Оценка уровня знаний и умений участкового уполномоченного полиции как основа определения его компетентности
Выпуск:
ART 14698
УДК
351.74
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Петров
А.
А. Оценка уровня знаний и умений участкового уполномоченного полиции как основа определения его компетентности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – № S15. – С.
56–60. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/14698.htm.
Аннотация. В представленной научной статье на основе анализа законодательных актов и складывающейся правоприменительной практики определяется система оценки уровня квалификации участкового уполномоченного полиции, на основе которых возможно осуществление отбора кандидатов на должность участкового уполномоченного полиции. При этом в статье акцентируется внимание на критерии профессиональной пригодности участкового уполномоченного полиции.
Ключевые слова:
критерии оценки, участковый уполномоченный полиции, квалификационные требования, квалификации сотрудника овд, профессиональные знания и навыки, система оценки, уровень квалификации
Текст статьи
Петров Александр Алексеевич,кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры организации охраны общественного порядкаФГКОУ ДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудниковМВД РФ», г. Тюменьapiad@mail.ru
Оценка уровня знаний и умений участкового уполномоченного полиции как основа определения его компетентности
Аннотация.В представленной научной статье на основе анализа законодательных актов и складывающейся правоприменительной практики определяется система оценки уровня квалификации участкового уполномоченного полиции, на основе которых возможно осуществление отбора кандидатов на должность участкового уполномоченного полиции. При этом в статье акцентируется внимание на критерии профессиональной пригодности участкового уполномоченного полиции.Ключевые слова: квалификационные требования, критерии оценки, квалификации сотрудника ОВД,профессиональные знания и навыки,система оценки, уровень квалификации,участковый уполномоченный полиции.Раздел:(03)философия; социология; политология; правоведение; науковедение.
Проблема объективной оценки результатов работы отдельных подразделений органов внутренних дел всегда находилась в поле зрения руководства Министерства внутренних дел Российской Федерации. В 2011 году, исходя из современных требований, с учетом опыта работы зарубежных правоохранительных органов и собственной практики были пересмотрены прежние концептуальные положения о порядке, системе критериев и механизме оценки деятельности подразделений органов внутренних дел. Данная система оценки просуществовала два года и в декабре 2013 года подверглась реформированию.Действующая система оценки подразделяется на оценку внутреннюю (определяемую с точки зрения системы МВД) и на оценку внешнюю (с точки зрения общества). Однако сами показатели и критерии внутренней оценки выстроены таким образом, чтобы стимулировать подразделения органа внутренних дел на достижение положительной внешней оценки [1]. Как видно из сложившейся на практике ситуации, совершенствование системы оценки деятельности органов внутренних дел продолжается, преследуя две основополагающие цели: первая –достижение объективных данных о состоянии дел в правоохранительной сфере; вторая –упрощение механизма оценки.Эффективность деятельности участковых уполномоченных полиции во многомзависит от их профессионализма. Концепция создания профессиональной службы участковых уполномоченных полиции заключается в ответах на вопросы: Какими профессиональными качествами должен обладать современный участковый уполномоченный? Каковы реальные характеристики этих качеств в сегодняшних условиях? Что и как надо сделать, чтобы служба участковых уполномоченных сталадействительно профессиональной[2]?Указом Президента РФ от 24 декабря 2009 г. № 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации». была сформулирована необходимость формирования научно обоснованной системы оценки деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, в том числе на основе автоматизации процессов управления и внедрения современных технологий [3].Согласно Статьи 75 Федерального закона от 30.11.2011 № 342ФЗ (ред. от 25.11.2013) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» совершенствование профессиональных знаний и навыков сотрудников органов внутренних дел является одним из принципов и основных направлений формирования кадрового состава органов внутренних дел[4].Федеральный закон РФ «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3ФЗ закрепил в качестве одного из основных прав сотрудника полиции право на ознакомление с критериями оценки эффективности выполнения служебных обязанностей, показателями результативности служебной деятельности (п.3 ст. 28)[5]. Аналогичное положение закреплено в ст. 11 Федеральногозакона от 30 ноября 2011 г. № 342ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее –ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ») [6].