Актуальные проблемы в деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых
Выпуск:
ART 14696
УДК
343.2
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Мазуров
И.
А. Актуальные проблемы в деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – № S15. – С.
46–50. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/14696.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются проблемные вопросы в организации служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.
Ключевые слова:
подозреваемый, обвиняемый, изолятор временного содержания органов внутренних дел, административно-арестованный
Текст статьи
Мазуров Иван Алексеевич,преподаватель кафедры организации охраны общественного порядкаФГКОУ ДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудниковМВД России», г.Тюменьapiad@mail.ru
Актуальные проблемыв деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых
Аннотация.В статье рассматриваются проблемные вопросы в организации служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.Ключевые слова: изолятор временного содержания органов внутренних дел, подозреваемый, обвиняемый, административноарестованный.Раздел:(03)философия; социология; политология; правоведение; науковедение.
Комплексные проверки изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых показывают разнообразие условий содержания даже в рамках одного отдельно взятого субъекта Российской Федерации. Так на территории Тюменской области по состоянию на 01 июня 2014 года функционирует 22 изолятора временного содержания и только 4 из них соответствуют техническими санитарным нормам, определенных действующим законодательством Российской Федерации, остальные 18 ИВС не соответствуют предъявляемым требованиям, так как расположены в приспособленных подвальных и полуподвальных помещениях.И в целом такая ситуация наблюдается по всей территории Российской Федерации.В последние годы МВД России большое внимание уделяетсяреализации программы капитального ремонта зданий, где размещены ИВС, в улучшении условий содержания, включая проблему переполненности отдельных изоляторов. Тем не менее, проблемы, связанные с надлежащим обеспечением прав заключенных, попрежнему актуальны.Переполненность ИВС в последнее время имеет хронический характер. Наиболее тяжелая ситуация наблюдается в ИВС, расположенныхв крупных административнотерриториальных образованиях. В то же время большинство районных (сельских) ИВС полупустые, что отчасти связано с невысокой плотностью населения, а также естественной убылью сельского населения.Переполненность –это всегда нарушение прав заключенных на приемлемые условия содержания. В переполненных камерах невозможно соблюдать минимальные санитарные нормы (4 кв. метра на 1 человека), а отсутствие индивидуального спального места является вопиющим нарушением норм Закона о содержании под стражей [1, с.11]. Более того, согласно прецедентным решениям Европейского суда по правам человека и национальных судов по аналогичным делам, такие условия содержания признаны недопустимыми и даже жестоким, унижающими человеческое достоинство.Переполненность сопряжена с дополнительной нагрузкой на санитарные узлы, на системы вентиляции и др., и, как следствие, с антисанитарией, духотой, насекомыми. Кроме того, в таких условиях крайне затруднено раздельное содержание различных категорий заключенных, включая больных туберкулезом. На сотрудников учреждений ложится дополнительная неоплачиваемая нагрузка. Это обстоятельство в конечном итоге может ухудшить положение задержанных граждан как вследствие ненадлежащего обращения со стороны раздраженных сотрудников, так и вследствие притеснений со стороны других задержанных, пользующихся невниманием персонала, занятого решением своих проблем.Переполненность возникает временами, поскольку источник этой проблемы связан с запросами следствия и суда на этапирование подследственных и осужденных.Число переводов по запросам следователей и судей и вместе с ним нагрузка на ИВС растут к концу отчетных периодов. При этом проблемы ИВС следователей и судей не волнуют: они не обязаны аргументировать необходимость пребывания подследственного в ИВС и стремиться его минимизировать.