Ценностные ориентации выпускников школ Тольятти по отношению к городу

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Цветкова И. В. Ценностные ориентации выпускников школ Тольятти по отношению к городу // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S7. – С. 46–50. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14593.htm.
Аннотация. Автор статьи анализирует результаты социологических исследований в Тольятти. Они показывают, что мнения выпускников тольяттинских школ о городе определяются рядом факторов школьной социализации. Оценка города зависит от ценностного отношения подростков к историческим традициям Тольятти.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Цветкова Ирина Викторовна, доктор философских наук, профессор кафедры истории и философииФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет», г. Тольятти aleksandr.kozlov@mail.ru

Ценностные ориентации выпускников школ Тольятти по отношению к городу

Аннотация. Автор статьи анализирует результаты социологических исследований в Тольятти. Они показывают, что мнения выпускников тольяттинских школ о городе определяются рядом факторов школьной социализации. Оценка города зависит от ценностного отношения подростков к историческим традициям Тольятти.Ключевые слова: социализация молодежи, образ города, модернизация, моногород.Раздел: (03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.

Традиционно выделяют три компонента городской жизни: объективные условия жизнедеятельности, сами формы жизнедеятельности и общественное сознаниегородских жителей. Взаимосвязь этих компонентов состоит в том, что, с одной стороны, объективные условия жизнедеятельности субъектов городского образа жизни определяют соответствующие им формы жизнедеятельности последних,и эти формы находят свое отражение в общественном сознании горожан. С другой стороны, изменения, происходящие в общественном сознании под идеологическим, культурным или религиозным влиянием, являются фактором изменения форм жизнедеятельности субъектов городской жизни, что неизбежно влечет за собой более или менее существенное изменение самих объективных условий жизнедеятельности. При таком методологическом подходе городской образ жизни предстает «живой», реально функционирующей в рамках механизма городского устройства системой. В.И. Казанцев и М.Г. Светуньков выделили следующие основные компоненты городской среды: социальный (население города); производственный (энергетика, промышленность и т. д.); инфраструктурный (жилье, коммуникации и т.д.); природный (в т. ч. и рекреационный) [1].Изучение ценностного отношения выпускников школ Тольятти к городу вызвано целым рядом факторов, определяющих демографические, социальноэкономические и социальнокультурныепроцессы. Данная проблема на протяжении ряда лет рассматривается в контексте мониторинга по изучению эффективности школьной социализации подростков, который проводит аналитический отдел Ресурсного центра департамента образования мэрии г.о. Тольятти. В 2014 г.в анкетировании приняли участие 945 учащихся одиннадцатых классовиз 24 школ города. В выборке учащиеся статусных и обычных школ были представлены примерно в равной пропорции. Одна из задач исследования «Выпускник2014» состояла в изучении того, какое влияние оказывает школа наценностное отношение подростков к городской среде. Как показывают результаты исследований последних лет, среди молодежи Тольятти наблюдается ряд сложных и неоднозначных тенденций. В частности, усиливаются миграционные процессы [2]. После окончания школы значительная часть молодежи уезжает в другие города на учебу и в дальнейшем не возвращается в родной город. И этот процесс происходит на фоне уменьшения количества мигрантов, приезжающих в Тольятти.Тревожат изменения, происходящие в структуре патриотических ценностей молодежи, которые связаны с усилением прагматических установок по отношению к городской среде[3].При эмпирическом изучении отношения молодежи к городу различают два аспекта: 1) прагматический ‬отношение к месту жительства с позиции пользы, витальных параметров среды; 2) аксиологический ‬отношение к образу жизни с позиции структуры личности [4].Прагматический аспект отношения к городу в содержательном плане характеризует материальный уровень жизни и структурно состоит из следующих параметров: экологического, психофизиологического (уровень шума, психосенсорный комфорт и др.), бытовойинфраструктуры (в том числе транспорти благоустройство территории), структуры занятости, структуры рекреации, престижностатусного параметра (возможности карьеры и прагматических связей). Эмпирическими индикаторами данного аспекта отношения к городу могут являться показатели удовлетворённости вышеуказанными параметрами.Аксиологический аспект отношения к городу в содержательном плане характеризует личностную позицию горожанина. Предмет социологии здесь ‬выявление и описание социальнотипических (групповых) оснований этой позиции: социология личности базируется на тезисе о социокультурной детерминации индивидуального сознания и поведения.