В свою очередь, в соответствии со ст. 9 «Квалификационные требования к должностям в органах внутренних дел» Федерального закона «О службе в органах внутренних дел РФ», в число квалификационных требований к должностям в органах внутренних дел, устанавливаемых в соответствии с составамидолжностей в органах внутренних дел, включают требования к уровню профессиональных знаний и навыкам, необходимым для выполнения обязанностей по замещаемой должности.Успешное осуществление руководителем органа внутренних дел в процессе управления функций контроля за деятельностью участковых уполномоченных полиции находится в неразрывной связи с разработанностью системы оценки эффективности работы последних.В определении системы оценки работы участковых уполномоченных полиции следует в первую очередь четкоопределить критерии оценки.Выбор методики оценки знаний и умений участкового уполномоченного полиции зависит прежде всего от цели ее проведения. Такая оценка производится при проведении профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, аттестации, назначении на должность, присвоении квалификационных званий, при оценке организации и состояния подготовки кадров органов, организаций и подразделений МВД России, в ходе профессиональной служебной и физической подготовки, при проведении различных инструктажей.Ныне действующий приказ МВД России «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» [7] не содержит квалификационных требований для кандидата, претендующего на должность участкового уполномоченного полиции. В соответствии с данным приказом участковый уполномоченный полиции осуществляет оперативнослужебную деятельность на должности среднего или старшего начальствующего состава. Исходя из этого, для должности участкового уполномоченного полиции распространяются общие требования для должностей среднего или старшего начальствующего состава, установленные Федеральным законом «О службе в органах внутреннихдел Российской Федерации» [4].В частности, п. 3 ст. 9 данного закона гласит: «В число квалификационных требований к должностям среднего, старшего и высшего начальствующего состава, выполнение обязанностей по которым предусматривает расследование или организацию расследования уголовных дел, административное расследование, рассмотрение дел об административных правонарушениях либо проведение антикоррупционных и правовых экспертиз, входит наличие высшего юридического образования. В исключительных случаях и на условиях, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, на эти должности могут быть назначены лица, имеющие другое высшее образование и опыт работы, позволяющий выполнять служебные обязанности». А подп. 3 п. 1 ст. 75 указанного закона одним из ключевых принципов формирования кадров ОВД устанавливает «назначениесотрудников органов внутренних дел на должности с учетом уровня их квалификации, заслуг в служебной деятельности, личных и деловых качеств».Приведенные положения правовых актов позволяют говорить о наличии только одного специфического квалификационного требования (за исключением общих требований для сотрудников полиции: возраст, состояние здоровья и т.д.) для должности участкового уполномоченного полиции. Конкретные профессиональные знания и навыки, необходимые для выполнения обязанностей по должности участкового уполномоченного полиции, а также наличие у кандидата соответствующих личных и деловых качеств на федеральном законодательном уровне не предусмотрены.При оценке личных и деловых качеств кандидата руководителю рекомендуется исходить из соответствующих квалификационных требований, предъявляемых к должности, положений должностного регламента (должностной инструкции) по должности [8].Учитывая создавшуюся на практике сложную ситуацию по комплектованию должностей участковых уполномоченных полиции высококвалифицированными кадрами, имеющими высшее юридическое образование, законодатель предоставил МВД России право определить условия, при которых в исключительных случаях на должности участковых уполномоченных полиции могут назначаться лица, не имеющие высшее юридическое образование. Сегодня среди таких условий:1.Наличие высшего образования, не являющегося юридическим, полученного в военном образовательном учреждении профессионального образования, подтвержденного соответствующим документом государственного образца, и стажа военной службы не менее одного года.2.Наличие среднего юридического образования, подтвержденного соответствующим документом государственного образца или иным документом, приравненным к нему в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании, и высшего образования, не являющегося юридическим, а также опыта работы по юридической специальности не менее одного года.3.