В большинстве регионов ИВС используются для размещения лиц, арестованных в административном порядке, чему способствует отсутствие необходимого количества спецприемников на территории региона. Так в Тюменской области функционирует всего два специальных приемника для содержания лиц,арестованных в административном порядке в городах Тюмень и Ишим с общим лимитом наполняемости 85 койкомест.Размещение административнозадержанных в ИВС становится дополнительным источником переполненности ИВС. По итогам 5 месяцев 2014 года в ИВС Тюменской области содержалось 2461 административноарестованных, что составляет почти 45% от общего количества лиц,содержащихся в ИВС.С проблемой переполненности ИВС непосредственно связана проблема несоблюдения сроков содержания в ИВС. В некоторых изоляторах эта проблема существует уже несколько лет и имеет тенденцию стать постоянной.Вопросы, связанные с оказанием медицинской помощи лицам, содержащимся в ИВС, являются одними из самых острых. Это связано с отсутствием лицензий у ИВС на оказание медицинской помощи. В большинстве ИВС вообще отсутствуют в штате должности медицинских работников, а для лицензирования необходима должность в штате медицинского работника и не простого, а с высшим медицинским образованием, а также специализированные медицинские кабинеты, площадь которых с учетом установленных стандартов, практически сопоставима с площадьюнекоторых ИВС.В лучшем случае в изоляторах прием ведется фельдшерами, работающими на 0,5 или полную ставку. Медработник проводит осмотр поступающих граждан в рабочее время, в другое время визуальный осмотр производится сотрудниками из числа дежурной смены. Медработники проводят ежедневный покамерный обход, ведут прием граждан и т. п. Медицинские специалисты, работающие по совместительству, всех возложенных функций не выполняют. Кроме того, отсутствие медицинских специалистов не позволяет осуществлять контроль за распространением инфекционных заболеваний, сужает возможности оказания первичной и неотложной медицинской помощи, исключает участие гражданских специалистов в объективной фиксации вреда, причиненного применением физической силы и специальных средств. Медицинские средства оказания помощи больным, в том числе процедурные, очень скудны.Практически все ИВС (кроме новых и введенных в эксплуатацию в последние несколько лет) имеют отклонения от норм по условиям содержания. В ряде ИВС в камерах вместо кроватей имеется общий настил, занимающий, как правило, более половины площади камеры. Отсутствуют санузлы, и в камерах используются «бачки» для отправления естественных нужд.В части ИВС отсутствует постельное белье, и заключенные вынуждены спать в одежде. Подследственные, как правило, получают ветхие матрасы и постельное белье. Стены камер многих ИВС покрыты рельефной штукатуркой. Такое покрытие и высокая влажность создают условия дляразмножения плесневого грибка –косметический ремонт в подобных условиях становится бесполезным.Неприемлемые условия содержания вынуждают заключенных прибегать к протестам, например к голодовке. Резко возросло число обращений заключенных в суды по обжалованию условий содержаний, большинство из которых оканчивается решениями о признании неприемлемых и содержании в бесчеловечных, унижающих человеческого достоинство условиях.В большинстве ИВС отмечены различные проблемы с освещением:отсутствие окон;окна затемнены плотными решетками, «жалюзи», стеклоблоками;тусклый искусственный свет в камерах.Отсутствие окон в камерах –наиболее острая проблема в обеспечении минимально допустимых условий содержания. Так в Тюменской области 6 ИВС расположены в подвальных помещениях. Нахождение человека в камере без окон крайне тяжело не только физически, но и психологически. Значительная часть таких камер имеет проблемы с вентиляцией, водой и искусственнымосвещением. Содержание в заведомо неприспособленных помещениях является формой жестокого обращения.Практика затемнения окончаще всего объясняется режимными требованиями –для исключения любой возможности общения заключенных между камерами и с «волей». Плохо пропускают свет матовые стекла в окнах. Порой такие стекла установлены в стеклопакетах, которыми оборудуются новые или реконструируемые ИВС. Стеклопакеты к тому же могут быть без форточек, что делает невозможным проветривание камер, особенно необходимое в летний период.