Россия как социальное государство

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Попова Л. Е. Россия как социальное государство // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S31. – С. 11–15. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14865.htm.
Аннотация. В статье на основе анализа положений Конституции РФ раскрываются принципы, приоритеты и проблемы построения социального государства в России. Автор делает вывод, что построение социального государства в России – это цель, задача, и мы находимся только на первой ступени его становления и развития.
Раздел: Философия; социология; политология; правоведение; науковедение
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Попова Лариса Евгеньевна,кандидат филологических наук, доценткафедры уголовного права, процесса и криминалистикифилиалаФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г.Тихорецке, г.Тихорецк L.schmer@bk.ru

Россия как социальное государство

Аннотация.В статье на основе анализа положений Конституции РФ раскрываются принципы, приоритеты и проблемы построения социального государства в России. Автор делает вывод, что построение социального государства в России–это цель, задача, и мы находимся только на первой ступени его становления и развития. Ключевые слова:политика, социальное государство,гарантированный минимальный размер оплаты труда,государственная поддержка,трудная жизненная ситуация,трудоспособность,система социальных служб,государственные пенсии, пособия, гарантии социальной защиты.Раздел: (03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.

Статья 7 Конституции Российской Федерации закрепляет один из важных конституционных принципов: «1. РФ–социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. 2. В РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты»[1].Данное положение определяет политику и назначение социального государства, его цели и задачи, направленные на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Это означает, что государство обязано обеспечить своим гражданам следующие условия:возможность каждого трудоспособного человека зарабатывать на себя и на содержание всей семьи;гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, потерявшим трудоспособность (больные, инвалиды, безработные, дети, пенсионеры, беженцы и вынужденные переселенцы) оказывать поддержку за счет перераспределения государством средств, накопленных субъектами, участвующими в экономической жизни страны для создания благоприятных жизненных условий и обеспечения обычного жизненного стандарта;гарантированный минимальный размер оплаты труда и достойный для каждого человека прожиточный минимум;иные гарантии социальной защиты.Российское государство, проводя социальноэкономическую политику, опирается на такие важнейшие принципы, как: свобода экономической деятельности, право человека на свободный выбор в сфере наемного труда и предпринимательства; развитие и экономическая эффективность социального рыночного хозяйства; социальная справедливость и социальная солидарность общества; развитие системы социального партнерства; участие всех граждан в управлении государственными и общественными делами; ответственность государства за состояние и развитие эффективной социальной политики, направленной на обеспечение достойной жизни и свободного развития человека.На сегодняшний день некоторые из этих принципов в той или иной мере утверждаются в нашей действительности. На основе принципов формируется государственная социальная политика, направленная на создание нормальных условий жизни для всех слоев населения, а именно: обеспечение необходимого уровня и качества жизни за счет собственных усилий для трудоспособной части населения; созданиесистемы государственной социальной защиты и обеспечения жизненных потребностейнетрудоспособным. Несомненно,основными приоритетами социального государства являются:1)реализация государственной демографической политики; снижение смертности (особенно детской и в трудоспособном возрасте) и увеличение продолжительности жизни населения [2]; 2)сохранение и приумножение жилья для граждан, повышение его комфортабельности; 3)развитие коммунального хозяйства, транспорта и связи за счет бюджетного финансирования и средств населения по мере роста доходов [3];4)обеспечение роста реальной заработной платы и доходов населения и на их основе –рост качества и уровня жизни; установление государственных гарантий в сфере оплаты труда, обеспечивающих в полной мере воспроизводство рабочей силы; разработка и реализация системы социального страхования (пенсионного, социального и медицинского), социального обеспечения граждан и их семей в случаях классических рисков и вынужденных состояний (болезнь, возраст, безработица, несчастный случай и т.п.);

5)осуществление социальной защиты малообеспеченных семей, а также инвалидов, пожилых и других слабо защищенных категорий граждан; оказание помощи малоимущим, многодетным и неполным семьям, жертвам стихийных бедствий и т.д.; 6)защита трудовых прав и интересов работников; обеспечение экологической безопасности страны; повышение роли и качества общего и профессионального образования и т.д.[4]Однако современные реалии позволяют сделать вывод, что деятельность государства в социальной сфере пока что не всегда является достаточной и действенной. В условиях продолжающегося экономического кризиса социальная помощь государства пока не гарантирует достойную жизнь, как это записано в Конституции РФ. Уже привычными стали такие проблемы, как бедность, безработица, преступность, многие другие. Несмотря на то, что органами местного самоуправленияв последние годы уделяется все больше внимания социальной сфере, множество принимаемых мер, кардинальных изменений в области социальной политики не принесли. В последние годы социальная защита населения России ориентировалась на адресное оперативное решение самых острых, кризисных, жизненных проблем отдельных категорий граждан на заявительной основе. На определенном этапе этот путь был наиболее реальным для практического решения задач в этой сфере, но такой подход не дает долгосрочного эффекта, поскольку не ориентирован на профилактику повторений кризисных ситуаций, на перспективную социальную защиту каждого конкретного человека и населения в целом.На наш взгляд,без планомерного, направляемого государством развития социальной сферы, науки и образования, разработки и внедрения в производство новых технологий динамичное развитие экономики и высокий уровень жизни невозможны.Это подтверждается опытом социальноэкономических развитых стран.