Наличие высшего образования, не являющегося юридическим, подтвержденного соответствующим документом государственного образца или иным документом, приравненным к нему в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании, и стажа службы в органах внутренних дел Российской Федерации на должностях, выполнение обязанностей по которым предусматривает расследование или организацию расследования уголовных дел, административное расследование, рассмотрение дел об административных правонарушениях либо проведение антикоррупционных и правовых экспертиз.4.Обучение на последнем курсе образовательного учреждения высшего профессионального образования, имеющего государственную аккредитацию, по направлениям подготовки (специальностям) 030900: Юриспруденция, 031001: Правоохранительная деятельность, 030901: Правовое обеспечение национальной безопасности при наличии высшего образования, не являющегося юридическим, и опыта работы по юридической специальности не менее шести месяцев.5.Наличие ученой степени по юридической специальности, высшего образования, не являющегося юридическим, подтвержденного соответствующим документом государственного образца или иным документом, приравненным к нему в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании, и опыта работы по юридической специальности не менее шести месяцев [9].Таким образом, действующая нормативная модель участкового уполномоченного полиции не в полной мере охватывает все квалификационные требования, предъявляемые к рассматриваемой должности; по сути, заменяя их квалификационными требованиями, предъявляемыми к уровню образования. Но даже при наличии такой нормативно закрепленной модели участкового уполномоченного полиции зачастую можно наблюдать ее несовпадение с реально существующей моделью. «Данным фактором, как правило, на местах объясняют «объективность» неэффективной работы службы участковых уполномоченных: пока подавляющее их большинство не будет соответствовать по своим характеристикам нормативному эталону –неизбежны сбои в деятельности участковых уполномоченных» [10].Статистические данные по показателям оперативнослужебной деятельности конкретного участкового уполномоченного полиции в сочетании с оценкой уровня его профессиональных знаний и умений позволяют увидеть, насколько он соответствует требованиям нормативной модели участковогопрофессионала.Система оценки уровня знаний и умений участкового уполномоченного полиции заключается в периодической проверке уровня его профессиональной компетенции, определении степени соответствия его квалификации и умений установленным критериям.Любая система оценки количественныхи качественных показателей какоголибо объекта предполагает наличие установленных критериев. Применительно к системе оценки уровня знаний и умений участковых уполномоченных полиции критерии должны быть нормативно обусловленными, объективными,устойчивыми и подтверждаемыми.Таким образом, под критериями оценки уровня знаний и умений участкового уполномоченного полиции следует понимать нормативно обусловленные, объективные требования, которым должны соответствовать психические, физические и профессиональные качества конкретного сотрудника.Говоря о системе оценки уровня знаний и умений участкового уполномоченного полиции, необходимо определить компетенцию последнего, которая, как известно, складывается из предметов ведения и полномочий должностного лица.Система оценки уровня знаний и умений участкового уполномоченного полиции напрямую связана с поставленными перед ним служебными задачами и следуемыми из них направлениями егопрофессиональной деятельности.В частности, приказ МВД России от 31 декабря 2012 г. №1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» закрепляет за участковым уполномоченным задачи по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, по противодействию преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечению общественной безопасности [7].Исходя из поставленных перед участковым уполномоченным полиции задач, к основным направлениям его деятельности относятся:защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;выявление и раскрытие преступлений;производство по делам об административных правонарушениях.Кроме того, участковый уполномоченный при несении службы на административном участке принимает участие:в обеспечении правопорядка в общественных местах;в розыске лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении; лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда; лиц, пропавших без вести, в идентификации лиц, которые по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не могут сообщить сведения о себе; в идентификации неопознанных трупов;в розыске несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; несовершеннолетних, самовольно ушедших из специальных учебновоспитательных учреждений закрытого типа органа управления образованием, а также уклоняющихся от недобровольной госпитализации, назначенной судом в связи с наличием психического расстройства;в контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;в обеспечении безопасности дорожного движения [7].