только двух школ:Ставропольской школы № 1, где все дети получали питание,и школы в с. Ягодное, где питанием были обеспечены только 100 детей бедняков и батраков [21]. В 1932 г. горячее питание получали дети уже в 30 школах района, что составляло 55,3% [22] от общего числа обучающихся.Большое значение власти придавали также развитию сети дошкольного образования –открытию детских садов и площадок. В 1937 г.в районе действовало четыре детсада и 33 площадки, которые посещало более полутора тысяч детей. На третью пятилетку было запланировано дальнейшее строительство новых детских садов в Хрящевке, Ягодном, Васильевке, Татарских Выселках [23].В связи с острой нехваткой педагогических кадров в 1930 г.было принято решение о создании на базе Ставропольской школы II ступени педагогического техникума, преобразованного в 1932 г.в Агропедтехникум. Первых студентов набирали из числа выпускников школы крестьянской молодежи. Материальная база нового учебного заведения была неудовлетворительной. В классах не было мебели, и студентамприходилось просить мебель в различных ставропольских организациях. Будущие педагоги были плохо одеты и очень плохо питались. По существовавшей тогда карточной системе студенту полагалось всего 250 г хлеба вдень, а в студенческой столовой по талонам выдавали чашку супа, приправленного подсолнечным маслом, или чечевичную похлебку [24]. При техникуме существовали курсы по подготовке учителей для сельских школ [25].Очень острой для Ставропольского района, как и для всей губернии, была проблема ликвидации неграмотности среди взрослого населения. Самарская губерния сильно отставала по уровню грамотности от общероссийского уровня. По Всесоюзной переписи населения за 1920 г.по Самарской губернии,4 801 81 человек были неграмотными, из них 39 734 городскихжителяи 381 979 человек проживали в деревне[26].На апрель 1921 г.в Ставропольском уезде было зарегистрировано около 30 тыс.неграмотных среди взрослого населения [27]. Большое значение в деле ликвидации неграмотности отводилось обучению национальных меньшинств. На 1921 г.на территории Самарской губернии проживали: татар и башкир около 500 тыс., чувашейоколо 400 тыс., а также латыши, евреи, поляки и другие народности [28]. Обучение представителей нерусских народов проходило достаточно сложноввиду отсутствия специализированного педагогического персонала, способного вести обучение, недостаточной обеспеченности культурнопросветительных учреждений,в которых проходило обучение, а также отсутствияучебной литературы. Основная цель обученияпредставлялась в «стремлении поднять общий культурный уровень населяющих губернию нерусских народностей и при бережном отношении к их бытовым особенностям и родному языку изжить тот религиозный фанатизм и национальную исключительность, которые остались в наследство от старого строя»[29]. Для реализации поставленной задачи на местах создавался Совет национальных меньшинств, который выполнял функцию уменьшенного губернского отдела народного образования и отвечал за проведение культурнопросветительной работы среди своей народности. В связи с этим можно сделать вывод, что параллельно с общим обучением неграмотного и малограмотного населения губернии шел процесс формирования отдела народного образования, занимающегося просветительной работой среди неграмотных народностей губернии. Таким образомпредставлялось ликвидировать неграмотность всех национальностей, проживающих на территории губернии.