Провозгласив себя социальным государством, Россия, официально зафиксировала это в ст.7 Конституции. Социальные права, гарантируемые гражданам, прописаны также в следующих статьях Основного закона: 1)на труд и его оплату (п. 1–4 ст. 37);2)на отдых (п. 5 ст. 37);3)на защиту материнства, детства и семьи (ст. 38); 4)на социальное обеспечение (ст. 39); на жилище (ст. 40); 5)на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41); на экологическую безопасность (ст. 42); на образование (ст. 43); 6)на участие и доступ к культурной жизни (ст. 44)[5].

Но ведь провозглашенные статьи основного закона о социальномгосударстве не делают его таковым. Для его построения и развития требуется формирование эффективной социальной рыночной экономики и политики, обеспечивающей занятость, достойную заработную плату, развитое социальное страхование, поддержку семьи, материнства и детства, престарелых, молодежи и т.д., и разработка комплексной программы мер и механизмов их реализации всеми ветвями и уровнями государственной власти и местного самоуправления[5].Только при достижении баланса во взаимодействии основных социальных и политических сил в обществе можно говорить о социальном государстве. Согласимся с мнениемзаместителя руководителя аппарата Комитета Совета Федерации по социальной политике, кандидатом экономических наукВ.М.Анисимовым, чтодля реализации положений ст. 7 Конституции Российской Федерации требуются согласованные действия всех ветвей государственной власти и общественных объединений. Чтобы весь механизм четко работал, необходимо принять федеральный закон «Об основах социальной политики», который определил бы права и обязанности всех ее субъектов–государственных органов, органов местного самоуправления, бизнеса и общественных объединений[6].

Сегодня достаточно четко сформулированы задачи социальной модернизации. Речь идет о повышении доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения. Провозглашена первоочередная задача модернизации отечественного здравоохранения–повышение его эффективности и, что, несомненно, приведет к улучшению показателей здоровья нации.Перед обществом и государством стоит задача не допустить утраты российским образованием своих преимуществ, усилить его инновационность, повышать и модернизировать требования к образованию. Стратегический характер приобрели задачи в жилищной сфере. Государству необходимо направить усилия длясоздания условий, обеспечивающих гражданам приобретение отвечающих современным требованиям квартир, за счет собственных средств и с помощью жилищных кредитов. Решение поставленных задач во многом зависит от темпов российской экономики на долгие годы.Нужно отметить конкретные шаги в реализации социальных программ делаются постоянно. За последние годы в первую очередь решаются наиболее острые проблемы в сфере образования, здравоохранения, жилищной сферы, сельского хозяйства. Решаются задачи по повышению доступности и качества первичной медикосанитарной помощи, обеспеченности населения высокотехнологичной медициной[7].Установление основ государственной социальной политики требует качественного правового регулирования отношений в социальной сфере, разработка федеральных программ социального развития страны, разработка и утверждение государственных минимальных социальных стандартов федерального уровня, обеспечение государственных гарантий их реализации.На уровне субъектов РФ разрабатываются основы региональной социальной политики с учетом исторических и культурных традиций; устанавливаются региональные социальные стандарты и нормы, учитывающие государственные минимальные социальные стандарты; проявляется забота о сохранении и укреплении социальной инфраструктуры, находящейся в собственности субъектов РФ; организуются подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников в области образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты населения; обеспечивается соблюдение законодательства РФ во всех сферах социальной политики.Не остаются в стороне и органы местного самоуправления. Их задачей является непосредственное предоставление комплекса социальных услуг, обеспечивающих условия для жизнедеятельности человека и его воспроизводства. На основе региональных норм и нормативов органами местного самоуправления могут разрабатываться местные социальные нормы и нормативы, учитывающие специфику конкретного муниципального образования.Современное состояние социальной политики в России остается под пристальным вниманием главы государства, Правительства РФ. В статье Президента РФ Владимира Путина «Строительство справедливости. Социальная политика для России» отмечается: «Ключевая проблема социальной политики России–даже не объем ресурсов, который мы направляем на решение социальных задач. А эффективность, целевой характер проводимых мер. Нам необходимо в ближайшие годы изменить ситуацию, ликвидировать все зоны потерь в социальном секторе, когда ресурсы тратятся впустую, направляются не тем, кто в них отчаянно нуждается, а людям, которые могут легко прожить без этого; когда мы по инерции поддерживаем учреждения, не обращая внимания на эффект их работы для граждан; когда мы ставим интересы тех, кто работает в социальных учреждениях, выше интересов тех, на кого они работают. Каждый рубль, направляемый в социальную сферу, должен «производить справедливость». Справедливое устройство общества, экономики –главное условие нашего устойчивого развития в эти годы» [8].Ксожалению, непродуманные поспешные действия по политическому и экономическому реформированию общества в сочетании с общим социальнополитическим кризисом порождают острый дефицит ресурсов. В связи с этим обостряются социальные проблемы.На наш взгляд,только при условии государственного регулирования рыночных отношений возможно сравнительно быстрое преодоление всех негативных последствий реформ. Стоит обратить внимание на такой негативный фактор современной России, как продолжающаяся поляризация групп населения по уровню доходов и материальной обеспеченности. Нельзя забывать, что социальное неравенство всегда отражает политическую, экономическую и правовую стороны жизни общества. Социальные признаки (принадлежность к определенной социальной группе) у нас все еще в большой степени влияют на доступность образования, лечения и т.д., что порождает острые социальные коллизии уже в детском возрасте. Недостаточные меры по преодолению массовой безработицы привели к росту числа нищих, бродяжничеству, преступности, проституции. В трудном положении оказались инвалиды и престарелые.