Основаниями социологической типологии восприятия и отношения к городу являются [5]: 1) мотивационное ‬специфика потребности личностной самореализации (потребность «быть», профиль ролевой идентичности), специфика социальных интересов (структура социальных средств и объектов личностной самореализации), структура ценностных ориентаций; 2) диспозиционное ‬специфика диспозиционной структуры личности, системы установок, которыми руководствуется личность в своём восприятии города; 3) интенциональное ‬характер личностно значимых предметов, на которые направлена активность, жизненная энергия человека; специфика референции предметов городской жизни для личности (какой смысл человек вкладывает в суждения типа«Мой город ‬это…», «Город для меня ‬это прежде всего…» и т.п.); 4)субкультурное ‬особенности отношения к городу молодёжи (отдельно студенчества), интеллигенции (отдельно: технической, гуманитарной, художественной и др.), этнических групп, религиозных групп и др.При ответе на вопрос об отношении к городу Тольятти 28% выпускников ответили, что им нравится этот городи они хотели бы в нем житьв дальнейшем. 43% респондентов в целомположительно относятся к городу, но собираются уехать. 16% участников опроса затрудняются выразить отношение к городу. 3% выпускников отрицательно относятся у к городу, но собираются жить здесь.Десятой части опрошенных город не нравится,и они собираются его покинуть.Таким образом, две трети учащихся выпускных классов рассматривают возможности миграции, при этом примерно треть опрошенных относятся к городу либо равнодушно, либо отрицательно.Существенные различия в самооценке отношения к городунаблюдаются между учениками статусных и обычных школ. Выпускники статусных школ на 12% чаще, чем их сверстники из обычных школ, отмечают, что им нравится город, но они собираются уехать. Треть выпускников обычных школ выражает мнение о том, что им нравится городи они хотели бы здесь остаться.Группы учащихся по отношению к городу существенно различаются по успеваемости. Среди учащихся, которые планируют уехать из города, больше половины имеют высокие показатели успеваемости. В группе выпускников, которые хотят остаться в городе, «отличников» и «хорошистов» на 12‬15% меньше, чем среди тех, кто планирует миграцию.Отношение подростков к городу во многом зависит от их отношения к школе. Среди выпускников, которым нравитсяшкола, треть опрошенных выражает положительное отношение к городу и хотелабы остаться. Этот показатель на 10% выше, чем среди тех, кто считает школу обыкновенной. Среди учащихся, которым не нравится их школа, только 7% демонстрируют положительное отношение к городу.При этом половина подростковизтех, кто позитивно относится к школе, хорошо относится к городу, но планирует уехать. Среди тех, кто считает свою школу обыкновенной, это вариант ответа выбирают 38% опрошенных, а среди тех, кому школа не нравится,‬треть.Учащиеся, которые не видят в своей школе особых достоинств или отмечают, что она не нравится, примерно в два раза чаще, чем выпускники, которые положительно относятся к школе, затрудняются оценить свое отношение к городу.Соответственно, негативное отношение к городу в сочетании снамерением остаться или уехатьзначительно чаще встречается среди молодежи, которая без особой теплоты относится к школе, чем среди тех, кому школа нравится.Таким образом, отношение выпускников Тольятти к городу определяется факторами, которые связаны сошколой. Школьные стены воспринимаются как часть малой родины для тех, кто успешно учится, дружит с одноклассниками, ладит с учителями. Вероятно, эта теплота общения переносится на образ города. Другая ситуация существует для тех, кто не воспринимает школукак приятное место. Для этой категории выпускников школьные проблемы ассоциируются с городом как пространством, которое хочется как можно быстрее покинуть.Респондентам было предложено оценить возможности удовлетворения потребностей в Тольятти по пятибалльной шкале. Оценка «5» означала высокий уровень удовлетворения потребностей, а «1» ‬низкий.Согласно полученным результатам, выпускники выше всего оценивают возможности создания семьи и занятий спортом. Средние оценки по этим показателям составляют 3,8. Получение качественного образования находится на уровне 3,3 баллов. Возможности получения (приобретения жилья) оценены на уровне 3,2 баллов, таковы же средние показатели по реализации культурных потребностей. Будущий профессиональный и карьерный рост в условиях Тольятти выпускники оценивают на уровне 2,9баллов, а достойное трудоустройство по специальности в 2,8 балла [6]. Выпускники, которые выбрали профессии в сферах коммерции, юриспруденции, обслуживания и СМИ,ниже оценивают свои возможности достойного трудоустройства по специальности, а будущие строители,наоборот, выше.Девушки выше, чем юноши, оценивают свои шансы создания семьи в Тольятти. По всем остальным параметрам юноши оценивают возможности удовлетворения потребностей выше, чем девушки. Выпускники статусных школ по всем параметрам оценки возможностей удовлетворения потребностей в Тольятти, кроме получения или приобретения жилья, дают более низкие оценки, чем учащиеся обычных школ. В особенности данные различия великипо оценке возможностей будущего профессионального и карьерного роста, трудоустройства по специальности, удовлетворения культурных потребностей.