В значительной части ИВС существуют проблемы с искусственным освещением: светильники маломощные, к тому же устроены либо в нишах, либо затенены дополнительными щитками. Сотрудники ИВС объясняют подобные меры тем, что лампы накаливания заключенные используют для своих нужд («прикуривание и варка чифиря»). Однако все это приводит к снижению освещенности камер до уровня, нарушающего нормы освещенности жилых помещений.Одной из актуальных проблем в деятельности ИВС является тот факт, что ежедневная прогулка не представляется во многих ИВС субъектов РФ, особо остро данная проблема возникает в ИВС, где камеры не имеют окон. Прогулка для людей, содержащихся в «каменных мешках», является единственной возможностью увидеть дневной свет.В большинство ИВС, где не предоставляется прогулка, оборудованы прогулочным двориком, но он не используется. При этом персонал ИВС ссылается, как правило, на несоответствие прогулочных двориков режимным требованиям, например,на недостаточную высоту ограды «предзонника», сложности в обеспечении наблюдения за прогулочным двориком, близость гражданских объектов и т.п.Вместе с тем ведомственные инструкции не могут отменять нормы Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», гарантирующего обеспечение прогулки, что неоднократно подтверждалось решениями судов.Проблема доступности воды для заключенных актуальна и злободневна, прежде всего, в тех ИВС, где в камерах нет водопровода и санузлов, таких ИВС в Тюменской области два. Отсутствие постоянного доступа к воде создает неприемлемые санитарные условия содержания заключенных.В отдельных ИВС имеются недостатки в организации водоснабжения камер, например,кран расположен в непосредственной близости от санузла и выполняет функции смыва унитаза и умывальника, или же подача воды в санузлы в камерах осуществляется после того, как ктото из сотрудников по просьбе арестованных повернет вентиль снаружи камеры. Подобная система затрудняет доступ к свежей воде и ставит его в зависимость от расторопности, настроения и планов сотрудников ИВС.Для подавляющего большинства ИВС актуальна проблема снабжения заключенных питьевой водой. Далеко не во всех камерах установлены бачки с питьевой водой, отвечающие потребностям и санитарным нормам. В большинстве случаев вместо бачков используются ведра, а также и пластиковые бутылки. Зачастую претензии вызывает качество питьевой воды.Обеспечение свободного доступа к питьевой воде признанно Европейским судом по правам человека обязательством в пресечении форм жестокого обращения при содержании заключенных [2, c.21].Другая актуальная проблема, имеющаяся во многих ИВС связана с организацией ежедневного трехразового горячего питания. В некоторых учреждениях заключенных кормят два и даже один раз в день. Почти во всех ИВС не учитываются особенности питания верующих и больных людей.Отдельная проблема –питание больных туберкулезом и диабетом. Нормативные акты не предусматривают специальных норм питания (и соответствующего финансирования) по отдельным категориям заключенным, что является неприемлемым законодательным пробелом в системе МВД.В большинстве ИВС есть как естественная, так и принудительная вентиляция, однаконекоторые ИВС не оборудованы системами принудительной вентиляции, либо она находится в неисправном состоянии, причем это, как правило, те же учреждения, где зафиксированы проблемы с переполнением, освещенностью, выводом на прогулку и т.п.Плохая вентиляция особенно пагубно влияет на условия содержания в камерах, находящихся в подвальных и полуподвальных помещениях, где духота и сырость способствуют поражению камер плесневым грибком.Необходимо также отметить, что при переоборудовании и строительстве ИВС не всегда вентиляции уделяется должное внимание. Названные недостатки обязательно должны быть учтены при пересмотре требований к стандартам оборудования ИВС.Проблемы, связанные с условиями содержания и затрагивающие естественные потребностизаключенных, требуют незамедлительного решения.Согласнозаконодательству приоритетными обязанностями сотрудников полиции является обеспечение прав граждан. Особое требование относится к обязанности не допускать жестоких, бесчеловечных условий содержания. Жестокое обращение является грубым нарушением прав и свобод человека и гражданина и нарушает: статью 21 Конституции РФ, статью 3 Пакта о гражданских и политических правах ООН, Конвенцию против пыток Совета Европы и Конвенцию ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения и наказания, а также статью 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.