В мае 1919 г. на VIII съезде РКП(б) было принято постановление «О политической пропаганде и культурнопросветительной работе в деревне»[30]. В постановлении указывалось, что низкий уровень сельскохозяйственных знаний и невежество в целомстановятся серьезным препятствием для искоренения в деревне нищеты и бедности. Для решения этих проблем предполагалось уделить основное внимание просвещению сельчан за счет проведения политической пропаганды, как среди грамотных, так и среди неграмотных, и введения общего образования. Для неграмотных крестьян устраивались чтения в школах, в помещениях волостных Советов крестьянских депутатов, в избахчитальнях. «Предметом чтения должны быть декреты и обязательные постановления с популярными, особо для того издаваемыми и рассылаемыми центром толкованиями, и статьи постоянно обновляемой и пополняемой народной хрестоматии»[31]. Предпринятые меры способствовали развитию в деревне пунктов ликвидации неграмотности и курсов для обучения неграмотного и малограмотного населения.На II сессии Самарского губисполкома, состоявшейся в марте 1923 г., было принято решение обратить особое внимание на проблему ликвидации неграмотности среди взрослых [32]. Одним из звеньев кампании по ликвидации неграмотности стали избычитальни, являвшиеся центрами культурнопросветительской работы на селе. Однако ситуация сними в районе была напряженной, так какв первые послереволюционные годы многие из них были закрыты как пережиток прошлого. В 1920 г.в Ставрополе действовала всего одна избачитальня на углу Цеховой и Базарной улиц, а по уезду–23 [33]. Обучение в избахчитальнях шло с большим трудом, что было обусловлено плохим материальнотехническим оснащением и недостатком квалифицированных кадров. Некоторые избычитальни располагались в аварийных зданияхили в помещениях,требующих ремонта. Так, под избучитальню в Федоровском лесничестве был отведен дом,«который был не подходящим,и,кроме того,требовались затраты средств на ремонт, каковыми мы не располагаем, ввиду чего от него отказались»[34]. Нередки были случаи, когда избычитальни не имели собственного постоянного помещения. Жители села Богдановка пытались решить эту проблему через обращение в прессу: «Хоть и примерна наша волость, а избачитальня у нас без помещения. Приходится ей бродить из дома в дом. Здесь месяц, там два. Близится зима. Надо налаживать работу в читальне. А как ее наладить, если нет постоянного пристанища? Пока еще не поздно,волисполком должен достать помещение»[35]. Сотрудников, работающих в избахчитальнях, быломало, в среднем на одну избучитальню приходился один сотрудник. Часто они работали бесплатно. В селах Подстепки и Подборском избычитальни были открыты на средства жителей [36].Обычным явлением было небольшое число желающих учиться грамоте, поэтому,чтобы привлечь население,власти использовали политику поощрения и осуждения уклоняющихся от обучения. В избахчитальнях часто проводились инсценировки, на которых высмеивались нежелающие учиться, над ними проводили показательные судебные процессы–агитсуды.