В связи с обозначенными сферами деятельности участкового уполномоченного полиции, разработка материалов (тестовые задания, контрольные вопросы, собеседование, решение задач, подготовка учебных служебных или процессуальных документов и т.д.) для оценки уровня знаний и умений участкового уполномоченного полиции должна осуществляться по следующим разделам:Проверка знания основных прав и свобод человека и гражданина, положений Конституции Российской Федерации и умения их реализации в правоохранительной сфере деятельности.Проверка знания прав и обязанностей сотрудника полиции по противодействию преступности и умения осуществлять производство и оформление неотложных следственных действий.Проверка знания форм и методов обеспечения правопорядка в общественных местах и умения осуществлять организационные и тактические действия, направленные на обеспечение общественного порядка.Проверка знания законодательства Российской Федерации в области оборота оружия и умения применять формы и методы контроля за оборотом оружия.Проверка знания законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения и умения применять формы и методы обеспечения безопасности дорожного движения.Проверка знания основных положений ювенального законодательства и умения применять формы и методы профилактики безнадзорности и преступности несовершеннолетних.Проверка на предмет знания правовых положений производства по делам об административных правонарушениях и на предмет умения составлять процессуальные документы.Проверка знания организационных основ деятельности участковых уполномоченных полиции, форм взаимодействия с подразделениями территориальных органов МВД России, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, учреждениями, организациями, общественными объединениями и гражданами и умения ведения служебной документации.Проверка знания правовых, организационных и тактических основ применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия и предмет умения применять перечисленные принудительные меры в практической деятельности.Оптимальный и объективный путь проверки знаний участкового уполномоченного полиции по выделенным разделам предполагает проведение тестирования. Однако это не исключает использование руководителем иных методик оценки уровня знаний и умений участкового уполномоченного полиции.Таким образом, как при приеме кандидатов на службу, так и в повседневной служебной деятельности руководитель должен оценивать претендентов (либо действующих сотрудников) не только на основании документов об образовании, о прохождении службы в органах внутренних дел или иной трудовой деятельности, но и на основе процедур с использованием методов оценки личных и деловых качествлица, включающих тестирование, выполнение контрольных заданий, проведение дискуссий, подготовку проектов служебных документов, индивидуальное собеседование или анкетирование по вопросам, связанным с выполнением служебных обязанностей, участие в выполненииотдельных служебных заданий с учетом требований безопасности и режима секретности.
Ссылки на источники1.http://etkovd.ucoz.ru/publ/novosti_zakonodatelstva/prikazy_mvd_rf.2.Аналитический обзор практики повседневной деятельности участковых уполномоченных милиции и рациональность использования ими рабочего времени: научноисследовательская работа. М.: ВНИИ МВД России, 2002.3.О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: указ Президента РФ от 24 дек. 2009 г. № 1468: ред. от 1 марта 2011 г. // Собр. законодательства РФ. 2009. № 52 (Ч. 1). Ст. 6536.4.О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 30.11.2011 № 342ФЗ (ред. от 25.11.2013) // Собр. законодательства РФ. 2011. № 49 (Ч. 1). Ст. 7020.5.О полиции: Федеральныйзакон от 7 февр. 2011 г. № 3ФЗ// Собр. законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 900.6.О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений вотдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 30 нояб. 2011 г. № 342ФЗ: ред. от 25 нояб. 2013г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 49 (Ч. 1). Ст. 7020.7.Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции: приказ МВД России от 31 дек. 2012 г. № 1166 // Рос. газ. 2013. 27 марта.8.Об утверждении Порядка и условий проведения конкурса на замещение вакантной должности в органах внутренних дел Российской Федерации и Перечня должностей в органах внутренних дел Российской Федерации, назначение на которые осуществляется по результатам конкурса: приказ МВД России от 29 марта 2013 г. № 174 // Рос. газ. 2013. 17 июля.9.Об условиях замещения отдельных должностей среднего, старшего и высшего начальствующего состава лицами, не имеющими высшего профессионального юридического образования: приказ МВД РФ от 6 июля 2012 г. № 681 // Рос. газ. 2012. 24 авг.10.Аналитический обзор практики повседневной деятельности участковых уполномоченных милиции и рациональность использования ими рабочего времени: научноисследовательская работа. М.: ВНИИ МВД России, 2002.