Между тем не существует системы постоянного надзора за условиями содержания. В каждомИВС есть журнал санитарного состояния ИВС, заключен договор на оказание услуг по дезинфекции. Однако этого недостаточно. Проверки, которые проводят СЭС, не включают в себя исследование освещенности, вибрации, влажности, загрязненности и температуры воздуха, качества технической воды.Таким образом, актуальные проблемы деятельности ИВС заключаются в следующем:переполнение и превышения сроков нахождения в ИВС, как следствие совместное содержание курящих и некурящих, больных туберкулезом, гепатитом, педикулезом, ВИЧинфицированных и здоровых;медицинское обеспечение;отсутствие или перебои с обеспечением питьевой водой;низкое качество питания;плохое освещение камер;отсутствие постельных принадлежностей;антисанитарные условия в камере;отсутствие или не исправностьсистемы вентиляции;осуществление ежедневных прогулок в плохих условиях.Решение вышеуказанных проблем требует принятие конкретных мер, связанных увеличением объемов финансирования ИВС, приоритетным распределение выделенных денежных ассигнований на улучшения материальнобытового обеспечения, внедрения современных технических средств охраны, строительство и реконструкциюИВС, кроме того требуется пересмотр законодательной базы регламентирующей деятельность ИВС, а также усиление контроля за сотрудниками осуществляющими охрану подозреваемых и обвиняемых.
Ссылки на источники1.О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: федеральный закон от 15.07.1995 г. № 103ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ из справочноправовой системы «Консультант Плюс».2.Решение Европейского суда поправам человека от 27 сентября2011 г. по делу «Алим против России», жалоба № 39417/07. Письмо ГУОООП МВД России от 20 апреля 2012 г. № 12/Ж1691. (Оф. не опубликовано).
Ivan Mazurov,lecturerof the Chair of Public Order Maintenanceof the Tyumen Advanced Training Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation,Tyumenapiad@mail.ruActual problems in the activities of temporary detention of suspects and defendantsAbstract.The article deals with the problematic issues in the performance management of temporary detention of suspects and accused the Interior Ministry.Key words:temporary detention of the Interior, the suspect, accused, arrested administrative.
Рекомендованокпубликации:Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главнымредактором журнала «Концепт»;Утёмовым В.В., кандидатомпедагогических наук
Актуальные проблемыв деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых
Аннотация.В статье рассматриваются проблемные вопросы в организации служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.Ключевые слова: изолятор временного содержания органов внутренних дел, подозреваемый, обвиняемый, административноарестованный.Раздел:(03)философия; социология; политология; правоведение; науковедение.
Комплексные проверки изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых показывают разнообразие условий содержания даже в рамках одного отдельно взятого субъекта Российской Федерации. Так на территории Тюменской области по состоянию на 01 июня 2014 года функционирует 22 изолятора временного содержания и только 4 из них соответствуют техническими санитарным нормам, определенных действующим законодательством Российской Федерации, остальные 18 ИВС не соответствуют предъявляемым требованиям, так как расположены в приспособленных подвальных и полуподвальных помещениях.И в целом такая ситуация наблюдается по всей территории Российской Федерации.В последние годы МВД России большое внимание уделяетсяреализации программы капитального ремонта зданий, где размещены ИВС, в улучшении условий содержания, включая проблему переполненности отдельных изоляторов. Тем не менее, проблемы, связанные с надлежащим обеспечением прав заключенных, попрежнему актуальны.Переполненность ИВС в последнее время имеет хронический характер. Наиболее тяжелая ситуация наблюдается в ИВС, расположенныхв крупных административнотерриториальных образованиях. В то же время большинство районных (сельских) ИВС полупустые, что отчасти связано с невысокой плотностью населения, а также естественной убылью сельского населения.