Ответы респондентов на вопрос «Как Вы относитесь к Тольятти в плане возможностей…» в зависимости от статуса школ (данныепо столбцам приведены по пятибалльной системе: «5»‬высокий уровень, «1»‬низкий, 0 ‬затрудняюсь ответить)

Возможности города для…По массивуСтатусныеОбычныеполучения качественного образования3,33,33,4достойноготрудоустройства по специальности2,82,72,9будущего профессионального и карьерного роста2,92,73,0получения или приобретения жилья3,23,23,2создания семьи3,83,83,9реализации культурных потребностей (музеи, театры, библиотеки, концерты…)3,23,13,3занятий спортом и посещения массовых спортивных мероприятий3,83,73,9Средние показатели3,33,23,3

Результаты исследования демонстрируют зависимость оценки возможностей для удовлетворения потребностей подростками от отношения к городу. Юноши и девушки, которые положительно относятся к городу и хотели бы жить в нем, в полтора раза выше оценивают свои возможности для удовлетворения разнообразных потребностей, чем подростки, которым не нравится город, и они хотели бы его покинуть. Данная зависимость косвенно демонстрирует влияние уровня жизненных притязаний молодежи на отношение к городу. Это означает, что реализуется такой сценарий: «Мои запросы слишком высоки, поэтому нет возможности их реализовать в Тольятти». Такую модель поведения можнорассматривать как зеркальное отображениежизненных сценариев старших поколений:они приезжали в Тольяттикак раз по причине того, что этот город открывал перспективы для получения различных жизненных благ, престижных в советском обществе (отдельной квартиры, автомобиля, места в детском саду ит.д.).Если в советском обществе приезд в Тольятти был связан с определенными социальными гарантиями, то современная молодежь, романтически настроенная по отношению к «прекрасному далеко», может рассчитывать, главнымобразом, на помощь и поддержку семьи, а также на свои силы. В любом случаеу мигрирующей молодежи за спиной остается надежный тыл, состоящий из родителей, родственников, друзей, живущих в Тольятти.