К кампании по ликвидации неграмотности были также привлечены общество «Долой неграмотность», комсомольская и профсоюзная организации. В Ставропольском уезде работе общества «Долой неграмотность»уделялось большое внимание, к участию в его работе призываливсех школьных работников [37].Для членов профсоюзов и комсомольцев обучение грамоте было обязательным. С целью ликвидации неграмотности среди членов профсоюза еще в августе 1920 г.в Ставрополе было открыто пять школ. Школы открывались при различных предприятиях и организациях, напримерпри столовой, больнице [38]. В 1923 г.Самарский губернский комитет РКСМ объявил кампанию по ликвидации безграмотности на срок до 1 октября 1924 г., в течение которого обучение должны были пройти все неграмотные члены Союза [39].В связи с трудностями в обучении грамоте нерусских народов Поволжья Главполитпросвет и ЦК РЛКСМ поставили перед местнымиорганизациямиРЛКСМ задачу по усилению работы по ликвидации неграмотности среди молодежи нерусской национальности. «Каждая комсомольская организация должна установить точный учет неграмотных комсомольцев, прикрепить их к ликпунктам, к грамотным комсомольцам и т.д. Вся компания проходила под лозунгом: «К XII международному дню молодежи не должно остаться неграмотных среди членовРЛКСМ нацменьшинств»[40].Однако, несмотря на энергичные усилия властей, число неграмотных среди взрослого населения уменьшалось очень медленно. Так, в селе Тимофеевка в 1926г.было 174 неграмотных старше 12 лет, а в ликбезе обучалось только 30 человек [41], в селе Никольское из 388 неграмотных старше 14 лет желание обучаться изъявили только 76 человек [42].Перепись 1926 г.показала, что жителей Самарской губернии грамотных было 51,2%, среди них69,4% мужчин и 35,0% женщин [43]. Грамотного сельского населения по губернии было 33,5%. В перерыве между Всесоюзными переписями прирост грамотного населения губернии городов составил 12,4% [44]. В Ставрополе было 59,2% грамотного городского населения, из них 67,9% грамотных мужчин и 52,1% грамотных женщин [45].За период с 1920 по 1926 г.прирост грамотности по Ставрополю составил 3,7% [46].В 1932 г.в Ставропольском районе было еще 4 тыс.неграмотных и 10 тыс.малограмотных взрослых, из которых училось только 65% [47]. Краевые власти обратили внимание на срыв кампании по ликвидации неграмотности и предприняли ряд мер, чтобы изменить сложившееся положение. По результатам II краевого слета культармейцев было отмечено отставание Ставропольского района и принято решение предложить Ставропольскому райкому ВКП(б) добиться «решительного перелома ликбезработы»[48]. Ценой огромных усилий ситуацию удалось улучшить, и уже в 1937 г.неграмотность среди взрослого населения Куйбышевской области составляла 5–6% [49]. Являетсяли эта цифра результатом интенсивной работы или плодом приписок, сказать сегодня сложно. Однако, несмотря на всю тяжесть военных и первых послевоенных лет, усилия 20–30х гг.оказались не напрасными. В 1953 г.в городе Ставрополе было уже 8 школ, в которых обучалось 2,5 тыс. учеников [50].
Ссылки на источники1.Самарский областной государственный архив социальнополитической истории (далее –СОГАСПИ). –Ф. 9388. –Оп. 9. –Д.114. –Л.10.2.История СтаврополяТольятти: учеб.пособие для учащихся 9х классов школ г.о.Тольятти /под ред.Е.Ю. Прокофьевой. –Тольятти: ТГУ, 2010. –С. 136.3.Сборник статистических сведений по Самарской губернии. Вып. III. –Самара,1925. Табл.27.4.Архивный отдел мэрии г.о.Тольятти (далее –ТГА). –Ф.Р81. –Оп.1. –Д.69. –Л.4.5.Жизнь деревни:газета Ставропольского уездкома РКП, Уисполкома и Упрофбюро. –1922. –19 окт.