Переполненность –это всегда нарушение прав заключенных на приемлемые условия содержания. В переполненных камерах невозможно соблюдать минимальные санитарные нормы (4 кв. метра на 1 человека), а отсутствие индивидуального спального места является вопиющим нарушением норм Закона о содержании под стражей [1, с.11]. Более того, согласно прецедентным решениям Европейского суда по правам человека и национальных судов по аналогичным делам, такие условия содержания признаны недопустимыми и даже жестоким, унижающими человеческое достоинство.Переполненность сопряжена с дополнительной нагрузкой на санитарные узлы, на системы вентиляции и др., и, как следствие, с антисанитарией, духотой, насекомыми. Кроме того, в таких условиях крайне затруднено раздельное содержание различных категорий заключенных, включая больных туберкулезом. На сотрудников учреждений ложится дополнительная неоплачиваемая нагрузка. Это обстоятельство в конечном итоге может ухудшить положение задержанных граждан как вследствие ненадлежащего обращения со стороны раздраженных сотрудников, так и вследствие притеснений со стороны других задержанных, пользующихся невниманием персонала, занятого решением своих проблем.Переполненность возникает временами, поскольку источник этой проблемы связан с запросами следствия и суда на этапирование подследственных и осужденных.Число переводов по запросам следователей и судей и вместе с ним нагрузка на ИВС растут к концу отчетных периодов. При этом проблемы ИВС следователей и судей не волнуют: они не обязаны аргументировать необходимость пребывания подследственного в ИВС и стремиться его минимизировать.В большинстве регионов ИВС используются для размещения лиц, арестованных в административном порядке, чему способствует отсутствие необходимого количества спецприемников на территории региона. Так в Тюменской области функционирует всего два специальных приемника для содержания лиц,арестованных в административном порядке в городах Тюмень и Ишим с общим лимитом наполняемости 85 койкомест.Размещение административнозадержанных в ИВС становится дополнительным источником переполненности ИВС. По итогам 5 месяцев 2014 года в ИВС Тюменской области содержалось 2461 административноарестованных, что составляет почти 45% от общего количества лиц,содержащихся в ИВС.С проблемой переполненности ИВС непосредственно связана проблема несоблюдения сроков содержания в ИВС. В некоторых изоляторах эта проблема существует уже несколько лет и имеет тенденцию стать постоянной.Вопросы, связанные с оказанием медицинской помощи лицам, содержащимся в ИВС, являются одними из самых острых. Это связано с отсутствием лицензий у ИВС на оказание медицинской помощи. В большинстве ИВС вообще отсутствуют в штате должности медицинских работников, а для лицензирования необходима должность в штате медицинского работника и не простого, а с высшим медицинским образованием, а также специализированные медицинские кабинеты, площадь которых с учетом установленных стандартов, практически сопоставима с площадьюнекоторых ИВС.В лучшем случае в изоляторах прием ведется фельдшерами, работающими на 0,5 или полную ставку. Медработник проводит осмотр поступающих граждан в рабочее время, в другое время визуальный осмотр производится сотрудниками из числа дежурной смены. Медработники проводят ежедневный покамерный обход, ведут прием граждан и т. п. Медицинские специалисты, работающие по совместительству, всех возложенных функций не выполняют. Кроме того, отсутствие медицинских специалистов не позволяет осуществлять контроль за распространением инфекционных заболеваний, сужает возможности оказания первичной и неотложной медицинской помощи, исключает участие гражданских специалистов в объективной фиксации вреда, причиненного применением физической силы и специальных средств. Медицинские средства оказания помощи больным, в том числе процедурные, очень скудны.Практически все ИВС (кроме новых и введенных в эксплуатацию в последние несколько лет) имеют отклонения от норм по условиям содержания. В ряде ИВС в камерах вместо кроватей имеется общий настил, занимающий, как правило, более половины площади камеры. Отсутствуют санузлы, и в камерах используются «бачки» для отправления естественных нужд.