Alexander Petrov,Candidate oflegal Sciences, Associate Professor, Headof the Chair of Administrative Activityof the Tyumen Advanced Training Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation,Tyumenapiad@mail.ruAssessment of the level of knowledge and skills precinct police as a basis to determine its competence
Abstract.In the present article, based on a scientific analysis of legislation and law enforcement determined prevailing system of assessment of qualifications precinct police, on the basis that are capable of selecting candidates for the post of divisional commissioner of police. In the article focuses on professional suitability criteria police precinct.Key words:Qualification requirements; evaluation criteria,ATS employee's qualification,professional knowledge and skills, grading system, level of qualification,Police precinct.
Рекомендовано к публикации:Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Оценка уровня знаний и умений участкового уполномоченного полиции как основа определения его компетентности
Аннотация.В представленной научной статье на основе анализа законодательных актов и складывающейся правоприменительной практики определяется система оценки уровня квалификации участкового уполномоченного полиции, на основе которых возможно осуществление отбора кандидатов на должность участкового уполномоченного полиции. При этом в статье акцентируется внимание на критерии профессиональной пригодности участкового уполномоченного полиции.Ключевые слова: квалификационные требования, критерии оценки, квалификации сотрудника ОВД,профессиональные знания и навыки,система оценки, уровень квалификации,участковый уполномоченный полиции.Раздел:(03)философия; социология; политология; правоведение; науковедение.
Проблема объективной оценки результатов работы отдельных подразделений органов внутренних дел всегда находилась в поле зрения руководства Министерства внутренних дел Российской Федерации. В 2011 году, исходя из современных требований, с учетом опыта работы зарубежных правоохранительных органов и собственной практики были пересмотрены прежние концептуальные положения о порядке, системе критериев и механизме оценки деятельности подразделений органов внутренних дел. Данная система оценки просуществовала два года и в декабре 2013 года подверглась реформированию.Действующая система оценки подразделяется на оценку внутреннюю (определяемую с точки зрения системы МВД) и на оценку внешнюю (с точки зрения общества). Однако сами показатели и критерии внутренней оценки выстроены таким образом, чтобы стимулировать подразделения органа внутренних дел на достижение положительной внешней оценки [1]. Как видно из сложившейся на практике ситуации, совершенствование системы оценки деятельности органов внутренних дел продолжается, преследуя две основополагающие цели: первая –достижение объективных данных о состоянии дел в правоохранительной сфере; вторая –упрощение механизма оценки.Эффективность деятельности участковых уполномоченных полиции во многомзависит от их профессионализма. Концепция создания профессиональной службы участковых уполномоченных полиции заключается в ответах на вопросы: Какими профессиональными качествами должен обладать современный участковый уполномоченный? Каковы реальные характеристики этих качеств в сегодняшних условиях? Что и как надо сделать, чтобы служба участковых уполномоченных сталадействительно профессиональной[2]?Указом Президента РФ от 24 декабря 2009 г. № 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации». была сформулирована необходимость формирования научно обоснованной системы оценки деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, в том числе на основе автоматизации процессов управления и внедрения современных технологий [3].Согласно Статьи 75 Федерального закона от 30.11.2011 № 342ФЗ (ред. от 25.11.2013) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» совершенствование профессиональных знаний и навыков сотрудников органов внутренних дел является одним из принципов и основных направлений формирования кадрового состава органов внутренних дел[4].Федеральный закон РФ «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3ФЗ закрепил в качестве одного из основных прав сотрудника полиции право на ознакомление с критериями оценки эффективности выполнения служебных обязанностей, показателями результативности служебной деятельности (п.3 ст. 28)[5]. Аналогичное положение закреплено в ст. 11 Федеральногозакона от 30 ноября 2011 г. № 342ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее –ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ») [6].В свою очередь, в соответствии со ст. 9 «Квалификационные требования к должностям в органах внутренних дел» Федерального закона «О службе в органах внутренних дел РФ», в число квалификационных требований к должностям в органах внутренних дел, устанавливаемых в соответствии с составамидолжностей в органах внутренних дел, включают требования к уровню профессиональных знаний и навыкам, необходимым для выполнения обязанностей по замещаемой должности.