В современных условиях миграционные планы молодежи во многом вызваны последствиями экономического кризиса, для преодоления которого Тольятти получил статус моногорода. Подросткам был задан вопрос относительно оценки перспектив родного города.Мнения выпускников о будущем Тольятти разделились следующим образом. 35% респондентов считают, чтогород преодолеет статус моногорода, будет процветать. 37% опрошенных полагают, что существенных изменений в городе не произойдет. 11% считают, что положение в городе ухудшится. 17% респондентов затрудняются дать ответ на вопрос.Отношение подростков к школе влияет на оценку будущего города. Две пятых подростков, которые положительно оценивают свою школу, оптимистично настроены по отношению кбудущему города. Данный вариант ответа на 14% реже встречается среди тех, кто считает школу обыкновенной и на 21% реже среди тех, кому школа не нравится.42% учащихся, которые «прохладно» относятся к школе, считают, что особых перемен в городе не произойдет. Эта точка зрения менее типична для тех, кому школа нравится,или тех, кому она не нравится.Пессимизм в оценке отношения к городу характерен для четвертой части опрошенных среди тех, кому школа не нравится. Среди респондентов, считающих школу обыкновенной, этот показатель в два раза ниже, а среди тех, кому школа нравится,‬в три раза.Таким образом, представления о будущем города связаны с актуальным повседневным опытом подростков, полученным в школьных стенах. Если школа смогла сформировать положительное отношение к ней учащихся, то городская среда за стенами школытакже воспринимается позитивно как в актуальном состоянии, так и в будущем. Инаоборот, восприятие школьных проблем как тягостных и неразрешимых переносится подростками на отношение к городской среде, а также на оценку будущего города в негативном свете.Образ города в сознании горожан формируется на основе устойчивых стереотипов, которые находят выражение в высказываниях о городе. В анкете отношение к городу представлено в форме 16 суждений:половина из них ‬положительные высказывания, а другая половина ‬отрицательные.Среди положительных суждений самым популярным является высказывание о Тольятти как о молодежном городе.Оно отмечено в половине анкет.43% опрошенных считают Тольятти городомс привлекательными окрестностями (леса, горы, водоемы). Недалеко от города расположено множество живописных мест на фоне Волги, Жигулевских гор. Подобные пейзажи можно встретить на картинах знаменитых русских художников. В окрестностях Тольятти расположены санатории, турбазы, дачные поселки, они являются любимыми местами отдыха для многих горожан.Четверть опрошенных полагает, что Тольятти ‬перспективный, развивающийся город. Вероятно, это связано с информацией о том, что в Тольятти осуществляется активное строительство особой экономической зоны, это позволит создать новые предприятия и открыть новые возможности для трудоустройства [7].