В части ИВС отсутствует постельное белье, и заключенные вынуждены спать в одежде. Подследственные, как правило, получают ветхие матрасы и постельное белье. Стены камер многих ИВС покрыты рельефной штукатуркой. Такое покрытие и высокая влажность создают условия дляразмножения плесневого грибка –косметический ремонт в подобных условиях становится бесполезным.Неприемлемые условия содержания вынуждают заключенных прибегать к протестам, например к голодовке. Резко возросло число обращений заключенных в суды по обжалованию условий содержаний, большинство из которых оканчивается решениями о признании неприемлемых и содержании в бесчеловечных, унижающих человеческого достоинство условиях.В большинстве ИВС отмечены различные проблемы с освещением:отсутствие окон;окна затемнены плотными решетками, «жалюзи», стеклоблоками;тусклый искусственный свет в камерах.Отсутствие окон в камерах –наиболее острая проблема в обеспечении минимально допустимых условий содержания. Так в Тюменской области 6 ИВС расположены в подвальных помещениях. Нахождение человека в камере без окон крайне тяжело не только физически, но и психологически. Значительная часть таких камер имеет проблемы с вентиляцией, водой и искусственнымосвещением. Содержание в заведомо неприспособленных помещениях является формой жестокого обращения.Практика затемнения окончаще всего объясняется режимными требованиями –для исключения любой возможности общения заключенных между камерами и с «волей». Плохо пропускают свет матовые стекла в окнах. Порой такие стекла установлены в стеклопакетах, которыми оборудуются новые или реконструируемые ИВС. Стеклопакеты к тому же могут быть без форточек, что делает невозможным проветривание камер, особенно необходимое в летний период.В значительной части ИВС существуют проблемы с искусственным освещением: светильники маломощные, к тому же устроены либо в нишах, либо затенены дополнительными щитками. Сотрудники ИВС объясняют подобные меры тем, что лампы накаливания заключенные используют для своих нужд («прикуривание и варка чифиря»). Однако все это приводит к снижению освещенности камер до уровня, нарушающего нормы освещенности жилых помещений.Одной из актуальных проблем в деятельности ИВС является тот факт, что ежедневная прогулка не представляется во многих ИВС субъектов РФ, особо остро данная проблема возникает в ИВС, где камеры не имеют окон. Прогулка для людей, содержащихся в «каменных мешках», является единственной возможностью увидеть дневной свет.В большинство ИВС, где не предоставляется прогулка, оборудованы прогулочным двориком, но он не используется. При этом персонал ИВС ссылается, как правило, на несоответствие прогулочных двориков режимным требованиям, например,на недостаточную высоту ограды «предзонника», сложности в обеспечении наблюдения за прогулочным двориком, близость гражданских объектов и т.п.Вместе с тем ведомственные инструкции не могут отменять нормы Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», гарантирующего обеспечение прогулки, что неоднократно подтверждалось решениями судов.Проблема доступности воды для заключенных актуальна и злободневна, прежде всего, в тех ИВС, где в камерах нет водопровода и санузлов, таких ИВС в Тюменской области два. Отсутствие постоянного доступа к воде создает неприемлемые санитарные условия содержания заключенных.В отдельных ИВС имеются недостатки в организации водоснабжения камер, например,кран расположен в непосредственной близости от санузла и выполняет функции смыва унитаза и умывальника, или же подача воды в санузлы в камерах осуществляется после того, как ктото из сотрудников по просьбе арестованных повернет вентиль снаружи камеры. Подобная система затрудняет доступ к свежей воде и ставит его в зависимость от расторопности, настроения и планов сотрудников ИВС.Для подавляющего большинства ИВС актуальна проблема снабжения заключенных питьевой водой. Далеко не во всех камерах установлены бачки с питьевой водой, отвечающие потребностям и санитарным нормам. В большинстве случаев вместо бачков используются ведра, а также и пластиковые бутылки. Зачастую претензии вызывает качество питьевой воды.Обеспечение свободного доступа к питьевой воде признанно Европейским судом по правам человека обязательством в пресечении форм жестокого обращения при содержании заключенных [2, c.21].Другая актуальная проблема, имеющаяся во многих ИВС связана с организацией ежедневного трехразового горячего питания. В некоторых учреждениях заключенных кормят два и даже один раз в день. Почти во всех ИВС не учитываются особенности питания верующих и больных людей.