6.ТГА. –Ф.Р19. –Оп.4. –Д.99. –Л.13.7.Декрет о Единой Трудовой школе Российской Социалистической Федеративной Советской Республике//Библиотека нормативноправовых актов Союза Советских Социалистических Республик. –URL: www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_377.htm8.ТГА. –Ф.Р81. –Оп.1. –Д.21. –Л.2;Д.47. –Л.91.9.ТГА. –Ф.Р81. –Оп.1. –Д.225. –Л.57.10.ТГА. –Ф.Р19. –Оп.5. –Д.7. –Л.1.11.ТГА. –Ф.Р19. –Оп.4. –Д.99. –Л.27.ТГА. –Ф.Р81. –Оп.1. –Д.21. –Л.2.13.Культурное строительство в Куйбышевской области 1917–1937 гг. –Куйбышевское кн. издво,1979.–С. 290.14.ТГА. –Ф.Р96. –Оп.2. –Д.1. –Л.1.15.ТГА. –Ф.Р96. –Оп.2. –Д.1. Лл. 6, 14, 45, 48(об.), 71, 93, 104.16.ТГА. –Ф.Р96. –Оп.2. –Д.1. –Л.13.17.ТГА. –Ф.Р81. –Оп.1. –Д.69. –Л.41.18.ТГА. –Ф.Р96. –Оп.1. –Д.3. –Л.30.19.Там же.20.Там же.21.Там же.22.ТГА. –Ф.Р19. –Оп.4. –Д.99. –Л.13.23.ТГА. –Ф.Р25. –Оп.1. –Д.7. Лл. 11, 87.24.Из истории просвещения национальных меньшинств в Самарской губернии // Культурное строительство в Куйбышевской области. 1917–1937 гг.: сб. док.–Куйбышев, 1979. –С. 49.25.Там же.26.История СтаврополяТольятти. –С. 151.27.ТГА. –Ф.Р19. –Оп.4. –Д.99. –Л.14.28.СОГАСПИ. –Ф.9388. –Оп. 9. –Д.114. –Л.10.29.ТГА. –Ф.131. –Оп.1. –Д.14. –Л.95об.30.О политической пропаганде и культурнопросветительной работе в деревне // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. –М., 1970.–Т. 7.–С. 111.31.Там же. –С. 112.32.Резолюция II сессии губисполкома о мерах по улучшению работы по народному образованию//Культурное строительство в Куйбышевской области 1917–1937 гг.–С. 65 –67.33.ТГА. –Ф.131. –Оп.1. –Д.14. –Л.10.34.ТГА. –Ф.100. –Оп.1. –Д.4. –Л.14.35.Голос молодежи. –1923.36.ТГА. –Ф.135. –Оп.1. –Д.58. –Л.7.37.ТГА. –Ф.81. –Оп.1. –Д.13. –Л.2об.38.ТГА. –Ф.131. –Оп.1. –Д.41. –Л.14.39.СОГАСПИ. –Ф.53. –Оп.1. –Д.343, –Л.45.40.ТГА. –Ф.381. –Оп.1. –Д.15. –Л.11.41.ТГА. –Ф.Р96. –Оп.1. –Д.3. –Л.23.42.ТГА. –Ф.Р96. –Оп.1. –Д.3. –Л.18.43.Население Самарской губернии (по данным всесоюзной переписи 17 декабря 1926 г.).–Самара, 1928. –С.30. 44.Там же. –С. 5.45.Там же. –С. 50.46.ТГА. –Ф.Р19. –Оп.4. –Д.99. –Л.13.47.Там же.48.Постановление секретариата крайкома ВКП(б) об итогах второго краевого слета культармии//Культурное строительство… С. 198–200.49.Из доклада секретаря обкома ВКП(б) П.П. Постышева на куйбышевском городском собрании пропагандистов, агитаторов и доверенных лиц, работающих на избирательных участках,–об итогах социальнокультурного строительства в области за 20 лет//Культурное строительство… С. 262.50.ИсторияСтаврополяТольятти. –С. 213.
Irina Prokhorenko,Candidate of HistoricalSciences, Associate Professor at the chair oh history and philosophy,Togliatti State University, Togliattiirina.a.pr@mail.ruThe formationof public education in the Stavropol districtof Samara province in the 2030thyears of XX centuryAbstract. The article is devoted to the development of public education in the 2030s in the Stavropol district of Samara province. The author reveals the main challenges for the new government in the development of the network of preschool and school education, as well as explores the problem of liquidation of illiteracy among the adult population in the agricultural region.Keywords:school and preschool education, security personnel, liquidation of illiteracy, a new way of life.References1.Samarskij oblastnoj gosudarstvennyj arhiv social'nopoliticheskoj istorii (dalee –SOGASPI), f. 9388, op.9, d. 114, l. 10(in Russian).2.Prokof'eva, E.Ju. (ed.) (2010) Istorija StavropoljaTol'jatti: ucheb. posobie dlja uchashhihsja 9h klassov shkol g o. Tol'jatti,TGU, Tol'jatti, p. 136(in Russian).3.