Успешное осуществление руководителем органа внутренних дел в процессе управления функций контроля за деятельностью участковых уполномоченных полиции находится в неразрывной связи с разработанностью системы оценки эффективности работы последних.В определении системы оценки работы участковых уполномоченных полиции следует в первую очередь четкоопределить критерии оценки.Выбор методики оценки знаний и умений участкового уполномоченного полиции зависит прежде всего от цели ее проведения. Такая оценка производится при проведении профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, аттестации, назначении на должность, присвоении квалификационных званий, при оценке организации и состояния подготовки кадров органов, организаций и подразделений МВД России, в ходе профессиональной служебной и физической подготовки, при проведении различных инструктажей.Ныне действующий приказ МВД России «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» [7] не содержит квалификационных требований для кандидата, претендующего на должность участкового уполномоченного полиции. В соответствии с данным приказом участковый уполномоченный полиции осуществляет оперативнослужебную деятельность на должности среднего или старшего начальствующего состава. Исходя из этого, для должности участкового уполномоченного полиции распространяются общие требования для должностей среднего или старшего начальствующего состава, установленные Федеральным законом «О службе в органах внутреннихдел Российской Федерации» [4].В частности, п. 3 ст. 9 данного закона гласит: «В число квалификационных требований к должностям среднего, старшего и высшего начальствующего состава, выполнение обязанностей по которым предусматривает расследование или организацию расследования уголовных дел, административное расследование, рассмотрение дел об административных правонарушениях либо проведение антикоррупционных и правовых экспертиз, входит наличие высшего юридического образования. В исключительных случаях и на условиях, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, на эти должности могут быть назначены лица, имеющие другое высшее образование и опыт работы, позволяющий выполнять служебные обязанности». А подп. 3 п. 1 ст. 75 указанного закона одним из ключевых принципов формирования кадров ОВД устанавливает «назначениесотрудников органов внутренних дел на должности с учетом уровня их квалификации, заслуг в служебной деятельности, личных и деловых качеств».Приведенные положения правовых актов позволяют говорить о наличии только одного специфического квалификационного требования (за исключением общих требований для сотрудников полиции: возраст, состояние здоровья и т.д.) для должности участкового уполномоченного полиции. Конкретные профессиональные знания и навыки, необходимые для выполнения обязанностей по должности участкового уполномоченного полиции, а также наличие у кандидата соответствующих личных и деловых качеств на федеральном законодательном уровне не предусмотрены.При оценке личных и деловых качеств кандидата руководителю рекомендуется исходить из соответствующих квалификационных требований, предъявляемых к должности, положений должностного регламента (должностной инструкции) по должности [8].Учитывая создавшуюся на практике сложную ситуацию по комплектованию должностей участковых уполномоченных полиции высококвалифицированными кадрами, имеющими высшее юридическое образование, законодатель предоставил МВД России право определить условия, при которых в исключительных случаях на должности участковых уполномоченных полиции могут назначаться лица, не имеющие высшее юридическое образование. Сегодня среди таких условий:1.Наличие высшего образования, не являющегося юридическим, полученного в военном образовательном учреждении профессионального образования, подтвержденного соответствующим документом государственного образца, и стажа военной службы не менее одного года.2.Наличие среднего юридического образования, подтвержденного соответствующим документом государственного образца или иным документом, приравненным к нему в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании, и высшего образования, не являющегося юридическим, а также опыта работы по юридической специальности не менее одного года.3.Наличие высшего образования, не являющегося юридическим, подтвержденного соответствующим документом государственного образца или иным документом, приравненным к нему в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании, и стажа службы в органах внутренних дел Российской Федерации на должностях, выполнение обязанностей по которым предусматривает расследование или организацию расследования уголовных дел, административное расследование, рассмотрение дел об административных правонарушениях либо проведение антикоррупционных и правовых экспертиз.4.Обучение на последнем курсе образовательного учреждения высшего профессионального образования, имеющего государственную аккредитацию, по направлениям подготовки (специальностям) 030900: Юриспруденция, 031001: Правоохранительная деятельность, 030901: Правовое обеспечение национальной безопасности при наличии высшего образования, не являющегося юридическим, и опыта работы по юридической специальности не менее шести месяцев.5.