В стремлении к созданию в России социального правового государства нельзя забывать о международных стандартах важнейших прав и свобод человека, а в их числе равенство перед законом, равенство мужчины и женщины, право выбора профессии и образовательной системы, являются приоритетными для нашего российского законодательства[9].Социальное государство, должно обеспечить их в полном объеме, включая и совершенствование системы социальной защиты.Провозглашение Российской Федерации социальным государством –это принцип, задача, цель, достижение которой потребует огромных усилий. Пока мы находимся на первой ступени построения социального государства.

Ссылки на источники1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) правках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6ФКЗ, от 30.12.2008 № 7ФКЗ, от 05.02.2014 № 2ФКЗ, от 21.07.2014 № 11ФКЗ). –Доступ из справ.правовой системы «КонсультaнтПлюс».2.Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения». Утвержденапостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 15 апреля 2014 г. № 294.–Доступ из справ.правовой системы «КонсультaнтПлюс».3.Государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». –Доступ из информационноправовогопортала«Гарант».4.Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012г. №2620р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки».–Доступ из информационноправового портала «Гарант».5.Конституция Российской Федерации.6.АнисимовВ.М. Социальное государство в России –выбор времени.Основные проблемы социального развития России // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ.–2004.–№ 15 (235). 7.Попова Л.Е.Политика России на современном этапе построения социального государства//Актуальные вопросы юридической науки и практики: материалы межвуз.науч.практ.конф. /под общ.ред. Е.В. Королюк. –Ставрополь: Атрус, 2013.8.Путин В.В. Строительство справедливости. Социальная политика для России // Комсомольская правда.–2012. –13 февр.9.Попова Л. Е. Указ. соч.

LarisaPopova,Candidate of Philological Sciences, Associate Professor Department of Criminal Law, Procedure and Criminalistics, branch FGBOU VPO "Kuban State University" in Tikhoretsk (Tikhoretsk)L.schmer@bk.ruRussia as a social State Abstract.In the article on the basis of analysis of the articles of the basic law are the principles, priorities and the challenges of building the welfare State in Russia. The author concludes that the construction of the welfare State in Russia is the goal, objective, and we are only at the first stage of its formation and development. Key words: politics, social State, the guaranteed minimum wage, Government support, a difficult life situation, ability to work, social services, public pensions, benefits and social security guarantees.

Рекомендовано к публикации:

Сирик М. С., кaндидaтом юридических нaук, доцентом, зaв. кaфедрой уголовного прaвa, процессaи криминaлистики филиaла ФГБОУ ВПО «Кубaнский госудaрственный университет» в г.Тихорецке, г.Тихорецк