(1925) Sbornik statisticheskih svedenij po Samarskoj gubernii, vyp. III, Samara, tabl. 27(in Russian).4.Arhivnyj otdel mjerii g. o. Tol'jatti (dalee –TGA),f. r81, op. 1, d. 69, l. 4(in Russian).5.(1922) Zhizn' derevni: gazeta Stavropol'skogo uezdkoma rKP, Uispolkoma i Uprofbjuro,19 okt. (in Russian).6.TGA, f. r19, op. 4, d. 99, l. 13(in Russian).7.“Dekret o Edinoj Trudovoj shkole Rossijskoj Socialisticheskoj Federativnoj Sovetskoj Respublike”,Biblioteka normativnopravovyh aktov Sojuza Sovetskih Socialisticheskih Respublik. Available at:www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_377.htm(in Russian)8.TGA, f. r81, op. 1, d. 21, l. 2; D. 47, l. 91(in Russian).9.TGA, f. r81, op. 1, d. 225, l. 57(in Russian).10.TGA, f. r19, op. 5, d. 7, l.1(in Russian).11.TGA, f. r19, op. 4, d. 99, l. 27(in Russian).12.TGA, f. r81, op. 1, d. 21, l. 2(in Russian).13.(1979) Kul'turnoe stroitel'stvo v Kujbyshevskoj oblasti 1917–1937 gg., Kujbyshevskoe kn. izdvo,p. 290(in Russian).14.TGA, f. r96, op. 2, d.1, l.1(in Russian).15.TGA, f. r96, op. 2, d.1. Ll. 6, 14, 45, 48(ob.), 71, 93, 104(in Russian).16.TGA, f. r96, op. 2, d. 1, l. 13(in Russian).17.TGA, f. r81, op. 1, d. 69, l. 41(in Russian).18.TGA, f. r96, op. 1, d. 3, l. 30(in Russian).19.Ibid.20.Ibid.21.Ibid.22.TGA, f. r19, op. 4, d. 99, l. 13(in Russian).23.TGA, f. r25, op. 1, d. 7. Ll. 11, 87(in Russian).24.(1979) “Iz istorii prosveshhenija nacional'nyh men'shinstv v Samarskoj gubernii”, in Kul'turnoe stroitel'stvo v Kujbyshevskoj oblasti. 1917–1937 gg.: sb. dok.,Kujbyshev, p. 49(in Russian).25.Ibid.26.Prokof'eva, E.Ju. (ed.) (2010) Istorija StavropoljaTol'jatti, p. 151.27.TGA, f. r19, op. 4, d. 99, l. 14(in Russian).28.SOGASPI, f. 9388, op. 9, d. 114, l. 10(in Russian).29.TGA, f. 131, op. 1, d. 14, l. 95ob.(in Russian).30.(1970) “O politicheskoj propagande i kul'turnoprosvetitel'noj rabote v derevne”, inKPSS v rezoljucijahi reshenijah s#ezdov, konferencij i plenumov CK, vol. 7, Moscow, p. 111(in Russian).31.Ibid., p. 112.32.“Rezoljucija II sessii gubispolkoma o merah po uluchsheniju raboty po narodnomu obrazovaniju”, inKul'turnoe stroitel'stvo v Kujbyshevskoj oblasti 1917–1937 gg.,p.65–67(in Russian).33.TGA, f. 131, op. 1, d. 14, l.10(in Russian).34.TGA, f. 100, op. 1, d. 4, l. 14(in Russian).35.Golos molodezhi, 1923(in Russian).36.TGA, f. 135, op. 1, d. 58, l. 7(in Russian).37.TGA, f. 81, op. 1, d. 13, l. 2ob.(in Russian).38.TGA, f. 131, op. 1, d. 41, l. 14(in Russian).39.SOGASPI, f. 53, op. 1, d. 343, l. 45(in Russian).40.TGA, f. 381, op. 1, d. 15, l. 11(in Russian).41.TGA, f. r96, op. 1, d. 3, l. 23(in Russian).42.TGA, f. r96, op. 1, d. 3, l. 18(in Russian).43.(1928) Naselenie Samarskoj gubernii (po dannym vsesojuznoj perepisi 17 dekabrja 1926 g.), Samara, p. 30(in Russian). 44.Ibid., p. 5.45.Ibid.,p. 50.46.TGA, f. r19, op. 4, d. 99, l. 13(in Russian).47.Ibid.