Наличие ученой степени по юридической специальности, высшего образования, не являющегося юридическим, подтвержденного соответствующим документом государственного образца или иным документом, приравненным к нему в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании, и опыта работы по юридической специальности не менее шести месяцев [9].Таким образом, действующая нормативная модель участкового уполномоченного полиции не в полной мере охватывает все квалификационные требования, предъявляемые к рассматриваемой должности; по сути, заменяя их квалификационными требованиями, предъявляемыми к уровню образования. Но даже при наличии такой нормативно закрепленной модели участкового уполномоченного полиции зачастую можно наблюдать ее несовпадение с реально существующей моделью. «Данным фактором, как правило, на местах объясняют «объективность» неэффективной работы службы участковых уполномоченных: пока подавляющее их большинство не будет соответствовать по своим характеристикам нормативному эталону –неизбежны сбои в деятельности участковых уполномоченных» [10].Статистические данные по показателям оперативнослужебной деятельности конкретного участкового уполномоченного полиции в сочетании с оценкой уровня его профессиональных знаний и умений позволяют увидеть, насколько он соответствует требованиям нормативной модели участковогопрофессионала.Система оценки уровня знаний и умений участкового уполномоченного полиции заключается в периодической проверке уровня его профессиональной компетенции, определении степени соответствия его квалификации и умений установленным критериям.Любая система оценки количественныхи качественных показателей какоголибо объекта предполагает наличие установленных критериев. Применительно к системе оценки уровня знаний и умений участковых уполномоченных полиции критерии должны быть нормативно обусловленными, объективными,устойчивыми и подтверждаемыми.Таким образом, под критериями оценки уровня знаний и умений участкового уполномоченного полиции следует понимать нормативно обусловленные, объективные требования, которым должны соответствовать психические, физические и профессиональные качества конкретного сотрудника.Говоря о системе оценки уровня знаний и умений участкового уполномоченного полиции, необходимо определить компетенцию последнего, которая, как известно, складывается из предметов ведения и полномочий должностного лица.Система оценки уровня знаний и умений участкового уполномоченного полиции напрямую связана с поставленными перед ним служебными задачами и следуемыми из них направлениями егопрофессиональной деятельности.В частности, приказ МВД России от 31 декабря 2012 г. №1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» закрепляет за участковым уполномоченным задачи по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, по противодействию преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечению общественной безопасности [7].Исходя из поставленных перед участковым уполномоченным полиции задач, к основным направлениям его деятельности относятся:защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;выявление и раскрытие преступлений;производство по делам об административных правонарушениях.Кроме того, участковый уполномоченный при несении службы на административном участке принимает участие:в обеспечении правопорядка в общественных местах;в розыске лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении; лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда; лиц, пропавших без вести, в идентификации лиц, которые по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не могут сообщить сведения о себе; в идентификации неопознанных трупов;в розыске несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; несовершеннолетних, самовольно ушедших из специальных учебновоспитательных учреждений закрытого типа органа управления образованием, а также уклоняющихся от недобровольной госпитализации, назначенной судом в связи с наличием психического расстройства;в контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;в обеспечении безопасности дорожного движения [7].В связи с обозначенными сферами деятельности участкового уполномоченного полиции, разработка материалов (тестовые задания, контрольные вопросы, собеседование, решение задач, подготовка учебных служебных или процессуальных документов и т.д.) для оценки уровня знаний и умений участкового уполномоченного полиции должна осуществляться по следующим разделам:Проверка знания основных прав и свобод человека и гражданина, положений Конституции Российской Федерации и умения их реализации в правоохранительной сфере деятельности.Проверка знания прав и обязанностей сотрудника полиции по противодействию преступности и умения осуществлять производство и оформление неотложных следственных действий.Проверка знания форм и методов обеспечения правопорядка в общественных местах и умения осуществлять организационные и тактические действия, направленные на обеспечение общественного порядка.