Пятая часть опрошенных выделяет среди характерных черт городабогатые спортивные традиции, возможности для занятий спортом. В советские времена в Тольятти успешно развивались акробатика, гимнастика. В современных условиях есть возможности для занятий техническими видами спорта, хоккеем, гандболом. В городе действует множество спортивных секций, возле некоторых школ созданы современные площадки для занятия футболом.16% респондентов считают Тольятти городом с насыщенной культурной жизнью. Несмотря на точто в Тольятти немного профессиональных творческих коллективов, развивается самодеятельность, проводятся крупные фестивали:«Грушинский», «Барабаны мира».Такое же количество респондентов отмечает, что Тольятти‬безопасный город, здесь можно быть спокойным за себя и за своих близких. Современный Тольятти, по сравнению с недавним криминальным прошлым, выглядит безопасным.Только десятая часть опрошенных выразила мнение о том, что Тольятти является современным и красивым городом с интересной архитектурой.7% респондентов считают Тольятти городом с богатыми историческими традициями.Таким образом, среди стереотипов восприятия Тольятти подрастающим поколением доминирует мнение о нем как молодежном городе [8]. Данное представление было характерно для предыдущих поколений. В советские времена Тольятти был городом ударных комсомольских строек, поэтому термин «молодежный» соответствовал реальному положению дел. В современных условиях происходит старение населения Тольятти, однако восприятие города как молодежного продолжает воспроизводиться в сознании подрастающего поколения.Мнения подростков об отрицательных стереотипах восприятия города представленыследующим образом.42% участников опроса отзываются о Тольятти как о моногороде (город при АвтоВАЗе), без реальной перспективы развития. Стереотип моногорода утвердился в общественном сознании тольяттинцев в последние четыре года, он возник в связи с мировым экономическим кризисом, который негативно повлиял на автомобильную промышленностьи на АвтоВАЗв частности. Эти процессы обострили безработицу в период кризиса. И несмотря на точто ситуация в сфере трудоустройства стабилизировалась, стереотип восприятия Тольятти как моногорода остался.Внешне непривлекательным,с однообразной архитектурой считают город 39% респондентов. Современный Тольятти создавался ускоренными темпами в 60‬80егоды, поэтому в архитектуре преобладает советский минимализм и утилитаризм. Это давало возможность относительно быстро решать жилищные проблемы рабочих и специалистов, которые трудились на молодежных стройках. Однако современныежители Тольятти стали обращать внимание не только на наличие жилплощади или учреждений социальной, культурной сферы, но ина внешний вид зданий, оформление и благоустройство улиц.Треть опрошенных утверждает, что Тольятти ‬город с плохой экологией, опасный для здоровья. Экологических проблем в Тольятти действительно немало, до недавнего времени они были связаны с близостьюхимических заводов. В 2010 г.в условиях небывало жаркого лета выгорела значительная часть пригородных лесов, и это негативно повлияло на экологическую ситуацию в регионе.Мнение о том, что Тольятти ‬криминальный город, разделяет четверть опрошенных. Криминальная хроника Тольятти периодически пополняется информацией об экономических преступлениях, нарушениях законов работникамиправоохранительных органов, что становится поводом для скандалов, будоражащих общественное мнение.22% респондентов считают Тольятти городом с ограниченными возможностями реализации культурных потребностей, а 16% опрошенных‬городом с недостаточными условиями для занятийспортом.15% опрошенных утверждают, что Тольятти‬город резкого расслоения на богатых и бедных.11% респондентов выражают мнение о Тольятти как о городе без коренного населения, без исторических традиций.Среди отрицательных стереотипов восприятия Тольятти преобладает мнение о нем как о моногороде. Данный стереотип сформировался в годы кризиса, его использовали городские власти для получения помощи со стороны государства при решении проблем с безработицей. Также довольно широкое распространение имеют стереотипы непривлекательного города с неблагоприятной экологической обстановкой.При сравнении положительных и отрицательных стереотиповТольятти следует обратить внимание, что позитивное восприятие города ассоциируется с ресурсами, которыми располагает город:демографическими, природными, творческими [9]. Негативное восприятие города связано с последствиями модернизации, которые негативно влияют на рынок труда, природу, качество жизни и т.д.Среди стереотипов восприятия Тольятти, по нашему мнению, следует обратить внимание на два, фиксирующих противоположные позиции. Первыйбазируется на утверждении о том, что Тольятти ‬это город с богатыми историческими традициями. Это мнение выражено в 7% анкет. Втораяпозицияакцентирует внимание на то, что Тольятти ‬это город без коренного населения, без исторических традиций. Данное мнение характерно для 11% юношей и девушек. Данные распределения в определенной степени свидетельствуют о работе школы по формированию ценностного отношения к городу. Несмотря на то что данные ответов о традициях выбрало сравнительно небольшое количество участников опроса, они позволяют выделить полярные мнения о стереотипах и понять, под влияниемчего они формируются.Анализ результатов анкетированиядемонстрирует зависимость представлений подростков о традициях в зависимости от статуса школ. Мнение о том, что Тольятти‬город без коренного населения, без традиций,среди выпускников статусных школ распространено в два раза чаще (16%), чем среди учащихся обычных школ (7%).Онинемного чаще, чем лицеисты и гимназисты, высказывают противоположное мнение о Тольяттикак о городе с богатыми историческим традициями (8%). Вероятно, такое распределение ответов можно объяснить миграционной мотивацией учащихся статусных школ. Они стараются получить хорошее образование, чтобы поступить на бюджетное отделение в иногородние вузы. Это укореняет в лицеистах и гимназистах представление о том, что Тольятти ‬город без исторических традиций. Думается, что противоположное мнение о том, что Тольятти имеет богатые исторические традиции, не связано с глубокими знаниями молодежи о них, скорее, это выражение позитивного ценностного отношения к родному городу[10].Мнение юношей и девушек об исторических традициях оказывает влияние на оценку возможностей городской среды в аспектеудовлетворения различных потребностей. Следует отметить, что юноши и девушки, которые отметили наличие в городе богатых исторических традиций, дают всем аспектам городской среды более высокие оценки, чемте, кто придерживается противоположного мнения. Средний показатель группы участников опроса, признающих важность исторических традиций, составляет 3,8 балла, а тех, кто считает Тольятти городом без исторических корне, только 2,6балла.Мнениеподростков об исторических традициях влияет на восприятиеположительныхи отрицательных стереотипов в восприятии городской среды. Юноши и девушки, которые считают, что Тольятти присущи богатые исторические традиции, во много раз чаще, отмечают все положительные черты города, чем те, кто придерживается противоположного мнения.Особенно велики различия между группами подростков в оценке внешнего облика города (в десять раз), культурной жизни (в пять раз), спортивных традиций (в четыре раза).Отрицательные стереотипы восприятия города чаще распространены среди подростков, которыеутверждают, что Тольятти ‬город без исторических традиций. Однако контраст между группами по отношению к традициям менее велик, чем при оценке позитивных стереотипов. Наибольшие различия прослеживаются при оценке возможностей удовлетворения культурных потребностей (в пять раз), признания Тольятти моногородомили городом с однообразной архитектурой (в два с половиной раза).Ценностное отношение к традициям города оказывает влияние на оценку городской среды и миграционные установки подростков. Больше половины опрошенных, которые считают, что Тольятти является городом с богатыми историческимитрадициями, выражают положительное отношение к городу и хотели бы в нем жить. Этот результат почти в два раза превышает среднее распределение по массиву. В группе подростков, которые признают ценность городских традиций, только 2% тех, кто хотел бы уехать по причине того, что им не нравится город.Данный вариант ответа представлен в 19% анкет подростков, которые не признают значимость исторических традиций в Тольятти. Таким образом, этот показатель в два раза превышает средние распределения по массиву, соответственно, количество юношей и девушек, которые выражают положительное отношение к городу и хотели бы в нем жить,в два раза меньше.