Отдельная проблема –питание больных туберкулезом и диабетом. Нормативные акты не предусматривают специальных норм питания (и соответствующего финансирования) по отдельным категориям заключенным, что является неприемлемым законодательным пробелом в системе МВД.В большинстве ИВС есть как естественная, так и принудительная вентиляция, однаконекоторые ИВС не оборудованы системами принудительной вентиляции, либо она находится в неисправном состоянии, причем это, как правило, те же учреждения, где зафиксированы проблемы с переполнением, освещенностью, выводом на прогулку и т.п.Плохая вентиляция особенно пагубно влияет на условия содержания в камерах, находящихся в подвальных и полуподвальных помещениях, где духота и сырость способствуют поражению камер плесневым грибком.Необходимо также отметить, что при переоборудовании и строительстве ИВС не всегда вентиляции уделяется должное внимание. Названные недостатки обязательно должны быть учтены при пересмотре требований к стандартам оборудования ИВС.Проблемы, связанные с условиями содержания и затрагивающие естественные потребностизаключенных, требуют незамедлительного решения.Согласнозаконодательству приоритетными обязанностями сотрудников полиции является обеспечение прав граждан. Особое требование относится к обязанности не допускать жестоких, бесчеловечных условий содержания. Жестокое обращение является грубым нарушением прав и свобод человека и гражданина и нарушает: статью 21 Конституции РФ, статью 3 Пакта о гражданских и политических правах ООН, Конвенцию против пыток Совета Европы и Конвенцию ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения и наказания, а также статью 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.Между тем не существует системы постоянного надзора за условиями содержания. В каждомИВС есть журнал санитарного состояния ИВС, заключен договор на оказание услуг по дезинфекции. Однако этого недостаточно. Проверки, которые проводят СЭС, не включают в себя исследование освещенности, вибрации, влажности, загрязненности и температуры воздуха, качества технической воды.Таким образом, актуальные проблемы деятельности ИВС заключаются в следующем:переполнение и превышения сроков нахождения в ИВС, как следствие совместное содержание курящих и некурящих, больных туберкулезом, гепатитом, педикулезом, ВИЧинфицированных и здоровых;медицинское обеспечение;отсутствие или перебои с обеспечением питьевой водой;низкое качество питания;плохое освещение камер;отсутствие постельных принадлежностей;антисанитарные условия в камере;отсутствие или не исправностьсистемы вентиляции;осуществление ежедневных прогулок в плохих условиях.Решение вышеуказанных проблем требует принятие конкретных мер, связанных увеличением объемов финансирования ИВС, приоритетным распределение выделенных денежных ассигнований на улучшения материальнобытового обеспечения, внедрения современных технических средств охраны, строительство и реконструкциюИВС, кроме того требуется пересмотр законодательной базы регламентирующей деятельность ИВС, а также усиление контроля за сотрудниками осуществляющими охрану подозреваемых и обвиняемых.
Ссылки на источники1.О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: федеральный закон от 15.07.1995 г. № 103ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ из справочноправовой системы «Консультант Плюс».2.Решение Европейского суда поправам человека от 27 сентября2011 г. по делу «Алим против России», жалоба № 39417/07. Письмо ГУОООП МВД России от 20 апреля 2012 г. № 12/Ж1691. (Оф. не опубликовано).
Ivan Mazurov,lecturerof the Chair of Public Order Maintenanceof the Tyumen Advanced Training Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation,Tyumenapiad@mail.ruActual problems in the activities of temporary detention of suspects and defendantsAbstract.The article deals with the problematic issues in the performance management of temporary detention of suspects and accused the Interior Ministry.Key words:temporary detention of the Interior, the suspect, accused, arrested administrative.
Рекомендованокпубликации:Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главнымредактором журнала «Концепт»;Утёмовым В.В., кандидатомпедагогических наук