Проверка знания законодательства Российской Федерации в области оборота оружия и умения применять формы и методы контроля за оборотом оружия.Проверка знания законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения и умения применять формы и методы обеспечения безопасности дорожного движения.Проверка знания основных положений ювенального законодательства и умения применять формы и методы профилактики безнадзорности и преступности несовершеннолетних.Проверка на предмет знания правовых положений производства по делам об административных правонарушениях и на предмет умения составлять процессуальные документы.Проверка знания организационных основ деятельности участковых уполномоченных полиции, форм взаимодействия с подразделениями территориальных органов МВД России, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, учреждениями, организациями, общественными объединениями и гражданами и умения ведения служебной документации.Проверка знания правовых, организационных и тактических основ применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия и предмет умения применять перечисленные принудительные меры в практической деятельности.Оптимальный и объективный путь проверки знаний участкового уполномоченного полиции по выделенным разделам предполагает проведение тестирования. Однако это не исключает использование руководителем иных методик оценки уровня знаний и умений участкового уполномоченного полиции.Таким образом, как при приеме кандидатов на службу, так и в повседневной служебной деятельности руководитель должен оценивать претендентов (либо действующих сотрудников) не только на основании документов об образовании, о прохождении службы в органах внутренних дел или иной трудовой деятельности, но и на основе процедур с использованием методов оценки личных и деловых качествлица, включающих тестирование, выполнение контрольных заданий, проведение дискуссий, подготовку проектов служебных документов, индивидуальное собеседование или анкетирование по вопросам, связанным с выполнением служебных обязанностей, участие в выполненииотдельных служебных заданий с учетом требований безопасности и режима секретности.
Ссылки на источники1.http://etkovd.ucoz.ru/publ/novosti_zakonodatelstva/prikazy_mvd_rf.2.Аналитический обзор практики повседневной деятельности участковых уполномоченных милиции и рациональность использования ими рабочего времени: научноисследовательская работа. М.: ВНИИ МВД России, 2002.3.О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: указ Президента РФ от 24 дек. 2009 г. № 1468: ред. от 1 марта 2011 г. // Собр. законодательства РФ. 2009. № 52 (Ч. 1). Ст. 6536.4.О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 30.11.2011 № 342ФЗ (ред. от 25.11.2013) // Собр. законодательства РФ. 2011. № 49 (Ч. 1). Ст. 7020.5.О полиции: Федеральныйзакон от 7 февр. 2011 г. № 3ФЗ// Собр. законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 900.6.О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений вотдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 30 нояб. 2011 г. № 342ФЗ: ред. от 25 нояб. 2013г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 49 (Ч. 1). Ст. 7020.7.Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции: приказ МВД России от 31 дек. 2012 г. № 1166 // Рос. газ. 2013. 27 марта.8.Об утверждении Порядка и условий проведения конкурса на замещение вакантной должности в органах внутренних дел Российской Федерации и Перечня должностей в органах внутренних дел Российской Федерации, назначение на которые осуществляется по результатам конкурса: приказ МВД России от 29 марта 2013 г. № 174 // Рос. газ. 2013. 17 июля.9.Об условиях замещения отдельных должностей среднего, старшего и высшего начальствующего состава лицами, не имеющими высшего профессионального юридического образования: приказ МВД РФ от 6 июля 2012 г. № 681 // Рос. газ. 2012. 24 авг.10.Аналитический обзор практики повседневной деятельности участковых уполномоченных милиции и рациональность использования ими рабочего времени: научноисследовательская работа. М.: ВНИИ МВД России, 2002.
Alexander Petrov,Candidate oflegal Sciences, Associate Professor, Headof the Chair of Administrative Activityof the Tyumen Advanced Training Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation,Tyumenapiad@mail.ruAssessment of the level of knowledge and skills precinct police as a basis to determine its competence
Abstract.In the present article, based on a scientific analysis of legislation and law enforcement determined prevailing system of assessment of qualifications precinct police, on the basis that are capable of selecting candidates for the post of divisional commissioner of police. In the article focuses on professional suitability criteria police precinct.Key words:Qualification requirements; evaluation criteria,ATS employee's qualification,professional knowledge and skills, grading system, level of qualification,Police precinct.
Рекомендовано к публикации:Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»