Мнение об исторических традициях города, как показывают результаты анализа, влияет на уровень «социального оптимизма» по отношению к будущему Тольятти. Половина участников опроса, которые признают важность исторических традиций для Тольятти, выражают оптимистичное отношение о его будущем. Этот показатель на 15% превосходит средние показатели по массиву.Распределения ответов юношей и девушек, которые считают Тольятти городом без традиций, по вопросу о будущем Тольятти смещены в сторону пессимистического прогноза. Они на 7% чаще, чем в среднем по массиву, полагают, что положение в городе ухудшится.Итак, мы рассмотрели детально особенности двух групп выпускников на основании их отношения к ценности исторических традиций города. Анализ статистических различий между ними позволяет выявить ряд проблем, которые характеризуют особенности социализации тольяттинских школьников. Следует обратить внимание на то, что количество учащихся, которые признают важность исторических традиций, составляет всего 7%, а учащихся, разделяющих противоположную точку зрения,‬в полтора раза больше (11%).

Респонденты, которые считают, что их родной город не имеет традиций, чаще встречаются в статусных школах, чем в обычных. И это не случайно, поскольку мотивация к учебе учеников статусных школ часто бывает связанас тем, чтобы поступить на бюджетной основе в вуз в столичном городе. С учетом этого фактора патриотическая работа школы по воспитанию чувства гордости за родной город, интереса к историческому прошломувстречает скрытое мощное противодействие.Статистические различия между двумя группами по оценке отношения к городу, оценке возможностей удовлетворения потребностей, положительных и отрицательных стереотипов городской жизни показывают, что ценностное отношение к историческим традициям оказывает существенное влияние на все аспекты оценки городской жизни выпускниками. Следует признать, что на сегодняшний день школьная социализация не является эффективной в аспекте формирования патриотического отношения к родному городу, поскольку выпускники школ подвергаются воздействию других систем ценностей, находящихся в противоречии с патриотизмом.

Ссылки на источники1.Казанцев В. И., Светуньков М. Г. Социология города:учеб.метод. пособие. ‬Ульяновск :УлГТУ, 2004.‬С. 108.2.Цветкова И. В. Престиж города в представлениях молодых тольяттинцев // Социологические исследования. ‬2010. ‬№ 3. ‬С. 106‬111.Цветкова И. В. Образ россиянина в контексте процессов модернизации моногорода (на основе результатов эмпирических исследований в г. Тольятти) // Концепт. ‬2013. ‬№ 2. ‬АРТ 13041. ‬URL: http://ekoncept.ru/2013/13041/htm. ‬Гос.рег.ЭЛ№ ФС49965ISSN2304 120X[дата обращения 13.03.2013].4.Пирогов С.В. Социология города: учеб. пособие. ‬М.: Изд.дом «Новый учебник», 2004. ‬С. 55.5.Там же.6.Желнина Е.В., Ростова А.В. Отношение тольяттинцев к инновациям // Город и время: интернациональный научный альманах. ‬Самара, 2012. ‬Т.1. ‬С. 149‬156.7.Желнина Е.В. Ресурсы предприятий в решении социокультурных и экономических проблем моногорода // Вестник СанктПетербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. ‬2010. ‬№ 3. ‬С. 326.8.Адаевская Т.И. Влияние социальных факторов на формирование городскойсреды // Известия Самарского научного центра Российской академии наук.2007. ‬Т.1. ‬№ 5. ‬С.157‬161.9.Желнина Е.В., Ростова А.В. Указ. соч. ‬С. 155.10.Абышева Ю.Ю. Проблема формирования имиджа города: социальноуправленческий аспект. ‬URL: http://www.dissercat.com/content/problemaformirovaniyaimidzhagorodasotsialnoupravlencheskiiaspekt[дата обращения18.11.2012].

Irina Tsvetkova,

Doctor of Philosophical Sciences, Professor at the chair ofhistory and philosophy,TogliattiState University, Togliatti

aleksandr.kozlov@mail.ruValues of school graduatestothe nativecityAbstract.The author of the article analyses the results of the sociological studies in Togliatti. They showedthat opinions of schools graduatesabout the city are defined by factors ofschool socialization. Estimation of the city dependson relations of teenagersto historyandtradition Togliatti.Keywords:socialization youth, image of the city, modernization, industrial city.References1.Kazancev,V.I. &Svetun'kov, M.G. (2004) Sociologija goroda: ucheb.metodich. posobie, UlGTU,Ul'janovsk , p. 108(in Russian).2.Cvetkova, I.V. (2010) ‮Prestizh goroda v predstavlenijah molodyh tol'jattincev , Sociologicheskie issledovanija, № 3, pp.106‬111(in Russian).3.Cvetkova, I.V. (2013) ‮Obraz rossijanina v kontekste processov modernizacii monogoroda (na osnove rezul'tatov jempiricheskih issledovanij v g.Tol'jatti) , Koncept, № 2, ART 13041. Available at: http://ekoncept.ru/2013/13041/htm.Gos.reg.JeL № FS49965ISSN2304 120X, [Data obrashhenija 13.03.2013](in Russian).4.Pirogov, S.V. (2004) Sociologija goroda: ucheb. posobie, Izdatel'skij dom ‮Novyj uchebnik , Moscow, p.55(in Russian).5.Ibid.6.Zhelnina, E.V. &Rostova, A.V. (2012) ‮Otnoshenie tol'jattincev k innovacijam , Gorod i vremja. Internacional'nyj nauchnyj al'manah, vol.1, Samara,pp. 149‬156(in Russian).7.Zhelnina, E.V. (2010) ‮Resursy predprijatij v reshenii sociokul'turnyh i jekonomicheskih problem monogoroda , Vestnik SanktPeterburgskogo universiteta. Serija 12. Psihologija. Sociologija. Pedagogika, № 3, p. 326(inRussian).8.Adaevskaja, T.I. (2007) ‮Vlijanie social'nyh faktorov na formirovanie gorodskoj sredy , Izvestija Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk, vol. 1, № 5, pp.157‬161(in Russian).9.Zhelnina, E.V. &Rostova, A.V. (2012), p. 155.10.Abysheva, Ju.Ju. Problema formirovanija imidzha goroda: social'noupravlencheskij aspekt [Jelektronnyj resurs]. Availableat: http://www.dissercat.com/content/problemaformirovaniyaimidzhagorodasotsialnoupravlencheskiiaspekt. [dataobrashhenija18.11.2012](in Russian).

Рекомендованокпубликации:Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, членом реколлегии журнала «Концепт»